Заседание № 117

16.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 250820-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу об усилении уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 788 по 821 из 3762
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный        
кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса     
Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Владимира Сергеевича Груздева.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в           
Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального   
кодекса Российской Федерации" был подготовлен Президентом Российской            
Федерации. Государственная Дума быстро и эффективно рассмотрела данный          
законопроект. Как я говорил, ко второму чтению не было подано ни одной          
поправки, и законопроект был поддержан в начальной редакции. Законопроектом     
предлагается внести в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс         
изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за организацию    
преступного сообщества.                                                         
                                                                                
Текст полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Правовое управление    
Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и           
юридико-технического характера по подготовленному проекту не имеет.             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать    
указанный проект закона в третьем чтении.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 847 по 865 из 3762
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100       
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу           
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 116

14.10.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 250820-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу об усилении ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1520 по 1564 из 6498
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс    
Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса            
Российской Федерации". Докладывает Владимир Сергеевич Груздев.                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                                                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект направлен на более чёткое разграничение         
признаков двух форм организованной преступности - организованной группы и       
преступного сообщества (преступной организации), а также на усиление            
уголовной ответственности организаторов и членов преступного сообщества         
(преступной организации).                                                       
                                                                                
Указанный законопроект был разработан и внесён президентом. Государственная     
Дума 25 сентября этого года поддержала его в первом чтении. Законопроект        
предлагает внести в Уголовный кодекс России и Уголовно-процессуальный кодекс    
России изменения, направленные на повышение эффективности противодействия       
деятельности преступных сообществ (преступных организаций). Хочу отметить,      
что к данному законопроекту не поступило ни одной поправки.                     
                                                                                
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному             
законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать указанный          
законопроект во втором чтении в редакции, принятой в первом чтении.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблицы поправок отсутствуют.         
Комитет вносит предложение поддержать законопроект во втором чтении. Ставлю     
на голосование данное предложение.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 113

25.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 250820-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу об усилении ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3296 по 3745 из 8217
Гарри Владимирович, пожалуйста, на трибуну. Доклад по следующему пункту         
повестки дня - проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный    
кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение представляется проект федерального     
закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в        
статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".              
Законопроект внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.    
                                                                                
Цель данного законопроекта - дать более чёткое разграничение двух понятий,      
двух форм организованной преступности: организованные группы и преступные       
сообщества. И вторая цель (может быть, она и первая) - это усиление уголовной   
ответственности как организаторов, так и членов данных преступных               
организаций.                                                                    
                                                                                
Если обратиться к статистике, то, по тем данным, которые нам представило        
Министерство внутренних дел Российской Федерации, в 2006 году общее             
количество расследованных преступлений, которые были совершены членами либо     
организованных групп, либо преступных сообществ, составляло 27 715, в 2007      
году эта цифра была 34 620, а в 2008 году - 36 601. При этом подавляющее        
большинство из данного количества - это тяжкие либо особо тяжкие                
преступления. Так, например, в 2008 году (хочу напомнить ещё раз цифры) было    
совершено более тридцати шести тысяч преступлений, из которых 34 939            
преступлений - это те самые тяжкие и особо тяжкие.                              
                                                                                
Для того чтобы каким-то образом повлиять на эту ситуацию, на наш взгляд,        
возникла необходимость в корректировке уголовного законодательства, потому      
что в то время, когда принималась действующая редакция данной статьи            
Уголовного кодекса Российской Федерации, общественная опасность данного рода    
преступлений, их количество и качество, конечно, были существенно ниже. И       
поэтому в процессе правоприменительной практики отсутствие достаточно чётких    
критериев, которые бы разграничивали понятия "организованная группа" и          
"преступное сообщество", вызывает проблемы. А также размеры санкций, которые    
предусмотрены в статье 210 Уголовного кодекса, тоже, на наш взгляд, уже не      
отвечают тяжести содеянного.                                                    
                                                                                
Кроме того, как вы знаете, существует одна проблема, и она отчасти была         
затронута при обсуждении предыдущего законопроекта. Есть люди, которые... ну,   
назовём их руководителями этих преступных сообществ, которые с формальной       
точки зрения в рамках действующего уголовного законодательства не совершают     
каких-либо противоправных преступных действий, но, по сути дела, являются       
организаторами наиболее тяжких преступлений. Новелла в этой части также         
предусматривается данным законопроектом.                                        
                                                                                
