Заседание № 111
10.09.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 257140-6 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления ограничения размера платы за потреблённые коммунальные услуги).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3717 по 4080 из 6484
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Вы же знаете, в России четыре беды - осень, зима, весна и лето, и каждый раз у нас возникают какие-то глобальные проблемы. Вот сейчас осень, и обычно первая беда - это битва за урожай, а вторая - это коммунальные неурядицы, осложняющиеся зимой замерзающими трубами. Коммунальные услуги и коммунальные платежи - это тема (возьмите наш любимый журнал "Российская Федерация...") самая главная, судя по процентам, она всегда интересует россиян, не только в данный момент. До принятия 354-го постановления правительства - оно было принято после того, как сюда приходил с отчётом Дмитрий Анатольевич Медведев, - действовало правило, по которому наши граждане платили и за себя, и за тех, кто не платил. Ну вы знаете, те, у кого в квартире счётчики, суммировали данные, пытались заплатить, но потом им выкатывали дополнительные счета за обслуживание ещё и общедомовой территории: подъезд надо отапливать, подъезд надо мыть (правда, я не помню, чтобы хотя бы в одном подъезде были краны, откуда текла бы вода), ну и прочее - электричество, лампочки... В итоге получалось так, что плата гражданина за общедомовые услуги была сопоставима - а иногда и больше! - с платой за квартиру, в которой он с семьёй проживает. Галина Петровна правильно сказала, что, может быть, это и не дело - в Жилищный кодекс лезть с такими изменениями, но как ещё надо было поступить?! Фракция ЛДПР предлагает ограничить эту разницу: если разница между показателями ваших приборов учёта и тем, что написано в счёте, который вам выставляет управляющая компания, больше 5 процентов, то платить уже нельзя, надо доказывать, что это всё действительно имело место, а не кто-то там своровал или подключил счётчик так, чтобы он мотал в обратную сторону. Поэтому-то мы и подготовили данный законопроект, которым предлагается внести изменения в статью 157 Жилищного кодекса. Постановлением правительства № 354 некоторые элементы из расчёта исключены, однако, коллеги, опасность всё-таки остаётся. Сейчас, если превышение идёт, платит управляющая организация, но есть маленькое "но", которое, я думаю, вскоре будет использоваться очень широко: если эти услуги предоставляет ресурсоснабжающая организация, а не управляющая компания, то платить будут всё равно жильцы. То есть такие махинации, скорее всего, возобновятся, поскольку раньше этим занималась управляющая компания, а сейчас это будет передано ресурсоснабжающей организации, то есть той, что поставляет воду, свет и тепло, махинации возникнут в том же объёме, поскольку общедомовые счётчики одни, а у граждан - совсем другие, а у некоторых вообще их нет. Я всё-таки рекомендовал бы данный законопроект поддержать. Если не будет этих махинаций, тогда мы с вами сможем его отменить, но от жуликов никто не застрахован, так что прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по жилищной политике рассмотрел законопроект "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Галина Петровна Хованская правильно указала, что статья 157 "Размер платы за коммунальные услуги" не может быть предметом регулирования данного законопроекта, потому что отношения по определению платы за коммунальные услуги регулируются (автор законопроекта на это указал) 354-м постановлением, которое было принято в 2011 году, и 344-м постановлением, которое было принято буквально недавно, 16 апреля 2013 года: ограничение расходов на общедомовые нужды уже сделано, в том числе убраны из общедомовых нужд оплата за тепло, оплата за водоотведение, был введён норматив оплаты за электроснабжение, водоснабжение, ну и так далее по всем остальным общедомовым нуждам; если плата за ОДН выше нормативной, то за это несёт ответственность управляющая компания или поставщик услуг. Таким образом, основная цель данного законопроекта - увеличить ответственность управляющей компании - 344-м постановлением Правительства Российской Федерации уже достигнута, это первый довод против принятия данного законопроекта. Следующее. В данном законопроекте написано про потреблённые коммунальные услуги, но в той же самой 157-й статье в пункте 1 написано несколько другое, - что все потреблённые или поставленные в данный многоквартирный дом услуги должны быть оплачены, поэтому указание на разницу между потреблёнными и поставленными коммунальными услугами, по мнению комитета, юридически некорректно, так как может появиться выпадающая разница объёмов