Заседание № 198

08.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 251731-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в части, касающейся процедуры проведения расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1174 по 1197 из 7173
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при      
импорте товаров". Доклад заместителя председателя Комитета по экономической     
политике, предпринимательству и туризму Алексея Евгеньевича Лихачёва.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Позавчера, в среду, мы с       
вами проголосовали за принятие законопроекта во втором чтении. Законопроект     
достаточно сложный, технически перегруженный разными формулировками, но тем     
не менее комитет считает, что он готов к рассмотрению в третьем чтении          
сегодня. Был очень длительный срок между первым и вторым чтениями, мы провели   
семь итераций только лингвистических правок. И на сегодняшний день замечаний    
нет у Правового управления, у лингвистической службы. Есть предложение          
принять законопроект в третьем чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час       
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1855 по 1873 из 7173
Кто за то, чтобы принять в третьем чтении проект федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральный закон "О специальных защитных,                 
антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"? Прошу             
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4%                                     
Проголосовало против           46 чел.10,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 197

06.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 251731-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в части, касающейся процедуры проведения расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1754 по 1891 из 7976
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при      
импорте товаров". Доклад заместителя председателя Комитета по экономической     
политике, предпринимательству и туризму Алексея Евгеньевича Лихачёва.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет выносит на ваше        
рассмотрение проект закона, связанный с поправками в закон о защитных мерах,    
подготовленный ко второму чтению. Суть закона состоит в следующем. В случае     
если российским, отечественным товаропроизводителям импорт наносит              
определённый ущерб, проводится специальное расследование и принимается          
правительством решение о введении защитных мер. Подразумевается три типа        
защитных мер: антидемпинговые, связанные с приходом на территорию России        
импорта по демпингу; специальные защитные, в случае если просто возрастает      
импортная составляющая, которая становится серьёзной угрозой для российских     
товаропроизводителей; и компенсационные, в случае если импорт субсидирован за   
счёт бюджета той или иной страны. Наш законопроект вносит семь основных         
дополнений в процедуру проведения расследования и порядок принятия таких мер.   
                                                                                
Первое связано с более точным механизмом проведения антидемпингового            
расследования и прописанием того, что ни один из факторов не может быть         
определяющим при принятии решения об антидемпинговой защите. То есть все        
факторы имеют равное значение.                                                  
                                                                                
Второй момент связан с поощрением к сотрудничеству импортёра. И механизм        
антидемпинговой пошлины, то есть собственно того защитного барьера, который     
выставляется, очень сильно зависит от того, сотрудничает ли импортёр,           
сотрудничает ли иностранный производитель с федеральным органом, который        
производит расследование: если сотрудничает, то средневзвешенная ставка         
демпинговой маржи применяется, если не сотрудничает, то применяется             
максимальная.                                                                   
                                                                                
Третий блок поправок касается сроков действия и пересмотра антидемпинговых      
мер. Были мнения, были предложения в поправках всегда вводить антидемпинговую   
меру на пять лет. Это невозможно сделать, поскольку сроки демпинговой защиты    
сильно зависят от нанесённого ущерба и, соответственно, возможностей отрасли    
с этим ущербом бороться, то есть в каждом случае имеются конкретные             
временные параметры, которые вытекают из результатов расследования. Но для      
увеличения защиты российского товаропроизводителя введена следующая норма: в    
случае проведения повторного расследования в связи с истечением срока           
действия предыдущей нормы правительство автоматически продлевает применение     
ранее действующей меры. И здесь очень важно предложение депутатов Шевцова и     
Гришанкова, которым определяются факторы, которые принимаются во внимание при   
проведении вот этого повторного расследования: это наличие связи между          
устранением ущерба и применяемой мерой, возможность возобновления демпинга и,   
естественно, сохранение самого демпингового импорта в период действия меры.     
                                                                                
Четвёртый блок поправок касается приведения в соответствие антидемпинговых и    
компенсационных мер, то есть поскольку природа защиты товаропроизводителей      
здесь одна, то мы транслируем всю антидемпинговую процедуру и на процедуру,     
связанную с принятием компенсационных мер.                                      
                                                                                
