Заседание № 20
16.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 151173-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о количестве депутатов представительного органа муниципального образования, работающих на постоянной основе; внесён депутатом Государственной Думы О. В. Шеиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4066 по 4744 из 6928
Продолжаем работу. Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели последним вопрос 14, да? Поэтому сейчас пункты 15.1, 15.2, 15.3, альтернативные законопроекты. Рассматриваем пункт 15.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Олега Васильевича Шеина. ШЕИН О. В. Спасибо большое, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, речь идёт о количестве депутатов, работающих в органах местного самоуправления на освобождённой основе. 131-м Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьёй 40, мы определили, что количество депутатов, работающих на освобождённой основе, то есть за оплату, не должно превышать 10 процентов от общего числа депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования. Данная практика вызывает много конфликтов у наших коллег, которые работают на низовом уровне представительной власти Российской Федерации, поскольку повлекла за собой увольнение части депутатов после того, как эта планка была введена. Больше того, она конфликтна и в силу второго обстоятельства, ибо каждый раз возникает вопрос о том, кто из людей, так сказать, более достойный, кто менее. И разумеется, здесь очень заинтересованы... Принятие поправки в этот закон, бесспорно, позволит обеспечить большую демократизацию процессов в стране, поскольку на сегодняшний день, как правило, освобождённые депутаты - это депутаты, более близкие к исполнительным органам власти, обладающие определённого рода рычагами влияния на городские думы, городские советы, городские законодательные собрания. Далее. Конечно, могут сказать, что увеличение числа депутатов, работающих на освобождённой основе, - а мы предлагаем именно это, мы предлагаем муниципалитетам самим решать, сколько депутатов у них будет работать на освобождённой основе: то ли 10 процентов, то ли 15, то ли все, - повлечёт за собой и увеличение бюджетных затрат. Во-первых, у нас есть более чем самодостаточные в финансовом плане муниципалитеты - это и Тольятти, и большинство региональных центров субъектов Федерации, и те города, которые имеют очень хорошую экономическую и финансовую базу. Это их деньги, это деньги органов местного самоуправления, и не нам за них решать, на что им их тратить. Если мы за них будем решать, это в принципе будет противоречить самой идее, потому что органы местного самоуправления отделены от системы государственных органов, являются самостоятельными. И вторая причина, о которой здесь тоже надо бы упомянуть. В случае принятия закона представительные органы местного самоуправления смогли бы приобрести больше независимости от исполнительной власти. То есть мы, строго говоря, предлагаем муниципалитетам самостоятельно решать, сколько депутатов у них будет работать на освобождённой основе, убрать соответствующую планку в статье 40 федерального закона. Важно отметить, что наше предложение дублируется двумя другими законопроектами, которые тоже сегодня будут озвучены здесь, на пленарном заседании Государственной Думы, что говорит только об одном: предложение фракции "Справедливая Россия" является не только нашей собственной выдумкой, или инициативой, но совпадает также и с предложениями, поступающими с мест. Спасибо за возможность доложить данную инициативу. Если будут вопросы, я на них по ходу событий с удовольствием отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Законопроект с тем же названием. Докладчик - Анатолий Семёнович Иванов, депутат Государственной Думы. Пункт 15.2. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как уже сказал в своём докладе коллега Шеин, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. При этом на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. В представляемом мною законопроекте, внесённом на рассмотрение Государственной Думой депутатами, занимавшимися в различных федеральных округах вопросами местного самоуправления, предусматривается поднятие планки ограничений при установлении количества депутатов, работающих на постоянной основе, для муниципальных образований численностью населения свыше десяти тысяч человек. Так, для муниципальных образований численностью от десяти до ста тысяч человек мы предлагаем установить 15-процентное ограничение, а