Заседание № 235
17.09.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 25068-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в части уточнения положений о возможном максимальном размере возмещения по вкладам).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4461 по 5026 из 5399
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть нашей фракционной законодательной инициативы чрезвычайно проста, но, прежде чем приступить к её обоснованию, хотелось бы сказать о тех гражданах, которых не касается проект нашего федерального закона, о тех гражданах, которые никогда не смогут позволить себе сберегать денежные средства, копить их на счетах в банках, открывать банковские вклады, - доля таких граждан в Российской Федерации, по результатам исследования, размещённым в мае 2019 года на сайте "РБК", в газете "РБК daily", составляет 65 процентов; среднедушевой доход, начиная с которого граждане Российской Федерации задумываются о накоплении денежных средств и размещении их на банковских счетах и открытии банкового вклада, составляет 35-45 тысяч рублей, то есть 70-90 тысяч рублей на семью в среднем по стране. Теперь о 35 процентах россиян, которые хранят свои денежные средства, то есть имеют достаточно большой для россиян уровень дохода и могут распоряжаться им путём размещения в банке по договору банковского вклада. Как известно, таких вкладчиков защищает закон № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц...", и вы все прекрасно знаете, что на случай, если у коммерческого банка, кредитной организации отзывается лицензия или вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, вкладчиков банка, вклады граждан застрахованы на сумму 1,4 миллиона рублей. Как мы знаем, сумма вклада, превышающая эту отметку, также может быть возвращена гражданам, которые сберегают свои денежные средства, при подаче дополнительного искового требования. Но когда до таких граждан доходит очередь после удовлетворения всех требований тех, кто стоял чуть выше в очереди в рамках суммы, застрахованной по 177-му закону, у банка, у кредитной организации уже просто не остаётся средств, и эти люди остаются ни с чем и довольствуются лишь застрахованной суммой в 1,4 миллиона рублей. За последние четыре года Центральным банком были отозваны лицензии почти у 200 коммерческих банков. В Российской Федерации действует презумпция стабильности нашей кредитно-финансовой системы. Банк России наделён соответствующими полномочиями по выдаче лицензий и по банковскому надзору за кредитными организациями. И нам представляется, что те банки, которые продолжают работать на рынке, вполне могли бы позволить себе отчислять чуть больше страховых взносов в Агентство по страхованию вкладов, с тем чтобы денежные средства лишь 35 процентов россиян, которые могут себе позволить откладывать деньги и размещать их на вкладах в банках, были защищены не только на сумму 1,4 миллиона рублей, а полностью, то есть на всю сумму, размещённую по договору банковского вклада или договору банковского счёта, который открыт у гражданина в том или ином банке, функционирующем на территории Российской Федерации. На наш взгляд, это вызовет у граждан большее доверие к кредитной системе, к банковской системе России. Кроме того, нам иногда нужно задумываться над тем, что в помощи нуждаются не только коммерческие банки - мы все прекрасно помним, как в 2015 году мы оказали им помощь за счёт средств федерального бюджета в размере 3 триллионов рублей, - но и наши граждане, которые размещают средства в коммерческих банках и получают защиту лишь на сумму 1,4 миллиона рублей. Я уверен, что многие из вас, заходя в Государственную Думу через 10, 2 или 1-й подъезды, видели пикетчиков - обманутых вкладчиков банка "Югра", они продолжают обращаться в Государственную Думу. Это лишь один из примеров политики наших ушлых коммерсантов. Мы знаем, что в связи с деятельностью этого банка возбуждены уголовные дела. Его владельцы находятся за границей, они много лет, пользуясь доверием своих вкладчиков, наших избирателей, используя агрессивные рекламные методы, в том числе с привлечением очень авторитетных людей - политиков, артистов и других наших известных граждан, - привлекали средства вкладчиков на свои счета. И как мы знаем, огромные средства через сомнительные банковские операции были выведены за рубеж, а вкладчики банка "Югра" по всей стране оказались ни с чем, при этом суммы их вкладов многократно превышали 1,4 миллиона рублей, и они вынуждены были довольствоваться лишь застрахованной суммой. В связи с этим наша фракция, фракция ЛДПР, предлагает вашему вниманию эту простую инициативу, которая поможет нашим гражданам сберегать свои деньги в полном объёме. Просим иные фракции нашу инициативу поддержать. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. С содокладом от Комитета по финансовому рынку выступает Евгений Борисович Шулепов. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Алексей Николаевич предлагает изменить правила страховых выплат вкладчикам обанкротившихся банков. Сумма в 1,4 миллиона рублей установлена сегодняшним законодательством. Инициативой предлагается довести страховые выплаты до 100 процентов. То есть осуществление всех выплат, скажем так, плохих банков должно взять на себя государство или Центральный банк. На сегодняшний день эти выплаты производит АСВ (Агентство по страхованию вкладов), и смею вам напомнить, коллеги, что Центральный банк уже профинансировал почти на 800 миллиардов рублей это агентство, для того чтобы они выполнили свои обязательства по существующему законодательству. И соответствующая сумма, к сожалению, растёт. Данным законопроектом не определены источники финансирования, и в случае его принятия или Центральный банк, или бюджет Российской Федерации обязаны будут взять на себя эти обязательства, чего мы, конечно, допустить не можем, коллеги. На данный законопроект есть отрицательные заключения Правового управления, Правительства Российской Федерации, Центрального банка. Комитет по финансовому рынку внимательно рассмотрел данную инициативу и предлагает проголосовать против её принятия. Коллеги, прошу поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Борисович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к авторам законопроекта. Я прочитал ваше финансово-экономическое обоснование, оно состоит из пяти строчек, там сказано, что принятие закона потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета - и точка. Всё-таки вы расчёты какие-то делали? Как это повлияет, например, на размер отчислений в фонд страхования вкладов? Какие суммы потребуются из федерального бюджета, хотя бы порядок цифр? ДИДЕНКО А. Н. Да, разумеется, мы делали расчёты. Совершенно очевидно, что если страховать вклады не на ограниченную, фиксированную сумму в 1,4 миллиона рублей, а полностью, на всю сумму, размещённую по договору вклада или по договору счёта в этом банке, это приведёт к увеличению страховых взносов, которые наши коммерческие банки сегодня платят. Ну, будут платить немножко больше, в 3-4 раза больше, пускай сокращают себе бонусы, премии, сокращают свои шикарные санатории, летают рейсовыми самолётами, и, на наш взгляд, это не приведёт к увеличению расходов федерального бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос к представителю комитета. Вот, на ваш взгляд, какую тогда ответственность перед гражданами Российской Федерации несёт государство в лице тех органов, которые выдают этим банкам лицензию, дают право заниматься банковской деятельностью? Они размещают на телеканалах свою рекламу, они собирают деньги граждан, они работают, руководство этих банков потом благополучно покидает территорию нашего государства, их никто не задерживает. Вот как вы считаете, какую, вообще, ответственность несёт государство перед собственными гражданами, потеря денег которых потом влияет в принципе и на устойчивую экономику самого государства? Мы же с вами прекрасно понимаем, что эти деньги никуда не испаряются, они выводятся за границу. Вот здесь какую роль государство, на ваш взгляд, должно играть и какая должна быть ответственность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ШУЛЕПОВ Е. Б. Александр Николаевич, ну, за деятельностью банков сегодня наблюдает Центральный банк, не государство, оно у нас сегодня отделено. Значит, и выдачей лицензий, и отзывом лицензий занимается Центральный банк. На сегодняшний день, как я уже сказал, Центральный банк профинансировал Агентство по страхованию вкладов почти на 800 миллиардов рублей - это часть тех денег, которые идут на компенсацию вкладчикам плохих банков. Некоторое время назад сумма возмещения была вдвое меньше, если будут позволять