Заседание № 158
О проекте федерального закона № 252889-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся создания и деятельности фракций в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Владимировича Островского. С места. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится законопроект, предлагающий фактически введение императивного мандата в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации. Чем обусловлено данное предложение? Как мы знаем, данная проблема 21 июля 2005 года была уже разрешена Государственной Думой в части введения подобного императивного мандата в нашей палате (федеральный закон номер 93), но, к сожалению, существует правовой пробел, из-за которого императивный мандат в законодательных собраниях субъектов до сих пор не вводится. На наш взгляд, это абсолютно нелогично, потому что законодательные собрания субъектов Российской Федерации формируются практически по такому же принципу, что и Государственная Дума. Проходит избрание 50 процентов депутатского корпуса по партийным спискам, однако зачастую существуют случаи перехода уже избранных и получивших мандаты депутатов во фракции от других избирательных объединений. Мне кажется, это абсолютно неправильно. И если мы регулируем этот вопрос на уровне Государственной Думы, если мы ужесточаем таким образом партийную дисциплину, то по логике мы должны делать то же самое в законодательных собраниях субъектов. Я уверен, что в этом заинтересованы все партии и фракции, представленные в Государственной Думе или в законодательных собраниях субъектов. Мне кажется абсолютно нелогичной позиция комитета, в заключении которого говорится, что нельзя вводить подобные изменения, поскольку мы таким образом вторгаемся в компетенцию субъектов Российской Федерации. Но что происходит сейчас в политике в нашей стране? Федеральное руководство - и правильно, кстати, делает - периодически вмешивается в деятельность субъектов Российской Федерации. Фактически мы сейчас начали плавный, медленный, может быть, очень длительный переход к созданию унитарного государства, и по многим позициям федеральное руководство, как я уже сказал, поправляет субъекты так или иначе по тем или иным вопросам. Мне кажется, принятие данного закона абсолютно логично, а как раз непринятие создаёт позицию двойного стандарта: почему в Государственной Думе, мы считаем, это правильно, а в субъектах - не правильно? Предлагаю поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимиру Александровичу Рыжкову. РЫЖКОВ В. А. Спасибо, уважаемые коллеги. Конечно же, я не разделяю оценку Алексея Владимировича уважаемого в том, что консолидированная позиция комитета, которую я сейчас буду представлять, является нелогичной. Постараюсь всех вас убедить в том, что позиция комитета вполне логичная и обоснованная. Мы не ставим под сомнение добрые намерения депутата Островского. Он, безусловно, стремится к благу, к усилению роли партий, к повышению дисциплины членов партий и депутатов законодательных собраний. Но мы с вами обсуждаем не намерение, а конкретный текст законопроекта, и именно за конкретный текст нам предлагается проголосовать. Так вот, помимо той нормы, о которой сказал уже Алексей Владимирович, о введении императивного мандата, у законопроекта есть первая часть, о которой он не упомянул. Первая часть касается регламентирования создания фракций в законодательных органах субъектов Федерации, что, на наш взгляд - взгляд Правительства Российской Федерации, взгляд Правового управления Аппарата Государственной Думы - является необоснованным вмешательством в конституционную компетенцию субъектов Российской Федерации: мы не можем указывать законодательным органам субъектов Российской Федерации, как в каком количестве и из кого им создавать фракции. Больше того, это можно было бы объяснить, если бы, например, была практика, когда в субъектах не создаются фракции. Но мы специально подготовили справку, из которой следует, что на сегодняшний день только в трёх субъектах нет фракций, в трёх субъектах из восьмидесяти восьми, и то по той причине, что там ещё не состоялись выборы по смешанной системе. Это означает, что уже практически во всех регионах страны существуют регламенты, существуют уставы и порядок создания фракций. Первая часть по сути просто вмешательство в компетенцию субъектов, и поэтому она не нужна, так как субъекты давно этот вопрос урегулировали. Что касается вашего замечания, уважаемый Алексей Владимирович, о том, что региональные парламенты избираются так же, как Дума, - это тоже не соответствует действительности. Региональные парламенты избираются по смешанной системе, а следующая Дума, как вы прекрасно знаете, будет избираться полностью по партийной системе, так что распространение этого подхода на субъекты Федерации тоже необоснованно. Наконец, что касается императивного мандата. Вы совершенно справедливо упомянули о том, что начиная со следующей Государственной Думы на депутатов будут распространяться элементы императивного мандата, элементы, я подчёркиваю, потому что депутат, вышедший из фракции, по принятому закону не