Пятый блок поправок связан с возможностью оформлять документы не только         
российскими товаропроизводителями, но и их представителями. Это с учётом        
размеров нашей страны, того, что физически невозможно проводить постоянно       
работу с правительством тому или иному предприятию, представляется достаточно   
важным.                                                                         
                                                                                
Шестой блок поправок связан с гласностью проводимого расследования, его         
результатов. И в данном случае мы принимаем решение о том, что орган,           
проводящий расследование, до представления доклада в правительство направляет   
неконфиденциальную часть доклада, во-первых, всем участникам расследования,     
во-вторых, размещает её на своём сайте в сети Интернет.                         
                                                                                
И седьмой блок поправок говорит о том, что есть возможность при введении        
предварительной антидемпинговой или компенсационной пошлины более энергично     
действовать. И соответственно, перечень тех мероприятий, которые могут          
сделать эту предварительную процедуру более эффективной, уточняется законом.    
                                                                                
Всего при подготовке законопроекта было подано двадцать восемь поправок,        
двадцать пять из них находятся в таблице 1 поправок, рекомендованных к          
принятию, три находятся в таблице поправок, рекомендованных к отклонению. У     
комитета есть предложение принять первую и вторую таблицы поправок и            
проголосовать за законопроект во втором чтении.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо       
поправки из таблицы принятых? Нет. Ставится на голосование таблица 1            
поправок, рекомендованных к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.32,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По таблице поправок, рекомендованных к отклонению, есть ли необходимость в      
отдельном обсуждении поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2           
поправок, рекомендованных к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.32,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О специальных защитных,                 
антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Кто за? Прошу     
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0%                                     
Проголосовало против           43 чел.9,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 147

17.02.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 251731-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в части, касающейся процедуры проведения расследований, предшествующих применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3924 по 4141 из 4989
Пункт 14. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при      
импорте товаров". Доклад депутата Государственной Думы Азаровой Надежды         
Борисовны.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АЗАРОВА Н. Б., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данным законопроектом       
вносятся изменения в Федеральный закон "О специальных защитных,                 
антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Данный            
законопроект подготовлен в целях приведения российского законодательства в      
соответствие с правилами и нормами ВТО с учётом продолжающегося процесса        
переговоров о присоединении Российской Федерации к ВТО.                         
                                                                                
Я напомню, что для защиты интересов отечественного производителя при угрозе     
возрастающего импорта, когда причиняется материальный ущерб нашим отраслям,     
отраслям российской экономики, в соответствии с законодательством Российской    
Федерации устанавливаются специальные защитные, антидемпинговые и               
компенсационные пошлины. Установлению таких пошлин предшествует                 
расследование. Правоотношения, которые возникают при этом, регулируются         
Федеральным законом "О специальных защитных, антидемпинговых и                  
компенсационных мерах при импорте товаров".                                     
                                                                                
В настоящее время ряд положений действующего закона не в полной мере            
соответствует нормам международного права. В связи с этим данным                
законопроектом предлагается внести изменения, касающиеся уточнения процедуры    
проведения расследования, предшествующего применению специальных защитных,      
компенсационных мер, а также изменения по ряду понятий, используемых в рамках   
данного закона. Вносятся также изменения, которые позволяют более точно         
устанавливать правила и процедуру начала и проведения различных видов           
пересмотра антидемпинговых и компенсационных мер. Более полно и точно           
описывается процедура пересмотра ставок антидемпинговой и компенсационной       
пошлин в связи с окончанием срока действия соответствующей меры.                
Устанавливаются сроки подачи заявления и проведения пересмотра                  
антидемпинговой и компенсационной мер. И предлагается норма, которая            
устанавливает, что если компетентные органы при расследовании ограничивают      
круг рассматриваемых экспортёров и производителей товаров, поскольку их         
количество велико и затрудняется проведение расследования в установленные       
сроки, то в отношении экспортёров и производителей товаров, которые не были     
включены в выборку при расследовании, но представили для этого все              
необходимые сведения, применяется антидемпинговая пошлина, которая не должна    
превышать средневзвешенную демпинговую маржу, определённую в отношении          
выбранных для расследования экспортёров. Вносится также норма, которая          
уточняет перечень сведений, которые должно содержать уведомление о введении     
предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной       
пошлины.                                                                        
                                                                                