бюджетные возможности, точнее, возможности Центрального банка - мы сможем вернуться к этой цифре, к этому вопросу в более поздний период. Алексей Николаевич так и не назвал нам сумму, которая необходима сегодня для того, чтобы обосновать выполнение вашей инициативы, но это точно будет под триллион. По моим, так сказать, грубым подсчётам, цифра сопоставима с той, которую сегодня Центральный банк уже выдал на эти задачи. А с другой стороны, мы этим как бы позволим рисковым вкладчикам вкладывать свои деньги, свои ресурсы в рискованные бизнесы. Если 100 процентов будет возмещение, то это, по большому-то счёту, уже не рыночные отношения. Использовать так или иначе свои ресурсы - это ответственность вкладчика, а не ответственность государства. Александр Николаевич, понятно, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. Сергею Владимировичу Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, извините, я не успел записаться. Евгений Борисович, вы прекрасно знаете, что, допустим, когда кто-то берёт кредит, есть такой институт, как поручитель, и если человек не отдаёт кредит, то эти деньги будут взиматься с поручителя, с того, кто поручился за эту сделку. Вот скажите, в чём принципиальная разница, между тем, когда, если обычный гражданин взял кредит и не вернул, с его поручителя взимают всю причитающуюся сумму, и тем, когда, так скажем, Центробанк выступает поручителем этих банков, разрешает им работать? Но здесь ответственности почему-то нет в полном размере. ШУЛЕПОВ Е. Б. На наш взгляд, Центральный банк не является поручителем в отношении коммерческих банков, он является надзорным органом, а надзорный орган не должен нести ответственность за риски бизнеса - это уже ответственность самого банка и тех вкладчиков, тех людей, которые работают с этим бизнесом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Борисович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Коллеги, мы рассмотрим этот законопроект, и у нас два проекта поручения. Нет возражений? Нет. Договорились. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. Александр Николаевич, три минуты хватит? От фракции? Пожалуйста. От фракции выступление. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, очень хочется, чтобы в Государственной Думе лобби граждан Российской Федерации было такое же, как банковское и торговых сетей. Вы все внимательно выслушали и поняли: в нашей стране существует некая организация, называется Центробанк, которая вообще никому не подчиняется и руководителя которой здесь Государственная Дума утверждает раз в пять лет. Кстати, пользуясь случаем, ещё раз напомню, что фракция ЛДПР была единственной, кто не поддержал кандидатуру Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной на эту должность. И вот эта организация выдаёт лицензии на банковскую деятельность всем банкам на территории нашей страны. Граждане, которые не украли нигде свои деньги и которым поэтому не нужно их прятать за границей, наивно рассчитывают на государство и несут их, вкладывают в российские банки в рублях. И вот, если вдруг внезапно - но внезапно не для руководителя банка, который потом успевает покинуть страну, - у этого банка Центробанк отзывает лицензию, то люди, у которых лежали на счету деньги более 1,4 миллиона, просто оказываются кинутыми. Ну, это вот государственная политика нашей страны с 1992 года - кидать своих граждан. Вы знаете, есть такой банк - это, конечно же, не Сбербанк, я, не дай бог, не хочу их соединять, - в 1992 году он нашим гражданам просто "простил" вклады, и наше доблестное государство сказало: не трожьте этот банк, он здесь ни при чём, мы на себя возьмём эти обязательства. И взяло государство на себя обязательство возвращать вклады граждан за тот банк, который не Сбербанк, но, правда, забыло это сделать. И когда государство брало на себя эти обязательства, почему-то никто не возмущался, какие же, мол, деньги для этого потребуются. Коллега Диденко Алексей Николаевич, докладывая нашу инициативу, сказал о том, что банкам была оказана помощь в размере 3 триллионов рублей. Я задавал вопрос, представители правительства сказали: так это была безвозмездная помощь, просто из бюджета страны банкам дали 3 триллиона рублей, и они их не обязаны возвращать. То есть если у банка денежно-кредитная политика рискованная, то, наверное, крупные