Заседание № 158

19.10.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 251857-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3855 по 4265 из 4588
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения    
в Российской Федерации". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова. Также            
приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! А вообще,     
интересная у нас сегодня дискуссия. И следующий законопроект, вот этот,         
который я докладываю, тоже имеет отношение к той теме, которую мы сейчас        
обсуждаем. Вот, вообще, как бы вывод такой складывается, что у нас              
государственная финансовая система, социальная система, экономическая и         
финансовая, устроена по принципу ниппеля: в одну сторону работает, в другую     
нет. То есть когда касается того, чтобы взять деньги у людей, - всё отлично,    
а когда касается того, чтобы дать денег людям, то сразу же возникают            
экономические правила, какие-то выводы, то, что практика не подтверждает. Ну,   
ясно же, что когда нет конкуренции, то нет, соответственно, и влияния налогов   
на цену, потому что монополисту плевать, какие у него налоги будут: он будет    
повышать цену сколько угодно и всё время будет выпрашивать снижение налогов.    
Для чего? Чтобы свою прибыль получить.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот поэтому мы предлагаем серьёзные изменения этим           
законопроектом, его называют законопроектом о 13-й пенсии, но он не о 13-й      
пенсии, здесь четыре важные меры стоимостью более 650 миллиардов рублей         
предлагаются не только для того, чтобы усилить и улучшить социальное            
положение наших пенсионеров, но и для того, чтобы поднять покупательский        
спрос в нашей стране, потому что только покупательский спрос может              
инициировать рост производства, конкуренцию, предложение товара. А если этот    
спрос всё время задушен, то, соответственно, возникают вот такие вот            
аномалии, когда у нас налоги не влияют на цену товара. Перечисляю эти меры.     
                                                                                
Первое - ввести новый вид страховой пенсии: дополнительную страховую пенсию     
по старости, назначаемую получателям страховой пенсии по старости и             
выплачиваемую один раз в год, в декабре, в размере соответствующей страховой    
пенсии по старости. Это направлено на поддержку одной из наименее социально     
защищенных категорий наших сограждан - пенсионеров. Вы знаете, что у нас 6      
миллионов пенсионеров получают доплату к пенсии, потому что у них пенсия ниже   
прожиточного минимума, ниже уровня, ниже которого нельзя. Мы платим из          
бюджета эти средства. Вот этих людей надо поддержать дополнительными            
выплатами.                                                                      
                                                                                
Второе - предлагается расширить перечень нестраховых периодов, засчитываемых    
в страховой стаж граждан, обучавшихся и окончивших государственные или          
муниципальные образовательные организации, за счёт периода получения среднего   
профессионального образования, высшего образования по очной форме обучения.     
Вот это всё тихой сапой было выкинуто из социальных гарантий в нашей стране -   
никто, ни один человек в нашей стране за это не голосовал. Нам тут сейчас       
будут приводить цифры о том, что у нас такой вот установился консенсус (я       
внимательно докладчиков слушал), что, оказывается, есть вот такое               
ответственное большинство, которое взяло за всё ответственность... Вот за это   
никто не голосовал! А вы отняли у людей страховой стаж - время их обучения, и   
это повлияло на их социальное благополучие, несмотря на то что право у них      
такое было. Мы предлагаем вернуть это право.                                    
                                                                                
Третье - увеличить засчитываемый в страховой стаж период ухода за каждым        
ребёнком с полутора до трёх лет и общую учитываемую продолжительность данного   
нестрахового периода с 6 до 12 лет. Об этом тоже очень много сказано, в том     
числе и во время доклада Татьяны Алексеевны Голиковой. Ну, действительно,       
очень странно, когда у нас люди, которые воспитывают детей - четвёртого,        
пятого, шестого, - ограничены вот этим сроком: вот в законе написано, что       
тебе больше нельзя, хоть зарожайся дальше, мы тебе больше этот страховой        
период не продлим. И после этого мы говорим, что мы поддерживаем многодетные    
семьи! Да где мы поддерживаем, коллеги?! Давайте покажем - проголосуйте за      
это, тогда будет понятно, что у нас в приоритете многодетные семьи.             
                                                                                