коммунальных услуг, что в конечном итоге может привести в том числе и к банкротству, и к упущенной выгоде тех же самых ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний при всех остальных идеальных потребителях и абсолютно прозрачном начислении. Ну и ещё один довод против: есть у нас статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что бремя расходов на содержание общедомового имущества несёт собственник, а по данному законопроекту это бремя может быть переложено в том числе на поставщиков коммунальных услуг и на управляющие компании. Комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Сергею Владимировичу. Почему опять, вот как в предыдущем случае, 5 процентов? Что это за норматив и насколько он обоснован наукой и практикой? Это первый вопрос. Второй: почему мы опять создаём ситуацию, когда вот эту разницу должны оплачивать не те самые жильцы, которые не установили в своих квартирах счётчики, - а именно за счёт этого эти дополнительные расходы, эта разница появляется, - а те, которые имеют счётчики? То есть мы опять на граждан, в квартирах которых имеются счётчики, перекладываем общие расходы, и они, в общем-то, должны будут расплачиваться за тех, кто не имеет счётчиков. Вот прошу ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Валентин Сергеевич, ну, я с вами не во всём согласился бы - никто здесь ни на кого не перекладывает. Но начнем по порядку: почему 5 процентов? 5 процентов - это просто-напросто условная черта, которая показывает, что если показания ваших счётчиков, которые установлены у вас дома, плюс определённая вашим общим собранием норма на содержание, ну, допустим, по электричеству - сколько-то киловатт на освещение подъезда - не совпадает с тем, что вам выставляет управляющая компания, более чем на 5 процентов, то вы уже не платите эту сумму. Это вам даёт возможность заплатить только то, что вы посчитали по своим счётчикам, а по остальной сумме вам должны доказать, что это вы перерасходовали или ваши счётчики неправильно работают. Ещё раз говорю: это не привязано ни к чему, просто даёт основания рассматривать это как порог, дальше которого идти нельзя. Это первое. Второй момент - по поводу тех, кто счётчики не устанавливает, а платит по нормативам: как правило, нормативы установлены такие, что ни одна семья не расходует такое количество полностью, то есть они завышены, поэтому о добропорядочных, добросовестных плательщиках здесь речь не идёт, они за себя платят и платят столько, сколько ни воды, ни электричества, допустим, не используют (хотя счётчики на электричество, по-моему, сейчас уже у всех стоят). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Владимирович, законопроект, безусловно, важен и нужен, его, конечно же, необходимо принять. Маленький уточняющий вопрос: данные изменения касаются собственников жилых помещений, при этом не учитываются лица, проживающие на иных основаниях, - скажите, пожалуйста, а каково в данном случае их положение? ИВАНОВ С. В. Их положение будет зависеть от того, на каком основании они находятся в данном жилом помещении, поскольку если гражданин сдаёт в аренду свою квартиру, то он её может сдавать как на условиях оплаты коммунальных услуг, так и без оплаты коммунальных услуг, то есть берёт более высокую плату, это уже их межличностные отношения. Этот законопроект касается только собственника. Мы не можем предъявить ни на каком законном основании требования об оплате к людям, которых вы, допустим, просто пустили к себе, в вашу собственную квартиру пожить на время своего отпуска, например. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Михайлович Заполев. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция КПРФ. Я полагаю, вопросы 16 и 21 взаимосвязаны, поэтому у меня вопрос, наверное, к Павлу Рюриковичу и, может быть, даже депутат Николаева может ответить. Вот у вас есть своё жильё, вы там живёте, вот вы просчитали, как будет выглядеть заработная плата конкретно по вашей квартире? И если это не секрет, будете платить больше или меньше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р. Я, например, Михаил Михайлович, не понял связь между заработной платой и оплатой за жилищно-коммунальные услуги, но я тем не менее постараюсь ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович оговорился. КАЧКАЕВ П. Р. То, о чём Елена Леонидовна говорила, и то, о чём говорил я, - это два совершенно разных закона. В том законопроекте, который я представлял, речь идёт об оплате общедомовых нужд. Те правила оплаты общедомовых нужд, которые были введены 1 сентября 2012 года 354-м постановлением и которые всю страну взбудоражили, всколыхнули так, что разбирались более полугода, сегодня 344-м постановлением правительства