Заседание № 174
О проекте федерального закона № 254940-5 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 26. О проекте федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект, призванный упорядочить отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, и устанавливающий единые требования к действиям должностных лиц при предоставлении этих услуг, в полном объёме подготовлен к дальнейшему рассмотрению. Правовое управление замечаний не имеет. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Апарина Алевтина Викторовна будет по мотивам выступать. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 26. Апарина, пожалуйста, по ведению. Ой, по мотивам, извините. АПАРИНА А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, сегодня уже звучала здесь такая оценка: порой в своей законотворческой деятельности Государственная Дума проявляет правовой нигилизм. Как раз вот этот закон, который мы сейчас рассматриваем, об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, является ярким подтверждением этого. В этом законе идёт слом конституционного строя Российской Федерации. Мы со школьной скамьи знаем, что права и обязанности всегда неразрывны, нам по Конституции гарантировано право на образование, социальное обеспечение, на достойный уровень жизни, а здесь предлагается, чтобы государство, вместо выполнения своих обязанностей, оказывало бы платные услуги. И второй аспект законопроекта - электронные формы. То есть все эти так называемые услуги граждане будут получать в электронной форме. Я напоминаю, что у нас сегодня семьдесят миллионов граждан не владеют Интернетом, не умеют пользоваться Интернетом, а надо вкладывать сюда деньги. По сведениям средств массовой информации, этот проект по электронному правительству финансирует Евросоюз, вкладывает 2 миллиона евро. Что-то они прониклись такой любовью к нам, в чём же секрет? А в том, что сейчас на деньги Евросоюза создаются коммуникационные системы, из бюджета идёт финансирование, а затем всё это передаётся в частные руки и уже те владельцы этих услуг назначают свою цену. И никаких гарантий мы не имеем. Фракция считает, что невозможно голосовать за этот законопроект. Это идёт подтверждение... Был закон об автономных учреждениях, тихонечко подбирались, молчали об этом законе, это же одно и то же, это подтверждение того, что государство снимает с себя все обязательства, записанные в Конституции, по обеспечению достойного образа жизни. Фракция КПРФ не будет голосовать за этот законопроект, и мы предлагаем провести независимую экспертизу этого законопроекта, поскольку в нём, ещё раз говорю, ярко просматривается слом конституционного строя Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 26 в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 22 мин. 44 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 254940-5 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (принят в первом чтении 20 ноября 2009 года с наименованием "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, в этом зале неоднократно звучали замечания по поводу того, что законопроекты вывешиваются несвоевременно. Вот 11-й пункт, законопроект о платности услуг власти, как его называют в народе, - его фактически на 18.00 не было. Я предлагаю его снять, потому что это очень важный законопроект, который повлияет в том числе и на коррупционную составляющую.
Коломейцев Николай Васильевич предлагает сегодня снять с рассмотрения пункт 11. Пожалуйста, Москалец Александр Петрович, ваша позиция. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Ну, депутат Коломейцев говорит, что это очень важный законопроект, и просит его в связи с этим перенести. Но мы, уважаемые коллеги, тоже считаем, что это очень важный законопроект, и именно по этим основаниям просим его рассмотреть сегодня, тем более что мы будем выступать с согласованной позицией всех сторон законодательного процесса и при наличии заключения Правового управления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича исключить из порядка работы пункт 11. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 16 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3% Результат: не принято Не принято.
