Заседание № 158

14.04.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 252224-4 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (в части, касающейся выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы в организациях, использующих труд инвалидов, с первого дня наступления временной нетрудоспособности за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4124 по 4322 из 6132
Пункт 11 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в       
статью 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования           
Российской Федерации на 2005 год". Инициатива Законодательного Собрания         
Нижегородской области, законодатель просит рассмотреть законопроект без         
участия своего представителя. И комитет вносит предложение по замене            
докладчика: вместо Еремеева готов доложить данный вопрос первый заместитель     
председателя Комитета по труду и социальной политике Мосякин Иван Яковлевич.    
Нет возражений, коллеги? Нет. Пожалуйста, Иван Яковлевич.                       
                                                                                
МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается       
ввести норму, по которой для общероссийских общественных организаций            
инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из          
вкладов общероссийских организаций инвалидов, если среднесписочная              
численность этих предприятий составляет не менее 50 процентов, оплата пособий   
по временной нетрудоспособности застрахованных лиц проводилась бы с первого     
дня наступления временной нетрудоспособности вследствие заболевания или         
травмы за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации.      
                                                                                
Комитет рассмотрел законопроект на своём заседании и рекомендует                
Государственной Думе отклонить его по целому ряду причин. Первая.               
Законопроект, например, предлагает изменить нормы, действовавшие только в       
прошедшем году, но принятие его потребует внесения изменений в бюджетное        
законодательство всех уровней не только 2005 года, но и текущего года.          
Бюджетом фонда на 2005 год дополнительные расходы, которые предполагаются       
законопроектом, не предусмотрены.                                               
                                                                                
Кроме того, общественные организации инвалидов, а также организации, уставный   
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций и         
численность инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов, а доля        
заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25          
процентов, уже имеют налоговую льготу по единому социальному налогу, в том      
числе в части, зачисляемой в Фонд социального страхования.                      
                                                                                
Необходимо подчеркнуть, что на законопроект поступило двадцать семь отзывов     
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов     
Российской Федерации, тридцать пять отзывов высших исполнительных органов       
государственной власти субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство   
наших коллег законопроект не поддерживают. Не поддерживается законопроект и     
Правительством Российской Федерации. Поэтому вносим предложение отклонить       
его.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна позиция комитета. Какие есть вопросы к            
комитету? Есть вопросы. Депутат Кибирев и депутат Сапожников, и подводим        
черту. Пожалуйста, депутат Сапожников. По карточке Маслюкова?                   
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Иван Яковлевич, немножко расскажите о предыстории. Ведь        
всё-таки на дворе 2006 год, а речь идёт о бюджете фонда 2005 года, поэтому      
меня интересует, когда проект был внесён нижегородцами? И если мы затянули с    
рассмотрением, то по каким причинам мы всё-таки вышли только в апреле на его    
рассмотрение?                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МОСЯКИН И. Я. Законопроект нашими коллегами, Законодательным Собранием          
Нижегородской области, был внесён в конце декабря 2005 года, и реальной         
возможности внести поправки не было, конечно.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ.                                            
                                                                                
Кибирев, пожалуйста.                                                            
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Олег Викторович, я хотел бы выступить.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, пожалуйста.                                            
                                                                                
Тогда, раз вопросы закончились, Иван Яковлевич, присаживайтесь.                 
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Пока о своём желании заявил только депутат Кибирев.     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Кибиреву. И подводим черту.              
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас в России количество инвалидов прирастает каждый год    
на семьсот тысяч человек. Понятно, что это одна из самых обездоленных           
категорий российского населения. Надо сказать, что среди инвалидов много        
желающих работать, но на производстве такой работник никому не нужен.           
                                                                                
Вот я давно курирую в городе Краснодаре организацию инвалидов, она называется   
"Рассвет", Мунтян Валерий Иванович, инвалид первой группы, её возглавляет, и    
я на его примере вижу, какие сложности существуют реально вот у этой            
категории людей на производстве.                                                
                                                                                
Что предлагает Законодательное Собрание Нижегородской области? Очень скромное   
предложение. Если производство создано за счёт общественных организаций         
инвалидов, если этих инвалидов там не менее 50 процентов, то оплачивать им      
больничный лист должен Фонд социального страхования.                            
                                                                                
К большому сожалению, уважаемый мною Комитет по труду и социальной политике     
очень формально отнёсся к рассмотрению этого вопроса. Он привёл много доводов   
в пользу того, что этот законопроект не годится, а я хочу обратить ваше         
внимание на два следующих довода, два мотива.                                   
                                                                                
В нижегородском законопроекте записано: оплата временной нетрудоспособности     
застрахованных лиц, а вот по действующему законодательству эта формулировка     
несколько по-иному должна звучать: выплата пособия по временной                 
нетрудоспособности. Значит, это первая причина отклонить этот законопроект.     
                                                                                
