Заседание № 91

16.04.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 253991-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1888 по 2331 из 6506
Уважаемые коллеги, Совет Думы предлагает рассмотреть 5-й и 6-й вопросы с        
одним докладом и содокладом. Нет возражений?                                    
                                                                                
5-й вопрос - проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о    
строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1" и 6-й вопрос - проект        
федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской   
Федерации и Правительством Киргизской Республики о строительстве и              
эксплуатации Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций". Юрий Петрович      
Сентюрин, заместитель министра энергетики.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагаются   
проекты федеральных законов о ратификации двух соглашений между                 
правительствами Российской Федерации и Киргизской Республики о строительстве    
и эксплуатации объектов, которые сооружаются в рамках этих двух соглашений.     
Первый проект - это строительство Камбаратинской ГЭС-1 и линий                  
электропередачи, которые соединяют разные точки на территории Киргизской        
Республики и на территории Киргизской Республики и сопредельных государств,     
второй проект - это строительство четырёх гидроэлектростанций                   
Верхне-Нарынского каскада. Оба соглашения были подписаны в ходе официального    
визита Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в         
Киргизскую Республику 20 сентября 2012 года. При этом документы были            
подписаны на основе обоюдной заинтересованности наших государств в углублении   
взаимовыгодного взаимодействия в электроэнергетическом комплексе в контексте    
развития стратегического сотрудничества в духе договора о дружбе,               
сотрудничестве и взаимной помощи между нашими странами, а также в духе          
декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнёрстве между нашими             
государствами.                                                                  
                                                                                
При обсуждении первого вопроса речь шла о возможном наборе компенсаций в        
привязке к теме обсуждавшего документа. Хочу для справки сообщить, что          
Киргизская Республика относится к числу наиболее обеспеченных                   
гидроэнергетическими ресурсами стран СНГ. Гидроэнергетический потенциал этого   
государства составляет более 142 миллиардов киловатт-часов, причём              
практически 57 миллиардов киловатт-часов - это бассейн реки Нарын, при этом     
степень освоенности гидроэнергетического потенциала Киргизии не превышает 9     
процентов.                                                                      
                                                                                
Соглашения, о которых идёт речь, предусматривают строительство и эксплуатацию   
в последующем пяти гидроэлектростанций на территории Киргизской Республики      
общей установленной мощностью практически 1 гигаватт.                           
                                                                                
Соглашения подлежат ратификации в соответствии с федеральным законом "О         
международных договорах...", так как содержат правила иные, нежели те,          
которые установлены действующим законодательством Российской Федерации,         
конкретно в части освобождения от таможенных платежей и налогов техники,        
оборудования, механизмов, транспортных средств и строительных материалов при    
их вывозе из Российской Федерации и ввозе в Киргизскую Республику в целях       
реализации названных соглашений на период предпроектных, проектных,             
строительно-монтажных и пусконаладочных работ на гидроэлектростанциях, а        
также в связи с тем, что предусматривают разрешение возможных споров между      
одной стороной и уполномоченной организацией другой стороны в международном     
арбитраже ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии              
Организации Объединённых Наций по праву международной торговли.                 
                                                                                
В соответствии с названными соглашениями уполномоченными организациями с        
российской стороны выступают две организации: по проекту строительства и        
последующей эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 - это "ИНТЕР РАО ЕЭС", по         
поводу строительства и последующей эксплуатации ГЭС Верхне-Нарынского каскада   
- это организация "РусГидро".                                                   
                                                                                
Как я уже сказал, общая установленная мощность обоих объектов будет превышать   
1 гигаватт, при этом среднегодовая выработка электроэнергии на Камбаратинской   
ГЭС будет составлять 4,4 миллиарда киловатт-часов, на Верхне-Нарынском          
каскаде - 1 миллиард 55 миллионов киловатт-часов. Ориентировочные сроки         
строительства Верхне-Нарынского каскада - от двух с половиной до трёх лет.      
Если строительство будет вестись последовательно, то это на каждую из           
станций, если строительство будет вестись одновременно, то все станции могут    
быть построены в течение четырёх-пяти лет. Что касается Камбаратинской ГЭС-1,   
то срок её строительства предварительно прогнозируется в течение семи лет.      
                                                                                