11-й пункт. О проекте федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Докладывает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Решения по конкретным поправкам принимались в том числе с учётом тех замечаний, которые высказывались в ходе обсуждения законопроекта при его принятии в первом чтении. Комитет стремился сделать законопроект более понятным, максимально урегулировать обязанности должностных лиц при предоставлении услуг, а также расширить и закрепить права граждан. Идеология законопроекта заключается в том, что гражданин в любой ситуации имеет право выбрать, каким именно образом он будет получать услугу. Будет ли это электронная форма или иная форма, будет ли гражданин получать универсальную электронную карту, какие именно её функции он будет использовать - все эти вопросы решаются по усмотрению гражданина. В случае если в силу тех или иных причин электронная форма предоставления услуг неприемлема, непонятна или, может быть, даже неудобна для гражданина, он может выбрать другую форму из числа предусмотренных административным регламентом предоставления соответствующей услуги. Универсальная электронная карта вводится в качестве документа, удостоверяющего права в сфере предоставления услуг, и инструмента для их получения. Карты выдаются на определённый срок. Гражданин может отказаться от её получения и использования в любой момент. При этом для того, чтобы перейти на получение услуг по карте, необходимо именно волеизъявление гражданина. Например, пенсии могут перечисляться на счёт, обслуживаемый при помощи карты, причём только на основании заявления гражданина. Если заявление не поступило, выплата пенсии осуществляется в том же порядке, что и до выпуска карт, то есть до принятия закона. Расходы на выпуск карт строятся на принципах софинансирования. Следует особо отметить, что законопроект не расширяет перечень платных услуг, оказываемых за счёт средств заявителя, и тем более в нём не идёт речь о взимании платы за услуги в области образования и здравоохранения. Наоборот, в нём закреплено положение, согласно которому услуги, как правило, бесплатные, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, взимается государственная пошлина. Плата может взиматься только в случаях, предусмотренных законодательством. Это в основном за предоставление копий документов, выписок и тому подобного. Причём ведётся работа по замене платы за услуги государственной пошлиной. Переходные положения содержат нормы, запрещающие взимание платы в случаях, прямо не предусмотренных законодательством. При подготовке законопроекта ко второму чтению мы рассмотрели сто тридцать одну поправку, и восемьдесят девять из них мы посчитали необходимым рекомендовать к принятию, так как с учётом этих поправок законопроект позволит обеспечить снижение издержек на преодоление административных барьеров, повышение качества и эффективности исполнения решений, повышение уровня удовлетворённости качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, единообразную правовую регламентацию всей этой деятельности, доступность информации о порядке и ходе исполнения функции на каждой стадии и контроль за исполнением государственных и муниципальных функций. Текст законопроекта, предлагаемый ко второму чтению, проверен Правовым управлением, и на ваше рассмотрение он предлагается уже с учётом ранее данных управлением замечаний. Таким образом, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Первая таблица содержит восемьдесят девять поправок. Есть ли необходимость обсуждать какую-либо отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 48 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1% Результат: принято Принято. Вторая таблица содержит сорок две поправки, есть ли необходимость отдельно обсуждать какие-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 29 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 04 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 254940-5 "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 27. Проект федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В пятницу вечером мы с вами начинаем разговор о законопроекте и категориях, юридических правовых категориях, которые являются, несомненно, очень сложными для понимания, в том числе для понимания классических юристов. Жизнь меняется, приходят новые формы общения, электроника приходит в нашу жизнь, и право вынуждено на это каким-то образом ориентироваться, право вынуждено описывать эти категории. Останавливаясь на законопроекте, я хочу отметить, что целями данного законопроекта являются повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В настоящее время получение гражданами наиболее востребованных государственных (муниципальных) бюджетных услуг сопряжено с многочисленными проблемами. При получении государственных (муниципальных) услуг заявителю, гражданину или предпринимателю, приходится обращаться в различные органы и учреждения для сбора необходимых подтверждающих документов по некоторым услугам