для муниципальных образований численностью свыше ста тысяч человек - 20-процентное ограничение. При численности населения от десяти тысяч до тридцати тысяч вместо одного депутата, работающего на постоянной основе, будет два депутата, при численности от тридцати до ста тысяч вместо двух - три депутата, при численности от ста тысяч до пятисот тысяч вместо двух - пять депутатов, при численности населения свыше пятисот тысяч человек вместо трёх депутатов работать на постоянной основе будут семь депутатов. Предлагая такой вариант, мы основывались на концептуальных нормах федерального закона № 131-ФЗ, на норме о необходимости введения ограничения, а также на норме об осуществлении депутатами своих полномочий, как правило, на непостоянной основе. При этом мы считаем, что 20-процентное ограничение соответствует норме, как правило. Необходимость же поднятия ограничительной планки объясню на конкретном примере, на примере города Тольятти. Численность его населения семьсот двадцать тысяч человек. В настоящее время там избрано в городскую Думу тридцать пять депутатов, на постоянной основе в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ работают три депутата. Это явно недостаточно для эффективной и профессиональной работы депутатов. До введения в действие федерального закона № 131-ФЗ в Тольяттинской городской Думе было семнадцать депутатов, из них на постоянной основе работали семь депутатов, которые возглавляли комиссии по направлениям деятельности. В связи с введением в действие федерального закона № 131-ФЗ количество депутатов возросло до тридцати пяти, большинство из которых стали работать на постоянной основе. Это был период, когда ограничительная норма ещё не действовала. Чтобы избежать таких случаев, в законе и было введено ограничение, что было, без сомнения, правильным решением. Три депутата - как я уже говорил, этого явно недостаточно. 20-процентное ограничение даёт возможность работать на постоянной основе семи депутатам. Это то количество, которое было в Тольяттинской городской Думе до введения в действие 131-го федерального закона, когда никаких ограничений не было. При этом количество сотрудников аппарата в Тольяттинской городской Думе практически не менялось на всех этапах его работы. Представляя данный законопроект, мы понимаем, что при отрицательных заключении Комитета по вопросам местного самоуправления и официальном отзыве Правительства Российской Федерации законопроект принят не будет, однако мы хотим сказать, что обозначенная в рассматриваемых законопроектах проблема существует и её надо решать. Это не надуманная, а реальная проблема, о которой постоянно говорится на всех форумах по вопросам местного самоуправления. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас под пунктом 15.3 законопроект с таким же названием. Саратовская областная Дума согласна на его рассмотрение без участия её представителя, поэтому я приглашаю на трибуну для содоклада председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел три альтернативных проекта, предусматривающих внесение изменений в статью 40 федерального закона № 131-ФЗ, и отмечает следующее. В настоящее время согласно действующей редакции данного закона на постоянной основе могут работать 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа. Законопроектами, внесёнными депутатами и субъектами права законодательной инициативы, предлагается увеличить предельную численность депутатов представительного органа муниципального образования, имеющих право работать на постоянной основе, либо отменить ограничения на установление такой численности. Так, законопроект, внесённый коллегой Шеиным, - я не буду его пересказывать, он достаточно основательно изложил саму суть концепции законопроекта - предлагает муниципальным образованиям самостоятельно определять количество депутатов, работающих на постоянной основе. Законопроектом, внесённым депутатами Гальченко, Ивановым и рядом других, предлагается установить дифференцированный подход и количество в процентном соотношении в зависимости от общего числа депутатов - 10, 15, 20 процентов и так далее. Законопроектом, внесённым Саратовской областной Думой, предусматривается, что численность указанных депутатов не может быть более одного человека при численности депутатов представительного органа десять человек и менее и двух человек при численности депутатов от одиннадцати до двадцати и так далее. То есть пропорция пошаговая. Однако в данном законопроекте также предусматривается, что, если численность депутатов представительного органа муниципального образования составляет более сорока одного человека, количество депутатов, имеющих право работать на постоянной основе, не может быть более 10 процентов от установленной численности данного органа. Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемые законопроектами изменения не соответствуют пункту 5 статьи 40 федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому депутаты представительных органов муниципальных образований должны осуществлять свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Это базовый постулат 131-го закона. В связи с этим исполнение депутатами представительного органа муниципального образования своих полномочий на постоянной основе должно быть исключением из общего правила, а не правилом. Увеличение предельной численности указанных депутатов либо отмена ограничений на установление такой численности приведёт к формализации указанного положения в 131-м законе. И кроме того, необходимо учитывать, что, по данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в настоящее время на постоянной основе работают семь тысяч четырнадцать депутатов представительных органов муниципальных образований, или 2,7 процента от общей численности таковых депутатов в муниципальных образованиях. В связи с этим предусмотренная в 131-м Федеральном законе предельная численность указанных депутатов является оптимальной для большинства муниципальных образований. Кроме того, хотел бы отметить, что как таковых конфликтов, о которых говорил коллега Шеин, на муниципальном уровне не наблюдается, по крайней мере по анализу правоприменительной практики таких за последние полтора года не наблюдалось. Другой довод, о том, что избрание депутатами на освобождённой основе является приближением к исполнительной власти, опять-таки изначально искажает концепцию закона № 131-ФЗ, который подразумевает разделение исполнительной и представительной форм власти в муниципальных образованиях. Более того, коллега Шеин предлагает муниципальным образованиям самим решать, сколько иметь депутатов, мотивируя тем, что это их полномочия, но, к сожалению, сегодня органы местного управления муниципальных образований осуществляют свою деятельность в основном за счёт процентов, за счёт субвенций либо дотаций, поступающих из субъектов Российской Федерации либо из федерального бюджета. Таким образом, это деньги не в полной степени только муниципальных образований, это деньги делегируемые, в том числе и как полномочия, либо субъектами Российской Федерации, либо федеральным центром. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления предлагает отклонить указанный законопроект в первом чтении. На данные законопроекты поступили отзывы Правительства Российской Федерации, в которых также не поддерживается их принятие. Мнения исполнительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации разделились следующим образом: законопроект, внесённый депутатом Шеином, поддержали девять субъектов, высказались против десять, остальные субъекты не выразили своё мнение. По законопроекту, предложенному депутатами Гальченко, Ивановым и другими, в поддержку высказалось десять субъектов, против - шестнадцать. За принятие законопроекта Саратовской областной Думы высказалось семнадцать, против высказалось пятнадцать субъектов. И в завершение хотел бы отметить, что данные законодательные инициативы вносились, обращаю ваше внимание: законодательная инициатива депутата Шеина - в марте 2005 года, законодательные инициативы депутатов Гальченко, Иванова и так далее - в январе 2006 года и законодательная инициатива Саратовской областной Думы - в марте 2007 года. То есть, таким образом, срок внесения этих законодательных инициатив свидетельствует о том, что они имели временный характер, связанный с непониманием до конца процесса в связи с принятием 131-го закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждаем все три альтернативных закона. Есть ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Есть. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Вячеслав Степанович, к вам вопрос. Нам хорошо известно, что на различных территориях совершенно различные подходы к обсуждаемому вопросу. Начиная от города Москвы и там до Амура и так далее мы видим и различный процент работающих на постоянной основе депутатов, и разницу по оплате. То есть от заработной платы и стопроцентной постоянной работы в Московской городской Думе, где зарплата очень высокая, до регионов, где, по существу, людям, депутатам, дают средства только лишь на бумагу, ручку и транспортный проезд. А ведь именно федеральный закон номер 131, по большому счёту, регламентировал систему управления и работу местных советов. В этой связи вот эта разобщённость, эта накладка, бюджетная недостаточность абсолютно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задайте, пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Как-то всё-таки должны из федерального центра и через ваш комитет более системной сделать эту работу. Ведь здесь, согласитесь, Вячеслав Степанович, есть над чем нам подумать на федеральном уровне. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Владимир Иванович, за вопрос. Безусловно, вопрос бюджетной обеспеченности муниципальных образований - это вопрос номер один в деятельности всех муниципальных образований, поскольку он касается в том числе мотивации и обеспечения деятельности депутатов, работающих на освобождённой основе. Единственное, я хотел заметить, что здесь нельзя смешивать функции, которые должны осуществлять административные органы исполнительной власти муниципальных образований и представительная власть. Вот у коллеги Шеина прозвучала очень хорошая фраза о том, что возможность работы на постоянной основе позволяет приблизить их функции к функциям исполнительной власти, то есть иметь такие же полномочия, как исполнительная власть, но, дорогие коллеги, мы с вами договорились о том, что мы разделяем власть. Представительная власть и исполнительная власть - это совершенно разные ветви, в этом как раз и есть конституционная основа независимости наших муниципальных образований. А с тем, что законодательство о местном самоуправлении требует дальнейшего совершенствования, в том числе что касается наполнения бюджетов муниципальных образований, мы абсолютно согласны. Более того, мы в этом вопросе находим понимание и поддержку Министерства регионального развития. И я думаю, что в ближайшее время, в том числе и в связи с выступлением президента на совете по местному самоуправлению при президенте и с учётом того, что эти вопросы обсуждались на совете при Председателе Государственной Думы Борисе Вячеславовиче Грызлове, безусловно, мы будем работать и будем вносить поправки прежде всего в бюджет и в действующее налоговое законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шеин. ШЕИН О. В. Вячеслав Степанович, такой вопрос, чтобы потом, может быть, мне не брать слово. Вот смотрите, мы говорим, что органы местного самоуправления имеют дефицитные бюджеты, а принятие данного законопроекта увеличит этот дефицит, и это будет неправильно, опять будут кормиться за счёт субъектов Федерации. Вместе с тем мы же не ограничиваем количество чиновников, работающих в органах исполнительной власти, местного самоуправления, хотя, согласитесь, их, наверное, на два порядка больше, раз в сто, чем депутатов, работающих на освобождённой основе. В этих условиях есть два варианта. Если мы хотим быть последовательными, либо давайте сокращать количество чиновников, работающих в органах исполнительной власти, либо, второй вариант, дадим муниципалитетам право самостоятельно определять количество депутатов, работающих на освобождённой основе. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос, Олег Васильевич. Как раз об этом я и веду речь. Если мы законодательно на федеральном уровне установим количество депутатов, работающих на освобождённой основе, таким образом мы их поставим в финансовую зависимость от бюджетов, которые невозможно будет исполнить местному самоуправлению. Другое дело, что количество чиновников в аппарате в администрациях муниципальных образований определяется уставами муниципальных образований и другими нормативными актами, которые они принимают с учётом финансовых возможностей. Таким образом, вот такая возможность варьировать количество чиновников, как вы их называете, работающих в исполнительных органах муниципальных образований, есть в муниципальных образованиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, нет больше вопросов. Есть ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, друзья мои... Я сначала дал слово депутату Кашину и сказал: "Подвожу черту". Подошёл коллега Шеин, говорит: "Ну не успел поднять руку, дайте мне слово". Теперь третья рука поднимается. Когда идёт режим записи... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когда я объявляю электронную запись, тогда надо записываться, а когда я просто фиксирую по рукам... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, Паутов. Паутову включите микрофон. ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Олегу Васильевичу Шеину. Не кажется ли вам, что с принятием этого закона многие законодательные органы примут решение о ста процентах освобождённых депутатов в законодательных органах, тем самым, как уже здесь подчёркивали, увеличатся расходы на их содержание? В то же время многие регионы сегодня являются дотационными. Рациональны ли эти предложения на сегодняшний день? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеину для ответа включите микрофон. ШЕИН О. В. Спасибо большое, Виктор Николаевич, за вопрос. У нас на уровне субъектов Федерации сами региональные парламенты определяют, сколько у них депутатов работают на освобождённой основе. Я сейчас не знаю ни один субъект Федерации, где бы все депутаты работали на освобождённой основе, как правило, это некая доля. Если этого у нас нет на уровне регионов, почему должно родиться на уровне органов местного самоуправления? Далее. Если мы говорим о том, что у нас представительная власть всё-таки как бы смотрит за тем, что делает исполнительная власть, очевидно абсолютно, что депутат, не работающий на освобождённой основе, на уровне крупного города - вот возьмём любой региональный центр, Казань, предположим, не знаю, Новосибирск, - будет лишён возможности более или менее эффективно и качественно отслеживать работу исполнительной власти и влиять на неё, с тем чтобы она исполняла те нормативные правовые акты, которые принимаются местным самоуправлением. Больше того, он просто не будет понимать, как надо менять эти нормативные правовые акты, поскольку он будет заниматься законотворческой деятельностью на местном уровне между делом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы и ответы прозвучали. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Кашин, двое, больше нет. Подводим черту. Нет, ещё есть рука - депутат Дубровин Вячеслав Анатольевич, да? Всё, подводим черту? Не будет больше никто настаивать? Всё. Депутат Кашин. ИВАНОВ С. В. Так Кашин или Иванов, Олег Викторович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин. У вас будет возможность завершить. КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Я коротко хотел сказать, что мы, фракция КПРФ, будем поддерживать эти законопроекты, и в первую очередь потому, что действительно в работе региональных депутатов, муниципальных образований, конечно, сегодня много нестыковок в связи с принятием и 131-го закона. В первую очередь, конечно, это связано с различным наполнением бюджетов, наличием средств на исполнение полномочий в различных регионах. Именно это во многом определяет в регионах количество депутатов, работающих на постоянной основе, и размер заработной платы определяется как раз исходя из этого. И здесь необходима именно федеральная законодательная инициатива. Почему? Потому что если оставить, не изменить существующее положение дел, то мы просто своим 131-м законом, который обязал именно так вести сегодня работу представительных органов власти на местах, по существу делим региональных депутатов, депутатов муниципальных образований, ну, я бы так сказал, по территориям, исходя из возможностей территорий. Это абсолютно неправильно, и в первую очередь потому, что всё-таки региональные депутаты решают свои вопросы на уровне той компетенции, которую определили и федеральный орган власти 131-м законом, и местные законы. И в этой связи, безусловно, работа требует напряжения и большой затраты сил абсолютного большинства депутатов. И конечно, то, что у нас сегодня уровень 8-10 процентов и в среднем 22 процента работающих на постоянной основе - а я знаю регион, где кроме председателя комитета и ещё одного-двух человек не работает больше никто на постоянной основе и заработная плата грошовая, - всё это говорит о разобщённости и разделении депутатов региональных и органов муниципальных образований, то есть можно говорить о богатой Москве и нищенской какой-то окраине нашей Российской Федерации. Всё это в итоге приводит к тому, что наши депутаты на местах не справляются с работой по возрождению экономики, промышленности и сельского хозяйства, она могла бы быть более эффективной. Почему мы сегодня, по существу, разделили в отношении получения материальных благ депутатов города Москвы и, допустим, Новосибирской или Амурской областей? Я считаю, что это абсолютно неправильно. Разве заслуга Москвы, что здесь концентрируется бизнес и совершенно по-другому формируется бюджет столицы? Я за то, чтобы депутаты Москвы получали достойную зарплату, не в этом дело, я как раз говорю о том, чтобы была такая же возможность иметь