Заседание № 147

17.02.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 979 по 2130 из 4989
Пункт 3. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации".       
Проект федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединённых    
Наций против коррупции". Доклад официального представителя Президента           
Российской Федерации заместителя министра юстиции Российской Федерации          
Владимира Увеналиевича Ялунина.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯЛУНИН В. У., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!          
Конвенция ООН против коррупции является универсальным международным             
договором, рассчитанным на участие в нём всех государств мира. В отличие от     
антикоррупционных договоров, ранее заключённых на региональной основе, в        
частности в рамках Совета Европы и Организации американских государств,         
конвенция основывается на комплексном подходе к противодействию коррупции как   
в публичном, так и в частном секторе.                                           
                                                                                
Прежде всего, предусматривается комплекс мер по предупреждению коррупции, это   
глава II, в том числе в сфере государственной службы, публичных закупок и       
управления публичными финансами, а также по участию общества в предупреждении   
коррупции и борьбе с ней.                                                       
                                                                                
В главе III конвенции содержатся обязательства об установлении уголовной        
ответственности за ряд деяний коррупционного характера, включая подкуп          
национальных и иностранных публичных должностных лиц, а также должностных лиц   
публичных международных организаций, подкуп в частном секторе,                  
воспрепятствование осуществлению правосудия.                                    
                                                                                
Кроме того, конвенция, глава IV, содержит детальную регламентацию таких         
ключевых направлений межгосударственного взаимодействия в борьбе с              
коррупционными преступлениями, как выдача осуждённых, взаимная правовая         
помощь, передача уголовного судопроизводства и сотрудничество                   
правоохранительных органов.                                                     
                                                                                
Конвенция не только закрепляет в качестве основополагающего принципа            
возвращение из-за рубежа полученных от коррупции средств, но и                  
предусматривает ряд мер по обеспечению реализации этого принципа как на         
национальном, так и на международном уровне, это глава V.                       
                                                                                
В связи с этим с финансово-экономической точки зрения ратификация данной        
конвенции выгодна для Российской Федерации, как страны, из которой активы       
незаконного происхождения в основном вывозятся.                                 
                                                                                
Законопроект о ратификации конвенции подготовлен и внесён во исполнение         
поручения Президента Российской Федерации о реализации договорённостей,         
принятых на саммите группы "восьми" на Си-Айленде в США в июне 2004 года.       
                                                                                
С учётом заявлений, сформулированных в законопроекте о ратификации,             
положений, касающихся юрисдикции, правовой помощи, международного               
сотрудничества, участие в этой конвенции обеспечит России                       
международно-правовую основу для многоаспектного практического взаимодействия   
с широким кругом государств и по всему обширному перечню коррупционных          
преступлений.                                                                   
                                                                                
Реализация некоторых обязательств, вытекающих из конвенции, потребует           
внесения отдельных изменений и дополнений в российское законодательство, в      
частности в Уголовный кодекс, в Уголовно-процессуальный кодекс. Работа в этом   
направлении уже проводится. В частности, Минюст России совместно с              
заинтересованными федеральными органами государственной власти завершает        
согласование законопроекта, обеспечивающего ратификацию заключённой под         
эгидой Совета Европы Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию        
(1999 год).                                                                     
                                                                                
Пакет документов о ратификации конвенции согласован с заинтересованными         
федеральными органами государственной власти: МВД, Минфином, ФСБ, Службой       
внешней разведки, МИДом, Государственно-правовым управлением Президента         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Реализация конвенции не потребует выделения средств из федерального бюджета.    
Напротив, конвенция может быть использована для возврата в Россию незаконно     
вывезенных коррупционных активов.                                               
                                                                                
Ратификация конвенции Российской Федерацией является подтверждением её          
приверженности к бескомпромиссной борьбе с различными проявлениями              
коррупционной деятельности, в том числе международного характера.               
                                                                                
Прошу поддержать проект данного закона. Благодарю за внимание.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Увеналиевич.            
                                                                                
У нас сегодня два содоклада. С первым содокладом выступает председатель         
Комитета по международным делам Константин Иосифович Косачёв.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Конвенция ООН    
против коррупции является первым международным инструментом, который            
направлен на предотвращение актов коррупции и международное юридическое         
сотрудничество в этом вопросе, а также изъятие активов, нажитых в результате    
коррупции. Важный элемент (этого нет в документах, розданных депутатам):        
конвенция вступила в силу два месяца назад, 14 декабря 2005 года, после         
ратификации, как это положено, тридцатью странами. Сейчас уже сорок шесть       
государств завершили процедуру ратификации, Россия станет сорок седьмым.        
                                                                                
Сам факт наличия международной конвенции подтверждает, что проблема эта не      
специфически российская, как это нередко пытаются изобразить некоторые,         
склонные к политмазохизму оппозиционеры. Принятие международных документов -    
это всегда своего рода и признание того факта, что то или иное государство,     
неважно, малое или большое, европейское или африканское, в одиночку             
неспособно справиться с той или иной проблемой, поэтому нет ничего странного    
в том, что мы присоединяемся к международному механизму по борьбе с             
коррупцией и берём на себя соответствующие обязательства. Это признак того,     
что Россия готова жить по самым высоким мировым стандартам и предъявлять к      
себе самые высокие требования в этой области.                                   
                                                                                
Не стоит забывать, что конвенция также обязывает возвращать коррупционные       
деньги странам, из которых они были вывезены, а для нас это, как вы             
понимаете, весьма актуально. По данным ООН, ежегодно в мире тратится на         
взятки более 840 миллиардов евро. При всех масштабах нашего российского         
мздоимства очевидно, что наша доля тут не решающая. Не нужно ни рвать на        
голове волосы, ни пребывать в благодушии. Признание проблемы, в том числе       
перед международной аудиторией, - уже полшага в направлении её решения.         
                                                                                
То, что мы регулярно оказываемся на последних или предпоследних местах в        
различных рейтингах по коррупции, конечно же, не улучшает имидж России в        
мире. Можно спорить об объективности составителей рейтингов и применяемых       
критериев, но нельзя отрицать, что коррупция - это бич для нашей страны,        
который бьёт и по населению, и по управляемости государства и, что для нас,     
как законодателей, хуже всего, подрывает доверие к власти, причём любой.        
                                                                                
Дело не в какой-то особой природе самой власти, дескать, попадание в неё        
неизбежно сделает любого мздоимцем. Как справедливо отмечал Бернард Шоу,        
вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти,         
портят власть. И коррупция - ярчайший пример этого.                             
                                                                                
То, что в России мало коррупционных скандалов по сравнению с благополучными     
странами, где при более низком уровне коррупции этих скандалов гораздо          
больше, на самом деле плохо. Это говорит не о низком уровне коррупции, а о      
низкой эффективности борьбы с ней и недостаточном деятельном интересе к ней.    
                                                                                
Я могу доложить вам, что мы подробнейшим образом рассмотрели на заседании       
комитета те оговорки, которые делаются Российской Федерацией при ратификации    
конвенции. Эти оговорки допускаются конвенцией. Они носят разъяснительный       
характер, уточняют, в каком объёме те или иные положения конвенции будут        
применяться и исполняться Российской Федерацией, и в общем и целом не меняют    
полномасштабного характера участия Российской Федерации в реализации            
положений конвенции.                                                            
                                                                                
Комитет по международным делам рекомендует ратифицировать конвенцию по борьбе   
с коррупцией с замечаниями и оговорками, которые заложены в закон о             
ратификации.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комиссии Государственной Думы по противодействию          
коррупции Михаила Игнатьевича Гришанкова. Пожалуйста.                           
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Думаю, без преувеличения       
можно сказать, что сегодня мы являемся участниками важнейшего политического     
события в жизни нашей страны, которое, несомненно, окажет положительное         
влияние на развитие российской государственности.                               
                                                                                
