Заседание № 134

13.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 254987-5 "О внесении дополнения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации" (установление ответственности граждан за неисполнение судебных решений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5164 по 5408 из 5946
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 315        
Уголовного кодекса Российской Федерации". Член Совета Федерации Тулаев просит   
рассмотреть законопроект без своего участия. Груздев Владимир Сергеевич,        
первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному,           
арбитражному и процессуальному законодательству, докладывает о позиции          
комитета.                                                                       
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что законопроекты, которые я буду представлять,   
вызовут такой же бурный интерес, обсуждение.                                    
                                                                                
В Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному          
законодательству рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнения   
в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации". Законопроектом           
предлагается установить уголовную ответственность граждан за неисполнение       
вступившего в силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а     
равно за воспрепятствование их исполнению.                                      
                                                                                
Следует отметить, что в настоящее время Уголовным кодексом Российской           
Федерации прямо предусмотрена уголовная ответственность граждан за              
неисполнение судебных актов. Так, к уголовной ответственности привлекаются      
граждане за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на             
содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного          
кодекса), за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности         
(статья 177 Уголовного кодекса), за организацию деятельности экстремистской     
организации (статья 282-2 Уголовного кодекса); за незаконные действия в         
отношении имущества, подвергнутого описи и аресту либо подлежащего              
конфискации (статья 312 Уголовного кодекса), за совершение побега из мест       
лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (статья 313) и так далее. В    
действующем уголовном законодательстве прописаны процедуры по обеспечению       
исполнения приговоров и иных решений суда.                                      
                                                                                
Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях Российской            
Федерации содержится ряд норм, предусматривающих принятие мер в случае          
неисполнения гражданами решения суда. Установлена административная              
ответственность граждан за невыполнение законных требований судебного           
пристава, а также неисполнение или воспрепятствование исполнению судебных       
актов. Федеральным законом "Об исполнительном производстве" за неисполнение     
гражданами судебных актов предусмотрено как денежное взыскание в виде           
дополнительного сбора, так и обращение взыскания на имущество и иные доходы     
граждан.                                                                        
                                                                                
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен ряд правовых норм,    
направленных на обеспечение исполнения гражданами судебных решений. Введение    
дополнительной уголовной ответственности в отношении граждан за неисполнение    
судебных решений повлечёт неоправданную конкуренцию между вводимыми и           
перечисленными нормами по вопросам квалификации преступлений и назначения       
наказаний. У Правового управления Аппарата Государственной Думы также имеются   
замечания юридико-технического характера.                                       
                                                                                
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству рекомендует отклонить указанный                
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть вопросы к докладчику? Есть. Рохмистров.                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Ну, у меня вопрос простой. Наверное, к каждому депутату        
постоянно поступают обращения граждан. Большей частью это, конечно, касается    
органов исполнительной власти, которые игнорируют судебные решения, но в        
последнее время, в частности, ко мне поступает достаточно большое количество    
обращений по поводу того, что уже и коммерческие организации просто             
игнорируют решения судебных инстанций, и ничего с ними сделать нельзя. Вот те   
нормы, которые вы перечислили, они есть, но, к сожалению, как-то они работают   
так, что их никто не боится, никто ответственности за неисполнение не несёт.    
                                                                                
Если посмотреть, то в Москве, например, вы не найдёте ни одной налоговой        
инспекции, против руководителя которой не возбуждается в год по одному          
уголовному делу по неисполнению судебных решений. Никакой ответственности       
никто не несёт, я что-то не припомню, чтобы какая-то коммерческая               
организация... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, отвечайте, Владимир Сергеевич.                                      
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Максим Станиславович.                                    
                                                                                
