Заседание № 167

13.05.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 253040-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу запрета платного медицинского образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2453 по 3048 из 5658
Следующий - 5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты по вопросу запрета платного медицинского         
образования". Валерий Сергеевич Селезнёв выступает с докладом.                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается запретить платное медицинское    
образование, соответственно, предлагается внести изменения в статью 4           
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан..." и в статью 3        
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".                    
                                                                                
Все мы знаем, что в 90-х годах в связи с различными реформами, к сожалению,     
резко упало качество подготовки медиков. Коррупция и взяточничество просто      
захлестнули сферу образования, в частности медицинского образования, но         
вместо того, чтобы бороться с коррупцией, её узаконили, введя платное           
образование. Я понимаю, что бороться против платности всего образования         
сейчас невозможно, но по крайней мере попытаться сделать что-то в таких         
стратегически важных отраслях, как медицина и здравоохранение, просто           
необходимо. На сегодняшний день это, наверное, единственная профессия (и,       
скорее всего, она так и останется единственной), представители которой          
встречают нас в этой жизни - в роддоме - и провожают в этой жизни - на          
кладбище, уж извините. Мама с папой не настолько близки человеку, как врач,     
медик, без которого невозможно всё наше существование!                          
                                                                                
Медицина - стратегическая отрасль. По данным общественной организации "Лига     
защиты пациентов", ежегодно из-за врачебных ошибок, в результате неправильно    
поставленных диагнозов и, как следствие, неправильного лечения, неправильно     
проведённых операций погибает до 50 тысяч человек. Для сравнения: ежегодно на   
дорогах погибает 30 тысяч человек, от пожаров - 20 тысяч, а здесь совокупно -   
50 тысяч человек. С такими темпами, к примеру, двадцать лет - и Крыма нет по    
населению. У нас 70 процентов граждан недовольны работой системы                
здравоохранения.                                                                
                                                                                
Ещё немножко цифр. Проблема подготовки медицинских кадров налицо: страна        
занимает пятое место в мире по обеспеченности врачами на душу населения, и      
это очень даже неплохой показатель, в то же время по эффективности их работы    
- всего лишь сто тридцатое место. Я мог бы привести примеры врачебных ошибок,   
но вы и сами о них, наверное, знаете, газеты читаете. Вот в Краснодарском       
крае маленькой девочке с предварительным диагнозом "коклюш" ампутировали        
руку. Потом, когда стали разбираться, спросили врачей, почему ей ампутировали   
руку, они отвечают: "Ну, мы подумали, что, раз вот такой диагноз, надо          
ампутировать руку..." Или вот пострадавшим в ДТП влили ВИЧ-инфицированную       
кровь, взятую у солдат срочной службы. Врачей спрашивают: "Почему вы не         
проверили эту кровь?" - "Мы думали, что у солдат кровь не может быть            
ВИЧ-инфицированной". А солдаты что, не люди, что ли? Везде есть                 
ВИЧ-инфицированные! Потом начали проверять кровь: мало того что она             
ВИЧ-инфицированная была, там ещё и гепатит С обнаружили. И таких врачебных      
ошибок очень много!                                                             
                                                                                
Если вас не убеждают данные социологии, задумайтесь об экономической            
целесообразности принятия данного законопроекта. Мы приняли закон о             
страховании, в соответствии с которым предполагаются значительные выплаты       
из-за врачебных ошибок, и эти выплаты будут измеряться миллионами, десятками,   
может быть, даже сотнями миллионов долларов, они сейчас уже измеряются          
сотнями миллионов рублей! Могу привести один случай, когда нескольким           
десяткам человек выплатили по суду возмещение, компенсацию по 3 миллиона        
рублей, и это только один случай!                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект и повысить тем      
самым авторитет врача, повысить престиж этой профессии. По моему глубокому      
убеждению, данный законопроект будет способствовать тому, что медицинское       
образование смогут получить люди, которые сейчас не идут в эту профессию,       
видя, как попадают в эту профессию посредством платного образования те, кто     
хочет потом зарабатывать на коррупционных схемах, а также из-за высокого        
конкурса и из-за малого количества бюджетных мест. Если вы поддержите           
законопроект, буду очень благодарен.                                            
                                                                                
