Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 25126-8 "О внесении изменений в статьи 284 и 284-8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения условий налогообложения учреждений культурно-досугового типа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3727 по 3805 из 6899
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и    
284-8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает        
Ольга Николаевна Ануфриева.                                                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается       
подготовленный ко второму чтению законопроект. Хочу напомнить, что он был       
принят в первом чтении 15 февраля текущего года. Законопроектом                 
устанавливается нулевая ставка налога на прибыль для муниципальных домов,       
дворцов культуры и клубов. К законопроекту поступила одна-единственная          
поправка, которой действие нормы распространяется с 1 января 2022 года, то      
есть на налоговый период 2022 года. Собственно говоря, представлена и           
одна-единственная таблица поправок.                                             
                                                                                
И комитет просит поддержать законопроект во втором чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              411 чел.91,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    419 чел.                                          
Не голосовало                  31 чел.6,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, благодарю за единогласную поддержку.         
Законопроект подготовлен и к процедуре третьего чтения. Все процедуры           
пройдены, нет никаких замечаний, поэтому прошу вас поддержать законопроект      
сейчас в третьем чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет. Желающие выступить по мотивам будут? Нет.         
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 28

15.02.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 25126-8 "О внесении изменений в статьи 284 и 284-8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения условий налогообложения учреждений культурно-досугового типа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4735 по 5045 из 6751
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и       
284-8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Елены       
Александровны Ямпольской.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я уже имела честь            
докладывать в палате о данной инициативе в тот день, когда она была внесена в   
Государственную Думу, - ну, вот так нам повезло, так совпало - поэтому я не     
отниму у вас много времени. Речь идёт о введении нулевой ставки налога на       
прибыль для культурно-досуговых учреждений, учредителями которых являются       
муниципальные образования. Подобная налоговая льгота благодаря инициативе,      
высказанной нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным в Послании      
Федеральному Собранию, уже была введена для театров, музеев, библиотек. К нам   
в комитет поступало большое количество писем от руководителей КДУ, от           
работников клубов, домов и дворцов культуры с просьбой, чтобы данная льгота,    
данная налоговая преференция распространилась и на них тоже. Мы сочли, что      
это абсолютно справедливая потребность, конечно же. В нашей стране более 41,5   
тысячи культурно-досуговых учреждений, клубов, домов и дворцов культуры,        
практически все они (минус там 500 единиц) - это муниципальные учреждения. И    
если вы меня спросите - заранее предвосхищаю вопросы, - какого количества       
клубов коснётся данная льгота, то я вам скажу, что, по нашим подсчётам,         
примерно 38 тысяч домов культуры.                                               
                                                                                
Вы прекрасно понимаете, что доходы сельского дома культуры чрезвычайно          
невелики, налог с этих доходов тоже не очень большой. Но скажу вам честно,      
что даже и эту льготу было очень трудно провести через экономический блок       
правительства. Я хочу ещё раз сказать огромное спасибо первому вице-спикеру     
Государственной Думы Александру Дмитриевичу Жукову и руководителю Комитета по   
бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову, потому что только благодаря их   
авторитетной поддержке эта инициатива была оформлена, внесена, согласована с    
правительством и вот сегодня выносится на рассмотрение в первом чтении.         
                                                                                
Я глубоко убеждена, что культура - это не та сфера, где необходимо              
зарабатывать деньги. Прибыль от культуры - это хорошее настроение наших         
граждан, это их возможность самореализации, душевного развития, общения с       
единомышленниками, в конечном итоге повышение доверия друг к другу, к           
обществу, к государству, вот это та прибыль, к которой мы должны стремиться.    
А поскольку низовой (в хорошем смысле), земной, муниципальный уровень           
культуры является самым важным, на нём, собственно, реализуется                 
конституционное право людей на приобщение к культуре, то именно защите этого,   
муниципального уровня мы уделяем особое внимание.                               
                                                                                
