Заседание № 97
14.05.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 252799-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 25 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы биологически активных добавок).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2463 по 3338 из 6563
Мы продолжаем обсуждать вопросы повестки. Совет Думы по инициативе профильного комитета предложил пункты 8 и 9 - они не являются альтернативными, сразу вам скажу - обсуждать одновременно. Это значит, мы выслушаем доклады по каждому законопроекту и один содоклад, далее будет общее обсуждение. Нет возражений? 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Андрей Борисович Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Пожалуйста. КАШЕВАРОВ А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Спасибо большое. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон "О рекламе" в части усиления ответственности рекламораспространителей за нарушения в сфере рекламы биологически активных добавок. Следует отметить, что из года в год количество нарушений при рекламе БАДов значительное и в 2012 году количество нарушений составило 13 процентов от общего числа нарушений закона "О рекламе" - таким показателем могут характеризоваться ещё только нарушения при рекламе финансовых услуг. Собственно, проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся при правоприменении, заключается в том, что рекламодатели, те, на кого возложена ответственность за данную рекламу, практически не могут быть найдены в силу того, что они представляют собой, как правило, так называемые фирмы-однодневки. Таким образом, мы предлагаем ввести ответственность рекламораспространителей и установить ещё один барьер на пути недобросовестной рекламы. Также законопроектом предполагается установление требований к самой рекламе, в частности, к рекламе на телевидении, на радио, к наружной рекламе, к рекламе в печатных СМИ и рекламе, распространяемой другими способами. При этом мы предлагаем ввести норму об обязательности указания в рекламе, что БАД не является лекарством, и таким образом то, что сейчас встречается в данной рекламе периодически, сделать нормой закона. Также мы предлагаем усилить ответственность рекламодателей и рекламораспространителей, подняв нижний порог штрафа со 100 тысяч до 200 тысяч рублей. И техническая правка, по терминологии. В связи с принятием закона "Об охране здоровья граждан..." мы предлагаем в пункте 6 части 5 статьи 5 заменить слова "изделий медицинского назначения и медицинской техники" на слова "медицинских изделий", как в этом законе. Доклад окончен. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 9 повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 25 Федерального закона "О рекламе". Антон Владимирович Беляков, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я, если позволите, начну не совсем с законопроекта, а с попытки сформулировать и описать сложившуюся ситуацию - на мой взгляд, она катастрофична. Глубокоуважаемый Андрей Борисович техническую часть правительственного законопроекта пояснил, а я, если позволите, возьму на себя часть, что называется, вводную. На мой взгляд, в последние годы была допущена системная ошибка, которая заключалась прежде всего в нерациональном закручивании фармацевтического рынка, что привело к тому, что целый ряд производителей пошли по пути реализации биологически активных добавок, которые не нужно согласовывать в такой степени, как лекарства, не нужно контролировать их химический состав, то есть один раз в пять лет составлена декларация, заявлена концентрация ингредиентов, получена справка Роспотребнадзора - и пожалуйста, вы производитель новой биологически активной добавки. Конечно же, не нужно доказывать терапевтический эффект биологически активной добавки, не нужно смотреть отсроченные результаты её применения, то есть были созданы преференции, примерно такие же, как в своё время, если помните, когда мы спорили по поводу приравнивания пива к алкоголю, - вот нечто подобное. Весь алкоголь одним образом регулируется, а пиво по-другому - примерно то же самое произошло и здесь. И огромное количество производителей, по большому счёту, рассчитывающих на терапевтический эффект, либо мошенников, обещающих терапевтический эффект, кинулись на рынок биологически активных добавок. Этот рынок развивался намного более динамично, чем рынок фармацевтических препаратов: в год прирастал на 15 процентов, в некоторые годы прирастал даже более чем на 20 процентов, и на сегодняшний день только официально - а это цифры, не совсем соответствующие объективному анализу рынка, - его объём составляет более 1 миллиарда долларов в год, то есть это очень крупный рынок. Так вот, к сожалению, системные ошибки, которые были допущены, привели к следующим результатам. Если мы посмотрим статистику - я вот даже взял её с собой, - то увидим, что получается следующее: 38 процентов опрошенных россиян применяют биологически активные добавки, когда у них возникает недомогание или заболевание, 24 процента - для укрепления общего здоровья и только 19 процентов - для профилактики заболеваний. То есть подавляющее большинство потребителей биологически активных добавок считают, что это лекарство, повторяю: подавляющее большинство. Почему так происходит? В значительной степени из-за того, что, к сожалению, вовремя не были поставлены заградительные барьеры на пути недобросовестной рекламы. То, что мы с вами постоянно видим по телевизору, создаёт иллюзию, что БАД - это лекарство, хотя везде в мире по своему юридическому статусу биологически активная добавка не обладает клиническим и терапевтическим эффектами, а может лишь компенсировать недостающий набор минералов и ряд незаменимых веществ. Во всём мире так, но, к сожалению, не в России - у нас по-другому. Абсолютно отдельная история - жулики, которых довольно много. В последние пять лет я активно разбирался, в том числе и сотрудничая с правоохранительными органами, с такого рода мошенничеством. Апофеозом