более или менее приведены в порядок, хотя вопросов там ещё достаточное количество, и эта работа, которую в том числе и наш комитет ведёт совместно с правительством, продолжается. Что касается того законопроекта, в котором говорится о предельных индексах увеличения платы за коммунальные услуги. Это значит, что мы на три - пять лет устанавливаем предполагаемый рост платы - не тарифа, не норматива, а именно общей платы за коммунальные услуги, - и вот те полтора раза, вокруг которых шёл спор, - это рост индекса в полтора раза. Допустим, если индекс роста платы за коммунальные услуги по региону правительством установлен 10 процентов, регион по отдельным муниципальным образованиям может его увеличить до 15 процентов, если этот рост ещё выше, значит, принимает решение или законодательное собрание, или собрание муниципалитета. То есть тем самым мы ограничиваем рост нашей с вами платы: если мы платили тысячу рублей, то мы не должны будем платить 2 тысячи, если индекс роста платы установлен 10 процентов, а заплатим 1 тысячу 100 рублей, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я не буду повторять своих коллег, хотя, когда позицию комитета аргументировал Павел Рюрикович Качкаев, Сергей Владимирович разговаривал с кем-то и аргументацию не слушал, но позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - не поддерживать этот законопроект, и объясню почему. Вот 354-е постановление, из-за которого много копий сломано, было подвергнуто пересмотру как раз по нашей инициативе, мы с коллегами из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" разработали проект обращения, и Государственная Дума проголосовала за него, и после этого началась большая работа, которая привела к появлению новой редакции постановления, которая с 1 июля действует на всей территории страны, - это постановление № 344, и оно, мне кажется, точки над "i" в некотором смысле расставило. Сергей Владимирович, когда вы говорите о том, что 5 процентов - это некая условная черта, и пояснить, почему именно такая, не можете, - это не аргумент для экономистов. Сейчас действует формула, по которой если нет счётчика в подъезде, значит, применяется стандарт, который устанавливается каждым регионом, и этого стандарта, в общем-то, достаточно для того, чтобы удовлетворить нужды семьи (в Москве - 64 литра). Ну а если есть счётчик, тогда норматив другой - 9 литров дополнительно по ОДН. По-моему, всё ясно, и привязывать здесь к размеру платежа, наверное, не совсем правильно, потому что и площадь разная, и количество граждан, проживающих в квартире, разное. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемые коллеги, законопроект вводит, в общем-то, новую норму. Если мы сейчас платим дополнительно по общедомовым нуждам пропорционально квадратным метрам, которые имеет каждый собственник, то здесь предлагается платить пропорционально количеству проживающих, но, как мне представляется, количество проживающих - это весьма условное понятие, так? В одной квартире могут быть зарегистрированы два человека или даже один человек, а проживать может, в общем-то, достаточно много, и практика показывает, что так действительно очень часто бывает. И в итоге опять страдают от такой системы распределения те собственники, которые имеют счётчики и всё добросовестно уплачивают, они берут на себя основную часть нагрузки. В каждом подъезде, в каждом доме примерно 60-70 процентов собственников уже имеют индивидуальные счётчики в квартирах, а 20-30 процентов жильцов не имеют, и, соответственно, всё перераспределяется, и получаются сумасшедшие цифры. В частности, из моей депутатской практики знаю: женщина, живущая с двумя детьми, по счётчику потребила 3 кубометра горячей воды, так ей по общедомовым нуждам приписали ещё 12,6 кубического метра, и в конечном итоге прокуратура ничего не смогла сделать, чтобы защитить её права. Мне кажется, здесь надо исходить из того, чтобы основные дополнительные платежи, которые возникают за счёт разницы показателей индивидуальных приборов учёта и общедомовых, как раз перекладывались на те квартиры, где нет счётчиков, чтобы у хозяев этих квартир появился стимул их установить. Тем более сейчас счётчики подешевели, они стоят где-то 300-400 рублей, и, собственно, больших расходов не будет, да и управляющие компании в ряде мест помогают заниматься установкой приборов учёта. И опять возвращаюсь к этим 5 процентам. У счётчика, знаете, погрешность такая: класс точности - 2 или 2,5. Это означает, что счётчик вместо 100 литров показывает 102 или 98 литров, в конечном итоге по кривой вероятного распределения меньшие и большие значения выравниваются. По сути дела, если сложить большое количество показателей индивидуальных счётчиков, получается действительная цифра, потому что кривая симметрична относительно вертикальной оси распределения, поэтому мне представляется, что 5 процентов - это очень много. В общем, надо внимательно подойти к этому вопросу и во втором чтении, возможно, эти все нормы пересмотреть и уточнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна Николаева. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В ряде выступлений был в том числе задан вопрос и мне, я бы хотела отреагировать на это. Тема предложенного законопроекта в настоящий момент действительно полностью исчерпана в том числе благодаря нашей с вами совместной работе, поскольку мы соответствующее обращение Государственной Думы направляли в правительство, для того чтобы уточнить порядок расчёта нормативов, связанных с оплатой общедомовых нужд, установленный 354-м постановлением. С 1 июня этого года введено новое постановление, 344-е, которое предусматривает ограничение на общедомовые нужды, о чём, собственно, говорили мои коллеги, и тем самым соответствующий законопроект исчерпал как бы свою суть, но проблема не исчезла, и здесь мы все эту озабоченность понимаем. Вот коллеги спрашивали, как мы мониторим ситуацию - считали ли мы собственные расходы или по другим каким-то платёжным документам. Мы в настоящий момент мониторим ситуацию по всем субъектам Российской Федерации по тем платёжным документам, которые получают граждане за оплату жилищно-коммунальных услуг. Именно эта активная двухлетняя работа во взаимодействии с правительством и привела к тому, что мы указали на те существенные недоработки 354-го постановления, которые привели к такому галопирующему росту платежа, и именно эта работа в том числе привела к тому, что был инициирован тот законопроект, который я докладывала чуть ранее, о введении предельного индекса платежа, что, я ещё раз говорю, существенно ограничивает вот эту возможность на местном уровне лоббировать интересы ресурсоснабжающих организаций в плане необоснованного повышения платежа гражданина. Я напомню, что платёж состоит из тарифа, который регулируется, умноженного на потреблённый ресурс или на норматив, собственно говоря, которым тоже очень серьёзно и часто манипулируют муниципальные образования и субъекты. Совместная работа в настоящий момент позволит нам эти вопросы решить. Что касается обсуждаемого законопроекта, я его не поддерживаю и предлагаю коллегам просто присоединиться к нашей работе по доработке 344-го постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Сергей Владимирович приблизился к трибуне, это означает, что от заключительного слова докладчика он не отказывается. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Извините, коллеги, не хотел, но заставили, просто за мной здесь постоянно следят: я с кем-то разговариваю, не слушаю выступающих... Коллеги, я абсолютно не против, если вы хотите себе пальму первенства в этом вопросе взять, - на здоровье, пожалуйста, берите, хотя я лично задавал данный вопрос по этой теме и Путину, когда он был премьером, и сейчас Медведеву, когда он перед нами отчитывался, и он правильно сказал, что это не та тема, чтобы вносить изменения в Жилищный кодекс. Ну, бог с ним, внесли так внесли... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Да, 344-й, я оговорился, ну, извините, пожалуйста. Уважаемые коллеги, я вам ещё раз говорю, что я прекрасно владею данной темой. 5 процентов - это не экономический показатель (я, кстати, не обращаю внимания, разговаривает человек или не разговаривает - пускай!), это, ещё раз повторяю, красная линия, за которую переходить нельзя, потому что, я вам уже сказал, если будут эти услуги предоставляться ресурсоснабжающей организацией по 344-му постановлению, то никто от жульничества не застрахован. 5 процентов мы оставляем на тот случай, если у кого-то нет возможности заплатить, такие ситуации всегда бывают - ну, денег нет, и всё, поэтому плата перераспределяется на других собственников жилья, но не более 5 процентов, это, извините, элементарно! Последнее, коллеги. Ещё раз говорю: хотите быть первыми и обеспечить граждан дешёвыми коммунальными услугами - ради бога, только, как вы говорите, берите на себя ответственность и каждый раз рассказывайте, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приняла или отклонила законопроект, который внесла другая фракция, - вот это будет честно! И тогда по крайней мере мы не будем слышать, что Госдума отклонила то, Госдума приняла это, - это вы принимаете или отклоняете! Будьте последовательны! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5336 по 5352 из 6484
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 54 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.