Подписанием в 2003 году Конвенции ООН против коррупции Российская Федерация     
однозначно заявила о своём твёрдом намерении следовать международным            
стандартам в области предупреждения и противодействия коррупции. С момента      
подписания конвенции законодательными и исполнительными органами                
государственной власти Российской Федерации осуществлялись согласованные        
действия, направленные на ускорение внесения документа на ратификацию в         
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Принятие сегодня соответствующего закона станет подтверждением готовности       
России к осуществлению серьёзных практических шагов на избранном пути. Наша     
главная задача сегодня - содействовать формированию такого по-настоящему        
современного законодательства, в котором не было бы ни оснований, ни            
пробелов, создававших бы правовые предпосылки для коррупционных проявлений.     
Именно к этому призывают нас дух и буква Конвенции Организации Объединённых     
Наций против коррупции.                                                         
                                                                                
Ратификация конвенции - это лишь первый, хотя и весьма значительный шаг на      
нелёгком пути корректировки российского законодательства в соответствии с       
требованиями и рекомендациями этого основополагающего международного            
документа. Впереди большая, кропотливая работа по выработке и имплементации     
соответствующих правовых норм. На нас с вами, уважаемые коллеги, ложится        
значительная доля ответственности за то, чтобы эта работа была проведена        
оперативно и качественно. В этом кровно заинтересовано всё наше общество,       
справедливо рассматривающее коррупцию в качестве одной из серьёзных угроз       
развитию страны.                                                                
                                                                                
В связи с ратификацией конвенции нам предстоит внести изменения в Уголовный     
кодекс, в Уголовно-процессуальный кодекс, в Федеральный закон "О                
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,   
и финансированию терроризма", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной        
деятельности" и ряд других законодательных актов. За время работы Комиссии по   
противодействию коррупции определенный законопроектный задел уже сделан,        
подготовлен ряд конкретных предложений. В настоящее время завершается           
проведение их независимой экспертизы.                                           
                                                                                
Принципиально важными нормами конвенции, подлежащими включению в                
законодательство, признаны положения, касающиеся порядка международного         
сотрудничества в целях конфискации и возврата доходов от коррупционных          
преступлений, предметов подкупа публичных должностных лиц, определения          
признаков, или перечня, так называемых предикатных преступлений, доходы от      
которых могут являться предметом легализации (отмывания), установления          
уголовной ответственности для иностранных граждан, совершивших преступления     
вне пределов Российской Федерации.                                              
                                                                                
Особого внимания заслуживает содержащийся в конвенции подход к институту        
конфискации имущества, полученного в результате преступной, в том числе и       
коррупционной, деятельности. Конфискация имущества рассматривается конвенцией   
в качестве важнейшего инструмента предупреждения коррупции и борьбы с ней. С    
учётом этого нам предстоит урегулировать вопросы конфискации и в нашем          
уголовном законодательстве.                                                     
                                                                                
Конвенция расширяет круг субъектов коррупционных преступлений. Кроме того, в    
ней более широко, чем в нашем законодательстве, сформулировано понятие взятки   
и коммерческого подкупа. Конвенция относит к коррупционным преступлениям не     
только подкуп, но и целый ряд других преступлений, в том числе                  
злоупотребление служебным положением, злоупотребление влиянием в корыстных      
целях и ряд других. Поэтому уже в ближайшее время потребуется внести            
соответствующие изменения и в наше законодательство.                            
                                                                                
Наряду с шагами законодательного характера самое серьёзное внимание в           
Конвенции ООН против коррупции уделено мерам институционального плана.          
Основополагающим здесь является необходимость определения специального          
уполномоченного органа Российской Федерации по проведению государственной       
политики предупреждения коррупции с возложением на него надзорных и             
координирующих функций, а также функций по обеспечению и оказанию взаимной      
правовой помощи в расследовании дел и уголовном преследовании лиц в связи с     
совершением преступления, охватываемого конвенцией. Как представляется,         
вопрос о создании такого органа требует взвешенного подхода, должен быть        
глубоко изучен, для того чтобы государство и общество получили по-настоящему    
жизнеспособную структуру.                                                       
                                                                                
Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции рекомендует          
Государственной Думе ратифицировать Конвенцию Организации Объединённых Наций    
против коррупции и принять соответствующий федеральный закон.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Игнатьевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Будут ли у депутатов вопросы к выступавшим? Вижу несколько рук, тогда попрошу   
записаться.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Баринов.                                                            
                                                                                
БАРИНОВ И. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Мы знаем, что кроме ооновской конвенции есть ещё и Конвенция Совета Европы об   
уголовной ответственности за коррупцию. Хотелось бы узнать, когда планируется   
внесение этой конвенции на ратификацию, ну и, соответственно, каковы            
предложения по приведению нашего законодательства в соответствие с этой         
конвенцией.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Увеналиевич. Вопрос относительно того, что есть ещё        
конвенция по борьбе с коррупцией на уровне европейском, а не Организации        
Объединённых Наций. К этой конвенции Россия не присоединилась. Как вы           
считаете, как будут обстоять дела именно с этой конвенцией?                     
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Российская Федерация в Страсбурге в день, когда она была открыта   
для подписания, 27 января 1999 года, подписала эту конвенцию. Есть              
распоряжение президента по подготовке её к ратификации. Сама по себе            
конвенция вступила в силу 1 июля 2002 года, материалы по её ратификации         
Минюстом сейчас готовятся.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста, вопрос.                             
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня два вопроса.                                           
                                                                                
К представителю Минюста: почему вы по-русски не хотите назвать эту конвенцию?   
Ведь дети всё время слышат: коррупция, коррупция... Что это такое?! Есть же     
аналог, прямой перевод этого слова - продажность. Видимо, чиновникам неудобно   
так назвать этот документ, ведь это автоматически как бы на них                 
распространяется. Мы обвиняем-то в продажности, а обвинение в коррупции может   
даже звучать иногда музыкально, красиво. Что там "коррупционер", почти что      
"композитор", да? Это всё слова-то чужие.                                       
                                                                                
А Косачёву, председателю комитета, такой вопрос. Мы могли бы не                 
ратифицировать сегодня конвенцию, а сообщить, что все законы мы уже приняли.    
А получается, мы как школьники: сегодня ратификация конвенции, а потом десять   
- пятнадцать лет мы будем принимать законы в соответствии с конвенцией, а       
бороться мы будем ещё лет через пятьдесят.                                      
                                                                                
Таким образом, мне бы хотелось, чтобы уточнили, почему не по-русски называем    
конвенцию и почему не объявляем, как праздник, что нам не надо никакой          
ратификации, что мы уже приняли все законы... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Увеналиевич.                                               
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Но понятие "коррупция" не просто в обиходе, но и в нашем           
законодательстве принято, поэтому и мысли о замене слова "коррупция" на         
"продажность" не возникло.                                                      
                                                                                
Что касается пакета документов, законов, который нужно принять в связи с        
ратификацией конвенции, я должен сказать, что вы действительно правы,           
Владимир Вольфович, в целом российское уголовное законодательство отвечает      
основным положениям данной конвенции ООН. Есть статьи Уголовного кодекса - я    
не буду тратить время и перечислять их, - которые предусматривают               
определённую ответственность. Вместе с тем хочу сказать - я и выступившие       
ранее говорили об этом, - что нормы, связанные с уголовной ответственностью     
юридических лиц, с уголовной ответственностью публичных должностных лиц,        
должны быть дополнительно прописаны.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Косачёв Константин Иосифович.                 
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Я бы хотел прежде всего ответить Владимиру Вольфовичу на первый   
вопрос. Мне представляется, что он предлагает нам вернуться к практике          
советского периода, потому что именно советская власть никогда не признавала    
слово "коррупция", введя его в употребление лишь в конце 80-х, а до этого       
использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным             
положением", "попустительство" и так далее. Отрицая термин, отрицали понятие,   
а значит, отрицали и явление, тем самым заранее обрекая на неудачу анализ       
этого явления и любую борьбу с ним, уголовное наказание. И мне                  
представляется, что сам термин "коррупция" абсолютно уместен в русском языке.   
Кстати, конвенция единой дефиниции, определения, слова "коррупция" также не     
содержит, но раскрывает его в виде отдельно описываемых преступлений            
коррупционного характера, и нам это представляется весьма прагматичным          
подходом.                                                                       
                                                                                
