Заседание № 111
18.09.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 252249-5 "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4245 по 4693 из 7511
Я приглашаю на трибуну депутата Резника для доклада по пункту 15 с учётом того, что мы с вами договорились обсудить данный законопроект как антикризисный. Проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Пожалуйста, депутат Резник. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, статьёй 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" предусмотрена обязанность Банка России в случае несоответствия банка в течение определённого срока требованиям к участию в системе страхования вкладов ввести запрет на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физическим лицам. При этом сами требования изложены в статье 44 федерального закона и заключаются, в частности, в достоверности учёта и отчётности банка в выполнении банком обязательных нормативов, установленных Банком России, достаточности финансовой устойчивости банка по группам показателей оценки капитала, активов и так далее. По итогам развития ситуации летом 2009 года с учётом влияния кризисных явлений в экономике имеется вероятность ухудшения качества кредитных портфелей и, как следствие, необходимость досоздания банками, в том числе системообразующими, обращаю ваше внимание на это, дополнительных резервов на возможные потери в значительном объёме. Дальнейшее досоздание резервов, очевидно, негативно повлияет на результаты оценки как по группам показателей, так и по доходности этих банков, то есть повлияет на значения обязательных нормативов. Таким образом, в целях поддержки стабильности банковской системы и доступности банковских услуг для населения необходимо в короткие сроки создать механизмы, предусматривающие временную, на срок до конца 2010 года, отмену обязанности Банка России вводить запреты банкам на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Указанные задачи решаются предлагаемым проектом закона, который временно приостанавливает обязанность Банка России вводить упомянутый запрет в случаях, если банк в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России; если банк имеет неудовлетворительную оценку по одной и той же группе показателей оценки капитала, или активов, или ликвидности на шесть отчётных месячных дат подряд или на две отчётные квартальные даты подряд, то есть всё вместе на полгода, если имеет неудовлетворительную оценку по группе показателей доходности на две отчётные даты - квартальные периоды. Это опять же полгода. Я хотел бы отдельно отметить, что в отношении банков, которые не соответствуют критериям достоверности учёта и отчётности, прозрачности структуры собственности и качества управления банком, то есть факторам, на которые не влияет кризис, нормы действующего закона будут сохраняться. И у Центрального банка остаётся обязанность в случае, если он видит угрозу для кредиторов и вкладчиков, отозвать лицензию у такого банка. Комитет по финансовому рынку рассмотрел данный законопроект и рекомендовал принять его в первом чтении и в целом. Вместе с тем я хотел бы отметить, коллеги, что в зале роздана поправка нашего коллеги Кашина. И в данной ситуации я не хотел бы комментировать содержание этой поправки, я предлагаю в соответствии с Регламентом Государственной Думы после принятия законопроекта в первом чтении принять закон, не рассматривая розданные поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли вопросы к докладчику? Есть два вопроса. Раз, два, и подводим черту: Федоткин и Плетнёва. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу. Я немножко не понял. Вот то, что мы приняли в законе о страховании вкладов, до 700 тысяч, - это не пострадает? Ни с какой стороны не будет ограничений? Не совсем вот ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Владимир Николаевич, ни в какой степени это не пострадает, этот законопроект о другом. У нас просто две системы контроля: контроль, прописанный в законе о страховании вкладов, и контроль, прописанный в законе о Центральном банке. Так вот запрет на привлечение денег физических лиц для таких банков мы делаем не обязательным для Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Другими словами, вот эта страховая сумма - в 700 тысяч - этим законопроектом не затрагивается, чтобы было понятно. Пожалуйста, депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Владислав Матусович, наверное, у нас очень много банков сегодня, и не так уж много они операций делают. Какие они делают операции? Кредитование, взимают с нас платы различные и прочее, но вклады физических лиц - это, наверное, одно из доходных условий для любого банка. Скажите, пожалуйста, вот если мы этот закон сегодня примем, то сколько пострадает у нас банков и, может быть, вообще прекратят своё существование, вы не просчитывали? Потому что если им потом, через полгода, дать такую возможность, то, наверное, многие и не смогут осуществлять свою деятельность. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемая Тамара Васильевна, наоборот, если мы примем этот закон, у нас не только не пострадают какие-то банки, а, наоборот, ряд банков, которые могут пострадать, мы от этого спасём и тем самым спасём наших вкладчиков и кредиторов. Этот закон делается в их интересах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет. Присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении, коллеги? Настаивает депутат Кашин. Перед голосованием в первом чтении вы настаиваете? Перед голосованием в первом чтении. И настаивают также депутаты Иванов, Ветров, Волчек. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, мы договорились рассмотреть до перерыва. Пожалуйста, по три минуты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот другое предложение вносится: по одному депутату от фракции. Ставлю на голосование предложение... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не возражает? Нет. Кто от фракции КПРФ? Депутат Кашин. Он настаивает на десятиминутном выступлении. (Шум в зале.) КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Да можно и за пятнадцать секунд, вообще, суть изложить. Я прямо так и начну, чтобы вы поняли. Значит, если на бытовом уровне этот законопроект анализировать, инициативу депутата Резника, то представьте себе избу деревенскую, а в ней проблемы с электропроводкой. Что обыватель делает? Обыватель, значит, предохранители заменяет на жучки и вот таким образом восстанавливает стабильное (в кавычках) электроснабжение. То же самое и сейчас предлагается. Такую методику, казалось бы, трудно законодательно оформить, но сейчас нам предлагают отключить предохранители в системе страхования вкладов физических лиц, которыми являются обязательные нормативы финансовой устойчивости - ликвидность, капитал, доходность и так далее, - вот эти нормативы, установленные Центробанком, и заменить это жучками, то есть субъективными оценками сотрудников Центрального банка. При обострении кризисных явлений (примерно так же, как при повышении напряжения в сети) последствия данного решения могут быть крайне тяжёлыми. Это вопрос не мелкий, и не случайно и правительство беспокоится, и тут по три минуты предлагают, как говорится, активисты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"... Вопрос очень серьёзный, поэтому то, как он проходит, заслуживает отдельного рассмотрения: комитет был - опросным листом, Совет Думы - опросным листом, за два дня всё это пулей пролетает. И это типичная ситуация, с которой мы сталкиваемся при рассмотрении проектов антикризисных законов. Давайте более широко посмотрим на этот законопроект - что это такое? Нам в пожарном порядке в очередной раз предлагают одобрить - причём желательно без вопросов и получения реальной информации о состоянии банковской системы - действия исполнительной власти, Центрального банка. Мы в прошлом году регулярно подобным делом занимались, и, два дня назад заслушав Шувалова, заместителя председателя правительства, многие, надеюсь, поняли, что ведут нас в неизвестном направлении. В кризис всем проблема очевидна: функции банковской системы в экономике не реализуются, те, которые должны быть, - и нам ничего не сказали, вообще, собирается ли власть наша изменять что-то или собирается закрывать дыры такими спонтанными действиями. При этом очевидно, что на уровне инстинктов и власть, и крупнейшие банки понимают, что друг без друга им нельзя, поэтому предпринимают меры для взаимного укрепления. Я, извините, уж потрачу пятнадцать секунд и напомню вам, что Чубайс недавно сказал. Чубайс сказал, что если бы у нас не были накоплены резервы, то в России сейчас бы был другой политический режим, другой президент и другое правительство. Так вот, эти резервы обогатили и защитили в первую очередь коммерческие банки. Они только на одной плавной девальвации, помимо этих резервов, заработали больше 1 триллиона рублей. Но аппетит приходит во время