Заседание № 160
21.04.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 253244-4 "О внесении изменения в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8393 по 8567 из 9681
Пункт 32. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Геннадьевна Зленко. Пожалуйста. ЗЛЕНКО Е. Г., представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части реализации государственной политики в сфере предупреждения наркомании и токсикомании и организации межмуниципальных программ и проектов по предупреждению наркомании и токсикомании. Уверена, что вы знакомы с наркоситуацией в стране, и поэтому назову буквально несколько цифр, которые её характеризуют. По экспертным оценкам, сегодня количество лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, составляет свыше шести миллионов человек, из них 62,4 процента составляют лица в возрасте до тридцати лет. Наряду с ростом злоупотребления наркотиками серьёзную тревогу сегодня у депутатов вызывает и преступность, связанная с их незаконным оборотом. В 2005 году по России зарегистрировано свыше ста семидесяти пяти тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Увеличивается изъятие наркотиков из незаконного оборота. Если в 2003 году в целом по России было изъято 54 тонны данных средств, то в 2005 году - свыше 138 тонн, что в два с половиной раза больше. Наркомания и незаконный оборот наркотических средств сегодня приобрели масштабы, действительно угрожающие национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня базовым звеном в осуществлении профилактической работы на федеральном уровне является федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы". Посмотрим общий объём финансирования данной программы - оно составляет всего 3 миллиарда на пять лет, в том числе на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений всего 955 миллионов рублей. То есть можно предположить, что на каждый субъект Российской Федерации придётся на пять лет всего по 10 миллионов рублей. Понятно, что ожидаемые результаты реализации данной программы - это сокращение масштабов незаконного употребления наркотических и психотропных веществ в Российской Федерации на 16-20 процентов, как указано в программе, и уменьшение количества потребителей данных средств на девятьсот пятьдесят - тысячу двести человек - возможны только при полноценной деятельности субъектов Российской Федерации в сфере профилактики наркомании. На сегодняшний день финансирование программы на уровне субъекта Федерации происходит только в шестнадцати субъектах, что, естественно, слишком мало для большой Российской Федерации. В то же время в свете реализации ряда федеральных законов обозначилась проблема, препятствующая повышению эффективности борьбы с наркоманией. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. При этом закон не регулирует отношения в сфере профилактики наркомании в Российской Федерации, и, соответственно, в нём не определены как субъекты профилактики и предупреждения, так и компетенция субъектов профилактики и предупреждения наркомании. В Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации в сфере профилактики наркомании также не прописаны. В целях реализации государственной политики в сфере оборота наркотических веществ и борьбы с наркопреступностью в соответствии с указами президента на Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков возложены задачи по координации работы всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, но в связи с вступлением в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (глава 11, статья 85, пункт 6) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти. По нашему мнению, если субъекты Российской Федерации не будут напрямую наделены полномочиями по реализации мероприятий в сфере предупреждения и профилактики наркомании, а соответственно, не смогут направлять средства на финансирование данных мероприятий, то для федеральных органов госнаркоконтроля станет серьёзной проблемой как сам процесс организации предупреждения, профилактики наркомании, так и борьба с ней. Принятие рассматриваемого сегодня проекта закона позволит осуществлять профилактику в сфере противодействия наркомании на территории всей Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Геннадьевна. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Льва Александровича Коршунова. Пожалуйста. КОРШУНОВ Л. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Артур Николаевич. Уважаемые депутаты Государственной Думы, наша коллега Елена Геннадьевна очень чётко изложила, какие поправки вносит Ямало-Ненецкий автономный округ. Бесспорно, эта тема является крайне актуальной. В соответствии с действующим законодательством государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту определяется федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ. В частности, в этом законе пункт 2 статьи 7 устанавливает, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах. И в соответствии со статьёй 6 - я это особенно подчёркиваю - субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 41 этого же закона субъектам Российской Федерации предоставлено право по своему усмотрению принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Статьёй 58 этого же закона органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и формы собственности, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Далее. Очень важно отметить следующий момент. В соответствии со статьей 26-3-1 федерального закона номер 184, в который мы в своё время внесли поправки законом № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 года, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26-3, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Таким образом, предлагаемые автором законодательной инициативы полномочия могут осуществляться органами государственной власти субъекта Российской Федерации без внесения изменений в статью 26-3 федерального закона № 184-ФЗ. Аналогичная точка зрения выражена в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, которое не поддерживает данный законопроект. Мне очень жаль, Артур Николаевич, но и наш Комитет по делам Федерации и региональной политике предлагает Государственной Думе отклонить рассматриваемый проект федерального закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А почему мне-то вы говорите, что жаль? Ямальцы и ненцы - близкие мне люди, это правильно, но... Есть вопросы к докладчику и к содокладчику? Есть желающие выступить? Елена Геннадьевна, вы будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста, очень коротко, а то, видите, меня уже обвиняют в симпатии к вам, я имею в виду к ямальцам и ненцам. ЗЛЕНКО Е. Г. Я думаю, мы учтём все замечания, которые высказаны сегодня депутатами, и продолжим работать в этом направлении, потому что идея очень правильная. Я думаю, что вы её поддерживаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильной дорогой идёте, всё правильно. Я прошу коллег определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 06 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 74 чел. Не голосовало 376 чел.83,6% Результат: не принято Не принимается.