Заседание № 66
03.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 255363-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части ограничения распространения материалов эротического характера).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3495 по 3917 из 4687
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Тюменская областная Дума доверила представить законопроект Юрию Михайловичу Коневу. Пожалуйста, Юрий Михайлович. КОНЕВ Ю. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Третий раз я выступаю по поручению Тюменской областной Думы и пытаюсь убедить всех депутатов в том, что, в конце концов, надо обратить внимание на то, что идет на экранах телевизоров и как это вообще влияет на детей, на людей в целом. Я знаю, что третий раз я опять останусь здесь в меньшинстве, тем не менее я должен доложить о законопроекте и попытаться вас убедить. И еще одно хочу сказать. (Борис Львович, послушайте, вы содокладчик.) Депутаты меня просили передать, что когда на заседании комитета в Государственной Думе обсуждается законопроект, то полезно было бы пригласить депутатов Тюменской областной Думы, они приехали бы и отстаивали свои позиции. Комитет никого не пригласил. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу депутатами Тюменской областной Думы в октябре 2002 года. Предлагаемые изменения и дополнения направлены на ограничение распространения материалов эротического характера. Так, предложение о замене в части первой статьи 4 слова "пропагандирующих" на слово "содержащих", когда окончание части первой будет изложено в редакции: "...а также для распространения передач, содержащих порнографию, культ насилия и жестокости...", - позволяет исключить необходимость толкования понятия "пропагандирующих" при оценке вопроса об использовании средств массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Дополнения в часть вторую статьи 4 позволяют изложить данную норму в следующей редакции: "Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их физическое, психическое здоровье и духовные ценности населения" и конкретизировать последствия применения скрытых вставок. Дополнения в статью 37 закона также ограничивают распространение материалов эротического характера в общедоступных средствах массовой информации. Дополнения в статью 60 указанного закона об установлении ответственности за распространение материалов, содержащих порнографию, культ насилия, жестокости и иную безнравственную информацию, позволяют обеспечить исполнение требований статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" через установление ответственности за нарушение ее положений. Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" не повлечет дополнительных финансовых затрат, а также внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, за исключением дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по информационной политике Резника Бориса Львовича. РЕЗНИК Б. Л., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", который был внесен Тюменской областной Думой. Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в статьи 4, 37, 60 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Авторы законопроекта считают, что необходимо конкретизировать отдельные положения этих статей в целях исключения их неопределенности, что затрудняет правоприменительную практику, а также в целях усиления ответственности за нарушение положений закона о СМИ. В части первой статьи 4 слово "пропагандирующих" заменяется на слово "содержащих" без учета редакции всей фразы, а в части второй этой статьи всеобъемлющее слово "здоровье" подвергается излишней детализации и заменяется на слова "физическое, психическое здоровье и духовные ценности населения". Изменения носят в своей основе редакционный характер и не улучшают действующую статью. Предлагаемые дополнения в статью 37 о распространении материалов эротического характера без кодирования сигнала с 23 часов до 4 часов по местному времени уже содержатся в части второй статьи 37 закона о СМИ. Дополнения и изменения в статью 60, предлагаемые авторами законопроекта, являются предметом регулирования части первой статьи 59 закона о СМИ. Согласно заключению Правового управления Аппарата Госдумы законопроект изложен без учета требований юридической техники. На основании изложенного Комитет по информационной политике не поддерживает этот законопроект, его также не поддерживают Правовое управление и правительство, отзывы отрицательные. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть к докладчику и содокладчику? Ближина Любовь Фёдоровна, пожалуйста. Пока оставайтесь, Борис Львович, на трибуне, может быть, к вам будет вопрос. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Спасибо. Я не знаю, Юрий Михайлович или Борис Львович ответит. Вы вводите новое оценочное понятие "безнравственная информация". Объясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под этим понятием? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Михайлович, пожалуйста. КОНЕВ Ю. М. У нас есть понятие "нравственность", а то, что не нравственно, то и безнравственно. Что спрашивать-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Михайлович. Борис Львович, пожалуйста, ваш комментарий. РЕЗНИК Б. Л. Коллеги, нам, всему нашему Комитету по информационной политике, понятна тревога и общества, и депутатов в связи с тем, что мы пока не можем поставить правовой заслон, так сказать, ни насилию, ни порнографии, которые, к сожалению, распространяются всё в больших объемах на наших телеканалах и даже в печатных изданиях. У нас сегодня существует несколько поправок в статью 4. Вы помните, что недавно Дума приняла поправку депутата Скоча, мы поддержали ее, но, к сожалению, она была отклонена потом, и мы будем, видимо, преодолевать вето Совета Федерации. То есть предмет для разговора есть, но то, что предлагается в данном законопроекте, - это просто редакционные какие-то моменты, которые не вносят существенных изменений в эти статьи. Поэтому мы и предложили не поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Депутат Игошин, пожалуйста. ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия". Вопрос к Борису Львовичу, представителю комитета. Мы, действительно, собираемся отклонить этот законопроект, потому что он не предлагает пути решения стоящих проблем. Уже была такая ситуация, когда по формальным признакам пытались отклонить и наш законопроект, законопроект Скоча, который в итоге приняли, когда Любовь Константиновна взяла инициативу в свои руки на пленарном заседании. Может быть, все эти проекты надо было бы объединить и не отклонять их по формальным признакам, а доработать? Потому что при таком подходе мы даем неправильный импульс обществу. Вот была ли такая попытка доработать законопроект вместе с Тюменской областной Думой? Почему это не получилось? РЕЗНИК Б. Л. Спасибо. Но я хотел бы, вообще, так сказать, нашу позицию изложить. Дело в том, что по большому счету мы считаем, что никакими законоуложениями изменить ситуацию на самом деле невозможно: это предмет саморегулирования, понимания своей ответственности и редакционными коллективами, и руководителями телеканалов. Конечно, надо законодательство совершенствовать, совершенствовать его кардинально, менять, где-то, может быть, ужесточать меры ответственности тех же редакторов за подобного рода публикации, но вот делать это так, знаете, по каким-то очень мелким моментам, я думаю, нецелесообразно и непродуктивно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я боюсь, что сейчас снова навлеку на себя критику депутата Романова, но тем не менее скажу. Борис Львович, Закон "О средствах массовой информации" в России уже, если мне память не изменяет, действует четырнадцать лет, да? Двенадцать лет. Сколько раз мы говорили о том, что нужно менять, что он несовершенен! И всё так и продолжается, и продолжается этот процесс. Даже вот то, что мы приняли 10 ноября в первом чтении законопроект Скоча... Сейчас телевизионщики уже объявили, что они сами идут на то, чтобы сократить показ таких фильмов в дневное время. Вот скажите мне, сколько мы еще будем думать о том, как мы будем совершенствовать законодательство? РЕЗНИК Б. Л. Ну, Любовь Константиновна, вы наверняка знаете не хуже меня, что подготовлена новая редакция закона о средствах массовой информации. Эта редакция подготовлена в нескольких вариантах: она есть и в редакции Индустриального комитета Медиасоюза, и в редакции бывшего министерства печати. В принципе там сохранены все либеральные, демократические ценности, которые, так сказать, были в предыдущем законе, и в то же время там есть моменты, которые ужесточают ответственность журналистов за ложь и за подобного рода... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но статья 52 закона о СМИ практически не применяется, когда речь идет об уголовной ответственности за заведомо ложные, недостоверные сведения. РЕЗНИК Б. Л. Дело в чем? Давайте... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А сила звука при рекламе? Действительно, тут очень много проблем. РЕЗНИК Б. Л. Я же не против, Любовь Константиновна. Я тоже считаю, что надо нам ужесточать ответственность редакторов, коллективов редакционных, особенно руководителей телекомпаний, радиокомпаний и печатных изданий, но это надо делать не так, как сегодня предлагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я понимаю, что так, наверное, нельзя, но мы всегда... Ладно, не буду больше комментировать. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я предлагаю, используя наше сегодняшнее заседание, сделать протокольную запись, обратиться к правительству: вся палата просит правительство, допустим, до 1 февраля (почти два месяца есть) систематизировать все предложения, все поправки, все изменения - этого же и регионы требуют, и наши депутаты - и наконец или внести эти поправки в действующий закон, или же новую редакцию закона представить, чтобы раз и навсегда устранить возможность того, чтобы наших граждан раздражали определенные сцены, так сказать, или определенные тенденции при показе любых передач. Не надо ограничиваться фильмами или еще чем-то, в любых телепередачах не должно быть того, чего не хотят видеть наши граждане. И всё это перечислить, так сказать, столбиком. Пусть само правительство это сделает, чтобы потом не было каждый раз отрицательной позиции правительства. Давайте дадим срок - два месяца, - вся палата просит, я думаю, это все поддержат. Пусть они внесут, мы это утвердим, и где-нибудь с марта-апреля закон в новой редакции заработает. И все успокоятся, и не будет проблем, как когда мы боролись с пивной мафией и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хорошее предложение, Владимир Вольфович. Я думаю, что, когда мы будем голосовать за законопроект, мы для стенограммы это тоже отметим. Ближина Любовь Фёдоровна, вы хотели задать еще один вопрос? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Пожалуйста. БЛИЖИНА Л. Ф. Во-первых, я недовольна ответом. Человек не владеет ситуацией. Закон о СМИ меня очень волнует, и я его очень хорошо и тщательно изучала, поэтому я недовольна ответом. Значит, он не владеет ситуацией, касающейся законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Тягунов Александр Александрович. Пожалуйста, ваш вопрос. Включите микрофон депутату Тягунову. ТЯГУНОВ А. А., фракция "Единая Россия". Вот Любовь Фёдоровна опередила... Я хотел мужикам сказать: вы работаете нормально, подготовили хороший закон. Любовь Фёдоровна задала корректный вопрос, рамочный. Если не знаете ответа - действительно не надо. Зачем так отвечать? Мы же вместе все с вами. Значит, я хотел просто поддержать. Вопрос такой имеет место, и Любовь Фёдоровна задала его корректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все вопросы задали. Кто хотел бы выступить? Депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Игошин, двое. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Присаживайтесь, Борис Львович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я хотел бы, во-первых, сделать замечание, что, когда дается формулировка "комитет рекомендует к отклонению", это не значит, что весь комитет рекомендует. У нас по этому законопроекту мнения разделились, я сам из этого комитета. А во-вторых, понимаете, мы действительно очень долго ломаем копья по поводу этой статьи 4 Закона "О средствах массовой информации". Вы вспомните, если нам сам представитель правительства говорит: вот обнаженная часть тела, моя рука - это обнаженная часть тела... То есть вокруг этих понятий мы никак не можем прийти, как говорил Горбачёв, к консенсусу. Иногда сальный анекдот уместен, а иногда он неуместен. Для того чтобы подобные вещи прекратили литься на нас с телеэкранов, со страниц газет, журналов, нужно просто-напросто элементарно активизировать правоохранительную деятельность. У нас есть достаточно эффективные рычаги воздействия и на телередакции, и на редакции газет, журналов и так далее. Ведь такая же ситуация у нас складывалась с пивом. Мы запретили сейчас рекламу пива, но как продавали малолеткам пиво и сигареты, так и продают, хотя ответственность за подобные деяния предусмотрена, но, к сожалению, наши правоохранительные органы проходят мимо этого. То же самое и здесь: и у нас в одиннадцать часов можно включить "Дарьял-ТВ" или, как он называется, "ДТВ-Viasat" и наслаждаться эротической, порнографической, непонятно какой продукцией. То есть это всё есть, но на это реакции никакой нет. Поэтому ругать наш комитет, что мы по этому законопроекту всё никак не можем прийти к мнению... Да, действительно очень сложно этим понятиям придумать такое емкое определение, чтобы именно однозначно подпадало под это название. Здесь от нас, может быть, уже не так много зависит. И все мы этой проблемой озабочены, но если эта озабоченность, так скажем, так назовем, появится и у правоохранительных органов, которые начнут этим заниматься, тогда результат будет, а пока - извините - толку действительно никакого нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич Игошин, пожалуйста. ИГОШИН И. Н. Уважаемые коллеги, вопрос не настолько прост, как это было подано в докладе. Несомненно, тот законопроект, который сегодня мы рассматриваем, нужно отклонять, но, наверное, задачей комитета было сделать так, чтобы он не дошел до рассмотрения, в таком виде не дошел до рассмотрения на пленарном заседании Государственной Думы. Важно было его доработать, важно было включить инициаторов разработки этого законопроекта в общую рабочую группу, наверное, и сделать так, чтобы до нас дошла концепция, которую действительно можно принять в первом чтении, а потом еще в дальнейшем доработать. Скажем, в