Заседание № 149

21.09.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 254008-8 "О внесении изменений в статьи 333-33 и 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения размера государственной пошлины; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1152 по 1234 из 4310
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 333-33 и     
333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад            
Валентины Николаевны Артамоновой.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что данный проект   
федерального закона с наименованием "О внесении изменений в статью 333-33       
части второй Налогового кодекса..." был принят Государственной Думой 18         
января текущего года в первом чтении. Он касается увеличения размера            
государственной пошлины с 7,5 тысячи до 1 миллиона рублей за предоставление     
лицензий в области оказания услуг связи.                                        
                                                                                
К данному законопроекту поступило четыре поправки. Все поправки рассмотрены     
на заседании Комитета по бюджету и налогам, они поддержаны, включены в          
таблицу № 1. Прошу утвердить таблицу поправок и принять законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.79,1 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Законопроект прошёл согласования, все процедуры и готов к рассмотрению в        
третьем чтении. Прошу рассмотреть сегодня.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет.                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против           35 чел.7,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        

Заседание № 91

18.01.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 254008-8 "О внесении изменений в статью 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения размера государственной пошлины).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2422 по 2964 из 4698
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333-33   
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает              
официальный представитель правительства заместитель министра цифрового          
развития, связи и массовых коммуникаций Дмитрий Матвеевич Ким.                  
                                                                                
КИМ Д. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,        
заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию       
предлагается проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый        
кодекс Российской Федерации. Он разработан правительством во исполнение         
указания президента и предусматривает увеличение размера государственной        
пошлины с 7,5 тысячи рублей до 1 миллиона рублей за предоставление лицензии     
на оказание услуг связи, которая содержит требования к сетям и средствам        
связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Всего таких лицензий у   
нас 16 из общего количества - 20 лицензий, которые сейчас выдаются.             
                                                                                
Законопроект направлен прежде всего на соблюдение принципа соразмерности. В     
настоящее время КоАП предусмотрена обязанность по реализации СОРМ, при её       
нарушении предусмотрен административный штраф в размере от 300 до 500 тысяч     
рублей, а при повторном нарушении - от 2 до 6 миллионов рублей, и применяется   
данный штраф со стороны Федеральной службы безопасности. При этом стоимость     
получения новой лицензии, как я уже упомянул, - 7,5 тысячи рублей, и,           
безусловно, нашёлся целый ряд недобросовестных игроков, которые, вместо того    
чтобы соблюдать требования СОРМ, путём процедуры прекращения действия           
лицензии и получения новой избегают оплаты таких штрафов. Поэтому мы и вносим   
данную законодательную инициативу. Законопроект согласован со всеми             
заинтересованными ведомствами.                                                  
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Матвеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Валентина Николаевна Артамонова.                         
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Проект федерального    
закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса рассмотрен        
Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам. Обращаю ваше внимание,     
уважаемые коллеги, что данный проект федерального закона разработан во          
исполнение указания Президента Российской Федерации от 12 января 2022 года по   
недопущению на рынок недобросовестных операторов связи, которые не выполняют    
обязательные лицензионные требования в части внедрения системы                  
оперативно-разыскных мероприятий. В рамках данного поручения президента также   
предусматривается рассмотреть вопрос по пересмотру административных штрафов     
за неисполнение требований по внедрению оборудования системы                    
оперативно-разыскных мероприятий.                                               
                                                                                
При обсуждении данного проекта федерального закона в Комитете по бюджету и      
налогам рассматривался вопрос о соразмерности государственной пошлины,          
которая предлагается данным законопроектом, и это же отмечено в заключении      
Комитета по защите конкуренции. Кроме того, Комитет по бюджету и налогам        
отмечает, что в соответствии с Федеральным законом "О связи" государственная    
пошлина уплачивается как за предоставление лицензии, так и за внесение          
изменений в реестр лицензий и за продление срока действия лицензии. Данным      
проектом предлагается рассмотреть только вопрос об увеличении размера           
государственной пошлины за выдачу лицензии.                                     
                                                                                