Что касается вопроса, действительно, на заседании Комитета по международным     
делам мы обратили внимание на то, что после ратификации конвенции предстоит     
внести поправки в целый пакет действующих в России законов, прежде всего в      
Уголовный кодекс. Но эта работа будет, естественно, проводиться уже на базе     
ратифицированного, вступившего в силу документа, то есть Конвенции против       
коррупции. Мне представляется, что это единственно возможный и логичный         
вариант действий Государственной Думы.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Следующий вопрос. Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович.                    
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. У меня два конкретных рабочих вопроса.                             
                                                                                
Первый вопрос - Владимиру Увеналиевичу. Владимир Увеналиевич, вы                
представляете здесь президента и Минюст. Скажите, пожалуйста, кто в             
правительстве получил поручение разрабатывать перечень законопроектов по        
реализации конвенции, по внесению изменений в законодательство, существует ли   
такой перечень законопроектов и какие намечены сроки, чтобы не получилось       
так, что всё это останется бесхозным, никто за это не будет отвечать и дело     
будет длиться годами?                                                           
                                                                                
И вопрос Константину Иосифовичу Косачёву. Уважаемый Константин Иосифович, вы    
как-то так коротко сказали, что готовится ряд оговорок по ратификации,          
которые не меняют сути конвенции. Но всё-таки, согласитесь, оговорки - это      
важнейший вопрос, вы его не раскрыли. Можете ли вы хотя бы в двух-трёх словах   
сказать, чего касаются оговорки и не выплеснут ли они ребёнка вместе с водой?   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Увеналиевич сначала.                 
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Спасибо, Владимир Александрович, за вопрос. Я хотел бы начать со   
следующего. Есть мнение президента, я его сейчас озвучу. Было сказано           
примерно так: не связывать ратификацию вот этой конвенции с тем пакетом         
законов, которые в дальнейшем надо будет принимать. Вот такая мысль             
прозвучала.                                                                     
                                                                                
Вместе с тем, отвечая на вопрос, хочу сказать, что пока прямого поручения       
нет, не определено, какое ведомство будет заниматься теми или иными             
законопроектами. В пакет законопроектов помимо изменений в Уголовный и          
Уголовно-процессуальный кодексы будут входить изменения и в закон "О банках и   
банковской деятельности". Значит, здесь, наверное, Минфин будет привлечён, а    
также Минэкономразвития и так далее. Сейчас делается мониторинг всего           
законодательства с целью определить полный, так скажем, реестр тех законов, в   
которые надо вносить изменения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Косачёв Константин Иосифович.                 
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Владимир Александрович, в отношении ряда положений      
этой конвенции, касающихся юрисдикции, правовой помощи и международного         
сотрудничества в целях конфискации (это статьи 42, 46 и 55 конвенции),          
возможны различные варианты исполнения государствами-участниками своих          
обязательств. Это первый блок.                                                  
                                                                                
И второй блок касается того, каким образом мы будем действовать в ситуациях,    
когда у нас уже есть двусторонние соглашения по вопросам выдачи и правовой      
помощи: будем ли мы в этих случаях руководствоваться положениями конвенции      
либо положениями двусторонних соглашений? В нашем законопроекте мы делаем       
выбор в пользу, безусловно, конвенции, если иные договорённости не будут        
достигнуты на двустороннем уровне.                                              
                                                                                
Вот кратко о тех позициях, которые мы закладываем в наш законопроект, они       
никоим образом не меняют суть конвенции. И я подчеркну, что каждое              
государство при ратификации этой конвенции делает соответствующие замечания,    
проясняющие порядок её реализации в национальном контексте.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, я должен, во-первых, отметить, что, несмотря    
на отсутствие в советское время термина "коррупция", уровень коррупции вот      
этой самой был мизерным, а Уголовный кодекс советский был наиболее              
эффективным, что признают все правоведы и силовики. А вот сейчас мы принимаем   
конвенцию в отсутствие закона по борьбе с коррупцией - и это тоже факт.         
                                                                                
Вопрос у меня к коллегам Косачёву и Гришанкову. Меня беспокоит, будет ли        
принятие этой конвенции означать, что наши источники информации, которые, я     
очень надеюсь, есть у наших спецслужб и которые соответствующим образом         
оплачиваются, будут подпадать под неё, собственно говоря, будут нарушать        
законодательство, и мы признаём, что это нарушение международного права.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Косачёв Константин Иосифович.                 
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Анатолий Евгеньевич, я с вами категорически не соглашусь.         
Существовавшая в советское время система практически прикрывала, делала         
неприкосновенными действовавших тогда высших советских и партийных              
сановников. К редким исключениям можно отнести дело Медунова, дело Щёлокова.    
Но есть масса примеров, кода дела о взяточничестве или коррупции (термин тут    
неважен) просто-напросто закрывались в тот момент, когда они начинали           
касаться высших партийных деятелей, высших деятелей Коммунистической партии и   
Советского государства. И вам это прекрасно известно.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гришанков.                                    
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, не сомневаюсь, что достаточное   
количество граждан помогают государству и спецслужбы, естественно, используют   
их поддержку. И не совсем понятен ваш вопрос: о каких действиях этих граждан    
вы говорите, что вы имеете в виду? Но я уверен, что они не нарушают закон и,    
соответственно, под данную конвенцию подпадать не будут. В конвенции речь       
идёт о конкретных составах преступлений.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович.                              
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представитель    
Минюста, отвечая на вопрос депутата Баринова, всё-таки не сказал о том, на      
каком же этапе межведомственных согласований утонула подготовка ратификации     
Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Может        
быть, этот вопрос прояснит Михаил Игнатьевич?                                   
                                                                                
А вопрос Владимиру Увеналиевичу от нашей фракции следующий. Скажите, о каких    
лицах и каких странах идёт речь в пунктах 2 и 4 статьи 1 предлагаемого нам      
закона о ратификации, какие оговорки и заявления мы делаем? Разверните ответ    
по пунктам 2 и 4 статьи 1.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Увеналиевич.                         
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Я всё-таки хочу вернуться к вопросу о том, в какой стадии          
находится подготовка закона о ратификации той конвенции, о которой вы           
спрашиваете. На завершающей стадии. Я не могу сказать, что этот проект закона   
будет внесён завтра, но работа - на завершающей стадии. Я думаю, что март -     
это крайний срок.                                                               
                                                                                
Что касается статьи 1, мы в статье 1, пункт 1, говорим о том, что Российская    
Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными       
согласно статей... Указан перечень статей конвенции, в которых речь идёт о      
публичных лицах, которым предоставляются некие преимущества, они вымогают       
отдельные, так скажем, вещи, предпринимая определённые шаги. И Россия говорит   
о том, что обладает юрисдикцией в отношении вот этих категорий людей. Дальше,   
в статьях 17, 19, 21 и 25, речь идёт о нецелевом использовании имущества        
публичным лицом, о злоупотреблении.                                             
                                                                                
Пункт 2 статьи 1. Речь идёт о том, что выдача происходит при наличии            
соответствующего договора на основе взаимности, и конвенция используется в      
качестве правовой основы для сотрудничества.                                    
                                                                                
