Заседание № 88

21.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 254073-8 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1720 по 1749 из 8401
Рассматривается 7-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О           
внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации,            
информационных технологиях и о защите информации" и статью 4 Закона             
Российской Федерации "О средствах массовой информации".                         
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович Боярский.                                         
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом законопроект        
подготовлен к третьему чтению, замечаний нет. Просим поддержать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект в третьем чтении, 7-й вопрос нашей         
повестки.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 87

20.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 254073-8 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6053 по 6105 из 10778
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1     
Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите       
информации" и статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой        
информации". Докладывает Сергей Михайлович Боярский.                            
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект к   
процедуре второго чтения. Поступило две поправки, обе рекомендованы к           
принятию, поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Просим поддержать.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович.                                                  
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М. Просим рассмотреть в третьем чтении завтра, 21 декабря.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                

Заседание № 85

14.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 254073-8 "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3881 по 4538 из 4939
Коллеги, теперь мы будем рассматривать законопроекты под пунктами 18, 19 и 20   
с одним докладом и тремя содокладами. 18-й вопрос, проект федерального закона   
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и                 
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"; 19-й вопрос, проект       
федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О     
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,   
и финансированию терроризма"; 20-й вопрос, проект федерального закона "О        
внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "Об информации,            
информационных технологиях и о защите информации" и статью 4 Закона             
Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад Ирины            
Анатольевны Яровой.                                                             
                                                                                
Десять минут поставьте.                                                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
представляется несколько законопроектов, которые объединены общей логикой.      
Речь идёт о внесении изменений в уголовное, уголовно-процессуальное             
законодательство, в законодательство о противодействии легализации доходов,     
добытых преступным путём, а также в закон "Об информации...".                   
                                                                                
Все предлагаемые инициативы, которые, хочу подчеркнуть, были подготовлены под   
руководством и по поручению Председателя Государственной Думы Вячеслава         
Викторовича Володина и поддержаны фактически всеми фракциями (384 депутата      
стали авторами данных инициатив), касаются одного актуального и чрезвычайно     
важного вопроса - противодействия диверсионной деятельности.                    
                                                                                
Буквально вчера состоялось заседание антитеррористического комитета, где        
руководитель Федеральной службы безопасности сообщил, что за текущий год на     
границе Российской Федерации было задержано 400 лиц с Украины, совершивших      
ранее преступления и желающих прибыть на территорию Российской Федерации с      
целью совершения преступлений. Кроме того, была прекращена деятельность 50      
нелегальных мастерских по изготовлению оружия и 74 преступных группировок,      
которые занимались незаконным изготовлением боеприпасов. Наверное, следя        
каждый день за информацией в СМИ, вы можете видеть, насколько часто стала       
появляться информация о том, что правоохранителями пресечена та или иная        
попытка совершения диверсионного акта.                                          
                                                                                
Мы предлагаем внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы      
выработать дополнительные механизмы противодействия этим опасным                
преступлениям, которые, напомню, отнесены к главе "Преступления против основ    
конституционного строя и безопасности государства". Речь идёт о                 
преступлениях, которые сопряжены с совершением взрывов, поджогов, с             
уничтожением транспортной инфраструктуры, средств связи, объектов               
жизнедеятельности. Данные преступления всегда носят чрезвычайно опасный         
характер.                                                                       
                                                                                
Хочу напомнить всем нам, что с момента госпереворота на Украине и майдана на    
территорию Украины в массовом порядке прибыли инструкторы, военные              
инструкторы НАТО, Канады, США, Польши, Великобритании, которые начали           
проводить профессиональное обучение совершению диверсионных и                   
террористических актов, хотя на территории самих Соединённых Штатов и           
Великобритании совершение диверсии отнесено к особо опасным государственным     
преступлениям и карается наказанием вплоть до пожизненного лишения свободы.     
                                                                                