будет терять мандат, он потеряет мандат только в том случае, если перейдёт в другую фракцию. А вы пишете о другом, о том, что в любом случае выход депутата законодательного органа из фракции повлечёт за собой потерю депутатского мандата, то есть, как вы видите, ваше предложение противоречит тому федеральному закону, на который вы ссылаетесь, они разные. Кроме того, и в заключении правительства, и в заключении Правового управления говорится о том, что и это является необоснованным вмешательством в компетенцию субъектов Федерации. Конечно, вы вправе считать, что в России сегодня строят унитарное государство, как вы сказали, но Конституция по крайней мере определяет Россию как федеративное государство. И кстати, от президента я ни разу не слышал, что он строит унитарное централизованное государство. Это ваша оценка, с ней можно соглашаться или нет, но мы должны стоять на позициях Конституции, на позициях права. И последнее. У нас есть отрицательное заключение правительства, у нас есть отрицательное заключение Правового управления, наш комитет единогласно высказал отрицательную позицию по данному законопроекту. И ещё, уважаемые коллеги, обращу ваше внимание на один интересный момент: только три законодательных органа России поддержали данный законопроект, три из восьмидесяти восьми. Это означает, что регионы свою позицию совершенно чётко сформулировали: они не поддерживают данный законопроект. Полагаю, что они исходят из тех же чисто правовых аргументов, на которые опирался я, излагая позицию комитета. Поэтому я предлагаю Государственной Думе, со всем уважением относясь к авторам - я это искренне говорю - и к их благим намерениям, всё-таки согласиться с позицией комитета и отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Александрович. Есть вопрос... Так, две руки вижу. Депутат Сапожников по карточке Маслюкова. И депутат Романов. И подводим черту. Пожалуйста. САПОЖНИКОВ Н. И. У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Я всё-таки немножко не понимаю, почему вы считаете, что это вмешательство в дела субъекта Федерации? Почему именно принцип императивного мандата нельзя отнести к общим принципам организации законодательного собрания субъекта Федерации, чем он отличается от других принципов, так же как и обязательство формировать фракции по итогам выборов и в составе тех партий, которые прошли? Ну не секрет же... Вот вы ссылаетесь на то, что только три субъекта Федерации поддержали и так далее. Но там просто стало нормой бегать из фракции во фракцию, как в нашей Думе. У нас у некоторых депутатов, наверное, печать уже негде ставить, так сказать, они прошли по большому кругу за те двенадцать лет, в течение которых являлись депутатами четырёх Дум. Поэтому я хотел бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЫЖКОВ В. А. Вопрос понятен. Я не разделяю вашей точки зрения, и комитет не разделяет вашей точки зрения. Дело в том, что есть по меньшей мере две статьи Конституции, которые отвечают на ваш вопрос. Статья 77, часть 1, Конституции, где говорится о том, что система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно, и статья 73, где говорится, что все полномочия, не отнесённые к полномочиям Российской Федерации и совместному ведению, являются исключительными полномочиями субъектов. Так как ни Конституция Российской Федерации - и кстати, закон о разграничении, козаковский, помните, мы принимали? - ни этот закон не относят вопрос структуры законодательного органа к компетенции России либо к совместной компетенции, значит, по смыслу и по духу Конституции это исключительная компетенция субъектов, поэтому это и будет вмешательством. А что касается депутатов, которые бегают из фракции во фракцию, я считаю, партии надо работать со своими членами получше и всяких проходимцев в свои ряды не принимать, тогда и бегать не будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Романов, пожалуйста, ваш вопрос. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Олег Викторович, я хотел бы выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Присаживайтесь, Владимир Александрович. Уважаемые коллеги, осталось три минуты у нас до перерыва. Учитывая, что у нас в 12.30 начинается обсуждение вопроса, который поставлен на фиксированное время, я предлагаю завершить обсуждение данного вопроса и потом идти на перерыв. Нет возражений, коллеги? Не надо ставить на голосование? Нет. Пожалуйста, депутат Романов, выступление. Потом будем голосовать.. А, три выступления у нас, четыре. Тогда давайте, может быть, проголосуем, коллеги, иначе это затянется до 12.30. Давайте по одному выступлению от фракций. Кто за данное предложение? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А когда мы потом будем завершать это, Фарида Исмагиловна? В четыре часа? Я думаю, вы уже повестку дня полностью рассмотрите к этому времени. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 45 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2% Результат: принято Выступления от фракций. Кто от фракции КПРФ? Депутат Романов, пожалуйста, он первый записался. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, слушая выступление депутата Островского, я невольно подумал вот о чём: насколько же изменилось наше общество, что снова после бурного этапа демократии, после разлива демократии, которому берегов нет, возникает соблазн ввести административные или организационные рамки, как говорят, привести в чувство некоторых граждан! Я с горечью говорю о том, что в нашей России сегодня стало массовым явлением, когда люди выдают за якобы существующие у них взгляды и убеждения на самом деле пустоту и вакуум. Сколько примеров переворачивания, сколько примеров мимикрии! Даже в нашей Думе, я точными данными статистики не владею, но можно предположить, что несколько десятков нынешних депутатов "Единой России" были членами "ДВР...", ещё большее число были членами "НДР", огромная масса были членами КПСС. Сегодня они в "Единой России". Что будет завтра? Повторю, колоссальную горечь вызывает то, что люди забыли, что такое идейная убеждённость. У Маркса есть определение, что идеи - это такие демоны, которые, когда овладевают человеком, или могут быть вытеснены другими идеями, или погибают вместе с этим человеком. Глядя на то, что происходит в тусовке политической, ничего, кроме сарказма, не испытываешь. С точки зрения содержательной стороны. Да, это противоречивый процесс. Я согласен с тем, что надо очень пристально смотреть, кто и по каким мотивам пытается вступить в ту или иную партию. Но, повторяю, это горестная картина. А что касается права субъекта Федерации, то мне представляется, что на самом деле это тот случай, когда не стоит пытаться всё отсюда диктовать. Поэтому логика моя такова, что закон этот я не поддерживаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов, от ЛДПР. Больше рук не было. Потом я поставлю вопрос на голосование. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ну вот, честно говоря, уже устал это наблюдать, потому что всё ссылаемся на Конституцию. Ну, в Конституции, по-моему, написано, что у нас все равны перед законом и судом, независимо там от расы, пола и так далее, и тому подобное. Зачем тогда мы всё передёргиваем? Вы прекрасно знаете, что во всех субъектах Федерации, допустим, проходят выборы, проходит энное количество партий. Потом делается так, что фракция образуется, только если есть, допустим, десять человек. А если у какой-то партии пять человек, четыре, семь и так далее - всё, нет фракции. Сами прекрасно понимаете, что у фракции гораздо больше возможностей для манёвров в законодательном плане, чем у депутатов, которые во фракции не входят. Понимаете, наше законодательство, оно состоит из таких вот пробелов. Вспомните тот самый закон, который мы благополучно отклонили, об освещении деятельности органов власти. Десять субъектов у нас вещают на втором телевизионном канале, там ГТРК работает, остальные не имеют права выступать по вопросам своей депутатской деятельности. Из четырёхсот пятидесяти депутатов только, грубо говоря, ну, не десять, а двадцать человек имеют право выступать на втором канале и освещать вопросы своей депутатской деятельности, все остальные лишены этой возможности. Вот об этом мы как раз и говорим. Давайте эту несправедливость исправлять. И мы не то что не имеем права, мы должны показать региональным парламентам, как правильно это делать, потому что та ситуация, которая существует сейчас в областных, краевых Думах и в некоторых субъектах в Государственных Думах, абсолютно не отражает реалии, того, за что голосуют избиратели. Вы это прекрасно знаете. И поэтому здесь вспоминать Маркса, Энгельса, Советский Союз, кого, что угодно абсолютно нет смысла. Давайте всё-таки будем честными и сделаем правильно, то есть если избрали избиратели в какой-то области какую-то партию - должна быть фракция независимо от количества. Кстати, Владимир Александрович напрасно говорит, что мы указывали количество в этом законопроекте. Нет там этого количества. Избрали - всё, есть фракция, пусть даже это один человек будет, чтобы было равенство. Всё равно, если в одной фракции сорок человек, а в другой пять, и так понятно, на чьей стороне, так сказать, будет чаша весов. Не надо двойные стандарты здесь применять. Поэтому надо поддержать этот законопроект. Ничего страшного нет, ни в какую компетенцию субъектов Федерации мы не вмешиваемся, это нормальная процедура. И вы прекрасно знаете, что скоро будет то же самое - все региональные парламенты будут избираться сугубо по партийным спискам. А то, что люди не дали положительного заключения на данный законопроект, так, наверное, они сначала ознакомились с заключением правительства, поэтому и не дали. Будет добро от правительства - будет и положительный отзыв от всех субъектов Федерации. Конъюнктура есть конъюнктура. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Заключительное слово хочет сказать докладчик? Содокладчик? Нет. Представитель президента? Представитель правительства? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки, уважаемые коллеги, или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 38 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.