еды, как известно, и теперь нам предлагают ещё больше облегчить коммерческим банкам жизнь, ослабив требования к участию в системе страхования вкладов. Этим Дума занималась ещё в декабре прошлого года. В декабре прошлого года мы исправили вот ту же статью, которую правим сейчас, и там появилась такая формулировка, что банк не соответствует системе страхования вкладов, если шесть месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России. До этого было написано "три месяца". Значит, расширили, но не вышло, не хватает, теперь предлагается вообще отказаться от соответствия каким-либо обязательным нормативам и передать вопрос о нахождении банка в системе страхования вкладов на субъективное рассмотрение сотрудников ЦБ. Не буду развивать очевидную мысль о расширении возможностей для коррупции. Тут все грамотные люди, понимают, наверное, что будет, если обязательные нормативы заменить субъективным подходом. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что статья 3 действующего закона "О страховании вкладов..." прямо фиксирует основной принцип этого закона, - "прозрачность деятельности системы страхования вкладов". Прозрачность! Предлагаемая поправка противоречит этому принципу, потому что вместо понятного и объективного требования о необходимости соблюдения банками нормативов финансовой устойчивости предлагается их действие приостановить... Я не понял: а сколько у меня времени? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять минут, сказали. КАШИН Б. С. ...и заменить совершенно непрозрачными критериями. Центральный банк мог бы за год работы изменить нормативы, сделать их реальными, тогда мы этот принцип сохранили бы, - ничего не сделал. И теперь мы имеем вот такую совершенно удивительную попытку. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, сколько нужно вам времени, чтобы завершить выступление, минуты достаточно? КАШИН Б. С. Да, достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте одну минуту для завершения выступления. КАШИН Б. С. Приняв рассматриваемый законопроект, мы лишим граждан имеющейся у них сейчас информации. Раньше они знали, пока действует закон, что если они несут деньги в банк, то он по крайней мере не может шесть месяцев подряд нарушать действующие нормативы. Теперь они этого знать не будут. Поэтому моя поправка состоит в том, чтобы Центральный банк публиковал ежемесячно список тех банков, которые шесть месяцев подряд нарушают действующие нормативы. Что здесь антидемократического, как говорится? Я не понимаю. Я хочу сказать, что по совокупности изложенных обстоятельств фракция КПРФ будет голосовать против данного законопроекта. И обращаю вообще внимание на практику, которая в Комитете по финансовому рынку существует: с подачи правительства без обсуждения протаскивать рискованные законопроекты, которые в случае обострения кризиса могут иметь самые тяжёлые последствия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет от фракции ЛДПР выступать? Волчек. Палата просит вас уложиться в пять минут. Пожалуйста. ВОЛЧЕК Д. Г. Коллеги, любые антикризисные программы на то и есть антикризисные, что на них невозможно тратить ни по полгода, ни по году, ни по три года во время нашей депутатской работы. Всё, что касается дыр, которые вскрывает кризис в банковской системе, всех этих антикризисных мер и законов, которые мы принимаем, - надо говорить о том, что в спокойное время, когда всё работало и всё было в порядке, законодательство так строилось, что, как только подошёл сложный момент, нам нужно тысячи бумаг срочно-срочно делать, принимать, не понимая даже при этом иногда, что мы делаем. Что касается данного законопроекта и усиления функций Центробанка в нём, то, конечно, и правительство, и партия власти берут на себя очень большую ответственность, создавая достаточно сложную позицию для Центробанка хотя бы всего на год. Всегда нам всем надо смотреть, когда мы даём рычаги Центробанку для того, чтобы принимать по своему усмотрению те или иные меры - закрывать банк, давать работать с физическими лицами, не давать. Я знаю, что неправильно было одно: до кризиса банки работали, очень многие банки работали по нормативам ЦБ и - все вы это знаете, - чтобы была возможность работать, очень часто вынуждены были рисовать себе документацию, рисовать себе показатели, рисовать себе прибыль, рисовать себе те нормы, которые должны были соответствовать нормативам ЦБ. Сегодня, когда реально прибыли немного, банкам очень сложно