Учитывая, что законопроект направлен на уменьшение числа недобросовестных       
операторов связи и на повышение эффективности выполнения требований             
законодательства, Комитет по бюджету и налогам рекомендует поддержать данный    
законопроект и принять в первом чтении.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хинштейн Александр Евсеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Матвеевич, ну, совершенно очевидно, что инициатива нужная и   
своевременная, и 7,5 тысячи за лицензию оператора связи - это, конечно же,      
смешно. Тем не менее вопрос: считает ли нужным министерство продолжить работу   
по наведению порядка на рынке операторов связи? Очевидно, что только            
увеличение стоимости лицензии до миллиона рублей проблему не решает. 20 видов   
лицензий, 10,5 тысячи операторов связи. Совершается, к сожалению, огромное      
количество преступлений в сфере IT (мошеннические звонки, подменные номера) -   
всё это происходит исключительно благодаря участию недобросовестных             
операторов связи. Какие пути в этом направлении министерство видит и как        
дальше планирует в этом направлении работать?                                   
                                                                                
КИМ Д. М. Александр Евсеевич, спасибо большое за вопрос. Действительно, вы      
верно отметили, у нас достаточно большое количество видов лицензий - 20 штук.   
Мы видим, что, конечно, это избыточное количество, и на площадке комитета       
готовы продолжить работу. Есть уже определённые инициативы, которые мы с        
удовольствием обсудим с вами, по уменьшению количества... не количества, а      
типов лицензий. Что касается количества лицензий, скажу для понимания: у нас    
сейчас выдано более 28,5 тысячи, как вы абсолютно верно отметили, для более     
чем 10,5 тысячи лицензиатов. То есть сейчас зачастую доступность лицензии       
такова, что компании просто берут лицензию, ну, как говорится, чтобы было.      
                                                                                
Дополнительно мы усиливаем работу, естественно, по борьбе с подменой номеров,   
вы все наши инициативы прекрасно знаете, и работаем над тем, чтобы              
автоматизированные, роботизированные вызовы могли осуществляться только для     
типов звонков, которые разрешены, и были запрещены для всех остальных типов     
звонков. Не секрет, что мошеннические звонки осуществляются в основном с        
использованием технологии автоматического дозвона.                              
                                                                                
Вот такие инициативы, сейчас у нас как раз на рассмотрении новые правила        
оказания услуг. Мы будем вносить их тоже в комитет, обсуждать правки в закон.   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, президент поставил задачу         
защитить граждан от телефонных мошенников, однако у профессионального           
сообщества возникают сомнения относительно указанного способа решения           
проблемы - просто увеличения стоимости получения лицензии. Почему? На форумах   
пишут, что на крупных операторов это никак не повлияет, но может затронуть      
малый и средний бизнес, что приведёт к сокращению конкуренции на рынке, а       
подавление конкуренции - это всегда плохо. Есть опасения относительно           
увеличения стоимости услуг связи для населения.                                 
                                                                                
Хотелось бы уточнить, проводилась ли министерством оценка                       
социально-экономических последствий предложенного законопроектом механизма со   
стороны бизнеса и рассматривались ли иные механизмы защиты граждан от           
мошенников?                                                                     
                                                                                
КИМ Д. М. Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Конечно, этот законопроект - это   
только элемент, и основная его функция - быть элементом борьбы с операторами,   
которые не соблюдают требования в части установки средств                       
оперативно-разыскных мероприятий, то есть требования Федеральной службы         
безопасности. Здесь на чём хотелось бы сделать акцент? Как уже упоминалось, у   
нас 10,5 тысячи операторов связи, операторский рынок сформирован, темпы роста   
его достаточно давно не показывают никаких значимых цифр, потому что в          
принципе доступность услуг связи в нашей стране высокая, особенно в городах.    
Соответственно, как было отмечено, мы повышаем только стоимость первичной       
выдачи лицензии, стоимость оформления, переоформления и внесения изменений      
остаётся прежней - 750 рублей. Таким образом, мы не ожидаем какого бы то ни     
было влияния на стоимость услуг связи, мы проводили такую финансовую оценку.    
Мы прежде всего поддерживаем тех операторов связи, которые ведут деятельность   
добросовестно, соответственно, ограничиваем вход на рынок для                   
недобросовестных игроков, количество коих, особенно в период пандемии и роста   
востребованности услуг связи, увеличилось, ну, на десятки процентов.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Дмитрий Матвеевич, скажите, пожалуйста, а в чём причина, основная причина,      
почему операторы связи не желают, не могут устанавливать необходимое            
оборудование для соблюдения вот этих норм СОРМ? Не является ли завышенная       
монопольная стоимость этого оборудования этой причиной? Может быть, с этим      
надо бороться? Надо посмотреть нашим антимонопольным специалистам, вам          
посмотреть, предложить доступные варианты этого оборудования. Скажите,          
сколько стоит это оборудование? Может быть, тогда будет ясность и понимание     
того, с чем мы боремся, с причиной или со следствием.                           
                                                                                
