Заседание № 142
21.01.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 256584-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части предоставления государственным и муниципальным органам исполнительной власти права на выкуп заложенного имущества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5011 по 5139 из 6615
Следующий - 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке...". Докладывает Иван Дмитриевич Грачёв. Пожалуйста, Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня такой исторический для меня момент: примерно семнадцать лет назад я провёл закон "Об ипотеке..." - и по полмиллиона граждан ежегодно на основании этого закона получают квартиры, и это то, что хорошо. А вот то, что плохо: к сожалению, ипотека не всем годится, ипотека, по большому счёту, годится "метровым" гражданам, то есть гражданам, которые зарабатывают в месяц на 1 квадратный метр жилья, так, если грубо, приблизительно, а для других граждан мы, к сожалению, схем надёжных не создали. Имеется известная схема для "полуметровых" граждан, называемая строительно-сберегательными кассами, - надёжнейшая, работающая в Германии и в других местах, - но мы, к сожалению, отказались принимать её здесь, в Думе, в результате мы погнали этих граждан, которым всё равно нужно жильё, но для которых ипотека не годится, либо в обманутые дольщики (и сегодня рассматривали в связи с этим законопроект), либо всё-таки в ипотеку, и они надрываются. Цивилизованные страны в таких случаях применяют - когда человек надорвался на ипотеке, по крайней мере в случае форс-мажорных обстоятельств, - выкуп этого жилья с помощью государства и муниципалитетов и перевод его в жильё, предоставляемое в режиме социального найма, и вот в этом и заключается суть предлагаемого законопроекта. В законопроекте записано, что государственные и муниципальные исполнительные органы власти вправе выкупить жильё - не обязаны, а вправе - у ипотечников, попавших в трудную жизненную ситуацию. Дальше говорится, что трудная жизненная ситуация (ну, как всегда форс-мажор определяется) - это ситуация, когда наступает либо инвалидность, либо безработица, ну, открытый список. Дальше говорится, что процедура начинается с момента подачи человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, заявления, и в течение тридцати дней муниципалитет или власть высшего уровня принимает решение, берёт она на себя или не берёт эти обязательства. После этого отношения человека с банком заканчиваются, и это всё переводится в режим социального найма жилья. Заключительная позиция законопроекта: за бывшим собственником в течение определённого времени остаётся право обратного выкупа - ну, если он получил работу, лишить его права опять, при условии что он отдал деньги государству, перейти в режим ипотеки, было бы, наверное, неправильно. Вот, собственно, и вся концепция этого законопроекта. Я ещё раз фиксирую, что законопроект нужно принимать, с нашей точки зрения, потому что Дума повинна в образовании вот этой массы надорвавшихся людей, пошедших на ипотеку, поскольку мы не приняли всю линейку необходимых законов, это во-первых. Во-вторых, эта мера не экзотическая, она применяется и в других странах, в тех же Соединённых Штатах она применяется в соответствии с директивой президента: если, например, заслушать речь Обамы на эту тему во время кризиса, то можно понять, что там одним из самых важных пунктов является то, что они не могут выгнать миллионы граждан из домов на улицы, поэтому, соответственно, запускают эти программы поддержки граждан. В-третьих, что чрезвычайно важно, никаких денег из бюджета при принятии вот такого закона не требуется, потому что это право, то есть реализуется в случае, если деньги имеются. Ну и об отрицательном заключении. Там имеется важный момент, касающийся того, что принятие этого предложения помешает очередникам получать жильё, - ну, справедливое, вообще говоря, замечание, только с одной оговоркой: мы сегодня принимали решение о 100 тысячах граждан - обманутых дольщиках, а здесь точно такая же ситуация, только большая масса граждан, раз в десять большая. Мы считаем, что в силу нашей ответственности нам следует их поддержать, ну, иначе тогда непонятно, почему к ипотечным заёмщикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нельзя применить точно такую же схему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте послушаем содоклад Андрея Николаевича Свинцова, а потом прервёмся на "час голосования". СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Комитет по вопросам собственности рекомендует не поддерживать этот законопроект. Докладчик уже сказал, какие у нас замечания, я лишь подчеркну и чуть-чуть раскрою те моменты, которые