Рассмотрев наше законодательство, мы предлагаем комплексные меры, которые       
позволят установить адекватную ответственность за совершение преступлений       
диверсионной направленности, в том числе за вербовку, вовлечение в              
диверсионную деятельность, финансирование, вооружение, обучение. Кроме того,    
мы предлагаем установить уголовную ответственность за сам факт обучения лиц,    
которые хотели бы совершать в дальнейшем диверсионные акты. Напомню, ранее мы   
установили ответственность за обучение и подготовку к совершению                
террористических актов, и по итогам тех лет, которые прошли с момента           
принятия изменений в законодательство, мы с полной уверенностью можем           
сказать, что эти изменения были очень своевременны и оказали важнейшую          
профилактирующую роль. Поэтому за сам факт обучения совершению диверсий мы      
предлагаем установление ответственности вплоть до пожизненного лишения          
свободы. Кроме ответственности за содействие (пособничество), конечно же,       
устанавливается особый вид ответственности за организацию диверсионных групп    
и сообществ.                                                                    
                                                                                
Вместе с тем мы понимаем, что надлежит установить дополнительные возможности    
и дать инструмент правоохранителям по выявлению финансирования диверсионной     
деятельности и блокировке счетов лиц и организаций, которые причастны к         
диверсионной деятельности.                                                      
                                                                                
Кроме того, ранее в российском законодательстве уже была установлена            
внесудебная блокировка в связи с распространением информации, которая           
касается незаконного изготовления оружия и взрывчатых веществ. В настоящее      
время мы предлагаем дополнить данную норму установлением меры по внесудебной    
блокировке за распространение информации о способах и методах незаконного       
изготовления боеприпасов, за исключением самостоятельного снаряжения патронов   
к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, что в соответствии с     
законом "Об оружии" является разрешённым видом деятельности для граждан         
Российской Федерации, являющихся законными обладателями оружия.                 
                                                                                
Таким образом, данные комплексные меры, первое, позволят нам дать нашим         
правоохранителям дополнительные возможности по выявлению и пресечению           
преступлений диверсионной направленности. Второе, мы фактически публично        
заявляем о том, что любой, кто прибудет на территорию Российской Федерации с    
целью совершения диверсии, будет нести самую строгую ответственность, вплоть    
до пожизненного лишения свободы. Третье, мы фактически создаём рубеж в части    
противодействия вовлечению в преступную диверсионную деятельность молодёжи,     
потому что сам факт установления ответственности за обучение - это не           
карательная мера, а упредительная, она направлена на то, чтобы остановить       
тех, у кого возникает неосмысленное и непродуманное желание пройти подготовку   
к совершению диверсионных действий. И безусловно, чрезвычайно важно, что        
комплексная задача, которую мы решаем, - это всё-таки обеспечение               
безопасности жизни и здоровья граждан нашей страны, обеспечение безопасности    
инфраструктуры.                                                                 
                                                                                
Пользуясь возможностью, хочу выразить слова благодарности нашим                 
правоохранителям и защитникам, которые сегодня фактически в круглосуточном      
режиме работают над тем, чтобы минимизировать возможные угрозы, сопряжённые с   
совершением диверсионных и террористических актов.                              
                                                                                
И позвольте сказать слова благодарности нашим профильным комитетам (сейчас      
содоклады прозвучат) - это три комитета, которые рассматривают предлагаемые     
нами инициативы, чтобы мы в оперативном режиме смогли до окончания сессии       
принять данные законопроекты в трёх чтениях и с нового года законы начали       
действовать на территории Российской Федерации.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по 18-му пункту Ирины Александровны Панькиной.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Чрезвычайно важный пакет     
законопроектов. В данном случае речь идёт о внесении изменений в Уголовный      
кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.                   
                                                                                
Представленный законопроект направлен на обеспечение безопасности               
инфраструктуры Российской Федерации и разработан в целях реализации Стратегии   
национальной безопасности.                                                      
                                                                                
Что предлагается внести в Уголовный кодекс? Уголовный кодекс предлагается       
дополнить тремя новыми составами: содействие диверсионной деятельности,         
прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности,           
организация и участие в диверсионной деятельности, - а также общим              
положением, которое направлено на усиление ответственности, когда               
предполагается совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и         
поддержки диверсий, это как отягчающее обстоятельство.                          
                                                                                
Безусловно, в сложившейся ситуации законопроект приобретает самое актуальное    
значение. Просим поддержать концепцию и проголосовать за законопроект в         
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По 19-му пункту содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому       
рынку оперативно рассмотрел законопроект, в соответствии с которым при          
получении информации о принятом судебном решении, решении генерального          
прокурора или его подчинённого лица, следователей о том, что соответствующая    
организация или физическое лицо осуществляет диверсионную деятельность,         
которая приравнивается к террористической деятельности, блокируются средства,   
счета этих лиц незамедлительно.                                                 
                                                                                