КИМ Д. М. Олег Анатольевич, спасибо большое за вопрос. На самом деле рынок      
производителей данного оборудования насчитывает, конечно, не десятки, сейчас    
существует более пяти игроков, которые производят указанное оборудование.       
Цены на предмет антимонопольного регулирования, безусловно, всегда              
просматриваются.                                                                
                                                                                
Если говорить о стоимости реализации, то для малого оператора начальный         
ценник - менее 2 миллионов рублей, где-то от 500 тысяч до 2 миллионов рублей,   
это для маленького оператора. Я не беру крупных операторов, понятно, что для    
больших операторов стоимость реализации закона по СОРМ кратно превышает         
ценник. Ну, для понимания: на пропускную способность 6-10 гигабит цена от 4     
до 7,5 миллиона рублей.                                                         
                                                                                
В то же время мы сейчас активно развиваем законодательно, мы смотрим на так     
называемую услугу аутсорминга - это когда услуги по СОРМ предоставляют для      
малых операторов более крупные операторы. Соответственно, такой рынок уже       
сформирован, первые предпосылки есть. Подключение данной услуги стоит от 500    
до 800 тысяч рублей с ежемесячной платой от 55 тысяч до 110 тысяч рублей. То    
есть в целом для оператора малого размера это как раз таки приемлемый ценник    
для реализации.                                                                 
                                                                                
Если возвращаться к вопросу, почему не исполняют. Прежде всего, важен принцип   
соразмерности для крупных операторов в основном, но на это больше направлена    
наша вторая инициатива - по оборотным штрафам. А первичная причина, с которой   
мы боремся, - это на самом деле недобросовестность игроков, которые и не        
предполагали соблюдать это требование. Для понимания: у нас по лицензиям,       
оформленным в 2019 году, продолжают работать только 16 процентов операторов,    
то есть мы выдали 500 операторам лицензии, продолжают работать на текущий       
момент около 75, все остальные прекратили свою деятельность или переоформили    
лицензии.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Матвеевич, как вы правильно заметили, данный законопроект     
затрагивает 16 типов лицензий, в числе которых лицензии на телематику, на       
передачу данных, на передачу данных в целях использования голоса, то есть те,   
которые используют маленькие операторы. Создаётся ситуация, когда крупнейшие    
федеральные операторы и операторы типа "мой район" или там даже "мои            
полрайона" должны будут платить одинаковую сумму за лицензии, не говорим        
сейчас об абсолюте, там миллион, два, сколько угодно. Сам принцип - это, на     
ваш взгляд, правильно или нет? И планируются ли дальнейшие изменения            
стоимости лицензии?                                                             
                                                                                
КИМ Д. М. Олег Юрьевич, что касается дальнейших изменений, посмотрим,           
главное, чтобы, собственно, была достигнута цель, ради которой мы вводим.       
                                                                                
По поводу малых операторов и больших операторов. Переоформление лицензии,       
повторю, будет стоить 750 рублей - что для крупных, что для малых операторов.   
Соответственно, мы не видим здесь какого-то ограничения, тем более что мы       
предполагаем, что данный законопроект, если будет принят вами, вступит в силу   
с 1 января 2024 года, то есть в принципе этого будет достаточно.                
                                                                                