Как и Андрей Михайлович, хочу заметить, что это является важной частью          
народной программы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Но в то же время хочу сказать,       
что, как и принято в нашем комитете, к инициативе присоединились                
представители практически всех фракций, практически все члены комитета          
подписались под данной инициативой.                                             
                                                                                
Поскольку в случае, когда вводятся определённые льготы, закон имеет обратную    
силу, мы надеемся, что когда законопроект будет принят - когда и если, - то     
преференция эта начнёт работать с 1 января наступившего года. Собственно,       
это, наверное, всё, что я хотела вам рассказать.                                
                                                                                
Мы сегодня делаем ещё один шаг в поддержку муниципальных домов и дворцов        
культуры, в поддержку людей, которые живут в сёлах, в посёлках городского       
типа и для которых клуб или дом культуры - это зачастую единственное место,     
где они могут действительно самореализоваться, каким-то образом воплотить       
свои интересы, свои таланты, привести детей. 6 миллионов наших граждан          
занимаются в домах и дворцах культуры различными видами творчества, участвуют   
в мероприятиях.                                                                 
                                                                                
Очень прошу вас поддержать эту инициативу, сохранить пусть небольшие, но        
всё-таки существенные для домов культуры суммы, там каждый рубль на счету,      
как вы понимаете, в сельском доме культуры, ну и облегчить документооборот,     
естественно, потому что "по нулям" - это всегда проще, чем когда приходится     
высчитывать. Прошу поддержать законопроект в первом чтении.                     
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Александровна.                             
                                                                                
Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой.                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет рассмотрел          
законопроект в первом чтении: однозначно мы поддерживаем.                       
                                                                                
Елена Александровна рассказала, что, к сожалению, несмотря на то что            
законопроект очень хороший, нужный и может привести действительно к очень       
хорошему толчку в реализации наших программ по развитию малых городов и         
сельских территорий, это многострадальный проект закона. И то, что в тексте     
законопроекта прописано, что он вступает в силу с 1 января 2022 года, это не    
ошибка, это просто говорит о том, что он прошёл уже достаточно длительный       
путь и имеет свою историю.                                                      
                                                                                
Если бы не надо было вносить изменения юридико-технического характера (в        
части вступления в силу и в связи с ознакомлением с проектом перечня, на        
который ссылается законопроект, это перечень видов деятельности, на которые     
распространяется эта льгота), то, в общем-то, комитет даже мог бы               
рекомендовать принять законопроект в первом чтении и в целом. Просим вас        
поддержать законопроект. Готовы ответить на любые вопросы, в том числе и от     
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Мой вопрос к обеим уважаемым докладчицам, кто ответит. Я хочу понять, каковы    
в этом случае так называемые выпадающие доходы? Сколько примерно придётся на    
один дом культуры, учитывая, что мы знаем среднестатистические данные?          
Касается ли это только государственных муниципальных учреждений или также и     
негосударственных?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ямпольской включите микрофон.                             
                                                                                
ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Спасибо большое за вопрос, Олег Николаевич. Давайте я начну,   
а коллега, наверное, продолжит.                                                 
                                                                                
Прежде всего, это касается сейчас, на данном этапе, исключительно               
муниципальных КДУ. Как председатель Комитета по культуре, я была бы, конечно,   
рада, если бы мы могли распространить эту льготу абсолютно на все               
культурно-досуговые учреждения, в том числе и субъектовые, но ещё раз хочу      
сказать, что даже эта норма, в общем, так сказать, проходила очень и очень      
непросто. Надо учитывать, что субъектовые дома и дворцы культуры, как           
правило, имеют большие залы, в этих залах часто проходят коммерческие           
мероприятия, и в этом смысле будет, конечно, сложно высчитать долю тех          
доходов, которые подпадают под льготное налогообложение, а они действительно    
будут соответствовать перечню видов деятельности, который предстоит создать     
правительству, об этом нормативном акте коллега уже говорила.                   
                                                                                
