Заседание № 145
О проекте федерального закона № 253077-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры закупки товаров (материалов и оборудования) при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Пожалуйста, Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги! Законопроект был принят в первом чтении в феврале этого года. Концептуально он направлен на совершенствование системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Субъектам Российской Федерации предоставляется право принимать решения о наделении регионального оператора полномочиями по самостоятельной закупке товаров, речь идёт о материалах, оборудовании, в том числе о высокотехнологичном оборудовании, которое необходимо для оказания услуг или выполнения работ по капремонту в многоквартирных домах. Ко второму чтению поступило 11 поправок, все они включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию; поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице № 1 есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 1. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Вячеслав Викторович, там в принципе поправки все такие, так сказать, комплексные, но всё-таки я прошу вынести на отдельное голосование поправки 1 и 4. Поясню почему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 1, кроме поправок 1 и 4. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 27 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, кроме поправок 1 и 4. Пожалуйста, по поправке 1... Или вы сразу по двум? Сразу по двум. По поправкам 1 и 4 обоснование, пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые депутаты, дело в том, что в рамках поправок ко второму чтению появился ряд новелл, хотелось бы получить соответствующие пояснения и потом уже проголосовать. Первое, что такое "высокотехнологичное оборудование"? Определения, к сожалению, нет, нигде не даётся. Почему оно выделено, с чем это связано? И почему его надо закупать централизованно региональному оператору? Второе, это более спорный момент. Возможность использования средств, ну, по большому счёту, собственников, которые они доверили региональному оператору, на погашение кредитов, которые возьмёт региональный оператор для закупки товаров или вот этого высокотехнологичного оборудования, - тоже непонятная новелла. Зачем региональный оператор будет, ну, фактически в долги загонять собственников, закупая какое-то оборудование по непонятным механизмам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета по поправкам 1 и 4. ПАХОМОВ С. А. Коллеги, ну, первое, под высокотехнологичным оборудованием в первую очередь подразумевается лифтовое оборудование. Сегодня у нас есть такая проблема, регионы сигнализируют нам об этом: подрядчики устанавливают лифтовое оборудование, отвечающее нормам безопасности, но не всегда отвечающее требованиям к качеству. Так что в первую очередь речь идёт о лифтовом оборудовании. И ещё раз повторю, это право, это не обязанность, это право: если регион готов к этому, он может этим правом воспользоваться. Второе, эта поправка в основном даже больше техническая. В перечне того, на что фонд капитального ремонта может тратить средства, такой строки, как оплата товаров, материалов и услуг, просто не существует. Но ещё раз повторю, это важно: это право региона. Если регион готов, если фонд капитального ремонта, который находится в собственности региона, готов к этой работе, тогда регион имеет возможность передать по чётко установленным правилам такие полномочия оператору; естественно, ответственность лежит в целом на регионе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок № 1. Кто за? Комитет просит поддержать данную поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 47 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается поправка 1 из таблицы поправок № 1. Ставится на голосование поправка 4. Комитет просит её поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 20 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается поправка 4. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 12-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 55 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект будет к завтрашнему дню готов к рассмотрению в третьем чтении, поэтому просьба поставить его на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше предложение, Сергей Александрович, завтра будем рассматривать.
Заседание № 100
