Заседание № 126
О проекте федерального закона № 254761-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях противодействия незаконному обороту наркотиков, организации профилактики распространения наркомании и медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, а также установления ответственности за уклонение этих лиц от лечения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Тогда 3-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Доклад Николая Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект рассматривается в третьем чтении. Основные его моменты хочу напомнить: суд теперь будет вправе при рассмотрении уголовного или административного дела обязывать наркоманов пройти лечение наркомании и вводится административная ответственность за уклонение от прохождения лечения. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Выносится законопроект на "час голосования".
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 57 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят закон.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 254761-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях противодействия незаконному обороту наркотиков, организации профилактики распространения наркомании и медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, а также установления ответственности за уклонение этих лиц от лечения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, у нас с вами на фиксированное время поставлен 50-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства первого заместителя директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Владимира Александровича Каланды. Пожалуйста. КАЛАНДА В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный проект федерального закона подготовлен в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации. Необходимость его разработки обусловлена рядом позиций, остановлюсь только на самых актуальных. К настоящему времени, к сожалению, в Российской Федерации количество наркозависимых лиц, которые привлекаются как к уголовной, так и к административной ответственности, имеет лишь незначительную тенденцию к снижению, система организации лечения наркопотребителей качественным образом не выстроена. В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которыми суды наделяются правом при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершённых наркопотребителями, выносить обязательное для наркопотребителя предписание о прохождении курса освобождения от наркотической зависимости. Международная практика идёт по этому же пути, поэтому особых новаций мы в этой части не предлагаем. Кроме того, законопроектом предусмотрено нормативное закрепление ряда ключевых понятий, направленных на создание в нашей стране системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Проект федерального закона прошёл процедуру общественной экспертизы, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, имеется положительный отзыв Верховного Суда Российской Федерации. Реализация федерального закона не повлечёт расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. На основании изложенного прошу принять представленный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по охране здоровья Сергея Вячеславовича Калашникова. КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемые коллеги, вопрос очень простой. В соответствии со статьёй 6.9 Кодекса об административных нарушениях человек, который употребляет наркотики, может не подвергаться наказанию, если он изъявил желание лечиться. На практике происходит следующее: он изъявляет такое желание, на один день приходит в наркодиспансер, и на этом лечение заканчивается - человек продолжает употреблять наркотики. Чтобы устранить этот правовой пробел, вносится этот законопроект, который предусматривает в случае отказа от лечения штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Комитет по охране здоровья считает законопроект своевременным, правильным и предлагает его принять в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть ли желающие выступить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть? Хорошо. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Александрович, что касается наказания, наверное, это правильно, надо как-то помочь им осознать, что они не на верной дороге стоят, но что касается штрафа, даже если установить его в размере 5 тысяч, мне кажется, это ошибочное решение: наркоман где-то ходит ворует, продаёт последние вещи - что мы с него взыщем? Для него штраф - это даже не укус комара. Вот пятнадцать суток административного ареста - это понятно. Наверное, надо здесь действовать как раз в этом направлении - арест, изоляция, действительно принудительное направление на лечение, а штрафы - это, я думаю, излишняя норма, она совершенно не будет работать! КАЛАНДА В. А. Уважаемый Николай Фёдорович, именно с этим связано внесение указанного законопроекта - для того чтобы не вводить круговую систему наложения штрафов, законопроектом и предусматривается введение обязанности для наркопотребителя пройти соответствующий курс лечения и освобождения от наркозависимости. Что же касается оставления только лишь одного наказания - в виде административного ареста, этот вопрос обсуждался, но у нас есть ряд категорий граждан, на которых нельзя налагать административный