до десяти и более раз, например: по предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан - семь раз; по получению разрешения на строительство объектов капитального строительства - не менее двенадцати раз; по получению разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта - не менее четырнадцати раз. При этом часто заявителю требуется повторное обращение из-за необходимости принести дополнительные документы, переписывать или принести документы повторно. Указанные условия являются благоприятной почвой для возникновения всякого рода платных посреднических услуг, нередко это позволяет включать эти механизмы в коррупционные схемы, часто создаются искусственные административные барьеры. Данный законопроект направлен на решение этих и других проблем, связанных с преодолением тех сложностей, о которых я говорил. В законопроекте под государственными (муниципальными) услугами понимаются все услуги государственных и муниципальных органов и организаций. В настоящий момент на федеральном уровне предоставляется около девятисот государственных услуг, а также исполняется около пятисот пятидесяти функций, связанных с проведением проверок. Этот законопроект будет регулировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, исполнительных органов госвласти субъектов или местных администраций по предоставлению услуг, исполнению функций, например, по приёму налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, выдаче ежемесячного пособия по уходу за ребёнком и другие. Данный законопроект будет регулировать деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, например, услуги БТИ, проведении государственной экологической экспертизы, предоставлении информации и копий документов из информационных систем. Также действие законопроекта будет распространяться на услуги бюджетных учреждений по отдельному перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, например, постановку на учёт в медучреждения, запись в школы, в вузы и тому подобное. Перечисленные функции и услуги имеют для заявителя одну и ту же природу - требуют сбора, заполнения документов, общения с должностными лицами, имеют аналогичные результаты. В этой связи в статье 4 законопроекта закрепляются основные принципы предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций. Назову их: правомерность предоставления государственных (муниципальных) услуг, правомерность и обоснованность взимания с заявителей платы в процессе предоставления государственных услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций. Я бы хотел в связи с предыдущим обсуждением подчеркнуть эти принципы - правомерность и обоснованность, то есть законопроект не предполагает обязательное установление платы за все предоставляемые услуги и осуществляемые функции, а также открытость деятельности органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, единство требований к предоставлению указанных услуг, заявительный порядок обращения за их предоставлением, доступность обращения. Соответственно, уважаемые коллеги, законопроектом предусматривается создание условий для обеспечения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг. В том числе это регламентация и стандартизация государственных (муниципальных) услуг, что позволит зафиксировать обязательства государственных (муниципальных) учреждений в доступной и понятной для граждан и предпринимателей форме, упорядочить и упростить административные процедуры, сократить сроки их выполнения, установить персональную ответственность. Регламентация и стандартизация - понятность, точность, корректность схемы предоставления этих услуг. Предоставление услуг будет осуществляться в основном по принципу "одного окна", в том числе во многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также с использованием центров телефонного обслуживания и посредством взаимодействия с заявителем в электронном виде с помощью порталов государственных (муниципальных) услуг, что позволит минимизировать контакты между государством, гражданином, предпринимателем и таким образом снизить как раз те риски, в том числе и коррупционные, о которых мы говорили. Также предусматривается введение запрета на требование у гражданина документов и справок, если запрашиваемая информация уже содержится в государственных (муниципальных) информационных системах. Соответственно предусматривается, что оплата государственных (муниципальных) услуг будет только в виде государственных пошлин, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо в соответствии с перечнем платных услуг, определяемых правительством Российской Федерации. Очень