О проекте федерального закона № 253077-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования процедуры закупки товаров (материалов и оборудования) при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Тогда пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Доклад Анатолия Борисовича Выборного. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен проект федерального закона, который направлен на совершенствование системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. С этой целью предлагается наделить региональных операторов капитального ремонта правом закупки материалов и оборудования, которые будут использованы для проведения капитального ремонта, а также наделить региональных операторов капитального ремонта правом использовать для этих целей средства собственников помещений. В итоге в случае принятия данного проекта федерального закона региональный оператор капитального ремонта будет иметь возможность использовать средства собственников помещений не только для оплаты выполненных работ, как это закреплено в настоящее время, но и для оплаты закупки материалов и оборудования, которые будут использоваться для проведения капитального ремонта. Это логично, правильно, поскольку это даст возможность повысить гарантии как непосредственно качества закупаемых материалов и оборудования, так и своевременности их поставки, поскольку при такой правовой конструкции региональный оператор капитального ремонта будет иметь возможность заключать долгосрочные стабильные, в том числе офсетные, контракты, а также это даст возможность, конечно же, оптимизировать цены на закупаемые материалы и оборудование, в том числе за счёт проведения соответствующих конкурентных процедур. Что касается, например, подрядных организаций, у них будет реальная возможность оптимизировать расходы на логистику, а главное, минимизировать риски, которые связаны со спекулятивными колебаниями цен на материалы и оборудование на рынке, а также риски, которые связаны со срывом сроков выполнения работ, за счёт гарантированных поставок по схеме давальческого сырья. Долгосрочные стабильные контракты со стороны регионального оператора дадут возможность нашим отечественным производителям работать на долгосрочной основе, создавать новые рабочие места и повышать налоговые отчисления в бюджеты разных уровней. Кстати, в случае принятия предлагаемых проектируемых новелл региональный оператор приобретает не только право, но и обязанность, а значит, он будет нести ответственность не только за выполняемые работы, но и за закупку товаров и оборудования, их качество и своевременность поставки. Таким образом, как вы сами видите, принятие федерального закона даст возможность усовершенствовать систему капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также повысить эффективность использования средств собственников, уплачиваемых в качестве взносов на капитальный ремонт. Прошу данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Качкаева Павла Рюриковича. Пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не буду повторять то, что Анатолий Борисович сказал, поэтому очень коротко. У нас в стране капитально ремонтируется одним или несколькими видами капитального ремонта начиная с 2017 года от 45 тысяч до 50 тысяч многоквартирных домов. По каждому дому есть подрядчик, ну, один или два, то есть сотни подрядчиков в регионах выполняют данные работы. И каждый подрядчик при заключении договора закупает материалы, причём общестроительные в том числе, - кирпич, цемент, бетон, дерево и всё остальное. Вот эта закупка регулируется как-то постановлением Правительства Российской Федерации № 615. Тем не менее мы считаем, что, если делать это централизованно (вот то, что Анатолий Борисович сказал), мы сможем на этом экономить и сможем как-то контролировать качество данных материалов. Наш комитет концептуально законопроект поддерживает, 7 февраля мы его рассмотрели. Правительство также поддерживает, у правительства замечаний нет. Есть несколько замечаний у Государственно-правового управления президента и у Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые касаются изменений в статью 182, где, на их взгляд, не предусмотрены функции регионального оператора по закупке товаров. Также отсутствуют общий порядок и понятие "централизованная закупка", положения, которые предусматривают ответственность регионального оператора за своевременность закупки и качество. Да, и есть несколько замечаний у комиссии Галины Петровны Хованской. Все эти замечания ко второму чтению можно будет