Заседание № 264
О проекте федерального закона № 255402-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" (дополнение статьей 20-1 "Наградное оружие").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Законопроекты третьего чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии". Докладывает заместитель председателя Комитета по безопасности Гришанков Михаил Игнатьевич. Пожалуйста. ГРИШАНКОВ М. И., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! 19-го числа мы приняли данный законопроект во втором чтении. При обсуждении во втором чтении были учтены все поправки, внесенные как коллегами-депутатами, так и ГГПУ президента. В настоящее время законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать его и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Присаживайтесь, Михаил Игнатьевич. Выносим на "час голосования".
Итак, объявляется "час голосования". Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" в третьем чтении? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 49 сек.) Проголосовало за 258 чел. 57,3% Проголосовало против 79 чел. 17,6% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел. 24,9% Результат: принято Принимается.
Заседание № 263
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" (дополнение статьей 20 "Наградное оружие"; принят в первом чтении 17 сентября 2003 года с названием "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об оружии"
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И было предложение включить сегодня в порядок работы во втором чтении законопроект о внесении изменений в закон "Об оружии". Есть возражающие? Нет. Кто за то, чтобы включить в порядок работы. (Шум в зале.) Нет, и поправки в закон "Об оружии", первым он ставил. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 03 сек.) Проголосовало за 139 чел. 30,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 139 чел. Не голосовало 311 чел. 69,1% Результат: не принято Гузанов предлагает вернуться к голосованию. Михаил Игнатьевич, прошу вас, перед голосованием дайте обоснование. Насколько я знаю, все позиции были согласованы. Включите микрофон депутату Гришанкову. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Изменения в закон "Об оружии" касаются порядка, вводимого для наградного оружия. Законопроект подготовлен ко второму и третьему чтениям. Все противоречия, которые были со стороны ГГПУ президента, вчера были сняты на совещании. Мы всё подготовили для прохождения закона. Его нельзя оставлять на следующую сессию, он готов для прохождения сейчас. Поэтому у меня просьба... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы по предложению депутата Гузанова вернуться к голосованию по законопроекту о внесении изменений в закон "Об оружии"? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 18 сек.) Проголосовало за 259 чел. 98,1% Проголосовало против 2 чел. 0,8% Воздержалось 3 чел. 1,1% Голосовало 264 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись. Кто за то, чтобы включить в порядок работы на сегодняшний день рассмотрение проекта закона об изменениях в закон "Об оружии"? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 51 сек.) Проголосовало за 257 чел. 57,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 258 чел. Не голосовало 192 чел. 42,7% Результат: принято Принято.
Какой же у нас следующий-то пункт? Какой номер? (Выкрики из зала.) Всё понял, дополнительный. Как он называется? ИЗ ЗАЛА. "Об оружии" называется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, сейчас я его возьму. С поправкой. Коллеги, он называется так - "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, давайте сначала с оружием разберемся. Вот человек на трибуне. Пожалуйста, Михаил Игнатьевич. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" подготовлен ко второму чтению. Он был внесен депутатами Слиской, Гребенниковым и Баранниковым. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об оружии" новой статьей - 20-1. Данная статья устанавливает право Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и руководителей государственных военизированных организаций награждать граждан Российской Федерации, имеющих заслуги перед государством и содействующих выполнению задач и функций государственных военизированных организаций, наградным оружием. После доработки законопроект соответствует принятым законодательным нормам, учитывает замечания Правительства Российской Федерации в части исключения служебного оружия из разряда наградного оружия и ограничения моделей боевого ручного стрелкового оружия только короткоствольным оружием; учитывает замечания Главного государственно-правового управления президента в части установления за правительством полномочий определять виды, типы, модели боевого ручного стрелкового оружия, а также порядок награждения; запрещает продажу, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия. У вас на руках таблица поправок, рекомендованных