Мы сейчас не видим опять-таки прироста. Я называл уже цифры: в 2019 году мы     
получили 500 новых операторов на рынок, при этом из них прекратили              
деятельность - мы внимательно анализировали, - даже не начиная её оказывать,    
более 85 процентов. То есть на самом деле все участники, большинство            
участников рынка, кто хотел на нём работать, уже работают. И мы                 
добросовестных будем поддерживать, в том числе низкой стоимостью продления      
лицензии.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, проводилась ли оценка                
регулирующего воздействия? Ну вот мы тут копья ломаем, спрашиваем: а как        
малый, средний бизнес? Так вы, вообще-то, при внесении законопроекта должны     
были их спросить, а они должны были вам обратную связь дать. Вот, если есть     
эта обратная связь, поделитесь. Это первое.                                     
                                                                                
Второе. Всё-таки на вопрос моего коллеги Нилова вы не ответили: а какая,        
вообще, стоимость? Вы назвали параметры цифр, но для малого оператора до 2      
миллионов рублей, тем более если он работает на один район, ну, это вообще-то   
существенная сумма. И неудивительно, что многие операторы, которые обращались   
за получением лицензии, потом прекратили деятельность или даже её не начали,    
- да они просто не смогли приобрести оборудование.                              
                                                                                
Так вот, вы не анализировали вообще состояние рынка? ФАС проводила ли           
проверку: на самом деле по какой стоимости продаётся это оборудование для       
СОРМ и какая его себестоимость? Экономику считали, смотрели, может быть, там    
действительно варианты какие-то?.. (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Матвеевич.                            
                                                                                
КИМ Д. М. Валерий Карлович, простите, если не ответил. Смотрите, для малых      
операторов действительно это где-то до 2 миллионов рублей. Вы, безусловно,      
правы, это достаточно большая сумма, поэтому мы, как я и сказал, активно        
работам над развитием рынка аутсорминга - это когда более крупный оператор      
предоставляет... Ну то есть как устроены операторы связи? Малый оператор        
всегда покупает трафик у более крупного оператора, и, соответственно, в любом   
случае нельзя выйти в Интернет, то есть купить внешние линки, не задействовав   
в этой цепочке оператора более высокого уровня. Вот подобная услуга             
аутсорминга предоставляется от оператора более высокого уровня. Я упомянул,     
что это от 55 до 110 тысяч рублей в месяц, то есть в целом это абсолютно        
доступная сумма.                                                                
                                                                                
Касательно того, что я сказал, что даже не начали деятельность, - они начали.   
Дело в том, что в основном это все операторы, которые осуществляют как раз      
таки передачу этих транзитных мошеннических звонков.                            
                                                                                
Касательно регулирующего воздействия. По заключению минэка мы на                
"regulation..." данный законопроект не вывешивали, соответственно, поэтому, к   
сожалению, не могу поделиться отзывом регулирующего воздействия.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Дмитрий Матвеевич, подскажите, пожалуйста. Согласно            
пояснительной записке данный законопроект разрабатывался во исполнение          
поручений президента от 12 января 2022 года по недопущению на рынок             
телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов, далее по тексту.        
Также законопроект направлен на увеличение штрафов. Ну, у меня банальный        
вопрос: что, вам год понадобился, чтобы рассмотреть вопрос о возможности        
увеличения штрафов? Это первое.                                                 
                                                                                
И второй момент. Вы считаете, этого на самом деле будет достаточно, для того    
чтобы всё-таки выполнить поручение президента? Вот путём именно увеличения      
штрафа в отношении лицензирования и так далее?                                  
                                                                                
КИМ Д. М. Андрей Геннадьевич, поручение президента касается всё-таки именно     
ужесточения требований и порядка соблюдения законодательства в области СОРМ.    
В связи с этим предполагается две инициативы. То есть сейчас мы вносим          
предложение об увеличении стоимости лицензий для операторов, в рамках которых   
предусмотрено соблюдение законодательства по СОРМ. Соответственно, во вторую    
очередь мы будем увеличивать оборотные штрафы, я об этом говорил, потому что    
для крупных операторов зачастую выгоднее не соблюдать нормы и платить штрафы,   
чем соблюдать. Вот это второй законопроект, он сейчас находится на              
рассмотрении, мы внесём.                                                        
                                                                                