В отношении стран: сто сорок стран подписали конвенцию, сорок семь стран        
ратифицировали. Следовательно, действует в отношении всех, кто ратифицировал    
данную конвенцию на этом этапе.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дан ответ, да?                                            
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста.                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос к заместителю министра Ялунину. Скажите, а что   
это за какая-то такая мутная ситуация с конфискацией? Мы что, оговорку          
какую-то сделали при ратификации по вопросу о конфискации? А то придётся,       
допустим, "Челси" конфисковывать - а как? Оснований нет. А то была бы уже       
российская команда, бегали бы здесь, играли бы с Павлом Павловичем в футбол,    
так сказать.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Спасибо, Алексей Валентинович, за вопрос.                          
                                                                                
В статье 1, пункт 8, речь идёт как раз о конфискации. И российская сторона      
говорит о том, что данные вопросы будут решаться на основе взаимности с         
учётом данной конвенции. То есть речь идёт о том, что государство пожелает      
обусловить принятие мер, есть такая формулировка, наличием соответствующего     
договора. В каждом конкретном случае вопрос, касающийся конфискации, будет      
решаться конкретно на основе взаимности, как говорят, в международном таком     
понимании. Поэтому в пункте 8 статьи 1 и делается эта оговорка, это             
заявление. Поскольку в Уголовном кодексе сегодня отсутствует понятие            
конфискации, то в каждом конкретном случае данный вопрос будет решаться         
государством.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейн Александр Евсеевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Увеналиевичу не как к Владимиру Увеналиевичу, а как   
к представителю президента. Уже не первый вопрос посвящён проблематике          
конфискации. Я, откровенно говоря, не услышал внятного ответа. И вообще я не    
понимаю, что происходит: конвенцию Россия ратифицировала в декабре 2003 года,   
одновременно с этим из Уголовного кодекса была изъята статья о конфискации,     
дважды депутаты Государственной Думы вносили законопроект, которым              
восстанавливалась такая форма наказания, и всякий раз правительство             
категорически возражало, стояло насмерть. Сейчас вы нам говорите, что в         
каждом конкретном случае, - если надо будет "Челси" отбирать, как упомянул      
мой коллега, - мы будем принимать решение на основе каких-то, так сказать,      
международных договоров. Как мы можем принимать решение в каждом конкретном     
случае, если такой формы у нас не существует? Это абсолютно противоречит        
уголовному праву, это противоречит смыслу самому!                               
                                                                                
И у меня ещё, если можно, вопрос: означает ли сегодняшняя ратификация           
конвенции, что всё-таки будут... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд, пожалуйста.                       
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
...будут внесены изменения, которыми законодательство будет приведено в         
соответствие с конвенцией, и будет введена конфискация? Спасибо.                
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Спасибо за вопрос, Александр Евсеевич.                             
                                                                                
Хотел бы уточнить. Во-первых, Россия не ратифицировала конвенцию в декабре      
2003 года, она подписала конвенцию. О ратификации речь идёт сейчас, как раз и   
обсуждается проект такого закона.                                               
                                                                                
Ответить прямо на вопрос, будет ли введена конфискация в Уголовный кодекс...    
Это будет зависеть от вас в конечном итоге, уважаемые депутаты.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ конкретный и нам понятный.                          
                                                                                
Пожалуйста, Москалец Александр Петрович, вопрос.                                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Владимир Увеналиевич, конвенция требует от публичных должностных      
лиц, чтобы они сами обосновывали наличие имеющегося имущества и доходы, чтобы   
честность и неподкупность поощрялись, а в государстве имелся орган по борьбе    
с коррупцией. Как вы предполагаете решать вопросы поощрения честности и         
неподкупности? Какие меры будут предприниматься к тому, чтобы публичные         
должностные лица сами обосновывали наличие имущества и иных активов? И как      
будет обеспечено наличие в государстве органа по борьбе с коррупцией?           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Вообще, конвенция подробно не расписывает весь алгоритм поощрения, все шаги и   
действия. Я думаю, что законопроекты, которые будут в дальнейшем                
разрабатываться, будут содержать нормы, как раз описывающие то, о чём вы        
говорите.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить?                                  
                                                                                
Я прошу включить режим записи на выступления. Дальше уже определимся.           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, девять депутатов записались. Какие будут предложения? Есть   
предложение от депутатских объединений дать возможность выступить и от          
независимых. Нет возражений? Гришанков Михаил Игнатьевич у нас был              
содокладчиком, поэтому будем считать, что он уже выступил. Хинштейн Александр   
Евсеевич - от "Единой России". Пожалуйста.                                      
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно, сегодняшняя        
ратификация конвенции представляется крайне важной, потому что мы наконец-то    
начинаем играть по внятным правилам, и здесь мы играем вместе со всем миром,    
устанавливая чёткие формы и чёткие нормы борьбы с этим страшным злом            
сегодняшнего времени.                                                           
                                                                                
Между тем лично у меня вызывает непонимание ряд оценок, которые сегодня         
прозвучали, в том числе и в ответах на вопросы уважаемого Владимира             
Увеналиевича Ялунина, когда, например, было сказано, что сегодняшняя            
ратификация конвенции не влечёт за собой срочного и незамедлительного           
изменения законодательства. Дело в том, что в соответствии с                    
международно-правовыми нормами ратификация международных договоров,             
несомненно, как раз влечёт за собой приведение в соответствие с теми            
международно-правовыми документами, которые подписывает и ратифицирует          
страна, своего национального законодательства. Именно поэтому нам               
представляется, что одна из важнейших норм, которые требуется сегодня           
восстановить в уголовном законодательстве, - это норма о конфискации.           
                                                                                
Напоминаю, что депутатами Государственной Думы, преимущественно членами         
фракции "Единая Россия", в том числе уважаемой Любовью Константиновной          
Слиска, дважды вносился законопроект, восстанавливающий эту норму, но, к        
сожалению, мы не увидели поддержки правительства. Очень хочется надеяться,      
что с ратификацией этого документа мы наконец к этому вернёмся и восстановим    
в Уголовном кодексе такую необходимую, очень важную и на самом деле             
действенную норму, как конфискация, способную остановить, положить некий        
предел тому хаосу, который сегодня существует.                                  
                                                                                
Ещё раз, коллеги, обращаюсь к вам с призывом поддержать ратификацию             
конвенции. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста. Вам пять минут хватит,    
наверное, Владимир Вольфович?                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. В соответствии с Регламентом выступайте.      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Когда мы сокращаем регламент и не даем возможности            
высказаться о коррупции, - это уже начало коррупции, мы уже боимся об этом      
говорить и заложили всего двадцать минут.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, мы же вам дали возможность            
выступить. Пожалуйста, никто же не запрещает.                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Спасибо. Вот я об этом и говорю. И в зале почти никого нет.   
Вот депутаты шумят шестнадцать лет: где закон?! А сами где находятся, где они   
находятся? Ведь это важнейший закон. Это должен быть или день печали, или       
день праздника. Или мы начинаем борьбу с коррупцией, и мы ее в какой-то         
степени проведём, добьёмся успеха, или мы опять прикидываемся.                  
                                                                                
Вот здесь вот русский язык... Пытается нам представитель президента сказать:    
это вот термин такой уже устоявшийся. Вот именно что устоявшийся, скрытый       
термин. Не понимает наше молодое поколение, это нужно ещё изучить английский    
язык, французский, чтобы понять, что такое коррупция, поэтому и надо называть   
- продажность. В Российской Империи не было этого слова - коррупция - и при     
советской власти. Это ввели в последнее время, чтобы увести в сторону, так      
сказать, общественное мнение, что вот будем вести борьбу... А с чем борьбу? С   
продажностью - всем было бы ясно. А продажность начинается с такси, с           
официанта, с парикмахера, с букета цветов женщинам, коробки конфет, коньяка.    
                                                                                