банки могли бы такой банк поглотить, ну и, соответственно, сохранить вклады граждан, для того чтобы эти деньги гражданам вернуть. А теперь насчёт наших затрат, коллеги. Вы все знаете бюджетное правило: 40 долларов - отсечение по цене на нефть, и вот всё, что свыше 40 долларов, у нас идёт в Фонд национального благосостояния, в котором на сегодняшний день уже больше 8 триллионов рублей. И вот наш Центробанк, к которому мы с вами как бы отношения не имеем, который никому не подчиняется, принимает решение 60 процентов этих денег использовать на то, чтобы покупать доллары. Но не всегда, конечно, получается: вот в прошлом году был нанесён ущерб в размере 5,5 миллиарда долларов, но Центробанк же никому не подчиняется - ну не получилось, всякое в жизни бывает, что же мы за это будем на них наезжать? Но вот если бабушка, не дай бог, задолжала какой-то микрофинансовой организации, то по судебному приказу, без каких-либо долгих судебных заседаний у бабушки арестуют кредитную карту, на которую поступает пенсия, и добросовестно будут удерживать 50 процентов до конца её дней. Я-то думаю, почему никто не задаёт Сбербанку вопрос: почему у него нет филиалов в Крыму? Может быть, он боится санкций, может быть, он не считает Крым территорией Российской Федерации? Теперь я понял: просто, оказывается, у нас Центробанк никому не подчиняется, и то, кому и какие вопросы задаёт Центробанк, - это соответственно не наше с вами дело. В заключение своего выступления ещё раз для наших уважаемых избирателей изложу инициативу ЛДПР. Мы хотим, чтобы те банки, в которые вы, уважаемые граждане Российской Федерации, отнесли свои денежки, в случае если у них отзывают лицензию, гарантированно вам ваши вклады возвращали, даже если у вас там было больше 1,4 миллиона рублей. У наших коллег из другой фракции другая позиция - наши коллеги считают, что бедные-несчастные банкиры, которые в любой момент могут рассчитывать на поддержку государства в размере до 3 триллионов рублей, имеют право не платить всё, что свыше 1,4 миллиона рублей, а коммерческим организациям, то есть юридическим лицам, вообще всё, так сказать, "прощают". А мы с вами удивляемся: что ж у нас бизнес-то не развивается, что ж инвестиции-то в Россию не идут, что ж наши граждане в экономику деньги не вкладывают, а в чулке их хранят? А всё это потому, что в 92-м году один очень крупный банк передумал людям возвращать вклады, государство сказало, что оно само эти деньги вернёт, правда, так этого и не сделало. Давайте мы тоже комиссию создадим. Вот у нас есть комиссия по расследованию вмешательства иностранных государств в выборы, давайте создадим комиссию по расследованию того, каким образом и куда ушли деньги банков, у которых отозвали лицензию и которые нашим гражданам забыли всё-таки вернуть деньги. Друзья мои, мы так беспокоимся за банковский сектор, беспокоимся, чтобы, если кто-то взял кредит в банке, обязательно вернул, потому что это недопустимо (банк с вас три шкуры спустит, всё ваше имущество арестует и распродаст, вы только попробуйте не вернуть), но если такая ситуация происходит в отношении вкладчиков, говорят: ну извините, это были ваши риски. Я считаю, что государство полностью должно... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕРИН А. Н. Уважаемая женщина, мне мои избиратели и Регламент определяют, сколько выступать. У вас есть фракция - вы ею и командуйте: за, против, воздержался. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШЕРИН А. Н. Всё прекрасно я понимаю. Ну можете написать жалобу, если вас не устраивает Регламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, продолжайте. ШЕРИН А. Н. Спасибо большое, уважаемые коллеги. Очень вас прошу поддержать информацию, которую я здесь изложил, поддержать инициативу фракции ЛДПР. Ну и, конечно же, если вы хотите что-то сказать, можно записаться и выступить, - понимаете? - озвучить свою позицию здесь публично, с трибуны, а не с места из зала Госдумы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олейников Юрий Павлович. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, все разборки - в холле. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, практика обсуждений подтверждает, что, как только речь заходит о прибыли, о финансах, так много эмоций изливается на наши головы: мы говорим обо всём, но только не о конкретной проблеме, которая в данном случае была вынесена на обсуждение. Авторы законопроекта предлагают нам отказаться от ограничений при выдаче возмещения вкладчикам в случае банкротства любого банка. Авторы полагают, что если Банк России выдаёт лицензию на банковскую деятельность, то это равнозначно государственной гарантии безупречной работы кредитной организации, и Банк России должен нести полную материальную ответственность за работу банка, которому выдал лицензию. По-моему, это слишком смелая подмена понятий. На работу любого банка влияют рыночные риски, в том числе часто, и вы это видите сейчас, риски глобальные, в коллективе любого банка отдельные служащие могут решиться на криминальные поступки - такое случается, банковская практика это подтверждает, и поэтому невозможно предугадать финансовые результаты работы банковской системы и любого конкретного банка. И наконец, везде в мире фонды страхования вкладов рассчитываются по текущей и средней величине вкладов частных лиц для выплаты оптимальной конкретной суммы возмещения. Не устанавливая предельный размер возмещения, невозможно спрогнозировать размер выплат по банковским вкладам, гарантированных выплат, то, что может себе позволить ответственное государство. Если делать фонд страхования вкладов равным денежной массе на депозитах, то взносы для банков могут обнулить проценты по депозитам для вкладчиков, что тоже не устроит людей, которые несут деньги в банк с единственной целью - получить доход, зачастую, в абсолютном большинстве случаев вкладчики такой доход получают. Стремление получить прибыль - законный интерес как вкладчиков, так и банков. Обеспечение справедливых гарантий - это задача государства, я это повторяю ещё раз, и в том числе наша, как законодателей (заметим, гарантий справедливых, а не абсолютных). По нашему глубокому убеждению, популизм не укрепляет финансы. При этом я должен подчеркнуть, что практика, деятельность Центробанка в последнее время доказывает, что он думает о вкладчиках. Это подтверждается серьёзным увеличением резервных средств, которые сегодня банки обязаны откладывать, не используемых, по сути, потом в его деятельности, для того чтобы гарантировать почти полный объём денег вкладчиков и таким образом обеспечить возврат средств в случае трудностей. Наша фракция не поддерживает предлагаемый законопроект. Просим поддержать нашу позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу набраться терпения. Как бы ни хотелось закончить пленарное заседание, вопрос чрезвычайно важный. Я обращаю внимание на то, когда был внесён этот законопроект - 11 ноября 2016 года, а сейчас у нас уже осень 2019 года. Так вот, хочу сказать, что, если бы этот закон был принят тогда, когда был внесён законопроект, у нас люди не стояли бы вокруг Думы с плакатами "Верните наши деньги!" и, я думаю, десятки тысяч семей не лишились бы своих денег. А большинство из них лишилось последних денег! Напоминаю, что у нас есть ограничение в страховании по размеру вклада - до 1,4 миллиона рублей, но когда сделки с недвижимостью проводятся, то мы понимаем, какие суммы проходят, какие цены на недвижимость сегодня, даже в Москве на стандартную двушку цена гораздо выше, и фактически люди, проводя сделки, многосторонние сделки по купле и продаже недвижимости, попадали в ситуации, когда, например, за день до совершения сделки у банка отзывали лицензию. То есть люди оказываются в трудных жизненных ситуациях не из-за того, что они жадные, не из-за того, что они погнались за процентом, - просто государство их поставило в такие жизненные обстоятельства. И государство должно нести за это ответственность, государство должно граждан защищать. Граждане ничего не нарушили, они принесли деньги в финансовое учреждение, которое получило лицензию, которое имеет право работать с вкладами граждан; кстати, это не только получение лицензии, но ещё и особые требования - не все банки допущены к работе с вкладами граждан, особая проверка проводится. Более того, хочу сделать ещё одно замечание: здесь речь не идёт о том, что государство в полном объёме будет за свой счёт выплачивать эти деньги. Я авторам законопроекта задал вопрос: посчитали ли они эти суммы? Ну да, авторы, может быть, не подсчитали, не доработали - ну, я за них тогда скажу. Дело в том, что у нас есть норматив отчисления для