Конечно, для борьбы с недобросовестными операторами этого недостаточно.         
Отвечая на вопрос Александра Евсеевича, я уже упомянул, что у нас есть как      
минимум три инициативы, которые мы будем обсуждать дополнительно: это и         
сокращение типов лицензий, это и работа в отношении подмены номеров,            
собственно, поиск и наказание тех операторов, которые занимаются подменой       
номеров (в том числе для этого создаётся система в рамках Роскомнадзора), это   
и борьба с применением автоматических звонилок, когда вот такой                 
автоматический дозвон идёт. Вот все эти инициативы мы будем на площадке         
комитета с привлечением вас - мы готовы привлечь вас к этой работе - активно    
прорабатывать.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентина Николаевна, спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть желающие выступить.                                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Метшин Айдар Раисович, пожалуйста.                                              
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже было отмечено,              
рассматриваемый законопроект направлен на недопущение на рынок                  
телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов связи. И если            
устанавливаемый размер государственной пошлины, вообще вопросы экономики        
могут быть дополнительно обсуждены во втором чтении, то необходимость           
совершенствования законодательства в этой части сомнений не вызывает.           
                                                                                
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает   
проголосовать за его принятие.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хинштейн Александр Евсеевич, пожалуйста. С места.                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, это действительно очень важный                
законопроект. Да, формально он внесён для того, чтобы навести порядок в части   
СОРМ, но по факту он, конечно же, будет работать гораздо более широко.          
                                                                                
Я напомню, что одна из самых острых проблем, которая стоит сегодня, - это       
непрекращающийся рост числа телефонных мошенничеств. Каждое четвёртое           
зарегистрированное в России преступление на протяжении последних лет - это      
преступление, совершённое с использованием информационно-телекоммуникационных   
технологий. Это в первую очередь участие недобросовестных операторов связи,     
подменные номера, виртуальные мини-АТС и многие другие ухищрения, которые       
используются для обмана наших сограждан. И установление более высокой           
стоимости лицензий, конечно же, отсечёт от рынка недобросовестных участников.   
                                                                                
Наверняка сейчас будут звучать речи о том, что мы конкуренцию сужаем, но,       
простите, что это за оператор связи, который не в состоянии найти 1 миллион     
рублей на стоимость лицензии? Что это за 10,5 тысячи участников рынка,          
которые на сегодняшний день есть? Позиция профильного комитета заключается в    
том, что нам необходимо в целом наводить порядок в сфере телекома, необходимо   
действовать так, чтобы недобросовестные участники выходили с рынка, чтобы на    
нём оставались только прозрачные и понятные игроки. И предлагаемая              
инициатива, конечно же, на это направлена.                                      
                                                                                
Это не исчерпывающие и не избыточные меры, и нам с вами предстоит принять ещё   
немало решений, для того чтобы порядок в этой сфере был наведён. Мне кажется,   
что и на рынке телекома, на рынке операторов связи нам нужно применять          
подходы, которые мы успешно реализовали в банковском секторе. Сегодня ни один   
вкладчик банка ни за что не переживает, потому что государство чётко            
контролирует все банки, - нам нужно сделать ровно то же с операторами связи,    
потому что - завершая, коллеги, ещё раз - каждое четвёртое преступление в       
России совершается с участием недобросовестных операторов связи. С этим нужно   
бороться!                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции?                               
                                                                                
От фракции - время поставьте, пожалуйста.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция не       
будет поддерживать этот законопроект.                                           
                                                                                
Когда я слушал обсуждение этого законопроекта, я вспомнил поговорку, что        
лучшее средство от головной боли - что у нас? - гильотина. Вот и всё! Вот это   
мне напоминает как раз наведение порядка в области предоставления               
телекоммуникационных и телефонных услуг: взять и под нож весь этот бизнес.      
Что это за компании, которые не могут себе позволить там по миллиону рублей?    
Вот если бы на "regulation..." вывесили это, вам все эти компании всё           
написали бы, и там вообще этих вопросов не возникло бы. Но правительство не     
удосужилось их спрашивать - а зачем?                                            
                                                                                