Срок окупаемости проектов - это важная характеристика - составляет до           
пятнадцати лет по самому пессимистическому варианту. Предварительная            
стоимость - а стоимость более точно нельзя указать, поскольку не готовы ещё     
технико-экономические обоснования, поэтому мы оперируем таким понятием, как     
предварительная стоимость проектов, - так вот, предварительная стоимость        
проекта строительства Камбаратинской ГЭС и линий электропередачи оценивается    
в 64 миллиарда рублей, Верхне-Нарынского каскада - в 25 миллиардов рублей.      
                                                                                
Реализация этих проектов построена практически по одному принципу.              
Уполномоченные организации сторон - с нашей стороны я эти организации назвал,   
со стороны Киргизской Республики в качестве таковой выступает открытое          
акционерное общество "Электрические станции" - на паритетных основах, 50 на     
50 процентов, создают два совместных предприятия в форме закрытых акционерных   
обществ, которые и будут реализовывать этот замысел, при этом за российской     
стороной закрепляется обязательство обеспечить привлечение закрытыми            
акционерными обществами заёмных средств для реализации проектов.                
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что средства федерального бюджета для реализации этих         
проектов не используются и не планируются к использованию, с российской         
стороны использоваться будут собственные средства хозяйствующих субъектов, а    
также заёмные средства. Условия привлечения заёмных средств различаются,        
собственно говоря, они детализируются в названных соглашениях, поэтому было     
одномоментно подписано два соглашения.                                          
                                                                                
Киргизская сторона в качестве вклада в свои уполномоченные организации, в       
уставный капитал совместных предприятий вносит права пользования земельными     
участками, отведёнными под строительство станций, а также другие активы, в      
том числе нематериальные, в размере 50 процентов от стоимости реализации        
проектов.                                                                       
                                                                                
Важно отметить, что на период окупаемости проектов за российской стороной       
закрепляется стратегическое и оперативное управление проектами, которое         
проявляется в том, что в органах управления - в советах директоров и в          
правлениях обоих хозяйственных обществ - большинство или преобладание           
закрепляется за представителями российской стороны.                             
                                                                                
Соглашение содержит ещё серьёзный перечень дополнительных гарантий в плане      
вкладываемых Российской Федерацией инвестиций в эти проекты. В частности, на    
проекты в соответствии с соглашениями предполагается распространить действие    
норм соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах -       
членах Евразийского экономического сообщества.                                  
                                                                                
Кроме того, на период действия соглашений киргизская сторона освобождает от     
налогов и сборов работу этих совместных предприятий, гарантирует неухудшение    
налогового режима, предоставляет закрытым акционерным обществам                 
беспрепятственный доступ к действующим, строящимся и запланированным к          
строительству сетевым объектам на территории Киргизской Республики.             
Закрепляется также право экспорта вырабатываемой электроэнергии по свободным    
рыночным ценам не ниже тех, которые установлены внутри Киргизской Республики.   
                                                                                
В случае если действие соглашений будет прекращено, состоится передача доли     
уполномоченной организации российской стороны в совместном предприятии в        
собственность уполномоченной организации киргизской стороны, такая передача     
предусмотрена соглашениями. При этом киргизская сторона берёт на себя           
обязательства возместить затраты, понесённые российской стороной и её           
уполномоченной организацией в рамках реализации проектов.                       
                                                                                
Соглашения заключаются на неопределённый срок и вступают в силу с даты          
получения в письменной форме по дипломатическим каналам последнего              
уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур,              
необходимых для вступления в силу названных соглашений. Сейчас они временно     
применяются; срок временного применения соглашений отсчитывается от 21          
октября, то есть по истечении тридцати дней с даты их подписания.               
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что реализация положений федеральных законов о ратификации    
названных соглашений не повлечёт дополнительных расходов федерального           
бюджета, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения споров в       
международном арбитраже, как это предусмотрено статьями названных соглашений.   
                                                                                
Для справки: киргизская сторона завершила выполнение внутригосударственных      
процедур, необходимых для вступлений соглашений в силу.                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонид Эдуардович Слуцкий, пожалуйста.                                          
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Юрий Петрович настолько     
подробно рассказал о вынесенных на ратификацию соглашениях, что нет             
необходимости долго выступать.                                                  
                                                                                
