Заседание № 132
О проекте федерального закона № 250826-5 "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся подсудности уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что указанный законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации положением, согласно которому уголовное дело хотя бы об одном из преступлений террористического характера может быть передано на рассмотрение в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления. Текст законопроекта полностью подготовлен к третьему чтению, и Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству просит поддержать указанный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, по мотивам? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Уважаемые коллеги, приступаем к "часу голосования". По мотивам голосования по пункту 5 - Иванов Сергей Владимирович. Включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, сразу хочу сказать, что фракция ЛДПР, разумеется, не поддерживает террористов, не поддерживает экстремистов, мы выступали и будем выступать за целостность нашего государства, за сильное государство и за то, чтобы те люди, которые занимаются такими вещами, которые в Уголовном кодексе квалифицируются как терроризм и экстремизм, несли заслуженное наказание. Однако принятие данного законопроекта свидетельствует, к сожалению, о том, что у нас ещё слабое государство. Как вы помните, мы уже сделали исключение - мы лишили права на рассмотрение дел по этим статьям судом присяжных. Сейчас мы даём возможность сразу же Верховному Суду рассматривать дела по этим статьям, если есть так называемая угроза для кого-либо из участников процесса. Знаете, коллеги, закон, он должен быть для всех законом, и какие-то исключения уже делают закон не совсем легитимным. Я хотел бы обратить ваше внимание, например, на сайт Минюста, где есть список литературы, которая признана экстремистской. Доходит до смешного: детские рисунки признаются экстремистскими, статеечки, брошюрочки, листовочки. И вот по всему этому - если кто-то пригрозит, что отомстит, если кто-то что-то против него скажет, - может быть дело передано сразу в Верховный Суд. Заметьте, что таким образом сразу же мы уничтожаем две инстанции - районный и областной суд, передав это в Верховный Суд, и потом лицу, которое будет признано виновным или обвиняемым, уже труднее будет обжаловать. Ещё раз говорю, мы за то, чтобы с террористами разбирались как следует, то есть как положено по законам военного времени, может быть даже, как сказал нынешний премьер, чтобы их в сортире мочили, но мы за то, чтобы закон был для всех один и не делалось никаких исключений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 5, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 18 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 250826-5 "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся подсудности уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера; принят в первом чтении 25 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 11. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладчик - первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Проектом, принятым в первом чтении, устанавливается, что если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства либо их близких родственников, то уголовное дело хотя бы об одном из преступлений террористического, экстремистского характера может быть передано для рассмотрения в Верховный Суд Российской Федерации по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя. Проект федерального закона подготовлен к рассмотрению в Государственной Думе ко второму чтению с учётом трёх поступивших поправок, и все они рекомендованы комитетом к принятию. Данными поправками меняется название законопроекта, а также уточняется предметная подсудность окружных (флотских) военных судов, в частности добавляется, что данным судам подсудны уголовные дела, переданные в соответствии со статьёй 35 Уголовно-процессуального кодекса. Изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса уточняют перечень составов преступлений, преступлений террористического характера, по которым в случае реальной угрозы уголовные дела могут быть переданы по решению Верховного Суда Российской Федерации в окружные (флотские) военные суды по месту совершения преступления. Кроме того, предлагается принимать решения о передаче в окружные (флотские) военные суды в судебном заседании коллегии из трёх судей Верховного Суда Российской Федерации. Помимо этого устанавливается процедура принятия данного решения коллегией из трёх судей Верховного Суда. Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает перейти к рассмотрению таблицы поправок, рекомендованных к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. У нас всего одна таблица - таблица 1 принятых поправок. Три поправки в ней. Есть ли вопросы по этой таблице? Нет вопросов. Тогда ставится на голосование таблица 1 принятых поправок. Кто за? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 27 мин. 22 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Таблица 1 принимается. Таблицы отклонённых поправок нет, поэтому ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 28 мин. 03 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 113