Там четыре крупнейших оператора у нас, которые держат весь рынок, - сколько     
там, 99 процентов, наверное? Ну, Хинштейну лучше знать, он в теме, это его,     
собственно говоря, сфера регулирования. Я не слежу за этим, но могу сказать,    
что постоянно проверки ФАС, постоянно претензии ФАС к этим четырём гигантам,    
которые повышают цены как-то так синхронно. И, отсекая с рынка мелких           
участников, мы фактически убиваем конкурентную среду, то есть мы базу для       
сравнения стоимости услуг вот этих четырёх гигантов... Сейчас их можно          
сравнить, например, с малыми компаниями, которые оказывают те же самые          
услуги, и у ФАС всегда может возникнуть вопрос: подождите, почему-то у          
маленькой районной компании себестоимость услуги - одна сумма, а у вас в        
несколько раз больше, хотя должно быть наоборот? Если вы доминирующее           
положение на рынке занимаете, то вы обязаны объяснять как-то себестоимость      
своих услуг, а когда не будет базы для сравнения, то тогда и объяснять легче    
будет, понимаете? Останется там несколько гигантов, которые между собой         
договорятся. Как у нас, кстати, происходит в металлургии, например по листу у   
нас пять-шесть компаний, которые контролируют весь рынок, и мы видели, как у    
нас цены синхронно взлетают. Сейчас то же самое будет у нас и здесь, поэтому    
ни в коем случае нельзя этого допускать.                                        
                                                                                
Теперь что касается доводов о том, что, дескать, надо защитить наших граждан    
от телефонных мошенников. Кстати, про вкладчиков очень хорошо было сказано,     
дескать, вкладчики у нас тут не переживают по поводу вкладов - ну да, если не   
считать 300 тысяч человек, которые потеряли последние деньги в банках и         
которые с плакатами стоят у Государственной Думы. Кстати, завтра будет          
рассматриваться один из законопроектов, который позволил бы их проблемы         
решить. Посмотрим, как Государственная Дума завтра за этот законопроект         
проголосует. Это что касается вкладчиков.                                       
                                                                                
Теперь что касается того, решит ли этот закон всё-таки проблему обеспечения     
СОРМ, проблему телефонных мошенников? Нет, не решит. Представитель              
правительства так и сказал: не решит. То есть, условно говоря, весь этот        
негатив останется, зато конкуренцию закон точно убьёт, вот, собственно, и       
всё. Это, кстати, отражено в нашем заключении.                                  
                                                                                
Есть ли альтернатива? Есть, конечно. Если вы говорите о том, что они, чтобы     
избежать повторных больших штрафов, сдают лицензию и получают её вновь, -       
подождите, а у нас, по-моему, есть возможность в чёрный список руководителя     
компании включать: если компания сдала лицензию или обанкротилась, то он не     
имеет права занимать соответствующую должность и так далее. Ну так              
развивайте, используйте этот механизм. Это первое.                              
                                                                                
Второе. Ну, понятно, что при повторном нарушении предусмотрены серьёзные        
штрафы - так при первичном это используйте, давайте посмотрим ужесточение       
законодательства в этой части. Ну какие-то варианты можно было бы поискать,     
не убивая конкуренцию? Я понимаю, что гильотина - это лучшее средство от        
головной боли, но, может, мы всё-таки аспиринчиком попробуем полечиться         
как-то, так сказать, до гильотины, понимаете? Поэтому, коллеги, я считаю, что   
ни в коем случае за это голосовать нельзя.                                      
                                                                                
И потом, самое главное, ведь вам же задавали вопрос: а первопричина-то?..       
Сколько стоит это оборудование, вообще, себестоимость его какова? Если          
поискать, посмотреть... Вы говорите, что не менее пяти компаний предоставляют   
это оборудование. Я не специалист, не знаю, не изучал, но обязательно теперь    
изучу эту ситуацию, вот обязательно изучу, потому что нет конкурентной среды    
там, где всего пять производителей на всю страну, нет там конкуренции. Это      
значит, что цены там явно завышаются, подчёркиваю: я это подозреваю, но я       
займусь этим вопросом. Хотя это должны были сделать вы, перед тем как           
приходить сюда.                                                                 
                                                                                