Теперь более детально по содержанию данного законопроекта. Прежде всего мы      
предлагаем уточнить определение преступного сообщества. Понятия преступного     
сообщества, преступной организации дополняются следующими признаками.           
Во-первых, это структурированная организованная группа или объединение          
организованных групп. Напомню, действующая редакция использует формулировку     
"сплочённая организованная группа". Далее, второй признак: преступная группа    
действует под единым руководством. И третий признак, он тоже очень важный, -    
это то, что целью совершения преступлений преступным сообществом является       
прямое или косвенное получение финансовой или иной материальной выгоды. Хочу    
напомнить, что данный квалифицирующий признак в полной мере согласуется с       
Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15       
ноября 2000 года. Данная конвенция была нами ратифицирована, она является       
действующим международным договором Российской Федерации. И в этой конвенции    
ключевым признаком наряду с другими является то, что организованная             
преступная группа или организованная преступная деятельность - это такое        
преступное формирование, члены которого объединились для достижения целей,      
связанных с получением финансовой или иной материальной выгоды. Если данные     
признаки отсутствуют, то с точки зрения данной конвенции это нельзя считать     
преступным сообществом.                                                         
                                                                                
Существенным образом скорректированы, как я уже говорил, диспозиция и санкция   
статьи 210 Уголовного кодекса. Устанавливается ответственность не только за     
создание преступного сообщества и руководство этим преступным сообществом, но   
и за координацию преступных действий, а также за создание устойчивых связей     
между различными самостоятельно действующими организованными группами. Далее    
предлагается ввести уголовную ответственность не только за разработку планов    
и условий для совершения преступлений такими группами, но также и за раздел     
сфер преступного влияния и преступных доходов между ними. Предусматривается     
специальный субъект - лицо, которое использует своё влияние на участников       
организованных групп. Кроме того, участие в собраниях лидеров организованных    
групп, так называемых сходках, также приравнивается к совершению данного        
преступления.                                                                   
                                                                                
И то, о чём я уже говорил, - вводится новый дополнительный состав, это часть    
четвёртая статьи 210 в предлагаемой нами редакции, устанавливающая повышенную   
уголовную ответственность для лиц, которые занимают высшее положение в          
преступной иерархии. Это те самые лидеры преступной среды, которые...           
Употребляются разные термины, я не буду их повторять, так как ситуация          
динамичная, она существенно изменилась за последние десятилетия, но тем не      
менее это те люди, которые занимают лидирующее положение в этой преступной      
среде. Это что касается диспозиции.                                             
                                                                                
Кроме того, хочу обратить внимание, что достаточно существенно повышаются       
санкции за подобного рода преступления. Так, в настоящее время по части         
первой статьи 210 предусмотрена санкция от семи до пятнадцати лет лишения       
свободы. Предлагается эту санкцию установить от двенадцати до двадцати лет      
лишения свободы. То же самое в отношении частей второй и третьей. Так, в        
части второй санкция - от трёх до десяти лет, предлагается - от пяти до         
десяти лет. А по части третьей в настоящее время от десяти до двадцати,         
предлагается - от пятнадцати до двадцати лет лишения свободы. И в отношении     
тех лиц, которые занимают высшее положение в преступной иерархии,               
предусматривается применять в том числе и такой вид, как пожизненное лишение    
свободы.                                                                        
                                                                                
Одновременно предлагается ужесточить критерии для условно-досрочного            
освобождения подобного рода лиц. В настоящее время условно-досрочное            
освобождение или замена неотбытой части наказания допускается в отношении       
лиц, которые отбыли не менее половины срока, а за особо тяжкие - не менее       
двух третей срока. Законопроектом предусматривается, что теперь данные лица     
могут быть освобождены условно-досрочно или могут претендовать на замену        
неотбытой части наказания более мягким видом наказания в случае фактического    
отбытия не менее трёх четвертей срока или другого вида наказания. Но здесь      
только сроки, безусловно.                                                       
                                                                                
