Заседание № 114
17.09.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 252282-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2106 по 2526 из 4812
Следующий - 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Семён Аркадьевич Мительман, пожалуйста. МИТЕЛЬМАН С. А., представитель Законодательного Собрания Челябинской области. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленную возможность с этой высокой трибуны рассказать об одной из самых насущных проблем, которая беспокоит наших муниципалов, причём не только в Челябинской области, которую я представляю, но и во многих других областях, это та повседневность, в которой мы живём, это то, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Итак, суть вопроса - это благоустройство. Это вопрос местного значения, то есть регулируется муниципальными нормативными актами, но в соответствии с законодательством ответственность за нарушение этих актов устанавливается субъектом Российской Федерации. Длительное время законы субъектов, устанавливающие административную ответственность, содержали такие нормы: за нарушение муниципальных актов в сфере благоустройства - штраф такой-то (кстати, до сих пор во многих субъектах такие законы продолжают действовать, ну, там, где прокуратура глаза закрывает), однако в складывающейся практике Верховного Суда Российской Федерации подобные нормы активно стали признавать формально неопределёнными, противоречащими действующему законодательству и недействующими. Более того, правила благоустройства, которые утверждают своими актами муниципалы, на 90 процентов дублируют нормы СНП, СанПиНов и СНиПов, то есть федеральные нормы, и, следовательно, ответственность за их нарушение должна быть установлена на федеральном уровне, на что неоднократно указывал Верховный Суд. Таким образом, законодатель субъекта, устанавливая ответственность за конкретные составы правонарушений, будет постоянно вторгаться в федеральную компетенцию. Проблема наведения чистоты и порядка на территориях муниципальных образований области стоит очень остро, потому что сегодня органы местного самоуправления фактически не имеют рычагов воздействия на нарушителей. Мы завалены письмами и законодательными инициативами от муниципальных образований, и из самых маленьких, и из самых больших муниципальных образований звучат крики о помощи, они обращаются к нам, - соответственно я сегодня обращаюсь к вам. Законодательное Собрание Челябинской области пыталось выстроить работу с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют государственный контроль в различных сферах, однако деятельность этих органов по привлечению к административной ответственности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данную проблему практически не решает, так как ни штаты, ни финансовое обеспечение федеральных органов это сделать не позволяют. И получается, Кодекс об административных правонарушениях - отдельно, субъекты Федерации и муниципалы - отдельно, и в настоящее время практически невозможно установить ответственность за нарушение муниципальных актов. Мы прекрасно понимаем: чтобы глобально решить данную проблему, нужно перелопатить весь Кодекс об административных правонарушениях, это сложная, огромная работа, поэтому мы внесли на рассмотрение нашу законодательную инициативу, которая позволит хотя бы частично решить обозначенную проблему. Представленным проектом федерального закона предлагается отнести к вопросам местного значения поселения и городского округа осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, что в свою очередь позволит повысить эффективность мероприятий, направленных на благоустройство территории, а также обеспечить надлежащее исполнение правил благоустройства территории муниципального образования физическими и юридическими лицами. Что очень важно, уважаемые коллеги? Это законодательная инициатива фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", она поддержана президиумом экспертно-консультативного совета фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе под руководством Николая Ивановича Булаева, и это очень важная партийная поддержка. У нас есть положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы за подписью исполняющего обязанности его начальника Деменкова. Мы согласны в целом с заключением комитета о том, что всё дело в отграничении муниципального контроля в сфере благоустройства от государственного контроля в иных, смежных с благоустройством сферах - это землепользование, градостроительство, санитарно-эпидемиологическое благополучие и тому подобное, но мы просим поддержать нашу инициативу. Уважаемые депутаты, дайте муниципалам глоток воздуха, ну невозможно управлять велосипедами из космоса, поймите, мы все хотим жить в благоустроенных, красивых, чистых городах и посёлках! Прошу вас, проголосуйте не головой, а сердцем, и в тысячах поселений, посёлков и городов вас будут вспоминать тёплыми словами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, присаживайтесь. Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее. В соответствии с частями 1-4 статьи 4 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы местного самоуправления уполномочены реализовывать контрольные функции за соблюдением муниципальных правовых актов. Правовое регулирование вопросов благоустройства, включая принятие правил благоустройства, отнесено федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения. Таким образом, функции муниципального контроля в сфере благоустройства в настоящее время уже относятся к компетенции органов местного самоуправления. Дело, уважаемые коллеги, не в отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по контролю в сфере благоустройства, а в неопределённости предмета контроля - в отличие от государственного контроля - в смежных с благоустройством сферах. Тем не менее изменения, предлагаемые в рассматриваемом проекте, не позволяют более чётко разграничивать полномочия по контролю в вопросах благоустройства и в существующей редакции являются избыточными, поэтому Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. Позиция фракции и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" аналогичная, фракция согласна с мнением комитета. И от себя лично могу добавить следующее, а я много лет работал в системе местного самоуправления, в том числе и мэром города Омска: поверьте, проблемы, о которых тут так ярко говорил предыдущий выступавший, далеко не в этом, у местного самоуправления достаточно функций по контролю за сферой благоустройства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Виктору Филипповичу. Давайте представим, что вдруг (я не знаю, тут докладчик призывал и сердцем, и умом, и ещё чем-то голосовать) примем мы этот законопроект, - что, хуже станет или вдруг муниципальная власть начнёт войну с региональной властью, или вдруг контролёры будут бегать друг за другом и мешать друг другу? Мне кажется, что тот, кто отвечает за благоустройство наших территорий, посёлков, городов, тот и должен иметь рычаги влияния. Вы говорите, что вроде бы имеются какие-то механизмы, но товарищи с мест, вот наш уважаемый Семён Аркадьевич, говорят: дайте нам чёткое и ясное понимание того, что мы можем этим заниматься, - и они вышли с таким предложением. Что, если примем, совсем плохо будет, завалим всё мусором?.. (Микрофон отключён.) ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос. Дело не в том, есть здесь предметная аргументация или её нет, вопрос в другом. Есть уровни власти (муниципальная власть, власть субъекта, федеральная власть), на муниципальном уровне тех законодательных актов, которые действуют, и базового закона, 131-го федерального закона, достаточно для исполнения функций, поэтому здесь дело не в том, чтобы добавить или убавить функции, а в том, чтобы в целом навести порядок в законодательстве, но это уже другой вопрос и другая тема. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня к обоим докладчикам вопрос. Виктор Филиппович, мы более сотни полномочий делегировали, ну, сначала регионам, а регионы соответственно делегировали муниципальным образованиям, не обеспечив деньгами, - тут мы все за! Почему вы не хотите дать дополнительные полномочия своим бывшим коллегам для наведения порядка? И Семёну Аркадьевичу вопрос: скажите, пожалуйста, а вы с Николаем Ивановичем Булаевым лично общались или всё же на заседании фракции докладывали? Потому что вы сказали, что это поддерживает фракция, а вот представитель фракции говорит, что не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович, пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф. Если говорить о делегированных полномочиях, не могу согласиться с тем, что более сотни полномочий, которые делегированы, а они действительно делегированы, не обеспечены финансированием, это несколько не так. Финансированием в основном они обеспечены, можно спорить, достаточно или недостаточно, как практик вам могу сказать, что недостаточно, но опять-таки это не относится к теме рассматриваемого сегодня нами вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон докладчику. МИТЕЛЬМАН С. А. Во-первых, я лично общался с Николаем Ивановичем Булаевым. Вот выписка из протокола президиума консультативно-экспертного совета, который поддержал нашу инициативу, поэтому докладчик немножко неправильно говорил. Вот у меня бумага! Это во-первых. Во-вторых, уважаемые коллеги, проблема состоит в том, что комитет считает, что это избыточная функция, но - депутат Решульский совершенно прав - прокуратура нам не даёт её исполнять. Говорят: есть представительства федеральных органов власти на местах, вот пусть они и исполняют, - но у них нет ни штатов, ни возможностей! Ну, будет избыточная функция, если так считает комитет, но от этого что, хуже будет? Нет! Будет больше контролёров, чтобы наши посёлки и города были чистыми, благоустроенными и чтобы нам приятно было там находиться, вот и всё! Это не противоречит действующему законодательству, как написал исполняющий обязанности начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Виктор Филиппович, вы сказали, что муниципалитеты имеют все полномочия, что достаточно полномочий для наведения порядка. Вы действительно достаточно долго были мэром крупного города - Омска, так скажите, почему же тогда, если все полномочия у муниципалитетов имеются, такой бардак мы видим на улицах и во дворах?! Ну и плюс к этому, поскольку вы ведь в Омской области тоже бывали, не только же в городе, скажите: что, там всё идеально, что ли? Да нет конечно! Закон ведь здравый, почему же не поддержать?! Теперь вопрос к Семёну Аркадьевичу: судя по всему, к сожалению, ваш законопроект будет отклонён, так почему бы теперь вам не внести ужесточающие дополнения в КоАП в связи с этим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович, пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос. Я думаю, предложение, которое вы внесли в конце, о внесении изменений в КоАП, наиболее рациональное. Что касается, как вы выразились, бардака приведу простой пример: на лестничной площадке четыре квартиры - что, в каждой квартире порядок?! Нет, у одной хозяйки