И ещё, в дополнение. Ну не может ошибаться вся страна! Я вам приведу цифры,     
говорящие о поддержке данного законопроекта. Данный законопроект поддержали     
законодательные собрания девятнадцати субъектов Федерации: если мне память не   
изменяет - у меня просто нет цифр перед глазами, - было двадцать шесть          
отзывов, из этих двадцати шести отзывов девятнадцать были положительные.        
Также его поддержали пять субъектов Федерации и девять исполнительных органов   
соответствующих субъектов Федерации. Мы не можем массово ошибаться, мы здесь    
представляем и защищаем интересы наших граждан, поэтому, я думаю, как минимум   
этот законопроект нужно принять в первом чтении и дальше, если он               
противоречит в чём-то интересам обеспечения нашего общества                     
квалифицированными врачами, доработать его во втором чтении.                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Анатольевна Шайденко.                            
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, когда я слушала уважаемого Валерия Сергеевича, конечно, я    
не могла с ним не согласиться в том, что существует проблема качества той       
медицинской поддержки, которую мы с вами получаем, тут уважаемый автор          
законопроекта, конечно, прав. Но какие из этого делает выводы комитет?          
                                                                                
Мы полагаем, что мнение автора о низком уровне знаний и компетенции             
обучающихся в медицинских образовательных организациях за счёт внебюджетных     
источников по сравнению с уровнем знаний обучающихся на бюджетной основе        
является необъективным. По данным мониторинга, в 2011 и 2012 годах              
медицинские вузы занимали лидирующие позиции в общем рейтинге по результатам    
приёма (за счёт бюджетных и внебюджетных средств), давайте сравним цифры:       
средний проходной балл в медицинский вуз - 80, в технический вуз - 50, это и    
на коммерческой, и на бюджетной основе. Кроме того, имеется огромное            
количество случаев, когда из-за небольшого числа бюджетных мест многие дети,    
которые могли бы благополучно учиться за счёт бюджета по другим направлениям,   
идут на платное обучение в медицинские вузы, потому что медицинское             
образование - это, пожалуй, единственное образование, где можно учиться         
только по призванию, и работать медиком можно только по призванию.              
                                                                                
Если анализировать существующее законодательство и предложенный законопроект,   
то надо отметить, что этим законопроектом нарушаются статья 43 Конституции      
Российской Федерации и целый ряд положений статьи 3 Федерального закона "Об     
образовании...", я перечислю некоторые из них: обеспечение права на             
образование, предоставление права выбора форм получения образования,            
недопустимость дискриминации в сфере образования. В случае реализации норм      
данного законопроекта абитуриенты, поступающие в медицинские образовательные    
организации, ставятся в неравные условия по сравнению с абитуриентами,          
поступающими в иные образовательные организации. Будет нарушено обеспечение     
прав на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями         
личности, потому что мы знаем, что второе и последующее образование в любом     
случае является платным. Кроме того, будет нарушено сочетание                   
государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.     
Если будет принят этот законопроект, то будут нарушены права медицинских        
образовательных организаций как юридических лиц на осуществление                
самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности и оказание                 
образовательных услуг на возмездной основе.                                     
                                                                                
Государственные гарантии уровня и качества образования, полученного в           
соответствии с федеральными стандартами, по окончании медицинского вуза         
проверяются одинаково у всех выпускников, независимо от источника оплаты        
предоставления образовательной организацией образовательных услуг. Независимо   
от формы обучения студентов по группе специальностей "здравоохранение"          
решение о выдаче им дипломов принимается только по результатам итоговой         
аттестации государственной комиссией, которая подтверждает готовность каждого   
выпускника к выполнению профессиональных задач. В соответствии со статьёй 100   
закона "Об основах охраны здоровья граждан..." требуется сертификация, а в      
соответствии с 69-й статьёй этого закона с 1 января 2016 года потребуется       
аккредитация каждого специалиста, который выходит на получение того или иного   
звания медика.                                                                  
                                                                                