Кроме того, в статье 100 Уголовно-процессуального кодекса предлагается          
предусмотреть, что срок, в течение которого должно быть предъявлено обвинение   
лицу, задержанному по подозрению в организации преступного сообщества,          
увеличивается с десяти суток до тридцати.                                       
                                                                                
В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что новеллы, предусмотренные в           
законопроекте, который я вам представил, на наш взгляд, позволят                
правоохранительным органам более эффективно, более действенно реагировать на    
те опасности, которые связаны с подобного рода преступными деяниями.            
                                                                                
Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу Президента Российской      
Федерации и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад сделает Владимир Сергеевич Груздев. Доклад был очень подробный,        
детальный.                                                                      
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, несмотря на то что действительно Гарри Владимирович сделал   
расширенный доклад, я всё-таки хотел бы обратить ваше внимание на               
законопроект.                                                                   
                                                                                
Действительно, законопроект направлен на более чёткое разграничение двух форм   
организованной преступности - организованной группы и преступного сообщества,   
а также на усиление уголовной ответственности организаторов и членов            
преступного сообщества. В этой связи предлагается внести в Уголовный кодекс     
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации      
изменения, направленные на повышение эффективности противодействия              
деятельности преступных сообществ.                                              
                                                                                
Так, изменение статьи 35 Уголовного кодекса Российской Федерации, касающейся    
совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору, позволяет      
квалифицировать преступление, совершённое преступным сообществом, если оно      
совершено структурированной организованной группой или объединением             
организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых        
объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо     
особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или       
иной материальной выгоды.                                                       
                                                                                
Новая редакция статьи 210 Уголовного кодекса об организации преступного         
сообщества или участии в нём, сформулированная с учётом практического опыта     
борьбы с организованной преступностью, позволит привлекать к уголовной          
ответственности не только участников, но и лидеров преступных группировок,      
осуществляющих руководство противоправной деятельностью и использующих своё     
влияние на участников организованных групп, но не совершающих преступление      
лично.                                                                          
                                                                                
Одновременно предлагается повысить низшие и высшие пределы санкций в виде       
лишения свободы за совершение перечисленных деяний с семи до двенадцати лет и   
с пятнадцати до двадцати лет вплоть до пожизненного лишения свободы.            
Усиливается также наказание в виде лишения свободы за деяния, предусмотренные   
частями второй и третьей статьи 210 Уголовного кодекса. Так, низший предел      
санкций в виде лишения свободы за участие в преступном сообществе и             
преступной организации повышается с трёх до пяти лет, а за совершение деяний    
с использованием своего служебного положения с десяти до пятнадцати лет.        
                                                                                
Практически полностью исключаются условные виды наказаний за групповые          
преступления. Более того, осуждённые за подобные деяния получат право на        
условно-досрочное освобождение или на замену неотбытой части наказания более    
мягким видом наказания только по истечении трёх четвертей срока наказания.      
                                                                                
Дополнение, вносимое в статью 100 "Избрание меры пресечения в отношении         
подозреваемого" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,          
предусматривает, что задержанному по подозрению в совершении группового         
преступления должно быть предъявлено обвинение не позднее тридцати дней с       
момента задержания.                                                             
                                                                                
Данный законопроект направлен на борьбу с организаторами преступных             
сообществ. Ранее многим из них удавалось отделаться малыми сроками лишения      
свободы, а то и вовсе они могли получить условные сроки. Ситуация ухудшается,   
и вот выступление нашего коллеги Бориса Львовича Резника говорит о том, что     
на Дальнем Востоке подобные деяния приобрели уже массовый характер.             
                                                                                
Уверен, что выражение "вор в законе" должно остаться в далёком прошлом. Если    
помните, Глеб Жеглов говорил, что вор должен сидеть в тюрьме. Думаю, что мы     
по истечении определённого срока вообще должны забыть о понятиях "вор" и "вор   
в законе". Уверен, что закон существенно повлияет на борьбу с организованной    
преступностью.                                                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать    
указанный законопроект в первом чтении.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги...                                                
                                                                                
Вы что-то хотели добавить?                                                      
                                                                                
