Заседание № 163
12.05.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 252263-4 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О ветеранах" (о предоставлении сотрудникам налоговой полиции, проходившим службу на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года по 11 марта 2003 года, статуса ветеранов боевых действий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3791 по 4067 из 6031
Пункт 12 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О ветеранах". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Владимировича Островского. С места, Алексей Владимирович, да? Включите микрофон депутату Островскому. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предложение о внесении изменений в статьи 3 и 16 данного закона обусловлено следующими факторами. В законе "О ветеранах" прописаны социальные гарантии ветеранам боевых действий, участвовавшим в различных военных контртеррористических операциях, и в первую очередь, безусловно, в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики, но, к сожалению, в перечне лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий, нет сотрудников налоговой полиции. Почему я предлагаю внести изменения, чтобы сотрудники налоговой полиции, участвовавшие на протяжении трёх лет, с 1999 по 2003 год, в контртеррористических операциях в Чечне, получили возможность пользоваться социальными гарантиями со стороны государства? Я считаю крайне несправедливым, что в законе данных лиц в перечне нет. Я знаю позицию комитета. Наверняка содокладчик от комитета, отстаивая противоположную позицию, будет говорить, что нет документов, свидетельствующих о том, что сотрудники налоговой полиции проходили службу на территории Чеченской Республики и принимали участие в боевых действиях. Документов, может быть, и нет, но нужно иметь совесть. Мы сидим в этом зале во многом ещё и потому, что данные сотрудники налоговой полиции проливали свою кровь, а некоторые поплатились своими жизнями. И мне непонятно, почему государство забывает об этих людях. В своё время указом президента была расформирована налоговая полиция, и сотрудники, принимавшие участие в боевых действиях, проливавшие кровь, не получили никакой благодарности со стороны государства. Я не понимаю, почему, если есть люди - а я знаю этих людей, - которые получили по одному, по два ранения, находясь в Чечне, почему мы всё время ищем какие-то бумажки и занимаемся бумажной казуистикой. Считаю, что это крайне несправедливо. И мне непонятно, как можно отклонять данный законопроект. Мы сами подталкиваем военнослужащих и сотрудников различных правоохранительных органов к тому, чтобы они отказывались от исполнения своего долга, отказывались от принятой присяги. Если государству плевать на них, если государство говорит: "Ничего страшного, воюйте, а там дальше посмотрим", то потом не нужно удивляться, почему есть проявления саботажа в армии и другие подобные факты. Предлагаю принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для содоклада я предоставляю слово заместителю председателя Комитета по делам ветеранов Юрию Николаевичу Родионову. Включите, пожалуйста, микрофон. РОДИОНОВ Ю. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, данным законопроектом нам предлагают отнести к категории ветеранов боевых действий сотрудников органов налоговой полиции, проходивших службу на территории Северо-Кавказского региона, с предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки. Авторам законопроекта хотелось поддержать данную категорию государственных служащих, но в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" к ветеранам боевых действий отнесены только лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях при исполнении ими служебных обязанностей. Таких обязанностей у сотрудников органов налоговой полиции нет. Согласно действующему законодательству и реально к выполнению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона помимо военнослужащих привлекались сотрудники органов внутренних дел, государственной безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Привлечение сотрудников органов налоговой полиции к выполнению таких задач не регулируется ни одним законодательным актом Российской Федерации. Точно так же, как не регулируется и привлечение других категорий государственных служащих, которых было очень много и которые до сих пор находятся на территории Северо-Кавказского региона. Таким образом, предлагаемое изменение входит в противоречие со статьёй 3 Федерального закона "О ветеранах", согласно которой к ветеранам боевых действий отнесены только лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях при исполнении ими служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии с разделом III приложения к федеральному закону, определяющего перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, обязательным условием для отнесения тех или иных категорий граждан к ветеранам боевых действий является их участие в боевых действиях в государствах, на территориях, указанных в этом разделе. Согласно финансово-экономическому обоснованию для реализации закона потребуется более 12 миллиардов рублей. В связи с этим возникает необходимость согласования положений законопроекта со статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по которой при принятии федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Таких положений законопроект, к сожалению, не содержит. Кроме того, законопроект не учитывает пункт 3 статьи 83 Бюджетного кодекса, который определяет, что финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации на данный проект федерального закона отрицательное. И учитывая всё изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопрос, вижу одну руку. Кибирев. Подводим черту. Пожалуйста, включите микрофон депутату Кибиреву для вопроса. КИБИРЕВ Б. Г. Сама постановка вопроса в принципе правильная. Люди, которые служат России, тем более с угрозой для собственной жизни, должны получать соответствующий общественный статус. Ну а дальше, собственно говоря, вопросы. Во-первых, и уважаемый докладчик, автор законопроекта, и содокладчик что-то с арифметикой немножко путают, потому что и в документах, и в докладе Юрий Николаевич завысил ровно в одну тысячу раз затраты. А вопрос мой к докладчику. Уважаемый Алексей Владимирович, сегодня в России существует очень плохая, но чёткая система предоставления санаторно-курортных путёвок. Скажите, пожалуйста, как, по вашему мнению, будет осуществляться подпункт 1 пункта 2 о выдаче вот этой категории лиц санаторно-курортных путёвок, я так понимаю, льготных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Островскому включите. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый депутат Кибирев, спасибо за косвенную поддержку закона. Санаторно-курортное обслуживание будет такое же, как и в отношении всех других граждан. Для этого есть определённые механизмы, есть определённые структуры, государственные, профсоюзные организации, которые этим занимаются, и ветераны боевых действий из налоговой полиции также будут получать в обычном порядке. Мы говорим о придании им статуса ветерана боевых действий, а отсюда уже вытекает длинная процедура получения социальных льгот и гарантий непосредственно со стороны государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Под вопросами мы подвели черту. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Депутат Кондратенко, депутат Митрофанов - больше рук нет, подводим черту. Пожалуйста, включите микрофон депутату Кондратенко. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемые коллеги, я бы не торопился наотмашь говорить, что нельзя принимать решение такое. Почему? Краснодарский край ближе всех к северокавказским республикам, где неблагоприятная ситуация, и чаще всего командируют людей оттуда. Полиция тоже под погонами, она тоже, как говорится, под ружьём, и отказаться человек не может, не поехать в командировку не имеет права. И всегда с ними прощаются точно так же, как прощаются с теми работниками МВД или офицерами-общевойсковиками, которых командируют туда, их провожают жёны и семьи таким же путём. Они едут туда проверять использование средств федерального бюджета. Там всегда огнеопасно, там не бывает просто, особенно в обстановке, когда, мы знаем, идёт разбазаривание федеральных средств, а мы наотмашь говорим: "Нет, нет и нет!" Я бы предложил комитету внимательно изучить эту обстановку, ведь и дальше нам придётся людей туда командировать. Я бы здесь не стал играть в те подставки, которые делаются, они называют миллиарды. Ничего подобного там нет, не так много налоговых полицейских туда командируется, поэтому не надо пугать людей. Но праведный ответ мы просто обязаны в этой ситуации дать. Я буду голосовать за, понимая, что ко второму чтению мы получим более полные ответы на все вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанову включите микрофон. С места. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, я хочу поддержать своего коллегу депутата Алексея Островского и считаю просто неприличной дискуссию по этому вопросу. Это копейки, там нет миллиардов - это была ошибка, там миллионы, 12 миллионов. Ну, эта сумма... Вообще, о чём мы говорим?! Это долг перед этими людьми, так как государство не сумело решить проблему мирным путём, - а способы и возможности такие были, и мы их тоже предлагали, как депутаты ещё той Государственной Думы, но не сумели решить эту проблему - и возник военный конфликт. Это прямое дело, прямая обязанность государства, которое посылает людей, - обо всех позаботиться, просто первейшая обязанность. Надо заниматься матерями, надо заниматься пенсионерами - всеми, но прежде всего теми, кто осуществляет государственные задачи по прямому указанию государства. Никто - ни бизнесмены, ни благотворители - не помогут здесь. Ну неудобно же просить благотворителей: "Помогите бедным сотрудникам налоговой полиции!" Это дело государства. И это копейки. И почему мы не признаём, что такие люди были? Надо поднять соответствующие документы: они имели ранения. Ведь тогда со всех ведомств - правильно говорит депутат Кондратенко - людей с погонами забрасывали туда, кидали с разных сторон, только бы ехали. Конвойные... Спецназ там был, кстати говоря, ГУИНовский, тоже о них забывают, там и жертвы у них были, и всё что угодно. И морпехи там были, так сказать, по линии армии. Кто там только не был! Ну и надо же с людьми рассчитаться. Как же так? Тем более деньги есть. Давайте заплатим (скинемся, как говорится, по-государственному) за долги Ельцина и тех, кто втянул нас в эту историю: членов Совета Безопасности тогдашнего, кто голосовал, включая, кстати, Председателя Госдумы, который тоже голосовал за введение войск. Я думаю, что этот вопрос абсолютно решаемый и носит принципиальный характер. Более того, мы должны позаботиться, уточнить, кто ещё по линии разных ведомств там был, и дать им статус, и рассчитаться, и подумать о том, какие награды они могли бы иметь. Они выполняли задачу государства, их туда послали. И надо думать о том, кто будет потом выполнять такие же задачи. Когда потом мы будем просить людей выполнять государственные задачи, они скажут: "А мы уже были однажды, спасибо вам. До свидания, мы уже не хотим этим заниматься". Вот о чём надо думать! Жизнь, она такая, через три года может возникнуть ситуация, а будет поздно - никто не захочет ехать. Поэтому даже удивительно, какой-то у нас жлобский подход, прямо скажем, жлобский, бухгалтерский подход: какие-то копейки - нет, не дадим. Эта сумма... Вы вдумайтесь, Роман Аркадьевич в день, наверное, столько тратит, Абрамович, а мы сидим здесь с умным видом и мучаемся. Неправильный это подход, неправильный! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Автор закона, депутат Островский. Потом депутат Родионов. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемые коллеги, всего лишь два аргумента. Я разговаривал и с председателем Комитета по делам ветеранов, и с другими депутатами. И я вас уверяю, все, судя по разговорам, понимают, что людям надо отдать долг государства за то, что они нас с вами защищали. И не вина сотрудников налоговой полиции, что они погибали там, получали ранения, что государство соответствующим образом не оформило документы, что действительно нет документа, подтверждающего, что они принимали участие в боевых действиях. А я знаю таких людей, и они не понимают, почему они забыты. И второй момент. Давайте вспомним слова президента, произнесённые 10 мая в Кремле. Президент практически со слезами на глазах говорил о том, как направляли людей выполнять воинский долг, что не было людских ресурсов для того, чтобы обеспечивать нашу безопасность, и направляли всех, кого только можно было направить. А теперь мы говорим: нет, ребята, вы не воевали. У них рук нет, ног нет, а мы говорим: нет, документов на это нет. Просто стыдно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Депутат Родионов. С места. Включите микрофон. РОДИОНОВ Ю. Н. Уважаемые коллеги, извините, я оговорился: 12 миллионов, 12,6 миллиона. Значит, проблема эта есть, от этого никто не отказывается. И правильно, в комитете её каждый индивидуально поддерживает. Но почему мы должны менять концепцию закона "О ветеранах"? И почему мы забываем о сотрудниках прокуратуры, о сотрудниках налоговой инспекции, об учителях и всех тех государственных чиновниках, которые в командировку приезжали на территорию Чечни? У нас даже молодые специалисты туда попадали, и работали, и ходили в школу, и прятались от бомб. Почему мы о них забываем? Почему мы всех их хотим отнести к закону "О ветеранах"? Давайте говорить о новом законе - о жертвах проведения этой контртеррористической операции, потому что те, кто сражался с оружием в руках, выполнял боевую задачу, все есть в законе, в том числе и сотрудники органов исполнительной системы, о чём я говорил в своём выступлении, поэтому нужен отдельный закон. И не надо нам сталкивать государственных чиновников с военнослужащими, которые выполняли боевую задачу и являются участниками боевых действий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все выступления прозвучали, и я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О ветеранах". Мнение комитета - данный законопроект не поддерживать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 57 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.