Заседание № 155
05.04.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 250839-4 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (о расширении перечня оснований для досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5750 по 6006 из 6574
Переходим, возвращаемся, вернее, к пункту 17. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данное предложение вызвано не общением с космосом, а реальной жизнью и выводами, сделанными на основе тех ситуаций, в которые попадают многие политические партии и все политические партии, представленные в Государственной Думе. Я всегда с уважением отношусь к позициям комитетов, которые основываются на нормах права, но в данном случае, как и в случае со следующим законопроектом, ситуация прямо противоположная: нет абсолютно никаких норм права, которым противоречит данное предложение, и та логика, из которой исходят представители комитетов, непонятна. Они говорят о том, что нельзя исключать из избирательной комиссии члена комиссии с правом решающего голоса, потому что таким образом он будет зависеть от той политической партии, от той структуры, которая его туда направила. По мнению комитета, это противоречит всем принципам: нельзя, мол, человека заставлять быть зависимым от той политической партии, которая его выдвинула. Я считаю как раз наоборот: политическая партия для этого и выдвигает своего представителя, чтобы он проводил ту линию... Депутат Коган, можно вас попросить не говорить за спиной, а уважать выступающего? Как раз политическая партия заинтересована в том, чтобы её представитель отстаивал интересы партии в избирательной комиссии того или иного субъекта Российской Федерации. А что происходит зачастую и чему все мы бываем свидетелями? Зачастую происходит так, что как раз члены комиссии с правом решающего голоса действительно становятся зависимыми, но не от политической партии, а от руководства того или иного субъекта, от финансово-промышленных групп в субъекте, которые пытаются на территории этого субъекта проводить свою политику, проводить в депутаты людей от своих структур, от своих группировок. Губернаторы пытаются протолкнуть своих людей. Все люди имеют слабости, и мы с вами не исключение. И любой член комиссии с правом решающего голоса, не имеющий по тридцать лет машины, квартиры, может соблазниться, не устоять и, получив квартиру от руководства области, отстаивать интересы соответственно не той политической партии, которая его выдвинула, а интересы того, кто ему оказал какую-то материальную помощь. Таких случаев много. В тех субъектах, за которые отвечаю я во фракции, я знаю такие примеры, и не в нашей партии, а в партии большинства в Государственной Думе. И мне непонятно, почему партия большинства сама выступает против здравой логики и принципов? Мы должны иметь возможность в любой момент отозвать того или иного члена комиссии с правом решающего голоса, если он не справляется со своими обязанностями и если он попал под влияние той или иной группировки, под влияние руководства области. Поэтому я считаю, что как раз логика отсутствует в данном случае у уважаемого комитета и исходить нужно совершенно из обратного. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от комитета сделает Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел данную законодательную инициативу, мы с уважением к ней относимся и понимаем её логику, но мы расходимся с автором законодательной инициативы в понимании статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Действующий избирательный закон определяет равный, одинаковый статус для всех членов избирательной комиссии, независимо от того, кем они делегированы, кем они рекомендованы, и предполагает одинаковые принципы их деятельности. Среди этих принципов важнейшими являются независимость и несменяемость. Эти принципы должны обеспечить объективность решений каждого члена избирательной комиссии. Независимо от того, кем рекомендован тот или иной член избирательной комиссии, он должен подходить к решению любого вопроса объективно, а не в своих партийных интересах. Право той или иной партии рекомендовать своего члена в избирательную комиссию отражает необходимость участия гражданского общества в формировании этих комиссий, но отнюдь не означает, что они должны быть адвокатами. То есть если проводить довольно вольную, но, на мой взгляд, допустимую аналогию с судебной системой, то члены избирательных комиссий с правом решающего голоса от партий - это всё-таки не адвокаты, обязанные защищать их интересы в избирательных комиссиях, а судьи, обязанные объективно и независимо подходить к решению любого вопроса. Если же эта логика будет нарушена, то избирательные комиссии превратятся из независимого арбитра в некое представительство корпоративных интересов. Ведь не только политические партии рекомендуют своих членов в избирательные комиссии, но и другие общественные объединения. Тогда можно сделать вывод, что каждое общественное объединение и каждая партия должны иметь там своих представителей, которые защищали бы сугубо их интересы и действовали практически по доверенности. На наш взгляд, это противоречит духу действующего избирательного законодательства и нарушает принцип независимости деятельности членов избирательных комиссий. Именно исходя из этой логики, мы предлагаем данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Вопрос? Нет? Выступить потом хотите? Есть ли вопросы? Есть вопросы. Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста, ваш вопрос. Тоже нет, да? Депутат Багишвили, ваш вопрос. БАГИШВИЛИ Е. Н. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Михаил Васильевич, скажите, пожалуйста, каким образом можно убрать человека с правом решающего голоса, если, допустим, в течение двух лет его пребывания в этой комиссии он потреблял слишком много алкогольных напитков и уже не выполняет свою работу, как это положено ему по закону? А если его нельзя убрать, то тогда как с ним поступать? И не лучше ли будет, если политическая партия, которая его выдвинула, будет иметь право его убрать? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. В статье 29, пункт 6, федерального закона об избирательных правах граждан очень чётко определены основания, по которым член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобождён от обязанностей члена комиссии до истечения срока его полномочий. Вот в рамках этого перечня и можно действовать. Вы привели конкретный пример, но его необходимо и разбирать конкретно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос был только один, да? А, есть ещё. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к представителю комитета. Насколько я понял из доклада, основным мотивом для предложения Госдуме отклонить данный законопроект является так называемый принцип независимости и несменяемости избирательных комиссий. Тогда у меня в связи с этим вопрос: а зачем тогда федеральное законодательство даёт политическим партиям возможность выдвигать своих представителей в избирательные комиссии? Может быть, тогда нужен другой принцип формирования комиссии, скажем из сотрудников администрации области, и всё? И тогда никто не будет ни на кого влиять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, ответьте, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. При принятии закона мы исходили из того, что общество должно участвовать в формировании такого органа, как избирательная комиссия. То есть их статус, если хотите, общественно-государственный. Вот в этом и смысл нормы о направлении партиями своих представителей в избирательные комиссии. Но это не значит, что при рассмотрении конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются в избирательной комиссии, они должны руководствоваться сугубо партийными интересами, если их совесть подсказывает иное. Они должны руководствоваться сугубо своей совестью и своим представлением о справедливости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше желающих задать вопросы я не вижу. Кто хотел бы выступить? Кузнецов Виктор Егорович, три минуты. И потом - Попов Сергей Алексеевич. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги из ЛДПР, ваш законопроект всё-таки несёт в себе очень серьёзную опасность, и эту же опасность мы видели в ходе выборов Президента Украины, например во втором и в третьем турах, когда для того, чтобы решить проблему в интересах одной из политических сторон, было изменено не только законодательство, но и составы Центральной избирательной комиссии и всех комиссий, включая участковые, и места в этих комиссиях были жёстко поделены между двумя партиями, включая председателей комиссий. Результат, который мы увидели, - это, вообще говоря, столкновение в обществе колоссальное, оно не проходит и на сегодняшний день. И я думаю, что наше законодательство в этой части как раз отличается тем, что гарантирует стабильность, независимость и несменяемость членов комиссии, то есть заведомо исключает возможные действия под давлением каких-либо политических сил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, я полагаю, что авторы законопроекта исходят из неправильной предпосылки о том, чьи интересы должны представлять члены избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса работают для того, чтобы защищать права граждан, а авторы законодательной инициативы полагают, что они служат и тому, чтобы защищать права политической партии. Именно поэтому и была устроена та система и произведена диверсификация. Есть множество разных источников: одна партия, другая партия, третья партия предлагают, общественные объединения могут предлагать, и где-то, может быть, окажутся и люди плохие. Может такая вещь случиться, но всё-таки, скорее всего, таких людей окажется немного, и в целом комиссия будет работать нормально. И как раз в этих целях и предложена эта методика, как раз для того, чтобы защищать права партий, и включены члены комиссии с правом совещательного голоса: они обладают большими правами, но они не обладают правом голоса. Далее. Что делать Либерально-демократической партии России, если, как выяснилось, у них имеется проблема со своими выдвиженцами? Ну, более чётко, более жёстко подходить к выбору кандидатов. После того как соответствующие кандидаты будут подобраны, принципиальные люди, ответственные, я думаю, они будут работать нормально. И над ними не будет висеть дамоклов меч: если я проголосую не так, как решают в горячке на партийном собрании, то меня отзовут из комиссии. Это тоже защита прав граждан, именно эта несменяемость. Я думаю, что законопроект нужно отклонить. Это почти единогласное решение комитета. Вот я не помню, честно говоря, как депутат Митрофанов голосовал на заседании комитета, но все остальные члены комитета были против данного законопроекта. И я думаю, это абсолютно правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителя президента и представителя правительства? Нет. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Алексей Владимирович Островский, пожалуйста. Тоже не больше трёх минут. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое. Даже меньше, Любовь Константиновна. Я просто хочу отреагировать на некоторые моменты, прозвучавшие в выступлениях содокладчика и других. Как раз практика избирательных кампаний в нашей стране сложилась такая, что члены избирательных комиссий вынуждены защищать не граждан, а партии, которые систематически подвергаются преследованиям со стороны различных руководителей избирательных комиссий разного уровня. У нас систематически неправильно трактуется законодательство членами комиссий и руководством избирательных комиссий. В частности, мы помним знаменитую историю, когда была отстранена ЛДПР в 99-м году решением ЦИК, а Верховный Суд потом сказал, что ЦИК был не прав. Что касается высказывания уважаемого Сергея Алексеевича, то члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса вообще не имеют никаких прав. Не надо нас вводить в заблуждение. Я сам был членом ЦИК с правом совещательного голоса и знаю, что это формальная, декоративная история, придуманная для того, чтобы показывать, как у нас всё демократично и хорошо. Как раз и должна быть зависимость члена избирательной комиссии от партии, и партия должна иметь возможность менять своих представителей, если они не отвечают интересам партии. В этом действительно смысл. Правильно сказал руководитель фракции Лебедев, что тогда можно вообще изменить принцип направления людей в эти комиссии. Какой смысл партии направлять своего представителя, если она не может на него влиять? Тогда не надо соблюдать видимость демократии, надо вообще тогда установить авторитарный режим, о чём говорит ЛДПР на протяжении шестнадцати лет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у Михаила Васильевича Емельянова? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 51 сек.) Проголосовало за 48 чел.10,7% Проголосовало против 30 чел.6,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7% Результат: не принято Не принято.