Законопроект направлен на борьбу с недоброжелательными действиями, с            
преступными действиями на территории нашей страны. Прошу всех поддержать        
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И по 20-му пункту содоклад Сергея Михайловича Боярского.                        
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по информационной    
политике, информационным технологиям и связи поддерживает установление          
запрета на распространение информации о способах и методах незаконного          
изготовления боеприпасов к огнестрельному оружию в средствах массовой           
информации, а также поддерживает возможность внесудебного ограничения доступа   
к интернет-ресурсам, где такая информация может распространяться. Комитет,      
основываясь на изложенном, предлагает поддержать законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да.                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Действительно, очень актуальные законопроекты, очень важные и    
своевременные. Но есть детали, которые, я думаю, ко второму чтению надо будет   
уточнять. В частности, у меня вопрос: является ли техническая,                  
научно-техническая информация, которая содержится, например, в                  
образовательных программах, в популярных книгах, на ресурсах и так или иначе    
касается химических реакций и так далее... является ли это сферой, которую      
будет регулировать данное законодательство? Или мы выводим это из-под           
действия этих законов?                                                          
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопрос. Я хотела бы обратить ваше внимание на   
действующее законодательство. Сегодня уже действует законодательство, которое   
устанавливает запрет на распространение информации - зачитываю дословно, это    
действующая норма - "о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых   
веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия,    
основных частей огнестрельного оружия". Кроме того, в развитие данной нормы     
есть постановление Пленума Верховного Суда и есть совместный приказ             
Федеральной службы безопасности, МВД и Росгвардии, где чётко регламентировано   
правоприменение.                                                                
                                                                                
До настоящего времени никаких проблем с правоприменением не было, и вопрос,     
который вы задали, собственно говоря, лежит в той плоскости, относительно       
которой действующее законодательство уже даёт ответ, проблем не возникает и     
не может возникнуть. Более того, если говорить о научной, образовательной       
литературе, то как раз уже сегодня действуют нормы в отношении взрывчатых       
веществ, взрывных устройств, это уже действующие положения, и, с учётом того    
что я упомянула разъяснение Верховного Суда и общую позицию трёх                
уполномоченных ведомств правоохранительных, таких вопросов не возникает.        
                                                                                
Но я не случайно в своём докладе сказала, что мы выводим из-под действия        
данной нормы информацию о способах (методах) самостоятельного снаряжения        
патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, потому что в    
соответствии с законом "Об оружии" это касается охотников, стрелковых клубов    
и так далее. Ни в коей мере это, конечно, не касается и тех аспектов, о         
которых вы говорите, речь идёт исключительно о незаконной преступной            
деятельности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович.                            
                                                                                
СИПЯГИН В. В. Проектируемой статьёй 281-1 устанавливается уголовная             
ответственность за вооружение или подготовку лица в целях совершения            
диверсии, за пособничество в совершении диверсии и за финансирование            
диверсии. И в то же время в соответствии со статьёй 275 Уголовного кодекса      
оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной         
помощи представителям иностранного государства в деятельности, направленной     
против безопасности Российской Федерации, признаётся государственной изменой.   
Не усматривает ли комитет коллизии между указанными нормами? По каким           
ключевым признакам будут разграничиваться указанные деяния?                     
                                                                                
И по распространению информации. Какой именно критерий позволит                 
правоприменителю понять, что перед ним информация именно о способах             
незаконного изготовления боеприпасов? Если такой информацией будет, например,   
инструкция, то не окажется ли так, что публикация её отдельными частями, из     
которых не складывается полная картина технологического процесса, исключит      
возможность применения запрета на её распространение?                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Если позволите, я отвечу.                                          
                                                                                
Прежде всего, сегодня уже существует законодательство по противодействию        
терроризму, которое устанавливает подобные квалифицирующие признаки. И они не   
случайно установлены законодателем: это особая категория, особо опасных         
преступлений - опасных для общества и государства. И финансирование             
терроризма уже имеет особую квалификацию. Вместе с тем действует норма, о       
которой вы сказали. Но никакой дуальности и противоречий не существует,         
потому что каждый квалифицирующий признак в каждом составе преступления имеет   
особое значение и нередко составы преступлений при квалификации деяния          
соединяются в обвинительном заключении исходя из конкретных обстоятельств       
совершённого преступления. В данном случае у правоприменителя не возникает      
никаких вопросов с этим. Речь идёт о том, какие конкретно обстоятельства,       
какие цели преследовало лицо, совершающее то или иное деяние, и какие           
последствия наступили. И у правоохранителя имеются все основания для того,      
чтобы исходя из объективной стороны преступления квалифицировать это деяние.    
Более того, когда после обвинительного заключения дело поступает в суд, все     
эти обстоятельства пристально рассматриваются и соотносятся с объективными      
обстоятельствами совершения преступления. Это первое.                           
                                                                                
