Заседание № 143

19.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 256209-5 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Иркутской области".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4508 по 4605 из 7667
Пункт 19. О проекте федерального закона "О создании и упразднении некоторых     
районных (городских) судов Иркутской области". По традиции обо всём, что        
касается судов, у нас докладывает Александр Петрович Москалец: представитель    
Иркутской области член Совета Федерации Межевич доверил ему докладывать         
данный вопрос.                                                                  
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я вначале         
разверну перед вами карту Иркутской области, вот смотрите: здесь заштрихованы   
районы, суды которых предлагается реформировать. Так вот, Законодательное       
Собрание Иркутской области, представляя на наше рассмотрение данный             
законопроект, предлагает реформировать те районные суды, штатная численность    
которых не превышает трёх судей. Ну, по общему подходу - вы его знаете - этот   
показатель уже является основанием для рассмотрения данного вопроса, однако     
мы при этом изучаем ещё вопросы доступности судов, нагрузки на судей,           
управляемости новых судебных районов, состояние и качество пассажироперевозок   
и многое другое. И вот тут, в отношении данного законодательного предложения    
наших коллег из Иркутской области, у нас вопросов возникло такое количество,    
что, несмотря на серию рабочих совещаний и изучение дополнительно               
истребованных материалов, ситуация прояснилась, но только в сторону             
формирования отрицательного отношения к данному законопроекту.                  
                                                                                
Так, мы увидели, что юрисдикция братских судов совершенно не стыкуется с        
установленным административно-территориальным делением. Мы остались             
совершенно не убеждены в том, что председатели судов новых судебных районов     
будут в состоянии оперативно управлять ситуацией, а граждане будут иметь        
возможность - реальную, мы подчёркиваем, возможность - хотя бы пообщаться с     
ними, так как расстояние между местами нахождения судов даже одного района      
составляет 131 и 167 километров, а между городом Киренском, вот он был выше     
на карте, и посёлком Ербогачён расстояние вообще 699 километров, а, как вы      
понимаете, кроме как авиационного, другого транспорта там просто нет.           
                                                                                
Кроме того, несмотря на нагрузку судей и их численность, мы не считаем          
возможным в этом случае снижать управляемость судебной системой, тем более      
что органы прокуратуры, внутренних дел и другие органы власти не меняют своей   
структуры и дислокации. И в ситуации с Иркутской областью мы считаем            
нецелесообразным полагаться только на формальные оценки.                        
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует данный законопроект отклонить.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Депутат Иванов Сергей     
Владимирович. Других вопросов нет.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Ну, как-то странно, обычно у нас эти вопросы проходят практически без           
обсуждения, но здесь вот трудно с этим согласиться, потому что инициаторы -     
это как раз местное Законодательное Собрание. Какие доводы они излагали в       
обоснование своего решения? Может быть, в этих районах, которые вы нам          
показывали, я извиняюсь, отсюда не очень видно, проживают баба Маша и три       
медведя и судить там некого. Что конкретно они представили в обоснование?       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, мы рассматриваем уже третий десяток таких     
законопроектов. Я не ошибся - именно третий десяток, просто по несколько        
чтений, поэтому ощущение такое, что их уже чуть ли не сотня. В принципе в       
стране есть, так скажем, потенциал для лёгкого решения данного вопроса:         
где-то рядом находятся суды, или даже в одном здании, или, скажем, райсуд и     
горсуд находятся в одном районном центре, и по целому ряду других               
показателей, по доступности и так далее. Ну, взять, скажем, европейскую         
часть: вот недавно мы рассматривали законопроект по Кировской области - там     
совершенно другая ситуация, чем здесь, с сибирскими расстояниями. Тем более,    
что, вы знаете, мы как-то по инерции, что-ли, к сожалению, разогнали вот эту    
машину, которая по инерции начинает механически складывать, просто-напросто     
подгонять ситуацию под статью 30 Уголовно-процессуального кодекса, по которой   
каждый гражданин вправе истребовать к себе коллегию судей в количестве трёх     
профессиональных судей. Не везде такое есть, я с этим согласен, но мы и         
оцениваем нагрузку, и смотрим, сколько вообще таких истребований по этим        
судам было, а по ним как раз почти их и не было. Поэтому тут нужно исходить     
уже из других соображений, тем более что район-то не расформировывается - он    
остаётся, судебный район становится другим, и на одного председателя суда при   
такой доступности... ну, он даже раз в неделю, вообще-то, побывать там будет    
не в состоянии. Мы не считаем возможным таким образом понижать управляемость    
судов.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Ставлю на голосование проект          
федерального закона из пункта 19. Комитет предлагает его отклонить.             
Голосуйте, коллеги.                                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      1 чел.                                          
Не голосовало                 449 чел.99,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.