Заседание № 190
О проекте федерального закона № 254720-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о выплате процентной надбавки к заработной плате и к стипендиям молодёжи, работающей или обучающейся в организациях и учебных заведениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также о компенсации расходов, связанных с выездом из указанных районов и местностей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 12 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с докладом выступит представитель Совета народных депутатов Камчатской области член Совета Федерации Лев Николаевич Бойцов. БОЙЦОВ Л. Н., член Совета Федерации. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Совет народных депутатов Камчатской области разработал проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Разработка данной законодательной инициативы была вызвана многочисленными обращениями граждан в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов...". В том числе были внесены изменения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В результате указанных изменений исключены положения, ранее устанавливавшие право молодёжи (лиц в возрасте до тридцати лет) на процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет, а также право лиц, обучающихся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на выплату стипендии с процентной надбавкой. Кроме того, в новой редакции закона отсутствуют нормы, предусматривающие проезд к новому месту жительства пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности. То есть, по сути дела, уважаемые коллеги, предлагается вернуться к прежней редакции отдельных норм Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лев Николаевич. Присаживайтесь. Для содоклада я предоставляю слово председателю Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентине Николаевне Пивненко. Пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, внесение настоящего законопроекта в Государственную Думу обусловлено социально-экономической обстановкой, сложившейся в северных регионах страны в связи с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Проведя мониторинг исполнения этого закона, однозначно могу сказать, что позиция комитета корреспондируется с точкой зрения практически всех представительных (законодательных) органов власти субъектов Российской Федерации на необходимость законодательного закрепления права молодёжи на получение процентной надбавки к стипендиям и выплаты процентной надбавки к заработной плате с первого дня работы, поскольку сегодня достаточно остро стоит проблема, связанная с закреплением молодёжи на Севере, а также с тем, чтобы молодёжь имела полноценную стипендию и хотя бы частично, на уровне стипендиального обеспечения в других регионах Российской Федерации, получала государственную поддержку для обучения. Это связано и с тем, что учебные заведения, которые расположены в северных регионах, находятся в немногочисленных городах, где нет возможности студентам подрабатывать, как в крупных научных центрах. Хотелось бы отметить, что, в целом поддерживая идеологию законопроекта и те предложения, которые исходят от северных регионов Российской Федерации, данный законопроект наш комитет поддержать не может, прежде всего потому, что там несоответствие существующему разграничению полномочий между уровнями власти. Хотя должна довести до вашего сведения, что практически - не в рамках федерального закона, а в рамках решений правительства, Министерства образования и науки и Министерства финансов - вопросы финансирования дополнительных стипендиальных выплат для студентов-северян решены, решены финансово, такие доплаты студенты получают. Однако нас не удовлетворяет сегодня то, что это носит не законодательный, а иной характер. Но ещё раз хочу сказать, что, к сожалению, мы не можем поддержать законопроект, представленный нашими коллегами с Камчатки, по тем мотивам, о которых я уже говорила. Что касается выплаты процентной надбавки с первого дня вступления в трудовую деятельность, то действительно необходимо решение этой проблемы, и комитет наш неоднократно уже выходил с законодательными инициативами, поскольку, на наш взгляд, молодой человек - постоянный житель Крайнего Севера, вступающий впервые в трудовые отношения, имеет право на получение такой надбавки с первого дня работы, так как он, получая образование, обучаясь в среднем специальном или в высшем учебном заведении, уже получал надбавку к стипендиальным выплатам и, по сути дела, сейчас разорвана вот эта взаимосвязь между этими выплатами - надбавками