Четвёртое - предоставить право на установление двукратно увеличенной            
фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим           
возраста 70 лет, а не 80 лет, как в настоящее время. Принятие указанных         
изменений позволит повысить социальную ответственность государства по           
отношению к лицам, детство и юность которых проходила в крайне тяжёлых          
условиях. Тоже давно уже перезревшая мера. Кого мы успокаиваем, когда мы        
говорим о том, что у нас продолжительность жизни увеличивается? Вот я сегодня   
был на заседании комитета по труду, и представители министерства труда          
говорили: а вы знаете, у нас опять наладилось, у нас опять повышается           
продолжительность жизни, потому что закончился ковид и всё остальное. Ну кого   
мы успокаиваем-то?! Давайте поддержим людей.                                    
                                                                                
Так вот, все эти указанные меры будут стимулировать повышение общего уровня     
пенсионного обеспечения в интересах граждан старшего возраста.                  
                                                                                
Теперь про финансовое обеспечение. Конечно, всех волнует этот вопрос, ну,       
цифры вы можете увидеть: 34 миллиона 33 тысячи человек у нас пенсионеров,       
получающих пенсию по старости, при этом средняя пенсия по старости составляет   
20 759,9 рубля. Реализация данного федерального закона потребует                
дополнительного финансирования в размере не менее 654 миллиардов рублей плюс    
ещё 53 миллиарда рублей на двойное увеличение пенсий для пожилых пенсионеров    
не с 80, а с 70 лет.                                                            
                                                                                
О том, где взять деньги, здесь уже очень много сказано. У нас с вами на         
пороге принятие бюджета. Обычно, когда правительство вносит бюджет в Думу, у    
нас установилось такое правило: для того, чтобы изменить что-то в этом          
внесённом бюджете... ну, я не знаю, что надо сделать, ничего не работает, для   
того чтобы это изменить, кроме того, что нужно убедить правительство в          
чём-то. Мы с вами вчера об этом говорили. Приоритеты - ответственность          
Государственной Думы, это Государственная Дума рисует навигацию, направления,   
приоритеты деятельности для правительства. И если мы с вами не находим 2        
миллиардов для детей-инвалидов, то мы и 700 миллиардов никогда не найдём для    
пенсионеров, как бы там ни называли...                                          
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, меры, которые мы предлагаем, - это не популистские        
меры, это не популизм, хотя популизм - это уважение народа. Но тем не менее     
это меры, которые стимулируют покупательский спрос в нашей стране и будут       
препятствовать той монополизации и той зажатости нашего производства, потому    
что ни кредитные ставки дешёвые вы не даёте, ни потребительского спроса.        
                                                                                
Прошу внимательно отнестись. Проголосуйте за этот законопроект.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Родиной Виктории Сергеевны.                      
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, для         
начала, Андрей Анатольевич, средний размер пенсии составляет 18 521 рубль, а    
не 7 тысяч, это для начала. И давайте разберёмся с теми основными тезисами,     
которые были высказаны авторами данного законопроекта.                          
                                                                                
Первая мера - ввести новый вид страховой пенсии, дополнительную страховую       
пенсию по старости, назначаемую получателям страховой пенсии по старости и      
выплачиваемую один раз в год, в декабре, в размере соответствующей страховой    
пенсии, то есть то, о чём сказал Андрей Анатольевич, 13-я пенсия.               
Предлагаемый новый вид пенсии не отвечает ни одному из обозначенных условий и   
признаков и, более того, противоречит как базовым страховым принципам, так и    
общим правилам пенсионного обеспечения, предусматривающим установление не       
более одной пенсии по одному основанию и за один и тот же страховой период.     
Кроме того, обращаем внимание, что согласно законопроекту право на получение    
дополнительной пенсии предоставляется только получателям страховой пенсии по    
старости, что поставит данную категорию граждан в преимущественное положение    
по сравнению с получателями пенсий иных видов, в том числе страховой пенсии     
по инвалидности или по случаю потери кормильца.                                 
                                                                                