О проекте федерального закона № 250826-5 "О внесении изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся подсудности уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, как мы и договаривались, следующие три вопроса мы рассматриваем в фиксированное время. Я приглашаю на трибуну полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Он доложит проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 15. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представлен законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, который называется "О внесении изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Законопроект направлен на то, чтобы обеспечить большую безопасность участников судебных разбирательств по целому ряду составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, для того чтобы обеспечить более эффективное, более качественное решение вопросов, которые являются предметом судебных разбирательств, направлен на то, чтобы в случае возникновения реальной угрозы личной безопасности участников судебного разбирательства обеспечить реальную защиту, реальную возможность участия в судебном процессе без этой угрозы. Не секрет, что данная инициатива обусловлена прежде всего тем, что в целом ряде субъектов Российской Федерации, расположенных в первую очередь в южном регионе - это Дагестан, Чечня, Ингушетия, - ситуация такая с учётом и национальных особенностей, и других каких-то структурных составляющих, что зачастую очень сложно бывает сформировать соответствующие составы, обеспечить, как я уже сказал, безопасность участников процесса и обеспечить, чтобы они, выполняя свои, скажем так, процессуальные обязанности, действовали в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. Для того чтобы решить эту задачу, предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс новой нормой. Суть этой нормы состоит в том, что если при рассмотрении судом уголовного дела по отдельным составам преступлений террористического характера и экстремистской направленности существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, то по ходатайству генерального прокурора или его заместителя на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя уголовное дело может быть передано для рассмотрения в Верховный Суд Российской Федерации. Решение Председателем Верховного Суда либо заместителем Председателя Верховного Суда должно быть принято в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства от генерального прокурора или его заместителя. Как я уже сказал, предлагаемая новелла, на наш взгляд, поможет существенно снизить угрозу оказания давления на участников судебного разбирательства - это и потерпевшие, и свидетели, и другие участники процесса, - позволит более оперативно рассматривать подобные дела. С учётом изложенного прошу вас поддержать данную инициативу главы государства и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пока присаживайтесь. Содоклад делает Владимир Сергеевич Груздев, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, Гарри Владимирович! Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрел проект закона "О внесении изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённый Президентом Российской Федерации. Законопроектом предлагается дополнить статью 35 "Изменение территориальной подсудности уголовного дела" Уголовно-процессуального кодекса новой частью четвёртой, в соответствии с которой уголовное дело хотя бы об одном из преступлений террористического характера, а также хотя бы об одном из преступлений экстремистской направленности может быть передано для рассмотрения в Верховный Суд. Это может происходить только в том случае, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, а также родственников или иных лиц. Решение о рассмотрении такого рода дел в Верховном Суде принимает Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель в пятидневный срок после поступления ходатайства генерального прокурора либо его заместителя. Принятие данной инициативы позволит обезопасить жизнь участников судебных процессов, связанных с рассмотрением уголовных дел по статьям о терроризме. Перенос подобных судебных разбирательств должен существенным образом снизить в том числе и давление на судей и свидетелей. Кроме того, без лишнего давления на участников судебного процесса рассмотрение уголовных дел, связанных с терроризмом, не будет затягиваться: очень часто такие уголовные дела рассматриваются годами. Данная законодательная инициатива - мера вынужденная, но крайне необходимая до наступления стабилизации обстановки, связанной с угрозой терактов, в ряде регионов нашей страны. В целом комитет поддержал концепцию законопроекта, однако необходимо отметить, что в перечень преступлений террористического характера целесообразно добавить преступления, предусмотренные статьёй 210 "Организация преступного сообщества (преступной организации)" Уголовного кодекса Российской Федерации. Эта статья предусматривает уголовную ответственность за организацию преступного сообщества, которое может быть создано также и в террористических целях. Кроме того, поскольку частью четвёртой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса предлагается ряд уголовных дел передать для рассмотрения в Верховный Суд Российской Федерации, необходимо внести и соответствующее дополнение в часть четвёртую статьи 31 "Подсудность уголовных дел" Уголовно-процессуального кодекса, которой устанавливается подсудность уголовных дел Верховному Суду России. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Депутаты Рябов, Романов, Селезнёв, Куликов, Коломейцев. Так, депутат Рябов, пожалуйста, ваш вопрос. РЯБОВ Н. Ф. Я задам вопрос - кто ответит, тот и ответит. Вопрос следующего плана. Поскольку рассмотрение подобных дел будет происходить в каких-то других регионах или в Верховном Суде, очевидно, что будут вестись дополнительные затраты по доставке и преступников, и свидетелей, тем более свидетелей надо будет содержать. Кто-либо просчитывал сумму затрат на эти мероприятия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Ну да, раз у нас предложено в рамках здоровой конкуренции выступать, то тогда я постараюсь ответить на этот вопрос. При подготовке данного законопроекта мы исходили из того, что те бюджетные расходы, которые запланированы через Судебный департамент на финансирование системы судов общей юрисдикции, позволят решать эти задачи без привлечения дополнительных расходов. То есть расходы будут производиться в рамках имеющегося, повторю, бюджетного финансирования системы судов общей юрисдикции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Хотел бы добавить для справки, что подобные уголовные дела сегодня по первой инстанции рассматриваются верховными судами республик, краёв и областей, соответственно, судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Террористические преступления совершаются не только в столицах наших областей и краёв, но и в иных населённых пунктах, поэтому всё равно существуют расходы на транспортировку преступников, свидетелей и так далее. Кроме того, хочу сказать, что это не будет носить массовый характер, подобные решения будут приниматься в исключительных случаях. Порядок финансирования в рамках той бюджетной строки, которая предусмотрена на содержание Судебного департамента, полностью будет соблюдён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, депутат Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос к представителю президента. Уважаемый Гарри Владимирович, понятно, что законопроект внесён как следствие политического прагматизма. Не очень здорово получается, раз мы вынуждены пятиться. Необходимость, наверное, есть. Вопрос: что говорит международная практика? Вот Испания много лет такие проблемы решает. Было время, Великобритания страшные проблемы имела. Там вносили подобную меру в законодательство? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Если говорить об анализе международной практики, то она достаточно разнообразная. Есть ряд государств, где по решению суда вышестоящей инстанции может рассматриваться любое дело, если это вызвано той самой прагматической необходимостью. Говоря о том, как это решается в тех странах, которые мы считаем странами развитых демократий... Всё-таки у нас существенная специфика, она достаточно уникальна. И я уже говорил о том, что структурированность нашего общества, в том числе в регионах, коренным образом отличается от того, как устроено общество в других странах - возьмём ли мы известный регион - Испанию или возьмём Великобританию, где вообще привязка к конкретному региону, как вы знаете, отсутствует при совершении подобного рода действий. Поэтому я думаю, что их опыт нам в этой части ничего бы... вернее, он нам и не дал ничего с точки зрения подготовки законопроекта, потому что у них ситуация другая. А то, что мы предлагаем, на наш взгляд, - это как раз адекватно той специфике, которая существует в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Законопроект крайне важный, крайне необходимый, и мы, конечно, будем голосовать за него. Но, на наш взгляд, не очень урегулированы права и обязанности иных лиц, в том числе подсудимых, чьи интересы и право на судебную защиту затрагиваются при передаче дела в Верховный Суд, и не урегулирован порядок обжалования данных решений. Не приведёт ли это к тому, что будут заваливаться жалобами европейские суды? И нужно ли это нам? Вот стоит ли учесть этот момент? Спасибо. МИНХ Г. В. Уважаемый Валерий Сергеевич, я думаю, что здесь с точки зрения процедуры рассмотрения дела и других процессуальных гарантий в отношении тех лиц, которые являются подсудимыми, мы ничего не меняем. Если речь идёт о том, что каждый имеет право на рассмотрение его дела своим судом, то и здесь я тоже не вижу каких-то серьёзных проблем. Что касается возможности обращаться с жалобами в Европейский Суд, то это, естественно, возможно, потому что мы ратифицировали соответствующую конвенцию и признали юрисдикцию Европейского Суда. И там, где речь идёт о том... Граждане имеют возможность обращаться туда после того, как пройдут все внутригосударственные судебные процедуры, у них такая возможность есть. Но с учётом того, какое количество дел рассматривается по тем составам, которые будут подлежать новой процедуре, - экстраординарными я бы их назвал - это будут единичные ситуации и никакого, конечно же, массового обращения с жалобами в Европейский Суд просто не последует. Повторяю: это эксклюзив, это экстраординарные ситуации. Но естественно, каждый имеет право бороться и защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами - это тоже норма Конституции. Я просто хочу напомнить, что в этом плане даже осуждаемые и осуждённые за подобные преступления лица по-прежнему действуют в рамках конституционно-правовых правил и гарантий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Гарри Владимирович, к вам вопрос. На мой взгляд, конечно, законопроект знаковый и создаёт существенный прецедент. По вашей логике и логике председателя комитета мы должны все преступления коррупционной направленности тоже отнести к предмету подобного закона. В