важен аспект, который уже начал в настоящее время выполняться по действующим административным регламентам. Законопроектом предусмотрен регулярный мониторинг качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг. При этом основным оценочным критерием будет служить удовлетворённость граждан - получателей услуг. В принципе в нашем комитете или в дальнейшем в библиотеке можно будет ознакомиться с проведённым достаточно глубоким исследованием применительно ко всем субъектам Российской Федерации по уже действующим административным регламентам. В частности это выдача паспортов, выдача зарубежных паспортов, паспортов, дающих право на выезд с территории Российской Федерации и на въезд на территорию Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, что осуществление многофункциональным центром своей деятельности будет проходить на безвозмездной основе, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. Особое внимание мы хотели бы обратить на то, что, конечно же, законопроект потребует определённой редакции. Он потребует редакции особенно применительно к вопросам, связанным со смежным законодательством, так как мы полагаем, что в перспективе необходимо будет внести изменения не менее чем в сорок других федеральных законов, в частности в законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другие законодательные акты. Точно так же нужно будет уточнить правила использования электронной идентификационной карты и возможность непользования данной картой в том случае, когда по тем или иным соображениям - иногда это обозначается как религиозные соображения - эта карта не считается лицом приемлемой. Необходимо, мы полагаем, уточнить терминологию, понятия и употребление такого термина, как "электронное правительство", и ряда других. В целом, несмотря на отмечаемые недостатки, в частности отмеченные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы (вы видите, очень подробный обзор предоставлен в ваше распоряжение), мы полагаем, что данный законопроект позволит повысить уровень доступности государственных (муниципальных) услуг для граждан и организаций, контроль за их использованием, а также приведёт к единообразию правовой регламентации действий и процедур по исполнению государственных функций. На основании изложенного мы предлагаем Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Будем рады затем пригласить всех вас к работе над данным законопроектом. Как я уже сказал, он касается очень большого перечня услуг: в общей сложности федеральные услуги - где-то одна тысяча шестьсот - две тысячи, субъектов Российской Федерации - примерно двести и очень большое, достаточное количество муниципальных услуг. Для того чтобы не было каких-то догадок, я приведу вам названия отдельных услуг. Это, например, предоставление сведений о порядке приёма лица в образовательное учреждение общедоступного и бесплатного школьного начального, общего основного, среднего полного образования по основным общеобразовательным предметам. Удалось практически всю деятельность проранжировать - или отметить, или определить точными терминами - по каждой конкретной услуге. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Три вопроса у одной фракции. Как поступим? У нас ещё очень много вопросов. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, в своём докладе, действительно объёмном, обширном и глубоком, вы сказали о введении платных услуг по таким принципам - правомерность и обоснованность. Какие объективные критерии предусматривает законопроект, для того чтобы правомерность и обоснованность действительно реализовывать на практике? Потому что если этих объективных критериев нет, тогда в принципе это законопроект о введении платных услуг, платы на государственные (муниципальные) услуги. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я бы не хотел, чтобы законопроект понимался таким образом или даже создавал впечатление, что он может быть понят таким образом. Обратите, пожалуйста, внимание на статью 10, это страница 8 текста законопроекта. Статья 10 говорит о требованиях к установлению и взиманию платы с заявителей, и вот принцип, который в ней содержится: за предоставление услуг взимается государственная пошлина в случаях - только в этих случаях, - порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, так или иначе. За выдачу свидетельства о регистрации брака, за регистрацию брака в настоящее время взимается определённая пошлина. За два документа, которые мы с вами не видим, - один документ приятный, один документ печальный. Свидетельство о рождении видят вначале только ваши родители. Я сейчас точно не знаю, но за это взимается определённая, небольшая, точно установленная пошлина. Второй документ менее приятный - свидетельство о смерти, но он нас уже в меньшей степени будет касаться. То есть за государственные услуги в некоторых случаях взимается плата, в некоторых - нет, но это будет устанавливаться законодательством в данном зале, специальным законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. И потом - Кашин Владимир Иванович. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Николаевич, ну, вот я не говорю про все эти девятьсот услуг, но вот сколько сталкиваемся - а мы с вами сталкиваемся много и сами, и наши избиратели, - я вот не встречал ещё бесплатных услуг. Например, приходит слесарь и говорит: "Да, я тебе должен бесплатно кран сменить, что-то ещё, но у нас их нет и денег не дают, иди покупай". Это, наверное, платная услуга? Вот я хотел бы узнать: с вашей точки зрения, какой процент из ваших девятисот государственных услуг, которые вы назвали, должен быть действительно бесплатным? Вернее, какой процент бесплатных из ныне существующих? Я не встречал бесплатных. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, пример со слесарем, наверное, частично относится к ситуации в прошлом, потому что в настоящее время здесь другие механизмы. Это первый вопрос. Что касается процентного деления услуг, я с удовольствием... Поскольку, действительно, у нас есть перечень этих услуг, для того чтобы не ошибиться, не гадать, сколько в цифрах и процентах, мы с вами можем довольно легко по нему пробежаться, но это займёт много времени. Давайте персонально с вами это сделаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Владимир Николаевич, будьте добры, назовите хоть одну статью Конституции, где прописана государственная или муниципальная услуга как платная. ПЛИГИН В. Н. Вы знаете, Конституция Российской Федерации определяет в своих статьях - в ста тридцати семи статьях, в двух разделах, в преамбуле, в заключительных положениях, - определяет общие принципы организации и функционирования нашего общества. Что касается конкретных тематических вещей, то на регулирование этого направлено всё остальное законодательство. И мы с вами неоднократно устанавливали плату за те или иные виды услуг, это не предмет регулирования Конституции. Платность услуг - допустим, плата за обращение в суд, пошлина за обращение в суд - устанавливается конкретным законодательством, в частности законодательство о налогах и сборах, Налоговый кодекс Российской Федерации определяют эти вещи. Мне представлялось, что мы можем говорить о каких-то других проблемах законопроекта, честно говоря, я не думал, что мы будем сосредоточиваться на том, какие услуги оплачиваются в настоящее время, какие нет. Это по факту урегулировано законодательством. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛИГИН В. Н. Нет, ещё раз, часть этих функций... Нет-нет, всё дело в том, что это же факты. Нужно взять перечень функций и посмотреть, за что реально в настоящее время производится оплата. Функции очень конкретные. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЛИГИН В. Н. Статья Конституции предусматривает возможность установления государством налогов и сборов, это один из принципов регулирования государственной деятельности, поэтому производные вещи могут быть в другом законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, Владимир Николаевич. Сергей Владимирович, вы хотели тоже задать вопрос, да? Выступить. Кто хотел бы выступить, коллеги? Кашин Владимир Иванович и Сергей Владимирович Иванов. Я просила бы тогда покороче, потому что у нас очень большая повестка. Тем более, Владимир Иванович, сегодня вы уже выступали, использовав весь свой регламент по одному законопроекту, а по другим - чуть меньше. КАШИН В. И. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые товарищи, я считаю, как и вся наша фракция, что этот закон очень серьёзный. По большому счёту, мы сегодня можем, имеем право сказать, что в таком полупустом зале совершается конституционный переворот, и не иначе, потому что ввести платность услуг, начиная от правительства до услуг самого отдалённого сельского муниципалитета - это, конечно, не снилось, наверное, никому, даже самым либеральным юристам, которые новую Конституцию формировали. Она, кстати, тоже формировалась вы знаете каким образом, но даже в этой Конституции есть и 7, и 2, и 71, и 72, и 130, и 133-я статьи, в которых прописано всё от и до, что касается функционирования в том числе и правительства, и всей структуры государственного управления. И вы не найдёте в