одномандатном округе, где я избран, этот вопрос стоит очень остро, и на всех встречах он поднимается. И, отклоняя законопроекты на подобные темы, мы каждый раз получаем дополнительные вопросы от наших избирателей, которые не понимают нашей позиции. Они же не вчитываются в детали закона, не вчитываются в то, что Тюменская областная Дума лишь предложила поменять слова, и предложила некорректно, они знают, что мы отклонили законопроект по ограничению эротики и порнографии на телевидении. И рассматривая такие законы, мы должны ставить эти вопросы в более позитивном ключе, то есть в более позитивном русле работать, делать так, чтобы от нас шел четкий импульс, что да, мы против того, чтобы порнография была на телевидении, чтобы эротика такая серьезная была на телевидении, надо, чтобы по крайней мере дети, которые смотрят телепередачи, могли действительно как-то быть ограждены от такого влияния. А как мы сейчас принимаем законопроект - без дополнительной протокольной записи, которая предложена, и ее нужно записать, без дополнительного обсуждения - это даст очень негативный импульс, и снова мы получим этот негатив в обществе. Вот об этом важно думать комитету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Неверов Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, ну двадцать пятый раз рассматриваем вопрос - и все выступают: озабочены, озабочены, озабочены... Ну не смотрите "Дарьял-ТВ", не смотрите его в час ночи и не разрешайте детям смотреть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, это уже не по ведению. Я еще не предоставляла возможность выступить. Коллеги, кто хотел бы выступить? По мотивам Райков? Пожалуйста, Геннадий Иванович. РАЙКОВ Г. И., председатель Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Вот я, между прочим, не хотел по мотивам выступать по этому законопроекту, потому что я тюменский депутат, а законопроект внесен Тюменской областной Думой, но когда мы отклоняем... Когда идут выступления по мотивам, мы говорим, что не надо насилия на экране, не надо того, не надо этого, а когда в Думу вносится, ну, нежный такой законопроект, который, между прочим, можно доработать, мы его отклоняем. Значит, мы против того, что не надо. Вот вдумайтесь! Любое наше отклонение со стороны общества воспринимается так, что мы за то, чтобы это оставалось на экранах. Вот в этом отношении Владимир Вольфович, наверное, совершенно прав, когда говорит, что кто-то стоит за тем, чтобы мы всё время отклоняли, определенная группа интересов, определенные деньги, которые идут на... Что, мы все этого не понимаем? И вот очередное отклонение нами очередного предложения по данному вопросу накладывает на нас очень нехороший отпечаток, потому что мы на словах за то, чтобы этого не было, но в то же время любое, даже маленькое, предложение по этому вопросу нами отвергается, значит, мы за то, чтобы это было. Вот при голосовании я просил бы подумать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И депутат Осадчий - по мотивам. ОСАДЧИЙ С. Ю. Спасибо. На самом деле, я думаю, что никакой отпечаток на нас это не наложит, но вот так узко подходить к решению этого вопроса, я считаю, нецелесообразно. И если уж мы говорим о телевидении, то почему мы не говорим о распространении порнографических видеокассет и так далее, и тому подобное?! В общем-то, зайдя практически в любой ларек, мы увидим там горы этой продукции. Я считаю, правильно было сказано, что недорабатывает наше МВД. И в этом вопросе я полностью поддерживаю Владимира Вольфовича. Но я не считаю целесообразным голосовать за данный законопроект в такой редакции и предлагаю или не голосовать, или проголосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, перед голосованием я все-таки хочу обратить внимание представителя правительства на слова Владимира Вольфовича Жириновского о том, чтобы мы получили не позднее февраля предложение, совместно отработанное комитетом и правительством, чтобы уже не было потом отрицательных заключений и все-таки мы с вами приняли серьезные поправки в закон о СМИ. Все вопросы закончились. Все руки опустили. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Остановите голосование. Заключительное слово - Коневу Юрию Михайловичу. Микрофон включите. С места. КОНЕВ Ю. М. Уважаемые коллеги, законопроект представлен в 2002 году. Правильно коллеги говорили, что он, наверное, несовершенен. Но если бы депутатов Тюменской областной Думы пригласил комитет в 2002 году и сказал: "Уважаемые коллеги, вы правильно поднимаете вопрос. Мы вас включаем в рабочую группу, давайте вместе сядем и разработаем нормальный закон", - то было бы другое отношение. Вот в чем суть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, теперь можно ставить на голосование? Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 28 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8% Результат: не принято Не принято.