Заседание № 13
19.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 255393-3 "О внесении изменения и дополнений в статьи 18.10 и 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности по найму без соответствующего разрешения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5428 по 5549 из 6827
СЛИСКА Л. К. Уважаемые депутаты, у нас сегодня по пункту 26 присутствует представитель Тюменской областной Думы, в 19 часов у представителя самолет, он должен доложить о своем законопроекте. Я очень вас просила бы сейчас рассмотреть пункт 26, а потом идти по тому порядку, который мы с вами установили, - пункт 6 и постановление по Косову. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства не возражает, Андрей Викторович? Не возражаете, уважаемые депутаты? Тогда сейчас пункт 26 рассмотрим: о проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнений в статьи 18.10 и 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладчик - представитель Тюменской областной Думы Сунцов Александр Павлович. Пожалуйста. СУНЦОВ А. П., представитель Тюменской областной Думы. Уважаемые депутаты, спасибо за предоставленную возможность. Инициатива Тюменской областной Думы направлена на обеспечение подпункта 2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этом пункте установлено ограничение на осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности без специального разрешения. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству и правительство считают, что термин "использование рабочей силы" охватывает и такие случаи, когда иностранный гражданин сам осуществляет такую деятельность. Несколько иная позиция изложена в заключении, которое подписано Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, где отмечено, что Указ Президента Российской Федерации № 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (цитирую) "без сомнения, нуждается в уточнении", потому что в этом указе название расходится с содержанием. И вот именно на это уточнение и направлен наш законопроект. Мы предлагаем дополнить статью самостоятельной частью, где вместо термина "использование рабочей силы", о котором говорится в заключении, используется термин "осуществление". Как я уже говорил, этот термин используется и в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан...", и в Трудовом кодексе, где, кстати, и говорится об осуществлении трудовой деятельности применительно к ситуации, когда сам гражданин, в том числе иностранный гражданин, осуществляет трудовую деятельность. А термин, который предлагается и правительством, и комитетом, - "использование рабочей силы" - содержится только в статье 4 Трудового кодекса, и речь идет о третьих лицах. Что касается дополнения статьи 18.11, действительно, предусматривается в том числе и административное выдворение, однако санкция прописана таким образом, что субъект правоприменения может эту санкцию как применять, так и не применять, то есть на свое усмотрение. Мы же предлагаем усилить, чтобы, так сказать, после повторного случая совершения правонарушения у правоприменителя не было выбора и он применял такую санкцию, как выдворение. На возражение о том, что юридический термин обозначает те же действия и вроде бы не соответствует концепции, можно сказать, что этот термин используется в части второй статьи 20.1 и в части второй статьи 20.4 административного кодекса. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Павлович, присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александру Николаевичу Харитонову. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! По существу, кроме изменения названия статьи, нового мы здесь ничего не видим. Предлагается усилить ответственность за нарушение иммиграционных правил в случае повторения противоправных действий лицом, в течение года привлекавшимся к административной ответственности за те же действия. Но мы видим, что в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящейся к общим концептуальным положениям кодекса, повторное совершение однородного административного правонарушения отягчает административную ответственность. Но повторное совершение однородного административного правонарушения не может служить основанием для ужесточения ответственности, однако оно является основанием для усиления ответственности в рамках санкции соответствующей статьи кодекса, имеющей нижние и верхние пределы размера административного штрафа - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда - и предусматривающей возможность применения либо неприменения дополнительного вида наказания - выдворения за пределы Российской Федерации. Всё это в статье 18.10 есть. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить. Отзыв правительства отрицательный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Один. Пожалуйста, включите микрофон Шеину Олегу Васильевичу. ШЕИН О. В. Я просто что хочу сказать? Прежде чем вносить такие законопроекты, надо немножко подумать и о том, на ком они могут дальше отразиться. У нас, допустим, к категории административного правонарушения относится отсутствие регистрации. Вместе с тем то, что у нас происходит с режимом регистрации в Российской Федерации, сплошь и рядом приводит к ситуации, когда даже граждане России не могут получить бумажку соответствующую, потому что очень часто происходит беспредел со стороны наших органов муниципальных. И более того, у людей возникает проблема с жильем, проблема с оформлением документов, не говоря уже о ситуации, когда соответствующие регистрационные документы могут просто из желания вымогательства денег у человека уничтожаться, ликвидироваться нашей замечательной милицией. А санкцию за одно и то же нам предлагают сразу такую жесткую. И я думаю, что те, кто такие законы писал, просто не подумали о том, как на них лично это отразилось бы, если бы они оказались в шкуре человека, против которого такие законы они пишут. Поэтому мне представляется здесь совершенно правильной позиция комитета, и я думаю, что надо ее поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить представителям правительства и президента? Нет. Спасибо. Я ставлю вопрос на голосование. Пожалуйста, давайте определимся голосованием по пункту 26 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 24 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6% Проголосовало против 69 чел.15,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Не принято, законопроект отклоняется.