и персональные машины, и стотысячные и больше заработные платы в наших других регионах. Ведь именно мы с вами формируем и федеральный бюджет, и такую налоговую систему, по которой выгребаем всё, что возможно, из регионов и не оставляем им возможности формировать достойные бюджеты. Разве не наша политика позволила создать разницу в ВВП на одного человека по различным территориям в сто и более раз? Разве не мы допустили сегодня разницу в стоимости потребительской корзины в двадцать пять - тридцать раз в зависимости от регионов, а ещё в большей степени в инвестициях и не в меньшей степени в уровнях безработицы? Всё это и начинается с того, что мы не даём возможности нашим депутатам на местах нормально, достойно работать и выполнять свои обязанности, поскольку они не могут встречаться с избирателями, им не дают ни транспортных средств, ни денежных средств, для того чтобы они исполняли свои полномочия. Поэтому я считаю, что, конечно, должна быть базовая, основная часть, которая давала бы возможность получать, Олег Викторович, достойную заработную плату депутатам областного, краевого, республиканского уровней, и хотя бы на 50 процентов эта база должна быть из федерального центра, должны быть рекомендации, касающиеся работы депутатов на постоянной основе. Всё это в большей степени способствовало бы изменению реальной ситуации на местах и возрождению авторитета и роли представительных органов власти и исключило бы те перекосы, которые сегодня есть в работе исполнительных, представительных органов власти, а также помогло бы выстроить ту модель, о которой мы все в своё время, пятнадцать или семнадцать лет назад, изначально говорили, то есть достойные вертикали власти, которые дополняли бы друг друга. И не было бы перекоса сегодня в отношении какой-то отдельной ветви власти, который мы с вами наблюдаем, по численности работников и так далее, и тому подобное. Почему-то мы не думаем, что у нас министры должны работать на общественных началах, почему-то мы не думаем, что у нас главы или замы глав должны работать на общественных началах, а к депутатам такое пренебрежение! Их не так у нас много, и мы просто обязаны решить эти вопросы. И я хотел бы обратиться ещё раз к нашему новому председателю комитета, к товарищу Тимченко, который имеет достаточно большой опыт работы в различных органах власти. Я думаю, Вячеслав Степанович, что назрела пора. Я понимаю, что если "ЕДИНАЯ РОССИЯ" решила заблокировать эти законы, которые сегодня мы рассматриваем... Повторяю, мы будем голосовать за, но нам надо разобраться детально в этой ситуации и всё сделать для того, чтобы помочь организовать нормальную работу наших депутатов на местах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Дубровин. И потом Иванов. Дубровин Вячеслав Анатольевич, пожалуйста. ДУБРОВИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я коротко, два слова буквально скажу. Мы всегда ориентируемся на демократии западные, так вот, есть опыт земли Северный Рейн - Вестфалия, там пять миллионов избирателей и ни одного депутата на освобождённой основе. Ни одного. Могу об опыте Калужской области сказать, которую я представляю. Все депутаты Законодательного Собрания, за исключением трёх человек - председателя и двух заместителей, - работают не на освобождённой основе. Депутатство в представительном региональном органе - это результат общественного признания, и те, кто идёт на эту работу, идут не за деньгами. Поэтому я поддерживаю мнение комитета Тимченко и прошу всех коллег не голосовать за эти законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР воздержится от голосования по всем трём законопроектам по трём причинам. Во-первых, как я уже много раз говорил, у нас, к сожалению, к большому сожалению, встретить токаря, доярку или представителя интеллигенции трудовой в законодательных собраниях муниципальных образований непросто, это уже становится довольно большой редкостью. В основном там люди очень и очень обеспеченные, даже если взять мелкие сельские советы, туда тоже без согласования люди посторонние не попадают. Я удивляюсь, почему Владимир Иванович так защищает эти законопроекты, ни коммунистов, ни ЛДПР там практически не осталось, всё уже запрограммировано. Это первое. Второе. Мне, к сожалению, абсолютно непонятно, как, допустим, депутат, баллотируясь на эту должность и опираясь на доверие избирателей, будет потом конвертировать её в оплачиваемую должность? То есть он что, во время выборной кампании говорит: "Ребята, я буду за это потом деньги получать"? Нет, он говорит: "Я