порядок, а у второй - нет. Так и в России, так и в городе любом: если есть добросовестные исполнители, есть соответствующий спрос руководителя - есть и порядок, если этого нет - ну и результат такой же. Дело не в законе, дело в исполнении закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчику включить микрофон? МИТЕЛЬМАН С. А. Да, я отвечу. Я говорил уже, что для того, чтобы глобально решить проблему, нужно перекраивать весь КоАП, и работа эта началась. Курирует этот вопрос депутат от нашей области Дмитрий Фёдорович Вяткин, вы его все прекрасно знаете, но это вопрос полугода работы или года, а мы задыхаемся сегодня. Я уже сказал, мы завалены письмами, просьбами, криками о помощи глав всех муниципальных образований: реально на местах невозможно применить механизм наказания за нарушение правил благоустройства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Семён Аркадьевич, вам вопрос. Я думаю, что законопроект не лишний, но, наверное, он ничего, по большому счёту, не изменит. Вы сказали такую фразу: "Всё дело в ограничении муниципального контроля, дайте глоток воздуха", - а не кажется ли вам, что всё дело как раз в другом? Я вам приведу примеры. Норматив расходования на благоустройство - 150 рублей в год, поэтому не могут вывезти мусор, его сбрасывают возле домов, а если полигон за 20 километров, то вообще не вывозят круглый год - денег нет. Дальше, уборка улиц: 150 рублей - не укладываемся, денег нет. Ещё приведу цифры: культура - 6 рублей в год на человека, физкультура - 2 рубля 30 копеек. Это ноль, считайте, а мы говорим о том, чтобы муниципалитет занимался культурой, физкультурой. Не кажется ли вам, что главная проблема не в контроле, а в отсутствии денег? Вот перед принятием бюджета на будущий год, наверное, этот вопрос нужно отдельно посмотреть: достанется ли вам что-то, кроме дырочки от бублика, будут у вас деньги или нет? Мне кажется, это главное. МИТЕЛЬМАН С. А. Уважаемый Владимир Николаевич, дело в том, что у нас в области политика и губернатора, и законодательного собрания заключается в том, что благоустройство - это дело каждого. У нас идут на благоустройство не только средства бюджета, но и субъектов экономической деятельности, поэтому вопрос денег сегодня как таковой не стоит, но стоит вопрос административного наказания за нарушение правил благоустройства и несоблюдение правил, установленных муниципалитетом, проблема только в этом. Ещё раз повторяю: это возложено сегодня на федеральные органы, но они не имеют ни штатов, ни денежных средств для того, чтобы обеспечить необходимое полномочие в сфере этого контроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Семён Аркадьевич, фракция ЛДПР, учитывая актуальность поставленного вами вопроса и ваш эмоциональный призыв, поддержит законопроект. К большому сожалению, вы сами столкнулись на практике с тем, как проходит законодательный процесс в Государственной Думе, когда вы, представитель той фракции, которая здесь составляет большинство, можете не быть услышаны. Это, к сожалению, факт, и фракция ЛДПР с этим фактом регулярно сталкивается, когда наши благие инициативы губятся, а через какое-то время под другим авторством принимаются. А вопрос следующего характера к вам. Неоднократно представители муниципальных властей говорили о том, что мы здесь, в федеральном центре, принимаем различные нормы, а на местах не знают, как их правильно исполнять. Часто ли вы сталкиваетесь с такой проблемой, когда федеральному центру кажется, что всё ясно, прозрачно и точно, а на местах нет полномочий, нет денег и нет ясности, как и что делать? И я предлагаю вам взять с собой распечатку голосования, для того чтобы всем депутатам законодательного собрания показать, какая фракция и как вас поддержала. МИТЕЛЬМАН С. А. Спасибо. Мы очень часто сталкиваемся с тем, о чём вы говорите. Я вот только два последних примера приведу. Первый пример - закон об изменениях в закон "О рекламе", который вы приняли в середине мая и который практически любому главе муниципального образования даёт возможность разорить небольшое предприятие. Закон рассчитан только на глобальные фирмы, занимающиеся рекламным бизнесом. Второй пример - законопроект о транспортном обслуживании, который уже в течение нескольких лет у вас в Госдуме находится, но до сих пор не принят, а муниципальные власти с огромным трудом обеспечивают транспортное обслуживание населения, лавируя между правами частных перевозчиков и муниципальным транспортом. Это только два примера, но я их могу назвать гораздо больше. И конечно, мне очень обидно, что сегодня звучат слова поддержки в мой адрес от представителей других партий, а партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", чью инициативу, которая была к тому же поддержана экспертным советом, я озвучил, не нашла слов поддержки. Это очень обидно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Может быть, и надо расширить ещё полномочия, о которых вы говорите, но я хотел бы услышать ответ на совершенно конкретный вопрос. 