Что касается конкретных доходов, конечно, они чрезвычайно невелики. Вообще,     
доходы сельского учреждения культуры в среднем составляют, ну, где-то 4         
процента бюджета, поэтому иногда это просто смешная сумма: это 500 рублей в     
год, это 1000 рублей в год. Но ещё раз хочу сказать, что, во-первых, каждый     
рубль на счету в таких учреждениях культуры, а, во-вторых, конечно,             
облегчается история с документооборотом, и облегчается очень существенно.       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Ну, я могу только немножко дополнить ответ Елены                
Александровны. У нас вот эта льгота действительно расширяется минимально -      
только в отношении муниципальных учреждений культуры. И о чём это говорит? О    
том, что в данном случае мы говорим не только о выпадающих доходах. Как мы      
помним, налог на прибыль - это у нас федеральный и региональные бюджеты.        
Исходя из того что федеральный бюджет, ну, представляет... Правительство        
Российской Федерации дало положительное заключение на законопроект, от          
субъектов мы тоже не получили ни одного отрицательного отзыва, я думаю, что     
каждый из них со своей стороны готов пойти на небольшие выпадающие доходы       
ради тех благих целей, которые законопроект преследует.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к авторам этого законопроекта. Ну, на самом деле его надо,        
конечно, поддерживать, только в продолжение вопроса Олега Николаевича я хочу    
просто спросить: а есть ли у нас хоть один сельский муниципальный дом           
культуры, который приносит сегодня прибыль? Ну это, по-моему, полная, так       
сказать, абстракция. На самом деле я думаю, что ни одного - вы назвали 40       
тысяч сельских домов культуры, - ни одного мы не найдём, который сегодня        
получает какую-то прибыль. Доход он может получать, но всё это идёт на          
погашение издержек.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Пожалуй, я тогда на этот вопрос отвечу. У нас прибыль           
возникает исходя из разницы, напомню, доходов, подлежащих налогообложению...    
А замечу, что в основном деятельность таких клубов и домов культуры             
субсидируется из региональных бюджетов. Поэтому те виды деятельности, которые   
приносят реальный доход, подлежащий налогообложению, и могут приносить          
прибыль, которая в данном случае освобождается от налогообложения. И замечу,    
что это освобождение от налога на прибыль позволяет в том числе снизить плату   
за эти услуги для потребляющих эту услугу граждан, то есть тех, кто ходит на    
выставки, ну, не знаю, на выступления местной самодеятельности и на иные        
мероприятия, которые организуются в домах культуры.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                             
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ольга Николаевна, ну всё-таки: вы в финансовом обосновании   
пишете о том, что не представляется возможным определение выпадающих доходов,   
но в то же время в пояснительной записке чётко показано, какие суммы здесь      
появляются, - и в разрезе регионов написано, и в разрезе КДУ написано, все      
цифры там есть. Ну когда мы в конце концов будем принимать законы, связанные    
с региональными доходами, давая деньги из федерального бюджета, если мы такие   
решения принимаем? Мы постоянно принимаем за регионы решения о предоставлении   
льгот, а потом они ищут у себя, как всё это компенсировать. Ну если мы          
принимаем, давайте заложим механизм и финансирование этих выпадающих доходов    
региональных бюджетов! А решения они и без нас могут принять, если нужно, в     
своей части-то.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Мы абсолютно согласны, и комитет по бюджету последовательно проводит такую      
позицию, что по региональным налогам, по местным и тем федеральным налогам,     
которые зачисляются в региональный бюджет, в основном это налог на прибыль,     
необходимо, естественно, максимально передавать полномочия по установлению      
льгот регионам и органам местного самоуправления. Я принимаю претензию в        
отношении финансово-экономического обоснования, но в данном случае нельзя       
было спрогнозировать с точностью все эти выпадающие доходы, потому что, ну, в   
данном случае это было бы просто гаданием на кофейной гуще фактически. У нас    
есть действующие, скажем так, показатели по налогу на прибыль по прошлым        
годам, но они не могут дать ответ на вопрос, сколько прибыли будет в            
следующем, в 2023 году. Мы можем прогнозировать, но это не означает, что        
прогнозы будут более или менее точными.                                         
                                                                                