к принятию, таблицы отклоненных нет, поэтому у меня предложение поддержать таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и принять закон в целом. Сразу хочу сказать, что очень много вопросов задавалось при обсуждении законопроекта, при подготовке его ко второму чтению о том, каким будет механизм и порядок награждения, который станет определять правительство. Так вот, позиция ГГПУ президента, мы согласны с ней: должны быть очень жесткие требования к тем лицам, которые будут награждаться руководителями военизированных подразделений, и в том числе было предложение, чтобы награждение было коллегиальным. Но это мы отдаем уже, скажем так, на усмотрение ГГПУ президента и правительства. Так что все замечания устранены, прошу поддержать законопроект. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРИШАНКОВ М. И. Нет, Председателя Думы, к сожалению, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте добавим: всем - по пневматическому пистолету. ГРИШАНКОВ М. И. Геннадий Николаевич, сегодня пневматические пистолеты вы можете дарить без всяких проблем. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, только, Михаил Игнатьевич, сегодня в зале еще роздана поправка, мы по ней будем принимать отдельное решение? ГРИШАНКОВ М. И. Да-да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас пока речь идет о тех поправках, которые... ГРИШАНКОВ М. И. ...которые рекомендуются к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К принятию, отклоненных нет, да? ГРИШАНКОВ М. И. Отклоненных нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по поправкам, рекомендованным к принятию? Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 30 мин. 47 сек.) Проголосовало за 301 чел. 66,9% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел. 32,2% Результат: принято Принимается. Поясните, пожалуйста, по розданной в зале поправке. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы сначала технический вопрос решим, да? Вы предлагаете ее обсудить? ГРИШАНКОВ М. И. Геннадий Николаевич, эта поправка устраняет те замечания, которые были предложены ГГПУ президента, и мы предлагаем ее принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, давайте мы сначала включим ее в рассмотрение. Кто за то, чтобы данную поправку, розданную в зале, обсудить? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 38 сек.) Проголосовало за 259 чел. 57,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 259 чел. Не голосовало 191 чел. 42,4% Результат: принято Будем обсуждать. Михаил Игнатьевич, доложите ее. ГРИШАНКОВ М. И. Так решение же принято. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что принято? Чтобы ее обсудить. ГРИШАНКОВ М. И. Да, извините. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В данных поправках прописаны следующие предложения. В таблице принятых была поправка, которую мы уже приняли, но мы добавили еще, что порядок награждения устанавливается правительством. Это первая часть поправки к третьему абзацу статьи 20-1. И последнее добавление, последняя поправка заключается в том, чтобы учесть следующее замечание. ГГПУ президента выступало с замечанием в отношении порядка наследования наградного оружия. И мы предложили следующий вариант: "Продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускается". Что совершенно логично, потому что награждается конкретный человек за конкретные заслуги перед государством и право на боевое оружие не может переходить по наследству членам семьи. На сегодняшний день существует инструктивное письмо МВД, в котором написано, что в случае, если члены семьи желают оставить данный вид оружия в качестве некоего раритета, потому что действительно оружие является наградой так же, как и ордена, то по инструкции МВД оружие приводится в небоевое состояние и остается просто как образец, что совершенно естественно. Поэтому мы предложили установить, что наследование не допускается, но в случае если хотят оставить как раритет, то это разрешается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Есть ли вопросы? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 33 мин. 46 сек.) Проголосовало за 294 чел. 65,3% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел. 34,4% Результат: принято Принимается. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во втором чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 16 сек.) Проголосовало за 303 чел. 67,3% Проголосовало против 5 чел. 1,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел. 31,6% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Михаил Игнатьевич. ГРИШАНКОВ М. И. Спасибо, уважаемые коллеги. Спасибо. Закон готовим к третьему чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, так вы его же хотели в третьем чтении принять? ГРИШАНКОВ М. И. Нет, нет. Геннадий Николаевич, мы к третьему чтению подготовим на... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, ладно. Хотя у них проект подготовлен.