76 процентов сельских муниципалитетов работает по смете. В Тёмкинский район Смоленской области приезжает прокурор и спрашивает: "Есть ли в районном центре баня?" Муниципалитет отвечает: "Нет". - "Как, в наше время, время покорения космоса, люди немытые?! Как такое может быть?" Штрафует его на 3 тысячи и делает предписание: в октябре баню построить. Глава муниципалитета ему говорит: "Товарищ прокурор, вот у меня смета, в смете нет строительства, вообще нет, мне деньги дали только на то, чтобы за электричество заплатить, на зарплату...". (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. Геннадий Васильевич, у нас минута на вопрос. КУЛИК Г. В. Я первый раз этот вопрос ставлю, дайте одну минуту! А он ему говорит: "Вы эти бумажки уберите". В октябре приезжает - бани нет, предписание не выполнено, вызывает пристава, надевает наручники на этого главу и везёт его в тюрьму. Это факт, я назвал район. Нас очень беспокоит другая тема: насколько выполнимы все те функции, которые мы дали, в том числе и по благоустройству. Вот в этом плане мы готовы поддерживать любого и любые предложения, чтобы дать возможность реально работать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Геннадий Васильевич. Пожалуйста. МИТЕЛЬМАН С. А. Геннадий Васильевич, спасибо большое за поддержку. Первая часть вашего вопроса связана с тем, что по 131-му закону часть полномочий, которые переданы поселениям, не обеспечены финансами. А по второй части я вам хочу сказать, что если вопрос, который мы поставили, будет решён, то мелкие поселения за счёт административных штрафов за нарушение благоустройства смогут каким-то образом поправить свой бюджет и решать вопросы местного значения, а сейчас это невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каргинов Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Семён Аркадьевич, вам вопрос. Фактически вы подняли, наверное, ту проблему, которая сегодня на заседании Государственной Думы вызвала обсуждение не менее активное, чем обсуждение законопроекта о Российской академии наук - вон сколько вопросов, и столько же, вероятно, будет и выступлений. Проблема действительно серьёзная, потому что от степени комфортности среды, в которой живёт человек, зависят и его внутреннее состояние, и уровень его культуры, поэтому такой вопрос нужно поднимать, только, может быть, не совсем тем путём пошли и нужно было немного больше поработать с комитетом, для того чтобы было положительное заключение, чтобы подсказали специалисты, и не только из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и из других фракций в Государственной Думе, и тогда проблема решилась бы. И всё-таки коротенький вопрос: а как вы сейчас выходите из ситуации, каким образом удаётся решить вот эти проблемы в Челябинской области? МИТЕЛЬМАН С. А. Спасибо, Сергей Генрихович, за вопрос. Я хочу сказать, что мы около года работаем с комитетом по этому вопросу с помощью нашего депутата - Дмитрия Фёдоровича Вяткина, он знает все проблемы, и мы сегодня просим решить одну маленькую проблему, пока не будет переработан весь КоАП, когда глобально это решится. Что касается сегодняшней ситуации, то сегодня это происходит следующим образом. Глава поселения, который видит, что на центральной улице хозяин киоска, например, выбросил мусор, звонит в Роспотребнадзор, пишет туда письмо, Роспотребнадзор ему отвечает: "Не можем приехать, у нас всего два инспектора, они заняты вот там-то". В течение двенадцати дней он ждёт инспектора Роспотребнадзора, инспектор приезжает, составляет акт, потом долго не могут найти того, кто выбросил этот мусор, потому что инспектор Роспотребнадзора из области не знает ситуацию в муниципальном образовании. Ну, вот так, с огромным трудом справляемся, и у нас всё-таки не совсем захламлённые поселения и города, но это очень сложно, это трудоёмко, на это тратится много времени, нервов, а эффективность низкая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы завершились. Есть ли желающие выступить? Есть. Давайте проведём запись на выступления. Вы хотели добавить что-то, Виктор Филиппович? Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите, после этого запись проведём. ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемые коллеги, я думаю, это не тот вопрос, который надо политизировать, надо просто делом заниматься на местах. И поверьте мне, достаточно полномочий у муниципалитета, чтобы заставить нерадивого хозяина киоска или ещё кого-либо убрать кучу мусора или пакет с мусором, который он выбросил, достаточно полномочий! Другое дело - как этими полномочиями распоряжается тот или иной муниципальный руководитель, но это уже второй вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите режим записи на выступления. Идёт запись на выступления. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2549 по 2950 из 4812
Продолжаем обсуждение 12-го вопроса повестки дня, переходим к выступлениям. Выступает Евдокия Ивановна Бычкова. Пожалуйста. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я хочу обратиться к Семёну Аркадьевичу - вы большой умница, что подняли этот вопрос! Вопрос этот настолько актуальный, настолько важный, что на встречах с руководителями муниципалитетов (я представляю Липецкую область) он ставился неоднократно - вопрос о контрольных функциях муниципалитетов и о возможности брать штрафы за то безобразие, которое сегодня творится в наших регионах и вообще в России в целом. Дорогие депутаты, проблема отходов - это действительно одна из важнейших проблем сегодня, ещё Нильс Бор сказал, что мир погибнет не от атомной бомбы - он задохнётся в собственных отходах. Вы знаете, что по этой проблеме есть два поручения президента, постановления правительства, сейчас в Госдуме разрабатываются поправки к 89-му федеральному закону "Об отходах...", которые будут предположительно приняты в 2014 году. Да, страна завалена отходами, и я не соглашусь с товарищем, который в своём докладе заявил, что полномочий достаточно, - недостаточно! Штрафовать сейчас должны представители федеральных органов, которым некогда, у которых, в общем-то, средств нет и так далее, - и всё это мы прекрасно понимаем и все знаем, но не хотим замечать очевидного. Поэтому, конечно, эта инициатива безусловно должна быть поддержана, безусловно! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект. Хочу ещё сказать вам, Семён Аркадьевич, что Орловским областным Советом народных депутатов была внесена инициатива, которая уже рассмотрена в Думе (это вам просто для сведения), предусматривающая перевод услуг по вывозу мусора в разряд коммунальных, это чуть-чуть улучшит положение на местах. Призываю всех депутатов: давайте поддержим этот законопроект, ведь он вообще не требует денег из федерального бюджета, из местных бюджетов - напротив, это дополнительный источник пополнения местных бюджетов! Но даже не в этом дело, дело в том, что закон действительно поможет очистить наши территории от мусора, который сегодня везде - в лесах, на берегах рек и так далее, который отравляет воздух, загрязняет нашу землю, загрязняет подземные воды, которых становится всё меньше и меньше. Загрязнение воды - это следующая проблема, возникающая в результате захламлённости наших территорий. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно будет поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно, радует тот факт, что проблемой местного самоуправления озабочены депутаты всех фракций и законодательные собрания практически всех субъектов Российской Федерации. Внесённая коллегами из Законодательного Собрания Челябинской области инициатива, конечно, затрагивает очень больной вопрос, касающийся благоустройства муниципальных образований, однако на самом деле - вот Виктор Филиппович говорил, и я целиком и полностью его поддерживаю - сегодня эта проблема урегулирована на сто процентов, я Семёну Аркадьевичу уже сказал в перерыве, как решается этот вопрос. В ряде регионов такие законодательные инициативы появляются, в частности недавно, может вы помните, с аналогичной инициативой выступило Законодательное Собрание Республики Карелия, но после объяснений, консультаций коллеги отозвали проект закона и своим законодательным актом проблему решили. Как вопрос решается? Действительно, до 2011 года эта проблема оставалась неурегулированной - были сложности с администрированием, с наведением порядка и так далее, но в декабре 2011 года мы приняли закон, который позволяет законами субъектов Российской Федерации давать муниципальным образованиям любых типов право создавать административные комиссии для осуществления муниципального контроля, в том числе контроля за благоустройством, озеленением и содержанием территорий, а нормы благоустройства, обустройства и содержания территорий в чистоте устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований. В данном случае если бы Законодательное Собрание Челябинской области приняло такое решение, то любое муниципальное образование имело бы право создать административную комиссию. Была ещё одна небольшая проблема, связанная с деятельностью этих административных комиссий, создаваемых по решению законодательных собраний: до декабря прошлого года, к сожалению, штрафы, полученные в результате деятельности этих комиссий, зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации. Мы с вами, уважаемые коллеги, в декабре прошлого года приняли поправку в Налоговый и Бюджетный кодексы, которая сегодня позволяет напрямую зачислять штрафы, полученные в результате деятельности административных комиссий, осуществляющих контроль за благоустройством, устройством и содержанием территорий в чистоте, непосредственно в бюджеты муниципальных образований. Это и есть тот источник, благодаря которому можно поддерживать чистоту на территориях наших муниципальных образований. Что касается самой законодательной инициативы. Вот Сергей Генрихович Каргинов говорил, чтобы обращались в комитет сегодня же. Мы с вами рассматривали эту инициативу, и вот те аргументы, которые я привожу, мы сформулировали на заседании комитета, и, насколько я помню, решение по этому вопросу было принято единогласно, поддержано депутатами всех фракций: и ЛДПР, и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и КПРФ. Уважаемые коллеги, конечно, можно довести дело до абсурда, до законодательного регулирования на всех уровнях, но есть базовые документы и решения, которые позволяют многие вопросы местного самоуправления решать в полном объёме сегодня. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ТИМЧЕНКО В. С. Безусловно, муниципальные бюджеты сегодня полностью не обеспечены, и я с этой трибуны уже говорил, что, для того чтобы в полном объёме, на сто процентов выполнять сто восемь полномочий для различных типов муниципальных образований, требуется порядка 5 триллионов рублей. По информации Министерства финансов, наполнение муниципальных бюджетов всех уровней за прошлый год составило 3,5 триллиона рублей, и понятно, что полутора триллиона не хватает. Что делать? Так вот, нужно не новые полномочия давать - я здесь могу согласиться с коллегами, которые выступали, или, не помню, Николай Васильевич задавал вопрос, или ещё кто-то, - а необходимо просто понять, какие полномочия должны оставаться на муниципальном уровне, а какие должны относиться к региональным либо к федеральным полномочиям. Так, безусловно, сегодня установленное полномочие по осуществлению противодействия терроризму - а это общегосударственная задача - не может быть отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, но пробел пока существует. Я думаю, что эти проблемы будут обсуждаться на ближайшем съезде муниципальных образований, который