Заседание № 134
13.01.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 254999-5 "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении наказания за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5409 по 5798 из 5946
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Также Тулаев просит рассмотреть без своего участия, позицию комитета изложит депутат Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Необходимо отметить, что указанным законопроектом устанавливается ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, а также нетрудоспособных родителей. И необходимо отметить, что данная ответственность имеет свою специфику. В связи с этим назначаемое наказание не должно освобождать виновного от обязанности содержать или препятствовать этому. Применение к осуждённому такого вида наказания, как лишение свободы, не будет способствовать повышению материального благосостояния осуждённого, а значит, и тех лиц, которых он обязан содержать. Таким образом, принятие законопроекта в представленной редакции может воспрепятствовать реализации принципа восстановления справедливости и ухудшить положение как детей, так и нетрудоспособных родителей. В случае отсутствия у подсудимого основного места работы ему может быть назначено наказание в виде исправительных работ, а работающим подсудимым могут быть назначены обязательные работы. Исполнение указанных видов наказания позволит производить из заработной платы удержание в счёт погашения задолженности по алиментам, обеспечивая интересы потерпевших. Следует также иметь в виду, что в случае злостного уклонения осуждённого от отбывания обязательных или исправительных работ данные виды наказания могут быть заменены лишением свободы. Таким образом, дополнение статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, связанное с наказанием в виде лишения свободы, представляется нелогичным. Кроме того, 29 октября 2008 года Государственной Думой был отклонён проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", в котором тот же законодатель предлагал включить в качестве санкции частей первой и второй статьи 157 Уголовного кодекса наказание в виде лишения свободы сроком на один год. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. С учётом информации, предоставленной вам, уважаемые коллеги, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует отклонить указанный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть - депутат Романов и депутат Плетнёва. Депутат Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Сергеевич, есть ли какая-то статистика? То, что у нас в сфере семьи крайне неблагополучно, сомнений нет. То, что кризис обострил в том числе и эгоизм, - это ведь часть проблемы, связанной с реальным положением и работающих, и неработающих граждан, детей. Так какова статистика, чтобы знать, сколько алиментщиков платят, сколько не платят, какая доля уклоняется? Вообще, хоть пару цифр приведите и охарактеризуйте. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемый Валентин Степанович, чёткой статистики, которую я мог бы вам привести по итогам 2009 года, у нас нет. Хочу сказать следующее. Исполнение обязательств по уплате алиментов в 2009 году действительно по сравнению с предыдущими годами ухудшилось, но введение уголовной ответственности в виде лишения свободы точно не улучшит жизнь тех людей, которые должны получать алименты. Действующая редакция Уголовного кодекса, действующие виды наказания достаточны для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности. Я в своём докладе сказал, что в том случае, если человек уклоняется, скажем, от исправительных работ либо обязательных, он может быть в том числе привлечён к уголовной ответственности и помещён в места не столь отдалённые. Но вводить сегодня дополнительные санкции в 157-ю статью - это значит дать возможность судам выносить эти решения. Но опять же статистика - вам она, в общем-то, известна - показывает, что часто суды, имея три или четыре альтернативных вида наказания, почему-то выбирают самый суровый. Почему? Это вопрос, наверное, не к нам, а к правоприменителю, к судебной системе. Мы в данном случае пока не видим необходимости усиливать уголовную ответственность. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Владимир Сергеевич, я с вами согласна в том плане, что, действительно, если мы будем для злостных алиментщиков ужесточать наказание в виде заключения их под стражу на долгий срок, это не улучшит положение детей и той семьи, которым он должен платить. Но проблема остаётся, и проблема очень серьёзная, поверьте, и к вам, как к депутату, наверное, такие обращения есть, и к нам. Что думает комитет по такому поводу? Мы бы внесли законопроект, но вы же знаете, что всё, что вносим мы, или отдельные депутаты, или фракция, - это всё обязательно будет потом выброшено в корзину, напрасный труд. А предложение всё-таки такое, чтобы государство взяло на себя ответственность выплаты определённой суммы на срок, пока разыскивается злостный неплательщик, когда он будет найден и будет проведён суд, который заставит его это делать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. К сожалению, Владимир Сергеевич не является автором данного законопроекта, тем не менее вопрос задан, такой, на перспективу. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемая Тамара Васильевна, вы, наверное, прекрасно знаете, что размер алиментов определяется в каждом случае индивидуально, поэтому установить какую-то минимальную сумму... В каждом регионе, в каждой конкретной семье всё очень индивидуально. Опять же могу вам из судебной практики привести пример. Бывшая супруга одного из предпринимателей обратилась в суд с иском о разделе имущества, и сумма только государственной пошлины - только государственной пошлины! - составила 213 миллионов рублей. Она проиграла этот суд и сегодня имеет судебное решение о том, что она должна компенсировать эти 213 миллионов рублей в доход государства. Таких средств она, конечно, не имеет, и у неё находятся на попечении в том числе несовершеннолетние дети. Это как раз тот пример, когда закон не может быть исполнен в принципе. Поэтому мы не можем взять и предложить какую-то систему, равную для всех. И опять же в данном случае мы с вами рассматриваем поправки к Уголовному кодексу, а то, о чём вы говорите, - это всё-таки касается расходной части федерального бюджета, и, наверное, другой комитет тоже должен этим вопросом заниматься. Вопрос был риторический, но ответ я вам дал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают. Депутат Решульский и депутат Афанасьева. Пожалуйста, депутат Решульский Сергей Николаевич. Напоминаю депутатам, что по Регламенту в среду мы заканчиваем рассмотрение вопроса, которое начато. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Мы и так им, наверное, закончим. Я не согласен с теми аргументами, которые звучали с трибуны и даже в какой-то степени звучали в вопросах моих товарищей, коллег. Мы с вами все должны знать и, я надеюсь, знаем, что статья 157 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. К сожалению, Владимир Сергеевич в ответе на вопрос моего товарища не смог привести статистику. Так я вам говорю, что по этой 157-й статье предусмотрены как обязательные и исправительные работы, так и арест, однако, к сожалению, суды этим практически не пользуются, а применение исправительных работ затруднено в связи с тем, что подсудимые по делам этой категории зачастую не работают. Семья - дети либо родители - так и не получает ни материального, ни какого-либо другого содержания, вообще ничего не получает, а тот, кто натворил всё это, так и продолжает вести разгульный образ жизни, уклоняться, просто скажем. Поэтому то, что предлагается в этом законопроекте, - это превентивная мера, и это правильно сказано. Это мера для того, чтобы все знали, что каждый за свои дела, действия должен нести ответственность. Я не знаю, почему противится комитет в этом деле, противится поддержать этот законопроект. Мне кажется, что принятие такого закона дало бы хотя бы психологическое, моральное... ну, не удовлетворение, а какую-то моральную компенсацию этим пострадавшим, прямо говорю, семьям - детям либо родителям, чтобы соседи, другие лица знали, что если так поступишь, то загремишь на три года и отбудешь срок в колонии либо в тюрьме - не знаю, где они будут содержаться, - и так далее. Я считаю, что такая мера должна действовать, это крайне необходимо, чтобы с детских лет все прекрасно понимали, что должно быть чувство ответственности как за своих детей, так и за своих родителей. Если до кого-то это сегодня не доходит, то будем приучать силовым, волевым порядком к нормальному образу жизни. Наша фракция поддержит законопроект. Мне только очень жаль, что сам автор почему-то застеснялся и не вышел с этим законопроектом на трибуну. Я считаю, что в нынешней ситуации, тем более когда мы только и видим на экранах телевизоров, как от этого уклоняться и как заниматься совсем другими делами, этот законопроект был бы каким-то таким красным светофорным сигналом: мол, стой, прежде чем что-то натворить, подумай, чем это для тебя закончится. Надеюсь, что принятие такого закона как-то приостановило бы этот шквал безответственности, который нарастает в нашей стране. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева Елена Владимировна. АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, мы вынуждены признать (я думаю, многие из вас поддержат это мнение), что система взимания алиментов, которая существует сегодня в современной России, - это система прежде всего унижения родителя и ребёнка, которые являются получателями такого пособия. К сожалению, механизм взимания этих алиментов даёт постоянный сбой. Валентин Степанович, цифры существуют. За последние два года количество таких исполнительных документов, то есть тех, по которым уже прошёл суд и по которым нужно взимать алименты через соответствующие органы, увеличилось практически на миллион. Если в 2008 году их было свыше 2 миллионов, то только за первое полугодие 2009 года таких исполнительных документов у приставов на руках было уже 1,5 миллиона. Понятно, что даже решение суда не побуждает горе-родителя гасить свои долги перед детьми, и система работы приставов в этом отношении тоже, в общем-то, не даёт конкретных результатов. Думаю, что даже статистика, которую я здесь привела, ссылаясь, кстати, на заключение комитета по делам женщин, не соответствует действительности, потому что практически такое же количество родителей не обращается за взиманием алиментов со своей бывшей второй половины, потому