Ещё раз включите, пожалуйста, микрофон.                                         
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, хотел добавить, что Верховный Суд и            
Правительство Российской Федерации поддерживают указанный законопроект.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Две руки: депутаты Федоткин и            
Селезнёв, больше желающих нет.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Оба коллеги правильно подчёркивают: ситуация ухудшается. Мы      
принимаем законы, а ситуация всё хуже и хуже. Возможно, мы не те законы         
принимаем и зря отменили смертную казнь.                                        
                                                                                
У меня вопрос. Кто-то из вас может ответить, сколько граждан России сегодня     
имеют судимость? Сколько имели и сколько имеют сейчас, если сравнить с          
данными пятилетней давности? Снята, не снята, но судимы были. Скажите,          
сколько было пять лет назад и сколько сейчас, хотя бы примерно, тогда будет     
видна эффективность наших законов.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не знаю, готов ли кто-то ответить на этот вопрос. В       
лучшем случае могут отослать к каким-то статистическим данным.                  
                                                                                
Пожалуйста, Селезнёв... А, нет, Гарри Владимирович готов ответить.              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИНХ Г. В. Я готов ответить, но исходя из следующей логики.                     
                                                                                
Конечно, приблизительной статистики в принципе не бывает. Есть либо             
статистика, либо это всё от лукавого. Поэтому если вопрос о статистических      
данных, то это можно получить. Если вопрос был о другом, то лучше всё-таки      
формулировать вопрос, на который бы вы хотели услышать ответ.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв, пожалуйста.                             
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Предлагаемая в законопроекте редакция статьи 210 "Организация преступного       
сообщества (преступной организации)" УК Российской Федерации предусматривает    
в качестве цели деятельности такого сообщества прямое или косвенное получение   
финансовой или иной материальной выгоды. Вместе с тем мы все понимаем, что      
преступное сообщество или организация могут преследовать и другие цели,         
например террористические, захват власти, изменение конституционного строя.     
При этом в случае принятия закона в данной редакции сузится, на наш взгляд,     
круг лиц, в отношении которых будет применяться эта норма, и здесь              
ответственность не усиливается, а вообще исключается. Вот прокомментируйте,     
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто может прокомментировать? Пожалуйста, Гарри            
Владимирович.                                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Сергеевич.                                             
                                                                                
МИНХ Г. В. Прежде всего, я хочу напомнить формулировку, которая содержится в    
Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Напомню,    
что это международный договор Российской Федерации, нами ратифицированный и     
вступивший в силу. При этом отмечу, что есть норма Конституции о том, что       
международные договоры Российской Федерации - это часть нашей законодательной   
системы и в случае противоречия между международным договором и федеральным     
законом применяется норма международного договора. Это так, как вступление.     
                                                                                
А формулировка в конвенции, буквально я цитирую, следующая: преступное          
формирование, члены которого объединились для достижения других целей, не       
связанных с получением финансовой или иной материальной выгоды, не должно       
признаваться преступным сообществом или преступной организацией. Это цитата.    
Это одна часть ответа.                                                          
                                                                                
А вторая часть ответа в том, что те очень серьёзные преступления, о которых     
вы говорите, - это самостоятельные составы, они содержатся в Уголовном          
кодексе, и наказание там тоже достаточно серьёзное. Так что мы не снижаем,      
естественно, ответственности за те деяния, о которых вы говорили.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает ли кто на выступлении? Романов,       
Иванов и Резник Борис - три выступления. Прошу укладываться меньше чем в        
десять минут.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Романов.                                                            
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, конечно, принимать подобный закон надо,       
поскольку ситуация чрезвычайно жёсткая - динамика, приведённая представителем   
президента: за три года на треть выросло число уголовных дел с участием         
преступных сообществ. Принимать надо, но, пользуясь обсуждением данного         
законопроекта, обратился бы и к представителю президента, и к ряду наших        
комитетов с такими вопросами.                                                   
                                                                                