И в пояснительной записке мы указали то, что уже по прошлому году можно было    
использовать.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ямпольской включите микрофон.                             
                                                                                
ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемые коллеги, я хочу ещё раз напомнить, что данная        
налоговая преференция ещё в 2019 году была введена для театров, музеев,         
библиотек, и сегодня мы просто восстанавливаем справедливость, потому что       
сельские клубы и дома культуры в неменьшей, а может быть, даже в большей        
степени нуждаются в нашей поддержке.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Смолину Олегу Николаевичу, пожалуйста, включите микрофон.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну, конечно,    
законопроект нужно поддерживать. В моём избирательном округе номер 140          
примерно треть избирателей живут на селе, и я весьма часто бываю в сельских     
домах культуры. Вы знаете, два впечатления поразительных.                       
                                                                                
Впечатление первое. Слушая, как это делается, как организуются праздники в      
этих домах культуры... я не хунвейбин, но иногда хочется отправить туда на      
стажировку некоторых наших деятелей шоу-бизнеса, которые, как писал Валентин    
Гафт, "с телеэкрана, как из ресторана, для пущей важности добавив хрипотцы,     
они пудами сыплют соль на раны, как на капусту или огурцы". Так вот в этом      
смысле сельские дома культуры гораздо более соответствуют понятию культуры,     
нежели многие наши федеральные программы и каналы.                              
                                                                                
И второе впечатление. Поразительно, что люди делают это за совершенно           
нищенские деньги. Я недавно попросил в одном своём районе (район не называю,    
потому что руководитель в сфере культуры просил этого не делать) данные по      
заработной плате работников сельских домов культуры - от 20 тысяч до 24         
тысяч, коллеги. Совсем не то же самое, что написано в официальной статистике,   
как вы понимаете.                                                               
                                                                                
Поэтому законопроект, конечно, нужно поддержать. И мы понимаем, что             
выпадающих доходов почти не будет, поскольку выпадать особенно нечему.          
                                                                                
А что касается, уважаемые коллеги, того, что надо бы компенсировать регионам    
выпадающие доходы, - это чистая правда, только для этого совершенно             
необязательно считать выпадающие доходы по этому законопроекту. На всякий       
случай я напоминаю, что у нас, вообще-то, бюджеты последних лет профицитны, и   
профицит огромен, что у нас примерно 13 триллионов рублей в Фонде               
национального благосостояния, на 2024 год планируется 23 триллиона, поэтому     
деньги в стране есть, и если мы хотим действительно модернизировать страну,     
то экономить на развитии человеческого потенциала и тех, кто его создаёт,       
просто недопустимо.                                                             
                                                                                
Законопроект прошу поддержать.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Германова Ольга Михайловна.                                        
                                                                                
ГЕРМАНОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Александр Дмитриевич, я просто не успела записаться на выступление.             
                                                                                
Я хотела бы сказать, что думала, что не будет даже обсуждения этого вопроса.    
Ну какие выпадающие доходы от сельского дома культуры? Все мы прошли            
предвыборную кампанию. И если бы не проект нашей партии "Культура малой         
Родины", сельских домов культуры вообще бы уже не было, они бы работали без     
звуковой, без музыкальной аппаратуры. Ну, я не знаю, 500 рублей, 140 рублей -   
вот выпадающие доходы на уровне региона от наших домов культуры.                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" убедительно просит всех принять этот закон. Это         
просто, как бы сказала Елена Александровна, утверждение справедливости, ведь    
театр, который может дать доход, он освобождён от налогов, а сельский дом       
культуры, где вообще нет никаких денег сегодня - никаких, поверьте...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик, заключительное слово?       
Нет. Содокладчик? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 284 и 284-8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",       
пункт 29.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.