Заседание № 146
15.02.2006
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 251727-4 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (дополнение статьёй 11.1 "Особенности правового статуса членов Правительства Российской Федерации, являющихся депутатами Государственной Думы").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1387 по 1535 из 5418
Пункт 6. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Доклад Сергея Александровича Глотова. ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "Родина" (Народная Воля - Социалистическая единая партия России) вновь обращает внимание всех присутствующих на вопрос о необходимости создания партийного правительства. Ситуация совершенно понятна и не требует больших комментариев. Собственно, правовой комментарий находится в нашей пояснительной записке, которая представлена депутатами Бабуриным, Глотовым, Савельевой и другими членами нашей фракции. Что же касается партийно-политических оценок, то они совершенно очевидны. Мы считаем, что депутат может быть членом Правительства Российской Федерации. Более того, он может являться заместителем председателя правительства. Нас, естественно, по понятным причинам не устраивает такое положение дел, когда есть парламентское большинство, которое не может на самом деле влиять на реальное положение в Правительстве Российской Федерации. Целый ряд положений и фактов, которые можно сегодня привести, - это печально известный закон об автогражданке и ход его реализации, известный 122-й закон и последующие массовые протестные действия с января 2005 года вплоть до апреля 2005 года, а также последующее урегулирование всего этого здесь, в стенах Государственной Думы, - побуждает нас активно обращаться к этой тематике. Более того, последние действия Правительства Российской Федерации, связанные с тем, что произошло на алкогольном рынке, который был практически парализован на протяжении полутора месяцев, говорят о том, что правительство должно быть партийным, оно должно нести ответственность перед парламентом и перед страной за положение дел в стране. Конкретно мы в своём проекте закона говорим о том, что закон должен разрешать депутатам Государственной Думы исполнять обязанности членов правительства, вплоть до должности заместителя председателя правительства. Такая практика была в первой Государственной Думе, и есть её некоторые положительные итоги. В части второй предлагаемой в законопроекте статьи 11.1 мы говорим о том, что обязательным условием является членство в политической партии, федеральный список которой прошёл на выборах в Государственную Думу. Конечно, будут выступать представители комитета, очень уважаемые, заслуженные люди, которые будут нас отсылать к статьям 10 и 97 Конституции Российской Федерации, но если речь идёт о формировании действительно полноценной политической системы в стране, то надо сделать этот шаг. Но есть и положительные, безусловно, примеры сегодняшнего дня: некоторые из депутатов стали статс-секретарями - заместителями того или иного министра. Мы считаем, что надо и дальше эту практику развивать, но нужен очередной ход. Из числа депутатов Государственной Думы, безусловно, выходили и выйдут ещё десятки, а может быть, и сотни членов правительства, квалифицированных, ответственных министров - надо дать дорогу этим людям. И естественно, это правительство должно отвечать по тем обязательствам, которые есть у них и перед парламентом, и перед страной. Мы предлагаем поддержать наш законопроект. Он не требует никаких дополнительных расходов. Да, надо будет внести изменения и дополнения в Регламент Государственной Думы, но в целом мы положительно оцениваем эту меру. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Содоклад по данному вопросу первого заместителя председателя комитета по конституционному законодательству Москальца Александра Петровича. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Рассматривая в комитете данный законопроект, мы использовали для его изучения и возможного обоснования целый ряд подходов, однако ни один из них не позволил нам дать ему положительную оценку, поскольку в нём нарушен целый ряд положений Конституции. В связи с этим я в своём содокладе остановлюсь только на вопросах соответствия настоящего законопроекта Конституции Российской Федерации, так как остальные доводы уже не будут иметь значения. В целом подобный прецедент - чтобы депутаты Госдумы одновременно были и членами правительства - у нас в стране был. В пункте 9 раздела второго Конституции Российской Федерации (он называется "Заключительные и переходные положения") установлено, что депутат Государственной Думы может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации, но при этом прямо указано, что это положение распространяется только на депутатов Государственной Думы первого созыва, тем более что избирались они на срок два года. Таким образом, действие пунктов 7 и 9 раздела второго исчерпано и регулировать и устанавливать новые правоотношения они не могут. Теперь обратимся к нормам самой Конституции. Во-первых, в статьях 10 и 11 устанавливаются основы устройства власти. Государственная власть разделена на три: законодательную, исполнительную и судебную, и органы этих властей самостоятельны. Также вполне определенно в Конституции указано, что осуществляют государственную власть президент, Федеральное Собрание в составе двух палат, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Законопроект же предлагает среднюю часть этого списка, то есть Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, смешать. Но при этом речь идёт только об одной палате Федерального Собрания, а вторая палата почему-то подвергнута дискриминации. При рассмотрении этой ситуации сразу напрашивается вопрос: а почему тогда этот подход нельзя распространить, скажем, на судебную власть, чтобы депутаты Государственной Думы могли быть, например, и членами Верховного Суда Российской Федерации? То есть мы видим абсолютное несоответствие данного проекта закона требованиям вышеуказанных норм Конституции. Кроме того, есть статьи 94 и 110 Конституции, и они устанавливают, что Федеральное Собрание - парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации, а исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, то есть, как говорится, каждому своё. А в целом конституционный принцип в том и состоит, что органы одной ветви государственной власти не могут осуществлять функции другой ветви государственной власти. В противном же случае формируется ситуация, когда остается менее одного шага до абсолютной власти. Да и вообще в рассматриваемом законопроекте имеются прямые предложения, направленные на дезавуирование действующих норм Конституции. Так, в пункте 3 (в статье 2 законопроекта) предлагается не применять статью 97 Конституции в части запрета для депутатов Государственной Думы находиться на государственной службе. Это совершенно неприемлемый подход, понимают это, я полагаю, и авторы, так как ссылаются в своём обосновании на часть 4 статьи 97 Конституции, но, к сожалению, части 4 статьи 97 в Конституции не было и нет, так как эта статья состоит только из трех частей. В связи с вышеизложенным и на основании того, что в соответствии со статьёй 15 Конституции законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли вопросы? Вопросов нет. Желающие выступить? Тоже нет. Представители правительства и президента? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда переносим рассмотрение: после "правительственного часа"... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не кричите с места, Игорь Владимирович, я хорошо слышу. У нас есть микрофоны. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, приостанавливаем... Успокойте, пожалуйста, господина Лебедева. Что с ним сегодня произошло?! Мешает вести заседание. Коллеги, рассмотрим законопроект после рассмотрения вопросов, вынесенных на "правительственный час".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3852 по 3875 из 5418
Коллеги, мы с вами начали рассматривать пункт 6. У нас выступили докладчик и содокладчик и были желающие выступить в прениях. Сейчас есть желающие выступить по законопроекту? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они уже ушли, фракция ЛДПР оставила только дежурных. Представители правительства и президента тоже не желают выступить. Коллеги, кто за то, чтобы одобрить законопроект, доложенный Сергеем Александровичем Глотовым, о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 33 сек.) Проголосовало за 31 чел.6,9% Проголосовало против 21 чел.4,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4% Результат: не принято Не одобрен.