Заседание № 151

26.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 252155-5 "О мегарегуляторе финансовых рынков".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5195 по 5551 из 7080
Ну вот, смотрите, не верил Валерий Михайлович, что дойдёт до него очередь, а    
дошла. Законопроект "О мегарегуляторе финансовых рынков". Валерий Михайлович    
Зубов на трибуне. Но он, между прочим, в ответ на наше с вами согласие его      
сегодня поддержать и дать ему возможность выступить будет говорить увесисто.    
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Михайлович.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Говорить о втором законе не будет иметь смысла, если по первому     
будет отрицательное решение. Это совершенно очевидно.                           
                                                                                
Фактически второй раз вам предлагается на рассмотрение законопроект "О          
мегарегуляторе финансовых рынков". В своё время в стратегии развития            
финансового рынка Российской Федерации в 2006 году была заложена норма о том,   
чтобы создать в России финансовый мегарегулятор, учитывая опыт многих стран,    
которые перешли на этот режим. Первый раз закон был отклонён вами, но это       
было как раз в тот день, когда впервые мы признали, что кризис пришёл и в       
нашу страну. Второй раз предлагается вам рассмотреть данный законопроект с      
учётом того опыта, который в результате кризиса накопился в некоторых           
странах, включая и нашу. Конструкция законопроекта заведомо была                
сформулирована таким образом, чтобы дать возможность этому закону внедряться    
не сразу, а по частям, учитывая отработку между первым и вторым чтением, и по   
мере определения того, какие части финансового рынка можно объединять:          
непосредственно финансовый рынок, Центральный банк и так далее.                 
                                                                                
Суть содержания закона сводится к следующему. В проекте федерального закона     
"О мегарегуляторе финансовых рынков" предлагается отказ от секторального        
регулирования. Это то, на чём фактически споткнулась мировая финансовая         
система, когда отдельные сектора стали действовать вне единого регулятора, а    
в США такого нет, и постепенно стал развиваться кризис. Отказ от                
секторального регулирования заключается в определении чётких границ             
функционирования различных сегментов финансовых рынков (банковского,            
страхового, ценных бумаг, коллективного инвестирования) с приданием каждому     
такому сегменту своего особенного регулятора и своего особенного массива        
правовых актов. Признано, что любые финансовые услуги в своём основании имеют   
одну и ту же идею привлечения чужих денежных средств и управления ими с целью   
доставления материальных выгод как вкладчику (инвестору, пайщику), так и        
управляющему. В этом смысле любая финансовая услуга является услугой по         
индивидуальному или коллективному инвестированию. Такой подход позволяет        
динамично развивать финансовые рынки, оперативно допускать появление новых,     
неизвестных ранее финансовых институтов и финансовых продуктов, не дожидаясь    
того момента, когда законодательство восполнит те или иные пробелы в правовом   
регулировании (естественно, закон предполагает, что, хотя мегарегулятор         
принимает решение, законодательно его рамки могут быть определены и всегда      
могут быть исправлены законом), определит с использованием специфических        
терминов новые явления на рынке. Ключевым при таком подходе является            
правильное формирование базовых понятий финансовой услуги (статья 5),           
финансового рынка (статья 6), института коллективного инвестирования (статья    
7). Достаточно, чтобы новый продукт отвечал основным признакам финансовой       
услуги, а его обращение осуществлялось на принципах разумной осмотрительности   
и добросовестности, для того чтобы такой продукт был легализован рынком и       
регулятором.                                                                    
                                                                                
Вторая концептуальная новелла - создание единого органа регулирования в виде    
федеральной экономической службы в соответствии с тем, что позволяет статья     
71 Конституции Российской Федерации, и контроля за деятельностью                
предпринимателей на любых финансовых рынках. Создание единого регулятора        
оправдывается единством предмета регулирования и контроля, тем, что в           
основании любой финансовой услуги и деятельности по её оказанию лежат           
тождественные друг другу признаки, кем бы такая услуга ни оказывалась           
(банками, инвестиционными фондами, брокерами и тому подобным) и в чём бы она    
ни заключалась. Другой причиной объединения финансовых рынков под эгидой        
единого регулятора является необходимость удаления ведомственных барьеров       
регулирования и контроля, что является вполне актуальным для России. Наконец,   
ещё одной и, вероятно, самой важной причиной является желание добиться          
правильно сбалансированного развития всех секторов финансового рынка России.    
До тех пор, пока сектор банковских услуг регулируется и контролируется одним    
органом, а сектор, например, услуг инвестиционных фондов - другим, никакого     
сбалансированного их развития ожидать не приходится. Это также актуально для    
России, где существует перекос в сторону банковского сектора в ущерб            
институтам коллективного инвестирования, которые очень медленно развиваются.    
                                                                                