Таким образом, уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта приблизит      
наше законодательство по защите интересов отечественного производителя к        
международным нормам. Прошу вас поддержать данный законопроект.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока присаживайтесь.                             
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Алексей Евгеньевич Лихачёв.                        
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы сначала подчеркнуть, что вообще закон о защитных    
мерах является ключевым с точки зрения защиты собственного рынка, с точки       
зрения защиты российского товаропроизводителя, так как и сейчас позволяет, и,   
надеюсь, после присоединения к ВТО будет позволять апробированными и            
легитимными, признанными во всём мире методами защищать своего                  
товаропроизводителя, собственный рынок, не вызывая при этом ответных прямых     
или каких-то диагональных мер, так сказать.                                     
                                                                                
Соответственно, корректировка этого закона идёт по двум причинам. Первое -      
это формальная процедура, формальное приведение в соответствие с текстами       
соглашений ВТО главных позиций относительно причин возникновения и проведения   
этих расследований. Это нужно для нас в первую очередь не только потому, что    
идёт формальный процесс присоединения, но для того, чтобы действительно наше    
законодательство воспринималось всеми торговыми партнёрами.                     
                                                                                
Но немаловажен и второй момент, говорю вам как соавтор этого законопроекта.     
Мы ведём постоянный мониторинг этого относительно нового закона вместе с        
российским бизнес-сообществом, вместе с РСПП, "Деловой Россией", "Опорой...".   
К нам постоянно поступают предложения от наших предпринимателей, направленные   
на то, чтобы этот закон работал более точно, чтобы и расследования, и           
введение защитных мер были как можно более прозрачными, как можно более         
однозначными. Естественно, имеются некие замечания по тексту законопроекта, и   
наш комитет в своём заключении это отмечает, но в целом комитет проголосовал    
единогласно за принятие данного законопроекта в первом чтении. Имеется          
заключение Правового управления (мы с коллегой Ивлиевым беседовали вчера):      
несмотря на замечания юридико-технического характера, Правовое управление       
считает возможным принятие законопроекта в первом чтении. Плюс положительные    
отзывы Правительства Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по         
промышленной политике и Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,     
которые также однозначно поддерживают принятие данного законопроекта в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть? Есть один вопрос, у Глазьева Сергея Юрьевича.                     
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо. У меня вопрос к докладчикам, не знаю, кто сможет         
ответить.                                                                       
                                                                                
Скажите пожалуйста, сколько на сегодняшний день зафиксировано фактов            
применения защитных мер нашим правительством? И в связи с этим скажите,         
пожалуйста: данные поправки упрощают процедуру защиты интересов отечественных   
товаропроизводителей, или, наоборот, усложняют, или нейтральны по отношению к   
этой процедуре?                                                                 
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Вы, конечно, в курсе работы правительства в этом направлении и, вообще,         
нашего законодательства. Конечно, надо сказать, что мы в комитете оцениваем     
непозитивно работу правительства в части организации защитных мер, несмотря     
на достаточно большое количество заявлений от отраслей. Я могу сказать о        
двенадцати завершённых процедурах, если не ошибаюсь, и о введении               
соответствующих защитных мер в России.                                          
                                                                                
Конечно же, по нашей оценке, предлагаемые изменения упрощают процедуру          
расследования, и возбуждения, и проведения расследования. На наш взгляд, они    
будут способствовать увеличению количества успешных расследований и введённых   
защитных мер. Хотя ещё раз хочу сказать, что в данном случае эта работа         
является прерогативой исполнительной власти и здесь мы вправе работать лишь в   
законодательном аспекте.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет, присаживайтесь, Алексей     
Евгеньевич.                                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Сергей Юрьевич, три минуты хватит?            
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Это весьма    
важный вопрос, и плохо, что мы рассматриваем его без серьёзного анализа.        
Вдумайтесь в цифры: за десять лет действия нормы, предусматривающей процедуру   
введения защитных мер, применено всего лишь чуть больше десятка защитных мер    
в пользу наших товаропроизводителей, тогда как против наших экспортёров         
действуют сотни защитных мер на рынках Евросоюза, Соединённых Штатов и других   
государств, где наши товаропроизводители имеют конкурентное преимущество. Мы    
стремимся вступить во Всемирную торговую организацию, но при этом мы так и не   
научились за десять лет использовать механизмы Всемирной торговой организации   
для защиты интересов своих товаропроизводителей! Возникает вопрос, для чего     
мы тогда туда стремимся? Если мы не умеем использовать инструменты ВТО для      
защиты своих интересов, то что же тогда, кроме наших уступок, мы получим от     
вступления в ВТО?                                                               
                                                                                
