Заседание № 176
О проекте федерального закона № 252305-4 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (об отмене запрета на лизинг продукции военного назначения, используемой при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; принят в первом чтении 26 мая 2006 года с названием "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 22. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Доклад члена Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Анвара Мухаметкадыровича Мухаметзакирова. Пожалуйста. МУХАМЕТЗАКИРОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию для рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (в первом чтении он назывался "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"). Всего в Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму поступило шесть поправок к законопроекту. В большинстве своём поправки носят уточняющий характер, учитывают предложения Правительства Российской Федерации, содержащиеся в официальном отзыве правительства, а также юридико-технические рекомендации Правового управления Аппарата Государственной Думы. Данные поправки находятся в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Единственная поправка, а точнее, отдельная её часть с обоснованием решения комитета содержится в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Предлагаю перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость отдельного рассмотрения каких-либо поправок из таблицы 1 поправок, рекомендованных к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 51 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принято. Есть ли необходимость обсуждать поправку, находящуюся в таблице отклонённых? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 33 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 10 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% Результат: принято Принято. Есть предложение у вас? Пожалуйста. МУХАМЕТЗАКИРОВ А. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект прошёл все необходимые процедуры. Проведены юридическая и лингвостилистическая экспертизы. Получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении, и я прошу поставить его на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 14 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 252305-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (об отмене запрета на лизинг продукции военного назначения, используемой при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 27, "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами). Доклад депутата Государственной Думы Михаила Викторовича Бабича. БАБИЧ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами). Данный законопроект направлен на решение конкретной проблемы, связанной с необходимостью снять запрет на лизинг продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Нормами статьи 3 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлено, что не может быть предметом лизинга имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Между тем лизинг как форма осуществления военно-технического сотрудничества предусмотрен Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", а также Указом Президента Российской Федерации "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" от 10 сентября 2005 года № 1062. Таким образом, предусмотрев возможность осуществления лизинга в законе о военно-техническом сотрудничестве, законодатель напрямую запрещает лизинг имущества, для которого установлен особый порядок обращения. Законопроектом предлагается разрешить указанную коллизию российских законов. Привлекательность лизинга продукции военного назначения заключается в том, что, являясь по сути одной из форм предоставления покупателю финансового кредита, лизинг практически исключает финансовые риски, связанные с неплатёжеспособностью арендаторов, так как арендованное имущество остаётся в собственности арендодателя на всё время действия договора лизинга. Реализация изложенных предложений создаст законодательную основу для диверсификации механизмов финансирования поставок продукции военного назначения в иностранные государства. Предполагается, что данная мера позволит применять схемы, отличные от стопроцентной оплаты в свободно конвертируемой валюте, что могло бы способствовать дальнейшему развитию военно-технического сотрудничества со странами с ограниченными финансовыми ресурсами. Кроме того, лизинг продукции военного назначения может рассматриваться как инструмент внешней политики. В мировой практике широко применяется данный вид сделок. В полной мере лизинговые операции с продукцией военного назначения используют США (в частности, передача самолётов F-16 странам Центральной и Восточной Европы и кораблей Чили и Бразилии). Подписан меморандум о взаимопонимании между Венгрией и Швецией о передаче венгерским ВВС в лизинг сроком на десять лет четырнадцати самолётов на замену наших самолётов "МиГ-29". Решение об аренде четырнадцати таких же самолётов сроком на десять лет на замену самолётов "МиГ-21" приняло чешское правительство. Германия передала на условиях лизинга танки "Леопард-1" Швеции и так далее, то есть масса примеров в международной практике, когда лизинг является единственным средством платежа за поставляемую продукцию военного назначения. Имеются перспективы использования лизинга по продвижению на рынок продукции военного назначения российских вооружения и военной техники. Наиболее востребованными для использования в лизинговых операциях могут стать дорогостоящие авиационные комплексы: самолёты и вертолёты военно-транспортной авиации, заправщики, патрульные самолёты, самолёты дальнего радиолокационного дозора и наблюдения и другие. К приобретению военно-морской техники на условиях лизинга проявляют интерес такие страны, как Индия и Бразилия. Потенциальным рынком лизинговых поставок является ряд стран Африки и азиатского региона, которые в настоящее время не обладают достаточными финансовыми ресурсами для закупки нового вооружения. Применение лизинга в области ВТС будет способствовать укреплению позиций России на международном рынке вооружений и повышению конкурентоспособности нашей продукции военного назначения. Данный законопроект прошёл правовую экспертизу. Получены положительные заключения от Правового управления, Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, профильного комитета Совета Федерации и профильного комитета Государственной Думы. Прошу коллег поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Михаил Викторович. Содоклад члена Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Анвара Мухметкадыровича Мухаметзакирова. МУХАМЕТЗАКИРОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона № 252305-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами), внесённый депутатом Государственной Думы Бабичем, и отмечает следующее. Законопроект предусматривает изменение пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", в соответствии с которым предметом лизинга не может быть имущество, которое запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Законопроектом предлагается исключить из данного ограничения продукцию военного назначения, лизинг которой должен осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Следует отметить, что целями Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, а также обеспечение эффективности инвестирования. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, в том числе деятельность, связанная с ввозом и вывозом продукции военного назначения, частным случаем которой является передача продукции военного назначения в лизинг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114 "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации. Предлагаемые в законопроекте изменения снимают правовую несогласованность применения механизма лизинга в военно-технической области, позволяют российским производителям увеличить поставки дорогостоящего вооружения и военной техники в зарубежные страны, которые в силу недостатка финансовых средств на его закупку готовы на выплату периодических лизинговых платежей. При этом Российская Федерации, будучи лизингодателем, остаётся собственником передаваемого в лизинг вооружения и гарантирует возврат финансовых средств за предоставленную военную технику. Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму предлагает проект федерального закона № 252305-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами), внесённый депутатом Государственной Думы Бабичем, принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анвар Мухаметкадырович, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представитель президента хотел бы высказаться? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове. Ставлю на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 "Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" в первом чтении. Комитет предлагает данную инициативу поддержать. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 39 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.