соответствовать нормативам, но это не значит, что все банки, которые сегодня не соответствуют нормам ЦБ, не имеют возможности устоять и работать дальше. Эта система, в которую загнал ЦБ себя, загнал и нас всех, загнал и банкиров, - она в корне неправильная. То есть нам всем нужно думать на будущее, и не надо было тогда столько функций давать Центральному банку, сегодня тоже это звучало. То есть Центральный банк, его комиссия будет решать, оставить банку возможность работать с физическими лицами или нет. До сегодняшнего дня не было такого люфта: не соответствуешь нормативам - остановили. Но что такое остановить? Это прибегают люди, забирают деньги, остановка работы с физическими лицами, это, по сути, через какое-то время лишение лицензии. Здесь не прав Борис Сергеевич, абсолютно Борис Сергеевич не прав в том, что мы вообще всё из рук выпускаем. Это не так, потому что никто не отменял права Центрального банка устанавливать норматив по прибыли, никто не отменял права в течение четырнадцати дней отозвать у банка лицензию в случае нарушений. Единственное, что мы даём сегодня, - и мы вынуждены это делать, - всего на год мы даём возможность ЦБ решать самому, оставлять банку возможность работать или нет. Всё остальное... Если в течение четырнадцати дней не будут соответствовать - всё равно заберёт. Но нам всем это не нравится, и вот с этим надо бороться. Не нравится, что мы даём люфт в работе и что это происходит в кризисное время. То есть давайте подумаем о том, чтобы банкам не нужно было больше никогда рисовать себе документацию, чтобы не было таких нормативов, которые позволяют запретительными мерами решать что-то в банковской сфере. Но сегодня это как антикризисная мера. Если сейчас, по осени, банки частично начнут заявлять: не можем больше нарисовать, потому что сегодня прокуратура, правоохранительные органы, лицензии - всё сегодня работает, если хотя бы некоторые банки начнут сегодня говорить: господа, мы не можем нарисовать документацию, не соответствуем, и ЦБ будет обязан запретить им работать с людьми, - вот тогда новой волны кризиса, наверное, будет сложно избежать. Поэтому эта мера сегодня необходима, казалось бы, но по сути своей это неправильно, это не должно быть надолго. И за это Центробанк будет нести ответственность и отчитываться, потому что, когда он сам начнёт решать, устойчивый банк или неустойчивый... Может быть, Центробанку лучше видно, имеет или не имеет смысла останавливать работу банка, лишая его права работать с физическими лицами, но под одну гребёнку, конечно, всех нельзя, как нельзя было под одну гребёнку давать все виды деятельности банкам и до кризиса. Поэтому позиция нашей фракции такая: если готово правительство, готова "ЕДИНАЯ РОССИЯ" брать на себя ответственность за такое голосование и... Извините, ещё десять секунд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас есть тридцать секунд. ВОЛЧЕК Д. Г. ...то, конечно, никто не может запретить это сделать. И если сравнить это с очередной банковской паникой и с закрытием по осени... Все мы знаем, что сейчас, по осени, такой прибыльности не будет и, видимо, ЦБ придётся срочно запрещать многим банкам работу с физическими лицами. Если вот это взвесить, насколько это плохо... Конечно, если люди побегут все в банки, этого делать нельзя, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поэтому вы голосуете за. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте десять секунд. У вас было тридцать, вы просили десять. ВОЛЧЕК Д. Г. Мы не будем голосовать сегодня, потому что этот вопрос решится, я думаю, без фракции ЛДПР, вы решите этот вопрос. Но позиция такова, что надо поменять наше законодательство. Надо, чтобы мы воспользовались этим моментом и в принципе поняли, где у кого должны быть какие функции, и изменили их, для того чтобы не нужно было антикризисные меры включать каждый месяц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Медведев. На центральную трибуну, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, по-моему, некоторое недопонимание сейчас в зале, некоторыми из нас не до конца понято, о чём идёт речь. Речь вовсе не идёт о том, чтобы плохому банку разрешить остаться на рынке. Исторически так сложилось, что у нас есть две системы надзора. Одна - традиционная, пруденциальная система надзора, с помощью которой Центральный банк удаляет с рынка те банки, которые не стоят на своих ногах, становятся опасными для клиентов. Шесть-семь лет