Заседание № 211
О проекте федерального закона № 251889-4 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (по вопросу о начислении районного коэффициента и процентной надбавки к стипендии студентам, обучающимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Геннадия Дмитриевича Олейника. ОЛЕЙНИК Г. Д., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект представляемого федерального закона направлен на решение одной из самых острых на сегодняшний день проблем - обеспечения северных регионов квалифицированными трудовыми ресурсами и закрепления их в этих регионах. Кадровая проблема на Севере существовала всегда. И чтобы привлечь сюда квалифицированных специалистов для работы в сложных и неблагоприятных природно-климатических условиях, применялись различные стимулы, к их числу относились и доплаты к заработной плате работников в виде районных коэффициентов и процентных надбавок, которые выполняли компенсирующую и стимулирующую функции. Такие же доплаты предусматривались для начисления к стипендиям студентов, обучающихся в северных регионах. Эти выплаты имели важное значение для обучения молодёжи в расположенных на Севере учебных заведениях, поскольку создавались условия для подготовки квалифицированных специалистов, ориентированных на работу на Севере и, главное, полностью адаптированных к северным условиям. После принятия в 2004 году известного закона номер 122 о перераспределении полномочий из закона о гарантиях и компенсациях для северян была исключена статья, предусматривающая, что лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, профессиональных училищах и школах различного профиля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на стипендию начисляется районный коэффициент и процентная надбавка. В соответствии с этим в 2005 году студентам перестали доплачивать к стипендии процентные надбавки. Это сразу же вызвало социальное напряжение в северных регионах, в связи с чем Минобрнауки России в срочном порядке произвело перераспределение средств между образовательными учреждениями в целях обеспечения выплаты в 2005 году процентной надбавки к стипендиям лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В 2006 году в выделенных в федеральном бюджете ресурсах на финансирование системы образования также были предусмотрены доплаты, процентные надбавки, к стипендиям студентам-северянам, однако это принципиально проблему не решило, поскольку правового основания для этого в настоящее время не существует. В связи с этим и был разработан настоящий законопроект. Он предусматривает внесение соответствующего положения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в целях приведения этих законов в соответствие друг с другом. В целом сумма расходов на выплату процентной надбавки составляет всего 205 миллионов рублей. Как видите, для бюджета потери невелики, тем не менее Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект. По его мнению, оснований для установления процентной надбавки к стипендии учащейся молодёжи не имеется, поскольку в соответствии со статьёй 317 Трудового кодекса Российской Федерации процентная надбавка выплачивается к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях. Однако что мешает выплачивать студентам процентную надбавку к стипендии аналогично процентной надбавке к заработной плате не за стаж, а по аналогии? Сейчас Север испытывает острый недостаток трудовых ресурсов, вследствие того что исчезает экономическая привлекательность работы на Севере, Север покидает наиболее активная часть его населения. Привлечь же сегодня сюда квалифицированных специалистов, особенно в социальные сферы - образование, здравоохранение, культуру - становится всё труднее. Из года в год урезаются социальные гарантии северянам, причём во всех сферах: и в пенсионной, и в трудовой, и в жилищной. Правительство в своём заключении сообщает, что с целью недопущения возникновения социальной напряжённости среди учащихся, поступающих в учебные заведения начиная с 2005 года, дано поручение соответствующим органам исполнительной власти о разработке иных мер поддержки указанной категории лиц, однако до настоящего времени никаких мер в этом вопросе правительством так и не принято. Уважаемые депутаты Государственной Думы, заканчивая своё выступление, от имени северян хотел бы обратиться к вам с просьбой поддержать этот законопроект, всецело направленный на поддержку и поощрение учащейся молодёжи. Уверен, что расходы на его реализацию окупятся сторицей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Дмитриевич. Присаживайтесь пока. Содоклад от комитета сделает Амиров Курбан-Али Амирович. Пожалуйста. АМИРОВ К.