Эта поправка в данный закон уже далеко не первая. И возникает совершенно        
абсурдная ситуация, уважаемые коллеги: мы с вами тратим на совершенствование    
законодательства по защитным мерам больше времени, чем правительство тратит     
на применение этих защитных мер путём подготовки и принятия соответствующих     
постановлений по итогам расследований! То есть мы создали абсурдную ситуацию,   
законотворческий процесс идёт вхолостую - либо наши товаропроизводители не      
хотят защищать свои интересы, либо правительство не даёт им возможности это     
делать, либо мы слишком перегрузили процедуру применения защитных мер разного   
рода требованиями, оказавшимися непроходными для товаропроизводителей,          
которые терпят ущерб от недобросовестной иностранной конкуренции.               
                                                                                
А между тем ущерб довольно большой. Могу вам сказать, что доля импортных        
товаров сегодня на потребительском рынке крупных городов превышает 50           
процентов. Импорт практически подавил наших товаропроизводителей в большом      
комплексе отраслей, производящих готовую продукцию, поэтому объективная         
потребность принятия защитных мер есть. Мы более десяти лет назад приняли       
первый закон на эту тему. Прошло много времени. Сегодня рассматривается уже     
кратная редакция данного закона, но воз, как говорится, и ныне там.             
                                                                                
Поэтому наша фракция, понимая необходимость совершенствования                   
законодательства в этой области, тем не менее не будет участвовать в            
голосовании, поскольку правительство сегодня не создает необходимых условий,    
не проводит активную политику с целью помочь нашим товаропроизводителям         
защитить свои интересы. Получается, что наше творчество никому не нужно.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей президента и   
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
С заключительным словом депутат Азарова хочет выступить.                        
                                                                                
АЗАРОВА Н. Б. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Уважаемый     
Сергей Юрьевич, я хочу вас поддержать. Действительно, законопроект очень        
важный. Я помню, вы в комитете по экономической политике работали над данным    
законом. Отвечая на первый ваш вопрос, хочу сказать, что всё-таки               
законопроект дополняет нормы с учётом норм международного права.                
                                                                                
Теперь что касается второго вопроса. Действительно, этот закон сегодня должен   
защитить отечественного производителя. Это, пожалуй, единственный закон,        
который сегодня может действительно встать на защиту отечественного             
товаропроизводителя. Но я хочу вам сказать следующее. Перед нами как раз тот    
случай, когда закон не может работать. Предположим, мы купили машину и не       
научились её водить - она, конечно же, не поедет. Точно так же с этим           
законом. Вы знаете, что данный закон может заработать только в том случае,      
если производитель, ассоциации производителей будут заявлять в федеральный      
орган о том, что действительно наносится материальный ущерб той или иной        
отрасли экономики. Если этих заявлений не будет, безусловно, чиновники не       
смогут начать расследование - такова процедура, и она прописана в законе. И     
мне кажется, наша задача, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Юрьевич,          
заняться популяризацией данного закона и, может быть, даже провести на эту      
тему парламентские слушания, поставив вопрос о защите отечественного            
производителя. И надо сегодня призывать бизнес-сообщества к тому, чтобы они     
выходили с заявлениями относительно ущерба или угрозы от возрастающего          
импорта. Только в этом случае данный закон, в отличие от законов, которые       
сегодня действуют в качестве меры тарифного регулирования, может заработать.    
Это закон, который работает как мера нетарифного регулирования.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект?    
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.