учесть, а постановление правительства № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для... выполнения работ..." будет переработано. Прошу данный законопроект поддержать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги (я не знаю, к кому обратиться), сейчас прозвучало, что правительство поддерживает. Но мы не имели возможности ознакомиться с отзывом. Он официально поступил в Думу? Законопроект рассматривался комиссией по законопроектной деятельности или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. КАЧКАЕВ П. Р. Ну, насколько я знаю, эти вопросы... впервые этот вопрос был поставлен вчера, и в понедельник КЗД этот вопрос рассмотрела - правительство поддерживает. У меня, кстати, заключение правительства лежит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Павел Рюрикович, поясните, пожалуйста, означает ли вот это изменение, которое позволяет фонду капитального ремонта закупать материалы для ремонта общего имущества... скажем так, означает ли это, что жильцы этих домов лишаются права самостоятельно это делать - контролировать материалы и так далее? Да, и в соответствии с какими процедурами - в соответствии с 44-м или 223-м законом это будет делаться? КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Валерий Карлович, ну, у нас есть две формы накопления фонда капитального ремонта - это спецсчёт и общий котёл регионального оператора. Если деньги копятся даже на спецсчёте, но им управляет региональный оператор, то они расходуются на всю программу капитального ремонта. Допустим, у регионального оператора есть программа на ремонт 100 домов, вот на эти 100 домов будут закуплены материалы, и в зависимости от вида работ они будут предоставляться подрядчикам для выполнения работ. Если есть спецсчёт, но жители сами управляют своим фондом, то, естественно, изменений никаких не будет. Жители сами будут контролировать закупку материалов, качество и всё остальное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Павел Рюрикович, ну всё-таки приближённо к земле. У нас на сегодня фонды капитального ремонта обычно проводят конкурсы. Вот кто конкурс по дому выиграл, компания А, тот делает там ремонт, целиком, от начала до конца, и это вопрос этой компании, у кого она покупает, как покупает, - на этапе приёмки есть возможность отследить, соответствует ли смете, качественно или некачественно, всё остальное. Как сейчас будет выглядеть этот процесс, есть ли где-то опыт? Это фактически централизованные закупки, когда часть сметы заберёт на себя региональный фонд и будет закупать. Как будут потом отношения выстраиваться, если исполнителя строительных работ не устроит качество того, что закуплено? Я приблизительно представляю, но, к сожалению, опыт централизованных закупок не всегда положительный и в сфере здравоохранения, и в других отраслях. Часто это приводит к коррупции, ну и, скажем так, больше сложностей возникает. Просто есть ли такой опыт и как это будет выглядеть чисто практически? КАЧКАЕВ П. Р. Вы, наверное, невнимательно слушали выступление Анатолия Борисовича, он об этом сказал, поэтому повторять не буду. Централизованная закупка, вот те материалы, которые централизованно будут закупаться, будут в соответствии со сметой предоставляться подрядчикам с дальнейшим составлением акта. Это первое. Второе. Ну, я не знаю, как в здравоохранении, но, вообще-то, у нас, насколько я понимаю, если ты закупаешь большую партию товаров, имеются скидки. Я не знаю, может быть, в здравоохранении по-другому. Что касается следующего вопроса. Когда большое количество подрядчиков закупают материалы, о каком качестве, контроле качества можно говорить? Что касается процедуры закупок, всё это будет регулироваться 615-м постановлением Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Павел Рюрикович, в пояснительной записке к законопроекту написано, что принятие закона не повлечёт за собой финансовых последствий. Да как так? Сейчас же подрядчики закупают все материалы, и, соответственно, у них склады, а у оператора только офисная часть. А после принятия закона у оператора должен будет появиться склад, соответственно, появятся все затраты на склад, логистику, заработные платы - вот об этом вы думали, когда разрабатывали законопроект, как-то прорабатывали этот вопрос? КАЧКАЕВ П. Р. Ну, я отвечу на предыдущий вопрос, что касается опыта работы. Поскольку сегодня такого права у регионального оператора нет, такого опыта нет. Это ответ на предыдущий вопрос. Что касается