состоится в ноябре. И ещё одна проблема, которую Геннадий Васильевич поднял, да и другие коллеги выступали, - это взаимоотношения надзорных органов и органов местного самоуправления. Безусловно, зачастую прокуратура не разбирается в тонкостях (это проблема в том числе и кадрового состава прокурорских и надзорных органов), в сути законов, в сути принятых решений и предъявляет необоснованные претензии к муниципальным руководителям и к муниципальным образованиям. На устранение этих проблем направлен законопроект, который внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, о внесении изменений в статью 77 131-го закона, который как раз и снимет все проблемы, связанные с осуществлением контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления. Уважаемые коллеги, и комитет, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда готовы поддерживать разумные и здравые инициативы, нуждающиеся в законодательном обеспечении, но если предлагаемые нормы излишни, избыточны и только засоряют наше законодательство, то такие законодательные инициативы вряд ли стоит поддерживать. Мы готовы оказать содействие, в том числе в консультировании, представителям Законодательного Собрания Челябинской области, готовы дать разъяснения всем заинтересованным лицам, но делать драму на пустом месте, я думаю, излишне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г. Я хотел бы сразу Вячеславу Степановичу сказать, что здесь нет противоречия. Наша фракция согласна с решением комитета, с тем, что, с юридической точки зрения, законодателям, может быть, нужно было более чётко проработать свою законодательную инициативу и вместе с комитетом найти какое-то решение, но то, что эта проблема существует и поднимается не только на местном уровне, на региональном уровне, но уже дошла и до федерального уровня - это, действительно, факт, и с этим фактом невозможно смириться, поэтому эти вопросы надо рассматривать. И законодатели Челябинской области молодцы, потому что вынесли этот вопрос на обсуждение, подняли эту проблему ещё раз, озвучили её даже в стенах Государственной Думы. Ведь, действительно, дело не в том, сколько нормативных правовых актов мы примем, - можно принять ещё десять, двадцать, тридцать документов, а результата не будет, потому что важен человек, который применяет их на месте. Нельзя не согласиться с теми, кто говорит, что если не будет на месте хорошего хозяйственника, то никакой нормативный документ не сработает и как был бардак, так он и останется в этом населённом пункте. И дело не только в нехватке денег для выполнения этих обязательств. Даже если, с другой стороны, будут излишки средств, а управленец не сумеет ими правильно распорядиться на месте, мы тоже можем получить обратный результат, опять получим минимальное, недостаточное благоустройство на той территории, где этого ждут люди. Но не только в этом проблема - нам надо больше давать самостоятельности муниципальным поселениям. Почему бы нам не пойти дальше и не разрешить - и ЛДПР это предлагает - муниципальным образованиям устанавливать не только правила благоустройства, но и санкции, ответственность для нарушителей этих правил? Не надо бояться этого, потому что от этого и государство в целом, и наши избиратели получат только плюсы. То есть надо идти по пути большей самостоятельности. Даже если мы перечислим все проблемы, вопросы, дадим самостоятельность и деньги, примем соответствующие законы, то всё равно здесь мы не найдём корень зла, потому что корень зла находится ещё глубже. К сожалению, выборы в муниципалитетах сегодня не совсем популярны... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите, пожалуйста, время - выступление от фракции. КАРГИНОВ С. Г. На выборы, к сожалению, приходят очень небольшое количество избирателей - последние результаты это показывают: смешно сказать, от 6 до 10-15, ну, может быть, максимум 20 процентов населения решают судьбу территории, решают, кто будет управлять этой территорией. Зачастую, когда приходят к власти, к руководству муниципалитетами носители протестных настроений - люди, которые ничего не понимают в управлении ни поселением, ни городом, - в течение года они изучают ситуацию, приобретают какой-то опыт, потом два года пытаются что-то сделать, иногда получается, иногда не получается, а следующий год уходит на подготовку к новым выборам. ЛДПР предлагает совершенно другой механизм, который решит в корне и вопрос благоустройства, и многие другие проблемы на местных территориях: надо уйти от выборов глав поселений, муниципалитетов, то есть должны приходить профессионалы со своей командой, знающие, куда они поведут территорию, предлагающие пути решения проблем, а не только дающие на выборах какие-то иногда даже пустые обещания. Хотя, к сожалению, они вынуждены их давать, потому что иначе их не изберут. Надо дать возможность политическим партиям по спискам... Вот в первом чтении уже провели законопроект, который ликвидирует систему выборов по партийным спискам в крупных городах, но мы опять наступаем на те же грабли: только политическая партия, которая приведёт такого управленца к власти, будет отвечать за то, как он работает на этой территории, есть результат или нет. А иначе, когда тридцать, двадцать, десять депутатов, они разрознены, зачастую отмахиваются от проблем, не неся за это никакой ответственности, или, наоборот, перетягивают одеяло на свой маленький округ, в итоге на территории поселения в одном месте где-то что-то делается, а в других местах не делается ничего. Им важно переизбраться, а для этого