Действительно, законы и правоприменительная практика исполнения законов - это   
всё-таки две разные вещи, и мне кажется, что у нас есть нарушения в области     
исполнения законов именно в плане исполнения судебных решений. Но в данном      
случае хочу вам сказать следующее: усиление уголовной ответственности,          
чрезмерное увеличение санкций не прямо пропорционально исполнению этих          
судебных решений. Нужно, мне кажется, разбираться с каждым конкретным           
случаем. Оценивая эту практику, предлагая ввести такую дополнительную           
уголовную ответственность, законодатель никаких аргументов не привёл. Если вы   
посмотрите его пояснительную записку, то вы из неё не узнаете, что есть         
какой-то массовый рост неисполнения судебных решений. Мы этого пока не          
наблюдаем, мы, наоборот, наблюдаем обратную тенденцию - что идёт сокращение     
случаев, когда судебные решения не исполняются. Поэтому на сегодняшний день     
мы не видим необходимости как-то менять Уголовный кодекс с точки зрения         
усиления ответственности.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич.              
                                                                                
Настаивает кто-то на выступлении? Настаивает Рохмистров.                        
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Что касается данного конкретного законопроекта, мне сложно     
говорить в плане того, необходим он или нет, потому что у нас действительно     
много что декларируется в законодательстве в части ответственности за           
неисполнение судебного решения. Но вот относительно того, о чём я спрашивал,    
я не получил чёткого ответа, к сожалению, - что с этой проблемой кто-то у нас   
собирается каким-то образом бороться.                                           
                                                                                
Проблема реально существует, это не единичный случай, и не видел я, к           
сожалению, каких-то положительных изменений. То есть количество обращений, в    
частности, в адрес фракции ЛДПР в части неисполнения судебных решений           
почему-то увеличивается, постоянно увеличивается количество таких обращений.    
Может быть, потому, что фракция ЛДПР чётко на них реагирует, направляет         
запросы и есть какие-то положительные сдвиги, а может быть, действительно       
есть тенденция к увеличению количества случаев неисполнения судебных решений.   
                                                                                
К сожалению, если закон не работает и не исполняются те требования, которые     
предусмотрены, это проблема закона, а не исполнительной власти. К сожалению,    
большей частью неисполнение судебных решений как раз мы наблюдаем в части       
исполнительных органов власти, когда те или иные решения они просто             
игнорируют, либо находятся какие-то обходные пути, вроде как начинаем           
исполнять, но меняется конфигурация.                                            
                                                                                
Ну, в частности, возьмём Тульскую область, там в Донском перекрыли улицу,       
администрация что-то решила сделать, поставили блоки, люди подали в суд,        
выиграли в суде. Ну, поменяла конфигурацию этих блоков бетонных администрация   
и теперь говорит: а вот мы типа исполнили судебное решение, теперь здесь        
будет не рынок, а что-то другое, какое-то другое название. Поменяла своим       
распоряжением, но фактически судебное решение, которое предписывало             
освободить улицу для движения, администрация не выполнила, и что? Никто         
никакой ответственности не несёт!                                               
                                                                                
Есть новые технологии так называемых рейдерских захватов, когда вокруг          
какого-то предприятия покупается земля либо какие-то незначительные             
сооружения и прекращается доступ на это предприятие. Принимается судебное       
решение, что такому-то предприятию обеспечить проход или доступ на тот или      
иной объект, а предприятие просто не обеспечивает, и всё! Ну просто не          
обеспечивает! Пришёл судебный пристав - обеспечили проход, потом ушёл           
судебный пристав - опять закрыли проход. Никаких фактов того, что против        
этого предприятия либо против администрации возбуждаются уголовные дела,        
нету. У нас не предусмотрено то, что чиновника, не исполняющего судебное        
решение, отстраняют от должности. Нету таких фактов! Как работали, так и        
работают. А если они работают, они не несут никакой ответственности, как не     
исполняли судебные решения, так и не будут исполнять.                           
                                                                                