Второе. Что касается оценки любой информации, которая носит незаконный,         
запрещённый характер, это всегда вопрос правоприменения и всегда вопрос,        
связанный с тем, насколько принимаемый нами запрет соотносится с общими         
положениями отраслевого законодательства. В данном случае для нас ориентиром    
может быть только один закон - закон об обороте оружия в Российской             
Федерации, "Об оружии". И в данном законе есть глоссарий, есть чёткое           
определение того, что является допустимым в правообладании для граждан          
Российской Федерации и в совершении действий и что является незаконным. Так     
что закон "Об оружии" - это базовый закон, и все те запреты, которые            
сформулированы и которые далее дополнены решениями Верховного Суда и            
инструкциями правоохранителей, безусловно, вытекают в любом случае из закона    
"Об оружии". В этом законе мы с вами уже давным-давно, много лет назад дали     
чёткое определение того, что является законным с точки зрения действий лица,    
имеющего право обладать оружием, а что - незаконным.                            
                                                                                
В данном случае просто могу дать отсылку на действующие дополнительные          
нормативные акты, для того чтобы, может быть, более детально с ними             
ознакомиться, тогда все вопросы снимутся совершенно точно.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Два вопроса по трём законопроектам, поэтому прошу чуть больше времени.          
                                                                                
Первый. Уважаемая Ирина Александровна...                                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Анатольевна.                                                       
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Александровна. У меня к госпоже Панькиной вопрос. Ирина           
Анатольевна, ну, вас-то я знаю, ну что вы...                                    
                                                                                
Ирина Александровна, праведный гнев и расширение ответственности за смежную с   
диверсионной деятельность - это замечательно, но я всё же напомню, что самая    
тяжкая ответственность по российским законам - это далеко не пожизненное        
заключение. Почему мы по-прежнему трогательно заботимся о диверсантах, как      
раньше о террористах, освобождая их от смертной казни? Эта публика свято        
уверена, что найдётся какой-нибудь очередной Медведчук, на которого их          
поменяют, что найдётся какой-нибудь очередной Абрамович, который выполнит       
соответствующую переговорную деятельность, и они уйдут от ответственности,      
если они получат пожизненное заключение. Вместе с тем мораторий на смертную     
казнь, который у нас действует, не имеет отношения к составу преступлений, за   
которые у нас смертная казнь не введена. Поэтому... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Спасибо огромное.                                                 
                                                                                
И второй вопрос - к уважаемому Сергею Михайловичу.                              
                                                                                
Вот я понимаю, как это устроено, но прошу меня просветить с юридической точки   
зрения. В любимом, мною по крайней мере, фильме "Брат 2" с исчерпывающей        
подробностью показана процедура незаконного изготовления боеприпасов к          
оружию, что является, так сказать, составом нашего закона. Я понимаю, что мы    
не запретим фильм "Брат 2" и похожие фильмы, которые будут сниматься, но я      
хочу получить юридическое обоснование, потому что мне вот сегодня вечером уже   
на эту тему с людьми разговаривать.                                             
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панькина Ирина Александровна.                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос и за возвращение в очередной раз к дискуссии   
по поводу смертной казни. Хотелось бы сказать о том, что несмотря на то, что    
деяния, которые являются предметом статьи, предполагающей ответственность за    
диверсию, за диверсионные действия и теперь уже разграничение по субъективной   
стороне, носят максимальную степень общественной опасности, в Уголовном         
кодексе всё-таки содержатся и другие преступления, степень общественной         
опасности которых выше. Это во-первых.                                          
                                                                                
Во-вторых, что касается вот той дискуссии, которую мы вели, в Уголовном         
кодексе содержится широкая линейка ответственности, вплоть до пожизненного      
заключения. Ирина Анатольевна в своём выступлении трижды обратила внимание на   
то, что те проектные нормы, которые предлагаются, как раз данный вид            
наказания содержат.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боярскому включите микрофон.                              
                                                                                