стипендиальными и к зарплате. Но ещё раз хочу сказать, что мы не можем поддержать данный законопроект, поскольку он не соответствует существующей сегодня нормативно-правовой базе по разграничению полномочий. На наш взгляд, статья 34, которая касается компенсации оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно, а также расходов, связанных с переездом, пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, - это не есть тема данного законопроекта. В связи с этим, к сожалению, мы принимаем решение об отклонении данного проекта закона. И в то же время я вас информирую о том, что наш комитет и депутаты-северяне, работающие в Государственной Думе, вместе с органами власти субъектов Российской Федерации по-прежнему настаивают и вносят законодательные предложения об изменении Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с учётом мониторинга действия 122-го закона и возвращения в данный закон как раз тех норм с учётом разграничения полномочий, которые сегодня во многом финансируются, но не имеют законодательного закрепления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть вопросы? Да, вижу две руки: Глотов и Решульский. Подводим черту, да? Пожалуйста, депутат Глотов. Сразу говорите, кому вопрос. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! У меня один вопрос ко Льву Николаевичу, один - к Валентине Николаевне. Уважаемый Лев Николаевич, вот по-доброму задавая этот вопрос, хотел бы узнать, что, на ваш взгляд, необходимо изменить в 122-м законе, исходя из той практики, которую мы получили в отношении Севера, и ситуации, связанной с государственными гарантиями. И, Валентина Николаевна, вот часто с трибуны выступают представители фракции "Единая Россия" - я это тоже по-доброму хочу спросить - и говорят, что мы должны отклонить этот законопроект, но должны внести, мы собираемся внести нечто новое, и в самое ближайшее время. Скажите, вот из этого законопроекта, который мы обсуждаем, "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях...", неужели нельзя ничего вычленить такое, что можно было бы всё-таки сегодня принять? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лев Николаевич. Микрофон Исаева Андрея Константиновича. БОЙЦОВ Л. Н. Уважаемый Сергей Александрович, ну, действительно, желание-то, конечно, есть. Прежде всего можно было бы решить вопрос по молодёжи. Никаких проблем не было, можно было всё-таки решить вопрос с выплатой процентной надбавки к пенсии уже в рамках предложенного законопроекта. Ну и наконец, при поступлении на работу молодого человека, если он не менее пяти лет проживал в районах Крайнего Севера, платить ему полный процент северной надбавки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Николаевна Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Я хочу сказать, что в рамках законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, мы не можем диктовать работодателю внебюджетной сферы правила выплаты процентной надбавки к заработной плате с первого дня работы молодого человека. Это рассматривается на уровне коллективного договора или соглашения на конкретном предприятии, в организации, где данный молодой человек работает. Данный закон может распространяться только на ту часть молодёжи, которая работает в бюджетной сфере и для которой работодателем является федеральное правительство. Поэтому сегодня поддерживать данный законопроект даже исходя из конкретного вот этого примера нельзя. Что хотелось бы сказать по сути вопроса? Мы действительно много раз уже выходили с такими законодательными инициативами, выходил наш комитет, но мы не получали поддержки, прежде всего финансовой. Без финансовой поддержки рассматривать тот или иной закон, который требует финансового обеспечения, как вы понимаете, просто невозможно. Но ещё раз хочу сказать о том, что по поручению руководства партии "Единая Россия" была создана при комитете рабочая группа, которая на данный момент завершила работу по комплексу поручений, предложений, высказанных в обращениях наших избирателей, региональными организациями и другими категориями людей, заинтересованных действительно в том, чтобы Север стал привлекательным, чтобы Север развивался и чтобы обеспечивалась государственная поддержка северянам. Я думаю, что в самое ближайшее время будет принято политическое решение, и рассчитываю на то, что мне больше не придётся с этой трибуны говорить о том, что мы подготовили и мы готовы внести. Действительно, законопроекты есть, и они внесены будут, я надеюсь, до конца этого года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский, пожалуйста, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня также вопрос к Валентине Николаевне. В своём выступлении вы сказали, что разделяете и поддерживаете идеологию данного законопроекта, притом, отклоняя его, предлагая отклонить, всё время уповали на разграничение полномочий. Тогда ответьте, пожалуйста, вот нам всем объясните чётко и понятно (чувствуется, вы в этом разобрались), когда же, кто и когда будет это делать? Кто должен сегодня, вот сегодня решить этот вопрос? То ли это субъекты Федерации сами должны делать, то ли правительство. И потом, что ссылаться на нехватку финансовых ресурсов? Да бюджет у нас захлёбывается от дополнительных источников дохода, мы просто не знаем, как их укрыть от наших людей. Я хочу спросить ещё раз: как вы думаете, кто и когда будет решать эту проблему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо, вопрос очень правильный. Дело всё в том, что очень многие субъекты Российской Федерации северные, более половины их на сегодня данные вопросы в рамках своих полномочий уже решили. Кто будет решать на федеральном уровне? Я уверена, что решит это партия "Единая Россия", которую я представляю в Государственной Думе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПИВНЕНКО В. Н. Нет, не вместо правительства. Она решит так, как положено решить крупной партийной организации, заинтересованной в том, чтобы наконец-таки Север был в эпицентре внимания государства, чтобы действительно Север был поддержан, потому что это основа для развития экономики и социальной сферы нашей Российской Федерации. И я могу сказать, что в самое ближайшее время на президиуме генсовета партии этот вопрос будет рассматриваться, в том числе и пакет законопроектов, который нами будет предложен. Но ещё раз хочу сказать, что, несмотря на те изъяны, на наш взгляд, которые есть в северной составляющей в рамках 122-го закона, нам удалось добиться финансирования по тем же самым студентам, которые сегодня являются предметом рассмотрения проекта закона, предложенного Советом народных депутатов Камчатской области. Но ещё раз хочу сказать, что нас не удовлетворяет то, что стипендиальный фонд увеличивается отдельными решениями отраслевого министерства. Мы считаем, что для федеральных студентов должно это быть прописано в законе. А деньги на это есть, они выделены на 2006 год, и я надеюсь, что они будут выделены на 2007 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, вот появилось две руки. У нас с вами есть такое правило, коллеги... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что? Раиса Васильевна, вы тоже хотели выступить? Тогда будем действительно записываться. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы вопросы уже задали, коллеги. Пожалуйста, депутат Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня вопрос Валентине Николаевне. Конечно, молодёжные программы все уже на 2007 год обнулены, откровенно говоря. Два рубля было на одного молодого человека в 2005 году федеральных затрат, на 2007 год в соответствии с этими программами их просто нет. Понятно, что у нас есть камчатская эта программа. Но у меня сложилось впечатление, что вас очень сильно беспокоит, что с инициативой этой выходит именно Совет народных депутатов Камчатской области или кто-то, а не "Единая Россия". Ведь мы сейчас только, или вы сейчас только приняли законопроект, на который пятьдесят страниц отрицательных замечаний имеется. Здесь всего полторы страницы этого текста - и мы говорим, что это нельзя привести в соответствие, потому что чему-то там... Не складывается как-то! Мне кажется, вы бы могли взять этот законопроект и доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пивненко Валентина Николаевна. С места, пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо, очень хороший вопрос. Я отвечаю на него следующим образом. Мы работаем по проблемам социально-экономического развития Севера и Дальнего Востока со всеми законодательными, представительными органами власти двадцати семи регионов, и у нас нет противоречий по сути, по основе наших законодательных инициатив. Текст данного законопроекта не связан с программами, в том числе с программой развития Камчатки и Дальнего Востока. Эта норма по финансированию стипендиального фонда и социальной поддержке студентов прописана в разделе "Образование". И финансовое обеспечение этого на сегодня есть, ещё раз говорю, что на 2007 год оно будет. И я очень рада, учитывая такую активность, с которой вопросы мне задаются, сказать о том, что депутаты нашего комитета представлены только членами политической партии "Единая Россия". И было бы, наверное, правильным, чтобы такая забота о Севере предполагала бы и работу в комитете представителей других политических партий и других фракций. Я думаю, тогда бы меньше вопросов было в зале. Мы могли бы многое решить бы в рамках комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Давайте запишемся, есть много рук. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Четыре депутата записались. Пожалуйста, депутат Глотов. С места. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Наша фракция поддерживает данный законопроект, как и большинство законопроектов, поступающих от субъектов Российской Федерации. Напомню цифру для нас весьма важную: из более двухсот пятидесяти законопроектов, разработанных законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации, в прошлом году принято было всего лишь двадцать пять (из тысячи двухсот, находящихся на рассмотрении). Жаль, что проект идёт на отклонение, на отклонение усилиями комитетов и усилиями "Единой России", которая формально вроде бы выступает за укрепление позиций на Севере, за прекращение оттока населения и за поддержку молодёжи. Мы понимаем, что "Единая Россия", конечно, может в том числе через Федеральную адресную инвестиционную программу, через отдельные фонды, которые формируются и создаются вне и в рамках бюджета, решать эти точечные проблемы. Но необходимо действительно полнокровное законодательное обеспечение, которого нет, тем более 122-й закон о монетизации льгот нанёс мощнейший удар по Северу, и в первую очередь по людям, которые живут там. Поэтому призываем, первое, голосовать всё-таки за этот законопроект, не надеяться на то, что в течение ближайших двух или трёх месяцев комитет внесёт какие-либо серьёзные предложения на эту тему. Предлагаем поддерживать, как и раньше поддерживали, Север и бережно относиться к тем законодательным инициативам, которые идут от субъектов Российской Федерации. Тем более сейчас при обсуждении законопроекта мы вообще не увидели каких-либо существенных разногласий. Пальму первенства делить надо будет потом, а пока надо спасать Север, закреплять людей, закреплять молодёжь, и в том числе с помощью определённых мер материальной поддержки, о чём говорится в этом законопроекте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кармазина Раиса Васильевна, с места. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, Валентина Николаевна очень подробно рассказала о сегодняшних проблемах Севера, рассказала, какую работу ведёт комитет по проблемам Севера, защищая северян от недоработок федерального законодательства. Я хочу её поддержать и напомнить всем сидящим в зале, что благодаря работе этого комитета мы нашли форму защиты по невыплате "полярок" молодёжи, которая прожила не менее пяти лет на Севере. Именно в тесном взаимодействии с представительными органами власти субъектов Российской Федерации нам удалось бороться с недочётами в работе руководителей, работодателей через суды. Напомню. Принимая 122-й закон, мы там чётко прописали: закон не имеет обратной силы, поэтому все те, кто проработал, прожил не менее пяти лет на Севере, имеют право на "полярки" с первого дня работы. Такие прецеденты есть, судебные решения есть. Теперь мы настаиваем, партия "Единая Россия", чтобы эти вопросы были решены именно законодательно. Олег Викторович, вы, наверное, не посторонний человек, вы через себя всё это пропустили, именно с вами мы работаем по всем законодательным инициативам от партии "Единая Россия". У нас они есть, поэтому я считаю, что мы доведём это дело до конца. А на сегодня пути разрешения проблемы есть, деньги в бюджете на стипендиальный фонд предусмотрены. Поэтому я думаю, что Валентина Николаевна осветила полностью позицию комитета по проблемам Севера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Овсянников, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Вот сегодня опять столкнулись с таким же моментом: всё, что касается Севера, урегулирования вопроса в отношении Севера, - опять какая-то скомканная позиция. Вот Валентина Николаевна обиделась, что в Комитете по проблемам Севера и Дальнего Востока нет представителей других фракций, депутатов от других фракций. Но в принципе такая же ситуация... Если бы даже и присутствовали представители других фракций и других комитетов, ничего бы от этого не изменилось. Добиваемся каких-то поправок, добиваемся изменений в Бюджетном кодексе, добиваемся решения каких-то вопросов, но это как-то уходит в никуда. Потом, по истечении какого-то времени, всё это всплывает, но уже в законодательных инициативах