Заседание № 113
25.09.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 256530-5 "О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2525 по 2806 из 8217
Пункт 18, о проекте федерального закона "О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Комитет рекомендует принять в первом чтении и в целом данный законопроект. Пожалуйста, пояснение комитета, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Добрый день, уважаемые коллеги! Предельно простая ситуация, предельно простой, абсолютно технический закон. Мы приняли, как вы помните, закон о консолидации в федеральном бюджете дополнительно 5 процентов налога на добычу полезных ископаемых. После принятия закона, его подписания - ну, вы знаете: два юриста - три мнения - у экспертов возникли опасения насчёт возможности двоякого прочтения данного закона. Чтобы устранить этот вопрос, а он связан с тем, когда начинает действовать закон... Я думаю, мы все прекрасно понимаем, что он начинает действовать с 1 января 2010 года, никаких проблем нет, но, поскольку эксперты сказали, что существует опасность какой-то иной трактовки, мы вносим уточнение, техническое уточнение, чтобы этот вопрос снять. Вопрос, я повторяю, абсолютно технический, и я благодарен представителю КПРФ Сергею Ивановичу Штогрину, который на заседании комитета предложил принять этот законопроект и в первом чтении, и в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы тем не менее. Я вижу, два вопроса есть - у депутата Федоткина и у депутата Зубова. Пожалуйста, депутат Федоткин, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Михайлович, что это за эксперты какие-то неизвестные? Кто это конкретно - эксперты Думы, регионов, правительства? Кто это заметил - то, что мы упустили при принятии закона, конкретно что за эксперты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Я хотел бы обратить внимание на то, что при принятии закона ни мы, ни кто-либо другой ничего не упускали. В данном случае поиск виноватых бессмыслен, потому что расстрелять виновных или отправить на периферию всё равно не удастся - их просто нет. Повторяю, я готов взять на себя любую ответственность, потому что я тоже юрист. Вот когда юристы читают закон, у них возникают разные мнения. У людей возникли опасения, они прочитали закон и сказали: а вдруг его можно прочитать иначе? Вот чтобы ни у кого не возникло опасений в связи с тем, что закон вступает в действие, чтобы было ясно, что в данном случае консолидация налога в федеральном бюджете идёт с 1 января следующего года, а, простите, не со вчерашнего дня, и чтобы у регионов, не дай бог, кто-то случайно что-то не забрал, вносится техническая правка. Поиск виноватых, я думаю, здесь бессмыслен, надо только поблагодарить людей, которые это увидели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов, пожалуйста. ЗУБОВ В. М. Законопроект действительно чисто технический, у меня и вопрос чисто технический. Андрей Михайлович, вы не сможете хотя бы порядок назвать, сколько раз мы вносили изменения в Бюджетный кодекс за последние, скажем, восемь лет, четыре года, за последний год, хотя бы порядок - пятнадцать раз, двадцать пять раз, два раза? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Валерий Михайлович, я вышел на трибуну докладывать технический вопрос и, честно говоря, вы видите, даже ни одной бумажки с собой не взял, но, если вам нужны столь глубокие статистические изыскания, я обязательно попрошу аппарат провести их и представить вам результаты. Я обещаю, что мы их вам представим. Я так понимаю, что это нужно для какой-то научной работы? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по-моему, всё предельно понятно, да? Или кто-то настаивает на выступлении? Настаивают на выступлении двое: депутат Решульский и депутат Зубов. Как раз мы тогда до 12 часов и уложимся. Присаживайтесь, Андрей Михайлович. Пожалуйста, депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я не буду долго задерживать ваше внимание, действительно, это технический вопрос. Я просто хочу напомнить всем, что принимали этот законопроект 22 сентября. Так, по-моему, да? И вот посмотрите: внесли законопроект, он прошёл комитеты, прошёл наше Правовое управление, всё сверили, все доказывали нам здесь, что всё выверено и всё точно, а получается, что не прошло и недели, как мы вынуждены вносить в него поправки. Это стиль нашей работы, я хочу привлечь к этому внимание. Да, конечно, вроде бы и надо поддержать его, поскольку двусмысленность какая-то получается: то ли в этом году мы будем обрезать бюджеты субъектов