БОЯРСКИЙ С. М. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, у меня ровно такие же были ассоциации, и в    
первой части тоже был не менее красочный эпизод изготовления главным героем     
самопального оружия, однако это не предмет ведения данного закона, потому что   
мы вносим изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных          
технологиях и о защите информации" и в Закон "О средствах массовой              
информации", которые не регулируют художественные фильмы, так что вы можете     
коллегам сказать, что это художественный образ, в который мы вмешиваться не     
собираемся.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ирине Анатольевне вопрос, если разрешите.                           
                                                                                
Ирина Анатольевна, вот недавно, по-моему, указом президента было предложено     
за особо опасные уголовные преступления лишать гражданства лиц, которые         
приобрели гражданство Российской Федерации, то есть в качестве наказания за     
тягчайшие преступления им придётся расстаться с таковым гражданством. Не        
считаете ли вы возможным, целесообразным и за вот эти преступления, особо       
опасные, тягчайшие - подготовка или совершение диверсий, - распространить на    
лиц, которые приобрели гражданство, лишение их такового?                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Олег Анатольевич, ваш вопрос справедливый. Я думаю,      
что профильные комитеты ко второму чтению проработают это предложение.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к Ирине Александровне вопрос.                             
                                                                                
Ирина Александровна, вот в состав одного из преступлений зашито: первое -       
руководство диверсионной группой, второе - пропаганда и оправдание диверсий.    
Вы считаете, что это равнозначные преступления и в принципе ответственность     
за них нужна одинаковая или что их всё-таки надо развести?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панькиной включите микрофон.                              
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо за вопрос. По степени общественной опасности это,        
конечно, тяжкие преступления, и за них предлагается соответствующее             
наказание. Что же касается уже, так скажем, практики применения, это            
действующие конструкции, они предусмотрены статьями по террористическому        
акту, поэтому здесь силовые ведомства, которые давали в том числе свои отзывы   
на законопроект, высказали своё положительное отношение.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаков Владимир Павлович.                                 
                                                                                
ИСАКОВ В. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Ирина Анатольевна, у меня к вам вопрос. Есть лица, которые абсолютно открыто,   
откровенно финансируют ВСУ, донатят националистические батальоны, делают это    
абсолютно открыто. Причём люди достаточно известные, представители так          
называемого шоу-бизнеса. Они дают концерты и потом перечисляют выручку с        
концертов на поддержку ВСУ, потом едут обратно сюда, здесь проводят             
корпоративы, участвуют в телепередачах - ну, в общем, продолжают здесь          
зарабатывать, собственно говоря, абсолютно спокойно и без каких-либо            
последствий. У меня вопрос: вот всё-таки предполагают эти изменения в           
федеральный закон ответственность для таких вот лиц, которые действуют          
абсолютно открыто, и совесть их особо, вообще, не мучает, что эти средства      
идут на обстрелы Донецка... (Микрофон отключён.)                                
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Предлагаемые нами законодательные решения касаются квалификации    
конкретных лиц по конкретным преступным деяниям. Если у вас есть                
информация... Уже сейчас запрещено финансирование терроризма, и если у вас      
есть информация в отношении каких-то лиц, которая, вы считаете,                 
свидетельствует о совершении преступления, у вас есть возможность в             
установленном порядке обратиться в уполномоченные органы.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Александр Александрович.                         
                                                                                
МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к Ирине Анатольевне.                                              
                                                                                
Ирина Анатольевна, диспозиция статьи "Диверсия" не охватывает те случаи         
фактически диверсионных актов, когда используются технологические приёмы,       
когда умышленно выводятся из строя изделия за счёт технологических приёмов,     
искажения в конструкторской документации, нарушения техпроцессов и так далее.   
То есть то, что описывается в принципе статьёй 167 УК "Умышленное уничтожение   
или повреждение имущества", или то, что раньше называлось вредительством. Не    
кажется ли вам, что логично будет в статью 167 также ввести спеццель и          
соответствующие санкции? А примеры прошлых лет у нас, к сожалению, есть, и      
много их, негативных примеров, когда вредительство активно использовалось       
спецслужбами на наших территориях.                                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Александр Александрович, помните, буквально на прошлой   
неделе мы рассматривали законодательную инициативу, внесённую правительством,   
которая расширяет описательную часть диспозиции нормы по диверсиям, где в том   
числе включается возможность квалификации как диверсии совершения               
преступлений с использованием вирусов, патогенов, биоагентов, вредоносного      
программного обеспечения. То есть фактически всё это уже охватывается           
инициативой правительства и теми изменениями, которые мы предлагаем, потому     
что, вы абсолютно правы, диверсионные акты в современном измерении могут        
совершаться совершенно различными способами.                                    
                                                                                