Заседание № 254
О проекте федерального закона № 255402-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об оружии" (дополнение статьей 20-1 "Награждение оружием граждан Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГРЕБЕННИКОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству, фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сегодня утром вы приняли решение о переносе вперед немножечко, о постановке на 16 часов, рассмотрения проекта под номером 27, о внесении изменений в закон "Об оружии". В связи с новыми обстоятельствами я прошу вас вернуться к голосованию по повестке и решить, чтобы в блоке вместе с пунктом 27 был рассмотрен и пункт 26, тоже законопроект о внесении изменений в закон "Об оружии". В связи с большой подготовительной работой сегодня концепция проекта уже не вызывает дебатов, и этот проект мы сможем рассмотреть достаточно быстро. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, дело в том, что у нас этот закон в повестке. Я предлагаю просто сейчас проголосовать за то, чтобы мы пункт 26 рассмотрели перед пунктом 27. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 11 сек.) Проголосовало за 231 чел. 51,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 231 чел. Не голосовало 219 чел. 48,7% Результат: принято Принято.
Мы с вами зафиксировали на 16 часов рассмотрение пунктов 26 и 27. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об оружии". Докладывает председатель Комитета по государственному строительству депутат Государственной Думы Валерий Васильевич Гребенников. Пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! В настоящее время правовую основу государственного регулирования вопросов, связанных с использованием и, в частности, с награждением огнестрельным оружием, составляет Федеральный закон 1996 года "Об оружии" с последующими изменениями, вплоть до 2003 года. В частности, статья 20 указанного закона предусматривает, что наградным оружием награждаться могут на основании приказа руководителей государственных военизированных организаций сотрудники и военнослужащие этих организаций. Кроме того, награждаться оружием могут граждане на основании указа Президента Российской Федерации, или постановления Правительства Российской Федерации, или наградных документов соответствующих иностранных государств. В то же время в ряде положений о федеральных органах исполнительной власти, и в частности о государственных военизированных организациях, таких, как ФСБ, МВД, МЧС (ну, и на сегодняшний день существует двенадцать таких организаций), в ряде положений, утвержденных указами Президента Российской Федерации, содержится указание на то, что руководитель соответствующей государственной военизированной организации имеет наградной и подарочный фонды оружия для награждения военнослужащих и гражданского персонала, а также других лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на соответствующие службы. Это Железнодорожные войска, ФСБ, ФСО и так далее, всего их, повторяю, на сегодняшний день двенадцать. Таким образом, сложилось известное противоречие между нормой закона, тем, как это изложено в статье 20, и практикой применения его. Причем трудно сказать, что эта практика незаконна. Потому что в статье 5 закона "Об оружии" содержится перечисление государственных военизированных организаций. И там на самом деле содержится указание на то, что эти руководители могут награждать вроде бы граждан. Однако в то же время применительно к этим организациям в положениях о них указано, что они имеют такой наградной и подарочный фонды для награждения и работников или военнослужащих этих организаций, и других граждан. Для того чтобы это противоречие устранить, мы предлагаем внести в закон "Об оружии" изменения. В чем заключаются изменения? Из статьи 20 исключить две первые части, где говорится о проблемах, возникающих в связи с награждением оружием огнестрельным, и вынести эти вопросы в специальную статью 20-1, которая бы решала эти вопросы отдельно и только применительно к награждению, причем учитывала бы и закон во всех его частях (я имею в виду и 20-ю статью в нынешней ее редакции, и статью 5, которая сегодня содержит перечень государственных военизированных организаций), и сложившуюся практику, закрепленную указами президента. Эти указы издаются на протяжении 1995-2003 годов, то