Заседание № 195
О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования процедур контроля за осуществлением иностранных инвестиций; проект № 255707-6; в связи с отклонением закона Советом Федерации; в редакции согласительной комиссии).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
14-й вопрос, о Федеральном закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Алексей Юрьевич Русских, пожалуйста. РУССКИХ А. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Согласительная комиссия в составе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы отработала по всем замечаниям, разногласия полностью преодолены, выработан единый текст. Прошу вас принять федеральный закон повторно, в редакции согласительной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ставится на голосование в редакции согласительной комиссии. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 03 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 183
О проекте постановления Государственной Думы № 604702-6 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект № 255707-6)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты...". Докладывает Владимир Вячеславович Парахин. Пожалуйста. ПАРАХИН В. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Федеральный закон был принят Государственной Думой 4 июля 2014 года и отклонён Советом Федерации 9 июля 2014 года. Советом Федерации было предложено создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации, в связи с этим Комитетом по земельным отношениям и строительству подготовлен проект постановления Государственной Думы о создании согласительной комиссии. В состав комиссии от Государственной Думы предлагается избрать шесть депутатов, что соответствует числу участников согласительной комиссии от Совета Федерации, а именно Ресина Владимира Иосифовича, Русских Алексея Юрьевича, Самиева Ильдара Рафиковича, Селимханова Магомеда Саламовича, Сикорского Анатолия Сергеевича и Шаккума Мартина Люциановича. Также предлагается установить срок работы согласительной комиссии - до 19 декабря 2014 года и назначить сопредседателем комиссии Русских Алексея Юрьевича. Проект постановления прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет просит принять данный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Вячеславович, скажите, пожалуйста, а не связан ли этот закон с антисанкциями? Кто блокирует его и по какой причине? ПАРАХИН В. В. На самом деле там есть замечания, скажем, связанные с разными подходами, поскольку речь идёт об участии в капитале и о финансировании компаний, о госучастии. Я думаю, что это никем не блокируется, здесь, скажем так, есть разногласия именно в подходах, от которых надо просто уйти. Хотя здесь можно будет говорить и о каких-то элементах санкций, вполне возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет таких. Спасибо. Выносим на "час голосования".
3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты...". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 35 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Постановление принимается.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 255707-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования процедур контроля за осуществлением иностранных инвестиций; принят в первом чтении 14 мая 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
45-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Алексей Юрьевич Русских. РУССКИХ А. Ю. Уважаемые коллеги, данный законопроект мы с вами приняли в первом чтении 14 мая 2013 года. Всего к нему поступило тридцать девять поправок, из них тридцать четыре рекомендованы комитетом к принятию, а пять - к отклонению. Прошу рассмотреть таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 06 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 30 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел.47,8 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Алексей Юрьевич, пожалуйста. РУССКИХ А. Ю. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению, и в случае принятия законопроекта во втором чтении прошу рассмотреть его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
ПОПОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, по 46-му вопросу Василенко, Карелова и Попов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 46-й вопрос мы сняли с рассмотрения. Видимо, о другом законопроекте речь шла. Сергею Александровичу включите микрофон. Пожалуйста. ПОПОВ С. А. По 45-му вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 45-му, понятно.