деятельности два года назад стало закрытие вместе с Департаментом экономической безопасности (вплоть до того, что мои помощники вынуждены были участвовать) огромной шайки, продававшей препарат "Биоматик", с помощью которого одним обещали излечение сердечно-сосудистой системы, другим - суставов, третьим - мочекаменной болезни. Реально это была пустышка себестоимостью 15 рублей, которую продавали по 50 тысяч рублей, продавали в основном пенсионерам. Когда были арестованы счета этих дельцов, то только на текущий момент на них было 300 миллионов рублей. Таких мошенников очень много, и все они работают по одной схеме: заказные публикации на правах рекламы с заголовками типа "Как мою маму спас чудо-препарат такой-то" в региональных средствах массовой информации, либо объявления о продаже, либо сетевой маркетинг. Кроме такого рода дельцов и мошенников есть и другая категория производителей БАДов, например сегодня порядка 30 процентов рынка контролирует небезызвестная всем вам компания "Эвалар", которая, кстати говоря, входит в топ-10 самых крупных рекламодателей наряду с "Проктер энд Гэмбл" и Сбербанком, вот скриншоты, собственно говоря, с её сайта... Повторяю: это не мелкие мошенники, это крупнейший производитель, который в прошлом году имел оборот 7 миллиардов рублей и планирует его увеличивать. Кстати говоря, прошу любить и жаловать: Александр Сергеевич, крупнейший акционер "Эвалара", сейчас в зале, меня слушает, и я думаю, что ему, может быть, даже будет что ответить. Итак, цитаты с сайта... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БЕЛЯКОВ А. В. Да нет, Александр Сергеевич не Пушкин, другой Александр Сергеевич - он знает, фамилию не называю, чтобы не переходить на личности. Итак, информация с сайта компании "Эвалар": "Хитозан Эвалар" выводит радионуклиды, хотя это невозможно по определению; "Сабельник-Эвалар" (продолжаем список, чтобы вы просто понимали, за что мы будем голосовать, друзья мои), оказывается, лечит опорно-двигательный аппарат; "Расторопши экстракт" - улучшает функциональное состояние печени и ещё является гепатопротектором; "Овесол" - выводит шлаки, препятствует образованию камней; "Эндокринол" - апофеоз! - корректирует уровень гормонов; "Тройчатка Эвалар" - о ней нам с вами каждый день рассказывают по всем телеканалам непрерывно - обладает паразитогонным эффектом, хотя доказано, что это не так; и наконец, высший пилотаж - "Шиитаке" - профилактика онкозаболеваний. "Ну совесть есть?!" - хочу спросить у акционера компании "Эвалар", присутствующего здесь, в зале. Биологически активные добавки не могут обладать терапевтическим эффектом, не обладают по своему правовому статусу, но при этом - вот просто чтобы вы понимали - 30 процентов рынка! Сегодня впаривают БАДы населению, рекламируя их на центральных телеканалах, обещая терапевтический эффект и пытаясь ввести таким образом людей в заблуждение. Что делает Федеральная антимонопольная служба? ФАС, надо отдать ей должное, пытается с этим бороться, но надо посмотреть, насколько эффективно, потому что законы, к сожалению, мы с вами пишем такие, что подчас они связывают руки. Роспотребнадзор и ФАС провели проверку: из десяти препаратов черники, включая "Чернику-Форте", в девяти черники обнаружено не было, однако они до сих пор предлагаются на рынке. Год назад ФАС предписала тому же "Эвалару" прекратить распространять ложную информацию, была признана недобросовестной реклама "Гинкго Билоба Эвалар", "Эндокринола", "Транзита" - и что? Продолжает идти эта реклама! Штраф 100 тысяч рублей для компании, которая зарабатывает 7 миллиардов рублей, - что вы об этом думаете? То же самое с Роспотребнадзором. Сегодня - и, кстати говоря, наш законопроект, уважаемый Андрей Борисович, ещё не закрывает этой лазейки - ряд производителей пошли дальше, и "Эвалар" в том числе: выпускается под одним наименованием биологически активная добавка и фармпрепарат, например "Ци-Клим". Рекламируется фармпрепарат, реклама идёт, обещают терапевтический эффект, потому что это действительно фармпрепарат, - только в аптеках его нет, а есть биологически активная добавка с таким же названием. Человек приходит и спрашивает: "У вас есть "Ци-Клим"?" Ему отвечают: "Да, есть". - "По телевизору сказали, что он помогает решать проблемы с гормональными заболеваниями у женщин, в том числе с мочеполовой системой и так далее. Есть?" - "Есть". Пожалуйста, название такое же, производитель тот же, только рекламируют фармпрепарат, а в аптеки поставляют не его, а биологически активную добавку, и население опять оказывается обманутым. Кстати, важный момент - законопроект, который мы сейчас с вами обсуждаем, не решает такого рода проблемы. Итак, уважаемые коллеги, вот таково сейчас состояние рынка. Что делать? Было много вариантов, было сломано немало копий, я вносил законопроект, и я пока не отказался от идеи вообще запретить рекламу фармацевтических препаратов и биологически активных добавок, она всё-таки, на мой взгляд, должна дискутироваться. Кстати, и в профильном комитете многие такой же позиции придерживаются. Европейский рынок (для понимания) как раз так и работает, Европарламент несколько раз к этой теме возвращался, где-то в национальных законодательствах это уже принято: не должно быть самолечения, не должен сам человек принимать решение, что ему использовать, какой БАД или какое лекарство! У нас в России, кстати, по целому ряду исследований в год 100 тысяч человек погибают от несоблюдения дозировок, от неверных назначений и от иных последствий самолечения. Какое количество инвалидностей, какое количество осложнений и вытекающих отсюда, так сказать, трудодней, вообще никто не знает, а гибнет 100 тысяч человек, потому что слишком много самолечения! Я понимаю, что опять-таки виновата система: людям не хочется стоять в очередях в поликлиниках, в больницах, не совсем квалифицированные врачи-специалисты, к сожалению, тоже в достаточном количестве присутствуют, дорогостоящие препараты. Целый комплекс проблем: сельская медицина угроблена, к сожалению, фельдшерско-акушерские пункты разрушены, объединение больниц, централизация - уже появляются межрайонные - делает логистически доставку пациента или его собственный приезд в поликлинику или больницу сильно затруднённым. В результате люди начинают принимать травки, люди спрашивают мнение не врача, а соседки, кто чем вылечился, те, кто более продвинут, читают Интернет - как следствие, начинается вот такого рода безудержный рост рынка биологически активных добавок, повторяю, в подавляющем большинстве случаев от мелких жуликов до крупнейших производителей, системно работающих на то, чтобы ввести потребителя в заблуждение и пообещать ему эффекты, которыми на самом деле эти продукты не обладают. Какой выход? Повторяю, самое простое - пойти по европейскому пути: вообще запретить рекламу в средствах массовой информации, оставить только специализированные медицинские издания, чтобы врачи могли узнавать, что появилось нового на рынке, и рекомендовать пациентам. На мой взгляд, это обоснованная вещь, хотя можно дискутировать. Есть способы проще, один из них - это та инициатива, которую предложила Федеральная антимонопольная служба, и во многом там идеи, которые я и мои коллеги поддерживаем, мы вносили аналогичные вещи. Вот, например, то, что, на мой взгляд, является предметом для дискуссии по проекту правительственному и проекту вашего покорного слуги. Мы считаем, что нужно более точно сформулировать требования и к аудиовизуальной рекламе, например по громкости. Мы предлагаем всё-таки требования сформулировать, как во многих законодательных нормах, а в правительственной версии этого нет. То есть громкость фразы, которой информируют потребителя о том, что биологическая добавка не является лекарством, должна быть не меньше пика громкости основного ролика, - в правительственной версии этого нет, можно внести это ко второму чтению. Далее - нужно ограничить площадь: я считаю, что не менее 10 процентов рекламной площади, если речь идёт о рекламном пространстве, с указанием межстрочного интервала, с указанием пропорциональной высоты шрифта, можно было бы это конкретизировать. Есть необходимость, на мой взгляд, учесть европейские инициативы, например запретить использовать в рекламе слова "болезнь", "клиника", "пациент", "медицина", "врач", "лекарство", "гомеопатия", "препарат", "рецепт", "аптека", "фармацевтика". Я думаю, что все эти вещи можно было бы внести в правительственную версию ко второму чтению. Несмотря на то что эти законопроекты не альтернативные, мне, конечно, будет приятно, коллеги, если вы проголосуете за мой законопроект, но я горячо поддерживаю инициативу Федеральной антимонопольной службы, это движение вперёд. Я предлагаю поддержать законопроект из пункта 8, который предложен Федеральной антимонопольной службой, ко второму чтению довнести туда поправки, с тем чтобы закрыть доступ на рынок жуликам, как крупным, так и мелким, и не мешать больше нашим людям быть здоровыми. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, сейчас тот редкий случай, когда мы абсолютно согласны и с версией законопроекта, которую представила Федеральная антимонопольная служба, и с тем, что было представлено Антоном Владимировичем. Что я хотел бы сказать в целом? Может быть, это не совсем пересекающиеся вещи, но в прошлом созыве был внесён законопроект о запрете рекламы деятельности всяческих магов, колдунов и прочих шарлатанов. Вы знаете, он прошёл процедуру первого чтения и вот, наверное, под воздействием этих магов и колдунов он до сих пор в первом чтении и остался. В чём схожесть этих двух законопроектов? Страшно не то, куда идут люди, к каким магам и колдунам, и какими БАДами они пользуются, а то, что когда речь идёт о биологически активных добавках, и Антон Владимирович уже об этом сказал, в рекламе они упоминаются как средства и способы борьбы, например, с онкологическими заболеваниями, и ладно бы это был только эффект плацебо, это полбеды, но люди, узнав о них из рекламы, идут и покупают эти биологически активные добавки, а когда они, естественно, не помогают, то становится уже поздно обращаться к традиционной медицине. Это то же самое, что и в случае с магами и колдунами. То есть та реклама, которой предлагается дёшево и быстро излечить болезни, которые просто априори невозможно излечить такими средствами, приводит к тому, что люди теряют здоровье, а зачастую и жизнь, поэтому вопрос действительно очень важный. И ещё раз соглашусь с мнением Антона Владимировича относительно того, что, возможно, в дальнейшем надо идти по европейскому пути и вот от тех запретов, которые мы вводим сейчас, перейти к полному запрету рекламы биологически активных добавок. Теперь непосредственно о том, что касается законопроектов, о чём говорил Андрей Борисович. Очень важно, что мы устанавливаем сейчас обязательность указания на то, что данные препараты не являются лекарственными средствами, определяем длительность звучания предупреждения в рекламе на радио и телевидении, минимальный размер рекламной площади, вводим - очень важный момент - ответственность за нарушение требований к рекламе биологически активных добавок. Возможно, опять же к процедуре второго чтения надо за нарушение этих требований в принципе предусмотреть увеличение штрафов в КоАПе. И все прекрасно понимают, что, когда мы говорим, что данная рекламная деятельность регулируется недостаточно жёстко, это означает, что она практически вообще не регулируется, поэтому введение довольно жёстких мер абсолютно оправданно. Что касается альтернативного проекта - ну, он у нас не признан альтернативным, - похожего законопроекта, который внёс Антон Владимирович, я могу сказать, что часть пунктов, о которых он говорил, действительно правильные и подлежат обсуждению в качестве поправок при рассмотрении во втором чтении. Я, наверное, не очень соглашусь с тем, что касается ситуации с громкостью, потому что мы тогда будем вынуждены вообще менять весь формат подачи рекламы в средствах массовой информации, придётся это переносить опять же и на алкоголь, но это вопрос обсуждаемый. Что касается слов, подлежащих запрету, здесь это излишне, на мой взгляд, потому что если мы говорим, что это не признаётся лекарственными препаратами, то уже однозначно и априори мы понимаем, что употреблять термины "медицина", "врач" и так далее неправильно. Что касается площади, да, это в законопроекте правительственном прописано. Я тоже считаю, что надо делать уточнения при подготовке этого законопроекта ко второму чтению. С учётом сказанного комитет поддерживает законопроект правительственный, а законопроект Антона Владимировича мы считаем возможным отклонить, но поправки, которые Антон Владимирович внёс, считаю абсолютно целесообразными. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к обоим разработчикам. Вообще, данный законопроект аналогичен тому, что мы рассматривали по табакокурению, - надо просто запретить. БАДы - это не так безобидно, и, наверное, все коллеги слышали неоднократно, что они не только нейтральны, они нередко просто ухудшают состояние здоровья, особенно молодёжи, детей и подростков. И в связи с этим ко мне неоднократно обращались, да, наверное, и к другим коллегам, медики, врачи, которые очень просили, и я их предложение уже озвучивал, запретить рекламу не только БАДов, применение которых часто действительно влечёт негативные последствия, а вообще всех медицинских изделий. Для того чтобы их рекомендовать, есть у нас специалисты, врачи, и они должны решать это с учётом особенностей каждого больного. Вот у меня вопрос к авторам: как вы считаете, может, более правильно сегодня запретить вообще рекламу БАДов и медицинских изделий? Врач должен сказать, кому как лечиться, а всё остальное, по-моему, от лукавого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Борисович, пожалуйста. КАШЕВАРОВ А. Б. Спасибо большое за вопрос, он абсолютно справедлив. Владимир Николаевич, собственно, мы неоднократно обращали внимание, и Антон Владимирович об этом говорил, что БАДы и лекарственные препараты в рекламе очень схожи, и в этом проблема. Закон "О рекламе" - это только внешние проявления, причины лежат глубже. Скорее всего, необходимо изменить законодательство об обороте лекарственных средств, где нужно чётко установить если не единую процедуру, то хотя бы начальную стадию процедуры регистрации биологически активных добавок и лекарственных препаратов. Я согласен с тем, что многие производители, пытаясь зарегистрировать лекарственные препараты и сталкиваясь с трудностями, просто регистрируют их как БАДы, и мы действительно употребляем много веществ, которые имеют неподтверждённый терапевтический эффект и, соответственно, неизвестное действие, тем не менее мы их употребляем без назначения врача и фактически занимаемся самолечением, чего не должно быть. Но я ещё предложил бы всё-таки Сергею Вячеславовичу Калашникову и Антону Владимировичу также рассмотреть вопрос именно с точки зрения более жёсткого порядка регистрации БАДов, чем сейчас. Так как в рамках исполнительной власти Роспотребнадзор выведен из подчинения Минздрава России, здесь уже процедуры в рамках одного ведомства невозможно объединить, поэтому нужны законодательные нормы, и я думаю, что мы этим проблему решим. Всё, что касается рекламы. Я отвечаю на ваш вопрос: я не считаю, что требуется абсолютный запрет рекламы того, что находится легально в обороте, потому что реклама - это всё-таки часть достоверной информации. Я совершенно согласен с тем, что нужно максимально ограничивать мотивацию людей к самолечению, нужно, чтобы человек чётко понимал, что, если он что-то потребляет, он должен знать о рисках, и здесь позиции никоим образом не расходятся. Но я подчёркиваю, что не всё возможно решить нормами закона "О рекламе", желательно, может быть, начать обсуждение вот именно процедур регистрации и не смешивать БАДы и лекарственные препараты в самом начале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Белякову включите микрофон. БЕЛЯКОВ А. В. Я постараюсь кратко. Я во многом согласен с тем, что сказал уважаемый Андрей Борисович. Вы знаете, вопрос очень интересный, спасибо за него. Дело в том, что огромное количество копий сломано в дискуссиях о фармпрепаратах и биологически активных добавках по всему миру. Общая логика, которую поддерживают все абсолютно представители профессионального медицинского сообщества, заключается в том, что даже витамины нужно применять только те, которые нужно, только так, как это нужно, только по рекомендации врача и под контролем врача, потому что неграмотный, безудержный приём даже, казалось бы, безобидных витаминов может привести к серьёзным последствиям. Например, сколько людей получили проблемы, скажем, из-за применения витамина А или аскорбинки, вы себе представить не можете, очень много! Профессиональное медицинское сообщество во всём мире считает, что как фармацевтические препараты, так и биологически активные добавки не должны рекламироваться, но, естественно, есть позиция производителей, которые говорят, что они хотят информировать об этом, есть позиция рекламодателей, есть позиция средств массовой информации, которые хотят иметь эти бюджеты. Вот лично моя позиция, что, конечно, нужно рекламу запрещать, как это сделано во многих странах Европейского союза: если человек хочет лечиться, он идёт к доктору и получает рецепт. Кстати, здесь ещё отдельный вопрос рецептурности. Во всём мире безрецептурных препаратов не более 10-12 процентов, в некоторых странах 15 процентов, и в основном, что называется, практически ни о чём, это лейкопластыри и горчичники, а в России ровно наоборот: в России 85 процентов - иди и покупай без рецепта всё что хочешь, лишь небольшой процент можно купить только по рецепту. Я лично сторонник того, чтобы рекламу биологически активных добавок, которые на самом деле должны способствовать здоровому образу жизни и являются средством для поддержания необходимой концентрации веществ и минералов, тем не менее