Федерации, то ли в следующем году. Ну давайте уж тогда мы пригласим экспертов, чтобы с такой же тщательностью подойти к следующему вопросу, который мы будем сегодня рассматривать, - о бюджете текущего года, о внесении изменений в бюджет 2009 года и на плановый период 2010 и 2011 годов. Вы понимаете, такая работа всё время создаёт именно ту составляющую, о которой весь мир уже говорит, - коррупционную или ещё какую-то. Уже приняли законы, которые требуют, чтобы каждый законопроект, связанный с огромными, миллиардными и миллионными, суммами и объёмами, проходил тщательную антикоррупционную экспертизу. А теперь получается, что и трёх дней не прошло, как мы вносим поправки. Я просто хотел, Олег Викторович, - к вам обращаюсь и к нашим коллегам - привлечь внимание именно к стилю нашей работы. Я и сегодня не могу понять, почему такая спешка с принятием бюджета, необходимость принять сегодняшним днём? Мне пытаются объяснить: неделя в регионах, ещё что-то такое. Да у нас уже год заканчивается, дорогие друзья, а нормативные акты - сейчас, наверное, когда будем рассматривать, зададим этот вопрос - по исполнению бюджета текущего года правительством ещё не выпущены. Почему мы по бюджету 2009 года более суток даём основному, или ведущему, комитету, комитету по бюджету, а депутатам вообще не даём времени разобраться? Если мы и дальше будем миллиардными суммами так распоряжаться, то ни о какой борьбе с коррупцией, ни о каком развитии нашего государства, ни о какой экономике говорить не стоит. Все наши законы - это сиюминутное желание кого-то одного или группы каких-то товарищей. Если мы дальше так будем продолжать, то, наверное, и так довольно невысокий авторитет нашей Думы упадёт ещё ниже. Мы поддержим этот законопроект, хотя первый закон мы, в общем-то, не поддерживали. Но раз надо поправлять наших старших товарищей, то мы согласны это сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, для справки. Я доподлинно знаю, что члены бюджетного комитета, когда закон рассматривался, на эту проблему обратили внимание разработчиков. И шла дискуссия, нас убеждали в том, что по факту все прочтут это как положено - что закон будет применяться с 1 января. Тем не менее вот, поразмышляв, наш бюджетный комитет посчитал, что лучше это уточнение сделать. Пожалуйста, депутат Зубов. ЗУБОВ В. М. Я поддержу Сергея Николаевича Решульского в одной части и не буду развивать эту тему. Действительно, если предлагается закон, касающийся миллиардов, десятков миллиардов рублей, даже под техническим флагом, что-то здесь не так. В который раз повторю: спешка хороша при ловле блох, и только. Но я два других аспекта хотел бы ещё добавить к этому обсуждению. Первый. Как известно, все наши законы делятся на Конституцию, которая выше всех, второе, федеральные конституционные законы и, третье, просто законы, которые равны между собой. И добавка слова "кодекс" не меняет силу этого закона, в частности Бюджетного кодекса, по отношению к другим законам, формально это такой же рядовой закон. Но добавкой этой, когда вводился Бюджетный кодекс, всё-таки предполагалось, что так же, как кодекс Гражданский, так же, как другие кодексы, он будет хотя бы профессионально, морально и уж тем более технически фундаментом для других законов. То есть кодексы всё равно, если не в юридическом, то в общественном смысле слова, стоят над рядовыми законами. Мы же что делаем? Мы сначала принимаем поправку в закон, к примеру, о бюджете, а потом через поправку подгоняем Бюджетный кодекс под этот закон. У нас есть и Налоговый кодекс, вот в него, я посчитал, за четыре года предыдущего созыва мы внесли столько поправок, как если бы вносили по одной поправке в неделю. Какой это кодекс, какой это закон, какая это твёрдость закона? Формирование законодательства в Государственной Думе таким образом - вот с помощью таких якобы технических поправок - создаёт общую среду неуважения к стабильности закона, вызывает сомнение в нашей ответственности за принятие законов. И самое последнее. Категорически против того, чтобы закон принимался в трёх чтениях, и вот по какой причине, в который раз тоже хочу подчеркнуть. Соблюдение технологии как при производстве автомобилей, так и при выдаче законов - это неукоснительное требование, которое гарантирует качество производимой продукции, а если тяп-ляп по мелкому техническому вопросу, то в конце концов тяп-ляп и выйдет, как у нас зачастую и получается. Не надо удивляться, что качество продукции в стране вот такое, какое есть, качество законов вот такое, какое есть, - мы