Я закончу следующим. Мне могут задать вопрос: а вы хотите лечиться у            
человека, который получил образование платно? Я отвечу так: я хочу лечиться у   
человека, который пришёл по призванию, получил хорошие знания и стал хорошим    
специалистом. Наш комитет и фракция... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. ...учитывая отзывы, которые пришли на этот законопроект, - я     
хочу напомнить, что от высших исполнительных органов государственной власти     
субъектов пришло сорок три отзыва, из них двадцать пять отрицательные, - хочу   
сказать, что комитет по здравоохранению, Комитет по образованию и фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагают отклонить данный законопроект в первом чтении.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, прошу записаться на вопросы.                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Борисович Дорофеев.                                                      
                                                                                
ДОРОФЕЕВ С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Валерию Сергеевичу вопрос.                                                      
                                                                                
Уважаемый коллега, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что у нас самая большая    
проблема сейчас в здравоохранении - это дефицит врачебных кадров, что не        
хватает порядка 30 процентов врачей, а ещё порядка 40 процентов - это лица      
предпенсионного и пенсионного возраста? Исключив возможность получения          
платного образования, как тогда можно будет ликвидировать этот дефицит? Ответ   
про бюджетное финансирование, думаю, будет не очень аргументирован, потому      
что не думаю, что есть перспектива увеличения бюджетного финансирования.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич Селезнёв, пожалуйста.                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Сергей Борисович, безусловно, я знаю о дефиците врачей и даже    
могу привести цифры: примерно 200 тысяч врачей у нас на сегодняшний день не     
хватает, но я против того, чтобы покрывать дефицит неквалифицированными         
кадрами, которые купили дипломы. Если мы не переломим эту ситуацию... Ну,       
если следовать этой логике, не надо было принимать закон о допуске              
иностранных пилотов к полётам, а можно эксплуатировать бесконечно наших         
пилотов, в частности тех, кто работает в малой авиации и кто купил диплом. Вы   
посмотрите, пожалуйста, в Интернете, Сергей Борисович, где можно купить         
дипломы, - и вам там примерно две тысячи сайтов предложат ответ, где можно      
купить в том числе и диплом медика. Поэтому я категорически против того,        
чтобы у нас медобразование было платным, и призываю... Кстати, в контексте      
выступления Надежды Анатольевны, которая сказала, что двадцать пять субъектов   
Федерации отклонили, а восемнадцать дали положительные отзывы, предлагаю        
всё-таки подумать о том, что не могут все восемнадцать субъектов ошибаться.     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Надежде Анатольевне.                                            
                                                                                
Вы в своём выступлении сказали, что в рамках существующих нормативных           
документов это не будет действовать, и вот как раз этот законопроект            
направлен на изменение существующей нормативной базы, а вот введение платного   
медицинского образования подразумевает и платную медицину. Вопрос заключается   
в следующем: Надежда Анатольевна, вы искреннее считаете, что можно обеспечить   
безопасность медицинских услуг в нашей стране с помощью платного                
здравоохранения?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста.                 
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Я постараюсь ответить на вопрос, который имеет отношение к       
обсуждаемому законопроекту. Я искренне считаю, что качество подготовки          
медиков не зависит от того, на платной основе или на бесплатной основе учится   
человек. У нас, к сожалению, и на бюджетных местах учатся люди, которые не      
заинтересованы в будущей профессии.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Надежда Анатольевна, вот вы ссылались на мнение фракции, и       
наверняка в вашей фракции есть депутаты, которые сами или члены семей которых   
в случае серьёзного заболевания лечились не в России, а за границей, благо      
деньги на это есть. У нас в поликлиниках, вы знаете, всё оборудование           
заграничное, значит, не в оборудовании дело, а во врачах. В связи с этим        
вопрос: если данный законопроект примут в первом чтении (а я буду его           
поддерживать), я внёс бы поправку, чтобы запретить чиновникам всех уровней и    
членам их семей лечиться за рубежом, а если обнаружится, что чиновник лечится   
за рубежом, это приведёт к потере им своего места, - вы такую поправку в этот   
законопроект поддержали бы?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста.                 
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Владимир Николаевич, мы сейчас говорим не о месте лечения, а о   
подготовке медицинских кадров, и как бы я ни относилась к этой поправке, в      
данный закон её вносить ни в коем случае нельзя, здесь речь о другом.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. У меня вопрос к Валерию Сергеевичу.                               
                                                                                