понятийном аппарате ни одного намёка на то, что человек, единственный источник власти в нашей стране (мы с вами это хорошо знаем, и президент недавно говорил в своём послании об этом, и статья 3 Конституции об этом тоже свидетельствует), что этот единственный источник власти, заплатив налоги, в том числе на заработную плату, нанимая вот эту чиновничью структуру управления, от правительства до любого низового уровня, должен платить свои последние гроши за то, чтобы функционировала система существования, решались вопросы образования, вопросы здравоохранения, вопросы среды местообитания и всего другого, чтобы взять справку, может быть, сына послать учиться в первый или четвёртый класс. Как можно по-другому назвать это, если не конституционным переворотом? Я считаю, что мы подставляем и президента. Думаю, что он разберётся, он юрист, куда мы катимся в этом плане. Статья 4, по большому счёту, определила вот всю эту платность услуг, в том числе во всей социальной сфере. Нет отступления назад, Владимир Николаевич, эта статья определила платность сверху донизу. Статья 10, о которой вы пытались сказать, что она что-то решает, - она ничего не решает, 10-я статья. Она не выстраивает структуру платности, величину платности, она даже не соотносит, какие же, платные или неплатные, услуги остаются. Статья 6, статья 11 - все статьи этого закона увязаны вот в первой части своего главного посыла: всесторонняя платность за всё и вся. Статьи эти требуют обязательного изучения в нашей антикоррупционной комиссии. Вы представляете, какую мы открываем этим законопроектом брешь для поборов всевозможных? Если сегодня мы видим, что вот у нас, например, в Серпухове Шестуна, его зама берут за руку, завели уголовное дело, то теперь не возьмём никого, теперь мы этим законопроектом всё сделали как раз для того, чтобы брали сколько хотят. И всё этот закон покроет. Поэтому вот это беспредел с точки зрения конституционности и так далее, и тому подобное. Возьмите закон о правительстве. Разве вы где-то найдёте в этом законе, в понятийном аппарате, что такое платные государственные услуги или платное исполнение государственных функций? Не найдёте. Следующая часть - это электронное правительство, оно и глобальное, и прочее, и прочее. Мы видим, что и в послании президента это есть, но президент сказал лишь о некоторых функциях: выдать, например, права водительские, ещё какие-то вещи, но здесь мы видим уже как раз подход к закону "О персональных данных". Мы три года бились, три года бились, чтобы не допустить этого изуверства, чтобы не растоптать верующих в нашей стране, которые не приемлют этого электронного ГУЛАГа, чтобы не обидеть вообще под охраной находящиеся коренные малочисленные народы и так далее, и тому подобное. Здесь же всё сегодня втихаря прокручиваем, вот так вот, в конце нашего заседания - вроде бы как у нас и так всё платное. Тут и наши многие тоже задают вопросы непонятные. Но те платные государственные услуги совершенно другое имеют значение, у нас понятие платных услуг есть в Гражданском кодексе - это бытовые и многие другие вещи, о чём правильно Владимир Николаевич сказал. А здесь речь идёт о конституционных понятиях, о переводе правоотношений в государственной сфере, в структуре управления на рыночные рельсы, на коммерческую основу, то есть речь идёт о конституционном перевороте с точки зрения концепции этого законопроекта, потере государственности в конце концов через этот всеобщий электронный ГУЛАГ, или электронное правительство, потере всего и вся и с точки зрения глобальной системы. Если почувствовать, что мы звено этой глобальной системы, то тогда не о чем говорить - по большому счёту, нечего говорить сегодня о русском народе, о любой другой нации, национальности, о нашем великолепном многообразии, многонациональной общности. Мы всё тогда теряем, уже речь не идёт о коренных малочисленных народах, обо всём другом. Кто впереди паровоза бежит вот в этом направлении? Это уже не Чад, который мы сегодня обсуждали, а это более глубокая, по большому счёту, дискриминация всего нашего народа, Российской Федерации в целом. Мы просим всех, уважаемые товарищи, но особенно авторов: посмотрите, что вы делаете, опомнитесь! Кто вас гонит под эту гильотину? Ведь мы вернёмся, вся страна пойдёт вот по этому направлению очень серьёзно не только против авторов, но и против тех, кто будет голосовать за это извращённое отношение к нашей Конституции, за этот цинизм в части платности всего и вся в отношении каждого человека. У нас абсолютное большинство людей сегодня еле-еле сводят концы с концами, и вы это хорошо