Вторая причина. Как уже было сказано Иваном Яковлевичем, законопроект внесли    
12 декабря 2005 года, конечно, поздно, скажем так. Да и комитет в своём         
заключении как раз и говорит, что в связи с тем, что действие Федерального      
закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005    
год" заканчивается, поправки вносить некуда, и тем самым нет предмета для       
рассмотрения.                                                                   
                                                                                
Я хочу, уважаемые коллеги, перенести ваше внимание с этого частного случая на   
общую проблему. В последнее время у нас что-то законопроекты субъектов          
Российской Федерации без должной настойчивости отстаиваются здесь, в            
Государственной Думе. Каждый субъект имеет, может быть, от одного до            
пятнадцати депутатов в Государственной Думе, своих представителей, но вот       
что-то представительным органам уполномочить кого-то доложить свой              
законопроект в Государственной Думе не получается.                              
                                                                                
Конечно, этот законопроект, который я поддерживаю сейчас, грешит нечёткостью    
формулировок, не приложено к нему финансовое обоснование, и понятно, что        
внесён он в декабре 2005 года, когда уже заканчивался срок действия закона, в   
который он вносит свои поправки. Но я как раз хочу сказать об этом для того,    
чтобы подчеркнуть, что мы, Государственная Дума и её отраслевые комитеты,       
никакого права не имеем относиться к этому делу формально.                      
                                                                                
Вот уважаемый Иван Яковлевич тоже сказал, что незачем рассматривать закон-то,   
ведь бюджет в 2005 году уже закончился, так сказать. Но, наверное, Иван         
Яковлевич и комитет знают о том, что 22 декабря прошлого года принят            
федеральный закон с длинным названием, номер его 180-ФЗ, который как раз и      
продлевает норму, установленную в бюджете Фонда социального страхования по      
поводу оплаты двух первых дней нетрудоспособности за счёт работодателя. Могли   
же они подсказать нам.                                                          
                                                                                
Таким образом, формальное отношение комитетов, которые ищут причины для того,   
чтобы отклонить законопроект, а не вникают в его суть, оно ни общую массу       
законов в России не улучшает, ни, как говорится, социального оптимизма          
российскому обществу не добавляет. Комитет прекрасно знает, что за последние    
четыре года у нас поступления в Фонд социального страхования сократились с      
5,4 процента... там то взносы, то налоги, но было 5,4 процента от фонда         
оплаты труда, теперь осталось только 2,9. Понятно, что средств у Фонда          
социального страхования не хватает. Есть колоссальная проблема в российском     
обществе, нужна всяческая поддержка инвалидов, в разной форме, в том числе      
содействие в трудоустройстве инвалидов на производство, чтобы они могли         
использовать свою остаточную трудоспособность, себе что-то зарабатывать и с     
государства снять некоторую часть забот. И мы, конечно, должны искать вот       
такие формы. То есть проблема оплаты двух первых дней инвалидам, занятым на     
производстве, существует. Это приводит к тому, что появляется дополнительный    
мотив для нелюбви по отношению к ним со стороны работодателей. Таким образом,   
существует эта напряжённость.                                                   
                                                                                
Я считаю, что если, скажем, у комитета были претензии по формальным признакам   
к этому законопроекту, то он должен был бы Законодательному Собранию            
Нижегородской области помочь эти недочёты устранить, но проблема поставлена     
совершенно правильно, она соответствует тем реалиям, которые сегодня в России   
существуют. И мы, фракция Компартии Российской Федерации, этот законопроект     
поддерживаем.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить у представителя президента? Нет. У              
представителя правительства? Нет. Заключительное слово представителя            
комитета. Пожалуйста, Иван Яковлевич, с места.                                  
                                                                                
МОСЯКИН И. Я. Уважаемые коллеги, Борис Григорьевич всегда очень искренне        
выступает, и, я думаю, в некоторых моментах он действительно был прав,          
высказывая свою озабоченность положением инвалидных организаций, самих          
инвалидов, но вместе с тем надо сегодня откровенно сказать, если мы все         
искренни, что Государственная Дума и Комитет по труду и социальной политике     
многое сделали, чтобы и в прошлом году, и уже в текущем году организации        
инвалидов получили существенные льготы и по имуществу, и по единому             
социальному налогу и так далее, и так далее. В комитете рассматривается         
проблема занятости инвалидов. На 11 мая назначен "круглый стол". Наши коллеги   
из Санкт-Петербурга и Тюмени внесли соответствующие законопроекты, мы их        
обсудили и будем в этом направлении работать. Но нужен взвешенный, чёткий       
подход, и, я думаю, решение комитета по данной проблеме сегодня не должно       
вызывать серьёзных претензий.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект               
федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О     
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".        
Комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить.                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Коллеги, кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.19,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется данный законопроект.