Действительно, Камбаратинская ГЭС-1 и Верхне-Нарынский каскад                   
гидроэлектростанций вместе составляют на сегодня наиболее инфраструктурно       
значимый проект в области гидроэнергетики на евразийском пространстве.          
                                                                                
Следует отметить, что киргизской стороной обеспечена соответствующая защита     
инвестиций на этапе реализации проектов. Добавлю: киргизская сторона            
обеспечивает только беспрепятственный экспорт вырабатываемой электрической      
энергии по свободным ценам. На срок окупаемости инвестиций Кыргызстан           
освобождает совместное предприятие от налога на имущество и земельного налога   
в случае реализации одного и другого проекта.                                   
                                                                                
Учитывая глубокую проработку данных проектов с обеих сторон и то, что эти       
соглашения уже временно применяются с момента подписания, хотел бы пожелать     
компании "РусГидро" и нашим гидроэнергетикам успешной реализации этих мощных    
и очень важных проектов и предложить Государственной Думе поддержать            
ратификацию данных соглашений.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие есть вопросы, коллеги? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, в технико-экономическом           
обосновании какая планируется отпускная стоимость одного киловатт-часа          
электроэнергии?                                                                 
                                                                                
И ещё: в соглашении предусмотрено участие организаций третьих стран, это        
написано просто так или какие-то страны всё-таки планируется привлекать для     
реализации проекта?                                                             
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Владимир Иванович, технико-экономическое обоснование пока не     
готово, но тем не менее в предварительном порядке стоимость одного              
киловатт-часа планируется в размере 9,55 цента.                                 
                                                                                
Что касается привлечения третьих стран, то это не исключено. Вместе с тем оба   
соглашения закрепляют преимущественное право киргизских и российских            
организаций на привлечение к этой работе.                                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Петрович, не могли бы вы коснуться ещё одного       
аспекта данного вопроса - отношения Узбекистана к данной проблеме? В            
средствах массовой информации просочилась информация о том, что Узбекистан      
крайне недоволен вот этими гидросооружениями, поскольку эти реки текут потом    
туда, высказывается обеспокоенность в связи с этим. Как я понял, эта тема       
была даже предметом обсуждения президентами.                                    
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Анатолий Евгеньевич. Действительно, я не      
могу причислить Узбекистан к числу активных сторонников этого проекта. Вместе   
с тем хочу отметить, что узбекистанские коллеги объявили о том, что они         
входят в состав четырёхсторонней рабочей группы, которая занимается             
разработкой деталей реализации этих проектов, наряду с Российской Федерацией,   
Киргизией и Республикой Казахстан. Ведётся обсуждение деталей этих проектов.    
                                                                                
Что касается последствий для Республики Узбекистан, то, по мнению технических   
специалистов, строительство этого каскада на реке Нарын, наоборот, скажется     
позитивно на проблеме водопользования в Центральной Азии. Поясню детали.        
Сегодня там работает Токтогульская ГЭС, наиболее крупная, располагающаяся       
также на реке Нарын, где создаётся огромный объём запасов воды, и в зимнее      
время, когда требуется больше электроэнергии, эта вода срабатывается и          
соответственно поступает в Узбекистан тогда, когда она не нужна, а в летнее     
время её нет. Так вот, появление новых гидроэлектростанций выше Токтогула на    
реке Нарын эту ситуацию сглаживает, и, на наш взгляд, это как раз в интересах   
Узбекистана. Не могу не напомнить, что сам проект разрабатывался ещё в          
советское время среднеазиатским отделением соответствующей организации, более   
того, проектировался ташкентской организацией.                                  
                                                                                
При этом хочу подчеркнуть, что Российская Федерация согласна с тезисом о        
проведении международной экспертизы этого проекта, сейчас уже отрабатываются    
детали, и в случае проведения таковой - а мы рассчитываем, что она будет        
проведена, - всем заинтересованным сторонам будут представлены подробнейшие     
выкладки, свидетельствующие об отсутствии ущерба и о позитивных сторонах        
строительства ГЭС.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Юрий Петрович и уважаемые коллеги! Я хотел бы          
обратить внимание на то, что речь идёт о строительстве не одной                 
электростанции, а каскада электростанций, пункт 6 повестки дня. В связи с       
этим первый вопрос: сколько электростанций мы должны будем там построить и      
сколько на это потребуется денег?                                               
                                                                                