На примере нашего парламентского расследования по факту деятельности            
военно-биологических лабораторий на территории Украины, созданных Пентагоном,   
мы можем с полной уверенностью сказать, что в современном аспекте угроза        
совершения диверсий и террористических атак с использованием вирусов и          
патогенов - это вполне реалистичная опасная история.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я просто       
хотел бы отреагировать на вопрос, связанный с финансированием противоправной    
деятельности против нашей страны. Сейчас служба по финмониторингу ведёт         
перечень лиц, по которым имеются сведения, что они замешаны в финансировании    
экстремистской деятельности, диверсионной деятельности и так далее против       
Российской Федерации. Решения о включении в соответствующий перечень            
принимаются по судебному решению, по решению генерального прокурора или         
подчинённого прокурору лица, по решению следователей, по решению Федеральной    
налоговой службы.                                                               
                                                                                
Если у вас действительно есть информация о том, что кто-то собирает деньги      
здесь, в Российской Федерации, а потом направляет их на финансирование          
противороссийской деятельности, вы можете предоставить эту информацию в         
соответствующие институты - будут приняты решения и введена блокировка не       
только денежных средств, но и любого имущества, которое имеется у такого        
лица.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно,         
фракция давно об этом говорила, давно призывала к тому, чтобы ужесточить        
ответственность за террористические акты, за диверсии, тем более когда речь     
идёт о подготовке или об осуществлении таких актов против атомных,              
химических, оборонных предприятий, против того, что несёт катастрофическую      
угрозу сотням и тысячам граждан и стране в целом. Да, мы поддержим              
ужесточение, но мы не поддерживаем, знаете, вот такой какой-то                  
демократически-либеральный подход в рамках прошлой жизни, каких-то прошлых      
либеральных стратегий, где смертной казни как не было, так и нет. Вот это       
главный вопрос, который задают сегодня миллионы наших сограждан, когда мы       
принимаем закон об ужесточении ответственности за терроризм или, вот как        
сейчас, за подготовку и осуществление диверсионных актов.                       
                                                                                
Да, слово товарища Зорькина якобы здесь является для нас неким указанием к      
действию. Я с этим абсолютно не согласен! Почему товарищ Зорькин не исключает   
тогда уж из действующего законодательства, например, статьи 277 и 317, раз у    
него такое отношение к смертной казни? Я напомню, что это смертная казнь за     
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - да, есть   
такая статья - и за посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие      
или следственные действия, есть такая статья. Есть другие статьи - за           
убийство особо жестоким образом, циничным, в сговоре, за деньги, есть такие     
статьи. Чем же отличаются диверсанты от каких-то циничных, наглых убийц? Да     
ничем не отличаются, они опаснее!                                               
                                                                                
Для такой категории граждан, тем более в этих условиях... Ну, Смерш (это        
сокращение от "Смерть шпионам!") - известная организация, она осуществляла      
поиск, нахождение и привлечение к ответственности. Извините, но 15, 20 лет -    
большие сроки, которые предлагаются в этом законопроекте, - не остановят, к     
сожалению, засланных сюда убийц, диверсантов и террористов. Только угроза       
смертной казни, может быть, окажет воздействие. Уважаемые коллеги, давайте      
будем последовательны: есть в УК статья 59 "Смертная казнь" - будьте любезны,   
услышьте голос народа!                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёв Василий Иванович, пожалуйста.                    
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
безусловно, поддержит рассматриваемые законопроекты.                            
                                                                                
Мы наблюдаем, что давление на Россию со стороны США и НАТО продолжает расти     
по всем возможным и невозможным направлениям. А поскольку попытки проверить     
суверенитет России на прочность желаемой цели не достигли, западные             
спецслужбы и СБУ начали организовывать - иногда и успешно - теракты, диверсии   
на территории нашей страны.                                                     
                                                                                
