Заседание № 34
О проекте федерального закона № 25618-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части создания перестраховочного пула на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает создание перестраховочного пула, чтобы с помощью этого пула распределить риски, связанные с высокоубыточными сегментами страхового рынка. Это такие сегменты, как такси, каршеринг, ну и высокоаварийные водители. Законопроект создаст благоприятную ситуацию на рынке, поэтому прошу его поддержать во втором чтении. Но сначала надо проголосовать четыре поправки, которые находятся в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 17 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 41 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, просьба поставить этот законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 25618-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части создания перестраховочного пула на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается создание перестраховочного пула на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Сегодня есть сегменты, где страховые компании не очень охотно работают. Например, очень много страховых случаев при использовании такси: там активнее водители, более нахально ездят, естественно, больше страховых случаев, и страховым приходится зачастую платить больше, чем они собирают страховых премий. Есть ещё токсичные регионы, где также выплаты больше, чем собранные страховые премии. Соответственно, вот на этих рынках компании не хотят работать, всяческими способами уходят от того, чтобы заключать страховые договоры. Чтобы решить эту проблему, предлагается - в том числе этот вопрос обсуждался со страховым сообществом - создать страховые пулы, вернее, страховой пул только для рынка ОСАГО, в котором участвуют страховые организации, осуществляющие страхование на этом рынке. Договоры заключаются в так называемой факультативно-облигаторной форме, то есть страховые компании необязательно свои договоры должны передавать в этот пул для соответствующего обслуживания, но при этом если они передают, то пул должен обязательно принять этот договор. Если наступает страховой случай, то из этого пула осуществляются соответствующие выплаты. Таким образом будет решена проблема заключения договоров, мы забудем о токсичных регионах, о случаях с такси, ну и, соответственно, проблема наконец-то будет решена. Вот суть этого законопроекта. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Если будут предложения, замечания, ко второму чтению обязательно учтём. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Басанский Антон Александрович. БАСАНСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Вопрос следующий. Безусловно, на сегодняшний день подобное нововведение может дать возможность расширить и для другой категории граждан, стоимость страховки уменьшится... И если это всё будет соответственно выравнено, то не возникнет ли такая ситуация, при которой стоимость страхового полиса увеличится для тех категорий граждан, у которых стаж уже больше 20 лет, там, 35 лет и у которых довольно хорошая страховая история и коэффициент, допустим, 0,5? Не увеличится ли для этой категории граждан стоимость страховки? Такой вопрос. АКСАКОВ А. Г. Значит, данный законопроект вообще не касается тарифной политики. Напомню, что тарифы сегодня утверждает Центральный банк и эти тарифы определяет на основе актуарных расчётов. То есть анализируется постоянно ситуация на рынке, связанная с издержками, в том числе страховых компаний, и далее Центральный банк утверждает тарифы. К этому законопроекту вопрос тарифов вообще никакого отношения не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Анатолий Геннадьевич, поддерживая такое благое дело, благую идею вашу страховать не очень дисциплинированных водителей такси, страховать, как вы назвали, водителей в токсичных регионах, где они не хотят страховаться, а вы говорите, нет, всё равно мы вас застрахуем... Но вот такой вопрос вам, как рыночнику. Ведь закон рынка, как и закон сохранения, говорит, что если где-то что-то добавляется, то где-то должно убыть за счёт кого-то. Получается, что если за счёт страховых компаний, за счёт их прибыли, то нет вопросов, но если это за счёт дисциплинированных водителей, за счёт регионов, где эти водители дисциплинированно страхуют, то, конечно, нет. Вот как сделать так, чтобы гарантировать, что это не за счёт роста тарифов, а только за счёт прибылей отдельных страховых компаний, которые решили вот так объединиться в колхоз? АКСАКОВ А. Г. Дело не в том, что они не хотят страховаться, многие люди хотят страховаться, такси хотят страховаться, но их не страхуют, потому что страховых случаев в тех регионах - где люди хотят страховаться, - ну, много. И в результате тех премий, которые они уплачивают, не хватает, чтобы расплатиться, в том числе из-за недобросовестных автолюбителей, которые численность вот таких страховых случаев увеличивают искусственно (ну, подставы и так далее, липовые всякие страховые случаи), и таким образом выплаты становятся большими. Так вот, мы раньше приняли закон, когда компьютер фактически распределяет, кто из страховщиков должен страховать в том числе токсичные ситуации, связанные с таксистами либо с токсичными регионами. Ну, поскольку страховые компании видят, что это токсичный регион, компьютер заставляет их страховать, они используют разные способы, чтобы улизнуть от страхования. То есть фактически мы этим законом снимаем проблему доступности страховой услуги, которую не хотят оказывать, если это токсичные продукты и токсичные регионы. Этот закон помогает добросовестным лицам, которые хотят нормально застраховаться, в том числе используя систему "Е-Гарант", вот эту цифровую систему, и никто не будет от этого уходить, поскольку создаётся этот страховой пул. Страховой пул создаётся за счёт премий, - да, это никак не повлияет на тарифы - за счёт премий. Страховые компании сознательно на это идут, чтобы между собой распределить риски, связанные со страхованием таких токсичных ситуаций. На тарифы, ещё раз повторяю, это никак не повлияет. В данном случае идёт перераспределение рисков, распределение рисков по выплатам за счёт собранных страховых премий по существующим тарифам страховыми компаниями, участвующими в страховании на рынке ОСАГО. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вы помните, что по поручению Председателя Государственной Думы мы с вами создавали межфракционную рабочую группу и работали над пакетом законов по страховому рынку. Главная-то проблема на самом деле в другом: сегодня никто из граждан не имеет достоверной и прозрачной информации о том, какова премия, которую получает страховщик и посредники. Поэтому в данном случае некорректно называть токсичными регионы или ещё кого-то - нужно навести порядок на страховом рынке. Как появление новой группы, агломерации посредников решит задачу прозрачности премии? Когда комитетом будет принят для рассмотрения во втором чтении законопроект, инициированный в том числе и вами, в части прозрачности всех выплат, которые осуществляет гражданин, и распределения страховой премии посредникам? АКСАКОВ А. Г. Да, есть такой законопроект, и он, кстати, принят в первом чтении. К сожалению, Ирина Анатольевна, и правительство, и Центральный банк сейчас занимают отрицательную позицию по этому вопросу. Вот буквально несколько дней назад специально собирал представителей и Центрального банка, и Министерства финансов, мы обсуждали эту проблему, и я сам как раз настойчиво ставил вопрос, чтобы они всё-таки поддержали это решение, чтобы тарифы были прозрачными при предоставлении страховой услуги и доля участия каждого субъекта в этом тарифе была понятна всем, кто получает страховую услугу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кривоносов Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, вы практически косвенно ответили на этот вопрос. Наших избирателей всё-таки очень интересует стоимость страхового полиса. Вы сказали, что на тарифы не влияет данный законопроект, но мы всё-таки хотели бы уточнить: если ко второму чтению внести поправки, которые повлияют на стоимость, чтобы мы были уверены в том, что завышения цен в связи с этим не будет, как вы на это смотрите? АКСАКОВ А. Г. Ну, поправки можно вносить, мы их обязательно будем рассматривать, но ещё раз скажу, что данный законопроект к определению тарифов на услуги ОСАГО не имеет никакого отношения. У нас в соответствии с законом определено, что Центральный банк устанавливает в рамках тарифного коридора тарифы, определяет критерии, кто сколько должен платить, и делает это он на основе актуарных расчётов. Я просто хотел вам сказать, что сейчас ведётся работа по тому, как расширить этот тарифный коридор и установить большее количество критериев: например, при езде на такси - одна ситуация, при езде добросовестных автолюбителей - другая ситуация. Вот такой законопроект сейчас ещё не внесён, но рассматривается, и вот там, конечно, потребуется активное участие для того, чтобы тарифы для наших граждан не поднимались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, правильно ли мы понимаем, что это создание ещё одной страховой организации, вероятно частной, на рынке обязательного страхования? Это первое. И второе. Вот здесь в проекте закона у вас написано, что ЦБ вправе устанавливать отдельные требования к деятельности перестраховочного пула. Скажите, пожалуйста, будут ли эти требования ко второму чтению или хотя бы к третьему изложены? Ведь, с моей точки зрения, вы же как бы даёте право "что хочу, то и ворочу". АКСАКОВ А. Г. Есть сложившаяся практика, когда мы требуем... Да, действительно, все эти документы должны согласовываться с Центральным банком, и мы требуем от регуляторов, чтобы они представляли подзаконные документы для изучения. Никакая структура не создаётся. Управлять этим пулом будет Российский союз автостраховщиков. В рамках договора, соглашения, которое согласовано Центральным банком, распределяются риски по страхованию. Это касается, скажем, не токсичных, а тех ситуаций, которые на рынке возникают, когда нечем платить за страховой случай. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вы назвали в качестве одного из главных аргументов несоответствие размера страховой премии и тех выплат, которые делает страховая компания. Вот по данным Центробанка за 2021 год, ситуация в страховых компаниях вроде выровнялась и размер страховых премий в целом составил примерно 1,5 триллиона рублей. В связи с этим всё-таки смысл этого закона в защите чьих интересов - страховых компаний или автовладельцев? Создаётся ощущение, что действительно будет ещё одна страховая компания, а обязательное вступление всех страховщиков сюда повлечёт за собой как раз увеличение страховых выплат. АКСАКОВ А. Г. Как раз за счёт премии будет происходить перераспределение, причём автоматом на основе заключённого соглашения. Страховая премия будет перераспределяться по тем случаям, когда, ну, не собрали премии в определённых сложных регионах. Какие это регионы? Это Северный Кавказ, Приморье, где премий собирается меньше, ну, по данным Центрального банка, я говорю о данных Центрального банка, Банка России. И соответственно, вот эти собранные премии перекрывают... дают возможность страховым компаниям перераспределять деньги. Вот этот дополнительный заработок, о котором вы говорите (в прошлом году они получили 1,5 триллиона), будут перераспределять на вот такие ситуации равномерно, в зависимости от количества страховых случаев, которые возникли у той или иной страховой компании, для выплат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово - докладчик, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Однозначно этот законопроект направлен на то, чтобы защитить интересы автолюбителей, чтобы они получили абсолютно гарантированную услугу, которая им положена по закону. На тарифы никаким образом этот законопроект не повлияет, он не имеет отношения к части, касающейся тарифообразования на рынке ОСАГО. То, что автолюбители от этого законопроекта выиграют, однозначно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 17 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.