Заседание № 119
11.10.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 255149-6 "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о непризнании объектом обложения земельным налогом земельных участков, площадь которых не превышает 800 квадратных метров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4562 по 4970 из 6633
18-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается небольшая по объёму, но социально ёмкая и важная законодательная инициатива: мы предлагаем не признавать объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки площадью не более 800 квадратных метров, которые являются единственными находящимися в собственности у налогоплательщика - физического лица. Тем самым законопроектом освобождаются от налогообложения те граждане, у которых имеются незначительные по площади участки, являющиеся единственными. Почему для нас, а я думаю, и для вас, важна такая законодательная инициатива? Во всём мире залогом социальной стабильности являются как раз таки домохозяева, именно они выступают и ответственными избирателями, и ответственными налогоплательщиками, и поддержать именно тот средний класс, о котором много говорится, но в пользу которого немного принимается конкретных решений, я думаю, это наша обязанность. Проголосовав за этот законопроект, мы продемонстрируем определённый социальный вектор направленности нашей работы. Мы благодарны комитету за профессиональную работу с нашим законопроектом. В заключении комитета содержатся профессиональные замечания, самое существенное из них касается местных бюджетов: с одной стороны, предполагается, что принятие нашего законопроекта может нанести определённый ущерб местным бюджетам, с другой стороны, предлагается принять соответствующую льготу на местном уровне. Но мы просим рассматривать нашу законодательную инициативу в контексте с другими законопроектами, которые предлагает фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в том числе это касается и прогрессивной шкалы налогообложения, и так называемого налога на роскошь, в частности на элитную недвижимость. Я думаю, что в комплексе принятие наших предложений приведёт к тому, что в местных бюджетах денег будет не меньше, а больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, содоклад будет ещё короче. Данный законопроект внесён в Государственную Думу 9 апреля этого года. Вот это очень важная дата, потому что 27 апреля, но только предыдущего года, мы рассматривали точно такой же законопроект с точно таким же текстом и подробно его обсуждали. Поскольку, я думаю, все помнят ту аргументацию, которая тогда высказывалась, я не уверен, что есть необходимость её повторять, поэтому выскажусь только по двум вопросам. Первое - идея освободить от налогообложения тех, у кого участки менее 8 соток. Идея замечательная, но есть один вопрос, опять же тот же самый: чьи деньги? Деньги местного самоуправления. Мы с вами в этом зале постоянно говорим о том, что у местного самоуправления нет денег. Как компенсировать местному самоуправлению выпадающие доходы - а понятно, что здесь они будут очень большими, - в законопроекте ни одного слова об этом нет. Ну и наконец, второе, я не буду перечислять огромное количество других аргументов, просто хотел бы обратить ваше внимание на следующее. У нас большое количество людей, которые, в общем, живут не слишком богато, и об этом говорили все фракции, и мы, я думаю, все это прекрасно знаем. Так вот, любой земельный участок разделить на участки по 8 соток очень легко, и у нас появится огромное количество участков по 8 соток, и земельный налог исчезнет в принципе. Никаких проблем с тем, чтобы разделить земельный участок между лицами, которые кто за 100 рублей, кто за 500 рублей, а кто просто за бутылку дадут свои паспортные данные, не существует. Уважаемые коллеги, я ещё раз говорю, я готов искать идеи о поддержке тех или иных категорий граждан, но просто освободить от налогообложения участок площадью 8 соток - это, мне кажется, идея глубоко порочная в своей основе. Мы обсуждали эти вопросы подробно, и мне не хотелось бы к этому ещё раз возвращаться и тратить ваше драгоценное время. Комитет по бюджету не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Михаил Васильевич, идея, бесспорно, нужная и закон такой надо принять, но, простите за