И второй вопрос. Деньги любят счёт, народные деньги - вдвойне. Рассматривали    
ли вы альтернативу не строить на их территории электростанцию, а построить у    
нас в России электростанцию, тепловую или другую, и им поставлять               
электроэнергию? Чем строительство электростанции в Киргизии лучше поставки им   
нашей электроэнергии? По-моему, второй вариант выгоднее экономически и          
политически.                                                                    
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Владимир Николаевич, спасибо за вопросы. Во-первых, всего        
предполагается пять гидроэлектростанций. Поименую их: Камбаратинская ГЭС-1      
плюс линия электропередачи, я это упоминал, это первый проект; проект второй    
- это гидроэлектростанции Акбулунская ГЭС и Нарынские ГЭС-1, ГЭС-2 и ГЭС-3.     
Итого пять гидроэлектростанций. Предварительная стоимость строительства по      
первому проекту составляет 64 миллиарда рублей - это гидроэлектростанция и      
линия электропередачи, по второму проекту - 25 миллиардов рублей. Это разные    
по мощности и по возможностям гидроэлектростанции.                              
                                                                                
Теперь что касается места строительства. Мы считаем, что место строительства    
крайне интересно для Российской Федерации. Во-первых, используется              
гидроэнергетический потенциал, которого в Российской Федерации не так много,    
а в Киргизии он мало освоен. Во-вторых, объединённая энергосистема              
Центральной Азии и единая энергосистема Российской Федерации работают в         
синхронном режиме, поэтому сегодня, когда идёт пиковый спрос на                 
электроэнергию, происходит отбор электроэнергии из российской системы в         
центральноазиатскую. Строительство гидроэлектростанций на территории Киргизии   
позволит решить эту проблему и обеспечить баланс электроэнергии во всём этом    
огромном регионе. Кроме того, напоминаю о возможностях экспорта, который        
будут вести по существу российские организации, российские участники этих       
проектов, поэтому с точки зрения геоэкономической и, если можно сказать,        
геополитической эти проекты для России выгодны.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Юрий Петрович, российская сторона обеспечивает привлечение       
целевого финансирования строительства Камбаратинской ГЭС-1, и стоимость         
привлечённого финансирования равняется 2,5 процента годовых. К вам вопрос,      
как к заместителю министра энергетики: а когда наши-то энергетики смогут        
иметь доступ к финансовым ресурсам такого объёма? По рейтингам в части          
строительства, в части электроснабжения наша страна на последних местах         
находится - ну обеспечьте доступ нашим средним предприятиям! Я не говорю о      
монстрах, там, думаю, вопрос о льготном финансировании решается, но дайте       
построить генерирующие мощности в городах, в крупных городах. Большая           
проблема с подключением и, как следствие, с объёмом строительства, о котором    
говорят постоянно первые лица государства.                                      
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Дмитрий Иванович. Вопрос этот глубокий и                
многоаспектный. Думаю, что в рамках обсуждения киргизского досье, наверное,     
сложно будет на него дать подробный ответ, но хочу сказать, что рамках          
документов, которые разрабатываются в Министерстве энергетики, - напомню: это   
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в Российской            
Федерации до 2030 года, Энергетическая стратегия России на период до 2030       
года и другие документы - вопросы финансирования новых строек, безусловно,      
обсуждаются, и понятно, что главный вектор - обеспечить доступными              
финансовыми ресурсами тех, кто собирается эти проекты и стройки                 
реализовывать. Всё течёт и все изменяется, поэтому призываю на сегодняшнюю      
картину не равняться. Что касается киргизского проекта, то в силу упомянутых    
мною чуть ранее геоэкономических интересов здесь такие заложены                 
обязательства.                                                                  
                                                                                
Понятно, что все эти проекты рассматривались в виде единого пакета              
документов, поэтому для того, чтобы получить доступ к потенциалу, о котором я   
уже упоминал, Российская Федерация пошла на то, чтобы нашим партнёрам           
предложить такие условия финансового обеспечения.                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Юрий Петрович, как говорят, только бизнес, ничего личного. Вот вы, Минэнерго,   
имеете отношение к различного рода бизнес-сделкам? Я хочу напомнить одну из     
недавних - это развод акционеров "ТНК - ВР": там были доли 50 на 50, а если я   
не ошибаюсь, Президент России говорил, что 50 на 50 - это очень плохая схема,   
обязательно у одного из акционеров должен быть контрольный пакет, и мы          
помним, как расходились частные акционеры и "ВР". Вы идёте опять по той же      
схеме, наступаете на те же грабли - вот что это, политическая необходимость     
или всё-таки неучёт бизнес-реалий? Или политический аспект для вас важнее,      
нежели чисто коммерческий, экономический?                                       
                                                                                