О какой модернизации и о каком правовом государстве мы вообще можем говорить,   
если у нас и на законы плюют те, кто должен соблюдать эти законы, собственно    
говоря. Большей частью исполнительная власть является инициатором этих          
законопроектов. И собственно говоря, даже нормативные правовые акты             
правительства у нас, ну, извините, зачастую противоречат федеральному           
законодательству. Не работают в этой части те статьи, которые есть, потому      
что написаны неоднозначно, потому что позволяют какими-то путями уклоняться     
от этих вещей. Поэтому я считаю, что комитет по законодательству, как первый    
звоночек, должен принять к сведению эту проблему и всё-таки, наверное,          
посмотреть, как, каким образом можно усовершенствовать эти вещи - введением,    
может быть, дополнительной ответственности либо ответственности тех, кто        
обязан наблюдать за этой ответственностью, но не наблюдает. Если есть           
неисполнение судебного решения, то должно быть либо уголовное дело, либо        
конкретное применение каких-то определённых санкций, а то у нас возьмут штраф   
200 рублей или 2 тысячи рублей, и всё, и на этом дело закрывается - штраф       
уплачен. Ну, я сегодня, сейчас только ответ из прокуратуры прочитал на          
запрос, который перед Новым годом отправлял, по неисполнению судебного          
решения: да, был установлен факт, но товарищ заплатил штраф 2 тысячи рублей и   
как бы всё, оснований для возбуждения уголовного дела нет. А он как не          
исполнял судебное решение, так и не исполняет.                                  
                                                                                
В этой части не работают меры, предусмотренные в Уголовном кодексе, на          
которые докладчик ссылался, поэтому я считаю, что крайне необходимо             
усовершенствовать это, ввести совершенно однозначные меры - не штраф, а         
уголовное дело с реальным сроком. Если этот субъект неисполнения судебного      
решения работает в органе исполнительной власти - освобождение от занимаемой    
должности, разрыв контракта. Совершенно однозначные должны быть меры, чтобы     
человек, который не исполняет законодательство, нарушает федеральные законы,    
а тем более не исполняет судебное решение, не мог работать в органе             
исполнительной власти либо в органе избираемом, быть главой либо района, либо   
муниципалитета, не мог осуществлять властные полномочия, если он сам не         
исполняет эти решения. То есть я считаю, что какие-то дополнительные меры       
вводить необходимо, если мы с вами собираемся строить так называемое правовое   
государство, если мы с вами собираемся модернизировать государство.             
                                                                                
Никакой модернизации не получится, если как на законы, так и на судебные        
решения у нас плевали и плюют до сих пор. И каждый депутат, который работает    
в своём регионе, наверное, может рассказать множество историй, когда даже при   
наличии исполнительного листа с этим исполнительным листом рекомендуют пойти    
в помещение неизвестного архитектора, повесить там на стенку и любоваться. В    
этой части необходимо ужесточать ответственность или прописать её совершенно    
однозначно, чтобы нельзя было игнорировать, потому что ни в одной, наверное,    
стране мира нет чиновников, против которых возбуждали уголовные дела по         
неисполнению судебных решений, а они совершенно спокойно продолжают работать    
и исполнять свои обязанности, точно так же не исполняя в дальнейшем решения     
суда.                                                                           
                                                                                
Я считаю, что если комитет сам не сделает, то, наверное, всё-таки другие        
фракции выйдут со своими инициативами, иначе мы опять будем слушать рассказы    
о том, что у нас всё уменьшается число случаев неисполнения судебных решений.   
На наш взгляд, оно только увеличивается. Поэтому фракция, наверное, не будет    
поддерживать законопроект, но надеется, что комитет эту проблему всё-таки       
каким-то образом начнёт решать.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, прозвучало масштабное, восьмиминутное выступление     
Максима Станиславовича. Я думаю, комитет будет отвечать. Пожалуйста, Груздев.   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я по часам следил, восемь.                           
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить, что в нашем комитете работает в том    
числе и представитель фракции ЛДПР. Было бы неплохо, если бы он посещал         
заседания нашего комитета, потому что на наших заседаниях мы очень подробно     
обсуждаем ту или иную проблематику. Если Максим Станиславович посмотрит         
пояснительную записку, ознакомится с ней более детально, то он увидит, что      
указанный законопроект никак не решает проблему реализации исполнения           
судебных решений.                                                               
                                                                                
Мы будем очень приятно удивлены, если фракция ЛДПР и Максим Станиславович       
подготовят нам свои предложения, которые мы могли бы более детально и           
конкретно рассмотреть на заседании нашего комитета, действительно               
направленные на усиление ответственности лиц, которые обязаны исполнять         
судебные решения. Поэтому мы ждём, Максим Станиславович.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Не настаивает. Представитель правительства? Также     
не настаивает.                                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в     
статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации", первое чтение. Комитет     
против.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      1 чел.                                          
Не голосовало                 449 чел.99,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.