есть это уже можно считать устойчивой практикой, причем эта практика не вызывает возражений и не может вызывать. Наш проект направлен на то, чтобы вот эту практику сделать единообразной, тем более что речь идет все-таки об оружии, хотя идет речь о достаточно ограниченном круге лиц, но все-таки идет речь об огнестрельном оружии, и это должно быть закреплено, как и полагается в соответствии с законом "Об оружии", только на уровне закона Российской Федерации. Просим вас поддержать это предложение и принять законопроект в первом чтении. Вы видели, что на закон имеется отзыв правительства, которое поддерживает этот законопроект. Наше Правовое управление не имеет замечаний, и профильный комитет - Комитет по безопасности - дал также благоприятное заключение с рекомендацией Думе принять законопроект в первом чтении с учетом поправок, которые по тексту могут быть внесены. Эти поправки мы уже обсуждали с нашими коллегами, и в частности вот сейчас, наверное, Михаил Игнатьевич расскажет более подробно, если сочтет нужным. Но эти поправки концептуально не меняют проект. Мы считаем, что его можно принять сегодня в первом чтении, имея в виду, что потом сделаем необходимые доработки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности Гришанкова Михаила Игнатьевича. ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Валерий Васильевич сейчас достаточно подробно остановился на содержании тех изменений, которые предлагаются в закон "Об оружии". Данный законопроект рассмотрен Комитетом по безопасности, и, как уже было отмечено, у нас есть ряд замечаний, но концепцию законопроекта мы поддерживаем. На сегодняшний день, если говорить о подходе, ко второму чтению необходимо внести ряд поправок в отношении служебного оружия. Мы считаем, что служебное оружие необходимо исключить из данных изменений. Необходимо предусмотреть ограничения на модели боевого ручного стрелкового оружия, оставив только короткоствольное оружие, не предназначенное для оснащения спецподразделений. То есть эти поправки не меняют по сути своей концепцию законопроекта, и Комитет по безопасности предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Игнатьевич. Коллеги, есть ли вопросы? "Масса", я вижу только троих. Пожалуйста, Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Я Валерию Васильевичу хотел задать вопросы. Первый вопрос: какое отношение к этому закону имеет Комитет по государственному строительству, который он возглавляет? Второй вопрос. В нынешней ситуации, когда у нас то взрывают, то убивают, то стреляют, вы, по сути дела, легализуете распространение оружия. Нужно ли это сегодня, насколько актуально? На мой взгляд, наоборот, надо эту практику дарения оружия искоренить, запретить ее, а не разрешать какие-то, так сказать, нововведения вводить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич, с места. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Во-первых, я докладывал законопроект как один из трех авторов. Два других автора, депутаты Государственной Думы, мне это доверили. Поэтому... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Баранников и Слиска. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Любовь Константиновна из уважения ко мне представила меня как председателя комитета, на самом деле я депутат Государственной Думы, один из авторов законопроекта. И второе, что касается награждения. Речь идет о том, что руководитель министерства, ведомства, или руководитель правительства на основании своего постановления, или Президент Российской Федерации могут лицо, особо отличившееся либо в выполнении задач, возложенных на ту или иную организацию, либо имеющее особые отличия перед государством, наградить именным оружием. Это будет всегда строго ограниченный список лиц, это будут всегда, извините, особо ответственные лица. И говорить о том, что мы выпускаем вдруг джина из бутылки, просто, извините, наверное, в данном случае даже не стоит. Мы пытались запросить Министерство внутренних дел о том, есть ли у них статистика относительно того, какой процент среди преступлений с применением огнестрельного оружия занимают преступления, совершаемые именно наградным оружием. Статистики такой нет, но Министерство внутренних дел говорит, что наверняка это было бы заметно, если бы это имело место. Во всяком случае все приводят только