же систематически нарушаем технологию принятия законов. Как юрист, Андрей Михайлович в этой части, я не сомневаюсь, должен будет согласиться: трудно опротестовать решение суда вышестоящей инстанции по существу, но легче всего по процессуальным нарушениям. Вот в судебной практике процессуальные, технологические нарушения абсолютно недопустимы - тогда не будет и результата. Вот то, что мы сделаем сейчас под видом принятия технической поправки, - это как раз нарушение процессуальных, технологических норм принятия закона. И в то время, когда мы всё чаще произносим такие слова, как инновации, с этим согласиться просто никак невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства хотел бы высказаться на эту тему. Пожалуйста, Логинов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. В правительстве подготовлено и в Думу уже поступило положительное заключение на данный законопроект. Безусловно, мы поддерживаем позицию комитета, согласны со всей критикой, которая была высказана, в том числе и в отношении процедуры. В то же время обращаю внимание коллег-депутатов, что вопрос о необходимости более жёсткого отношения к парламентской процедуре стоит уже не первый год, я бы даже сказал, не первое десятилетие. В частности, он вылился в форму обсуждения законопроекта о порядке принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, который, если вы помните, ещё в конце 90-х годов был внесён в Государственную Думу и где-то в начале 2000-х даже был принят в первом чтении. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что именно эта подвижность отдельных элементов парламентской процедуры позволяет Государственной Думе, как части Федерального Собрания, достаточно оперативно, чётко и энергично реагировать на те быстро меняющиеся социально-экономические ситуации, в которых развиваются наша экономика и наше общество. И здесь я присоединяюсь к словам благодарности, которые были произнесены первым вице-премьером Игорем Ивановичем Шуваловым при отчёте в Государственной Думе на прошлой неделе, о том, что именно благодаря Государственной Думе и оперативно принятым законам удалось, в частности, реализовать значительную часть антикризисного плана в конце 2008 года и в начале 2009 года. Что касается данного законопроекта, то, конечно, принятие его позволит при централизации доходов от указанного налога в размере ста процентов в федеральном бюджете с 1 января осуществить компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в тот же срок. И не случайно на эту неточность соответствующим протокольным поручением Совет Федерации обратил внимание правительства и, соответственно, депутатов Государственной Думы. Поэтому мы благодарны за ту оперативность, с которой эта поправка подготовлена и сейчас рассматривается на пленарном заседании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово - депутат Макаров. Но у нас осталось меньше трёх минут, поэтому постарайтесь быть лаконичным. МАКАРОВ А. М. Слово будет на сорок секунд. Помните "Кавказскую пленницу": "А что, церковь тоже я разрушил?" - "Нет, это в XII веке."? Поскольку в принципе церковь, разрушенная в XII веке, к этому закону не имеет никакого отношения, мне остаётся только обратить внимание, что налоговое законодательство мы стали писать с нуля десять лет тому назад. Того количества поправок, которые мы внесли, явно недостаточно. И мы будем учитывать опыт и вносить поправки. А говорить о том, что законодательство существует ради процедуры или... Законодательство существует для того, чтобы регулировать вопросы. Это разные задачи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О приостановлении действия статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 09 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится данный законопроект на голосование в целом. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы это делаем в рамках "часа голосования". А что касается выступлений по мотивам, то как правило, когда мы обсуждаем такого рода законопроекты, мы исходим из того, что, имея возможность выступить при процедуре первого чтения, депутат высказывает свою позицию. Сергей Николаевич Решульский выступал очень корректно в течение трёх минут, но мог выступать и десять минут, и выразить все мотивы, какие только были у него и у фракции. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 38 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5260 по 5263 из 8217
ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По 18-му вопросу Шхагошев голосовал за. Сбой произошёл. Спасибо.