регионального оператора, складов и всего остального. У нас региональный оператор содержится субъектом Российской Федерации, учредитель регионального оператора - это субъект Российской Федерации, так что дополнительных расходов на все вот эти вещи, о которых вы говорите, не будет, поэтому мы и говорим в пояснительной записке, что финансовая нагрузка не изменится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Мой вопрос задал коллега Леонов. Спасибо. Извините. Снимаю вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. У меня вопрос к Анатолию Борисовичу. Ну, понятно, что капитальный ремонт - это та же пирамида "МММ", в принципе это люди его так называют и не хотят платить за него, потому что боятся, что не доживут до того времени, когда отремонтируют крыши, трубы и так далее. Люди не платят, собираемость очень низкая. И как я поняла из выступления, будут ещё дополнительные сборы с граждан, чтобы можно было поучаствовать вот в этой массовой закупке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. КАЧКАЕВ П. Р. Ольга Николаевна, давайте я вам отвечу. Первое, про собираемость. Собираемость фондов капитального ремонта на сегодня составляет порядка 95 процентов, она даже несколько выше собираемости по коммунальным услугам. Это первое. Что касается вопроса о дополнительных средствах. Никаких дополнительных средств собираться не будет. Другое дело, что сегодня у нас в стране в среднем нагрузка, минимальный взнос на один квадратный метр - 9 рублей 52 копейки, по-моему, то есть до 10 рублей мы не дотягиваем. У нас только Москва собирает сумму на капитальный ремонт, которая позволяет делать комплексный капитальный ремонт в наших многоквартирных домах. Для того чтобы выполнить то, о чём вы говорите, нам нужно увеличить нагрузку на граждан, что запрещено законодательно. Мы не можем увеличивать количество жителей, которые будут получать субсидии, по расходам на жилищно-коммунальные услуги выйдут за допустимый предел, который у нас сегодня в среднем по стране находится на уровне 22 процентов расходов, а есть регионы, где и 10 процентов, и 15 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. У меня вопрос к авторам законопроекта: зачем полумеры? Давайте сделаем законопроект, который будет позволять региональному оператору иметь строительную компанию, которая будет выполнять все эти подряды. Зачем ему только покупать материалы? Пускай будет региональный оператор, учредитель - субъект Российской Федерации, соответственно, строительная компания будет всё это делать, и тогда вообще вопрос весь уйдёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Сергей Дмитриевич, за вопрос. Ну, вопроса не было, это просто пожелание: давайте создадим, давайте это сделаем. Уважаемые коллеги, вы парламентарии, вы имеете право законодательной инициативы - реализуйте свои идейные решения, если, конечно же, их поддержат. Но я думаю, что это из области фантастики. Спасибо за ваше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Борисович, вы сказали, что смысл этого законопроекта состоит в том, что устанавливаются ответственность и обязанность. Но к сожалению, ни я, ни Правовое управление Аппарата Государственной Думы как раз не увидели ни ответственности перед собственниками, потому что в случае поставки некачественных товаров никто ответственности не несёт, ни обязанности - дело в том, что сегодня региональные операторы обязаны привлекать поставщиков материалов и заключать с ними договоры соответствующие, но не предусмотрена обязанность этих региональных операторов устанавливать в договорах поставки материалов гарантийный срок на эти материалы. Скажите, пожалуйста, предполагается ли ко второму чтению исправить отсутствие обязанности и ответственности, вернее, дополнить этот законопроект как раз обязанностью и ответственностью перед собственниками? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Нина Александровна, за профессиональный вопрос. Дело в том, что в настоящее время согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор уже несёт ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта, а также за качество выполняемых работ. Поскольку мы ведём речь о том, чтобы наделить регионального оператора правом закупки материалов и оборудования за счёт средств собственников помещений, а эти материалы и оборудование будут использованы для проведения капитального ремонта, то это услуга капитального ремонта, которая охватывается той ответственностью, которая сегодня уже есть у регионального оператора. На наш взгляд, дополнительно возлагать какую-либо ответственность на этот счёт необходимости нет. В то же время, что касается механизмов контроля, здесь поднимался вопрос, действительно сегодня механизмы контроля достаточны, на наш взгляд, на всех этапах. Это механизмы контроля и со стороны Федерального казначейства, и со стороны регионального казначейства, и со стороны контрольно-ревизионных управлений никто не отменял контроль, не отменяли контроль со стороны собственников помещений и органов местного самоуправления на первом этапе, этапе составления проектно-сметной документации, на этапе принятия данных актов, составления актов приёмки материалов, а также приёмки в целом выполненного капитального ремонта со стороны собственника помещений и органов местного управления. Также напомню, что есть ещё жилищная инспекция и есть органы прокуратуры, которые осуществляют надзор за данным видом деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Поделитесь тогда с Галиной Петровной Хованской. Три минуты поставьте. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, наша фракция категорически против, будет голосовать соответственно. Ну, позицию фракции Галина Петровна изложит, я сейчас некоторые доводы от себя приведу. Первое. Конечно, наверное, звучит интересно, что, ну, когда один закупщик будет, он очень много будет закупать, соответственно, будет получать скидки. Вроде звучит разумно, но смотрите: вот вы заказчик, вы действуете в интересах граждан, всю ответственность за качество работ несёт подрядчик, ну, тот, кто выполняет работы, кто строит, капитальный ремонт делает. Если подрядчик получит материалы, потом вдруг что-то случится, вы крайнего не найдёте, вы будете искать, кто где и какие материалы получил, а так подрядчик полностью несёт ответственность за весь комплекс работ. Ну это же очевидная вещь, да? Когда вы строите что-то, то вы за всё и несёте ответственность. Это первое. Второе. Тут уже было сказано: "А что там ждать? Давайте сразу же одна компания, которая при фонде капитального ремонта, будет всё строить". Да к этому всё идёт, к этому всё идёт! То есть сначала создали... скажем так, кто-то её называет финансовой пирамидой по сбору денег, собирают с граждан деньги, потом... ну, как бы понятно, да, какие-то денежные потоки. Распределять подряды - это одно, а когда ты ещё и все материалы сам закупаешь и оставляешь на распределение, на конкурентные процедуры только какую-то часть - это совсем другое! Я ведь задавал вопрос - мне вот Павел Рюрикович ещё не ответил, - по каким процедурам будут закупаться, по закону № 44-ФЗ, по закону № 223-ФЗ? Он не ответил. Ну, если по 223-ФЗ (скорее всего), то там у нас есть такая норма, когда ты можешь закупать у компании "Рога и копыта", в капитале которой ты обладаешь 25 процентами, без проведения конкурентных процедур. Это 223-ФЗ, я про это много раз говорил. Пожалуйста, вот вам будет дыра, куда будут уходить сотни миллиардов. Закупаться будет без проведения конкурентных процедур, а платить за это кто будет? Граждане. А с кого потом будем спрашивать? Ну с кого спросишь потом? Подрядчик скажет: мне что дали, я с того слепил. Всё! Поэтому, честно говоря, я предложил бы вам очень сильно подумать, голосовать ли за это. Ну и самое главное, принятие такого закона - это, конечно, удар по конкурентной среде. И поэтому я, как председатель Комитета по защите конкуренции, хочу сказать, что за такое голосовать нельзя, в конечном счёте это приведёт к размыванию ответственности и к росту расходов граждан: через некоторое время к вам придут и скажут... ну, сейчас не придут к нам уже, а в регионах будут объяснять рост платежей за капитальный ремонт так: ну, вот видите, у нас затраты-то растут. За это голосовать нельзя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнева Светлана Викторовна, пожалуйста. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, стоимость материалов и оборудования в закупках по капремонту составляет более 30 процентов, а если говорить о таких видах работ, как, например, замена лифтов, то 80 процентов. Все мы видели, как в прошлые годы росла инфляция, в том числе в условиях беспрецедентного санкционного давления. И вот, к сожалению, всё это привело к тому, что подрядчики, выигравшие конкурсы, просто не смогли выполнить свои обязательства: оборудование и материалы дорожали слишком быстро. В прошлом году мы в рамках антисанкционных мер даже были вынуждены принять закон, который позволял выплачивать более 30 процентов аванса для таких подрядчиков, но и это не всегда изменяло ситуацию. Я хочу сказать, что такая процедура централизованных закупок у нас сейчас существует и в сфере строительства, и в сфере благоустройства. Эти процедуры себя оправдали, и я считаю, что в рамках капитального ремонта такие процедуры действительно позволят обеспечить своевременность закупок, гарантию качества. Почему качество будет гарантировано? Потому что в регионах сейчас активно формируется техническая политика, там есть чёткие требования к материалам - проконтролировать эти требования будет проще. Также будет снижаться стоимость за счёт долгосрочных закупок, за счёт оптовых закупок. Валерий Карлович задавал вопрос, в рамках какой процедуры будет осуществляться закупка. Она будет осуществляться в рамках 615-го постановления правительства. Все услуги по капремонту именно в рамках этого постановления осуществляются. Они проходят в два этапа: первый этап - это выбор квалифицированных подрядчиков, второй этап - это уже закупка работ. Региональный оператор несёт ответственность за качество ремонта перед собственниками, и, когда в течение пятилетнего периода поступают претензии от собственников, он регрессивным иском осуществляет претензии к подрядчикам. И в данном случае по такой же процедуре будут происходить разбирательства, по чьей вине, так сказать, нарушение качества: то ли это качество работ, то ли это качество материалов. То есть все процедуры в законодательстве сейчас установлены. Я считаю, что закон надо принимать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и вам рекомендует. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич. Выступление от фракции - поставьте время. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не будет голосовать за этот законопроект, потому что реализация его положений вызывает большие вопросы. Я думаю, что этот законопроект принимается для крупных субъектов Российской Федерации, таких как Москва, Татарстан, но явно не для регионов средней полосы, потому что там совсем другая проблема: не в материалах и не в качестве, а в том, что рабочей силы нет и, когда строительные компании заявляются на капремонт, они в первую очередь едут в Москву выполнять свои подряды, а потом уже, возвращаясь осенью, добивают свои подряды в регионах. А на двухэтажки, трёхэтажки, четырёхэтажки вообще никто не заявляется. В этом проблема, а не в том, что там какие-то вопросы с материалами. Что касается в целом позиции, безусловно, подрядчик несёт всю ответственность - и за материалы, и за качество своей работы. Если действительно (уже говорилось об этом) какие-то вопросы возникать будут... А они возникают постоянно, кстати, я неоднократно ездил по вопросам с такими домами, где течёт крыша после капремонта и так далее, и разбирательства в этом случае идут год-два. А если ещё подрядчик с региональным оператором будет спорить, мол, вот вами предоставлены не очень качественные материалы, мы из этого и построили, то, я думаю, и пять лет будет идти разбирательство, а у людей будет продолжать течь крыша, пока они будут друг с другом договариваться, кто должен устранять, и друг на друга кивать. Потом, не согласен с тем, что будет уменьшение стоимости этих строительных материалов, потому что просто-напросто изменится логистика этих материалов. И действительно, сейчас региональный оператор имеет просто офис и иногда не справляется со своими обязанностями, а тут ещё будет нужна закупка, нужны склады, соответственно, нужно будет заранее закупать. Например, подрядчик приступает к работам, обращается к регоператору, а регоператор говорит, что они ещё не закупили стройматериалы, мол, подождите. У него рабочие простаивают, стройка стоит, соответственно, люди волнуются, а региональный оператор ещё не провёл какие-нибудь торги - и такое будет, сто процентов, мы в этом даже не сомневаемся! А тут за это несёт ответственность как раз подрядчик, в нынешней редакции, а не в той, которая предлагается. Вопрос о стройконтроле. Мы говорим о том, что сейчас стройконтроль не работает. Соответственно, если подрядчик заходит, то стройконтроль у него всё проверяет: и сметы, и какие он там материалы закупил, из каких он строит, и как он в итоге построил. Мы говорим о том, что вот закупка материалов позволит улучшить их качество, - тоже большой вопрос. С другой стороны, регионы-то могут быть большие, протяжённые. Ну, например, в столице