один пример, известный всем нам, - это пример гибели бывшего депутата Государственной Думы Рохлина. Но это явно тот пример, который невозможно использовать для аргументации против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич, если позволите. Эти единицы оружия всегда регистрируются, они всегда пристреливаются, проходят баллистическую экспертизу. И уверяю вас, что из-за этих "стволов", извините меня за такое выражение, наверное, никогда не будет криминал увеличиваться, а как раз именно эти единицы оружия будут на строгом учете. Пожалуйста, вопрос Виктора Ивановича Илюхина. Нет вопроса. (Выкрики из зала.) Но есть такая практика, что это надо делать. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Валерий Васильевич и авторы закона! Вы, наверное, не видели по телевидению, не читали в прессе о борьбе с "оборотнями". Там без дарения уже целые арсеналы были. Это ж только у полковников, а если вы генералов проверите, там их еще больше. А вы предлагаете это дело, в общем-то, узаконить. Но у меня второй вопрос. Вы не будете возражать и не будет ли нарушаться концепция вашего закона, если мы допишем еще "голубые революционные шаровары"? Очень напомнил мне этот закон как раз времена Гражданской войны. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, за вами право внести данную поправку, мы такое не рассматриваем. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Ну, вообще, мы все привыкли к сочетанию "красные революционные шаровары". Ну, может быть, голубые - не важно. Что же касается "оборотней", Николай Васильевич, уважаемый, вы же сами себе ответили. "Оборотням", как и другим преступникам и бандитам, не нужен наш закон, они плевали на него. Они покупали оружие, покупают или приобретают его безо всякого закона. Но они преступники, а мы же говорим о необходимости привести практику в соответствие с законом, для законопослушных людей. Мы не пишем законы для того, чтобы преступники могли преступно вооружаться, Николай Васильевич, дорогой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто еще хотел задать вопрос? Адриан Георгиевич Пузановский. Пожалуйста. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос Валерию Васильевичу. Валерий Васильевич, есть люди военные и невоенные, скажите, депутат Государственной Думы может получить наградное оружие или только депутат-военный, полковник и так далее и от кого? Кто может наградить депутата? Пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В. На самом деле, уважаемые коллеги, уже сегодня, я ведь в своем докладе отмечал это, любой гражданин Российской Федерации, включая депутата Государственной Думы, на основании записей, имеющихся в самом законе и в положениях о государственных военизированных организациях, конкретный перечень которых тоже дан в законе (он не бесконечен, там всего четырнадцать ведомств), имеет право получить в награду за какие-то заслуги, которые сочтет необходимым считать заслугами руководитель этого ведомства, правительство или президент, наградное оружие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куликов Анатолий Сергеевич. КУЛИКОВ А. С., фракция "Отечество - Единая Россия". Я хотел бы выступить, Любовь Константиновна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Вопрос Коломейцева Виктора Андреевича. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Валерию Васильевичу. Вот скажите, пожалуйста, как иные лица, не проходящие службу в военизированных организациях, могут иметь такие заслуги, которые потянут на награждение боевым оружием? Для этого ведь существует набор отраслевых знаков отличия и так далее, и так далее. Есть ли необходимость награждать именно боевым оружием? И не случаен вопрос коллеги Пузановского о том, попадают ли депутаты в этот перечень, а они попадают. Спасибо. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые коллеги, мы с вами всё время говорим как бы в двух различных плоскостях. Норма о том, что руководители соответствующих ведомств имеют право награждать, существует с 1995 года, и мы эту норму не вводим сегодня. И норма о том, что эти руководители имеют право награждать военнослужащих или работников как своих организаций, так и других организаций, записана уже в двенадцати из четырнадцати положений об этих военизированных организациях, и мы не вводим ничего нового. Мы эту норму, сегодня реализуемую через указы, предлагаем включить в закон Российской Федерации. Всё, мы ничего другого, нового не предлагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Кто хотел бы выступить, кроме Анатолия Сергеевича Куликова? Трое. Пожалуйста, Анатолий Сергеевич Куликов. КУЛИКОВ А. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я выступаю лично от себя, а не от фракции и высказываю свою точку зрения, поэтому прошу это иметь в виду. Я против того, чтобы расширять применение оружия. Вот здесь докладчики говорили уже о том, что сегодня существует норма получения такого наградного оружия в виде исключения, за особые заслуги. Нам же предлагается в виде системы - оказывающим содействие. И вот это и есть то направление, которое ломает это исключение, и тогда, поверьте мне, будет распространяться оружие. Сегодня в России самый большой уровень убийств наряду с Южно-Африканской Республикой. За прошлый год 33,5 тысячи людей погибло, это не считая тех, кто умер от ранений в больнице, не считая того, что у нас искажена сама система учета: троих убили - одно убийство регистрируется. Тяжких телесных повреждений около 70 тысяч. Нельзя этого делать - распространять это оружие! Соединенные Штаты Америки, где количество убийств в два раза меньше, а население в два раза больше, сейчас не знают, что делать с этими законами, в соответствии с которыми разрешили продавать оружие, не знают, как вернуться к тому, чтобы этого не делать. Поэтому поверьте мне как бывшему министру внутренних дел. Я повторяю, я просто не хочу идти на сделку с совестью, я против того, чтобы такой закон был, но не потому, что хотел бы кого-то ущемить и кому-то не дать оружия. Министр всегда найдет возможность наградить, потому что это разрешает закон "Об оружии". Президент делегирует полномочия министрам, функциями их наделяет, и министр имеет право именно за выдающиеся заслуги, в качестве исключения... Мы же предлагаем за оказание помощи - там или телевизор дадут бездетной семье, или на конференцию выделят деньги - давать оружие. Вся страна будет с оружием - нам так нельзя! 90 процентов убийств в стране совершается на бытовой почве. Что, примера Рохлина недостаточно? Что, примера убийства из наградного оружия командира дивизии Волгоградского гарнизона недостаточно? Зачем мы это делаем, я не пойму?! Повторяю, это моя точка зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гамзатова Хаписат Магомедовна, пожалуйста. Потом Коломейцев Николай Васильевич. ГАМЗАТОВА Х. М. Я тоже свою точку зрения не согласовывала с членами нашей фракции, поэтому она, наверное, тоже будет лично моей. Но я в 1995 году, когда в Дагестане на заседании Народного Собрания ставился вопрос о выделении оружия, криком кричала, к чему это может привести. За десять лет войны в Афганистане в Дагестане погибло сто двадцать семь молодых людей. Конечно, нельзя потери статистикой измерять, но за восемь месяцев этого года в Дагестане убито, расстреляно более двухсот человек! Чем больше мы будем распространять оружие, ссылаясь на то, что наши министры, руководители точно знают, кого награждать оружием, тем больше, извините, это будет очередной возможностью раздать оружие в руки еще дополнительных людей. Я не знаю, разве мало оружия сегодня находится на руках у преступников, мало оружия находится на руках простых граждан, что мы должны еще награждать этим оружием? Если, в конце концов, особо отличившихся надо награждать, - наверное, это надо. Но вот последний пример по Дагестану, когда четверых ребят, выехавших по заданию ловить преступников и имевших в руках только дубинки, расстреляли... Не знаю, как это расценивать. И мы после этого идем на то, чтобы разрешать законом, принятым Государственной Думой, еще дополнительно расширять круг людей, которые имеют право носить оружие! Не зря говорят, что, если есть оружие, оно стреляет. Хотите повторения такого, как произошло сейчас в Дагестане, - принимайте закон. Я лично буду против него. И поверьте моему жизненному опыту, вы не раз пожалеете о том, что проголосовали за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предыдущие мои коллеги очень убедительно доказали, что нельзя принимать этот закон. Сегодня, с одной стороны, идет ограничение доступа молодых людей к тирам, как раз чтобы ограничить допуск людей к оружию, а с другой стороны, мы