Но в данном случае речь о международной конвенции. Речь идет об                 
обязательствах государств для борьбы в международном масштабе. Ну если Запад    
эту конвенцию принял, хочет вести борьбу и считает себя чистеньким, а вот       
страны Азии, Африки и Россия, мол, коррумпированные - но деньги-то идут с       
Запада! Почему мы хотя бы при обсуждении конвенции не говорим о том, что        
коррупцию решили назвать именно западным термином потому, что деньги оттуда,    
поэтому и слово оттуда - коррупция. И делалось это специально, потому что       
новая, молодая демократическая власть проиграла бы ближайшие выборы, если бы    
был страх отвечать за коррупцию. Поэтому её подкупило, эту молодую              
демократическую власть, правительство Клинтона. Огромные деньги давали,         
кредиты любых финансовых структур, любые потоки шли сюда.                       
                                                                                
К слову, они сюда не доходили. Начинать борьбу с коррупцией надо с того,        
чтобы посмотреть, где остались за двадцать лет деньги, которые                  
предназначались нашим гражданам. Они там и остались.                            
                                                                                
И теперь нам ещё предлагают подключиться к конвенции о коррупции и здесь        
бороться... С кем? Нам нужно бороться с теми, кто знал, куда шли деньги.        
Просто адресат - то правительство, но того правительства уже нет. Это           
правительство уже шестое, которое мы утвердили с вами. Поэтому можно            
подключаться и нужно подключаться к ратификации, утверждать эту конвенцию, но   
бороться мы с вами не будем, вы заранее должны это понять.                      
                                                                                
Вот здесь раздавались возгласы: давайте конфискацию имущества! Уважаемый        
Александр Евсеевич, вы построили склады, куда будем свозить это имущество       
конфискованное? Куда будем свозить? У нас таможенные склады все забиты, а вы    
говорите - конфискацию! Ну объявим конфискацию - и куда повезём завтра? Ведь    
об этом ещё подумайте. А если по-настоящему проводить конфискацию, то нам       
экономику можно останавливать: нам хватит денег от продажи конфискованного      
имущества - это пять бюджетов страны. Можно сидеть и отдыхать. И единственные   
чиновники у нас будут - работники прокуратуры, правоохранительных органов и     
ФСБ. Пусть они работают, мы можем отдыхать. Друг у друга будем                  
конфисковывать: сегодня - у Хинштейна, завтра - у меня, а послезавтра - у       
Локотя.                                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет ничего? Как "нет ничего"?! У всех у вас есть! Это мы      
всё только кричим, всё только разговоры одни: даешь конфискацию! Да кто ее      
принимает, конфискацию? В этом же зале вы не принимаете уже шестнадцать лет     
там или двадцать лет маленькую поправку в Уголовный кодекс. В этом зале         
вывели из Уголовного кодекса позицию о конфискации и в этом же зале кричат:     
давайте конфискацию! Ну это же мы сами смеёмся над собой.                       
                                                                                
Коррупции подвержены все страны мира, поэтому не надо пытаться Россию           
изобразить так, что здесь очень высокий уровень коррупции. Наоборот, именно в   
России не любят деньги, именно из-за того, что мы не очень любим деньги, у      
нас и экономика плохо развивается. И если коррупция началась в Советском        
Союзе, она началась с Юга. Я не называю национальные регионы, национальности,   
я опытный юрист, заслуженный юрист. Юг всегда был коррумпирован, поэтому        
никогда нельзя было назначать руководителями Советского Союза и нынешней        
России людей с Юга.                                                             
                                                                                
Вот Горбачёв - это была первая ошибка. Нельзя! Ставропольский край полностью    
подвержен коррупции! И Краснодарский край! Весь Юг! Весь Южный федеральный      
округ можно закрывать для кадрового роста. Поэтому я очень рад, что главой      
администрации президента стал человек с Урала, а не с Юга. Оттуда товарища      
назначить планировали, но вовремя остановились. Поэтому коррупция... Очень      
трудно с нею бороться, и самая лучшая форма борьбы - это, конечно,              
договориться нам. Ведь деньги наши выведены за рубеж. Они над нами смеются.     
Олбрайт приезжает в Кремль к Ельцину и даёт список: вот ваши вкладчики за       
рубежом. Ну и давайте изымать деньги! Чего она сообщает Ельцину?! И без этого   
её списка все мы знаем, сколько денег находится за рубежом. Если Запад          
заинтересован в борьбе с коррупцией в России, заблокируйте эти деньги и         
верните сюда, в наш Центральный банк, и мы здесь будем разбираться. Ведь всем   
ясно, что если человек вывел из страны 100 миллионов долларов до начала         
экономической деятельности там, то это есть как раз деньги, связанные с         
коррупцией, он их прячет там. Любой, кто выводит деньги из собственной          
страны, - это жулик, вор! Вот этим нужно заняться. На десять лет запретить      
вывоз денег из страны. Кто вывозит - объявлять его участником коррупции.        
Только так можем остановить.                                                    
                                                                                
Но лучше всего начать, конечно, с амнистии, объявить эту амнистию тотальную:    
все, кто сколько может и хочет, везёт, - всё освобождается от уголовной         
ответственности. А у нас два взаимоисключающих момента. Мы говорим: "Деньги     
вывезли", мы говорим: "Вы коррупционеры" и обещаем им всё конфисковать,         
посадить в тюрьму и чуть ли не расстрелять. Но так не делает никто, это         
бесполезно. И Западу выгодно: деньги там находятся, работают на чужую           
экономику, а здесь сотни тысяч чиновников на крючке. Нам говорят, что           
правительство даёт отрицательный отзыв на попытку ввести дополнительную         
ответственность за коррупционные дела. Да это потому, что они на крючке,        
потому что там у них счета. Уберите там счета, и появится другое                
правительство, более смелые чиновники, и не только правительство, но и          
губернаторы, и главы администраций, и все, кто имеет отношение к деньгам.       
                                                                                
Здесь вот мы играем с этими вопросами, всё время все выступают за, но           
реальных шагов не делаем внутри страны. Вот простой пример. Сколько раз уже     
просили: давайте начнём борьбу с коррупцией у себя, внутри. Вступительные       
экзамены - зачем они нужны? Нигде в мире нет вступительных экзаменов в вузы.    
Кто их ввёл? Зачем ввели вступительные экзамены? Чего вы мучаете молодых        
людей? Вон коррупция - пять миллиардов долларов. Давайте остановим, отменим     
экзамены. Чего мы не отменяем экзамены? Самый лучший способ.                    
                                                                                
Или наши чиновники. Это же мучительный процесс - добиться какого-то             
разрешения. Ну давайте заставим выдавать разрешения в течение месяца. И         
бесконтактный способ, бесконтактный: нет чиновника и заявителя - по почте, по   
почте. Почему в Америке паспорта получают по почте? Почему у нас нужно идти в   
ОВИР, сидеть в очереди и давать взятку, чтобы дали быстрее паспорт? По почте    
отправил - через две недели получил. А ещё лучше выдать сразу, и не ждать,      
сразу в четырнадцать лет выдать ему два паспорта, пусть у него лежат уже дома   
два паспорта, никуда ходить не надо.                                            
                                                                                