другого депутата поставить в такие условия, чтобы он не победил, поэтому он вставляет палки в колёса, мешает работать главе поселения. Вот эту систему надо менять, и тогда мы получим совершенно другую страну, тогда люди пойдут на выборы, тогда они увидят определённые изменения. Ведь никому сегодня не приходит в голову избирать врача, когда мы болеем, мы всегда обращаемся к профессионалу - никто не пойдёт ложиться под нож к студенту четвёртого курса медицинского института, все пойдут к профессору, но тут мы позволяем руководить территорией избранному человеку. А если это не просто непрофессионал, а жулик, он развалит эту территорию и ещё и деньги украдёт! И таких примеров много на территории Федерации. Систему надо менять, и тогда эти вопросы отпадут сами собой. И больше самостоятельности дать всем муниципалитетам! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, будете выступать от фракции? Нет. А кто будет от фракции? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский, хорошо. Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле этот вопрос при всей кажущейся незначительности, затрагивает более глубокие проблемы и прежде всего нашу старую российскую традицию - затевать какие-то глобальные реформы. Напомню, что реформу системы государственного и муниципального управления был уполномочен провести Дмитрий Николаевич Козак на посту заместителя руководителя администрации президента, так называемую административную реформу. Ещё тогда, вот здесь, в зале я задавал вопрос юному заместителю министра, который тогда был руководителем департамента и вместе с Дмитрием Николаевичем докладывал. Я у него спросил: "Скажи, пожалуйста, это хорошее предложение по местному самоуправлению, но где финансовая составляющая местного самоуправления?" Чтобы перейти к этому вопросу, вы должны понимать, что 90 процентов бюджетов муниципальных образований дотационные - 90 процентов! - можете что угодно, Вячеслав Степанович, говорить мне. Но проблема заключается в чём? Сегодня у нас вообще не решена в целом по стране проблема утилизации бытовых отходов. По нашей сегодняшней схеме местное самоуправление, то есть глава местного поселения должен изыскать деньги, чтобы сделать проект; затем он должен изыскать деньги, для того чтобы заплатить за госэкспертизу - это пятая часть от проекта; и потом ещё изыскать деньги, если губерния не найдёт, на обустройство карьера для сбора мусора или полигона для бытовых отходов. Понимаете? Но как же он всё это может сделать, если ситуация, как в Ростовской области (я её объехал вдоль и поперёк): была шахта, была обогатительная фабрика и рядом с ней на две тысячи посёлок, где жили шахтёры, которые добывали, и работники фабрики, которая занималась обогащением, - сегодня это полностью брошенный посёлок, у которого нет ни муниципальной земли, ни перспектив развития, потому что шахту закрыли, фабрику бросили, земель сельхозназначения нет?! Ну и самая неприятная проблема - вот, смотрите, в подавляющем большинстве субъектов партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" доминирует, есть у нас Совет законодателей, который возглавляет Председатель Госдумы, - я уже с этой трибуны говорил: вы для того, чтобы не унижать своих коллег из законодательных собраний, может, фильтруйте предложения, потому что неправильно, когда мы ваши предложения поддерживаем, а вы их не поддерживаете. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста, от фракции. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, я чуть-чуть отвлекусь от этой темы, но по делу. Я всё пытаюсь перейти на электронный документооборот, как нас руководство призывает, и идти в ногу со временем, и, сколько ни пытаюсь по этому экрану определить, когда же всё-таки наши друзья из Челябинской Думы внесли этот законопроект, так и не могу понять. Знаю, если шестёрка стоит, то это шестой созыв. Ну мы когда-нибудь эту систему до ума доведём или так и скончаемся вместе с ней в этой Государственной Думе?! Ну, это так, отвлечение, чтобы меня услышали, а теперь по существу. Вот я родился в очень интересном, красивом городе с частными домами, и у нас была квартальная, эта квартальная по нашей улице проходила, заходила к моему отцу и говорила: "Николай (Николай - так звали моего отца), что-то у тебя тут возле дома куча какого-то мусора", а он в ответ только вздыхал. Отец был крутой такой человек, и меня, пацана, всё время интересовало, почему он сдерживается, ну, послал бы её, и всё, а он мне объяснял: "Не надо, она из тех, кто заставляет нас чувствовать себя людьми, если нас распустить, то мы тут...". Или дядя Магомед у нас был, участковый инспектор, приходил и говорил: "Николай, у тебя лампочка не горит на доме, в фонаре", - там всегда должен был гореть свет - и мой отец (я действительно уважаю его, прекрасный был человек) брал лестницу, лез и вставлял эту лампочку. И что мы теперь обсуждаем, я так и не пойму: пришли к нам товарищи... Семён Аркадьевич, вы не расстраивайтесь, что вы в "ЕДИНОЙ РОССИИ" - вступить куда угодно можно, но это и поправить можно, хотя и там много прекрасных людей. Не пойму, почему они отрицают вашу инициативу, ведь посмотрите, вот сейчас всё обсудили и признали наличие проблемы, но я знаю, какой результат будет. Что просит Челябинская Дума с подачи своих товарищей, работающих на местах, в муниципалитетах? Они же не просят денег, они не просят ничего излишнего, они просят только в пункт 19 части первой статьи 14 131-го закона (может, кто-то не читал - с этой электронной штукой уже в мозгах скоро завихрение