И в этой связи ещё раз хотел бы уточнить по заёмному финансированию: если       
окупаемость пятнадцать лет, то кто обеспечивает финансирование, какие банки?    
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Александр Георгиевич, спасибо за вопросы. Что касается первой    
части, схемы учредительства "50 на 50", то этот вопрос касается только          
учредительства, а в докладе своём я говорил: стороны договорились - это         
зафиксировано в соглашениях - о том, что стратегическое оперативное             
управление будет закрепляться за российской стороной на срок окупаемости        
проекта. Это достигается через численное превалирование представителей          
российской стороны в органах управления обоих закрытых акционерных обществ,     
обоих совместных предприятий. Кроме того, киргизская сторона передаёт в         
качестве залога российским финансирующим организациям акции этих акционерных    
обществ. В итоге, как нам кажется, достигается управляемость этих проектов,     
их реализуемость, возрастает набор гарантий для их окупаемости.                 
                                                                                
Что касается привлекаемых банков. На сегодняшний день идёт серия консультаций   
в российском правительстве с потенциально заинтересованными банковскими         
структурами, в качестве таковых могу упомянуть госкорпорации "ВЭБ" и "ВТБ" -    
эти структуры участвуют в переговорах, и мы рассчитываем, что они пойдут на     
финансирование этих проектов.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Николаева Москалькова.                                                  
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, какова судьба   
соглашений между Россией и Кыргызстаном по этому же вопросу, о строительстве    
Камбаратинской ГЭС-1, от 9 октября 2008 года и от 3 февраля 2009 года, -        
выделялись ли средства, составлялась ли сметная документация и почему на том    
этапе мы не смогли реализовать этот проект?                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Татьяна Николаевна. Как раз в одном из        
соглашений и указывается, что с момента его вступления в силу положения         
упомянутых вами межправительственных документов прекращают своё действие.       
Причина, в общем-то, тривиальная: несмотря на то что эти документы в прошлом    
были подписаны, не было такого системного, пакетного подхода к киргизскому      
досье, проект Камбаратинской ГЭС-1 в практическую плоскость не перерастал,      
поэтому на тот момент не готовились сметы, не готовилось                        
технико-экономическое обоснование, не было других проработок. Предлагаемая      
сейчас схема полностью устраивает киргизских партнёров, устраивает и наших      
экономоператоров - хозяйствующие субъекты, и мы надеемся, что степень           
реализуемости этих проектов высока.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, скажите, есть ли в соглашении положение, обязывающее   
ЗАО проводить независимую экологическую экспертизу на предмет его воздействия   
на окружающую среду и экологию? И вообще, в соглашении сказано, что действуют   
экологические законы Киргизии, а как это будет отражаться на экологии России?   
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое, Евдокия Ивановна. Конечно, такие нормы          
предусмотрены, они предусмотрены при подготовке технико-экономических           
обоснований, к проработке которых оба совместных предприятия фактически уже     
приступили, проведя конкурсы.                                                   
                                                                                
Что касается законодательства Киргизской Республики в привязке к конкурсам.     
Вот как раз конкурс на подготовку технико-экономического обоснования и          
проводился по киргизскому законодательству - победили российские структуры.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Петровичу.                                                 
                                                                                
Безусловно, здесь уже звучало, что во времена Советского Союза очень много      
помогали безвозмездно, долги списывали. Ну что? Это плохо, и мы поняли, что     
это плохо, когда страна развалилась и когда центр России превратился в сплошь   
кособокие домики, и вот там до сих пор живут люди, а все окраины наши           
довольно престижны, поэтому вопросы следующие: скажите конкретно, на чьи        
деньги это будет строиться, что мы - при отсутствии земельного налога и         
других налогов - будем иметь в собственности и что будет в случае, если         
отношения у нас испортятся - потеряем ли мы то, что вложили, или всё-таки       
сумеем это вернуть?                                                             
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Тамара Васильевна. Хочу сказать, что строительство      
этих объектов будет осуществляться за счёт средств российской стороны, при      
этом подчёркиваю: под средствами российской стороны понимаются не бюджетные     
средства, а средства хозяйственных обществ, а также заёмные, привлечённые       
ресурсы. Административные власти будут способствовать этим процессам.           
                                                                                