А если бы вы провели оценку регулирующего воздействия, вы все исходные данные   
получили бы. И вы получили бы ответ на вопрос: а почему они не платят за это    
оборудование? Да потому, что просто не хотят, чтобы их обирали! Оборудование,   
которое стоит 100 тысяч, им за 2 миллиона впаривают, например. И что? Ну        
подумайте сами! И вы ничего не можете с этим сделать, разводите руками и        
говорите: это рынок. Ну как так?! Вместо этого приходите и говорите: с 7,5      
тысячи до 1 миллиона рублей увеличить стоимость лицензии и так далее. Как вы    
думаете, куда эти деньги лягут? В себестоимость, в стоимость звонков! Кто это   
будет оплачивать? Население страны будет оплачивать! При этом мошенники их      
как донимали, так и будут донимать, и у ФСБ те же самые проблемы останутся,     
вот и всё! Просто в следующий раз вы придёте, скажете: знаете, 1 миллиона       
оказалось мало, давайте 10 миллионов сделаем. Ну, и я не сомневаюсь, что        
сделаете. И 100 миллионов можете сделать, только у нас будет один оператор,     
который где-нибудь за рубежом будет зарегистрирован. Вот мы до этого доживём    
- у нас вообще не будет конкуренции.                                            
                                                                                
Ну если мы этого хотим добиться в нашей стране, то, конечно, вы на правильном   
пути; если вы хотите полностью убить конкуренцию и максимально взвинтить цены   
на любые услуги в стране для наших граждан, то, конечно, это правильный путь.   
А если вы не этим путём хотите идти, то давайте мы всё-таки послушаем голоса    
рынка, которого это касается, и всё-таки проведём оценку регулирующего          
воздействия ко второму чтению, не будем торопиться.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Матвеевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КИМ Д. М. Спасибо большое, Иван Иванович. Спасибо, Валерий Карлович.            
                                                                                
Я хотел бы просто сделать несколько акцентов. Тут очень важно не путать         
рынки. Когда мы говорим о четырёх игроках, которые у нас есть, - это рынок      
мобильной связи. Когда мы говорим про действие СОРМ... И больше их не           
появится, потому что они пользуются нашим ограниченным ресурсом - это           
частотный ресурс, больше ресурса нет, в общем-то. И кстати, четыре оператора    
- это беспрецедентно большая цифра для сопоставимых стран.                      
                                                                                
Я хотел бы упомянуть, что даже на этом олигопольном рынке стоимость услуг       
связи... Мы входим в топ-5 стран по доступности и мобильной связи, и            
мобильного Интернета. И безусловно, ФАС обязательно следит, между прочим с      
участием Минцифры, потому что мы понимаем, что данный рынок олигополен. И в     
целом в рекомендациях правительства в прошлом году предполагалось, что          
повышение цен этих операторов на уровень более чем инфляция прошлого года       
просто недопустимо, и именно такие предписания сейчас делаются со стороны ФАС   
России.                                                                         
                                                                                
Если говорить о маленьких игроках, у нас их, я повторюсь, 10,5 тысячи. Все      
продления мы оставляем на беспрецедентно низком уровне - это 750 рублей. Все    
игроки могут участвовать.                                                       
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, Валентина Николаевна Артамонова?                                   
                                                                                
Включите микрофон депутату Артамоновой.                                         
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу ещё раз       
обратить ваше внимание: при подготовке данного проекта закона, при              
рассмотрении его Комитетом по бюджету и налогам мы рассматривали все            
заключения, поступившие к этому законопроекту. Хочу обратить внимание, что      
Комитет по защите конкуренции поддержал данный проект федерального закона, в    
заключении комитета было высказано только замечание в части определения         
размера государственной пошлины. И я в своём докладе сказала, что мы готовы     
при доработке данного законопроекта рассмотреть все поступающие предложения.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против           18 чел.4,0 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.