арест, например беременные женщины. К сожалению, и такая категория достаточно часто употребляет наркотики, с этим и связано сохранение штрафов в соответствующей административной норме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Сергею Вячеславовичу и Владимиру Александровичу вопрос. Представим себе, что этот закон завтра начнёт действовать и сразу же все наркопотребители вдруг станут законопослушными и моментально побегут в наркодиспансеры, - скажите, пожалуйста, а какое количество наркопотребителей, по вашей оценке, должно подпасть под этот закон и какое количество мест сегодня есть в наших наркодиспансерах? КАЛАНДА В. А. Спасибо, Олег Анатольевич. Конечно, хорошо было бы, если бы все 146 тысяч наркопотребителей, которые привлекаются к административной ответственности, пошли на лечение, но, естественно, этого не произойдёт, поэтому мы даём всё-таки право суду самостоятельно определяться в вопросе о необходимости прохождения этого лечения с учётом соответствующего диагноза, который будет ставить наркологическая служба, поэтому мы не ожидаем огромного всплеска обращений, который приведёт к коллапсу нашей наркологической службы. По расчётам, которые представило Министерство здравоохранения, имеющегося количества лечебных учреждений и реабилитационных учреждений на первом этапе для прохождения курса освобождения от наркозависимости будет достаточно. Вторым этапом идёт принимаемая по решению Президента Российской Федерации комплексная программа по реабилитации и ресоциализации наркозависимых, которой предполагается включение в систему освобождения от наркозависимости более четырёхсот негосударственных коммерческих и некоммерческих объединений, которые занимаются наркопотребителями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Владимир Александрович, мы говорим, конечно, в данном случае о категории людей, которые понимают свою проблему и готовы бороться с нею, то есть хотят освободиться от наркозависимости, однако, как мы знаем, есть некоторые физиологические обстоятельства, связанные с этой проблемой. Каков процент людей, желающих избавиться от наркозависимости, добровольно идущих, соглашающихся на лечение, и получается ли избавить их от наркозависимости? КАЛАНДА В. А. Спасибо, Валерий Михайлович. К сожалению, точных цифр на сегодняшний день вам не даст никто - ни мы, ни Министерство здравоохранения, ни Министерство труда и социальной защиты. На первом этапе мы провели соответствующий эксперимент в Ростовской области, так как примечание к статье 6.9 КоАП позволяет и сейчас, в случае если лицо добровольно изъявило желание пройти курс лечения, освободить его от административного штрафа, и я могу сказать, что было составлено 199 административных протоколов и, к сожалению, всего лишь одиннадцать человек добровольно согласились пройти курс освобождения от наркотической зависимости, - подсчитайте процент! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Нет, не вижу. Представитель президента? Правительства? Комитет? Герасименко, пожалуйста, включите микрофон. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Данный законопроект очень важен для улучшения ситуации в стране. Последовательно надо действовать: во-первых, мы приняли закон о тестировании школьников и студентов на наркозависимость; во-вторых, когда ещё разрабатывали первую редакцию закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", было предложение законодательно установить обязательную реабилитацию наркоманов, и вот в данном законопроекте предлагается направлять на лечение, а в случае если человек не хочет идти на лечение, выписывать штраф. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет желающих выступить? Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже поддерживает этот законопроект, но мы как раз считаем, что нужно, не дожидаясь, что называется, перитонита, ужесточать ответственность. Нужно вообще принять решение об изоляции регулярно употребляющих, злостных уже наркоманов. И я, конечно, не согласен с названной вами цифрой: прозвучала какая-то смешная цифра - 140 тысяч на Россию! Вы бы лучше не называли такую цифру и не смешили себя и нас - речь идёт о миллионах людей, которые подвержены смертельной опасности, и их нужно спасать, их надо спасать, как от чумы, принудительным лечением, а значит, нужно действительно создать какую-то сеть реабилитационных центров. Раньше были лечебно-трудовые профилактории, и хотя, конечно, не должно быть повторения, но в какой-то современной цивилизованной форме это необходимо организовать, и наркозависимые люди должны препровождаться туда в том числе под страхом наказания, чуть ли не тюремного заключения. Данный законопроект - это только начало, я считаю, что нужно двигаться в сторону ужесточения ответственности: настолько страшная ситуация сейчас, что мы не можем надеяться на то, что мы напугаем штрафом тысячу, пять тысяч наркопотребителей и этого будет достаточно, - это смешно! Мы поддерживаем данный законопроект как первый шаг, но должны быть и последующие шаги, на этом останавливаться нельзя, иначе толку не будет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет желающих выступить? Выносится законопроект на "час голосования".
Пункт 50, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 08 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.