запретить, так же как и фармацевтических препаратов, но у олигархов другая точка зрения на этот счёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Борисович, скажите, пожалуйста, - вы, вероятно, готовя этот закон, делали мониторинг: какова динамика развития рынка торговли БАДами в течение пяти лет и рекламного рынка этой продукции? Ну, вероятно, вы не накладывали это на показатели смертности по категориям, которые пострадали. Хотя бы вот эти две цифры назовите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Борисович. КАШЕВАРОВ А. Б. Я называл уже цифру, в 13 процентах случаев нарушение закона "О рекламе" действительно связано с БАДами. Мы не сопоставляли бюджеты рекламодателей БАДов в СМИ, наверное, часть значительная. Я сейчас не хочу называть никаких цифр, потому что этих данных нет, но по количеству нарушений и по тому, как распространяется реклама, эта доля заметна. Что касается смертности от БАДов, такой статистики тоже нет, но коллеги-депутаты говорили, скорее всего, здесь в лучшем случае безобидные порошки, которые не могут нанести вреда здоровью, то есть они не помогают, но и вреда здоровью не наносят. И зона так называемого серого производства БАДов значительно выше, чем белого рынка, хотя в данном случае, я, честно говоря, не могу без каких-либо статистических данных утверждать, что от этого растёт смертность, ну, в худшем случае есть значительные потери для бюджета тех людей, которые покупают эти так называемые квазилекарственные препараты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Антону Владимировичу. Уважаемый Антон Владимирович, я вас благодарю за очень профессиональный доклад. Действительно, что касается "Эвалара", эта фирма жульническая. Легко убедиться - стоит выйти из Думы, завернуть за угол, здесь есть её филиал, и можно посмотреть на те "чудеса", которые она продаёт: кофе "Турбослим", чай "Турбослим" - худеем ночью, худеем вечером и так далее. Скажите, пожалуйста, почему при наличии стольких контролирующих организаций и Министерства здравоохранения такие организации, как "Эвалар", находятся на плаву? Кто-то их, наверное, крышует? И второй вопрос: а что нам делать с Интернетом, где вообще беспредел творится в этой части - в том, что касается лечебных средств? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Белякову включите микрофон. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо за вопрос. Ну, что касается того, почему и кто крышует... Собственно, меня сегодня упрекнули, говорят: что же ты не называешь? Ну, вот Александр Сергеевич Прокопьев, акционер компании "Эвалар", сидит сейчас в зале, можно его спросить: если кто-то крышует, то кто? Я уж точно не знаю. Что касается второй части вопроса, по существу. Я убеждён, что регулирование Интернета - это вообще большая юридическая проблема, к сожалению, и сегодня не только я на эту тему задумываюсь и не только применительно к биологически активным добавкам. Интернет-рынок растёт в гигантских объёмах, и чем быстрее парламент и правительство найдут возможности для контроля оборота, экономического оборота с достаточно серьёзными финансовыми потоками, которые сегодня оказываются фактически бесконтрольными, тем быстрее мы сможем разобраться и с другими вопросами. И один из аспектов - это, конечно же, реклама в интернет-пространстве. Вот те цитаты, которые я приводил, взяты из Интернета, причём, знаете, удивительная вещь: за неделю до нашего заседания сайт "Эвалара" был подправлен, хорошо ещё, что мы сделали скриншоты с нотариальными копиями, так, случайно. Ну, вот видите, читают всё-таки, и, видимо, крупные производители смотрят, как поведёт себя законодатель, и терпеливо ожидают, что произойдёт дальше. И ещё один момент, раз уж вы этого коснулись, вы даже пример привели с топовой линейкой препаратов "Турбослим". Ну, я даже не буду говорить о проблемах, потому что Интернет пестрит сегодня жалобами, но фактически это смесь мочегонного компонента и послабляющего эффекта - на этом построено всё похудение. Применяет человек без ограничений - дистония кишечника, пациенты жалуются, жалуются также на проблемы с мочеиспускательной системой. И дело даже не в этом, важно, что производитель, когда идёт в Роспотребнадзор согласовывать, не говорит о фармэффектах, он говорит, что это чай, который выводит какие-то вредные вещества, а уже потом на коробочке... Кстати, это один из моментов, который мы не обсуждали пока с Федеральной антимонопольной службой, но упаковку необходимо признать рекламным пространством. Мне вот жаль, что мы всё время крутимся вокруг крупнейшего производителя, компании "Эвалар", но тем не менее скажу, что в каждой коробочке с их препаратами лежит книжечка, которая формально рекламой не является, а там написано такое, что я даже цитировать не берусь, то есть вот любая гранулка - это просто лечение всего, включая онкологию. Но это не реклама, и под действие законопроекта, который мы с вами сегодня, я надеюсь, примем в первом чтении, вообще не подпадают ни упаковка, ни вкладыши, к сожалению... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос к Андрею Борисовичу. Андрей Борисович, судя по тому, как вы отвечали на вопросы, вы глубоко разбираетесь в данном вопросе и занимаетесь этим не один месяц и, наверное, не год уже. Наверняка на рабочих совещаниях вы обсуждали, какие ещё меры принять, чтобы БАДы в целом были запрещены, я не говорю уже о рекламе, надо, чтобы был ограничен как таковой и выход на рынок этого продукта, некачественного имеется в виду. То есть подскажите нам, какой законопроект в ближайшее время нам ждать от правительства и какие меры будут приняты, для того чтобы и дальше наступать вот на тот беспредел, который творится на этом рынке? КАШЕВАРОВ А. Б. Спасибо за вопрос. Ну вот, собственно, Антон Владимирович приводил аналогию с тем, как пиво было приравнено к алкогольным напиткам, как тоже пытались долгое время ограничить рекламу пива и алкогольных напитков, не являющихся пивом. До тех пор пока, мы не привели всё к одному знаменателю, ничего в рекламе не изменилось, поэтому лучше всего внести изменения в закон "Об обращении лекарственных средств" и ввести отдельные процедуры для регистрации БАДов - я думаю, что это позволит решить проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Борисович. Вопрос Белякова Антона Владимировича. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Глубокоуважаемый Андрей Борисович, вот я немножко не ожидал, я всё-таки думал, что в правительственном законопроекте появится положение о заблаговременном информировании (оно много дискутировалось), с тем чтобы не отслеживать недобросовестную рекламу - кто-то обратился из пострадавших, кто-то не обратился, жалоба была или её не было, а рекламировать продолжают, - а обязать рекламораспространителя, например, за пять рабочих дней до распространения рекламы уведомлять соответствующий территориальный или федеральный антимонопольный орган о готовящемся распространении. Это было бы крайне эффективно, и вот тогда не стоял бы вопрос о том, как поймать и привлечь к ответственности. Я думал, что это будет в правительственном законопроекте, но я этого не увидел. Как вы относитесь к тому, чтобы ко второму чтению такие поправки всё-таки внести? Это было бы оправданно, на мой взгляд. КАШЕВАРОВ А. Б. Антон Владимирович, мы, естественно, не отказываемся от работы. Мы понимаем, что такая форма прохождения рекламы, её поступления на рынок, безусловно, снизит риски. В Республике Молдова существует такая практика, когда определённые органы проверяют всю рекламу на соответствие законодательству. Мы считаем, на этом этапе вводить такую норму преждевременно: во-первых, это, по сути дела, введение цензуры, что, наверное, нежелательно, во-вторых, когда мы вводим ответственность рекламораспространителей, мы, собственно, ставим вот этот фильтр, наверное, для более ответственных участников рынка, чем рекламодатели БАДов, которые находятся, как правило, в серой зоне. Если же эта норма не сработает, тогда целесообразно через какое-то время вернуться к вашему предложению, и я не исключаю, что оно может быть через какое-то время поддержано, но сейчас мы полагаем, что это преждевременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бычкова Евдокия Ивановна. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Ну, мой вопрос уже Федоткин Владимир Николаевич озвучил, я получила ответ, но хочу просто добавить, что в начале 90-х... Я изнутри знаю работу фирмы "Гербалайф", с которой когда-то начинала свою коммерческую деятельность, и хочу сказать, что, конечно, никакой пользы от этих БАДов точно нет, что это эффект плацебо. Это хитроумный, психологически выверенный бизнес, который рассчитан на простых, доверчивых людей, и, конечно же, эти вещи надо запрещать, хотя бы их рекламу, - я согласна с Федоткиным Владимиром Николаевичем, поддерживаю его, - потому что от них нет никакой пользы. Может, и вреда не выявлено, но пользы никакой нет, это просто бизнес, психологически рассчитанный на наших людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евдокия Ивановна. Желающие выступить есть? Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот по ответам на вопросы мы видим, что, к сожалению, при всей необходимости принятия законов правительство, внося серьёзные акты, недостаточно глубоко исследует проблему, а может, просто не желает её высвечивать, вы понимаете? Вот я сравнил бы это с выстраиванием пирамиды. Всем же понятно, что сначала раскручивается бренд, который начинает восприниматься большинством населения на уровне подсознания, а потом получается ваша серая зона, и я уверен, что уровень серой зоны зависит от уровня участия правоохранительных структур и антимонопольных структур - вы не обижайтесь, - ваших сотрудников, в том или ином сегменте рынка, понимаете? Серая схема по-другому не работает, потому что... Попробуйте вы что-нибудь слишком денежное развивать, чтобы оно долго не привлекало внимания, - такого не бывает! Здесь же заинтересованность многих корпораций, то есть средства массовой информации заинтересованы в получении дурных денег, небезобидных, налоговая система вроде тоже заинтересована, - да? - но никто не анализирует последствия воздействия всего этого на общество, на здоровье. Тем более, если посмотреть, к сожалению, фармацевтический рынок в значительной мере переполнен как раз зарубежными производителями. Почему? Потому что фармацевтическая промышленность была уничтожена одной из первых, более того - раздроблена: и уникальнейшие компоненты, и заводы, которые их выполняют, сразу же были разодраны разными олигархами, а сегодня в подавляющем большинстве - на 95 процентов - они вывозятся за границу как составляющие. Мне кажется, что в принципе антимонопольная служба всё-таки располагает достаточным аналитическим аппаратом, для того чтобы такие вопросы анализировать. Ну, я, как технократ, люблю цифру в динамике - она всегда всё показывает, а если вы ещё правильную линию выстроите, рядышком поставите, то увидите там и пирамиды, и кресты, и всякие другие вещи. Поэтому мы, конечно, поддержим предложение правительства, но считаем его недостаточным. Мы уверены, что сто лет мак не родил - голоду не было, а вот когда хлеб не родит, тогда будет голод, понимаете? Запрет рекламы никакого вреда здоровью населения не нанесёт, а вот безостановочная реклама того, чего нет и от чего пользы никакой, наносит колоссальный вред, потому что, понимаете, бабушка и дедушка, и без того имеющие низкий доход, подвержены воздействию рекламы: они больше других вынуждены сидеть у телевизора, и поэтому, к сожалению, страдают от этого больше других. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. Я не стану долго занимать ваше внимание, потому что Николай Васильевич в своём выступлении сказал практически всё, о чём хотела сказать я, но обращаю внимание вот на что: какие бы законы мы ни принимали, они всё время... Ну против нельзя голосовать, только за - тема хорошая, - но закон никогда ничего не решит до конца, это абсолютно точно. К нам в основном законы-то ведь правительственные проходят, партия власти за них голосует, зачастую мы поддерживаем решения правительства, но, с другой стороны, неужели в правительстве на самом деле до сих пор не поняли, что сегодня рекламодатель и тот, кто эту рекламу распространяет, рекламораспространитель, - это вещи разные? Ну накажем мы телевидение за то, что там будут показывать вот эту рекламу БАДов, а как же те, кто её даёт и именно за это платит телевидению большие деньги, - они вроде как тут ни при чём? Я думаю, что это прекрасно понимают и правительство, и те, кто этот закон готовил. А получается, опять вот так вроде пошумели (может, президент что-то сказал), и опять не решили как следует эту проблему. Здесь уже коллеги выступали, мне особенно понравилось выступление Белякова, он профессионально всё говорил, всё понятно, я даже скорее его законопроект поддержала бы сегодня, нежели правительственный, потому что он решает хотя бы одну проблему - запрещает вообще рекламировать эти БАДы. Люди ведь, особенно больные люди, на всё идут, все деньги тратят только для того, чтобы от своей болезни избавиться, надеются на что-то и верят, потому что об этих средствах напечатали в газете. Кстати, даже наши оппозиционные газеты тоже зачастую печатают эту рекламу, а в последнее время даже не столько рекламу БАДов, сколько всяких аппаратов чудодейственных: возьми этот аппарат, приложи куда-нибудь - и всё, ты прямо моментально выздоровел. Вообще, то, что происходит в стране с медициной нашей, а тем более с нашими чиновниками, - это невозможно, это ужасно! И каких только нет институтов, - иведь называют себя институтами! - институты БАДов, институт каких-то магов и всего на свете, сидят и выкачивают деньги. Сегодня утром по телевизору показывали, как обманывают стариков. Звонят и пугают: если вы это, вот этот БАД не купите, то всё, вам смерть, а мы позвоним всем вашим родственникам и скажем, что вы умрёте. Ну это уже целая огромная система, это монстр, выкачивающий деньги! Они наживаются на беде других! Мне кажется, то, о чём сегодня говорили наши депутаты представителю министерства, нужно обязательно сделать, закон об обороте... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит и один проект закона, и второй проект закона. Вообще, когда у нас в стране произносят слово "БАД", возникает какое-то негативное отношение. В развитых странах мира БАД - это нормальная биологически активная добавка, которая используется для поддержания здоровья населения. У нас же есть разные БАДы, есть и хорошие БАДы, которые изготовлены на основе пчелиного молочка, на основе каких-то трав и так далее и действительно поддерживают здоровье, но есть и негативные моменты, которые всё это ставят под большое сомнение. Первый - это коррупция среди лечащего персонала, среди врачей, которые находятся в сговоре с производителями тех или иных БАДов и выписывают пациентам препараты, которые порой не приносят никакой пользы, а иногда, наоборот, наносят удар по здоровью. Второй - это мошенники, которые злоупотребляют доверием, особенно юридически неграмотных граждан или представителей нашего старшего поколения, вводят их в заблуждение и начинают вытягивать деньги, предлагая разные биологически активные добавки, обещая полное излечение от любых заболеваний. Третий - это большое количество фальсифицированных БАДов. Фальсификат появляется именно тогда, когда есть спрос на этот препарат, а спрос появляется тогда, когда идёт агрессивная обширная реклама того или иного товара. Ну и большая проблема связана с тем, что фальсифицированные и некачественные биологически активные добавки наносят вред здоровью людей. Фракция ЛДПР считает, что это правильные шаги, их, может быть, будет недостаточно, но мы будем их поддерживать. А что касается рекламы в принципе, фракция ЛДПР уже достаточно давно внесла проект закона, который почему-то лежит без движения в комитете, где мы предложили в целом запретить рекламу любых лекарственных средств. За границей без рецепта, наверное, можно приобрести только конфетки от кашля, за всё остальное врач несёт ответственность, у нас же даже то, что должно продаваться по рецептам, можно приобрести без них. Иногда самолечение, которое порождается агрессивной рекламой или знаниями из непонятных источников, потом приводит к тяжёлым последствиям, после чего приходится ещё и перелечиваться. И напоминаю, что также без движения лежит проект закона, который фракция ЛДПР внесла, где мы предлагаем запретить в рекламе все ссылки на любые общественные организации или физические лица с указанием профессиональной принадлежности. Ну посмотрите, те таблетки рекомендует ассоциация стоматологов, эти мази - ассоциация педиатров, а есть такая ассоциация, нет такой ассоциации - непонятно. Дальше, если она и есть, то насколько компетентны их мнения и решения? Целые консилиумы собирают, для того чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции: четыре минуты добавьте. НИЛОВ Я. Е. Целые консилиумы врачей собирают, для того чтобы выразить определённое мнение в том или ином вопросе, а на телеэкране можно увидеть непонятного товарища в белом халате, который от имени врачебного сообщества рекомендует те или иные препараты. Причём он в данном случае не несёт никакой ответственности за свои рекомендации, и все негативные последствия ложатся на плечи тех граждан, которые порой по незнанию как раз и злоупотребляли рекламируемыми лекарствами или препаратами. Фракция ЛДПР настаивает на скорейшем принятии закона о запрете использования в рекламе мнений некоммерческих организаций и мнений физических лиц с указанием профессиональной принадлежности и о запрете в принципе рекламы любых лекарственных средств. Только в таком случае мы сможем оградить наше население от тех мошенников и махинаторов, которые, пользуясь безвыходностью ситуации, навязывают разного рода методы самолечения и обещают золотые горы, пользуясь доверием наших граждан. Фракция ЛДПР поддержит два законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. В дополнение к тому, что сказал Ярослав Евгеньевич. Действительно, есть разные БАДы, и мы понимаем, что в нашей пище на самом деле не хватает полезных веществ и зачастую в случае использования БАДа, действительно качественного БАДа, пищевой рацион улучшается и качество жизни становится выше. Есть ещё один момент, который мы должны учесть. Как сказал Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР поддержит оба законопроекта, но есть один момент, который мы должны понимать и учитывать. Как сказал представитель ФАС, есть огромная серая зона производителей, и после того, как мы лишим возможности потребителей узнавать что-то о продуктах, о БАДах, наверное, вот эта серая зона может ещё больше вырасти, потому что мы, получается, уравниваем серых производителей с официальными, белыми. Будет, так сказать, в ещё большей степени работать сарафанное радио, и здесь, наверное, надо будет посмотреть и подумать о повышении качества работы правоохранительных органов в этом контексте. И хотел бы ещё добавить следующее. Вот коллега Никитчук и коллега Беляков очень активно критиковали отдельно взятую структуру. Ну, с коллегой Никитчуком всё понятно, он член Компартии, а в её идеологии уже зашито неприятие любого частного производителя, а вот то, что коллега Беляков так неистово атакует отдельно взятую структуру, как-то наводит на странные размышления. Наверное, было бы корректно рассказать и о других производителях, которые есть на рынке, какие проблемы у них, а то вы так активно всё это делаете - и скриншоты вы делаете, и роете, и анализы проводите, и всё-всё... Вы совершенно правы в части того, что нужно повышать качество продукта, но вот такая неистовая атака на отдельно взятую структуру без упоминания иных производителей может навести депутатов на мысль о такой хитрой, иезуитской, так сказать, методике вымогательства с вашей стороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович. Андрей Борисович, будете выступать с заключительным словом? КАШЕВАРОВ А. Б. Очень коротко. Я просил бы поддержать правительственный законопроект, а те идеи, которые заложены в проекте депутата Белякова, мы готовы, естественно, обсудить и максимально использовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон депутату Белякову. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемые коллеги, несколько реплик по результатам обсуждения. Я не могу не согласиться с тем, о чём сказал коллега Нилов. Действительно, традиционная древняя китайская медицина, индийская медицина, японская медицина целиком и полностью построены на применении биологически активных добавок, и действительно, если мы с вами обратимся даже к ортодоксальным медикам в Китае, в значительном проценте случаев нам будут рекомендованы некие лекарственные травы, которые в российском понимании были бы биологически активными добавками, хотя у них это всё-таки лекарственное фитосырьё. И я не хотел бы, чтобы в России слово "БАД" стало синонимом слов "обман" и "мошенничество". Во всём мире это не так. Сегодня в России около десяти тысяч производителей биологически активных добавок. К сожалению, невнимательно слушали моё выступление некоторые товарищи: я перечислил целый ряд производителей, в том числе нескольких, в отношении которых по моим запросам - я этой проблемой занимаюсь много лет - были просто уголовные дела возбуждены, и в результате люди сидят, в том числе, повторяю, вот громкое дело по "Биоматику", и таких целый список, я вам его передам. Но в России, я повторяю, к сожалению, из десяти тысяч производителей добросовестных можно пересчитать по пальцам, и, думаю, наберётся не более ста форм, которые произведены из качественного сырья, с соблюдением технологии, с соблюдением заявленной изначально при согласовании рецептуры и благоприятно воздействующих на организм. Сегодня цифры по Роспотребнадзору не называли, я одну приводил, правда, что препараты черники проверяли и только в двух из десяти следы черники нашли, но вообще, по-моему, три сотни проверок показали, что при изготовлении более 50 процентов препаратов было элементарное несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм, то есть, извините за сленг, бодяжили в тазике, а потом продавали. Вот что сегодня представляет собой рынок БАДов, и это совершенно не то же самое, что традиционная, скажем, китайская медицина. Завершая выступление, уважаемые коллеги, хочу сказать, что то предложение, которое по поручению правительства сейчас было озвучено уважаемым Андреем Борисовичем Кашеваровым, Федеральной антимонопольной службой, - это достаточный шаг вперёд. Его, конечно же, нужно доработать ко второму чтению, и уже есть целый ряд нюансов, которые сегодня стали предметом дискуссии, за которую я всех благодарю. Я надеюсь, что, может быть, мы вместе ко второму чтению из правительственного законопроекта сделаем хороший продукт юридический, который позволит защитить наших избирателей. Повторяю, что я признателен коллегам, которые поддержали мой законопроект, но полагаю, что на субстрате правительственного проекта можно сделать действительно качественный продукт. Ну и уже как юрист хочу сказать: конечно же, я не буду никаких по этому поводу движений совершать, но обращаю внимание, что юридический термин "вымогательство" означает обвинение в уголовном преступлении и, соответственно, использование этого термина может иметь неприятные юридические последствия, благо комиссия по этике сегодня долго доказывала свою состоятельность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Выносим рассматриваемые законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5083 по 5117 из 6563
Пункт 8 повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 38 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении. 9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 25 Федерального закона "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 06 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.