Согласно проекту федерального закона единый орган осуществляет правовое         
регулирование любой деятельности по оказанию финансовых услуг любого рода -     
банковских, страховых, на рынке ценных бумаг, услуг по коллективному            
инвестированию, по финансовой аренде и других, отвечающих сформулированному в   
проекте определению.                                                            
                                                                                
Базовыми принципами для описания организационной структуры единого              
финансового органа является принцип коллегиальности в принятии важнейших        
управленческих решений, затрагивающих интересы участников финансовых рынков и   
потребителей финансовых услуг, а также принцип обязательности                   
представительства в едином органе государства предпринимательского сообщества   
участников финансовых рынков и сообщества потребителей финансовых услуг.        
Подобная схема построения единого органа призвана решить проблему баланса       
интересов самых разных социальных групп и единиц, обеспечить справедливое,      
разумное регулирование финансовых рынков.                                       
                                                                                
В главе 4 описывается организационная структура единого федерального органа.    
Единый федеральный орган включает в себя дирекцию единого федерального органа   
и исполнительного директора; центральный исполнительный аппарат; коллегию       
уполномоченных наблюдателей; коллегию представителей профессиональных           
сообществ участников финансовых рынков; коллегию представителей сообщества      
потребителей финансовых услуг; внутреннего аудитора; исполнительные аппараты    
территориальных органов. Единый федеральный орган возглавляется дирекцией в     
составе девяти человек. Дирекция является высшим коллегиальным органом          
управления единого федерального органа, осуществим от имени единого             
федерального органа своими коллегиальными решениями и единоличными решениями    
директоров все предусмотренные настоящим законопроектом полномочия и функции    
указанного органа по регулированию и контролю предпринимательской               
деятельности участников финансовых рынков, а также осуществляющим и             
исполняющим все связанные с такими полномочиями и функциями права и             
обязанности.                                                                    
                                                                                
Формирование и структура дирекции описаны в статье 33. Дирекция формируется в   
составе директоров - представителей государства, представителей                 
профессиональных сообществ участников финансовых рынков, а также                
представителей сообщества потребителей финансовых услуг. Представителями        
государства в составе дирекции и директорами единого федерального органа        
являются по должности...                                                        
                                                                                
Можно попросить?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что?                                                    
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Громко вот здесь говорят.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я думал, я говорю громко, я вроде тихо.                 
                                                                                
Там, впереди, пожалуйста, не говорите, мешаете докладчику.                      
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Дирекция формируется в составе директоров - представителей          
государства, представителей профессиональных сообществ участников финансовых    
рынков, а также представителей сообщества потребителей финансовых услуг.        
Представителями государства в составе дирекции и директорами единого            
федерального органа являются по должности: руководитель федерального органа     
исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в      
области государственных финансов; руководитель федерального органа              
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной     
политики в сфере социально-экономического развития; руководитель федерального   
антимонопольного органа, фактически Министерства финансов в сегодняшнем виде,   
министерства экономики и антимонопольного комитета. Указанные должностные       
лица осуществляют свои полномочия в качестве директоров единого федерального    
органа в течение срока их пребывания в должностях руководителей данных          
федеральных органов исполнительной власти. Три директора избираются в состав    
дирекции из числа представителей профессиональных сообществ участников          
финансовых рынков, объединённых в коллегию, сроком на четыре года.              
                                                                                
Соответственно, в организационной схеме единого органа в проекте описывается    
принцип паритетности финансирования его деятельности за счёт средств            
федерального бюджета и за счёт взносов участников финансовых рынков. В          
принципе в последующем возможен полный отказ от бюджетного финансирования       
расходов единого органа.                                                        
                                                                                
Федеральный закон предполагается вводить в действие поэтапно, по мере           
готовности мегарегулятора к принятию на себя полномочий по регулированию        
отдельных секторов финансового рынка. В частности, передачу единому органу      
полномочий по регулированию банковских услуг предполагается отложить на более   
поздний срок по сравнению со сроком вступления в силу всех прочих норм и        
положений закона (статья 49).                                                   
                                                                                