Уважаемый Валерий Сергеевич, скажите, пожалуйста, есть ли у вас статистика,     
какой процент студентов у нас обучается медицине на платной основе в системе    
среднего профессионального образования, в системе высшего профессионального     
образования и на дополнительных курсах?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич Селезнёв, пожалуйста.                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Вы знаете, у меня точной статистики нет, если необходимо         
будет, то эту статистику предоставит вам профильный комитет. Обращаю ваше       
внимание, что я лишь поднимаю проблему, которая очевидна, но если вам           
важно... я думаю, что в среднем по больнице, как говорится, это, наверное, не   
менее 50 процентов.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Надежде Анатольевне.                             
                                                                                
Вы так эмоционально в конце своего выступления сказали, что хотели бы           
лечиться у врачей, которые поступали по призванию и хорошо учились, не важно,   
по какой форме обучения, платной или бесплатной, скажите, пожалуйста, как       
педагог педагога вас спрашиваю, знают ли сегодня о своём призвании дети,        
которые сдают ЕГЭ и отправляют его результаты одновременно в пять-шесть         
вузов?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко.                             
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Тамара Васильевна, я в выступлении также сказала, что система    
медицинского образования уникальна именно тем, что в медицину люди идут по      
призванию. И повторяю, очень много случаев, когда даже зачисленные на           
естественно-научные и на химико-биологические факультеты на бюджетной основе    
ребята потом всё равно выбирают платную форму обучения медицине, потому что     
они или из семьи медиков, или у них с детства такая мечта. Это уникальная       
профессия сегодня.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Владимирович Потапов.                                                 
                                                                                
ПОТАПОВ А. В. Уважаемая Надежда Анатольевна, тут вспоминали про пилотов,        
здесь похожая ситуация. Если ваши утверждения о том, что система правильная и   
что не нужно это запрещать, будут приняты во внимание Государственной Думой,    
то как мы сможем избавить наших избирателей от таких ситуаций, как та, в        
которую попал один из них, когда у него случился инфаркт, а к нему приехала     
бригада скорой помощи, еле-еле говорящая по-русски, и они не в состоянии были   
сделать ему нужный укол, а человек умирал - сердце? Слава богу, это большое     
счастье, что диспетчеры скорой помощи вызвали вторую бригаду - уже московских   
врачей, с соответствующей подготовкой, которые сумели сделать укол              
профессионально и спасли жизнь человеку. И это в столице, это не в провинции    
где-то далеко!                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко.                             
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Уважаемый Александр Владимирович, а что, было доказано, что      
эти люди обучались на коммерческой основе? Я не исключаю, что они обучались     
на бюджетной основе или что это люди, которые получали образование, может       
быть, в союзных республиках, и так далее. Пример-то ничем не подтверждён!       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Единственное,    
что делает платное образование, так это увеличивает мотивацию к получению       
образования на бесплатной основе, и, в общем-то, всё, потому что всё            
остальное - от лукавого. С моей точки зрения, возможна совершенно другая        
мотивация, которая тоже сможет стимулировать наших молодых ребят улучшать       
свои знания.                                                                    
                                                                                