Мы сами не ведём настоящую борьбу с коррупцией. У нас депутатский корпус...     
Мы же хотели монетизацию провести у нас. Ведь деньги расходуются неправильно.   
Телефоны мобильные всё время гудят почему? Потому что без лимита и за всё       
платим из бюджета. Давайте дадим деньги ему, и он не будет говорить по          
телефону, не будет. Вот он сидит и говорит по телефону, видите, и свои мозги    
туманит, и деньги из бюджета страны тратит впустую. А так он будет сидеть       
спокойненко, и его голова сохранит здоровье, и бюджет мы сэкономим. Давайте с   
себя начнём: никаких безналичных расчётов. Вот они сейчас где сидят, где        
сидят все? В регионах. За счёт бюджета. А у нас поездка в регион раз в месяц,   
в конце месяца должны поехать. Он поедет в конце месяца, если мы это            
переведём в деньги, а так он каждый день может ездить, каждый день в поездах    
едут депутаты, не имея на это никакого права. Вот безналичный расчёт нужно      
убрать, никаких безналичных расчётов не должно быть. Тогда мы начнём            
по-настоящему бороться с коррупцией. Надо, чтобы человек сам платил.            
                                                                                
Во многих странах мира депутаты сдают мандаты, если жена на машине              
депутатской поехала на рынок, а наши депутатские машины наготове стоят день и   
ночь, и куда они ездят, никто не знает. Вот пускай за деньги всё делается, за   
наличный расчёт, в том числе и поездки за рубеж. А то раз - поехал, на          
Олимпиаде присутствует, как хорошо! Почти на все игры катаются. То есть это     
всё связано с тем, что можно израсходовать и за это не отвечать. За каждую      
копейку мы должны отвечать! И сверху - Государственная Дума, правительство,     
администрация президента, и вниз - до участкового милиционера.                  
                                                                                
И наконец, последнее. Самый лучший путь борьбы с коррупцией - это резкое        
повышение заработной платы чиновникам. До тех пор, пока они получают у нас      
15-20 тысяч, бороться с коррупцией бесполезно. Надо установить: от 50 тысяч     
до 500 - минимальная заработная плата чиновника. Участковый милиционер - вот    
дайте ему 50 тысяч рублей, и министру внутренних дел - 500 тысяч. И так по      
всем ведомствам. Тогда только мы освободим чиновника от того, что он будет      
постоянно в состоянии риска и будет брать взятки.                               
                                                                                
И ещё. Я сегодня поднял вопрос про соль и сахар. Это действуют пенсионеры,      
скучающие наши женщины. Коррупцию тоже в основном в стране нашей устраивают     
жёны и дочери. Вот с ними нужно вести воспитательную работу, с женским          
коллективом нашей страны. Они толкают на коррупцию всех наших чиновников, они   
устраивают бунты. Они начали Октябрьскую революцию в Петрограде: хлеб не        
завезли! Подождёте ещё пять дней, завезём хлеб - нет, им нужно было свергнуть   
правительство. Вот это тоже имеет отношение к борьбе с коррупцией: кто-то       
даёт деньги, и поднимаются бунты. И всё это связано, это всё связано с          
государством и с нашим будущим, и за всем этим мы должны следить, мы пока не    
следим... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Глотов Сергей Александрович.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Наша фракция     
поддерживает ратификацию этой очень важной Конвенции Организации Объединённых   
Наций против коррупции. Совершенно очевидно, что коррупция, как раковая         
опухоль, разъедает государственную машину нашей страны, ею поражены             
практически все властные структуры - и суды, и прокуратуры, и администрации,    
можно этот список продолжать и дальше. Вполне понятно, что сегодня уже даже     
на Западе, в Соединённых Штатах Америки пытаются оказать нам помощь в борьбе    
с коррупцией. Известные дела Адамова и других бывших министров говорят об       
этом. Скоро придётся, возможно, и списки невыездных составлять, потому что      
они являются и носителями военных секретов. Это первое.                         
                                                                                
Во-вторых, хотелось бы отметить: ратификация в какой-то мере компенсирует       
отсутствие специального закона, который всё-таки должен быть и который          
приветствуется депутатами - членами нашей фракции. И естественно, что           
ключевым положением в нём должна быть норма о конфискации имущества. Это        
совершенно ясно и понятно.                                                      
                                                                                
Третье, о чём хотелось бы сказать. Мы за то, чтобы сделать очередной шаг, и     
нас не устраивают увещевания со стороны Минюста о том, что мы находимся на      
завершающем этапе так называемых межведомственных согласований по Конвенции     
Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в 1999        
году. Мы с вами видим, сколько уже времени ушло на эти межведомственные         
согласования. Правда, не только эти важнейшие документы утонули в               
согласованиях, есть и другие, о которых мы говорим в этом зале, - Европейская   
социальная хартия, например, и можно привести ещё целый ряд примеров.           
Конечно, надо встряхнуться в конце концов и усовершенствовать сам механизм      
этих межведомственных согласований. Должны быть ясные и конкретные планы по     
прохождению этих важнейших документов, согласованные и с Государственной        
Думой, и с Советом Федерации.                                                   
                                                                                
Нас не всё устраивает в предлагаемом законопроекте "О ратификации Конвенции     
Организации Объединённых Наций против коррупции". Например, статья 1, пункт     
7: "Российская Федерация заявляет, что в соответствии с пунктом 2 статьи 48     
Конвенции она будет рассматривать Конвенцию в качестве основы для взаимного     
сотрудничества между правоохранительными органами в отношении преступлений,     
охватываемых Конвенцией, при условии, что это сотрудничество не будет           
включать проведение следственных и иных процессуальных действий на территории   
Российской Федерации". Значит, по-прежнему будут выезжать чиновники за рубеж,   
значит, по-прежнему их будут ловить там, представлять нашей стране или наш      
Минюст и наша прокуратура будут выступать ходатаями, для того чтобы вернуть     
на Родину для разбирательства этих важных и ответственных лиц, ещё раз хочу     
сказать, носителей военных секретов. Тем не менее мы понимаем, что сегодня не   
нужно тратить время, может быть, на эти поправки - будет возможность, мы        
через своё внутреннее законодательство сможем урегулировать эти проблемы.       
                                                                                
Мы за ратификацию и за последующие шаги, чтобы и другие международно-правовые   
документы в этой области были ратифицированы в нашей стране и работали.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич.                                          
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Фракция коммунистов будет голосовать за этот закон, потому как    
всем понятно, что явление приобрело такие масштабы и такие уродливые формы,     
что терпеть это становится невмоготу. И главное, что сей факт признают          
абсолютно все граждане нашего государства - от президента до самого             
последнего бомжа. Когда кого-то упрекают в том, что он вроде бы где-то          
чего-то нарушил или умыкнул, то часто звучит аргумент: "А ты посмотри, что      
там наверху делается!" Поэтому мы будем голосовать за.                          
                                                                                
Теперь по некоторым деталям. Я бы даже поддержал сегодня выступление            
Владимира Вольфовича Жириновского, который предложил называть вещи своими       
именами и говорить прямо: продажность, так сказать. Действительно, это суть     
явления. И не только прямо выступил Владимир Вольфович, но ещё и ярко, с        
напором, по-боевому, я бы даже сказал, самокритично. Это хорошо, это мы         
одобряем. Однако через некоторое время причины его смелости и напористости      
стали ясны: оказывается, для начала надо амнистию всеобщую объявить - мол,      
наворовали и давайте теперь всё это устаканим, вот дальше мы хотим жить         
честно. Амнистию! И вторая причина - мол, давайте чиновникам добавим            
зарплаты, оклады, возможности, а иначе бесполезно бороться, вот бесполезно      
бороться с этим в высших и прочих, и прочих кругах. Хотя всем понятно, что      
это как раз и есть истоки и причины коррупции, и первое, и второе.              
                                                                                
И с этим мы никогда не согласимся, и будем настаивать... И какие бы законы ни   
принимались, какие бы амнистии экономические ни объявлялись, всегда народное    
мнение будет чёткое: приватизация - это воровство, ограбили весь народ,         
кинули всю страну. И здесь никакими голосованиями кнопочными вопрос не          
решишь.                                                                         
                                                                                