-А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел указанный законопроект. На этот законопроект поступило тридцать четыре отзыва от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 82 процента поддерживают данный законопроект, сорок пять отзывов - от высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, из них 64 процента его поддерживают, от северных субъектов Российской Федерации, в частности, поступило восемнадцать положительных отзывов. Комитет Государственной Думы по образованию и науке, соисполнитель по данному законопроекту, признал важность поднятой в законопроекте проблемы, но отметил, что она не должна быть предметом регулирования Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и что законопроект требует существенной доработки. Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи поддержал указанный законопроект. Рассмотрев представленные материалы, комитет отмечает следующее. Внесение указанного законопроекта в Государственную Думу обусловлено социально-экономической обстановкой, сложившейся в северных регионах страны в связи с реализацией федерального закона номер 122 от 22 августа 2004 года. Отмена статьи 20 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусматривающей выплату процентной надбавки к стипендии для лиц, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, профтехучилищах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, привела к значительному ухудшению материальной обеспеченности обучающихся. В отдельных случаях размер стипендии уменьшился более чем в полтора раза. Высокий прожиточный минимум в северных регионах страны, а также отмена некоторых льгот и компенсаций для лиц, обучающихся в учебных заведениях Севера, поставили студентов в условия физиологического выживания и спровоцировали ряд акций протеста молодёжи. По смыслу преамбулы федерального закона номер 122 при переходе к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки конкретных категорий лиц должны были быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод. Изложенная позиция в целом разделяется Министерством финансов Российской Федерации, по сообщению которого ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, федеральными органами исполнительной власти не сокращались. Но, признавая необходимость правового регулирования данного вопроса, комитет не может поддержать данный законопроект по следующим основаниям. Согласно статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 11 закона от 1993 года процентная надбавка к заработной плате выплачивается лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах и местностях. С учётом правовой природы процентной надбавки к заработной плате её применение к стипендии, выплачиваемой в фиксированном размере, будет неправомерно, в связи с чем обоснованным будет установление компенсации расходов на социальную поддержку обучающихся лиц взамен процентной надбавки к стипендиям с оформлением данной правовой нормы в отдельную, самостоятельную статью Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...". Законопроект противоречит статьям 3 и 4 вышеуказанного закона, так как составлен без учёта разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и их финансового обеспечения. Законопроект также ограничивает круг лиц, имеющих право на получение процентной надбавки к стипендиям, студентами вузов, в то время как такая надбавка начислялась до 1 января 2005 года также к стипендиям лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования, а также аспирантам и докторантам. В то же время Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока подготовлена новая редакция закона о государственных гарантиях и компенсациях, где предлагается урегулировать данный вопрос на законодательном уровне. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы? Два вопроса, три. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста. Потом - Светлана Петровна Горячева. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня вопрос. Вот вы сказали, что есть законопроект, который снимает эту проблему или как-то её регулирует. Так он полностью снимает проблему? АМИРОВ К.-А. А. Этот законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Эта проблема там обозначена отдельной статьёй. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо. Ну, у меня такой же, аналогичный был вопрос. Но всё же у меня ещё есть один вопрос, который я хочу вам задать. Скажите, пожалуйста, вам не кажется, что вся эта волокита: сейчас вы внесли на рассмотрение правительства законопроект, потом правительство будет ещё шевелиться... вам не кажется, что, может быть, вот этот законопроект, который уже официально внесён, можно было бы всё же принять сейчас и доработать, раз вы до настоящего времени ещё не внесли свой законопроект? Потому что, понимаете, скоро не останется студентов на Дальнем Востоке и на Севере из-за таких вот тяжёлых условий проживания, а мы всё растягиваем на долгие годы! АМИРОВ К.