Надежда Анатольевна сказала, что она глубоко убеждена в том, что можно          
получить платное образование высокого качества в области здравоохранения. Я     
опровергну это, я убеждён в том, что вы заблуждаетесь. Приведу пример по        
Ростовской области: в советское время мой знакомый получил образование в        
нашем мединституте и был трудоустроен в Федеративной Республике Германия без    
единого сертификата, без всего, ему достаточно было предъявить диплом,          
полученный в Ростове-на-Дону, а сегодня и при платном, и при бесплатном         
образовании требуется подтверждение знаний на любом уровне, и особенно в        
Западной Европе. Платное образование в области здравоохранения подразумевает    
и платное здравоохранение как таковое. Не может гражданин, вложив деньги в      
своё образование, потом служить медицинской безопасности нашего государства!    
                                                                                
Преимущества бесплатного образования можно видеть сегодня - вот на Кубе         
сегодня самое лучшее здравоохранение в мире, и оно, по сути, бесплатное.        
Более того, и Фидель Кастро, и Рауль Кастро предоставили возможность получать   
бесплатное образование в области здравоохранения на территории Кубы и           
гражданам близлежащих государств. Кубинские врачи выезжают на территории        
государств Латинской Америки, для того чтобы лечить граждан также на            
бесплатной основе, и благодаря этому были сохранены жизни граждан целых         
регионов.                                                                       
                                                                                
Этот законопроект, с моей точки зрения, направлен на то, чтобы принять меры в   
сложившейся ситуации. Сегодня выступали с этой трибуны депутаты и говорили о    
событиях, происходящих на Украине. К сожалению, меры, которые должны            
предприниматься в этой ситуации, ограничиваются только принятием закона о       
национальной платёжной системе, а всё остальное простаивает - и меры не         
сформулированы, и законопроекты не подготовлены. Я полагаю, что с учётом        
происходящих событий необходимо разработать меры и рассмотреть те               
законопроекты, которые уже внесены, - соответствуют ли они обеспечению          
продовольственной безопасности, обеспечению военной безопасности. Вот этот      
законопроект направлен на обеспечение медицинской безопасности, что очень       
важно для нашей страны.                                                         
                                                                                
Наша фракция будет поддерживать этот законопроект. И нам с вами необходимо с    
учётом событий, происходящих на Украине, обращать внимание на внесённые         
законопроекты и принимать решения с учётом этих событий, вносить                
законопроекты, которые призваны обеспечить безопасность нашей страны. Мы с      
депутатами фракции внесли законопроект, направленный на обеспечение             
безопасности в области связи и телекоммуникаций, и, как обещает профильный      
комитет, в июне этот законопроект будет рассмотрен. Я призываю депутатов        
Государственной Думы, фракции вносить законопроекты, которые будут призваны     
обеспечить безопасность нашего государства. А ключевой законопроект, который,   
к сожалению, вы не поддержали, связан с национализацией природных богатств      
нашей страны: не решив эту проблему, пытаться решать вопросы, связанные с       
обеспечением безопасности на постсоветском пространстве, будет очень сложно,    
даже невозможно.                                                                
                                                                                
Мы поддерживаем этот законопроект.                                              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Беда моя, наверное, как депутата, заключается в том, что не умею я, когда       
надо, сказать "за", а когда надо - "против", вот и сегодня слушала свою         
коллегу уважаемую, но не верила тому, что она говорила. Просто надо сказать     
честно, что у нас сегодня платное образование, мы к этому идём во всех          
сферах, не только в медицине, поэтому надо что-то придумать, объяснять, что и   
на платном, и на бесплатном в медвузе одинаково учатся и, может быть, даже на   
платном лучше, - надо же что-то говорить! Если завтра мы придём к тому, что     
будем бесплатно всех детей учить по всем профессиям, тогда тоже будем           
говорить, что это вообще замечательно. Если строитель-непрофессионал дом        
будет строить, этот дом может развалиться и там убьёт жильцов, а если учитель   
плохо будет учить детей - конечно, это не врач, чью ошибку сразу видно, так     
как умрёт человек, - то вырастут уроды, если их в школе учили непрофессионалы   
и дома плохо воспитывали.                                                       
                                                                                