За последние несколько лет мы с вами провели большую работу по                  
совершенствованию антитеррористического законодательства. Так, была введена     
повышенная ответственность - по инициативе Шхагошева Адальби Люлевича, в        
частности, - за вербовку в террористические организации, вплоть до              
пожизненного лишения свободы, блокировка счетов лиц, которые финансируют        
террористическую деятельность, и так далее, что дало возможность на сегодня     
предотвратить огромное количество терактов на территории нашей страны, а        
также обеспечить снижение количества таковых.                                   
                                                                                
Однако оперативная обстановка продолжает оставаться напряжённой. Украина при    
поддержке Запада стала настоящим центром организованного терроризма и           
диверсий. Вспомните убийство Дарьи Дугиной, теракты и убийства представителей   
власти освобождённых территорий, подрыв Крымского моста, обстрелы и угрозы,     
попытку подрыва ядерных объектов, разработку и попытку использования            
биологического оружия, а также организацию диверсий на территории нашей         
страны - всё это, к сожалению, современная Украина.                             
                                                                                
Думская комиссия по расследованию фактов иностранного вмешательства             
располагает информацией о том, что ещё с февраля прошлого года фиксируется      
рост в несколько раз объёмов финансирования Западом подрывной деятельности      
против нашей страны, количество задействованных против нас медиаресурсов        
зашкаливает, их уже сотни, и всё время появляются новые. Опасная тенденция в    
том, что ряд финансируемых Западом СМИ и НПО от акций по вмешательству в наши   
внутренние дела и лживой пропаганды перешли к прямой организации диверсий и     
публикации инструкций по их совершению. По данным Генпрокуратуры, в прошлом     
году было зарегистрировано всего лишь одно преступление, квалифицируемое как    
диверсия, - в текущем году их уже 21. Вы видите резкий рост, поэтому            
необходимо принимать жёсткие меры законодательного реагирования на всякого      
рода диверсионные проявления.                                                   
                                                                                
Комиссия имеет в своём распоряжении документы, фото- и видеоматериалы о том,    
что Запад вынашивает и реализует планы не только дестабилизировать нашу         
политическую повестку, но и подорвать экономическую безопасность и              
обороноспособность нашей страны в том числе с помощью диверсий на               
предприятиях, в учреждениях, на сооружениях, инфраструктурных объектах и так    
далее.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Особую опасность представляют материалы, ориентированные на      
молодёжь. В частности, комиссией установлено, что на информационных ресурсах    
целого ряда изданий и организаций (список у нас имеется), которые               
позиционируют себя как студенческие, размещены инструкции по совершению         
поджогов военкоматов, отделов полиции, техники, по изготовлению "коктейля       
Молотова", а также советы по изготовлению самих средств для совершения          
диверсий. Нами направлено соответствующее обращение генпрокурору, с тем чтобы   
эти организации были признаны террористическими или экстремистскими и           
закрыты.                                                                        
                                                                                
Примеров деятельности сбежавших за рубеж провокаторов, которые сегодня          
действуют под руководством западных спецслужб и СБУ, немало. В частности,       
публикуются инструкции о том, каким образом пускать поезда под откос, как       
уничтожать нашу транспортную инфраструктуру. Деятельность всей этой публики,    
которая занимается склонением к диверсиям, вербовкой и финансированием,         
обучением диверсантов, формирует, создаёт устойчивые группы, необходимо         
жёстко пресекать.                                                               
                                                                                
Рассматриваемые законопроекты содержат конкретные рецепты противодействия       
диверсантам, аналогичные тем, которые приняты нами в отношении террористов.     
Предложенные меры уголовной ответственности в отношении всех лиц, причастных    
к диверсиям, вплоть до пожизненного наказания (это весьма серьёзная мера        
наказания), оперативная блокировка счетов лиц, финансирующих террористическую   
и диверсионную деятельность, блокировка информации о способах изготовления      
боеприпасов являются на сегодня совершенно оправданными. Коллеги, принятие      
этих законов позволит нам обеспечить безопасность и государства, и жизненно     
важных объектов, а также жизни и здоровья наших граждан. Прошу поддержать       
данные законопроекты.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово? Содокладчики? Нет.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс          
Российской Федерации", пункт 18.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)         
доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", пункт 19.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и    
о защите информации" и статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах        
массовой информации", пункт 20.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.