тому назад исторически обоснованно возникла новая система страхования. Тогда, для того чтобы очистить банковскую систему от плохих банков, Центральный банк и депутаты захотели воспользоваться введением системы страхования вкладов. Вот за эту конфетку - за право вступить в систему страхования вкладов - банки готовы были очень сурово навести порядок в своей среде. И вот эта суровость отражена в законе "О страховании вкладов...". А пруденциальный надзор остаётся таким, каким он должен быть. Вот мы с помощью суровости закона "О страховании вкладов..." заставили банки прочитать законы "О Центральном банке...", "О банках и банковской деятельности", о банкротстве банков, где описывается пруденциальный надзор. Сейчас можно было бы те требования, которые изложены в законе "О страховании вкладов..." (это глава 6 закона "О страховании вкладов..."), вовсе отменить, от этого пруденциальный надзор не пострадал бы, но не договорились о том, чтобы этот "аппендикс", уже теперь ненужный, отрезать, а договорились о том, чтобы временно приостановить действие этого "аппендикса". Почему нужно срочно приостановить действие "аппендикса"? Потому что "аппендикс" вовсе не заставляет Центральный банк отозвать лицензию у банка, этот "аппендикс" иногда заставляет Центральный банк приостановить право принимать вклады граждан. Но как только на рынке становится известно, что приостанавливается право принимать вклады, тут же возникает паника, люди бегут забирать свои вклады из банка, и тогда по другой причине, описанной в пруденциальных нормах, придётся банк ликвидировать. То есть этот "аппендикс" стал источником провокации. Не было бы счастья, да несчастье помогло. По моим соображениям, ещё раз повторяю, этот "аппендикс" уже два-три года тому назад можно было удалить, но мы вот проснулись только во время кризиса. Но сейчас-то уж надо поторопиться, чтобы эта провокация не вышла нам боком. Большая просьба проголосовать за этот законопроект, он чрезвычайно полезен и укрепляет банковскую систему, а вовсе не служит способом обмануть самих себя в вопросе относительно устойчивости банков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не настаивают. Ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 25 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 61 чел.13,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, в зале роздана поправка депутата Кашина Бориса Сергеевича, он её обосновал в своём выступлении. А представитель комитета, поскольку комитет внёс предложение голосовать законопроект в первом чтении и в целом, предложил эту поправку не рассматривать, по процедуре. Поэтому я сейчас поставлю на голосование вопрос о том, согласна ли палата с тем, чтобы рассмотреть данную поправку. Это будет означать, что, если вы проголосуете за это, мы приостановим рассмотрение данного законопроекта, комитет должен будет собираться, рассматривать данную поправку и дальше идти по процедуре. Если же палата примет другое решение, тогда я поставлю на голосование предложение комитета принять законопроект в целом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я не нарушил никаких процедур. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я трактую Регламент абсолютно правильно, другой процедуры у нас нет: либо палата примет решение рассматривать эту поправку и тогда комитет будет вынужден её рассматривать, либо нет. Я ставлю на голосование предложение депутата Кашина рассмотреть его поправку. Включите режим голосования. Содержательно поправку депутат Кашин обосновал, такое право мы ему дали, он рассказал, в чём суть его поправки. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Читайте Регламент, Тамара Васильевна, вы-то его знаете не хуже меня. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 57 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6% Проголосовало против 299 чел.66,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: не принято Не рассматривает палата поправку депутата Кашина. Ставлю на голосование предложение комитета принять законопроект в целом. Включите режим голосования. Да, мы это делаем в рамках "часа голосования", естественно, напоминаю вам, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 36 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6471 по 6476 из 7511
МАНАРОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По пункту 15 Манаров и Саввиди голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, учтём в нашем протоколе.