Вопрос о платном и о бесплатном образовании - это предмет нашего сегодняшнего   
спора. Почему сегодня все коммунисты выступают за то, чтобы принять этот        
законопроект, и поддерживают его? Потому что это наше программное               
утверждение. Вот слышу такую фразу: "И Комитет по образованию, и фракция..."    
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - пожалуйста, вы можете так утверждать, но комитет!..   
Извините, там люди из разных фракций, поэтому так и скажите: в Комитете по      
образованию представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовали так, их            
большинство, в результате решение вот такое. Кроме того, утверждать, что не     
все органы власти поддержали... Конечно, не все, им за это попадёт, если они    
все поддержат. Они что, не понимают, что ли, этого? Они понимают прекрасно!     
                                                                                
Сегодня я недаром задавала вопрос о том, как можно по призванию поступать,      
когда разрешено в пять вузов сразу подавать документы, - куда-нибудь            
поступишь. Вот я недавно столкнулась с таким фактом: одна девочка учится на     
платном в Саратовском медицинском университете, у неё в результате аварии       
погибла мать, которая оплачивала её учёбу, она занималась частным бизнесом; я   
попросила перевести девочку на бесплатное, она очень хочет учиться, она         
хорошо учится, но чтобы перевели, надо иметь все до одной пятёрки, будет хоть   
одна четвёрка, уже не перейдёшь, а в будущем мы потеряем, может быть,           
замечательного профессионала. Сегодня многие поступают на платное, когда об     
этом с молодёжью разговариваю (может быть, в медицинских вузах действительно    
меньше таких, чем в других), они так и говорят: "Зачем я буду там               
напрягаться, папа или мама заплатят, да и всё". Вот поэтому у нас такие         
"профессионалы" во всех сферах нашей жизни, и на заводах у нас нет нормальных   
уже специалистов... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наша фракция      
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.                         
                                                                                
Уважаемая Надежда Анатольевна уже говорила, что у нас есть федеральные          
государственные образовательные стандарты, в связи с чем ни одно                
образовательное учреждение не может выпускать плохих специалистов, - есть       
стандарты, но качество, к сожалению, по-прежнему ухудшается и ухудшается.       
Дело в том, что эти стандарты как раз и не работают, ведь если бы они           
работали и все требования федеральных государственных образовательных           
стандартов исполнялись, то у нас во всех школах было бы высочайшее качество     
знаний у выпускников. Но все родители прекрасно знают, что, несмотря на то      
что есть школа под окнами, в шаговой доступности, они повезут детей через       
весь город на другой конец, в другую школу, потому что там качество             
преподавания выше, хоть и существуют федеральные государственные                
образовательные стандарты. И это один из аргументов в пользу того, чтобы не     
вводить платное медицинское образование.                                        
                                                                                
Второй аргумент. Давайте посмотрим, какой конкурс, я приведу буквально лишь     
ту статистику по медицинским вузам, которая общедоступна, есть в Интернете: в   
Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова на    
стоматологический факультет конкурс составляет 9 человек на место, на           
педиатрию - 49,7, на медико-профилактическое дело - 27,27, на фармацию -        
16,89; в Московском государственном медико-стоматологическом университете на    
лечебный факультет конкурс - 19,4, на стоматологический - 10,2, и это на        
платную форму, где идёт конкурс отдельно. Теперь представим себя на месте       
руководителя вуза: огромнейшее количество желающих обучаться по платной форме   
- что будет делать любой ректор и любой хозяйственник, который хочет в этих     
условиях заработать деньги? Конечно, он возьмёт и зачислит по максимуму тех     
абитуриентов, которые способны платить, вот поэтому и качество подготовки       
будет существенно ниже, чем на бюджетных местах, где учатся ребятишки,          
которые заведомо имеют и достаточно высокий результат по ЕГЭ, и хорошие,        
прочные знания.                                                                 
                                                                                