-А. А. Я полностью с вами согласен. Более того, комитет поддерживает по сути этот законопроект, логику этого законопроекта. Мы были инициаторами неоднократных обращений в правительство по этому поводу, и есть специальное постановление правительства, которое временно пока разрешает компенсировать эти потери студентам за счёт выделенных ассигнований, но в пределах тех ресурсов, которые выделяются. В ряде регионов, где есть возможность, студенты надбавки процентные всё-таки получают. Но тем не менее этот вопрос нужно правильно законодательно отрегулировать. Я считаю, что другого пути у нас нет. Поэтому мы и внесли законопроект, так как считали его правильным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свиридов Валентин Валентинович. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Коллеги как раз уже озвучили практически всё то, что я хотел спросить, и поэтому у меня, в данном случае у депутата, который курирует Магаданскую область, вопрос будет самый конкретный: когда? Когда будет принят вот этот законопроект, когда вы его доработаете, чтобы я мог поехать в Магадан и на встрече со студентами, аспирантами, доцентами, профессорами и прочими категориями, которые подпадают под этот законопроект, сказать, чтобы они оставались жить и работать на магаданской земле, что жизнь их улучшится и уезжать никуда не нужно? Вопрос: когда? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте. АМИРОВ К.-А. А. Можно отвечать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. АМИРОВ К.-А. А. Вопрос не к нам. Мы свою часть работы выполнили: законопроект подготовлен и направлен в правительство. Он сейчас находится на рассмотрении. Нужно получить заключение, отзыв правительства. Дальше с нашей стороны проблем с ним не будет. Мы внесём его, как только получим заключение. Вопрос в том, будет ли он поддержан Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? От фракции ЛДПР один желающий. Кто ещё будет выступать? И ещё Светлана Петровна Горячева. Жириновский Владимир Вольфович. Три минуты. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну вот по предыдущему законопроекту, о пенсионном обеспечении, Фарида Исмагиловна мне говорила: "Приходите на "круглые столы", на парламентские слушания". Я четырнадцать лет в Госдуме, но ни один наш проект, фракции ЛДПР, не прошёл. Что же нам ходить куда-то, так сказать?! Здесь вот уже внесли законопроект, и опять вы его отказываетесь принять. И за эти годы с Севера и с Дальнего Востока уехали миллионы наших граждан. И нам обещают: вот мы примем закон, отрегулируем. Два года назад мы отменили все надбавки абсолютно, все районные и северные коэффициенты. Теперь мы видим, что возможны какие-то социальные волнения. Вот если будут социальные волнения, бунты, тогда, может быть, правительство пойдёт навстречу. Но оно обязательно пойдёт, потому что просто некому работать. В Магадане было четыреста тысяч - сейчас двести тысяч. Из Мурманской области, из Коми по триста тысяч человек уехали. И это всё уже у нас на глазах, последние десять - пятнадцать лет, происходит. И как можно вообще приостанавливать решение вопроса о возвращении коэффициентов всем работающим там и всем студентам? Здесь надо сделать нормальную, открытую схему: на Севере мы всем, допустим, начисляем коэффициент 1,5, за Уралом - 1,5, в Сибири - 2, на Дальнем Востоке - 3. И не будет никакой проблемы. Всем, кто там работает, учится, живёт, - пенсионерам, студентам... Каждый раз как только мы какой-то категории 100 тысяч даём, так тут же начинаем трубить на всю страну: вот мы улучшили! Никакого реального улучшения-то не происходит! Люди живут в тяжелейших условиях. И эта единственная в мире страна - наша. Ведь в Канаде все живут на широте Сочи. На севере Канады никого нет - тундра. Там живёт народ, близкий по типу к нашим эскимосам. Это минимальное количество населения. И там нет никаких заводов, фабрик и городов. Только у нас освоен Север, и прекрасно освоен, люди живут. А их взяли и обманули, все коэффициенты поломали. Все программы по переселению не действуют. Воркута - полярный край. Программа есть, а выехать люди не могут. Мы по всем позициям их обманули - по пенсиям, по стипендиям, по программе переселения. И продолжаем саботировать, говорим: нет, пока не примем, мы другой законопроект подготовили, направили его на отзыв в правительство. А правительство не даст отзыв, пройдёт год, второй, и потом оно даст отрицательный отзыв. И вы скажете: ну вот видите, это правительство уже ушло в отставку, теперь новый президент, новое правительство, но мы снова подготовим, мы снова сделаем. Сколько же можно обманывать людей?! Самая богатая часть нашей страны - Север и Дальний Восток. Америка, Турция, немцы, японцы конфетку бы сделали. Вся страна жила бы, как Кувейт, как Катар. А мы богатейший край, Север, не хотим обслуживать! Те, кто живёт там, - героические люди, а мы их обманываем и приравниваем условия их жизни к условиям в центральных районах России, когда там, на Севере, полярная ночь и полярный день по шесть месяцев, тундра, где даже птицы не летают, где вообще ничего нет, где очень тяжело жить, мы всего их лишили! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое, Любовь Константиновна. Ну просто, честное слово, не могу не выступить. Вот напомню то, что происходило в апреле прошлого года, когда Законодательным Собранием Приморского края был внесён законопроект о надбавках к пенсиям для тех, кто проживает на Севере и Дальнем Востоке. Помните, тогда о чём шёл разговор здесь? Что вот сейчас наш профильный комитет, комитет по проблемам Севера, нарабатывает, так скажем, очень хороший законопроект по всем этим проблемам, он будет внесён в Государственную Думу и будет рассмотрен. Понимаете, прошло, вот уже, наверное, девять или десять месяцев, а воз и ныне там. В октябре идут выборы в Законодательное Собрание Приморского края, где представители партии власти выступают и говорят: вот сейчас профильный комитет нарабатывает этот законопроект, он будет, обязательно вам будут повышены пенсии за счёт вот этих самых надбавок к пенсии. Но ничего не сделано. Вот сейчас мы рассматриваем законопроект, который касается надбавок к стипендии - и опять та же самая картина: да, проблема правильная, да, действительно жизненный уровень намного ниже на Дальнем Востоке, на Севере, чем в остальных регионах России, но... А посмотрите: ведь тарифы в два раза выше, чем в целом по России, это средняя статистика по России, прожиточный уровень в два раза выше, чем в целом по России, - чтобы выжить, нужно средств в два раз больше, чем в других регионах России. Билет на самолёт от Владивостока до Москвы только в один конец стоит 20 тысяч рублей. И в этой ситуации мы не желаем подумать хотя бы раз!.. Пенсионеров бросили, как говорится, ну почему мы не хотим подумать всё же о молодёжи, которая там живёт, учится и будет продолжать там жить? Вот это просто непонятно. Правильно говорится, что сытый голодного не разумеет: трудно понять из центральных регионов России, из Москвы, вообще, как там выживает тот самый Дальний Восток. Мы слушали послание президента в этом году, вернее, в прошлом году, извините, где прямо говорилось о том, что необходимо повысить внимание к Дальнему Востоку. Вот, казалось бы, в свете этого почему же наши профильные комитеты до сих пор не наработали эти поправки? Почему опять там где-то в правительстве волокита? Пройдёт этот выборный год, последний год работы Государственной Думы этого созыва, где у "Единой России" большинство в Государственной Думе. Ну что мешало вам год назад, два года назад, три года назад наработать всё это и, понимая ситуацию, внести?.. И уже закон был бы принят, и уже спасибо вам говорили бы молодые люди со всего Дальнего Востока. На мой взгляд, всё же, наверное, стоит проголосовать в первом чтении за этот законопроект, раз он внесён, раз есть заключение и все формальные стороны мы соблюли. И нужно потом подумать, во втором чтении можно подправить его в конце концов, сделать, чтобы он заработал, это наше право, депутатов. Мне кажется, опять нас кормить завтраками - я вам привела в пример, как получилось у нас по надбавкам к дальневосточным пенсиям, я думаю, что это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы договорились: по одному человеку от фракции, Валентин Валентинович, и эту практику ломать не будем. Представители правительства и президента не желают выступить? Требуется ли заключительное слово? Пожалуйста, на трибуну, это у нас ложа для правительства. ОЛЕЙНИК Г. Д. Я буду краток, потому что ярче выступить, чем это сделали коллеги Жириновский и Горячева, не представляется возможным. Единственное, я хочу напомнить, ещё раз сказать своим уважаемым коллегам-депутатам, что речь идёт о будущем нашей страны - о молодёжи, которая живёт в труднейших, экстремальных условиях Севера. Если мы примем законопроект в первом чтении, то у нас будет возможность во втором чтении его довести до кондиции и все имеющиеся замечания, и существенные, и несущественные, учесть, и сделать не подарок, а действительно выполнить свои обязанности перед молодыми. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителя комитета? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 40 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято Не принято.