По иным предложениям разрешите напомнить, что в страховой стаж включаются       
периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды      
страховых взносов в Социальный фонд Российской Федерации, а также               
засчитываются поименованные в статье 12 федерального закона № 400-ФЗ            
отдельные социально значимые нестраховые периоды, то есть период прохождения    
военной службы (недавно мы поддержали данный законопроект), период получения    
пособия по обязательному социальному страхованию в период временной             
нетрудоспособности, период получения пособия по безработице, период ухода,      
осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы,                     
ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и другие.           
                                                                                
Что касается второй меры - расширить перечень нестраховых периодов,             
засчитываемых в страховой стаж, за счёт периода получения среднего              
профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения     
граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные             
образовательные организации, - следует отметить, что социальная значимость      
установленных статьёй 12 федерального закона № 400-ФЗ нестраховых периодов      
обусловлена социальным страхованием и иными гарантиями, вытекающими из          
трудовых отношений, либо связана с исполнением конституционного долга по        
защите Отечества. Таким образом, периоды получения среднего профессионального   
образования и высшего образования по очной форме обучения граждан,              
обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные      
организации, концептуально не могут быть к ним приравнены. Также необходимо     
отметить, что включение в страховой стаж указанных периодов без установления    
механизма возмещения из федерального бюджета недополученных за этот период      
страховых взносов не окажет влияния на размер получаемой пенсии. Предлагаемое   
законопроектом ограничение видов образовательных учреждений, обучение в         
которых будет засчитываться в страховой стаж, только государственными или       
муниципальными организациями высшего образования ставит в неравное положение    
лиц, обучающихся в иных имеющих государственную аккредитацию образовательных    
организациях высшего образования. Почему они не были указаны, тоже непонятно.   
                                                                                
По поводу третьей меры - увеличить засчитываемый в страховой стаж период        
ухода за каждым ребёнком с полутора до трёх лет и общую учитываемую             
продолжительность данного нестрахового периода с шести до 12 лет. Ну,           
коллеги, здесь необходимо отметить, что в 2014 году засчитываемый период        
ухода за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет был увеличен    
с трёх до четырёх с половиной лет, а в 2015 году до шести, то есть появилась    
возможность учесть при назначении пенсии период ухода за третьим и четвёртым    
ребёнком. Напомню, что у нас за каждый год ухода за первым ребёнком             
коэффициент 1,8 балла, за вторым - 3,6, за третьим и четвёртым - 5,4.           
                                                                                
Также следует отметить тот факт, что страховой стаж не может формироваться      
исключительно из нестраховых периодов, поскольку это противоречит сущности      
400-го федерального закона, направленного на реализацию страховых принципов в   
пенсионном обеспечении.                                                         
                                                                                
Что касается четвёртой меры - расширения категории лиц, имеющих право на        
установление повышения в размере 100 процентов фиксированной выплаты к          
страховой пенсии по старости, - в соответствии с действующим                    
законодательством повышение устанавливается лицам, достигшим возраста 80        
лет... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
РОДИНА В. С. Спасибо.                                                           
                                                                                
...или являющимся инвалидами I группы. Следует отметить, что в данное           
повышение была трансформирована устанавливающаяся к пенсии до 1 января 2002     
года надбавка за уход. Таким образом, целевым предназначением такого            
повышения является компенсация лицам, достигшим восьмидесятилетнего возраста    
или признанным в установленном порядке инвалидами I группы, возникших           
дополнительных расходов, связанных с обусловленным наличием проблем со          
здоровьем уходом.                                                               
                                                                                
Коллеги, Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении   
высказывает концептуальные замечания, Правительство Российской Федерации не     
поддерживает, комитет Совета Федерации не поддерживает, Счётная палата также    
высказывает ряд замечаний. На основании изложенного просим отклонить данный     
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Андрей Анатольевич, чуть больше 700 миллиардов рублей                 
дополнительные расходы, которые вы предлагаете, при этом у нас дефицитный       
бюджет и на ближайшую трёхлетку будет дефицитный. Вы предлагаете поднять        
налоги?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецову включите микрофон.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо за вопрос. Я предлагаю Государственной Думе выполнять    
свою функцию. Вы посмотрите на природу этого дефицита и перенастройте           
приоритеты, потому что... ну, сколько мы уже об этом говорим? Вот для           
пенсионеров денег нет, а на возврат НДС экспортёрам нефтяным есть, хотя, как    
нам сейчас говорят, это на цену не влияет. Давайте поменяем приоритеты! Из      
этих 3 триллионов можно три раза по столько пенсий выдать, да?                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Вот и ответ: четыре. Правильно Валерий Карлович говорит.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Виктория Сергеевна, я внимательно вас слушал, когда вы            
зачитывали нам заключение комитета, - мы, правда, и сами могли его прочитать.   
                                                                                