Хорошо, что президент предлагает принять закон, связанный с усилением           
ответственности в сфере уголовного права, но мы вправе надеяться, что           
президент проявит и инициативу. Фракция Компартии внесла бы, но мы знаем,       
каковы будут результаты наших инициатив, касающихся того, чтобы ввести чёткие   
рамки, определяющие, что можно пропагандировать в системе информации. Я         
заведомо знаю, что начнутся упрёки: вы там зажимаете свободу прессы и прочее.   
Но разве мы с вами не видим, что формируется преступная среда изо дня в день    
не только из-за огромных социально-экономических изъянов в жизни общества,      
массовой безработицы или массовой нищеты? Это первично, но ещё есть среда,      
которая воспитывает. Так эта среда буквально навязывается нормальной семье,     
подростку, всем людям. Я уже не говорю о многих тех, кто выходит из мест        
заключения, и они несут с собой горький заряд. Повторяю, речь идёт о большем    
порядке, о чётких нормах. Да посмотрите, что наше телевидение даёт - это        
бесконечные сериалы, которые на 70-80 процентов или показывают преступное       
поведение людей, или способствуют тому, чтобы люди так воспринимали всё.        
                                                                                
Второй момент. Я полагаю, что крайне необходимо вернуться к проблеме            
конфискации, когда мы говорим об организованной преступности. Ведь отсутствие   
конфискации - это и подпитывающая среда, и одна из причин, почему               
деятельность этих группировок бывает эффективна. Они оснащены современным       
оружием, современными системами слежения и так далее и во многих случаях        
конкурируют и с МВД, и с кем угодно. Это к вопросу о конфискации.               
                                                                                
И третье. Как это ни горько, какую бы дискуссию общество ни вело, как бы там    
Европа нам чего ни диктовала, а всё же снова приходишь к мысли, что общество    
должно прибегать к такой суровой мере, как смертная казнь, поскольку речь       
идёт об убийцах, или наркобаронах, или им подобных, о наиболее серьёзных и      
страшных преступлениях против личности, против общества.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Фракция ЛДПР также поддерживает принятие данного законопроекта, но мне          
хотелось бы сказать ещё об одной вещи.                                          
                                                                                
Мы почему-то думаем, как сказал Владимир Сергеевич, что такое понятие, как      
"вор в законе", уйдёт, как он там будет потом называться, неясно. То есть       
здесь речь идёт не только о том, что какая-то банда "Чёрная кошка" собирается   
на сходняки или сидит в малине и так далее, и тому подобное, нет, заметьте,     
здесь идёт речь об усилении уголовной ответственности за организацию            
преступного сообщества, которое признаётся таковым, если оно преследует цели    
получения материальной выгоды. Это значит, что очень большое количество         
хапуг, взяточников и мздоимцев, которые работают и в структурах                 
государственной власти, тоже могут подпасть под действие данного закона,        
потому что зачастую они действительно организуют такое сообщество - рука руку   
моет - и идут хищения из бюджета и нецелевое использование и так далее.         
Поэтому вот здесь, я думаю, правоохранительные органы получают солидную         
поддержку, чтобы подобные товарищи не снижали уровень доверия граждан к         
институтам государственной власти, как законодательной и судебной, так и        
исполнительной в первую очередь.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Резник Борис Львович.                             
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
Иллюстрацией актуальности и своевременности принятия этого закона является      
процесс, о котором я уже говорил, - недавно он завершился - уголовный процесс   
в городе Хабаровске. Там перед судом предстали лидеры преступных группировок,   
одиннадцать человек, в том числе три вора в законе. Им было предъявлено         
обвинение, естественно, по 210-й статье "Организация преступного                
сообщества...", а также по сорока трём статьям Уголовного кодекса, в том        
числе "Убийство", "Похищение человека", "Грабёж" и так далее, и так далее.      
Процесс этот стал возможен потому, что следствие склонило к сотрудничеству      
других, будем так говорить, мелких преступников, которые входили в этот же      
дальневосточный общак. И вот по оперативным данным (в общем, не делали из       
этого секрета в департаменте по борьбе с организованной преступностью), на      
развал этого дела дальневосточные преступники выделили 300 миллионов рублей.    
Как работали эти деньги, мы можем догадываться. Как и можем догадываться,       
какие мотивы лежали в основе действий нашего коллеги Виктора Ивановича          
Илюхина, который направил в высшие правоохранительные органы, а также на имя    
генерального прокурора, министра внутренних дел, председателя Верховного Суда   
(только в моём досье двадцать семь писем) двадцать семь писем, которые          
изобилуют ложью, и все они направлены на защиту воров в законе, особенно вот    
этого Сахнова, лидера организованной преступности на Дальнем Востоке. Были      
предприняты попытки подкупа присяжных заседателей, приносили пачки денег.       
Возбуждены по этому поводу уголовные дела. Были угрозы в адрес присяжных        
заседателей. Эти бандиты получили большие сроки лишения свободы - двадцать      
пять лет или немножко ниже.                                                     
                                                                                