Что касается того, что мы получим по факту. Мы получим серьёзные работающие     
гидроэнергетические объекты, которые позволят сбалансировать энергобаланс в     
регионе Центральной Азии и Российской Федерации. Мы получим серьёзный           
экспортный ресурс по поставкам электроэнергии на юг, я не упоминал об этом,     
но многие наверняка слышали о проекте "Центральная Азия - Южная Азия"           
(CASA-1000), речь идёт о Таджикистане, Афганистане, Пакистане. Мы получим       
мощные, серьёзные производственные площадки для присутствия в                   
Центрально-Азиатском регионе, в такой чувствительной точке, как Киргизская      
Республика.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович, спасибо, Леонид Эдуардович.       
                                                                                
Прошу записаться на выступления, после этого сделаем перерыв.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3564 по 3697 из 6506
Коллеги, у нас есть ещё немного времени, и мы возвращаемся к обсуждению         
пунктов 5 и 6 порядка работы.                                                   
                                                                                
Выступления. Первым выступает Дмитрий Иванович Савельев.                        
                                                                                
Включите микрофон Дмитрию Ивановичу Савельеву.                                  
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Я коротко, у нас от фракции Владимир Анатольевич        
выступит.                                                                       
                                                                                
Все вопросы, касающиеся Киргизии, которые мы рассматривали, - они все           
взаимосвязаны: с одной стороны, предлагается простить более 430 миллионов       
долларов, с другой стороны, мы принимаем участие в строительстве                
гидроэлектростанций, но там срок окупаемости проекта пятнадцать лет             
назывался, по-моему, а далее мы, по большому счёту, утрачиваем свои позиции,    
я имею в виду, что Россия утрачивает свои позиции в руководящих органах         
заявленного проекта. Ну как-то это не стыкуется: за что прощаете-то?            
                                                                                
Владимир Вольфович говорил сегодня, что ничего взамен не получили, а это        
могла быть курортная зона - Иссык-Куль, это авиабаза обязательно! Если мы,      
Россия, вкладываемся в строительство гидроэлектростанций и иных объектов на     
территории Киргизии, то нужно наращивать и военное присутствие в обязательном   
порядке, чтобы защищать свои инвестиции! Там сегодня одни сидят, завтра         
другое правительство придёт - передумают, всё расторгнут, а если будут на       
авиабазе "Манас" наши самолёты, а не американские и наш спецназ будет стоять    
сухопутный - вот тут уже другой разговор будет, другой разговор совершенно!     
                                                                                
Ну нельзя так подходить к вопросу, нельзя так поступать! Мы прекрасно           
понимаем, что киргизы наверняка дают понять, что, дескать, если не мы, так      
американцы, или англичане, или французы - иные государства дадут денег, но      
это какая-то странная торговля: дружба в обмен на деньги! И при этом они не     
дают гарантий, то есть мы пятнадцать лет там находимся, проект окупается, а     
дальше мы возвращаемся на позицию, мягко говоря, исходную. Ну, такая позиция    
совершенно неразумна, на наш взгляд!                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Овсянников Владимир Анатольевич.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
В принципе сегодня достаточно хорошо "помыли кости" данному блоку               
ратификационных соглашений. Депутаты высказали своё мнение по поводу того,      
доколе мы будем страдать большевизмом, то есть опять забывать о чисто своих     
национальных, государственных интересах, и когда начнём пропагандировать        
национальную политику нормального эгоизма, а то вот опять прощаем, опять        
даём, опять строим!                                                             
                                                                                
Вот здесь, в самом соглашении, есть интересный момент: написано, что            
киргизская сторона в случае прекращения действия настоящего соглашения          
обязуется компенсировать понесённые российской стороной и её уполномоченной     
организацией затраты. Интересно, а чем компенсировать, если это заранее не      
заложено, в том числе и то, что касается урана, и то, что касается озера,       
уникального по своей структуре и по своей привлекательности?!                   
                                                                                