банков, которые входят в систему страхования вкладов, это 0,15 процента - вот такой норматив. И если мы сейчас поднимем, то есть, скажем, не без ограничений, как они предлагают, а поднимем, допустим, до 10 миллионов, до 20 миллионов или даже без ограничений, то это всё можно подсчитать: берём все вклады физических лиц, которые попадают в новых условиях под систему страхования, берём проценты, проводим актуарные расчёты, как любая система страхования работает, и рассчитываем платёж, который банк должен осуществлять. А как у нас страхуются пуски ракет, если они неудачно осуществлены, когда потом страховые компании выплачивают миллиарды? Точно так же это считают! И здесь такая же история - всё считается! И это не значит, что государство либо Центробанк в полном объёме на себя возьмёт эти обязательства, нет, это банковская система возьмёт на себя эти обязательства. Другой вопрос, надо ли это делать без ограничений, надо ли повышать эту страховую защиту. Вопрос этот, я думаю, даже, возможно, и социальный: почему одинаковую страховую защиту должны иметь вкладчики, у которых вклад в банке до 10 миллионов рублей, и вкладчики, у которых до миллиарда рублей, да? Ну наверное, разную, потому что вкладчик, который имеет миллиард рублей (и такие, кстати, тоже есть), может себе позволить самостоятельно нанять консультантов, выбрать какую-то стратегию, а люди, которые имеют несколько миллионов рублей, ну не в состоянии нанимать консультантов, они не являются квалифицированными инвесторами. И ещё раз хочу сказать, что часто они и не собирались быть инвесторами, - они просто должны были осуществить сделку, улучшить свои жилищные условия. Или, например, у меня был случай, когда вдова погибшего сотрудника правоохранительных органов получила выплаты на счёт, а они пропали в банке "Югра", - всё, вся сумма была потеряна. То есть государство ей заплатило, а эти деньги уплыли в полном объёме. Наверное, этот законопроект при принятии можно было бы доработать, например не сразу делать без ограничений, а ввести какое-то ограничение, ну явно 1,4 миллиона - это недостаточно. Альтернативные варианты уже внесены в Государственную Думу, где мы предложили повысить размер страхового возмещения по вкладам до 10 миллионов рублей, такой вариант рассматривается. Кроме того, чтобы снять напряжённость, социальную напряжённость, которая сегодня возникла в связи с тем, что десятки тысяч семей просто потеряли последние деньги, средства к существованию, можно посмотреть вариант, например, с разовым применением этой нормы. А в дальнейшем уже гражданам следует разъяснять, что вот есть лимит страхового возмещения, пожалуйста, раскладывайте в разные банки свои деньги, потому что вероятность отзыва лицензии сразу у нескольких банков гораздо меньше, чем вероятность отзыва лицензии у одного банка. Хотя я могу сказать, что в обращениях граждан, которые здесь стоят с пикетами, и такие истории были: граждане разложили деньги в разные банки, и у трёх банков отозвали лицензию. Даже такие случаи есть, и ко мне люди обращались с этой проблемой! Поэтому, коллеги, я не отмахивался бы от этого, проблема сегодня есть. И на самом деле будут не такие катастрофические последствия, как нам представитель комитета здесь описал, что это, дескать, невозможно, что это вообще невозможно подсчитать, - всё возможно подсчитать, это просчитывается! Для этого и существует страховой бизнес, принципы страхования никто не отменял - это можно всё подсчитать, это всё рассчитывается. Более того, это действительно приведёт к укреплению доверия к финансовой системе - это мы все понимаем. Да, наверное, это снизит проценты, которые будут по вкладам выплачиваться, но ещё раз хочу сказать, что, если вкладчика спросить: "Тебе важно, что ты получишь, например, 6 процентов или 5,5 процента, но при этом у тебя на 100 процентов застрахован вклад?" - я думаю, вкладчик выберет 5,5 процентов, но со стопроцентной гарантией. Это же очевидно? Очевидно! А вот эти 0,5 процента как раз и покроют все затраты на страхование. Тем более, что сегодня ставка 0,15 процента и даже если её поднять до 0,5 процента... Это много, я согласен, но там огромные суммы - посмотрите, у нас триллионы рублей лежат на счетах! - банковская система в состоянии это потянуть. Ну и это обяжет ЦБ, скажем так, более осторожно махать булавой, когда