У меня вопрос. Мы вводим так называемую 13-ю пенсию, но не перечислены все      
категории пенсионеров - справедливо было сказано, можно во втором чтении        
вообще всех перечислить... Скажите, а когда, например, разовая выплата          
пенсионерам по старости производится по указу президента, вот эти ваши          
претензии к нашему законопроекту - они по отношению к нему тоже справедливы     
или нет?                                                                        
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Валерий Карлович, я не дочитала, но сейчас вот как раз   
дочитаю: "Реализация предлагаемых авторами законопроекта изменений будет        
способствовать размыванию страховых принципов формирования пенсионных прав и    
утрате страхового характера страховых пенсий, что противоречит сущности         
федерального закона..." Указ нашего президента к этому законопроекту            
отношения не имеет.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. От фракции.                                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, давайте по порядку.      
Конечно, заключение комитета не выдерживает никакой критики, все претензии,     
которые тут высказаны, вообще надуманны.                                        
                                                                                
Но давайте по порядку. Ввести новый вид страховой пенсии - дополнительную       
страховую пенсию по старости, так называемую 13-ю пенсию, то есть мы не 12      
раз в год, а 13 раз в год будем выплачивать пенсию, причём всем, кто имеет на   
неё право. Что тут плохого, где тут дискриминация? Если вы считаете, что то     
же самое нужно распространить на людей, которые получают пенсию по другим       
основаниям, то, пожалуйста, во втором чтении мы согласны это сделать, вообще    
возражений никаких нет концептуальных. Если у комитета это единственное         
замечание, то какие проблемы? Во втором чтении мы пойдём вам навстречу,         
согласимся. Давайте расширим - согласен. То есть убираем одно возражение.       
                                                                                
Дальше. Расширить перечень нестраховых периодов, засчитываемых в страховой      
стаж, за счёт периода получения среднего профессионального образования и        
высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших   
государственные или муниципальные образовательные организации, - опять же нам   
говорят: а почему только государственные, а почему другие организации здесь     
не учтены? Согласен, устраняем, во втором чтении распространяем. Сняли второе   
ваше возражение. Сейчас я все ваши аргументы уберу!                             
                                                                                
Дальше. Предоставить право на установление двукратно увеличенной                
фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим 70, а     
не 80 лет, как в настоящее время. Но тут-то я вообще не понимаю, в чём          
проблема! У нас что, люди дольше жить, что ли, стали? Посмотрите, сколько       
стариков у нас умирает, не доживая до восьмидесятилетнего возраста,             
посмотрите статистику. Вообще не понимаю, какие тут могут быть возражения.      
                                                                                
Я вот послушал вас и понял, что единственная причина, по которой вы не хотите   
нашим старикам добавить денег, - ну, вы просто считаете, что у вас другие       
приоритеты. 700 миллиардов рублей нужно из бюджета выделить. Нас тут            
спросили, коллега Фаррахов спросил: а где вы возьмёте деньги? Коллеги, я вам    
с этой трибуны цифры называл на порядок больше, - на порядок больше,            
понимаете? - которые мы вернём, если вы примете наши предложения. Перечислю     
их.                                                                             
                                                                                
Вот чтобы получить 700 миллиардов, первое, что нужно сделать, - отменить        
налоговый манёвр в нефтяной отрасли. 3,3 триллиона рублей вы у нефтяников       
сразу заберёте и оставите в бюджете - 3,3 триллиона! Плюс к этому вы            
сэкономите 1 триллион рублей, потому что топливо в стране станет дешевле. Вот   
вам 4,3 триллиона рублей.                                                       
                                                                                