что они понимают, с чем столкнутся: они столкнутся с унижением, с оскорблением со стороны второго родителя. Да, государство вынесет решение, что ты должен платить своему ребёнку такую-то сумму, но помочь взимать эту сумму, даже обозначенную через суд, не сможет, потому что не работает этот механизм. Хочу сказать, что те, кто хочет помогать своим детям, безусловно, и так помогают, без всякого решения суда, а если дело доходит до суда, значит, уже существуют какие-то непреодолимые противоречия. И как раз одной из причин таких противоречий является тот родитель, который не хочет выплачивать алименты. К сожалению, гуманное отношение - а у нас действительно гуманное отношение к должникам, к неплательщикам, - попытка создать оптимальные условия, для того чтобы якобы дать возможность делать выплаты на содержание своих детей... Эта попытка провалилась. Законодательная инициатива Калининградской областной Думы - это, на мой взгляд, как раз порыв сказать, что, ребята, больше так нельзя, мы не можем больше терпеть, мы должны либо предотвращать такие преступления... А это действительно преступление, потому что по Конституции родитель обязан содержать своего несовершеннолетнего ребёнка, вместо этого он создаёт ему сложнейшие условия для жизни, он ставит его жизнь под удар, и это преступление. И Калининградская областная Дума говорит: либо давайте предотвращать, либо давайте наказывать за то, что он отказывается выполнять свои обязанности. А ребёнку гарантирована Конституцией вот эта обязанность содержания его со стороны родителей. Нельзя согласиться с мнением, что лишение свободы - это несоразмерное наказание за такое преступление. Думаю, что многие, кто так считает, заблуждаются, потому что, наверное, нужно испытать на себе то унижение и то хамство со стороны второго родителя... Нужно увидеть глаза ребёнка, который не понимает, почему его папа или мама не приходят к нему, почему они не помогают ему материально, почему они постоянно оскорбляют друг друга, когда разговор заходит о его содержании. Как измерить, как подсчитать вот этот нанесённый моральный вред? Когда этот ребёнок вырастет, какими будут отношения в его семье? Поэтому нельзя говорить, что такое наказание - лишение свободы - несоизмеримо с самим преступлением. Я думаю, что мы должны всё-таки обращать внимание на то, что будет завтра, и в том числе на то, что будет завтра с теми детьми, которые сегодня испытывают такой негатив со стороны одного из родителей. Мы с вами в этом вопросе столкнулись с двумя проблемами. Первая проблема - это отсутствие понятия человеческих ценностей. И вторая проблема, глобальная проблема для современных, наверное, государств, и особенно для России, - это слабость государства в защите интересов несовершеннолетнего. Я думаю, что, конечно, лишение свободы подстегнёт половину должников исполнять, так сказать, через губу то, что им присудил суд. Половина тех, кто забыл о существовании своего ребёнка и ещё не осуждён судом, потому что второй родитель не обратился с иском, наверное, вспомнят о том, что у них есть ребёнок, и будут всё-таки материально помогать своему малышу. Но думаю, что сегодня пришло время в вопросе отношения к детям вообще поставить точку. Почему российского ребёнка постоянно сопровождает по жизни чувство вины за то, что он родился в нашем государстве? Государство должно всё-таки взять заботу обо всех детях на себя. Где так называемый государственный алиментный фонд? Его пытались создать ещё в последние годы существования советской власти, но он так и не был создан. Ведь создание этого государственного алиментного фонда, к сожалению, должно было быть реализовано ещё вчера! Мы должны обеспечить защиту ребёнка, он должен чувствовать защиту со стороны государства. Если мы хотим воспитать настоящего защитника (или защитницу) своей Родины завтра, мы должны сегодня обеспечить ему эту защиту. Ребёнок должен знать, что в каких бы жизненно трудных условиях он ни оказался, государство первым встанет на его защиту, государство первым поможет ему и его родителям выйти из этой трудной ситуации. Государство должно помочь ему материально, а потом уже разбираться с тем родителем, который не платит ему алименты, а может быть, оно вообще простит алименты этому горе-родителю. Самое страшное в этой ситуации, что у многих проблемы с финансами-то и не существует, существует другая проблема - отношение к своему потомству. Некоторые не испытывают абсолютно никаких финансовых проблем. Просто из собственной практики скажу вам, что есть люди, которые получают приличную для региона зарплату - 25, 30, 40 тысяч, - но они просто не хотят оказывать материальную помощь своему ребёнку, считая, что его мама или папа достаточно получает, чтобы в одиночку содержать их общего малыша. Органы опеки тоже должны вмешиваться в этот процесс. По закону они должны со своей стороны, если даже видят, что один из родителей, воспитывающий ребёнка, имеет нормальное материальное положение, не обращается в суд в защиту интересов прав ребёнка и не взимает с другого родителя алименты, - они должны подключиться и выставить в защиту ребёнка такой иск по отношению ко второму родителю, который не хочет платить, уклоняется от алиментов или вообще не общается со своей семьёй. Но органы опеки, к сожалению, не хотят вмешиваться