45-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 10 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 37 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 97
О проекте федерального закона № 255707-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в целях уточнения сферы действия закона и совершенствования процедур контроля за осуществлением иностранных инвестиций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Докладывает Андрей Геннадьевич Цыганов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня на ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства". Этот законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации, он направлен на то, чтобы с учётом пяти лет применения этих принципиально новых норм, которые касаются процедур контроля за осуществлением отдельных категорий иностранных инвестиций в отдельные группы хозяйственных обществ, устранить излишние административные барьеры, связанные с совершением сделок в отношении этих обществ, усовершенствовать процедуры применения закона в деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и уполномоченных органов Правительства Российской Федерации и уточнить некоторые положения этого закона. Я хотел бы очень кратко остановиться на основных нововведениях, которые предлагаются Правительством Российской Федерации в рамках этого законопроекта. Во-первых, мы исключаем необходимость предварительного согласования правительственной комиссией тех сделок, когда приобретателем пакета акций общества, имеющего стратегическое значение, является хозяйственное общество, находящееся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо граждан Российской Федерации; необходимость предварительного согласования сделок иностранных инвесторов в отношении тех хозяйственных обществ, где им принадлежит уже более 75 процентов голосующих акций, которые имеют лицензии на пользование участками недр федерального значения; необходимость предварительного согласования сделок внутри группы лиц иностранных инвесторов, если эти иностранные инвесторы связаны между собой отношениями контроля; из перечня стратегических видов деятельности деятельность по использованию возбудителей инфекционных заболеваний третьей и четвёртой групп патогенности в тех случаях, когда хозяйственные общества, приобретаемые иностранным инвестором, занимаются производством продуктов питания. Во-вторых, мы предоставляем иностранному инвестору возможность продлить срок действия ранее выданного решения о предварительном согласовании сделки, потому что не всегда в силу разных объективных обстоятельств удаётся совершить длинные многоступенчатые сделки в установленные правительственной комиссией сроки - появляется возможность продлить срок совершения этой сделки. В практике применения закона мы встретились с некими неоднозначными толкованиями отдельных его положений, в частности это касается положения о согласовании сделок в отношении компаний, которые контролируются Российской Федерацией. Теперь предполагается однозначно, что если Российская Федерация утрачивает в ходе одной или нескольких сделок контроль над компанией, которая является стратегической, то в этом случае необходимо получение согласия правительственной комиссии. И наконец, в целях осуществления последующего контроля за деятельностью Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации вводится обязанность приобретателя по тем сделкам, по которым получено согласие Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в установленный законом срок информировать правительственную комиссию о совершённой сделке. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Геннадьевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Балаш Курбанмагомедович Балашов. БАЛАШОВ Б. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект устанавливает случаи, при которых для иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегические значения, не применяются ограничения, установленные законом № 57-ФЗ. Также уточняется порядок получения предварительного согласования сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами. Комитет отмечает значимость данного законопроекта, так как им устанавливаются чёткие и гибкие правила допуска иностранных инвесторов в национальную экономику. Законопроектом снимаются излишние административные барьеры для иностранных инвестиций в случаях, когда их установление нецелесообразно. Проектом закона устанавливается возможность подачи иностранным инвестором заявления о продлении срока решения о согласовании сделки, в настоящее время, если он не успевает провести сделку, ему нужно повторно собирать документы для подачи в уполномоченный орган. Законопроектом совершенствуется механизм контроля за иностранными инвесторами: устанавливается обязанность инвестора предоставлять информацию о сделке, на которую ранее было получено согласование от уполномоченного органа. К данному проекту имеется ряд замечаний, которые не носят концептуального характера и могут быть устранены при его доработке ко второму чтению. Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Вопросы есть? Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Андрею Геннадьевичу. И прошу, чтобы не мешали там ему слушать. Андрей Геннадьевич, вы нам не сказали самое главное: а сколько же денег, иностранных денег, сейчас уже крутится в наших стратегических сферах, в стратегических отраслях? И сколько ещё вы планируете дополнительно привлечь вот этими законами? Почему я спрашиваю? Хочу привести вам для сведения буквально три цифры: в первом квартале этого года из России утекло 25 миллиардов долларов, то есть 750 миллиардов рублей, одновременно правительство направило в иностранные банки ещё 950 миллиардов нефтегазовых доходов, да ещё 500 миллиардов мы потеряли из-за резкого спада производства, итого за первый квартал Россия потеряла 2 триллиона рублей. Какие нужны ещё иностранные инвестиции? Итак, скажите, пожалуйста, сколько иностранных средств уже крутится в стратегических отраслях, включая оборону, и сколько ещё вам надо привлечь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Владимир Николаевич, вы правильно совершенно отметили, что деньги из страны утекают, это означает, что денег становится меньше и меньше. И я не могу сказать, что инвестиционный климат в России уж очень сильно привлекателен для инвесторов, для любых, и иностранных, и российских. Естественно, стратегические отрасли российской экономики, перечисленные в 57-м законе, имеют определённую специфику, именно поэтому государство и ввело определённые процедуры контроля, причём процедуры контроля достаточно жёсткие. Если же говорить о конкретных цифрах, то, например, через Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации за прошлый год прошли сделки общей стоимостью порядка 3 миллиардов долларов, в 2011 году эта цифра была несколько выше, потому что был совершён ряд очень крупных сделок с такими крупнейшими международными компаниями, как "Данон", "Пепси-Кола" и "Кока-Кола", которые в соответствии с нормами российского законодательства относятся к категории стратегических. Именно на устранение излишних административных барьеров и тех препятствий, которые никак не способствуют усилению обороноспособности страны и безопасности государства, и направлен данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, я думаю, что после проведённого президентом совещания правительства с администрацией президента, где он прямо поставил задачу по деоффшоризации экономики, правительство начнёт вносить такие проекты законов. Готовя этот законопроект, вы, вероятно, узнавали, что стало с "Электросилой" после того, как она стала принадлежать частично, подчёркиваю, иностранным инвесторам, а некогда мы были первыми в электроэнергетике, в строительстве турбин, что произошло с подольскими заводами Минсредмаша бывшего, когда они стали совместными предприятиями с контрольным пакетом акций у зарубежных инвесторов? И вообще, не кажется ли вам, что нам нужны несколько другие законы? Вот вам сказали, 2 триллиона - потери за неполных четыре месяца. Вот что даст принятие этого закона? Потому что, когда вы говорите о "Пепси-Коле" или "Кока-Коле", вы просто, наверное, не понимаете, в чём... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г. Большое спасибо. Я хочу сказать, что на самом деле закон как раз принимался для того, чтобы создать механизмы контроля за тем, чтобы иностранные инвестиции в те хозяйственные общества, которые действительно имеют стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, - в космос, в оборону, в недра - не приводили к тому, что предприятия, получившие эти инвестиции ещё в 90-х годах и купленные иностранными инвесторами, потом разорялись и прекращали свою производственную деятельность. Если говорить о той ситуации, которая складывается сейчас, то, с моей точки зрения, процедура контроля, которая предполагает обязательное принятие решений Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и обязательное предоставление иностранным инвесторам таких документов, как план развития предприятия после осуществления иностранных инвестиций, позволяет отслеживать этот процесс и не допускать негативных последствий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Геннадьевич, не скрываю своего большого сарказма по поводу мотивации того, что вы сегодня нам обосновываете. Если говорить о ситуации последних трёх-четырёх лет, то из страны ежегодно утекает от 50 до 80 миллиардов долларов, гигантский поток уходит и в оффшоры, и далее. Если бы мы пеклись о том, чтобы иностранные миллиарды вливались в сельское хозяйство, в лёгкую, текстильную, обувную промышленность, я понял бы либерализацию, смягчение наших контрольных функций и так далее. Базовый закон как раз был направлен на то, чтобы чуть-чуть поджать механизмы контроля, эти же поправки, насколько я понимаю, наоборот, смягчают ситуацию. Передо мной последняя публикация: в марте этого года, 26 марта, гигант автомобилестроения, не оборонщик, но всей стране известный "АвтоВАЗ" стал принадлежать голландской компании... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать секунд добавьте. РОМАНОВ В. С. "АвтоВАЗ" теперь принадлежит голландцам. Всего, по оценкам экспертов, 70 процентов базовых отраслей находится под контролем иностранного капитала. Хотел бы услышать, вы оценивали степень опасности при принятии такого закона... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г. Разумеется, Правительство Российской Федерации при подготовке этого проекта учитывало степень опасности его внесения в Государственную Думу и пришло к выводу, что изменения процедурного характера никак не могут ослабить оборону страны и безопасность государства. Те поправки, которые сейчас вносятся в закон, ничего не меняют в его базовых, сущностных характеристиках. Процедуры контроля, сферы контроля, жёсткость контроля остаются прежними. Для того чтобы привлекать в Российскую Федерацию инвестиции, разумеется, одного этого закона не хватает - естественно, нужно менять инвестиционный климат, и здесь предстоит колоссальная работа и правительству, и палатам Федерального Собрания. С моей точки зрения, те изменения, которые предлагаются Правительством Российской Федерации, позволят пусть не в очень значительной степени, по отношению по крайней мере к некоторым отраслям российской экономики, но решить проблему привлечения новых технологий, решить проблему привлечения новых инвестиций и в то же время снять излишнее административное бремя, связанное, например, с тем, что правительственная комиссия должна рассматривать вопросы привлечения иностранных инвестиций как раз в те сферы, которые вы называли, - в производство продуктов питания, например. Зачем нужно на уровне правительства за инвестора решать, разрешать или не разрешать ему покупать сырный завод в России, или производство минеральной воды, или производство пива? Разумеется, этого делать не нужно. Сам инвестор, в силу конструкций, которые до настоящего времени в законе присутствуют, оказалось, имеет право делать это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Уважаемый Андрей Геннадьевич, пять лет - короткий срок. Когда по настоянию исполнительной власти принимался базовый закон, то правительство, которое тогда возглавлял Владимир Путин, настаивало на том, чтобы такие нормы были приняты, и Дума поддержала эти нормы, учитывая, что речь идёт об обществах, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Теперь, по мнению нынешнего правительства, оказывается, что прежнее правительство установило, а Дума поддержала, соответственно, излишние дополнительные административные барьеры. Правильно ли мы понимаем, таким образом, что вы считаете, что несколько лет назад правительство, возглавляемое Владимиром Путиным, ошиблось в предложенной концепции закона, которую Дума поддержала в 2008 году? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. ЦЫГАНОВ А. Г. Александр Георгиевич, разумеется, никоим образом из моих выступлений и из того законопроекта, который представлен, не следует, что кто-то пытается противопоставить одно правительство другому. Одна из основных составляющих вашей работы - это принятие поправок к законопроектам, а любое законодательство - это гибкий механизм, и ничто, кроме практики применения этого закона, не позволит выявить те несовершенства, которые были, когда мы впервые вводили те или иные правовые нормы, поэтому давайте мы как-то немножко, ну, останемся в рамках нормального обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Андрей Геннадьевич, в рамках нормальных рассуждений хочу напомнить, что совершенно недавно, после обвала финансовой системы, банковской системы на Кипре, председатель правительства признал, что российские государственные корпорации использовали схемы, в которых участвовали кипрские банки. Вот ФАС этот факт заинтересовал или нет? Это что касается того, куда деньги уходят, - к нам они уходят или туда, за рубеж. А что касается данного законопроекта, все признают, что здесь пахнет, и очень дурно пахнет, вообще торговлей стратегическими интересами Российской Федерации, поэтому хотелось бы услышать: в интересах каких иностранных компаний, каких иностранных государственных структур проводятся данные поправки и ослабляется государственный контроль над вот этой важнейшей частью нашей экономики? ЦЫГАНОВ А. Г. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Давайте начнём с конца. Никакие иностранные компании, никакие иностранные государства никоим образом не выражали интереса к тому, чтобы контроль ослабевал, это с одной стороны. С другой стороны, ни на какое ослабление контроля данный законопроект не ориентирован, он ориентирован: во-первых, на уточнение понятий, которые в законе используются; во-вторых, на конкретизацию и упорядочение некоторых процедур; в-третьих, на то, чтобы убрать ненужные административные барьеры, которые затрудняют деятельность не только иностранных инвесторов, и не столько их, а тех российских компаний, которые хотят привлечь капитал, и к которым почему-то никакой российский инвестор не приходит. Вот не заинтересованы наши предприниматели почему-то в том, чтобы вкладывать деньги в компании, на деятельности которых в определённой мере основана оборона страны и безопасность государства. Что касается того, утекают деньги в оффшоры или используются они в Российской Федерации, то в сферу полномочий Федеральной антимонопольной службы вопросы контроля за движением денежных средств не входят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желающие выступить есть? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Я полагаю, что обсуждение данного законопроекта ещё раз заставляет Государственную Думу задуматься над системой приоритетов и стратегий государства. Мы знаем жёсткие оценки президента, который отчётливо видит, что геополитические угрозы для страны возрастают, мы знаем, что мировой экономический кризис внёс гигантское напряжение в экономики десятков стран мира и что Россия - одна из тех стран, которые по итогам первой волны оказалась в самом хвосте: у нас был наибольший спад промышленности среди "двадцатки" в 2009 году, сейчас чуть-чуть выровнялись. И вот мы видим, как противодействующие тенденции сталкиваются: одни силы в стране проводят курс на то, чтобы укреплять оборонный сектор, чтобы государство не упустило из-под контроля оборонные стратегические отрасли, а другие силы в это же время пытаются снова и снова проталкивать послабления. Вдумаемся: "для притока иностранного капитала в оборонный комплекс", - не о сыре речь, не о пиве, речь идёт об оборонном комплексе! Это значит военная авиация, это оборонное судостроение, это подводные лодки, это ракетный парк и так далее, и когда мы об этих сферах говорим, тут надо три раза отмерить или двадцать три раза отмерить, прежде чем что-то ослаблять. В оценках экспертов, ещё раз повторю, есть небольшой разброс: одни утверждают, что уже 70 процентов наших оборонных стратегических направлений в руках западного капитала, другие говорят - 90 процентов. Но хоть так, хоть этак, одинаково крайне тревожно за судьбу обороны, за судьбу национальной безопасности, поэтому не согласен с аргументами, что речь идёт только о некой технической корректировке, и твёрдо убеждён, что нельзя ослаблять роль государства и контроль государства в сфере оборонных отраслей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Честно сказать, у меня до настоящего дня было более уважительное отношение к антимонопольной службе - сегодня почему-то два закона докладывается чрезвычайно поверхностно. Почему я так говорю? Уважаемый докладчик, докладываю вам, что в правительстве, вероятно, и в вашем ведомстве, есть перечень предприятий, имеющих стратегическое значение, который сильно урезан за последнее время, но в котором есть чёткая номенклатура предприятий, которые выпускают определённую номенклатуру продукции. Второе. Докладываю вам, когда этот перечень был несколько шире и допустили иностранцев на сверхважные, с моей точки зрения, для страны предприятия (я уже говорил - "Электросила"), первое, что сделал "Сименс", туда зайдя, демонтировал цех лопаток. Ну, вам это, может быть, непонятно, но в турбине это одна из основных и наиболее сложных деталей, которая требует серьёзных станков, серьёзной точности, лопатка является базовым элементом в турбине, и вот сегодня "Электросила" уже испытывает серьёзные проблемы. Аналогичные проблемы были на целом ряде других предприятий. Когда зашёл "Зингер" в Подольск, первое, что сделал, - демонтировал мехобработку и добавил литья: экологию портит, а специализации нет. Автомобилестроение, которым кичится правительство, сегодня на 80 процентов принадлежит зарубежным компаниям, более того, за прошлый год на 106,7 миллиарда долларов завезли узлов и деталей и всего на 3,7 миллиарда долларов вывезли автомобилей. Я вас спрашиваю: кому мы организовали рабочие места, налоги и всё остальное? И наконец, Чубайс. 258 миллиардов бюджетных средств и госгарантий дали этому человеку - по данным Счётной палаты, 47 миллиардов он вывез в оффшорные зоны под разговоры о том, что организует трансферт технологий, - что-то я от Чубайса таких трансфертов не видел! - 7 миллиардов он потратил на фонд зарплаты, 6 миллиардов - на хозяйственные нужды, 4 миллиарда - на международные мероприятия. Можно продолжать и дальше. К чему я вам это говорю? С моей точки зрения, данный законопроект не проработан или, как правильно сказал Анатолий Евгеньевич, проработан в интересах каких-то структур, которые о безопасности России имеют совершенно другое представление, чем мы с вами. Мы такой закон поддерживать не можем и считаем, что правительству надо серьёзнее подходить к поручениям президента... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вы наверняка хорошо знаете пословицу: кто платит, тот и заказывает музыку. Совсем недавно мы с вами наблюдали парад российской техники в честь Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вы обратили внимание, что вся техника, которая летела по воздуху, шла по земле или была в руках наших солдат и офицеров, - на сто процентов это советская техника, лишь немножко модернизированная или покрашенная на современный манер? Возникает вопрос: что же, нам двадцати лет не хватило или денег не хватило, чтобы сделать что-то более современное, соответствующее требованиям войны XXI века? Ведь в год мы теряем до половины федерального бюджета из-за коррупции, из-за вывоза денег за рубеж и так далее, а теперь мы пытаемся свою бесхозяйственность прикрыть иностранными деньгами. Нет, конечно! Потом, скажите: военная техника, которая шла у нас по Красной площади, она для чего делалась? Для того чтобы уничтожить потенциального противника. Кто это будет - Соединённые Штаты, Западная Европа или какие-то другие страны? А теперь мы говорим: господа из Америки, из Западной Европы, вложите деньги в нашу оборонную промышленность, а потом мы этой техникой вас уничтожим. Там что, дураки, они сами дадут нам в руки оружие, чтобы мы их уничтожили? Да никогда в жизни! Если они и вложат деньги, то это наши деньги, украденные у нашего народа и вывезенные за границу, вложат для того, чтобы контролировать, что у нас творится в оборонной промышленности. Я долго работал в оборонной промышленности и давал подписку, запрещающую мне не только говорить, чем я занимаюсь, но даже название предприятия произносить, а сегодня мы вовлекаем деньги, чтобы они знали всё, что у нас там делается. Я так и не услышал ответа на вопрос, сколько миллиардов иностранных денег уже крутится у нас в оборонной промышленности. И ещё меня очень тревожит одно положение. Так и не сказали, кто проверял данный законопроект на коррупционность. У нас Минобороны сколько миллиардов долларов украло? Говорим, говорим об этом, и никто не наказан! Ещё украдут, а потом будем разводить руками. Так, может, навести порядок в имеющихся деньгах, в том числе посадить виновных из Минобороны, вернуть эти деньги? Кстати, и Министерство сельского хозяйства, и Министерство образования и науки разворовывают - вот эти деньги, которых нам сегодня не хватает! Я хотел бы сказать, что законопроект этот крайне антироссийский, принимать его ни в коем случае нельзя. Я был крайне удивлён, когда мне сказали, что, оказывается, пепси-кола является стратегическим оборонным продуктом для нашей страны, - что-то я не слышал о том, что советские войска победили фашизм с помощью пепси-колы. А вот танки, самолёты, стрелковое оружие - это, конечно, для нас сегодня главное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, нет возражений, если мы до перерыва завершим рассмотрение этого вопроса? Нет. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Когда на заседании нашей фракции, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы обсуждали этот законопроект и своё отношение к нему, сразу возник целый ряд вопросов. Прежде всего, ещё раз повторю то, что прозвучало в моём вопросе. Пять лет назад по инициативе исполнительной власти был принят соответствующий федеральный закон, напомню его название: "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Когда этот документ принимался по инициативе правительства, Дума, насколько я помню, и исполнительная власть были едины. Это был не только юридический документ, но и документ, который давал политический сигнал, что государство начинает более активно контролировать данную сферу. Как я понимаю, за последние четыре года мы ни разу не слышали о том, что в этой сфере что-то изменилось. Когда сейчас новое правительство, уже в другом составе, вносит другой документ - а по-другому никак не скажешь, - о послаблении в этой сфере, сразу возникают определённые вопросы. А что, собственно говоря, изменилось? С нашей точки зрения, ничего не изменилось. И более того, гайки в этой сфере, в том, что касается обороноспособности страны и безопасности государства, надо закручивать, закручивать и ещё раз закручивать! Это первое. Второе. Если мы посмотрим пояснительную записку, то там есть ссылки на некие решения ряда исполнительных органов власти, в принципе речь в них идёт о том, что необходимо упростить процедуры контроля, совершенствовать механизм контроля по осуществлению иностранных инвестиций в хозяйственные общества, но не говорится об отмене контроля. В пояснительной записке ссылаются на подобные решения, тогда как в тексте законопроекта говорится об отмене контроля. Приведу примеры: предлагается освободить от контроля, то есть убрать контроль, исключить необходимость предварительного согласования сделок в случае, если до совершения указанных сделок Российская Федерация прямо или косвенно распоряжается более чем 50 процентами акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества, исключить необходимость предварительного согласования сделок в отношении хозяйственного общества, если иностранный инвестор (группа лиц) владеет не менее чем 25 процентами и не более чем 75 процентами его акций и так далее, и тому подобное. То есть речь идёт не о регулировании, отлаживании механизма контроля, а о том, что в ряде сфер этот контроль просто убирается. Возникает вопрос: а, собственно говоря, что случилось за последние пять лет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции: добавьте четыре минуты. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Что, собственно говоря, изменилось за последние пять лет, что мы принимаем решение радикально поменять политическую и иные позиции в этой сфере? Вопрос остаётся открытым. Ну и третья позиция, мои коллеги из фракции КПРФ её затронули, в частности это прозвучало у коллеги Николая Коломейцева, - это вопрос о деоффшоризации нашей экономики. Мы говорим, что в этой сфере вообще не должно быть, по большому счёту, иностранного инвестора, потому что какой там иностранный инвестор на самом деле? Там те же российские товарищи, просто они совершают финансовые операции с помощью кипрских и иных оффшоров, и не более того, никаких радикальных инвестиций, особенно стратегически значимых, в нашу военную отрасль и близкие к ней даже и не просматривается, да и в принципе, как правило, их быть не может - речь идёт об облегчении порядка осуществления неких сделок и реализации финансовых схем. Так вот, зачем нам в этом плане помогать тем людям, которые эти операции проводят? Тем более, что если мы говорим об инвесторе или группе кипрских компаний, которые контролируются некими российскими гражданами отсюда и, как правило, управляются тоже отсюда и никаких американцев, англичан и даже южноафриканцев там нет, то на самом деле не надо забывать, что при 51 проценте в руках кипрской компании есть 49 процентов, которые находятся в руках государства в лице Федерации либо субъекта Федерации. По крайней мере в законодательстве об акционерных обществах до сих пор есть понятие блокирующего пакета, существуют соответствующие правомочия, которые дают возможность работать в составе совета директоров и ограничивать возможности по принятию тех или иных решений. Поэтому у нас этот документ вызвал массу вопросов, и в связи с этим наша фракция голосовать за него не будет, а в случае если документ будет принят, мы хотели бы попросить тех депутатов, которые за этот документ проголосуют, максимально в этом разобраться, чтобы потом не было грустно из-за своего голосования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Геннадьевич, с заключительным словом будете выступать? Пожалуйста. ЦЫГАНОВ А. Г. Я должен, наверное, развеять некоторые опасения и хотел бы начать с последнего выступления. Вот Александр Георгиевич сказал, что пять лет назад мы приняли закон, который внесло одно правительство, а сейчас мы вдруг его меняем, когда пришло другое правительство. Федеральными законами от 28.12.2010 года № 420-ФЗ, от 01.07.2011 года № 169-ФЗ и от 16.11.2011 года № 322-ФЗ в закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение..." уже вносились изменения и дополнения. Естественно, эти изменения и дополнения рассматривались палатами Федерального Собрания и подписывались президентами Российской Федерации, одним и другим. Второе. Вот те нормы, которые только что критиковались так жёстко, - о том, что если более 50 процентов уставного капитала компании, голосующих акций уже принадлежит иностранному инвестору, то он не должен снова бежать в правительственную комиссию и получать новое согласие, - уже содержатся в пункте 4 статьи 4 действующего закона, то есть они уже проголосованы депутатами Государственной Думы, Дума уже высказалась по этому поводу. Третье и последнее, что я хотел бы сказать. Наряду с теми отраслями, которые представляют, с точки зрения законодателя, интерес для обороны страны и безопасности государства и относятся к категории стратегических, существует перечень стратегических предприятий, о котором сегодня также уже говорилось. Это те предприятия, которые вообще не имеют формы хозяйственного общества, они являются казёнными заводами, в них никогда не появится - ну, по крайней мере в рамках действующего законодательства не появится - иностранный капитал. Государство уже защитило себя, создав такой перечень и включив туда все хозяйственные общества и государственные предприятия, которые действительно крайне необходимы для того, чтобы поддерживать в должном состоянии оборону страны и безопасность государства. И кроме того, я считаю, что какого бы то ни было рода нарушение тех процедур контроля, которые установлены законом, в принципе невозможно, учитывая механизм принятия решений. Не забывайте, что решение по каждой сделке принимается Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, во главе которой стоит Председатель Правительства Российской Федерации, а в её состав входят как минимум три вице-премьера и все ключевые министры, включая министра обороны Российской Федерации. Уж поверьте мне, такого рода группа людей никогда не допустит того, чтобы принимались решения, которые в какой-то мере могут повредить России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Балаш Курбанмагомедович, будете выступать? БАЛАШОВ Б. К. Нет, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 41 сек.) Проголосовало за 244 чел.54,2 % Проголосовало против 82 чел.18,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.