тривиальный вопрос, почему именно 8 соток-то? Если взять города, те же миллионники, Новосибирск скажем, - там допустимо, ну, до 15 соток, например, в одни руки, что называется. Далее, если взять сельскую местность - ну что там такое 8 соток? На 8 сотках огород достойно не обработаешь, картошку, морковку. Избы, бывает, стоят совершенно ужасного вида, но участок может быть площадью 20, 25, 30 соток - люди живут подсобным хозяйством. Вы понимаете, если сейчас освободить от налогообложения только участки площадью 8 соток, вы дискриминируете просто многих граждан, знаете, общество разделится, может быть, на две части: кого-то вы освобождаете от налога, а кого-то - нет. Вот идея, что, так сказать, один участок на одного человека, - это, да, правильно, а 8 соток - ну, маловато. Прокомментируйте, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Речь идёт о том, что большинство домовладений были созданы на участках, которые выделяли в советское время, а тогда чаще всего давали 6 соток, мы сделали чуть больше - 8 соток, при этом мы предлагаем, даже если участок больше, площадь в 8 соток от налога освобождать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Михаил Васильевич, во-первых, если можете, прокомментируйте, пожалуйста, утверждение Андрея Михайловича о том, что вся страна разделится на участки по 8 соток и земельный налог исчезнет. Во-вторых, не думаете ли вы, что действительно следовало бы ввести определённую дифференциацию в зависимости от того, город это или село, в зависимости от доходов и других показателей? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Ну, ввести дифференциацию, мне представляется, сложно. А что касается опасений Андрея Михайловича, я думаю, что не всякий землевладелец захочет оформлять свой земельный участок в собственность на постороннего человека. Бомжа-то найти можно, но как потом с этого бомжа получить назад свою собственность? Он же может её тут же продать, и на этом всё закончится! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Михаил Васильевич, на самом деле посыл вашего законопроекта понятен: необходимо предоставить какие-то льготы владельцам единственного земельного участка, на котором проживает или ведёт подсобное хозяйство гражданин Российской Федерации, - но не кажется ли вам, что в таком виде законопроектом дискриминируются, например, владельцы квартир в многоквартирных домах, которые, по идее, тоже могут требовать льготу на налог на землю под многоквартирным домом? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый коллега, объём льгот по налогам, предоставленным нами в этом зале за последние годы, составляет около 2 триллионов рублей, и когда мы предоставляем льготы той или иной компании, тем или иным социальным группам, мы не говорим о дискриминации других социальных групп. Сейчас мы предлагаем сделать хотя бы один шаг и облегчить положение хотя бы одной категории людей, а именно домовладельцев, - в этом смысл нашего законопроекта. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Андрею Михайловичу вопрос. Андрей Михайлович, вот мы всё ищем, где же Россия на первом месте. Я вам скажу: вот буквально позавчера было объявлено, что Россия занимает одно из первых мест в мире по имущественному неравенству. Вы, наверное, слышали, что если в мире миллиардеры владеют 1-2 процентами от национального благосостояния, то в Российской Федерации 110 миллиардеров владеют 35 процентами всех богатств. Не считаете ли вы, что в компетенцию и в обязанность вашей комиссии должна входить ликвидация вот этого дисбаланса, крена? И не рассмотреть ли тогда действительно наше предложение, хоть малейшее движение в эту сторону? Или вы возьмите вот эти недостающие выпадающие доходы у этих 110 миллиардеров. У вас есть какие-то предложения по этому поводу? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Я не возглавляю никакой комиссии, слава богу, мне вполне хватает того, чем я занимаюсь. По поводу того, какие предложения мы делали, - они достаточно хорошо известны и, в общем, были изложены в Государственной Думе, когда мы рассматривали основные направления налоговой политики. Что же касается вопроса, который вы задаёте, я предпочёл бы сейчас не смотреть, какое место мы занимаем, где, в каком рейтинге, по количеству кого, а опираться на здравый смысл, который у нас есть, когда мы принимаем какие-то решения. В связи с этим я предложил бы вам почитать, кроме обзоров рейтингов, ещё, скажем, статью 387 Налогового кодекса Российской Федерации - есть такой документ. Так вот в этой статье то право, которое предлагается дать рассматриваемым проектом закона, уже, оказывается, есть, только принадлежит оно муниципалитетам, понимаете? Вот муниципалитеты уже имеют право делать то, что вы предлагаете реализовать на федеральном уровне. А дальше возникает вопрос: почему мы считаем, что мы с вами здесь умнее, чем они там? Муниципалитет, собственно, лучше нас знает, надо бабе Мане льготу предоставить и на какую площадь или не надо. Вот в данном случае, я так понял, с Налоговым кодексом у нас проблемы, поэтому я предлагаю обратиться не к Налоговому кодексу, а к здравому смыслу. Мне кажется, мы с авторами законопроекта пришли к пониманию того, что в этом направлении надо работать, - давайте не будем сейчас отбирать на федеральный уровень полномочия муниципальных бюджетов, чтобы потом крокодиловы слёзы не лить: "Ах, почему им бедным там не хватает денег?!" ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Как человек я это понимаю, потому что на каждой встрече люди в деревне говорят нам о том, что земельный налог растёт, растёт невозможно как, - я всё понимаю. Как депутат я слушаю аргументы и тоже понимаю, что действительно у муниципалитетов денег нет, а у нас такая политика, что мы с людей собираем и людям же раздаём, - это, конечно, ужасно в стране, богатой такими ресурсами, как у нас. Андрей Михайлович, у меня к вам вопрос, я вот одного не могу понять: вы говорите, что все земельные участки разобьют по 8 соток и никто не будет платить налог, но вот у нас всё-таки борьба с коррупцией есть или нет? У нас есть фискальные структуры, которые не должны допускать вот этого безобразия? Иначе мы договоримся до того, что вообще не надо никаких льгот, потому что всё равно всё уйдёт в чёрную кассу. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос, мне кажется, он очень важный. Мне кажется, всё-таки самое главное - это наше с вами понимание того, что нельзя предоставлять льготы за счёт самих же людей: мы отберём деньги у муниципалитетов, и потом муниципалитеты не смогут эти деньги израсходовать на тех самых людей, которые там живут, то есть получается, что мы облагодетельствовали людей за их же собственный счёт. Поэтому закон - статья 387 Налогового кодекса - гласит: пусть сам муниципалитет решает, надо это давать или не надо. Предложение авторов перенести решение на федеральный уровень, на наш взгляд, является концептуально неправильным: это полномочие муниципалитетов, это их налог, следовательно, на этом уровне и должно приниматься решение. Теперь второй вопрос, который вы задали, он относится в большей степени к практике администрирования. Вы говорите о коррупции - вот в том-то и дело, что не все участки будут дробиться, но эта опасность существует, и это не имеет никакого отношения к коррупции: любой владелец любого участка, неважно, будет площадь его 100 гектаров либо 16 соток, а не 8 соток, - то есть, понимаете, вот разница-то какая, - берёт и спокойно делит его на два - и никакой здесь нет коррупции, нет нарушения закона! Он имеет право сделать с этим участком всё что хочет, даже не надо искать никакого бомжа, вот с женой можно участок площадью 16 соток поделить: половинку жене, половинку себе - налога нет! У него ещё есть двое детей, значит, уже не 16 соток, а 32 сотки можно поделить, а ещё внуки есть - и вот уже не 32 сотки... и пошло-поехало. И главное, что здесь нет ничего незаконного. Мы как раз потому против этого механизма, что здесь даже не нужно никакой коррупции, он даёт абсолютно законное средство уйти от уплаты налога и оставить местные бюджеты без денег - вот о чём идёт речь! Я ещё раз говорю, я согласен с вашим главным посылом: не надо быть добрыми за счёт других людей, вот и всё! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Михаил Васильевич, конечно, аргументы о наполнении муниципальных бюджетов очень весомые, тут вопросов нет, но скажите, пожалуйста, есть ли у вас оценка количества таких участков, количества семей и объёма продукции, которую они производят на этих участках, чтобы как-то всё-таки противостоять сегодня позиции председателя комитета? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Ну прежде всего, я не хотел бы никому противостоять, мы, наоборот, ищем точки соприкосновения и решение проблемы, а не противостоим друг другу. Что касается учёта и отчётности - это большая проблема, это вообще проблема нашей статистики. При подготовке этого законопроекта таких данных мы найти не могли, и правительство в своём отзыве тоже эти данные не дало, к сожалению, поэтому здесь ответ на ваш вопрос может быть только таким, может быть, не совсем удовлетворяющим вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. Уважаемые коллеги, прежде чем перейти к выступлениям, я хочу с вами посоветоваться. Нам сегодня в обязательном порядке нужно рассмотреть 22-й и 23-й вопросы, о которых должны докладывать наши уважаемые коллеги - представители регионов, они прибыли в Москву специально для этого, это во-первых, и во-вторых, нам обязательно надо рассмотреть ещё три правительственных законопроекта, это вопросы 19, 20 и 21. Я это говорю для того, чтобы мы рассчитывали наши силы. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Когда речь идёт о деревне, о селе, я просто не могу промолчать, думаю, что со мной согласятся все депутаты, кто хоть когда-нибудь бывает в сёлах. Дороги, которые были проведены от центрального хозяйства в мелкие, в средние, разрушились, средств связи нет, больных людей из сёл в районные центры возят вообще по бездорожью, продуктовые магазины - кооперация раньше была - разрушены, в основном автолавки ездят, дома культуры - одно название, стыдно, что есть такая надпись на этом сооружении, школ почти нет или остались малокомплектные, и, как рапортует наш министр образования, детей подвозят всех до одного, но если бы вы видели, как утром стоят ребятишки - и под дождём, и в мороз, - ёжатся, ждут автобуса, который опаздывает, чтобы он отвёз их в школу! Я никогда не думала, что вообще до такого доживу в своей стране! И теперь вот об этих самых участках, об огородах, как их называют наши жители. Я уже высказала, задавая вопрос, свою точку зрения, я понимаю, что нужно чем-то наполнить муниципальный бюджет, но даже вот эти земельные налоги всё равно не наполняют бюджет, всё равно женить, лечить, хоронить и прочее в селе власть муниципальная уже не может, потому что денег там совершенно ни на что не хватает. Налоги земельные растут, и, мне кажется, нам всем надо подумать, как сделать так, чтобы хотя бы с тех, у кого только один участок, который кормит семью, может быть, не брать налог или хотя бы на несколько лет приостановить его рост. Но если огромный, большой участок - то это другое дело, это латифундист, который прибыль получает с этих земель. Село - это сегодня наша самая большая боль. И когда говорят, что вот мы сегодня в правительстве... Вот сегодня утром выступал от "ЕДИНОЙ РОССИИ" председатель комитета, я внимательно слушала, и он говорил о том, как много мы делаем, чтобы смягчить последствия вступления в ВТО, - да ничего не делается! У нас в основном в каждом районе есть несколько фермеров, на них работают ещё десяток-другой механизаторов несчастных, которым платят тоже копейки, дороги и инфраструктура - ничего не делается, вот так в селе и живут. Поэтому, Михаил Васильевич, спасибо вам за то, что вы этот вопрос поставили. Я понимаю, что законопроект не пройдёт, понимаю, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, вопрос, который мы обсуждаем, действительно очень важен, но надо вот что иметь в виду: если мы посмотрим бюджеты муниципалитетов, то увидим существенное отличие ставок земельного налога от других - в промышленности, скажем, в торговле и так далее. Вот в муниципалитете города Оренбурга в разы ставка для дачных участков отличается. Конечно, муниципалитеты сами понимают, что надо двигаться в этом направлении, и то, что мы сегодня этот вектор задаём, может быть, отчасти помогает и нашим коллегам - муниципальным депутатам вот такие решения принимать. Что касается заключения бюджетного комитета. Там написано, что не совсем справедливо разделять индивидуальных предпринимателей и простых граждан, но я думаю, что это вопрос решаемый, если уж так, по существу говорить, это предмет второго чтения, этот довод нельзя было использовать в качестве аргумента. Что касается налогового администрирования. По