Принципиально важным является то, что принятие федерального закона "О           
мегарегуляторе финансовых рынков" не потребует полной перестройки всей          
существующей системы регулирования на финансовых рынках, не приведёт к          
пересмотру всего массива существующего в этой сфере законодательства. Нормы     
проекта федерального закона "О мегарегуляторе финансовых рынков" составлены     
таким образом, чтобы единый орган регулирования имел возможность использовать   
уже существующий законодательный и иной правовой материал, постепенно приводя   
его в соответствие с потребностями развития финансовых рынков. Такой подход     
обеспечивает невозможность даже временной дезорганизации рынка, возникновения   
юридического хаоса и потери ориентиров участниками рынка в связи с              
реформированием системы регулирования на рынке.                                 
                                                                                
По замечаниям правительства я хотел бы сказать следующее. Их было разное        
количество на первый законопроект и на второй: на первый - четырнадцать, на     
второй, хотя он практически никаких изменений не претерпел, за исключением      
того, что произошёл финансовый кризис, уже было только шесть. То есть, по       
мнению правительства, ситуация на финансовых рынках всё-таки приближается к     
тому, что предлагает регулировать данный закон. На пять замечаний               
правительства есть аргументированный ответ, сведённый в единую таблицу, с       
одним замечанием согласны - это произошла ошибка. Конечно, любое решение по     
закону может быть оспорено в суде, это ко второму чтению, безусловно, будет     
исправлено.                                                                     
                                                                                
И в заключение я хотел бы сказать, что когда наступил кризис, то фактически и   
правительство, и Госдума, и лидеры финансового рынка работали в рамках          
антикризисной программы в режиме мегарегулирования финансового рынка, именно    
в таком режиме, который описан в данном законе. Но работать на                  
законодательной основе - это более основательно и более последовательно. Опыт   
показал, что именно в критической ситуации такой закон сработает лучше, чем     
действующая система.                                                            
                                                                                
Прошу проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Ко второму          
чтению, нет сомнения, будет большое поле для работы - мы готовы.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одиннадцатиминутный доклад. Сейчас посмотрим, сколько     
минут будет выступать комитет.                                                  
                                                                                
У вас по Регламенту только десять минут, вы не можете одиннадцать, Владислав    
Матусович.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Спасибо, да.                                                                    
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, когда я слушал докладчика, меня, как бы сказать,      
раздирали противоречивые чувства. С одной стороны, использовано так много       
интересных, красивых, умных слов, с другой стороны, явное ощущение у меня       
возникло какого-то дежавю, поскольку этот же самый текст мы слышали в 2007 и    
в 2008 годах, идентичный. Изменения коснулись исключительно наименования        
законопроекта чуть-чуть и статьи 49, в которой говорится о датах вступления     
закона в силу. Но особое удивление у нас вызвала, ну, как бы назвать,           
наверное, невнимательность со стороны автора при подготовке данного             
законопроекта, если это невнимательность. Если вы посмотрите                    
финансово-экономическое обоснование к этому документу, то обратите внимание,    
что это финансово-экономическое обоснование абсолютно повторяет                 
финансово-экономическое обоснование трёхлетней давности, где приводятся         
данные о расходовании федерального бюджета за 2006 год и предстоящие расходы    
федерального бюджета на 2007 год. Ну, для всех очевидно, что на основании       
этих данных невозможно говорить о 2010 годе.                                    
                                                                                
Я считаю, что подход автор был, наверное, не совсем серьёзен, несмотря на все   
вот те замечательные слова, которые тут произносились. Естественно, только по   
этой причине этот законопроект принимать нельзя, уже не говоря о его            
содержательной части. Ну, не буду тратить ваше время, уже этого достаточно,     
чтобы его отклонить.                                                            
                                                                                
В целом же идея мегарегулятора, она имеет право на существование. И, двигаясь   
вообще по пути унификации государственного регулирования различных сегментов    
финансового рынка, когда-нибудь, когда будет соответствующая обстановка, нам,   
может быть, и удастся создать органы регулирования, но, естественно, не         
сейчас.                                                                         
                                                                                
А этот законопроект я прошу отклонить и, очевидно, следующий, который должен    
был быть принят в связи с принятием этого.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Валерий Михайлович любезно сказал нам, что если мы    
отклоним пункт 30, то тогда 31-й мы можем проголосовать без обсуждения, да?     
                                                                                