Дальше. Во втором соглашении, по каскаду, написано, что киргизская сторона      
вкладывает в числе прочего нематериальные активы. Какие интеллектуальные        
наработки, достойные того, чтобы что-то компенсировать российской стороне,      
есть у Киргизии - что, может быть, разработали какую-то программу освоения      
Марса либо ещё что-то?!                                                         
                                                                                
Конечно, пора всё-таки уходить от тактики бездумного раскидывания финансовых    
средств, в которых очень нуждается наша страна, особенно глубинка. Вот на       
Алтае - не так давно опубликовали в Интернете - уже стали шить штаны из         
мешковины, варят и едят комбикорм, то есть докатились! А мы опять начинаем      
строить - ну, не космодромы, так гидроэлектростанции, и куда пойдёт эта         
электроэнергия, тоже понятно: куда угодно, только не на нашу территорию, не     
для нашей пользы. Случись какой-нибудь конфликт, в преддверии которого,         
собственно говоря, живут все страны мира, - всё-таки, видимо, третья мировая    
неизбежна, она уже давно закрутилась в своём вихре и потихоньку начинает        
втягивать в него страны одну за другой, - и, опять же, кому всё это             
достанется?!                                                                    
                                                                                
Поэтому, безусловно, все эти подачки "братьям", как и в советскую эпоху...      
Братья они до той поры, пока им что-то дают, а как только попытаемся что-то     
взять, так сказать, в обратную сторону - всё, мы никакие не братья, а           
оккупанты! Ведь до сих пор после развала Союза несколько миллионов беженцев,    
и до сих пор русские люди не могут спокойно жить на, казалось бы, своих         
обжитых, уютных территориях в бывших союзных республиках!                       
                                                                                
А вот интересно, есть примеры, чтобы в обратку... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Я от фракции, и я уже заканчиваю.                              
                                                                                
Вот нам-то хоть кто-то что-то когда-то давал?! Таких примеров никто и никогда   
не сможет привести, поэтому давайте немножко больше думать о себе. Когда        
переизбыток денег и всего остального, тогда, как говорится, чего жадничать,     
тогда другой разговор, а когда у самих дефицит бюджета, когда у самих не до     
конца своей собственной электроэнергией напитаны свои собственные регионы со    
времени введения плана ГОЭЛРО Владимира Ильича Ленина... Ну давайте посмотрим   
в сторону своих берегов, своих областей, а уж потом будем что-то изобретать     
от скуки на территориях сопредельных государств!                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич.                            
                                                                                
Лебедев Олег Владимирович.                                                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, в принципе        
спасибо выступившим до меня коллегам - много критики, порой здоровой, но я      
хочу сказать, что не надо забывать, что, помимо экономических вопросов, есть    
ещё политические вопросы, геополитические вопросы, вопросы безопасности         
нашего государства. В своём выступлении по предыдущему соглашению, которое      
было связано тоже с Киргизской Республикой, я уже говорил: в принципе очень     
достойные были ответы, правильные и достаточно понятные, толковые слова были    
сказаны заместителем министра энергетики Юрием Петровичем Сентюриным, я ему     
за это благодарен, потому что понятна и экономическая составляющая, и           
политическая. На самом деле я единственное могу сказать: в целом слушания по    
связям и развитию отношений с Киргизской Республикой, по большому счёту,        
должны были быть, на мой взгляд, закрытыми, потому что о многих вещах,          
которые касаются внешней политики нашего государства, не всегда можно сказать   
в открытом режиме. И представители комитета, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - мы в   
достаточно полном объёме знаем все эти нюансы, поэтому фракция "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ" будет поддерживать ратификацию данных соглашений.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.                               
                                                                                
Есть ли необходимость в заключительном слове?                                   
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович. Если можно, коротко.                                 
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. У меня только слова благодарности за состоявшуюся дискуссию,     
за понимание, с которым коллеги отнеслись к предлагаемому на ратификацию        
материалу. Спасибо большое!                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроекты, обозначенные под пунктами 5 и 6, на "час голосования".   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4931 по 4967 из 6506
5-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между           
Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о    
строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
6-й пункт повестки, проект федерального закона "О ратификации Соглашения        
между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской           
Республики о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарынского каскада             
гидроэлектростанций".                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.