поводу участков, расположенных за пределами территории, контролируемой налоговой инспекцией, как написано в заключении, у меня вопрос к бюджетному комитету: а как сейчас это администрируется? Сейчас же мы это улавливаем, и если мы сейчас это видим, то, наверное, и в последующем будем видеть! Мне хотелось бы, конечно, чтобы аргументы в заключении были достаточно выверены и корректны. Я задавал вопрос, но Михаил Васильевич не ответил, а я знаю, что 70 миллионов человек сегодня являются дачниками, 70 миллионов и 27 миллионов семей. Это колоссальная армия людей, которые продукты выращивают и для себя, и для других, экологически чистые продукты. Этому сопутствует отдых, спорт и, самое главное, наверное, трудотерапия - мы хоть как-то ещё пытаемся привлечь наших детей к труду, сегодня, к сожалению, трудотерапия полностью уничтожена в сфере образования, исключена из образовательного процесса. И последнее. Я согласен с тем, что нельзя сокращать налогооблагаемую базу муниципалитетов, но давайте тогда комплексно решать эту проблему, Андрей Михайлович. Если мы сегодня муниципалитетам дали средства на реализацию только половины их полномочий, тогда вопрос надо ставить так: давайте мы дадим им ровно в соответствии с налогооблагаемой базой и скажем, чтобы забирали всё и решали сами, а иначе, я считаю, мы займём не совсем честную позицию, если всё у них отберём и скажем, что дальше двинуться не можем. Поэтому моё предложение такое: это необходимо рассматривать как идею, а самое главное, из этого надо сделать вывод, что решать проблемы муниципалитетов нужно комплексно, системно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич, я коротко. Присоединяюсь к тому, что сказали Сергей Михайлович и Тамара Васильевна, и хочу сказать, что если законопроект не пройдёт в таком виде, то можно было бы его сейчас как-то оперативно переработать и опять внести, с тем чтобы освободить от уплаты этого налога жителей села. Законопроект мог бы войти в пакет мер по стимулированию как раз выезда граждан на село. Вы обратили внимание, у нас не хватает учителей, не хватает врачей, не хватает агрономов и так далее на селе, люди, в общем-то, с неохотой едут туда, хотя мы вообще должны дома там строить и раздавать им. Ну и согласитесь со мной, что в стране, в которой живут 150 миллионов человек и которая занимает одну восьмую часть суши, наверное, мы могли бы освободить собственника от уплаты земельного налога за небольшой участок, так сказать, один на семью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Дорианович Валенчук. ВАЛЕНЧУК О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, конечно, очень радостно, что практически все фракции с трепетом отнеслись к предложению коллег из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но я, вообще-то, занимаюсь садоводством профессионально, являюсь председателем Союза садоводов России и скажу вам откровенно, что данное предложение вносит раскол в наше общество. У нас межевание, к сожалению, на сегодняшний день бывает произведено таким образом, что площади двух участков, рядом стоящих, бывают совершенно разными, отличными друг от друга: площадь одного - 8 соток, другого - 8,2 сотки. И на секундочку представьте себе, как гражданин, имеющий 8 соток, получивший льготу, будет дальше проживать рядом с соседом, у которого участок площадью 8,2 сотки. Это будет гражданская война на самом деле, раскол общества, а с учётом тех цифр, которые здесь называли, - 50, 60, 70 миллионов... Да, это 21 миллион семей, да, это активнейшая часть населения, и к решению их проблем мы должны подходить системно, грамотно, и вот сейчас мы как раз подготовили изменения в 66-й закон, которые учитывают очень многие аспекты жизнедеятельности этой огромной части нашего населения. Ещё раз призываю коллег эти очень добрые и хорошие инициативы рассматривать системно, ни в коем случае не давая возможности людям столкнуться лбами, особенно на основе имущественных притязаний, разделять общество мы не имеем права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов, будете выступать? Нет. Андрей Михайлович также отказался. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5275 по 5291 из 6633
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 12 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Отклоняется.