Коллеги, настаивает ли кто-то на вопросах? Есть вопрос у Грачёва Ивана          
Дмитриевича. Других рук нет. Один вопрос.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте.                                 
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо большое, коллеги.                                                       
                                                                                
Резнику вопрос: всё-таки позиция по мегарегулятору принципиальная какая?        
Идём, двигаемся в этом направлении?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вам вопрос, так и было сказано, что это вам вопрос.   
Двигаемся ли мы в направлении мегарегулятора?                                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Двигаемся, конечно, но не с такими законами должны двигаться.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других вопросов нет. Настаивает ли кто-то на              
выступлении? Нет, не настаивает. Представители правительства и президента?      
Также нет.                                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект... А, заключительное слово. У нас, правда, не    
было прений. Валерий Михайлович, я на минуту вам включу. У нас вообще не было   
прений, поэтому не предполагается заключительное слово.                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос был задан даже не вам, а Резнику.                  
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Но Резник в своём выступлении сказал несколько вещей, с которыми    
очень трудно согласиться.                                                       
                                                                                
Значит, первое, по финансово-экономическому обоснованию. Вы извините, но        
первый раз представлялся законопроект, когда мы ещё были намерены построить     
бюджетную систему таким образом, чтобы она была рассчитана на три года. Но      
затем всё изменилось и мы стали по три-четыре раза бюджет менять в течение      
года. Вы просто не будете успевать делать финансово-экономическое обоснование   
в связи с такой частой сменой бюджета.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Тогда устраивало заключение, по нему не было претензий, мы          
говорим про то, как сейчас.                                                     
                                                                                
Теперь второе.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не мешайте, это больше времени займёт, дайте     
высказаться докладчику.                                                         
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Вы знаете, других замечаний может и не быть, основное ведь          
заключается в том, что изменилась ситуация: кризис прошёл, и уже можно          
посмотреть ситуацию в некоторых странах, у которых есть мегарегулятор. Мы       
говорим: да, надо делать мегарегулятор... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, истекла минута.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё минуту.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Михайлович, хотя вы нарушаете Регламент.                    
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Посмотрите, пожалуйста, какая инфляция у них и какая у нас. У них   
ниже, только один раз они нас обогнали. У них не произошёл спад производства,   
они создали мегарегулятор уже несколько лет назад и успешно им пользуются. Ну   
хотя бы на них посмотрите, у них поучитесь.                                     
                                                                                
По жилищно-коммунальному хозяйству. Вы сначала отвергаете закон по              
регулированию тарифов, а потом, через две недели, начинается всеобщий вой:      
ах, надо было это сделать раньше! Почему у нас это происходит? Этот закон о     
том, что надо всё делать загодя, а не потом, когда уже вылезут все проблемы и   
все мы задумаемся, как же получилось на нашем прекрасно регулируемом            
финансовом рынке, что мы вошли в кризис с лучшими финансовыми показателями      
среди двадцати ведущих стран, а вышли с худшими. Вот о чём разговор. Ещё        
двадцать лет можно говорить о необходимости и важности...                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Ну возьмите и напишите лучше. Кто же не поддержит, если будет       
лучше?!                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.                              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О мегарегуляторе            
финансовых рынков".                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               41 чел.9,1%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     42 чел.                                          
Не голосовало                 408 чел.90,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается законопроект.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием         
Федерального закона "О мегарегуляторе финансовых рынков".                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я уже поставил его на голосование.                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.7,8%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     35 чел.                                          
Не голосовало                 415 чел.92,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 145

26.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 252155-5 "О мегарегуляторе финансовых рынков".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 772 по 781 из 6975
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик по 27-му и 28-му        
вопросам - депутат Зубов не может сегодня присутствовать на заседании и         
просит перенести рассмотрение этих вопросов на более поздний срок.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 27 и 28.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 900 по 903 из 6975
Кроме того, Комитет Госдумы по финансовому рынку поддерживает просьбу           
депутата Зубова о переносе 27-го и 28-го вопросов на 17 марта (его письмо       
имеется в комитете).                                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 928 по 930 из 6975
Депутат Емельянов предложил перенести пункты 27 и 28. С этим согласился         
комитет. Дата названа - 17 марта. Нет возражений, коллеги? Нет.