Принятие данного законопроекта в какой-то степени, безусловно, оградит нашу     
систему по крайней мере медицинского образования от выпуска некачественных      
специалистов, а следовательно, сохранит наше здоровье. Фракция поддержит        
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Хотим мы того или нет, но в наших городах 75 процентов выпускников школ будут   
поступать в вузы, и никакое государство нигде в мире не сможет обеспечить       
бесплатное получение высшего образования всеми, это просто невозможно. Я        
декан факультета государственного управления МГУ, у меня есть бюджетники,       
есть платники, и должен сказать, что и бездельники, и таланты есть и там, и     
там. Я ни в коем случае не стал бы ставить на более низкую планку тех детей,    
которые платят за своё образование.                                             
                                                                                
Против рассматриваемого законопроекта, по существу, все заинтересованные        
сообщества: против медики всех уровней, которые заинтересованы в сохранении     
финансирования в сфере медицинского образования, в сфере медицины; против       
медицинские вузы, которые, конечно, окажутся в очень тяжёлом материальном       
положении, если запретят обучение платников; против абитуриенты, которые        
мечтают стать врачами; против родители этих абитуриентов; против мировой        
опыт. Здесь говорили, что на Западе лучшие врачи, - так вот на Западе врачей    
учат именно за плату, и причём за очень высокую. Действительно, надо            
избавляться от таких вузов, которые выдают дипломы за деньги, по существу,      
торгуют дипломами, но, безусловно, не надо мешать получению медициной нужных    
ей кадров. Виктор Евграфович говорил о высоком конкурсе, а это значит, что      
действительно качество образования и тех, кто окажется на бесплатном            
отделении, и тех, кто будет учиться на платном отделении, будет достаточно      
высоким.                                                                        
                                                                                
Данный законопроект фракция и большинство членов Комитета по образованию        
предлагают отвергнуть.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Сергеевич Селезнёв, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, спасибо большое всем, кто поддержал данный    
законопроект, но позвольте не согласиться с представителями фракции "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ". Я понимаю, конечно, что у нас здесь, в зале, решения принимаются       
политические, но ещё раз зачитываю (вот у меня цифры появились): из двадцати    
шести отзывов, представленных законодательными (представительными) органами     
государственной власти субъектов Российской Федерации, отрицательных девять и   
положительных семнадцать; из сорока трёх отзывов высших исполнительных          
органов государственной власти субъектов Российской Федерации отрицательных     
двадцать пять, но и положительных восемнадцать - примерно, так сказать,         
поровну. Поддержали данный законопроект пять субъектов Российской Федерации.    
Насколько я понимаю, у вас все эти данные есть. То есть, по-вашему, интересы    
кого мы здесь обслуживаем - субъектов Федерации, в которых нас выбирают, или    
каких-то других сил? Мне совершенно непонятно! Вячеслав Алексеевич и Надежда    
Анатольевна, наверное, забыли про простое русское правило: кто платит, тот и    
музыку заказывает. Я не представляю, каким образом могут быть в равных          
условиях студент, который поступил за деньги, и студент, который поступил по    
конкурсу, бесплатно, на бюджетное место. Вот если платит за обучение бюджет,    
то он и спрашивать должен в полной мере за качество обучаемости студента, а     
если платит студент, то, соответственно, покажите мне такого ректора, который   
в сегодняшних рыночных финансовых отношениях был бы заинтересован в том,        
чтобы избавляться от тех, кто ему платит деньги и обеспечивает безбедное        
существование высшего учебного заведения. Ну это очевидные вещи, поэтому        
здесь надо говорить прямо, что нету финансирования, но вопрос актуальный.       
                                                                                