этой плоскости, может быть, можно рассматривать и преступления в сфере избирательного права. Масса примеров по Российской Федерации, на которые можно сослаться. В этом смысле, честно говоря, мне хотелось бы подчеркнуть, ладно, по терроризму можно согласиться, а вот преступления экстремистской направленности, которых всё больше и больше у нас регистрируется, и всё больше это скатывается в политическую сферу, - их-то зачем мы сюда привязываем? Какой смысл, какая цель? Мы знаем, что многие коммунисты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, закончите, Александр Дмитриевич, десять секунд. КУЛИКОВ А. Д. Мы знаем, что против представителей радикальных партий, Коммунистической партии сегодня много дел возбуждается, уголовных дел, уголовных дел по преступлениям экстремистской направленности, как правило, носящим политический характер... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, я думаю, что, как я уже сказал, данная норма, данная новелла направлена на то, чтобы обеспечить безопасность участников судебного разбирательства в том случае, если существует реальная угроза их жизни. Это первое. Второе. Я не случайно назвал ряд субъектов Российской Федерации, вы знаете, что там происходит, и то, что с точки зрения уголовного законодательства рассматривается как преступления экстремистской направленности, совсем не связано с деятельностью каких-либо политических партий. Это одна сторона дела. Другая сторона дела. Даже если вы для себя какую-то потенциальную угрозу от этого ощущаете, то в любом случае, как вы понимаете, рассмотрение дела по первой инстанции Верховным Судом Российской Федерации, в котором работают наиболее квалифицированные люди, которые просто в силу своего статуса максимально независимы от региональных властей и так далее... То есть, повторю, я не вижу тут никакой потенциальной угрозы, и естественно, мы не рассматриваем правомерную деятельность всех политических сил как экстремистскую. Это абсолютно нормально в рамках многопартийной политической системы, демократических институтов. А рассмотрение дела судьями высшей квалификации - это как минимум дополнительная гарантия и объективности, беспристрастности при рассмотрении дел террористической, экстремистской направленности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Наверное, правильный закон. У меня к Гарри Владимировичу вопрос. Скажите, пожалуйста, преступление, которое совершено на Саяно-Шушенской ГЭС, подпадает под квалификацию, скажем, заложенную в вашем предложении? И где будет рассматриваться дело в случае передачи в суд материалов расследования аварии на Саяно-Шушенской ГЭС? Это ведь диверсия серьёзная. МИНХ Г. В. Николай Васильевич, я, в прошлом профессиональный юрист, а может, и не в прошлом, хочу вам сказать, что заочно диагноз не ставится. Это первое. Второе. Технология, как я уже сказал, процедура выглядит таким образом: генеральный прокурор или его заместитель обращается с ходатайством, а решение принимает председатель Верховного Суда или его заместитель. Все составы прямо указаны в законопроекте, - я их не называл, потому что вы все, я знаю, законопроекты читаете, - там все составы перечислены. Поэтому если в процессе расследования этого дела будет установлено, что это то самое, и генеральный прокурор решит использовать этот механизм, а Верховный Суд в лице его руководителей согласится, - тогда, возможно, да. Но повторю, что, конечно, это совсем другой аспект этой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Борис Львович. Я забыл его зафиксировать среди желающих задать вопросы. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, не считаете ли вы необходимым дополнить составы, которые содержатся в данном законопроекте, и составами из статьи 210 "Организация преступного сообщества..."? Дело в том, что судебная практика, например, в нашем Хабаровском крае, где впервые судили по этой статье и по многим другим статьям Уголовного кодекса воров в законе, показывает, что они оказывают совершенно фантастическое сопротивление: убивают родственников свидетелей обвинения, добились даже того, что свидетели обвинения, которые давали показания и в отношении которых действует программа защиты свидетелей, в соседние камеры уже определены. Вот я думаю, что совершенно необходимо дополнить эти составы и составами из статьи по борьбе с оргпреступностью. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это больше мнение, а не вопрос. МИНХ Г. В. Ну, уважаемый Борис Львович, насколько я понимаю, в выступлении Владимира Сергеевича этот состав упоминался как возможное предложение для корректировки текста законопроекта. Но я думаю, что всё-таки достаточно серьёзная новелла предлагается, для этого нам нужно проанализировать, я сказал бы, другой срез преступлений. Поэтому надо посмотреть, надо посмотреть. Я слышал, что такое предложение уже сформулировано. Но повторю, срез и направленность того, на что сориентирован законопроект, несколько иные. Может быть, там следует использовать другие какие-то инструменты. Тем более что сегодня в повестку включён президентский законопроект, который посвящён корректировке не процессуального, а материального права уголовного законодательства в отношении и диспозиции, и санкции статьи 210. Может быть, тогда статистика чуть-чуть скорректируется или ещё каким-то образом по-иному будет выглядеть ситуация в отношении вот этих организованных преступных сообществ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто на выступлении, коллеги? Есть одна рука, две... Депутат Иванов, депутат Вяткин и депутат Емельянов. Три выступления. Коллеги, если найдёт понимание моя реплика, постарайтесь не выбирать весь регламент - у нас три крупных вопроса. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Ваша реплика, конечно, найдёт понимание, и мы надеемся на взаимность. Уважаемые коллеги, в принципе законопроект действительно очень важный, и, чего греха таить, мы все понимаем, в отношении кого и в отношении чего он распространяется. Любой суд должен быть прежде всего независимым, зависимый суд подрывает полностью веру людей в то, что правосудие справедливо. И вы сами прекрасно понимаете, какая сейчас обстановка складывается, когда и на судей, и на свидетелей, и на родственников, на всех абсолютно идёт неприкрытое давление. Прекрасный пример: Юнусбек Евкуров ездит по республике и мирит кровников, это действительно так. А подобные вещи именно так и расцениваются в этой среде. Мы считаем, что абсолютно правильная постановка вопроса и что нужно дальше продолжать в том же духе, потому что это касается не только республик Северного Кавказа, субъектов Российской Федерации, которые там расположены, где распространена подобная культурная особенность, но это касается и других субъектов Российской Федерации, где точно такое же давление присутствует и на судей, и на свидетелей, и на родственников, и так далее и тому подобное. Вот эти вещи очень хорошо вписываются в нашу концепцию, концепцию ЛДПР, когда мы добиваемся того, чтобы всё расследование было абсолютно независимым и беспристрастным. Даже если расследование подобных преступлений будет проходить на территории (как сейчас у нас есть) субъекта, где это совершено, то уже общественное мнение в той или иной степени будет давить на судью, который будет принимать решение. В этом плане совершенно логично переносить все эти вещи в высшую инстанцию, то есть в Верховный Суд. Ещё раз говорю: тут ничего страшного нет, мы не видим здесь никакого ущемления прав, потому что происходит это только при мотивированных данных генерального прокурора или его заместителя о том, что имеются сведения, что на участников процесса будет происходить какое-то давление или происходит какое-то давление. В этом плане ничего здесь страшного нет, здесь, наоборот, можно говорить о защите прав всех участников процесса. Фракция ЛДПР, разумеется, поддерживает данный законопроект. Однако мы солидарны с тем мнением, что данная норма может распространяться и на другие составы, потому что наша цель самая главная - чтобы суд был объективным и независимым. И это может как раз помочь - и рассмотрение дела в суде более высокой инстанции, и рассмотрение дела в суде другого субъекта Федерации, где это давление будет сведено практически к нулю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за понимание. И депутат Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция также будет, естественно, поддерживать президентский законопроект, вне всякого сомнения, очень нужный, важный и своевременный. Уголовные дела, которые связаны с расследованием преступлений, связанных с терроризмом, с террористической деятельностью либо с экстремистской деятельностью, очень сложны не только для расследования, но и для рассмотрения их в суде при вынесении соответствующей правовой оценки тем деяниям, которые совершаются действительно не только на Северном Кавказе, но и в других регионах страны. Эти дела связаны с оценкой огромного количества доказательств, с вызовом большого количества свидетелей, потерпевших. И конечно же, необходима защита тех людей, которые готовы помочь правосудию, которые готовы помочь следствию, и рассмотрение дела более объективное, более профессиональное высшими профессионалами, если можно так выразиться, высшими судебными инстанциями страны, конечно же, играет очень большую роль. В связи с этим я призываю своих коллег поддержать данный законопроект, принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Емельянов, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, я думаю, при голосовании за этот законопроект недопустима обычная политическая логика, когда за закон от власти оппозиция не должна голосовать. По этому закону необходим общественный консенсус, он затрагивает вопросы, отвечает на существующие угрозы не просто оппозиции или власти, а всему обществу в целом. С одной стороны, понятна озабоченность оппозиции тем, что, скажем, законодательство об экстремистской деятельности может быть направлено против оппозиции, но, с другой стороны, очень часто в нашей истории оппозиция, борясь с властью, переходила определённую грань, и начиналась борьба, по сути дела, с собственной страной. В результате этого происходили те известные исторические катаклизмы, которые были в нашей стране. Я думаю, что применительно к этому закону вся Дума должна его поддержать именно потому, что он в национальных интересах России. А что касается озабоченности по поводу гарантий прав граждан, дела которых рассматриваются в суде, есть общее правило, что чем выше уровень суда, тем он более квалифицированный и объективный. Поэтому, я думаю, права граждан не пострадают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Представитель правительства не изъявлял желания принять участие в дискуссии. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 47 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
ВЯТКИН Д. Ф. По вопросу 15 Назаров голосовал за.