Заседание № 134
27.06.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 253843-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 14 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (в части обеспечения возможности уточнения сведений, содержащихся в регистре).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4199 по 4407 из 5525
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 14 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства первого заместителя министра финансов Российской Федерации Леонида Владимировича Горнина. Пожалуйста. ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в целях обеспечения возможности получения физическим лицом сведений о себе из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, ранее 1 января 2026 года, то есть того срока, который сейчас зафиксирован в действующей редакции закона. Перенос срока предоставления физическому лицу сведений о себе из регистра населения позволит физическим лицам с более раннего срока использовать сведения из регистра населения при получении государственных и муниципальных услуг, а также принять участие в повышении качества данных регистра населения. Вносимые законопроектом изменения позволят повысить, безусловно, качество сведений, содержащихся в регистре населения, за счёт обеспечения возможности изменения таких сведений по обращению непосредственно самого физического лица с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Имеется согласование законопроекта с ГПУ Президента Российской Федерации. Прошу поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Антона Олеговича Ткачёва. Пожалуйста. ТКАЧЁВ А. О., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Докладчик в целом доложил об общей концепции, хотелось бы заострить внимание на некоторых моментах, в отношении которых комитет хотел бы, чтобы ко второму чтению были внесены поправки. В проекте федерального закона необходимо всё-таки установить возможность внесения изменения в запись федерального регистра с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а не только единого портала госуслуг, ну и, соответственно, кроме того, определить уполномоченный орган исполнительной власти, который будет утверждать форму и требования к обращению физического лица для изменения соответствующих сведений. Высказанные предложения могут быть учтены при доработке ко второму чтению, и с учётом изложенного комитет рекомендует поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Леонид Владимирович, согласно законопроекту граждане путём направления обращения через госуслуги могут изменить сведения о себе в этом едином информационном регистре. Опять же порядок и сроки обработки обращения определяются правительством. При наличии неверных или неточных сведений гражданин может столкнуться с рядом трудностей, а ведь регистр призван в первую очередь упростить оказание государственных и муниципальных услуг. Вот насколько оперативно граждане могут внести изменение в регистр? И есть ли понимание сроков, которые, как предполагается, будет устанавливать правительство? ГОРНИН Л. В. Спасибо за вопрос. В действительности непосредственно порядок будет утверждаться актом правительства, постановлением Правительства Российской Федерации. Условно сроки можем обсудить, но сейчас планируется срок до 30 дней. Безусловно, возможно сократить, существенно сократить сроки с учётом возможностей в целом информационной системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Леонид Владимирович, скажите, а были ли случаи утечек информации из этого единого регистра? Информация часто утекает, и людей очень часто тревожит эта ситуация. Если он будет единый и настолько полноценный, что в нём будут прямо вот все-все-все сведения, то, естественно, утечка какой-либо информации из него будет, наверное, очень болезненной. ГОРНИН Л. В. Безусловно, любая утечка персональных данных болезненна. Хочу подтвердить, что это в действительности государственная информационная система с соответствующими сертификатами, с соответствующими аттестатами, ну, и она, безусловно, подконтрольна специальным службам, в чьих полномочиях находится соответствующий вопрос. Насколько я знаю, на сегодняшний момент утечек из ГИС не было, насколько известно Минфину России... Можно, безусловно, поставить соответствующий вопрос, но таких данных у меня нет. Кроме того, тот комплекс мероприятий, который всегда осуществляется в рамках сохранности персональных данных, будет, безусловно, реализовываться, как и сейчас. Ну, у нас и сейчас работают соответствующие информационные системы и в налоговой службе, и в системе МВД, которые призваны в первую очередь предоставить более качественные и быстрые по времени