берем и даем возможность вот этим предложением дарить оружие тем, от кого зависит назначение или кто может оказать спонсорские услуги. С моей точки зрения, когда милиция и спецслужбы имеют нищенскую зарплату, когда мы лишили их коммунальных и других льгот, когда фактически подорван авторитет государевой службы, такие законы просто на руку откровенному теневому капиталу. Поэтому я считаю, что, если мы граждане своей страны, которых беспокоит стрельба на улицах, гибель на дорогах, которые беспокоятся о том, чтобы наконец наступило спокойствие в обществе, вот этот закон принимать ни в коем случае нельзя, и призываю вас не поддерживать его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Заключительное слово Валерия Васильевича Гребенникова... Александр Алексеевич, я прошу прощения. Вам слово. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну, мне, как человеку военному и к тому же имеющему наградное оружие, удивительно слышать дискуссию, проходящую в этом зале. Хотя вы можете сказать: ты же генерал, тебе, мол, можно. Но дело в том, что я в свое время получил наградное оружие из рук министра другого ведомства, не Министерства обороны, и потом я как раз отношусь к той самой категории граждан, которые получили наградное оружие не из рук министра своего ведомства, то есть это как раз такой случай, видимо, которым посвящен вот этот законопроект. Я хотел бы вот Анатолию Сергеевичу Куликову напомнить. Мы, Анатолий Сергеевич, вместе с вами проводили одну интересную операцию, которую никак нельзя сравнить ни со спонсорской помощью, ни с подаренным телевизором. Речь идет о прекращении осетино-ингушского конфликта. Я был главой временной администрации, а вы работали вместе со мной тогда. Вот за это я получил от ФСБ, тогда еще ФСК, наградное оружие. Мне не хочется на своем примере обо всем этом говорить, но вот это можно считать заслугами, за которые можно наградить именным оружием? Вы считаете, что можно, и я так считаю. Так вот, за такие примерно, извините меня, содействия и награждаются люди именным оружием. Вы подсчитайте (вот я попросил специально заместителя министра юстиции сейчас подготовить информацию), сколько вообще в том или ином ведомстве, которое возглавляет министр, или руководитель, имеющий право сейчас по указу президента награждать граждан, не сотрудников его ведомства, - сколько таких случаев, когда награждаются именным огнестрельным оружием. Я не говорю о шашках, кортиках и так далее. Сколько вообще таких случаев? Я совершенно согласен и с Анатолием Сергеевичем, и с другими депутатами, которые выражают опасение по поводу неконтролируемого распространения оружия. Но я вам еще раз говорю, что ни в коем случае наградное именное оружие не является оружием, которое можно подвести под неконтролируемое распространение. Но в то же время мы согласны. У нас тоже есть ряд претензий к этому законопроекту. Мы согласны с тем, что в законе необходимо будет прописать конкретно, что действительно только за особые заслуги граждане могут награждаться именным оружием. Имеются в виду не сотрудники ведомств. Это первое. Второе. Очень много и с болью депутаты говорили о преступлениях, совершаемых в нашей стране, о росте количества убийств и так далее. Я не знаю, насколько удачен был пример, приведенный депутатом Гребенниковым, единичный случай, связанный с наградным оружием. Но я приведу вам другой пример. Здесь много бывших народных депутатов РСФСР. Они прекрасно это помнят - когда Верховный Совет РСФСР обладал правом награждения граждан именным оружием и раздал достаточно большое количество наградных пистолетов, в том числе депутатам Верховного Совета. Кто-нибудь из сидящих здесь, в зале, может вспомнить случай применения депутатом наградного оружия? Я такого не помню. Извините, может быть, накануне определенной даты неуместно приводить такой пример, но даже в 1993 году, во время известных событий на Краснопресненской набережной, даже там никто из депутатов не применял именное наградное оружие, хотя у многих депутатов оно было. Поэтому я хотел бы, чтобы сегодня разговор здесь был более профессиональным, чтобы люди понимали, что преступления совершаются чаще всего из незарегистрированного, нелегального оружия, которое как раз есть на руках у криминальных элементов. На втором месте, безусловно, стоит табельное