Заседание № 132
О проекте федерального закона № 25321-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду и социальной политике обозначенный законопроект подготовлен к третьему чтению. Замечаний правового и лингвостилистического характера не имеется. Законопроект предполагает в случае принятия внесение изменений в пять федеральных законов с целью установления в пенсионном законодательстве норм, связанных с направлением средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. По мотивам! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович и Останина Нина Александровна. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 6. По мотивам голосования от фракции ЛДПР - Иванов. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, конечно, ни у кого в этом зале рука не поднимется, я думаю, проголосовать против данного законопроекта, поскольку мы просто обязаны обеспечивать наши семьи, которые имеют детей, всячески оказывать им поддержку. Это основной вопрос сейчас, потому что, как вы знаете, численность населения у нас катастрофически снижается. Некоторые наши молодые коллеги совершили автопробег не так давно, и по их глубокому убеждению, за Красноярском уже жизни нет, то есть население там встречается крайне редко. Действительно, очень важная тема, это, наверное, важнее, чем обороноспособность, экономическая активность и так далее, потому что не будет людей - стало быть, кто будет жить на такой огромной территории? Вместе с тем мы хотим сказать, что данный законопроект не учитывает - опять же, это не критика данного законопроекта, но надо идти дальше - предложения по улучшению демографической ситуации, которые мы озвучивали, что выплаты должны также включать в себя помощь матерям-одиночкам, которые сейчас находятся в не очень хорошем положении по отношению к полноценным семьям, им надо увеличивать, разумеется, государственную поддержку. Мы говорили о том, что огромное количество семей у нас в России хочет, но не может иметь детей, в отличие от тех, кто рожает детей и не в состоянии дать им ни нормального образования, ни нормального содержания. Почему государство не может направить те же самые семьи на искусственное оплодотворение, если они действительно хотят ребёнка и имеют возможность воспитывать этого ребёнка? И третий момент - это когда женщина (опять же, эта тема обсуждается действительно довольно широко) не может, не хочет по тем или иным причинам родить ребёнка. Вполне возможно ей предложить со стороны государства, так скажем, помощь: пусть она родит ребёнка, и государство ей заплатит деньги, если она не хочет его воспитывать. Таким образом, мы хоть в какой-то степени сможем демографическую ситуацию в нашей стране улучшить. Может быть, это не совсем, так скажем, популярные меры, может быть, у кого-то это вызовет отторжение, но, уважаемые коллеги, ещё раз говорю, что сто сорок три миллиона для такой огромной территории - это не население. В противном случае население нашей страны через какое-то время, уже по прогнозам тех же ооновских экспертов, сократится до такого количества людей, что просто-напросто пустые территории будут заселяться иностранцами даже без всякого объявления войны и не будет соблюдаться никакая территориальная целостность. Мы будем голосовать за данный законопроект, но просили бы всех наших коллег поддержать вот эти меры, которые мы предлагаем, потому что действительно есть возможность кардинально увеличить население нашей страны и оказать поддержку людям, которые хотят иметь детей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, следующее выступление по этому законопроекту - депутата Останиной. У нас остаётся двадцать секунд, поэтому я объявляю перерыв до 12.30. После "правительственного часа" продолжим обсуждение законопроектов третьего чтения.
Следующий вопрос. Останина Нина Александровна выступает по пункту 6. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я напоминаю, что речь идёт о законопроекте, который внесло правительство, причём сделало это правительство с большим опозданием - ровно на три года. Я напомню, что базовый закон мы принимали 29 декабря 2006 года, но без соответствующих механизмов реализации, они не были заложены в этом законопроекте. Ответы на вопросы, которые мы задавали тогда, в 2006 году, мы стали получать только сейчас, с внесением этого законопроекта. Можно, конечно, сказать, что нормы этого закона имеют, так сказать, отлагательный характер, поскольку он начинает действовать с 1 января 2010 года, но я хочу обратить ваше внимание на то, что финансирование этого закона началось уже в 2007 году. С 2007 года деньги благополучненько лежат в Пенсионном фонде. Только в 2009 году было выделено 44,3 миллиарда рублей, из них 26 миллиардов использовано на оплату ипотеки. А остальные деньги как использовал Пенсионный фонд? На этот вопрос мы ответа не получили. Я напомню вам, что согласно базовому закону средства материнского капитала можно было направить только по трём направлениям: на образование, на жильё и на улучшение пенсионного обслуживания. Хотелось бы мне увидеть ту женщину, которая, родив больного ребёнка, позаботилась бы о том, чтобы обеспечить себе пенсию. Мне кажется, что настал момент, когда необходимо поставить вопрос о расширении возможностей использования материнского капитала. Наша фракция уже обращала на это внимание и в качестве антикризисной меры предлагала начать использование этих средств уже в 2009 году. Более того, напомню вам, уважаемые коллеги, что на прошлой неделе, когда к нам приходил на отчёт министр финансов, он с гордостью говорил о том, что один миллион сто двадцать одна тысяча семей воспользовались средствами материнского капитала - двенадцатью тысячами рублей. О чём это говорит? Это говорит о том, что семьи живут в недостатке, что им уже сегодня нужны эти деньги. И двенадцать тысяч рублей проблем семьи, которая имеет детей, не решат, поэтому целесообразно было бы дать возможность самой семье решать, как использовать эти деньги, а не давать такое право Пенсионному фонду. Голосуя сегодня за этот закон, мы ещё раз обращаем внимание на нашу законодательную инициативу: дать возможность в натуральной величине использовать эти средства той семье, которая уже сегодня родила второго ребёнка. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект из пункта 6. Третье чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 21 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 25321-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (принят в первом чтении 4 июня 2008 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Ильдар Нуруллович Габдрахманов, пожалуйста. Предлагаю на минуту продлить заседание, если не успеем обсудить. ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект реализует право женщины на возможность использования материнского капитала для формирования своей будущей пенсии. Прошу приступить к рассмотрению таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 - сорок девять поправок, поддержанных комитетом. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принимается. Таблица 2 - три поправки. Ставится на голосование таблица 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 39 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 07 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принимается.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 25321-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к блоку "Социальная политика". Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Викторовича Воронина. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый на ваше рассмотрение законопроект носит кодифицирующий характер. Его целью является приведение пяти законов, регулирующих различные вопросы пенсионного обеспечения, в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", то есть с законом, который регулирует возможность направления средств или части средств материнского (семейного) капитала на накопительную часть трудовой пенсии. Естественно, что в связи с принятием закона, предусматривающего такую возможность, возникла как раз и необходимость внесения кодифицирующих поправок, реализующих данный закон, в ряд пенсионных законов, а именно в пять пенсионных законов: в закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", в закон "О негосударственных пенсионных фондах", в закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Предлагаемые в данном законопроекте поправки позволят в соответствующих законах чётко отрегулировать вопросы передачи из федерального бюджета средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, определят порядок ведения отдельного учёта этих средств и в системе персонифицированного учёта Пенсионного фонда Российской Федерации, и в управляющих компаниях, и в негосударственных пенсионных фондах, если матери, имеющие детей, выразят волеизъявление о передаче средств своего материнского (семейного) капитала в доверительное управление или в негосударственные пенсионные фонды. Также законопроект регулирует порядок открытия индивидуальных лицевых счетов тем матерям, которые ещё не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования, а вне зависимости от этого факта средства также могут быть ими направлены или вообще образовывать объём пенсионных накоплений. Открытие их счетов будет производиться на основании федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительную материальную поддержку семей, имеющих детей. Подробно регламентируется порядок направления по заявлению матери средств в управляющую компанию или в негосударственный пенсионный фонд, а также, что принципиально важно, возврата этих средств в Пенсионный фонд в том случае, если мать до их использования в виде накопительной части трудовой пенсии изъявит желание переадресовать данные средства на иные направления использования материнского (семейного) капитала, предусмотренные соответствующим законом. Ну и также фиксируются все вопросы, касающиеся отчётности перед регуляторами в части деятельности НПФ и управляющих компаний по распоряжению (инвестированию) этими средствами, и чётко фиксируется возможность включения средств материнского (семейного) капитала в пенсионные накопления. Просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я приглашаю на трибуну... А, с места будет делать содоклад заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Фарида Исмагиловна Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике в установленном Регламентом порядке рассмотрел данный законопроект и отмечает, что он носит кодифицирующий характер и распространяет нормы пяти законов в сфере пенсионного обеспечения на лиц, направивших средства материнского капитала на накопительную часть пенсии. Доклад официального представителя правительства заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Викторовича Воронина избавляет меня от необходимости изложения основных положений вносимых изменений. Следует лишь подчеркнуть, что комитету предстоит очень большая работа при подготовке законопроекта ко второму чтению, о чём свидетельствует заключение нашего комитета, профильного, - Комитета по делам семьи, женщин и детей, который в целом поддерживает данный законопроект. Кроме того, я хотела бы обратить внимание и коллег, и официального представителя правительства Юрия Викторовича Воронина на то, что мы имеем заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на восьми страницах. Кроме того, нужно будет также привести нормы данного законопроекта в соответствие с нормами законов, которые мы приняли, по дополнительному софинансированию накопительной части пенсий. И всё это предстоит нам подготовить и внести ко второму чтению. Мы получили отзывы ряда субъектов Российской Федерации, они также поддерживают данный законопроект. С учётом изложенного я прошу вас, коллеги, поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, депутат Шубина. ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к разработчику. Юрий Викторович, в заключении Комитета по вопросам семьи, женщин и детей отмечено, что в проекте закона не разрешается проблема, которая связана с механизмом распоряжения средствами материнского капитала в случае, если они вложены в накопительную часть трудовой пенсии, а человек, который вложил эти деньги, умер до назначения трудовой пенсии. Как инициатор данного законопроекта, вы полагаете, эту проблему можно разрешить при принятии законопроекта во втором чтении? Спасибо. ВОРОНИН Ю. В. На наш взгляд, данный вопрос исчерпывающе отрегулирован в законопроекте. Можно быть несогласным с таким подходом, поэтому вопрос при подготовке ко второму чтению будет подробно обсуждаться. Мы исходим из того, что это целевые средства, они предоставляются... Если использовано именно данное направление применения этих средств исключительно матерью... Если мать не сможет в силу тех печальных обстоятельств, о которых вы сказали, воспользоваться таким направлением использования средств, как отражение их в накопительной части своей пенсии, то иным лицам эти средства в такой форме, как пенсионные накопления, передаваться не должны. Поэтому оговаривается, что средства материнского (семейного) капитала не включаются в состав средств пенсионных накоплений в случае их выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц. У лиц, которые по закону могут как бы заместить, прийти на место матери при использовании средств пенсионного капитала, - это отец и в определённых случаях сам ребёнок - остаётся возможность использования этих средств на два других направления, которые предусмотрены законом, а именно на оплату обучения или на оплату жилья. Наша принципиальная позиция такова: на пенсионные накопления, носящие индивидуальный характер, эти средства использовать уже будет нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Также нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 08 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Результат: принято Принято.