Дальше, НДС экспортёрам сырья. Китай не возвращает его 40 лет, и ничего, не     
разорился, нормально. Тем более нам сегодня сказали коллеги из бюджетного       
комитета, что это вообще на цену не влияет, понимаете? Зачем мы им НДС          
возвращаем?! Это ещё 2 триллиона рублей.                                        
                                                                                
Дальше, плоская шкала страховых взносов. Тоже наш законопроект внесён в         
Государственную Думу. Зачем мы отсекаем с 30 и потом до 10 процентов делаем?    
Зачем отсекаем?! Я не поленился, посмотрел, какие отрасли выигрывают от этой,   
скажем так, регрессной шкалы страховых взносов. Финансовый сектор на первом     
месте, нефтегазовый сектор и все добывающие отрасли - три сектора экономики     
выигрывают от этого. Давайте мы это уберём, и мы не 700 миллиардов получим, а   
гораздо больше.                                                                 
                                                                                
Ну что, продолжать или достаточно уже?                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я тоже считаю, что хватит. Я уже лет на десять вам тут            
насобирал доходов, то есть в 10 раз больше, чем нужно сейчас.                   
                                                                                
Коллеги, убедил? Убедил. Соглашайтесь, голосуйте за это! Люди вам будут         
благодарны.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик?                                                                    
                                                                                
Родиной включите микрофон...                                                    
                                                                                
Так, я прошу прощения, докладчик сначала.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Кузнецов.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, я продолжу метафору, которая, может быть,     
кому-то показалась оскорбительной или неуместной, но давайте всё-таки           
вдумаемся. Вот у нас все законопроекты такого рода, когда надо что-то           
добавить людям, всё время сталкиваются с одним и тем же набором возражений,     
понимаете? И идёт прямой отказ изучать эти возражения по существу. Вот сейчас   
это очень хорошо и предметно показано в дискуссии по вопросу о том, где взять   
деньги. Ну давайте мы прекратим эту "экономику ниппеля" - давайте мы откроем    
шлюзы и для людей, давайте мы действительно посмотрим на эффект, который...     
Кстати говоря, ведь это же прошли все страны, которые сегодня обладают          
определённым технологическим и производственным преимуществом по отношению к    
России.                                                                         
                                                                                
Мы с вами принимали обращение по поводу ситуации на Ближнем Востоке. Мы с       
вами, коллеги, действительно не имеем права - Россия сегодня не может быть      
слабой и отсталой, а она будет такой, если мы будем вот эту "экономику          
ниппеля" продолжать, если мы не дадим денег людям, если мы не стимулируем       
спрос и наши производственные предприятия не получат прямые деньги, без         
всяких посредников. И первый способ получить эти средства - это действительно   
дать их людям, они пошли в магазин и начали покупать. И нас всё время уверяют   
в инфляции, там, и так далее! Мы же это вообще с вами не обсуждаем даже! Вот    
это всё как какая-то формула в голове тут у большинства записана - и всё,       
отвергается и всё. Давайте хоть раз обсудим!                                    
                                                                                
А в отношении данного законопроекта скажите, пожалуйста, какие могут быть       
возражения, если деньги есть? Деньги есть в стране - дайте людям их! Просто     
вы их всё время с охотой отдаёте финансовым посредникам, банкирам, кому         
угодно вы готовы дать, а людям не хотите давать - потому что это вредно. Вот    
давать 2 миллиарда председателю совета директоров какой-нибудь компании,        
госкорпорации на дивиденды - это норма, а отдать людям, детям-инвалидам,        
которые потеряли родителей, 2 миллиарда - это противоречит принципам нашей      
пенсионной системы.                                                             
                                                                                
Коллеги, ну вот эти декорации уже настолько возмутительны!.. Давайте их         
пересмотрим.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Виктория Сергеевна Родина.                                          
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, если меня   
внимательно слушали, уважаемый Валерий Карлович, я чётко обозначила по каждой   
позиции, почему мы не можем проголосовать за ту или иную норму, указанную в     
данном законопроекте.                                                           
                                                                                
А фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" планомерно ведёт работу в части поддержки             
пенсионеров, но за данную инициативу мы голосовать не будем.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня    
пенсионного обеспечения в Российской Федерации", пункт 16.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              107 чел.23,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    107 чел.                                          
Не голосовало                 343 чел.76,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.