оружие, которого очень много в стране. Оно имеется у всех военнослужащих и в правоохранительных органах и так далее. И практически не существует статистики, вернее, отсутствует полностью статистика совершения преступлений из наградного оружия. Это чтобы немножко внести ясность в обсуждаемую проблему. И теперь о юридической стороне вопроса. Валерий Васильевич уже говорил о том, что сейчас такая практика существует и практически руководители двенадцати ведомств обладают правом награждения граждан, не являющихся сотрудниками их ведомств, именным наградным оружием, и они им пользуются, не часто, но пользуются. Если вы внимательно прочитаете статью 20 закона "Об оружии" и сопоставите это с положением об этих ведомствах, которое предоставляет руководителям такое право, вот здесь и встанет вопрос: насколько законно это право? И авторы законопроекта, хотя и с некоторыми издержками, предлагают эту норму возвести в ранг закона. И я согласен с Анатолием Сергеевичем Куликовым, что надо ее обставить очень жесткими барьерами, что действительно только за особые заслуги, особо отличившихся, а не просто за оказанное содействие, которое непонятно в чем выражается. Далее. Мы предлагаем, чтобы перечень министерств и ведомств, руководители которых будут обладать таким правом, утверждался президентом, а не просто все ведомства, в которых есть военизированные структуры... Я не хочу здесь никого обидеть, поэтому не буду называть некоторые ведомства, которые имеют военизированные формирования. Но вряд ли оказание содействия всем этим ведомствам может служить основанием для награждения именным, а тем более огнестрельным оружием. Есть у нас, вы знаете, строительные военизированные организации и так далее. Поэтому, конечно, закон требует серьезных уточнений и ограничений. Но в целом сама идея узаконить право руководителей министерств и ведомств, имеющих военизированные формирования, мне представляется целесообразной и нами поддерживается. Подчеркиваю: но при серьезной доработке ко второму чтению, с установлением серьезных ограничителей на такое право. И еще раз подчеркиваю: если вы внимательно посмотрите статистику, такие случаи... Да, вот как раз когда приводился пример с генералом Рохлиным, речь шла об именном наградном оружии внутри ведомства, и это право есть у каждого руководителя ведомства. Здесь же идет речь о награждении именным оружием граждан за особые заслуги, не являющихся сотрудниками данного ведомства, - вот о чем идет речь. И поэтому данный пример, к сожалению, неудачен. А вот о случаях применения такого оружия я вообще не слышал, и статистики такой нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. От правительства кто-то хотел бы высказаться? Нет желающих. С заключительным словом, Валерий Васильевич Гребенников, выступите? Нет. Вы хотите? Пожалуйста, включите по карточке Николая Дмитриевича Ковалёва микрофон Михаилу Игнатьевичу Гришанкову. ГРИШАНКОВ М. И. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я просто в добавление к тем замечаниям, которые высказал Александр Алексеевич, хотел отметить, что в комитете у нас достаточно подробно рассматривался данный вопрос и главная тема, которая звучала, так же как и в выступлении Анатолия Сергеевича, - кому и как будет даваться, какой порядок. Одно из предложений, которое звучало на комитете, - чтобы не руководитель ведомства, а ведомство принимало решение коллегиально. То есть существуют во многих ведомствах коллегии, и может быть определен порядок, когда коллегия ведомства выносит решение о награждении за особые заслуги. Это вопрос чисто технический, я думаю, что сейчас его бессмысленно пока обсуждать. Необходимо это определить или в правилах, которые будут установлены правительством, или внести изменения в закон. Но всё, что было сказано Александром Алексеевичем, мы очень подробно обсуждали. Поэтому предлагаем принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об оружии", пункт 26. Кто за то, чтобы принять данный проект в первом чтении? Прошу проголосовать. (Шум в зале.) Виктор Иванович, а у вас наверняка есть наградное оружие. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 40 сек.) Проголосовало за 229 чел. 50,9% Проголосовало против 93 чел. 20,7% Воздержалось 4 чел. 0,9% Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел. 27,6% Результат: принято Принято.