в этот процесс и ведут себя пассивно. Сегодня, например, - я думаю, что многие из вас смотрели выпуски новостей, - меня повергло в шок то, что происходит в Ставропольском крае. Наши приставы сфотографировали детей, которым родители задолжали алименты, и вывесили на баннерах в городе лица этих детей с призывом вспомнить о своём ребёнке. Но наши чиновники, как всегда, пошли по самому простому пути: они в очередной раз унизили ребёнка, самого незащищённого человека, наверное, на Земле, и, в общем-то, можно сказать, поставили его под удар, предав огласке конфиденциальную информацию. Теперь каждый прохожий, кому этот ребёнок может чем-нибудь не понравиться, может ему сказать: "Ты иди, безотцовщина", - потому что его фотография висит в центре города. Вместо того чтобы повесить фотографию должника!.. Видите ли, у них проблема: они должны взять у этого должника разрешение на то, чтобы использовать его образ в этой социальной рекламе. Ничего себе! А фотографию ребёнка, которому отец должен платить алименты, можно повесить! Можно в очередной раз просто унизить человека и растоптать. У нас получается интересная ситуация. Одни органы - это органы опеки - вообще не знают, возникает такое ощущение, сколько существует детей, которые не получают алименты, сколько детей вообще где-то бегают и как они живут, не хотят им помогать. Другие органы не могут их защитить, это касается приставов, потому что нет механизма взимания этих алиментов, особенно если человек уклоняется, скрывает свои доходы или прячет своё имущество. А мы, депутаты, тоже, наверное, уклоняемся, вместо того чтобы защитить их, приняв более жёсткий закон. Раз мы такие гуманные в отношении преступников (а неплательщик алиментов - это преступник), давайте будем гуманными и в отношении наших детей. Здесь единственный выход - создать государственный алиментный фонд. По данному же закону конкретно, я думаю, каждый... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, истекли десять минут, отведённые для выступления в рамках нашего Регламента. С заключительным словом собирается выступить Владимир Сергеевич Груздев. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, уважаемые коллеги. Я очень рад, что изменения, которые предлагается внести в Уголовный кодекс, действительно всколыхнули интерес к такой очень важной проблеме. Я думаю, что эта проблема - отдельная тема для обсуждения на парламентских слушаниях. Что же касается непосредственно права, я хотел бы напомнить Сергею Николаевичу Решульскому, что месяц назад в этом же зале он критиковал наш комитет, что долго мы всё-таки не вводили обязательные работы, говорил, что это действительно очень правильный, хороший вид наказания. Сейчас же, выступая по данному законопроекту, он говорит о том, что, ну, да, предусмотрена уголовная ответственность в виде обязательных, исправительных работ, но не назначаются же они. Если не назначаются, Сергей Николаевич, то потому, что нет у нас арестных домов, мы не создали арестных домов за пять лет, так и не произошло создание этих арестных домов. А не назначают исправительные и обязательные работы потому, что местные власти не могут организовать места для проведения подобного рода работ. Месяц назад мы с вами говорили, что будем всё равно принимать такие законы, которыми будем подталкивать местные власти, чтобы они начинали всё-таки организовывать такого вида работы. И для злостного неплательщика это действительно будет очень хороший воспитательный момент, когда все увидят, как этот богатенький папа метёт улицу по вечерам, с 18-ти до 22-х, около того дома, где проживают его бывшая жена и ребёнок. И я считаю, что те три вида наказаний, которые сегодня предусмотрены, они достаточны. В том случае, если обязательные исправительные работы злостно не исполняются, мы можем человека привлечь к уголовной ответственности в виде лишения свободы. Но, вводя сразу наказание в виде лишения свободы за неуплату алиментов, мы точно не решаем вопрос обеспечения деньгами тех людей, которые в них нуждаются. И при этом мы создаём совершенно другую проблему - проблему криминализации нашего общества, потому что судам будет легче выносить решения о лишении свободы, нежели об обязанности местных органов власти организовать исправительные либо обязательные работы. Я всё-таки призываю коллег из всех фракций не поддерживать указанный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Я вижу, у Решульского высветилось "по ведению". Я дам вам слово после голосования. Или вы по этому закону хотите выступить по ведению? Но только по ведению, Сергей Николаевич, я знаю, вы человек опытный, не дурите нас. Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да нет, я дурить не буду никого, я же не в ваш адрес говорил, я просто Владимиру Сергеевичу как раз и говорил, что арестных домов нет, что исправительные работы не назначаются, вот о чём я говорил. Поэтому давайте сначала сажать, а потом будем арестные дома создавать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ну вот сейчас и решим, будем сажать или нет, в зависимости от того, как проголосуем. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Пожалуйста, голосуйте, коллеги. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 41 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Отклоняется.