региона, где-нибудь в Красноярске закупили все эти строительные материалы и говорят: "Идите за 2 тысячи километров забирайте у нас эти материалы". Им скажут: "Мы что, дураки? Вот завод стоит в 50 километрах от нашей стройки, мы лучше там закупим кирпич, чем за 2 тысячи километров везти, ещё неизвестно, есть там дороги или нет". Ну понятно же, что так будет. Почему мы поднимаем эти вопросы? Потому что будут страдать люди. Мы вот обращались в ассоциации, в ассоциации старших по домам, председателей советов многоквартирных домов - они в шоке от этого законопроекта. Они считают, что и так у нас с реализацией программы капремонта большие проблемы, а сейчас проблем будет ещё больше. По поводу претензионной работы и собираемости - не согласен: не 95 процентов, ну, может быть, где-то 95 процентов, но в среднем совсем не 95 процентов, гораздо меньше. Поэтому и не хватает средств на ремонт тех домов, которые уже в программе на этот год зафиксированы, их передвигают на следующий год, через два года. Это потому, что нет собираемости этих денег. Если говорить про спецсчета, есть дома, где вообще 50-60 процентов людей платят. А как, кстати, им будут закупать эти материалы? Тоже большой вопрос. И претензионные работы региональные фонды капитального ремонта не ведут по спецсчетам, они говорят: это ваши, ребята, проблемы, вы председатели советов собственников многоквартирных домов, идите и разбирайтесь со всеми, а мы тут ни при чём, мы региональный оператор, переходите к нам, тогда мы будем претензионную работу вести. А как это может быть, какие полномочия у председателя совета дома? Это, как правило, пенсионеры, которые к судебным приставам не пойдут, у них нет никаких полномочий, в суд они не обратятся, потому что какое там у них образование, да и деньги нужны для того, чтобы обращаться в суд, чтобы взыскать с неплательщиков. Вот чем надо заниматься! А мы даём право закупать... Ну, может быть, кто-то этим правом воспользуется. И потом, если закупят некачественные материалы - а чиновники тоже иногда ошибаются (в кавычках), - что будут делать люди? Их деньги потрачены на некачественные материалы - кто их им вернёт потом, кто это будет компенсировать? Никто. Вот поэтому мы категорически против этого законопроекта и не будем его поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хованская Галина Петровна. Четыре минуты поставьте. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, очередной абсолютно коррупционный законопроект вам представлен. Отзыв правительства видел у нас только первый заместитель руководителя комитета по строительству, я его не видела, не нашла, но не в этом дело. Дело в том, что даже Комиссия по обеспечению жилищных прав граждан, в которой подавляющее большинство - представители "ЕДИНОЙ РОССИИ", высказалась в том смысле, что, ну, нецелесообразно принятие этого документа, на сегодняшний день всё урегулировано уже. А дальше начинаются аргументы, которые уже звучали в этом зале. Вот посмотрите, что написано в заключении комитета по строительству на тему, кто заплатит за этот проект. Подписано Пахомовым. Пахомов есть? Нет Пахомова, да? "...Закупка материалов будет дополнительным видом услуг по капитальному ремонту, закупка будет осуществляться за счёт средств собственников в целях выполнения работ..." - то есть за счёт наших с вами взносов - "...вышеуказанные положения об ответственности будут действовать в отношении закупки и расходования материалов в полном объёме..." Так что заплатим мы, и, соответственно, объём средств, которые будут выделяться непосредственно на капитальный ремонт, уменьшится. Есть постановление правительства, о котором так вскользь упомянул Павел Рюрикович, и есть утверждённые законом методические рекомендации Фонда содействия реформированию ЖКХ - всё есть на сегодняшний день, ничего делать не надо! Но вот те аргументы, которые уже звучали в зале, я не буду их повторять - спасибо большое, коллеги, вы упростили мою задачу, - говорят о том, что этот документ принимать нельзя. Он нужен только тем, кто будет заниматься откатами, договариваясь с соответствующими поставщиками, вот и всё. Спасибо за внимание. Я даже сэкономила полторы минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, наша фракция тоже будет голосовать против данного законопроекта. Это уже вовсе не просто так, если все оппозиционные фракции будут голосовать против. Кроме коррупционных рисков, кроме попытки монополизировать сегодня рынок тех денег... точнее, деньги