отзывают лицензию у банков. Когда отзывали лицензию у "Югры", то, если бы просчитали последствия, они, наверное, подумали бы десять раз, отзывать или нет. Мы поддержим этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово. Пожалуйста, Алексей Николаевич. Депутату Диденко включите. ДИДЕНКО А. Н. Совсем коротко, Иван Иванович. Прозвучали выступления. Разумеется, с аргументацией представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" нельзя согласиться, поскольку - абсолютно согласен с Валерием Карловичем, он правильно говорил - не произойдёт никакой катастрофы. Мы все прекрасно понимаем, что речь идёт об элементарном распределении рисков между людьми с разным уровнем доходов, между людьми в зависимости от уровня и размера их сбережений. И риски эти тоже можно равномерно распределить, в том числе подходя дифференцированно и субъективно к каждому типу вкладчиков в зависимости от размера размещаемых средств. И разумеется, нельзя согласиться с тезисом о том, что граждане Российской Федерации идут за какой-то там сверхприбылью в наши коммерческие банки. Вклад под 7 процентов с инфляцией 5 процентов, то есть 2 процента в год - наверное, это не самые великие доходы, дивиденды, но наши граждане вынуждены на это идти, поскольку всё равно вклад остаётся наименее рискованным видом финансового инструмента. Я пытался в своём выступлении говорить и о том, что в любом случае увеличивать нужно. Лучший, конечно, исход - это снятие ограничения, возможно, кратное увеличение застрахованной суммы. Мы уже один раз в этом зале увеличивали, ввели страховую сумму, в последующем увеличили её в два раза, но на этом не нужно останавливаться, нужно увеличивать ещё в два, и ещё, и продолжать, и тогда вернётся доверие граждан к нашей банковской системе. Напомню, что эксперты оценивают потенциал, то есть наличие у россиян средств просто на руках (понятно, что это, может быть, 5 процентов населения, но тем не менее), потенциал наличных средств, которые наши граждане не несут в банки, в 5-6 триллионов рублей. Наверное, это серьёзные ресурсы, которые наша кредитно-банковская система могла бы использовать, пойдя на такие меры, довольно жёсткие, но, на наш взгляд, совершенно оправданные, потому что большие деньги понесут граждане, у которых они есть, а выиграют те граждане, у которых 1,5 миллиона, 2 миллиона, 3 миллиона рублей, и для них потеря миллиона-двух - очень серьёзная потеря и утрата. Напомню ещё раз, что предложение касается не только банковских вкладов (нас пытались здесь уверить, что вот люди прямо бегут за прибылью в наши коммерческие банки), но и в том числе договоров банковского счёта. Как абсолютно справедливо было сказано, граждане могут в силу определённых обстоятельств просто располагать большой суммой на банковском счёте, не имея при этом никакого желания извлечь прибыль. Это могут быть средства, связанные с наследством, с крупными сделками, с недвижимостью, да и стоимость автомобилей, транспортных средств сейчас же тоже довольно серьёзных сумм достигает - всё это может оказаться не в самое лучшее время, не в самый лучший момент на банковском счете, и всё: деньги граждан сверх застрахованной суммы в 1,4 миллиона рублей сгорают. В связи с этим нам представляется, что граждане - это те субъекты, та группа участников кредитно-банковских отношений, которая тоже имеет право рассчитывать на помощь от государства. То есть на это имеют право не только банкиры - далеко не самые бедные люди. Мы знаем, что не так много из них, после того как их банки лопнули, оказались на скамье подсудимых или в местах лишения свободы, практически все они находятся за границей, живут припеваючи, а наши граждане лишаются самого необходимого - средств на квартиру, машину, каких-то сбережений, наследства. В связи с этим фракция ЛДПР просит инициативу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Шулепов Евгений Борисович, пожалуйста. ШУЛЕПОВ Е. Б. Уважаемые коллеги, короткая справочка буквально... По данным Центрального банка, на сегодняшний день существующими правилами и существующим законом защищено 98 процентов вкладов в банках, лишь 2 процента выбивается из этой нормы, поэтому нет никаких объективных финансовых обоснований эту норму менять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 37 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.