услуги в рамках государственных и муниципальных услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Владимирович, вот с прошлого года действует новый порядок регистрации договоров перехода прав собственности. Теперь в договоре не ставится отметка регистратора с подтверждением права собственности, подтверждением служит выписка из ЕГРН в виде таблицы. Проверить достоверность подобных документов самостоятельно, без запроса в Росреестр, просто невозможно, а в Росреестре хранятся только сканированные копии без отметки о регистрации. Как вы относитесь к предложению вернуть отметку о регистрации на договор, чтобы избежать злоупотреблений или даже преступлений в этой сфере? ГОРНИН Л. В. Ну, безусловно, надо посмотреть. Я хотел бы сразу отметить, что данная редакция законопроекта не регулирует данный вопрос напрямую. Ну, наверное, можно, в общем-то, вернуться к рассмотрению вопроса в части регистрации прав граждан на соответствующее имущество. Но, повторяю, данный законопроект не регулирует данный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Леонид Владимирович, закону, поправки в который вы вносите, уже три года. То есть три года назад мы создали единый федеральный информационный регистр - можно подводить какие-то итоги. Тогда скажите, пожалуйста, а зачем мы принимали закон о том, чтобы создать единый реестр военнообязанных? Кроме того, с января текущего года начала действовать норма о едином социальном пособии (выплате), гражданин может получить информацию о себе, зайдя на единый портал госуслуг. Но столько отказов - информация устарела! Хорошо, вы сказали о том, что не утекала эта информация, но она и не обновлялась, следовательно, система эта несовершенна. Какова реальная и оправданная потребность государства в создании такой единой базы данных? Ну, здесь будут данные о каждом из нас, мнения людей, правда, не спросили и тогда, когда в 2020 году принимали закон, и сейчас, когда вы вносите поправки. И всё-таки какие есть дополнительные гарантии защиты персональных данных, а также каков механизм ответственности?.. (Микрофон отключён.) ГОРНИН Л. В. Ну, я ещё раз хотел бы подтвердить, что, в общем-то, данный законопроект регулирует вопросы, связанные с единым реестром сведений о населении. Мы как раз переходим от разрозненных информационных систем, которые находятся в системе или в контуре, в IT-контуре МВД, специальных служб, в том числе налоговой службы, к единому реестру. Ну, безусловно, есть вопросы, особенно сейчас они актуальны, в части IT-безопасности - данный законопроект этот вопрос, особенно об ответственности, не регулирует. Другие законы, в общем-то, купируют вопросы, связанные с безопасностью и мерами ответственности, это и административный кодекс, и уголовное законодательство. Здесь нужно посмотреть, насколько пропорционально мы можем поставить соответствующие барьеры в соответствующих актах. Но абсолютно очевидно, что единый реестр сведений о населении - он будет единым и неразрозненным, - безусловно, повысит эффективность в вопросах, связанных с безопасностью, в том числе повысит скорость предоставления информационных услуг в рамках исполнения государственных и муниципальных полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Леонид Владимирович, у меня, скорее всего, не вопрос, а реплика. У нас на территории Российской Федерации достаточно много населённых пунктов, где нет вообще никакой связи, в том числе и сотовой. Понятно, что жители данных населённых пунктов лишены возможности пользоваться услугами, про которые мы говорим, в том числе услугами МФЦ, тому подобным. Им надо несколько часов ехать до населённых пунктов, где можно воспользоваться этими услугами. Я уже не буду спрашивать, тем более у вас, сколько таких населённых пунктов, какие меры и так далее. Я просто к тому, что и мы, и вы должны об этом постоянно помнить и быть нацеленными на решение этой проблемы, чтобы обеспечить гражданам Российской Федерации нормальную связь, в том числе и сотовую, чтобы они пользовались всеми теми продуктами и услугами, которые мы здесь обсуждаем. ГОРНИН Л. В. Ну, наверное, не секрет, что в действительности у нас не стопроцентный охват широкополосным Интернетом и не везде можно воспользоваться соответствующими государственными и муниципальными услугами. Но, в общем-то, законопроект не запрещает гражданину в обычном формате, как он привык, обратиться в соответствующие органы, в МФЦ, которые есть в ближайших населённых пунктах, с тем чтобы получить государственную или муниципальную услугу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 14 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 48 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.