Поэтому комитету, может быть, стоило бы поступить следующим образом: провести   
широкое обсуждение этого законопроекта, прежде чем выносить его на              
рассмотрение палаты. Если этого не было сделано - а этого не было сделано, -    
то, значит, необходимо принимать его в первом чтении и дальше, во втором        
чтении, дополнять поправками, регулировать. Всё это регулируется, все эти       
вопросы можно регулировать, но вопросы нашей национальной безопасности надо     
решать прежде всего! Мы здесь сидим для того, чтобы обеспечить каждому          
человеку право в том числе на квалифицированное медицинское обслуживание.       
                                                                                
Я ни в коем случае - обращаюсь к уважаемым врачам - не ставлю под сомнение      
тот факт, что нет всеобщей, тотальной дисквалификации врачей, я глубоко         
убеждён, что у нас в большей своей части врачи профессиональны, но для того,    
чтобы сохранить приемлемый профессиональный уровень, чтобы сохранилось          
уважение к врачам, уважение к их профессии, к их нелёгкому труду в нелёгких     
условиях, необходимо избавиться от платного медицинского образования по         
крайней мере до тех пор, пока у нас не существует системы, которая позволила    
бы избавиться от тотальной коррупции в этой области. Мы можем рассматривать     
сколько угодно саморегулирование в сфере здравоохранения, что-то ещё, но на     
сегодняшний день мы не готовы к этому. Прежде всего - здесь я соглашусь -       
неважно, платно или бесплатно будет обучаться ученик, студент, если такая       
коррупция, какая существует на сегодняшний день, будет процветать. Ещё раз      
говорю: две тысячи сайтов предлагают - вы можете, каждый из вас может сейчас    
зайти в Интернет и тут же узнать, сколько стоит диплом (я не хочу это           
популяризировать сейчас).                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз спасибо тем, кто понимает проблему и поддерживает    
принятие этого законопроекта. Я уверен в том, что если каждый из вас            
проголосовал бы сам, по зову сердца, а не по велению каких-то высших сил, то    
результат голосования был бы предопределён, потому что никто из вас не хочет    
ни сам оказаться под ножом врача, который купил диплом и ничего не соображает   
в медицине, ни чтобы его родители или, не дай бог, дети оказались в таких       
руках. Именно поэтому - правильно сказал коллега-коммунист - элита старается    
детей отправлять... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Надежда Анатольевна, пожалуйста.                                                
                                                                                
Надежде Анатольевне Шайденко включите микрофон.                                 
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Я постараюсь ещё раз основные идеи до коллег донести. К          
сожалению, Тамара Васильевна задала вопрос и ушла, а я хотела ей пояснить,      
что мы в этой ситуации с ней не совсем коллеги: она давно из школы, а я         
совсем недавно из университета, с ним до сих пор связана и могу однозначно      
сказать, что люди, которые учатся на платной основе, нередко становятся         
специалистами гораздо лучшими, чем ребята, которым этот диплом достался         
легко. Это первое.                                                              
                                                                                
Второе. К сожалению, у ряда коллег сегодня происходила путаница понятий,        
например, "платное медицинское образование" и "платная медицина", кроме того,   
никак нельзя продажу дипломов и платное обучение ставить на одну доску.         
Коллеги, человек нередко платит за своего ребёнка последние деньги, для того    
чтобы мечту ребёнка стать врачом осуществить, а продажа диплома - это,          
простите, где-то в подворотне и так далее.                                      
                                                                                
И последнее. Одна из причин, почему этот проект закона нельзя принимать,        
состоит в том, что мы не можем из устоявшейся системы договорного обучения      
выдернуть одну специальность. Я пыталась перечислить те пункты законов, в       
частности, "Об образовании..." и "Об основах охраны здоровья граждан...",       
которые мы нарушим этим.                                                        
                                                                                
А так, спасибо за горячее обсуждение.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим вопрос на "час голосования".                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4395 по 4411 из 5658
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты по вопросу запрета платного медицинского образования".     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.45,3 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    208 чел.                                          
Не голосовало                 242 чел.53,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.