Второй момент, на котором хотел бы остановиться и ответить уважаемому мной,     
вообще, Константину Иосифовичу Косачёву, который, делая доклад, дважды          
пробовал зачем-то бросить тень на советские времена и на советскую власть. Он   
проводил мысль, что, якобы не используя термин "коррупция", в советские         
времена тем самым закрывали на это глаза, делали вид, что явления не            
существует, и так далее, и тому подобное. Однако, уважаемый Константин          
Иосифович, вы сами сказали, что были (и ещё какие!) дела и по взяточничеству,   
и по злоупотреблениям, и по использованию служебного положения, и по            
родственникам. И более того, надо было вообще-то не просто делать вид, но и     
отчитываться, какие средства ты имеешь, на какие средства и как ты живёшь и,    
так сказать, за какие труды тебе это всё досталось. Всё это в советские         
времена было. Хотя масштабы по сравнению с сегодняшними - это как вон там       
маленькое пятно на Луне тёмное.                                                 
                                                                                
Ещё момент, относительно того, что, как только доходили дела до дверей          
Кремля, скажем, или Политбюро, тут же их и прикрывали. С этим мы должны         
согласиться, это действительно так. Это действительно то самое уродливое        
явление, про которое Владимир Ильич говорил, что в партию лезут всякие          
примазывающиеся прохиндеи и прочая коммунистическая сволочь (это выражение      
Владимира Ильича), которая годится только на то, чтобы её расстреливали.        
Признаём, это так. И эта "сволочь" привела партию к краху, вообще-то. Только    
надо отметить, что большинство этой "сволочи" превратились в видных деятелей    
демократического движения и сегодня возглавляют многие суверенные республики    
и в правящих партиях ведут тот же курс. Просто они взяли и узаконили то, к      
чему стремились. И масштабы в советские времена, как я уже говорил, по          
сравнению с сегодняшними - это, конечно, небо и земля.                          
                                                                                
Ещё один пункт, который мы хотели бы отметить, - это роль государства. Вот      
тезис, который гласит, что государство - самый неэффективный собственник,       
поэтому давайте всё передадим и раздадим, - это и есть самый главный            
программный лозунг коррупции по-крупному, потому как чего ради государство      
выпускает из рук монополию на алкогольную продукцию, на табачную, на            
топливно-энергетический комплекс? Ну чего ради? Если это прибыльное дело,       
почему не работать и не использовать на всеобщее благо, так сказать?            
                                                                                
Ну и наконец, последнее. В данном случае я обращаюсь прежде всего к коллегам    
из "Единой России". У нас даже не просьба, а совет. Вы когда аргументы          
используете, в том числе когда у вас появляется желание, например, кольнуть     
коммунистов, советский период и прочее, ну, так сказать, посчитайте до десяти   
и делайте это аккуратнее, и лучше так же самокритично, как Владимир             
Вольфович, ответьте на те вопросы, которые сейчас в обществе возникают и        
которые пресса освещает. Вот это не я говорю, это средства массовой             
информации со ссылкой на ваших бывших членов пишут, что получают, в том числе   
и во фракции "Единая Россия", дополнительные вознаграждения в конвертах. Вы к   
ответу не привлекаете, в суд не подаёте, объясниться с народом вроде тоже не    
хотите. А народ, вот меня например, интересует вопрос: честные партийцы из      
этих конвертов партвзносы платят или нет? Поэтому будьте, пожалуйста,           
самокритичнее, берите пример с Владимира Вольфовича.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Родины", пожалуйста, Виноградов Борис Алексеевич.     
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".              
                                                                                
Уважаемые коллеги, конвенция - это такой документ, в который поправки не        
внесёшь, и поэтому надо определяться: поддерживать или нет. Фракция "Родина"    
будет поддерживать эту конвенцию, голосовать за. Но у нас есть три              
предложения. Поскольку конвенция - это только слово, а для того, чтобы было и   
дело, первое предложение такое. Группа депутатов внесла законопроект, который   
будет рассматриваться на этой сессии в Думе, - это законопроект, который        
запрещает чиновникам иметь счета и собственность за рубежом. Просьба ко всем    
фракциям поддержать этот законопроект, ибо это будет наш реальный вклад в       
начало борьбы с коррупцией на деле, а не только на словах.                      
                                                                                
Второе предложение. Конечно, мы считаем, что, помимо сегодняшнего               
голосования, необходимо принять обращение к президенту, в котором призвать      
Президента Российской Федерации максимально быстро принять программу действий   
правительства по разработке законопроектов и нормативных правовых актов,        
которые будут регламентировать реальную борьбу с коррупцией.                    
                                                                                
И третье предложение. У нас уже больше года лежит заключение Счётной палаты     
по приватизационным сделкам, так называемым залоговым аукционам и так далее.    
Давайте мы с вами примем решение и рассмотрим, в конце концов, на заседании     
Государственной Думы это заключение, рекомендации и выводы Счётной палаты по    
всем приватизационным сделкам по крупной собственности, по которым она          
провела работу. Мы до сих пор никак не можем решиться рассмотреть этот          
документ.                                                                       
                                                                                
А в заключение я хочу сказать следующее, чтобы Владимир Вольфович не            
беспокоился о конфискате. Я думаю, что мы попросим ЛДПР, и она найдёт склады    
в нашей стране, для того чтобы конфискованное имущество мы могли отдать им на   
хранение под их ответственность. И действительно, закон о конфискате нам        
нужно принимать, чтобы он работал, потому что иначе это будет борьба впустую.   
А так мы поддерживаем, ещё раз повторяю, конвенцию и будем голосовать за неё.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
От независимых - Рыжков Владимир Александрович. Пожалуйста.                     
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Мы, безусловно, поддержим эту         
конвенцию. Это действительно важнейшее событие. Два года не вносил президент,   
но, наконец, это случилось, и сегодня мы должны за это проголосовать.           
                                                                                
Но я хотел бы прежде всего сказать несколько слов по поводу того, о чём         
говорил Константин Иосифович Косачёв.                                           
                                                                                
Константин Иосифович, вы призывали не заниматься мазохизмом, не говорить о      
том, что в России тяжелая ситуация с коррупцией и так далее. Но, уважаемые      
коллеги, ведь есть всем известные факты! Известно, что 60 процентов домов в     
Лондоне покупают русские, из них 80 процентов - чиновники. Что, этот факт не    
известен? Весь Лондон хватается за голову: идёт скупка тысяч домов ежегодно.    
                                                                                
Что, не известно о том, что у нас некоторые заместители министров, начальники   
департаментов министерств летают в Швейцарию к семьям на уик-энд отдыхать?      
Известно.                                                                       
                                                                                
Что, не известно, что жёны руководителей субъектов Федерации за два года        
делают миллиард долларов на строительном бизнесе и входят в списки              
миллиардеров, публикуемые в журнале "Форбс"? Что, мы с вами этого не знаем?     
                                                                                
Что, мы с вами не знаем того, что жена бывшего первого заместителя министра     
финансов покупает бриллиант за 60 миллионов долларов, а он остаётся уважаемым   
человеком на государственной должности? Что, это для нас секрет?                
                                                                                
Что, мы не знаем о том, что Россия за последний год скатилась с 95-го места в   
мировом рейтинге коррупции на 126-е?                                            
                                                                                
Что, мы с вами не знаем оценочные данные, что до 300 миллиардов долларов        
составляет теневой и коррупционный оборот в Российской Федерации?               
                                                                                