граждан, которые собираются, находятся в фондах, мы ничего здесь не видим. Вот из всех вариантов централизации, которые мне известны, ну, реально работает, эффективно работает только механизм централизации закупок лекарств при Минздраве, где чёткий, узкий такой сегмент: вот они, дорогие лекарства, и вот они, конкретные больные, которым идут эти лекарства. Да, тут они централизовали, тут они сэкономили, наладили нормальную систему перераспределения. Всё остальное, к большому сожалению, заканчивается огромными злоупотреблениями. Ну, для понимания. Рынок социального питания отдали мы частнику - вот у нас, к примеру, в Ульяновской области два крупных частника поделили между собой весь город. В итоге по максимальной цене социальное питание в школах, в детских садах, в больницах с огромным, естественно, количеством претензий к качеству. Всё, никто другой выйти больше не может и ничего сделать не может. Стройрынок сейчас точно так же делится, в регионах, наверное, одна-две компании, которые на себя замкнули практически все подряды, при этом они, конечно, мощностями соответствующими не обладают, поэтому за 15-20 процентов легко уступают возможность выполнения тех или иных работ по капитальному ремонту, строительству, реконструкции мелким подрядчикам. Естественно, кто страдает от этого, кто выигрывает, тоже совершенно понятно. Так же и здесь сейчас. Огромные средства, от 30 до 50 процентов стоимости строительно-монтажных работ, приходятся на оборудование. Этим будут заниматься чиновники опять под хорошим таким соусом, что якобы сэкономят, что якобы офсетные контракты заключат, а по факту просто деньги налогоплательщиков, деньги собственников пойдут по чётким, понятным путям. Ну, естественно, с соответствующим вознаграждением в ряде случаев, не говорю, что всегда, но в ряде случаев это вознаграждение будет, в том числе, возможно, и тем, кто лоббирует подобные законопроекты. Мы против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, уважаемые коллеги. Александр Дмитриевич, я буквально тезисно по некоторым позициям. Такое ощущение, что никто данный проект федерального закона полностью не читал, а что касается пояснительной записки - исключительно выборочно: кто что хотел увидеть, то и посмотрел. Во-первых, мы ведём речь о праве, а не об обязанности, и в зависимости от каждого региона, в зависимости от конкретных обстоятельств и будет приниматься решение, проводить закупки со стороны регионального оператора или нет. Это во-первых. Во-вторых, принятие данного проекта федерального закона, очевидно, повысит как непосредственно качество закупаемых материалов и оборудования, так и своевременность их поставки, это касается и оптимизации цен в том числе. Вот, отвечая на вопрос Сергея Дмитриевича, когда он обратил внимание на возможный простой, что, дескать, необходимо делать капитальный ремонт, а региональный оператор не успел, отмечу: напротив, это возможность для регионального оператора там, где это будет необходимо, заключать долгосрочные, стабильные, в том числе офсетные, контракты, возможность делать централизованные закупки. А о чём это говорит? Конечно же, об экономии, об огромной экономии, и в этом явно заинтересованы собственники помещений, потому что таким образом исключается какая-либо вариативность, колебание цен на рынке и оптимизируется непосредственно качество закупаемых материалов. Региональный оператор, когда ведёт речь о долгосрочных стабильных контрактах, уже точно гарантирует и проконтролирует, чтобы материалы были качественными и цена была понятной. И регион может установить предельную цену в том числе. Сегодня здесь упоминалось о возможных коррупционных и каких-либо ещё моментах данного проекта федерального закона - это в принципе исключено при тех правилах, которые предлагаются. А о том, что сегодня есть, когда подрядчик закупает материалы (соответственно, цены!) у бесконечного числа посредников, в некоторых случаях их численность доходит до 57 посредников, вы не говорите, уважаемые коллеги. Тогда чьи интересы вы отстаиваете в рамках своих выступлений? Мы же отстаиваем интересы собственников помещений, во-первых, чтобы были гарантии качества закупаемых материалов и оборудования, во-вторых, чтобы цена была нормальная, а не максимальная, как это часто бывает сегодня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 08 сек.) Проголосовало за 271 чел.60,2 % Проголосовало против 109 чел.24,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.