действительно остались, так сказать, большим тёмным пятном. Самое главное, что в этом законопроекте не предусмотрена, к сожалению, ответственность для глав администраций и тех чиновников, которые будут отвечать за принятие того или иного решения, а принятие произвольных решений, о чём, собственно, и сказал докладчик, возможно. Так, глава администрации или тот уполномоченный чиновник, на которого будет возложена обязанность по принятию решения о выкупе квартиры, может по своему желанию принять то или иное решение - получится огромный объём коррупционных схем. Или чиновник примет решение в отношении одной семьи выкупить в собственность муниципалитета это жильё, а в отношении другой - отказать в выкупе, и семья останется на улице. Эта избирательность, то, что чиновнику на откуп даётся право либо согласиться с предложением о выкупе, либо не согласиться, породит тотальную коррупцию. Это первое. Второе, по мнению комитета, закон в случае его принятия породит вообще новую систему глобальной коррупции, схема будет очень простая - мы в комитете это обсудили, - появится целый класс таких, скажем, околочиновничьих друзей, родственников и так далее, которые будут покупать явно большего размера квартиры по явно завышенным ценам, а через два-три месяца начнут говорить о том, что у них нет, к сожалению, денег на выплату ипотечных кредитов. А мы знаем, что на Рублёво-Успенском шоссе есть дома стоимостью и 100 миллионов рублей, и за 500 миллионов наверняка можно найти, и мы знаем, что один из наших бывших коллег в своё время продал квартиру за полтора миллиарда рублей в Москве. И такие наверняка будут случаи: через месяц, заплатив первый взнос 100 тысяч рублей, придёт человек в мэрию Москвы и скажет: "Извините, я купил квартиру за полтора миллиарда, заплатил за неё 100 тысяч рублей, а больше у меня, к сожалению, денег нет. Пожалуйста, город Москва, выплачивайте дальше эти полтора миллиарда банку сами, а я в этой квартире с радостью буду жить". Таким образом, основная проблема этого законопроекта в том, что отсутствуют разумные рамки - ни мы, ни администрации городов и муниципалитетов, никто никогда не сможет разобраться, кому действительно надо помочь. Где градация: 18 метров, 100 метров или 1000 метров на человека? То есть норматива нет. Также нет возможности определить, кто действительно пострадал, а кто является соучастником коррупционной схемы. И это, пожалуй, ключевой момент, который может привести к тотальной коррупции на всей территории Российской Федерации, это невозможно будет урегулировать, это невозможно будет отследить. И в заключение. Конечно же, муниципалитетам потребуются для выкупа этого имущества огромные средства, которых у них в настоящий момент нет, и законопроектом не даётся, так сказать, никакой наводки, где эти средства они должны будут искать. На основании этого и многих других моментов, о которых, собственно, и докладчик говорил, комитет предлагает этот законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прервёмся на голосование, а потом продолжим обсуждение.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5670 по 5891 из 6615
Продолжаем обсуждение 19-го вопроса повестки. У кого есть вопросы по докладу и содокладу? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов выступает. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. И от себя хочу выразить благодарность его авторам, группе депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и персонально Ивану Дмитриевичу за то, что такая тема прозвучала. Вот было сказано, что количество таких людей слишком большое и мы слишком нагрузим наши бюджеты. Я с этим не совсем согласен. Из его выступления было ясно, что "метровые" граждане - это те, которые получают заработную плату от 25 тысяч рублей в месяц. Мы не можем говорить о том, что это потребует гигантских средств из бюджета, так как неимущие граждане вообще в ипотеке не участвуют, потому что банки проводят архисложный, сверхтвёрдый отбор, то есть в этом участвуют только платёжеспособные граждане, поэтому количество людей, которые сегодня лишаются таких квартир, на самом деле в субъектах не так велико. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание вот на что. Обычно люди, которые приходят в ипотеку, - а справедливости ради надо сказать, что процент таких людей очень невелик, 15 процентов максимум, то есть у нас есть 10 процентов, которые приобретают жильё самостоятельно, на собственные средства, и процентов 15, которые могут удовлетворить требованиям банка, - это люди небогатые, это тот самый средний класс, или люди, которые к нему приближаются, и если мы их не будем поддерживать, то увеличим как раз категорию малоимущих людей. То есть с точки зрения объёма эти средства будут невелики, это я вот к комитету по собственности обращаюсь. И ещё момент. В качестве замечания вы в заключении пишете, что не прописано, сколько средств, каков порядок. Я вас хочу спросить: а как мы даём льготную ипотеку под 2 процента? Как мы её даём - какой порядок, кто получает? Мы берём из бюджета деньги выделяем, а потом банк по какой-то своей системе рассматривает заявления - бюджетники, небюджетники и так далее. Можно определить уполномоченный орган, можно определить те средства, которыми субъект располагает, и именно в той части и пытаться решить эти вопросы, было бы желание. Я, кстати, хочу сказать, что другого пути решения квартирного вопроса через поддержку государственных органов или муниципалитетов у нас, к сожалению, нет. И тем регионам, которые успешно решают этот вопрос, - а, кстати, к таким регионам можно отнести Татарстан и Башкортостан - государство оказывало помощь. Более того... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. КАТАСОНОВ С. М. Посмотрите, как этот вопрос решается в Татарстане: там вообще есть норма, предусматривающая, что часть квартиры может принадлежать государству, а часть - гражданину, и, если он не в состоянии выплачивать, они ждут, когда сможет. Мне интересно было бы увидеть человека, который взял ипотеку, начал выплачивать за квартиру, а потом вдруг раз - и принял решение отказаться от этого из-за того, что взял какую-то, так сказать, миллиардную квартиру. Этот вопрос очень тонкий для нашей страны, и сказать, что мы здесь столкнёмся сплошь с проходимцами... это на самом деле не так. Кроме того, можно определить и критерии поддержки. Это, конечно, в том числе и размер выплат, то есть если речь идёт о ранней стадии, тут понятно, а если уже больше половины стоимости квартиры выплачено, то вот вам один из критериев для того, чтобы сузить этот круг. Но то, что по этому пути двигаться нужно, то, что здесь государство должно участвовать, - это вне всякого сомнения. Единственное, что я бы на месте авторов сделал, - ввёл бы ещё одну статью, о введении в действие данного закона. На 2014 год у нас уже бюджеты приняты, и там, как комитет написал, эти расходы не предусмотрены, а вот если бы мы ко второму чтению предусмотрели вступление закона в силу с 2015 года, субъекты смогли бы у себя предусмотреть суммы, которыми они располагают, определить уполномоченный орган, определить порядок, и я думаю, что в этом случае мы смогли бы решить этот вопрос положительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Дмитриевич Крутов, пожалуйста. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Некоторое время назад ко мне обратилась семья из подмосковного города Железнодорожного. Три поколения этой семьи проживают в одной квартире, десять человек, при этом в семье два ребёнка-инвалида, один из которых - колясочник. Они стоят на очереди, перед ними в очереди девятьсот девяносто семь человек, и с учётом того, какими темпами эта очередь движется, они решат свою жилищную проблему через двадцать лет. Совершенно очевидно, что подобного рода семьи ни на что, кроме как на помощь государства, в решении своего жилищного вопроса рассчитывать не могут, и это совершенно правильно. Но при этом в России есть люди, которые не надеются на государство, которые в решении жилищной проблемы верят только в себя, и таких людей 20 процентов в среднем по стране, а в некоторых регионах их 30-40 процентов, и они, к сожалению, делают это не благодаря помощи государства, а скорее вопреки. В связи с этим вспоминается такой диалог из КВН: «"У нас сегодня подарки только для детей. Чем вы докажете, что вы дети?" - "Легко: мы верим в Деда Мороза, Человека-паука и госпрограмму "Доступное жильё"». Но тем не менее есть люди, которые не верят в государство, но верят в себя, в собственные силы. И наша задача, если мы занимаем государственную позицию, не подозревать их в том, что они могут оказаться потенциальными мошенниками, а сделать всё, чтобы они с уверенностью брали ипотеку и уверенно жили, несмотря на то что у любого может возникнуть в жизни тяжёлая ситуация, и в этой тяжёлой ситуации государство может и должно подставить плечо ипотечному заёмщику. Причём примеров таких тяжёлых жизненных ситуаций много. Вот я приведу вам один такой характерный пример, об этом писала пресса. Семья - муж, жена, двое детей - из Ульяновской области взяла квартиру в ипотеку, въехали, стали обживаться, но через некоторое время муж тяжело заболел и после осложнения, к сожалению, скончался. Банк потребовал досрочного возврата ипотечного кредита, страховая компания отказалась выплачивать возмещение, сославшись на то, что якобы страховка оформлена после заболевания. В итоге женщина с двумя детьми по решению суда должна была оказаться на улице... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты ещё. КРУТОВ А. Д. При этом, если строго следовать букве закона, до тех пор, пока она искала новое жильё, её дети должны были бы находиться в приюте. Вот такая конкретная типичная ситуация. Я зачитаю вам несколько заголовков из газет, которые касаются этой проблемы, вот, например: "В Санкт-Петербурге одинокую мать с двумя маленькими детьми выселяют на улицу", "Умерший от тяжёлой болезни отец оставил сыну в наследство арестованный дом и долги по ипотеке", "В Архангельске семья лишилась квартиры из-за долгов по ипотеке", "За долги по ипотеке мать-одиночку из Челябинска лишили жилья". То есть эта проблема достаточно острая. Международный опыт мы тоже изучили. Вот, например, есть показательный пример в Испании: там в результате банковского кризиса и ипотечных дефолтов банки были вынуждены после серии самоубийств остановить выселение граждан из жилья. Ну давайте мы не будем доводить до таких трагических ситуаций, до таких трагических последствий, а в спокойном режиме на законодательном уровне - что мы, собственно, и предлагаем - примем подобного рода решение! При этом я хотел бы подчеркнуть, что этот законопроект, который предлагает группа депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не привносит никаких новаций, кроме одной: после того как заёмщик вынужден продать свою ипотечную квартиру, он не выселяется на улицу. По ныне действующему законодательству в такой ситуации ипотечный заёмщик даже с детьми будет выселен на улицу, а мы предлагаем эту проблему решить. Более того, нынешнее законодательство предусматривает для подобного рода граждан формирование так называемого маневренного жилого фонда, куда бы они могли попасть в случае продажи их ипотечной квартиры, но в большинстве субъектов Российской Федерации такого фонда, к сожалению, нет. Что касается контраргументов, которые приводят противники этого законопроекта. Я уже сказал о том, что подозревать 20 или 30 процентов наших сограждан в том, что они являются потенциальными мошенниками... это, вообще, сомнительная история, но тем не менее мы предлагаем использовать этот механизм только для людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию. Навряд ли кто-то целенаправленно, ради того чтобы решить свою жилищную проблему, станет инвалидом, или сиротой, или безработным, поэтому мы считаем, что аргументация по поводу мошенничества не выдерживает никакой критики, тем более что в принятии тех или иных решений участвует и банк, и муниципалитет или орган государственной власти, и оценочная компания. Я думаю, риски мошенничества здесь сведены к минимуму. Что касается тезиса о том, что у нас не хватает денег в бюджетах, этот тезис тоже не выдерживает критики. Дело в том, что в обычной ситуации ипотечные заёмщики наиболее дисциплинированные: всего лишь 1 процент из них допускают просрочки - а не дефолты - по ипотечным кредитам, а вот если наступает кризис, то на этот случай у нас имеются резервные фонды, 6 триллионов рублей, которые в этой ситуации могут быть целевым образом использованы на выкуп этих квартир. При этом мы поддерживаем не только заёмщиков, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, но и стабильность нашей финансовой системы, потому что от дефолта ипотечных заёмщиков страдают и наши банки. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поддерживаем законопроект и предлагаем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в законопроекте отсутствуют источники финансового обеспечения расходных обязательств региональных и местных бюджетов, на которые предлагается возложить обязанность погашать долги граждан по ипотеке, непонятно также, какие категории граждан получат право на выкуп вместо них заложенного жилого помещения. В результате создаются условия для принятия чиновниками произвольных решений, за кого из граждан погасить ипотечный кредит, а за кого нет, что недопустимо. Также хотелось бы отметить, что приведённые нашими коллегами примеры и аргументы в защиту тех людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию... Хотелось бы сказать, что в случае принятия этого закона граждане, независимо от того, каково у них финансовое положение, не будут думать о перспективе отдачи этого кредита и процентов по кредиту, а будут брать эти кредиты бездумно. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" разделяет позицию Комитета по вопросам собственности и рекомендует отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Дмитриевич, будете выступать? Нет. Андрей Николаевич Свинцов? Тоже нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 57 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.