Поэтому то, что сегодня происходит, - это важнейший шаг. Мы должны              
ратифицировать конвенцию. Но меня (я ещё раз хочу обратить ваше внимание,       
уважаемые коллеги) смущают те оговорки, которые сделали наш комитет и           
Государственная Дума по поводу конфискации. Эти оговорки очень двусмысленные.   
И где сегодня гарантия, кто даст гарантию? Я прошу Константина Иосифовича,      
прошу депутата Гришанкова ещё раз под стенограмму в заключительном слове дать   
гарантию, что, голосуя сегодня за конвенцию с оговорками, мы не исключаем       
конфискацию имущества за пределами России, включая недвижимость, акции,         
деньги и так далее, потому что, если мы сделаем оговорку и исключим это, мы     
ничего с вами, коллеги, не вернём обратно в Россию.                             
                                                                                
Дальше. Возникает вопрос: как реализовывать конвенцию? Я не случайно задал      
вопрос представителю президента. Кто в правительстве отвечает за разработку     
пакета законопроектов? Каковы сроки? Где план действий? Нет сегодня ни          
ответственности, ни сроков, ни плана действий. Может получиться так: сегодня    
прокукарекаем, а потом ещё лет десять будем разрабатывать. Это не годится.      
Поэтому у меня предложение, Борис Вячеславович, дать поручение Комитету по      
международным делам подготовить постановление Государственной Думы с            
обращением к Президенту Российской Федерации, чтобы он назначил конкретного     
чиновника, министра, а лучше главу администрации президента, установил сроки    
разработки пакета законопроектов по реализации конвенции в Российской           
Федерации. А иначе никто не будет за это отвечать, никто ничего не будет        
делать, всё это останется сотрясением воздуха, и наше голосование сегодня       
ничего не даст.                                                                 
                                                                                
И последнее, уважаемые коллеги. Мы сами виноваты в том, что в стране            
процветает коррупция, мы виноваты. Мы не хотим принимать закон о                
регулировании тарифов естественных монополий здесь, в Государственной Думе, а   
отдаём это на откуп правительству, а в результате - инфляция, рост тарифов и    
цен. Мы с вами не принимаем десять лет закон о противодействии коррупции, мы    
с вами не принимаем уже почти полтора года закон об информационной открытости   
власти (я сегодня об этом уже говорил), а президент требует его принять,        
вчера в Нижнем Новгороде снова потребовал, но комитет не вносит на первое       
чтение. Мы с вами сами виноваты в том, что в России нет законодательства о      
противодействии коррупции.                                                      
                                                                                
Поэтому я предлагаю поддержать сегодня конвенцию. Константин Иосифович, ещё     
раз прошу вас обратить внимание на оговорки, чтобы не была, так сказать,        
выброшена из конвенции конфискация, чтобы не было выброшено самое главное -     
возможность вернуть активы в Россию. И давайте активней принимать законы по     
контролю над тарифами, по контролю над естественными монополиями, об            
информационной открытости власти. Давайте оставим пять "мигалок" на всю         
страну - президенту, спикерам палат, председателю правительства и               
председателю Конституционного Суда. Пять "мигалок", а все остальные надо        
отменять. Это тоже... (Выкрики из зала.) И Владимиру Вольфовичу шестую, вот     
он просит, да. И надо прекращать с этими делами! Поэтому предлагаю поддержать   
конвенцию, но предпринять все необходимые шаги, чтобы она была реализована в    
жизнь, чтобы был принят необходимый пакет законов по её реализации.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства?       
Нет.                                                                            
                                                                                
По ведению - Оськина Вера Егоровна. Пожалуйста.                                 
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Борис Вячеславович, но на кнопку я нажала минут          
пятнадцать - двадцать назад. Спасибо.                                           
                                                                                
Я подвергаю сомнению утверждение Владимира Вольфовича Жириновского, что         
именно женская часть населения толкает мужскую на коррупцию. Оглянитесь         
вокруг, Владимир Вольфович: все руководящие должности в нашей стране занимают   
мужчины. Вы обидели своим заявлением большую часть страны - известно, что в     
России женщин больше мужчин на десять миллионов человек. Парламентарию с        
таким опытом работы не пристало голословно делать такие заявления.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Депутату Оськиной хочу сказать: вы забыли про Раису            
Максимовну, Наину Иосифовну, Татьяну Борисовну и так далее, вспомните это.      
                                                                                
И второй момент. Депутату Тюлькину хочу сказать. Вы говорили, что Ильич сразу   
развернул борьбу с коррупцией. После чего въехал в виллу в Горках, и купили     
ему на валюту невиданную по тем временам машину, которая до сих пор стоит в     
музее. И Троцкий имел обслугу больше, чем великий князь. Это я так,             
информирую вас, чтобы вы в курсе были.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Тюлькин. Пожалуйста, Виктор Аркадьевич. И    
на этом выступать по ведению прекращаем.                                        
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Борис Вячеславович, я долго не буду, я просто рекомендую          
Владимиру Вольфовичу так же, как и Владимир Ильич, все свои машины сдать в      
музей.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте мы всё-таки в конструктивное русло вернёмся. По      
процедуре сейчас должны выступить с заключительным словом докладчик и           
содокладчики. Есть ли необходимость выступить, Владимир Увеналиевич Ялунин, с   
заключительным словом с учетом обсуждения? Пожалуйста.                          
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. С учетом того что всё прозвучавшее было в поддержку ратификации,   
у меня заключительного слова нет.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить Константину Иосифовичу Косачёву?                
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Очень коротко. Ответы Владимиру Александровичу.                   
                                                                                
Владимир Александрович, комитет не предлагал никаких оговорок и замечаний к     
тексту конвенции. Эти оговорки и замечания содержатся в тексте законопроекта,   
внесённого в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Это         
первое, для стенограммы.                                                        
                                                                                
И второе. Когда я говорил о том, что не надо рвать на себе волосы, я, конечно   
же, ни в коем случае не умалял масштабов коррупции в России. Но коррупция -     
это явление, которое характерно практически для всех стран современного мира.   
Причём не все страны, входящие в число наиболее экономически развитых,          
демонстрируют низкий уровень коррупции. Скажем, по тому же рейтингу, на         
который вы ссылались, Германия оказалась на шестнадцатом месте, США - на        
семнадцатом, Франция - на восемнадцатом, Италия - на сорок первом, а Китай,     
где за взяточничество можно получить даже смертный приговор, - на семьдесят     
восьмом месте. Я также напомню, что по тому же рейтингу Грузия за Россией -     
сто тридцать третье место, Азербайджан - сто тридцать седьмое, республики       
Средней Азии - на самых последних местах. Это ни в коем случае не повод для     
самоуспокоения, но это также и не повод для самобичевания.                      
                                                                                
Я очень благодарен всем выступавшим и всем фракциям, которые поддерживают       
ратификацию конвенции. Это действительно важнейшее событие для нашей страны,    
которое позволит перевести борьбу с коррупцией в России на качественно новый    
уровень.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гришанков Михаил Игнатьевич.                  
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я благодарен   
депутатам за поддержку данного законопроекта о ратификации конвенции. Хотел     
бы отметить, что наличие нормы о конфискации является обязательным              
требованием конвенции и в тех оговорках, которые сделаны, тема конфискации не   
затрагивается. Поэтому, Владимир Александрович, не сомневайтесь, что мы         
вместе с вами должны будем в кратчайшие сроки эту норму о конфискации           
возвращать.                                                                     
                                                                                
И хотел бы добавить, что, действительно, достаточно долго уже ведётся работа    
Минюста. На мой взгляд, она неоправданно затянулась: уже почти семь лет. Так    
вот, хочу отметить, что уже есть конкретная программа действий в Госдуме по     
изменению законодательства в соответствии с нормами конвенции. Я думаю, что в   
наших силах принять эту программу в течение весенней сессии. Спасибо.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, выносим проект этого федерального закона на "час             
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2149 по 2165 из 4989
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции     
Организации Объединённых Наций против коррупции". Кто за? Прошу голосовать.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.