И что же сегодня происходит? Пришла информация в департамент уголовного         
розыска Министерства внутренних дел о том, что поступают из тюрьмы так          
называемые бандитские малявы, в которых они... Я зачитываю письмо на имя        
прокурора края, письмо, которое написал первый заместитель начальника УВД       
края полковник милиции Решетников, а информацию он получил из Москвы из этого   
департамента: "По имеющейся оперативной информации, после вынесения приговора   
суда ворам в законе Сахнову, Семакину, Шохиреву, содержавшимся в СИЗО № 1       
Хабаровска, принято решение отомстить свидетелям обвинения, выступавшим по      
уголовному делу, и присяжным заседателям, вынесшим обвинительный приговор,      
путём физической расправы и запугивания родственников, уничтожения их личного   
имущества, незаконного привлечения к уголовной ответственности. На основании    
вышеизложенного прошу вас установить контроль за принятием процессуальных       
решений и расследованием уголовных дел в случае их возбуждения в отношении      
участников уголовного процесса". Были "реанимированы" старые уголовные дела,    
в которых фигурируют люди, находящиесяся сегодня под охраной программы по       
защите свидетелей. Одного недавно арестовали, вот уже после этого письма -      
это было в июле нынешнего года, а арест произошёл только что - его доставили    
в тюрьму в Хабаровск. Вот я получил письмо от другого свидетеля обвинения,      
которого вызвали, вернее, не вызвали... Пишет он: пришли ко мне утром три       
оперативных сотрудника, доставили, предложили лжесвидетельствовать и обещали    
посадить в общую камеру с этими ворами в законе. Вот что сегодня происходит!    
                                                                                
Поэтому этот законопроект я считаю очень своевременным, но, наверное, надо      
выводить дела подобного рода из юрисдикции присяжных заседателей, поскольку     
нельзя их жизнь подвергать опасности. У этих преступных сообществ возможности   
таковы, что они могут всё что угодно сотворить с детьми, с близкими             
родственниками, подкупить и так далее.                                          
                                                                                
Я думаю, останавливаться на этом не надо, надо совершенствовать эту норму в     
законе, и, наверное, нужно, чтобы просто профессиональные судьи рассматривали   
подобные дела.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет, не          
настаивают. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 100         
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              449 чел.99,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Один вышел из зала - четыреста сорок девять.                           
                                                                                
По ведению - депутат Куликов.                                                   
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д. Уважаемый Олег Викторович, только что мы слышали выступление      
депутата Резника Бориса Львовича. Борис Львович допустил оскорбительные         
реплики в адрес нашего коллеги Илюхина Виктора Ивановича, зная заведомо о       
том, что решением суда Илюхин выиграл процесс у Караулова, который обвинял      
нашего товарища в том, что он там к чему-то был причастен. Удивляюсь, Борис     
Львович: зная о том, что процесс выигран, решение суда есть, почему             
продолжаете по-прежнему клеветать на нашего коллегу Илюхина? Для чего это       
нужно?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Александр Дмитриевич. Давайте так: я думаю,      
что это не то место, где нужно выяснять отношения. Я знаю, что депутат Резник   
имеет другую точку зрения, вот он сейчас поднимает руку. Если у вас             
действительно есть нужда обменяться на этот счёт мнениями, у нас есть           
соответствующая комиссия, вы можете туда обратиться, если считаете, что были    
нарушены чьи-то права или была высказана недостоверная информация. Резник       
настаивает - вот он даёт мне понять - на достоверности своей информации.