решу проблему с водоснабжением, газ протяну к вам, дорогу сделаю" и так далее. А потом окажется, что он ещё и денежки за это будет получать?! Поэтому здесь тоже кривим душой. И в-третьих, какие бы тут примеры ни приводились, даже этот рамочный закон, по-моему, всё-таки нарушает конституционные принципы, потому что местное самоуправление независимо само по себе и должно определять по уставу, сколько там будет депутатов и на какой основе они будут осуществлять свои полномочия, в зависимости от их доходов. Поэтому фракция ЛДПР, я ещё раз говорю, воздерживается от голосования. И, Олег Викторович, вы знаете, у нас уже скоро, наверное, в моду войдёт... Если раньше кнопки нажимали и говорили: "У меня кнопка не сработала, проверьте систему", - то теперь начнут вас упрекать: "Олег Викторович, вы меня не заметили, всё ли у вас в порядке со зрением?" ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я в очках, вообще говоря, и, конечно, у меня не всё в порядке со зрением, но когда я говорю "подводим черту", то это означает, что больше никто не претендует на выступление, а потом мне говорят "а я тоже хотел выступить" или "я записался на вопрос". Поэтому, если я кого-то не увидел, громче кричите, я услышу, по крайней мере. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось, поэтому я предлагаю проголосовать в режиме рейтингового голосования по трём альтернативным законопроектам. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-что? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, заключительное выступление. Прошу прощения, вот видите, я уже даже настолько разгорячился, что чуть было не нарушил Регламент. На заключительном выступлении настаивает депутат Иванов Анатолий Семёнович - автор одного из законопроектов. Включите ему микрофон. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, я не могу не отреагировать на мнение коллеги Дубровина, что идут туда за деньгами. Ведь речь не о деньгах здесь, я вижу, идёт, а о том, что, работая не на постоянной основе, невозможно профессионально принимать решения. А если решения принимаются на таком уровне, как - пример, допустим, я приводил - в городе Тольятти, то есть важное решение, касающееся массы населения... Конечно, нужно работать профессионально. И теперь что касается выступления Вячеслава Степановича Тимченко. Он говорил о том, что в настоящее время всего 2,7 процента работают на постоянной основе. То есть здесь можно сделать вывод, что муниципальные образования, органы местного самоуправления работают очень ответственно и если нет необходимости, то они не освобождают депутатов. Поэтому в таких условиях, на мой взгляд, увеличение их количества не представляет опасности. И в тех муниципальных образованиях, где возможности есть (я имею в виду финансовые возможности) и есть необходимость иметь больше депутатов, работающих на постоянной основе, - вот в этом случае тоже было бы, наверное, правильно это сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин также настаивает на заключительном слове. ШЕИН О. В. Итак, первое. На самом деле то, о чём говорил депутат Иванов, член фракции ЛДПР, содержится в предлагаемых законопроектах: предоставить органам местного самоуправления возможность самостоятельно решать вопрос о том, сколько депутатов у них должно работать на освобождённой основе. А сегодня мы как раз, напротив, вмешиваемся в их компетенцию, в их деньги. Второе. У нас очень избирательная логика получается, то есть там, где речь идёт о законодательной власти, мы говорим: "Уважаемые руководители органов местного самоуправления, мы вам поможем сэкономить деньги, чтобы у вас не было слишком большого числа депутатов на освобождённой основе, мы вам это количество как бы ограничим". А что касается сотрудников органов исполнительной власти, хотя их существенно больше, в разы, в десятки раз, мы в эти вещи не вмешиваемся, там нам муниципальных и спускаемых сверху, из субъектов Федерации, денег не жалко, и мы предоставляем неограниченные, по сути дела, возможности для всякого рода форм развития российской бюрократии и её разрастания. И ещё я хочу сказать следующее. На самом деле это иллюзия, будто данная существующая законодательная практика лишает органы местного самоуправления возможности финансировать депутатов. Есть те же самые представительские расходы, и они подчас достаточно большие. И вместо того чтобы просто легализовать существующую практику и дать органам местного самоуправления возможность самостоятельно определять число депутатов, работающих на освобождённой основе, мы предлагаем им загнать ситуацию в паллиатив, в скрытую форму решения данного вопроса, то есть не увеличивать число депутатов де-юре, а увеличивать число депутатов, работающих на освобождённой основе, де-факто через разные формы материального поощрения, через представительские расходы депутатов, достигающие по нескольку десятков тысяч рублей в месяц. Наша фракция просто предлагает всё легализовать, с тем чтобы у нас законодательство работало чисто, корректно и напрямую. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко, пожалуйста, заключительное слово от комитета. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, безусловно, столь яркая, жаркая дискуссия по вопросам местного самоуправления, в частности о количестве депутатов, подразумевает, что в зале нет людей, безразличных к очень важным вопросам, определённым и в послании президента, и в обращениях, и в выступлениях. Но тем не менее я не хочу сейчас заниматься в какой-то степени ликбезом, разъясняя функционал тех или иных структур в муниципальных образованиях, каковые... Нельзя никогда смешивать понятия депутата представительного органа муниципального образования, сотрудника аппарата этого представительного органа, а также сотрудника исполнительной власти. Это совершенно разные вещи, и они имеют свой функционал. При этом контроль за использованием в том числе бюджетных средств, получаемых муниципальными образованиями, есть и хорошо прописан законодательно, в том числе и нормативными актами муниципальных образований. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что действительно сегодня 2,7 процента, а не 22 процента, как говорил коллега Кашин... Коллега Кашин, наверное, немножко путает количество сотрудников и депутатов, работающих на уровне муниципальных представительных органов и законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Да, действительно, в субъектах их гораздо больше. Поэтому пример, касающийся Московской городской Думы, совершенно нехарактерен, потому что это субъект Российской Федерации, а не муниципальное образование в данном случае и не представительный орган муниципального образования. С другой стороны, коллега Иванов, приводя пример по Тольятти, тоже не совсем корректно озвучил позицию. У нас есть много примеров, когда в муниципальных образованиях и представительных органах гораздо меньше, чем 10 процентов... Могу привести как пример ту же Тюмень. В прежнем созыве там был всего один депутат, работавший на постоянной основе, а сегодня они имеют право на трёх депутатов, три депутата там работают. Это максимальный предел. Данный пример показывает, что если мы даём более высокий предел для установления численности депутатов, работающих на постоянной основе, то, конечно, появится большее желание в таком функционале, в такой позиции работать депутатам на освобождённой основе. При этом подменяется функция исполнительной власти функциями законодательной власти. И я хотел бы напомнить вам, уважаемые коллеги, наше недалёкое прошлое. Вспомним советские времена, советскую власть, советы народных депутатов насчитывали депутатов, работавших на освобождённой основе... в лучшем случае председатель или один-два заместителя, а все остальные депутаты в совете народных депутатов работали не на освобождённой основе. Мы говорим, что мы должны брать в какой-то степени всё хорошее из нашего прошлого, а практика подсказывает, что большое количество депутатов, а в данном случае более 10 процентов, нецелесообразно. Комитет ещё раз благодарен всем за активное участие и готов выслушать ваши предложения в рабочем порядке на заседании комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 15.1 - это законопроект, доклад по которому делал коллега Шеин. Включите режим голосования. Пожалуйста, включите режим голосования по пункту 15.2. (Идёт голосование.) И наконец, пожалуйста, дайте возможность проголосовать депутатам по пункту 15.3. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 56 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8% Пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 24 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1% И результаты голосования по пункту 15.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 52 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7% Уважаемые коллеги, для принятия решения ставится на голосование пункт 15.1, как набравший наибольшее количество голосов. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 43 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Не принято, законопроект отклонён.