будет) добавить, что муниципальная власть имеет право осуществлять контроль в сфере благоустройства. Семён Аркадьевич, так или не так? По-моему, так. Не вижу его, он, наверное, уже расстроенный ушёл, но ничего, поправит, если не так. Вот Вячеслав Степанович правильно здесь нам всё объяснил, что где-то в каком-то законе мы уже это записали, таким образом, через пятый закон ты можешь что-то сделать, но вы попробуйте проведите это всё через региональные собрания и так далее. Зачем это делать?! Я вам примеры из своего детства не зря привёл, люди просят элементарного - сделать так, чтобы у них была возможность подойти к дому и сказать: "Слушай, друг ты наш любезный, приведи-ка территорию вокруг в порядок, здесь уже загажено до такой степени, что пройти нельзя, а если ты не будешь это делать, мы тебя оштрафуем", - всё, больше ничего! Вам Семён Аркадьевич, докладчик, тут объяснял, что да, они пытаются так делать, но тут же следует предписание прокурора, что это не их право. Почему? Говорят, надо перекраивать КоАП. Да не КоАП нам перекраивать надо, тем более что мы его и так кроим каждый день, по-моему, на каждом заседании, нам надо как следует разобраться вообще с местным самоуправлением, со 131-м законом! Кто только этим ни занимается! Как только приедешь в какое-то поселение или встретишься с главой администрации - с этого разговор начинается: "Как же жить? Ну вы, вообще-то, хоть нас пригласите и послушайте, но решать-то вопросы надо". Даже про деньги не говорят, хотя их там действительно нет. Ещё раз повторяю, не пойму, мне кажется, всем хочется что-то глобальное сотворить, сочинить какую-то перспективную программу до 2050 года, когда мы уже по земле и ходить не будем, а надо же каждый день что-то делать, понемножку хотя бы, но наводить порядок! Ещё раз обращаюсь к вам, уважаемые коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я не призываю вас голосовать за, но вы как-то тоже очнитесь! Не зря я задал вопрос нашему содокладчику, уважаемому Виктору Филипповичу: ну а если мы примем вдруг сейчас, проголосуем сердцем, головой, я не знаю, руками, ногами или ещё чем-то, что изменится? Что, пойдёт война, что ли, между региональными и муниципальными властями? Что, что-то не так в этом законопроекте? Да некоторые наши законопроекты, которые мы тут принимаем, так написаны, что чёрт голову сломит, я не знаю, даже язык не поворачивается их читать, на третьей строчке уже засыпаешь. Повторяю, ну что изменится? Просят люди: дайте нам возможность официально, нормально, юридически законно наводить порядок возле своих домов, вокруг них, на улицах, в поселениях и так далее. Я вот, к моему стыду, не знал, прямо вам говорю, только теперь узнал, что, оказывается, староста в нашем селении, в деревне не могла мне ничего сделать, она могла только упрашивать: "Слушай, ну ты чего-нибудь сделай-то, наведи порядок возле своего дома". Вот сейчас, если встретимся, скажу: "Милая, ну ты чего? Ты давай иди в Роспотребнадзор или как он там называется, в здравконтроль и так далее, - вот пусть они ко мне обращаются. Ты кто тут для меня?" Я призываю всё-таки, ну давайте мы примем в первом чтении, надо подкорректировать - подкорректируем, там одна строчка, всего лишь одна строчка - что эти органы могут осуществлять муниципальный контроль в сфере благоустройства. Денег не просят, просили бы деньги - другое дело... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончаров Виктор Иванович. ГОНЧАРОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, и прежде всего коллеги - депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"! Вячеслав Степанович, вот Сергей Николаевич сейчас хорошее предложение внёс, давайте всё-таки подумаем и в первом чтении примем. Обратимся к истории. В своё время, десять лет назад, был принят 131-й федеральный закон, он носил рамочный характер, и за эти десять лет в него действительно вносились поправки. Мы говорим, что сто восемь полномочий дополнительно мы им передали, Вячеслав Степанович, речь идёт о сто девятом. Я полностью с вами согласен, что механизмы есть на сегодняшний день, но опять же - механизмы есть, а прямой нормы нет. И хочу ещё рассказать о том, что ведь положительное заключение юристов есть по этому вопросу, в том числе, мне кажется, и юристы Думы согласны, эта поправка не противоречит существующему законодательству. Я думаю, что как раз эта поправка и является разумной, здравой, она идёт от Челябинской области, но она затрагивает интересы и других субъектов Российской Федерации. И конечно, сейчас будут говорить о том, что мы не изучили мнения двадцати четырёх тысяч муниципальных образований, но, уважаемые коллеги-депутаты, эта поправка находится в Государственной Думе уже год, в течение года она находится здесь, а мы до сих пор не смогли её, так сказать, до конца проработать. Давайте, наверное, и себя тоже спросим: почему законодательные инициативы, касающиеся деятельности муниципальных образований, мы так долго не рассматриваем, если мы заинтересованы в том, чтобы у нас это звено работало на сегодняшний день? Вячеслав Степанович, я думаю, что вы должны не против голосовать, а постараться, чтобы каждый депутат из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовал независимо. Я всё-таки поддерживаю предложение Сергея Николаевича принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, список у нас исчерпан. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4373 по 4390 из 4812
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 59 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.