знаете. Власть, которой платит и которую нанял единственный источник власти в нашей стране, сегодня ничего не делает для того, чтобы народ жил нормально, как предусматривает статья 7 нашей Конституции, в социальном государстве, а вы ещё карманы выворачиваете, последние копейки отбираете. Ну, пройдёт этот кризис, успокойтесь. Куда будете девать эти миллиарды-то? Они никому не будут нужны, человек нужен будет - образованный, нормальный, любящий свою Родину. Не подменяйте хотя бы эти элементарные конституционные нормы, которые сегодня есть и обязывают государство по всей его вертикали быть конституционным и исполнять свои обязанности. Фракция не будет голосовать за этот законопроект и вас просит не делать этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Владимир Николаевич! Я немножко покороче скажу. Вы знаете, в администрации одного муниципалитета, довольно небольшого, на двери у одного чиновника я увидел такой своеобразный прейскурант на услуги - я вам, Владимир Николаевич, его потом передам, если вы коллекционируете: ответ на вопрос - 5 рублей, правильный ответ на вопрос - 10, ответ на вопрос с обдумыванием - 15, правильный ответ на вопрос с обдумыванием - 20, письменный ответ - 50, задушевная беседа - 100 рублей, задумчивый взгляд - бесплатно. Действительно, у нас развелось таких вот услуг огромное количество, огромное количество! И с одной стороны, можно сказать, что тема поднята правильная, очень правильная. При различных наших ведомствах создано огромное количество, извиняюсь за выражение, шарашкиных контор, которые принадлежат папе, маме, брату, сыну, жене и так далее, и они везде вымогают деньги. Сейчас, ну, как бы основная идея этого законопроекта: нам предлагается создать, так скажем, такую структуру, которая будет все эти вещи в себя аккумулировать, куда будут люди приходить и платить деньги. С одной стороны, вроде опять-таки неплохо, что не конторе жены начальника ГАИ будут нести граждане деньги, а всё это будет идти в бюджет. Но с другой-то стороны, уважаемые коллеги, подумайте, ведь для чего создаётся местное самоуправление? Люди на свой страх и риск, имеется в виду ответственность, создают эти органы, которые потом с них же будут брать деньги. За какие справки, извините, мы должны платить, за что? Когда Владимир Николаевич говорит о том, что при наличии обоснованных материальных затрат... Вот я вам тут зачитал, вы видите, как вот этот товарищ обосновал: правильный ответ на вопрос у него дороже, чем просто ответ на вопрос. Здесь огромное поле для злоупотреблений. Вместо того чтобы дать местному самоуправлению, где находится львиная доля всех этих справкодателей и справкополучателей, возможность самому каким-то образом нормально зарабатывать, ну, хотя бы строить то же самое муниципальное жильё, а не покупать его потом у фирм, которые по удесятерённой цене его перепродают, мы заставляем его вот так вот обирать собственных граждан, которые, заметьте, его авторы, так сказать, создали это местное самоуправление, и оно для них, вообще-то, существует. И к ним же приходить, к тем же самым своим товарищам, которые здесь же живут, и платить им за то, что они выпишут какую-то бумажечку? Мне кажется, тема правильная, Владимир Николаевич, но в таком исполнении фракция ЛДПР не готова её поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Никакого отношения ни к какому электронному ГУЛАГу... Я вообще не понимаю, из чего проистекает употребление этого термина, в тексте законопроекта об этом нигде речи не идёт. Речь идёт о создании реестра услуг, о возможности пользования этим реестром услуг, о возможности ознакомления с ним, то есть, таким образом, ни о каких других дополнительных функциях этой системы в законопроекте речь не идёт. В законопроекте речь идёт о технологизации услуги (показан путь её осуществления), открытости и понимании процесса. То есть это упрощает жизнь граждан, и поэтому не нужно создавать совершенно неоправданные иллюзии, говорить о некой попытке построить целиком платную систему услуг, о некоем перевороте, который якобы предлагается этим законопроектом. Этим законопроектом предлагается ясный, понятный путь построения взаимоотношений гражданина и государства. И я совершенно уверен, что этот закон позволит существенным образом сэкономить миллиарды рублей граждан Российской Федерации и миллиарды рублей предпринимателей, которые будут понимать, как можно технологично получить услугу. В этом плане не нужно вносить никаких искажений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 50 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принято.