депутатов "Единой России". Вот сегодня вы могли бы дать просто хотя бы элементарную надежду. Человеку не важно, чтобы именно сегодня решили вопрос. С Камчатки представитель прилетел не просто так, не чтобы получить отлуп, услышать отказ и завтра прокомментировать вот этот отказ по камчатскому телевидению, и избиратели скажут: вот нашу законодательную инициативу прокатили. И кто прокатил? "Единая Россия". То есть это неумелая, ненормальная, с моей точки зрения, политика. Инициативы Севера, видимо, как-то искусственно сворачивают, ничего не делается, чтобы вот не было таких "радостных" сообщений из здания Государственной Думы после рассмотрения их инициативы: всё, опять отменили. Ну дайте вы надежду! Ну могли бы принять в первом чтении, ну могли бы пригласить потом представителей камчатского законодательного органа для формирования более взвешенной позиции, составления более чёткого, продуманного плана работы, но не делать вот так. Ведь я уверен, что немножко погодя появится такая инициатива от "Единой России", потому что у других, получается, нет уже и желания, и просто перспективы какой-то работать в этом направлении. Но проблемы Севера сегодня, именно сегодня, сознательно замалчиваются, сознательно не принимаются эффективные решения в отношении Севера, потому что сегодня там скоплены колоссальнейшие запасы всего, чем будет жить планета в XXI веке, - нефтяные линзы, полезные ископаемые, запасы рыбы, другие запасы и так далее, повторяться не буду. То есть идёт зачистка. Вы не даёте даже молодому поколению перспективы какой-то. Поэтому надо было бы принять законопроект в первом чтении, согласиться. Пускай бы он полежал, пускай бы он там помурыжился, хотя это тоже не очень красиво в отношении людей, ожидающих каких-то решений. Пусть бы промурыжили, но человек бы сегодня отсюда уехал и доложил по камчатскому телевидению, что поддержали, будем ждать и будем надеяться. А вы вот так вот обрубили, не поддержали. Когда вы внесёте, ещё неизвестно, а ведь сегодня Север - это стратегическое направление, наверное, никогда вы не внесёте более конкретных предложений по Северу. Но фракция поддержит вашу законодательную инициативу, Лев Николаевич, и будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Признаться, коллеги, я не понял ответа на мой вопрос, который я задавал Валентине Николаевне. Я ведь конкретно спрашивал, поскольку ссылки были на закон о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации: кто сегодня отвечает за то, чтобы решить данную проблему? Кто должен сегодня принимать решение по тому комплексу вопросов, который изложили наши коллеги из камчатского Совета народных депутатов? Была ссылка на то, что это будет решать "Единая Россия". При чём тут разграничение полномочий и при чём тут "Единая Россия", я, в общем-то, не в силах понять. Я не знаю, какая "Россия" будет дальше решать этот вопрос. Были разные у нас уже "России", сейчас вот вы ссылаетесь на свою партию, но мы хорошо все помним, и, я надеюсь, северяне хорошо помнят, что вы уже нарешали 122-м законом, довели до такого состояния, что теперь всё общество не может расхлебаться с этим. Внесение настоящего законопроекта в Государственную Думу обусловлено социально-экономической обстановкой, сложившейся в северных регионах страны в связи с реализацией федерального закона № 122-ФЗ. Отмена выплаты компенсаций привела к ухудшению материальной обеспеченности молодёжи и пенсионеров, миграционному оттоку из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, молодых кадров и невозможности для лиц пенсионного возраста выехать из этих регионов в другие, более благополучные по природно-климатическим условиям регионы страны, что создаёт негативную демографическую ситуацию в северных субъектах Российской Федерации. Об этом говорится в заключении комитета по Северам, как мы его называем. Так сколько же надо ждать ещё, уважаемая Валентина Николаевна, "Единую Россию", тем более что министр финансов Алексей Кудрин не член "Единой России", насколько мы помним? И сколько ещё вы будете монопольно решать эти вопросы, просто формально приглашая кого-то в комитет? Вот инициатива не членов комитета, а камчатского Совета народных депутатов. Правильно здесь Виктор Кузнецов говорил: мы буквально полтора или два часа назад приняли, в общем-то, не то что сырой, а концептуально негодный закон в первом чтении - "О государственном кадастре недвижимости". Ведь там даже в заключениях написано, что такая-то статья абсурдна, такие-то статьи не соответствуют нынешнему законодательству, такие-то статьи вообще концептуально не решают никаких проблем, но законопроект приняли. Вот вам и "Единая Россия"! Я полагаю, что если мы и дальше так будем работать и решать с нашим Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока проблемы наших северян, то у нас ни северян не будет, ни Севера не будет. То, что там происходит, все прекрасно понимают, и такой ваш монопольный, "единороссийский", подход к решению этих вопросов во всех сферах нашей жизни, нашего общества приводит к катастрофическим ситуациям. Я говорю это к тому, что прошу вас впредь, прежде чем заявлять, что это будет решать ваша партия, подумать, сколько мы уже вместе с вами (а я себя не отделяю от Государственной Думы - раз вы принимаете эти решения, то и нам приходится за это нести ответственность), сколько мы уже нарешали, напринимали решений, для того чтобы просто унизить наших избирателей, наше население! Фракция КПРФ поддержит этот законопроект, но, уважаемый Лев Николаевич, я не знаю, что вам предложить - дорабатывать его или выходить с новой инициативой. Единственное, что могу предложить, по выступлениям вы и сами это поняли: давайте быстрее вступайте в "Единую Россию", может быть, тогда ваши инициативы - нужные, необходимые и крайне важные для жителей северных регионов - будут приниматься. Либо выбирайте другой вариант. Пока эта партия при власти, вы так и будете сюда приходить и получать отказ на все эти инициативы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, два депутата утверждают, что не смогли записаться, потому что не поняли, что я объявил запись. Что в данном случае делать? Давайте, я дам по две минуты депутату Виноградову и депутату Воронину. Вот, пожалуйста, ко мне подошёл депутат Виноградов. ВИНОГРАДОВ Б. А. Уважаемые коллеги, этот закон не только надо принимать, но надо его потом дальше распространять на Дальний Восток в целом, не только на Крайний Север, потому что обезлюдел уже и Север, обезлюдел уже и Дальний Восток. Семь с половиной миллионов жителей было, сейчас - пять миллионов восемьсот тысяч. Миллион семьсот тысяч человек уехали за последние десять лет, люди уезжают, люди бросают всё и уезжают. Принципиально это позиция преступная, когда мы фактически оставляем территорию, на которой более ста пятидесяти лет тому назад был установлен российский флаг. Я напомню слова Александра III, который многое сделал для того, чтобы Дальний Восток населялся русскими людьми. Он говорил, что ему стыдно за то, как мало чиновники царские делают для Дальнего Востока. А они тогда делали в сотни раз больше, чем делаем сейчас мы. Мы ничего не делаем, мало того, преступно отклоняем такой законопроект. Я призываю всё-таки проголосовать за законопроект, это покажет наше реальное отношение к северянам, покажет отношение вообще к Дальнему Востоку нашей страны, к нашим Северам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Воронин, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Олег Викторович. Я хотел бы сказать здесь для господина Решульского, что Валентина Николаевна и Владимир Алексеевич Пехтин, которые курируют данное направление, на самом деле очень много делают, и делают больше, чем, на мой взгляд, нужно. И я объясню почему. У нас вся страна такая, начиная... Нас почему не завоёвывали даже те же римляне? Они дальше Дона никогда не доходили, потому что, как они писали, дальше - бесплодная холодная земля Скифия. Никогда они туда не шли, потому что трудности жизни в том регионе были всегда такие, как сейчас. Но хочу вас обрадовать: климат меняется, и, по прогнозу, через пятнадцать - двадцать лет у нас в Сибири будет примерно климат континентальной Европы, соответственно, все проблемы отпадут сами собой. Ещё хочу сказать, что всегда в любой стране север всегда развит лучше, чем юг. Например, валовой национальный продукт на душу населения в Ямало-Ненецком округе равен этому показателю в Голландии. И зарплаты чрезвычайно высокие в северных регионах по сравнению с югом - безработным и нищим. Почему мы должны доплачивать людям за то, что они там родились и там живут? Я считаю, это неправильно и мы не сможем эти процессы остановить никакими надбавками. Если человек там родился, и вырос, и работает, ну почему мы должны ему платить, чтобы он там оставался? Это в корне неправильно. Те, кто хочет, уезжают, те, кто не хочет, остаются. И пенсионеры, кстати, раньше, когда уезжали на юг, так сказать, на дембель и бросали страну - это ваши пенсионеры, кстати, были, и вы им это делали, - они и жили меньше, потому что, приезжая на юг, через пять лет умирали. А сейчас, когда этой нормы нет, продолжительность жизни среди пенсионеров, живущих на Севере, увеличилась в результате того, что они стали оставаться, чтобы не потерять эти надбавки северные. И я не вижу ничего плохого в том, что на сегодняшний момент... ну, там есть все условия, для того чтобы заработать, главное - желание. А по поводу населения Сибири и Дальнего Востока: если бы такие вот лжепатриоты, как КПРФ и "Родина", если бы в своё время ваши прародители не уничтожили... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы завершили обсуждение вопроса. Докладчик имеет возможность выступить с заключительным словом. Есть ли у вас желание, Лев Николаевич? Нет. Валентина Николаевна, я так понял, что у вас есть желание, да? Включите микрофон депутату Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо за такое горячее обсуждение этого вопроса. Я признательна всем коллегам, но хочу сказать, что у меня нет никаких обид на то, что работают только депутаты партии "Единая Россия" в нашем комитете. Это выбор каждого депутата - где ему работать и чем заниматься. Чтобы как бы неправильно не поняли. К своим коллегам я хочу обратиться со следующим заявлением, в том числе к последнему выступавшему, Павлу Юрьевичу. Вы должны знать, что на Камчатке уровень жизни в два с лишним раза выше, чем где-то в средней части России... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стоимость жизни, наверное. ПИВНЕНКО В. Н. Да, стоимость жизни. Там человек платит за киловатт-час электроэнергии 2 рубля 50 копеек, и там все услуги, и продукты питания, и прочее стоят в разы дороже, чем здесь, на материке, поэтому не надо говорить о том, что, может быть, недостаточно - как бы сказать? - известно. Но я попросила бы всех коллег всё же, прежде чем голосовать за данный проект закона, прочитать его, посмотреть его текст, чтобы определиться, можно ли за него голосовать. Вот в чём дело. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. Есть ли желание выступить у представителя правительства? Также нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, вы прекрасно знаете Регламент, вы выступили со своей позицией, я так понимаю, что она совпадает с позицией фракции. Вы что-то недоговорили по своей позиции? Обычно по мотивам дают слово тогда, когда позиция фракции неясна. Вы чётко сказали, что позиция фракции КПРФ - поддержать данный законопроект. Я вам дам слово, но хочу подчеркнуть, что я тем самым нарушаю Регламент. Пожалуйста, депутат Решульский. Я так понимаю, что вы тогда не по мотивам должны выступить, а по ведению. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Олег Викторович, вы не нарушаете Регламент, который я действительно более или менее знаю. Там не сказано: позиция выражена или не выражена. Есть мотивы, и мотивы перед голосованием у меня в следующем, как ни удивительно. Я хочу поблагодарить Павла Юрьевича, который сейчас вольно или невольно просто определил подспудную основу во всей концепции развития Севера. Уважаемый Лев Николаевич, я думаю, вы поняли, что двадцать лет вам теперь надо будет ждать (сколько там пройдёт, пятнадцать - двадцать лет?) - до потепления климата. Если всё это произойдёт, дай бог, как говорится, всем здоровья. Вот просто эти мотивы я и хотел изложить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, что у депутата Тюлькина другие мотивы голосования, потому что тоже горит кнопка. Вы не согласны с позицией фракции? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Мнение комитета вы слышали: он не поддерживает данную законодательную инициативу. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 26 сек.) Проголосовало за 119 чел.26,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел.73,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 254720-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о выплате процентной надбавки к заработной плате и к стипендиям молодёжи, работающей или обучающейся в организациях и учебных заведениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также о компенсации расходов, связанных с выездом из указанных районов и местностей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕЛИСЕЙКИН С. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, прошу перенести рассмотрение 18-го вопроса повестки дня на июнь по просьбе основного докладчика по этому вопросу, члена Совета Федерации Бойцова. Официальное письмо есть.
Депутат Елисейкин просит рассмотрение пункта 18 перенести на июнь, так как есть письмо. Я думаю, что нет необходимости голосовать. Действительно, есть письмо авторов законопроекта. Мы переносим рассмотрение пункта 18 на июнь.