Заседание № 142

21.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 250483-6 "О внесении изменений в статью 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части снижения предельного объёма государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5896 по 6383 из 6615
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 107      
Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Иван Николаевич           
Абрамов.                                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, попробую очень быстро объяснить суть законопроекта. Она      
проста: данным законопроектом предлагается внести ряд изменений в Бюджетный     
кодекс Российской Федерации, которые будут направлены на совершенствование      
законодательства в части ограничения предельного объёма государственного        
долга субъекта Российской Федерации либо муниципального долга.                  
                                                                                
Согласно действующему закону предельный объём госдолга субъекта Российской      
Федерации не должен превышать утверждённый общий годовой объём доходов          
бюджета субъекта, а предельный объём муниципального долга соответственно не     
должен превышать утверждённый общий годовой объём доходов местного бюджета.     
Этот долг может быть выражен и в рублях, и в иностранной валюте.                
                                                                                
В связи с нестабильной экономической ситуацией в мире курс валюты может резко   
измениться в сторону увеличения, что произошло, например, во время              
экономического кризиса 98-го года, когда курс доллара вырос почти в шесть       
раз, вследствие этого многие муниципальные образования и в целом субъекты       
Российской Федерации оказались в тяжёлом экономическом положении. Возможность   
заимствования главами администраций регионов, муниципалитетов огромных          
денежных средств для улучшения внешних показателей деятельности в целях         
продления своих полномочий - а мы приняли, как вы помните, два года назад       
закон о выборности наших губернаторов, также у нас выбираются и главы городов   
и районов - иногда приводит к злоупотреблениям со стороны властей,              
руководителей субъектов и муниципалитетов, и к ухудшению экономической          
ситуации. Для того чтобы перед выборами, так сказать, накрасить губы городу,    
быстро подремонтировать дороги или переложить плитку, которая не                
перекладывалась годами, субъекты могут брать большие кредиты, вешая на себя     
дополнительные обязательства, по которым впоследствии будут отвечать все        
налогоплательщики региона.                                                      
                                                                                
Вот в связи с этим для предотвращения таких ситуаций мы предлагаем:             
предельный объём госдолга субъекта или муниципального долга не должен           
превышать 50 процентов утверждённого общего годового объёма доходов бюджета     
субъекта Российской Федерации и 50 процентов утверждённого общего годового      
объёма доходов местного бюджета соответственно. В случае принятия данного       
закона для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля              
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трёх         
последних отчётных финансовых лет превышала 60 процентов объёма собственных     
доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предельный    
объём долга не должен будет превышать 25 процентов утверждённого общего         
годового объёма безвозмездных поступлений.                                      
                                                                                
На наш взгляд, принятие данного закона позволит уменьшить долговое бремя        
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Получены заключения от законодательных органов субъектов: тринадцать -          
против, семь - за.                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по      
бюджету и налогам, рассмотрев этот законопроект, считает, что в нём             
предлагается излишнее регулирование и ограничивается самостоятельность          
субъектов Российской Федерации, потому что в действующем Бюджетном кодексе, в   
статье 7, предусмотрено право и исполнительных органов, и законодательных       
органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при   
необходимости, при их желании устанавливать дополнительные ограничения по       
предельному уровню государственного долга или муниципального долга. И кстати    
сказать, ряд регионов этой нормой пользуется активно уже несколько лет.         
                                                                                
И второе, на что обратил внимание комитет, депутаты, представляющие             
практически все фракции, - это то, что у нас сегодня не та ситуация,            
законопроект несвоевременен, потому что, как мы с вами знаем, в течение         
последних лет, особенно после дефолта, нарастали долги субъектов Российской     
Федерации и муниципальных образований: пока ещё отчёта нет, но мы               
предполагаем, что не менее 1,5 триллиона составляют эти долги. А что значит     
введение такой нормы? Мы посчитали, и получилось, что примерно треть регионов   
в случае введения вот этой нормы, предлагаемой законопроектом, вплотную         
приблизится к этому предельному уровню, а многие и превысят уже этот уровень,   
то есть они практически лишатся возможности заимствований на банковском         
рынке, они лишатся возможности исполнить майские указы, выплатить заработную    
плату, они лишатся возможности погашать долги, которые они уже накопили, а      
это значит, что может быть дефолт государственных долгов субъектов Российской   
Федерации, а это в свою очередь создаст угрозу для банковской системы, для      
наших финансовых рынков. Более того, не имея возможности заимствовать на        
банковских рынках, они, соответственно, обратятся за заимствованиями,           
бюджетными кредитами, субвенциями, субсидиями, дотациями и так далее в          
федеральный бюджет. В федеральном бюджете таких ресурсов пока не                
предусмотрено, получается, мы создаём дополнительную нагрузку и для             
федерального бюджета в этой ситуации, то есть, не решая вопросы снижения        
объёмов долгов субъектов и муниципальных образований, мы ещё и ухудшаем         
ситуацию для федерального бюджета, если принимаем такую норму, такой            
законопроект.                                                                   
                                                                                
В связи с этим Комитет по бюджету и налогам предлагает отклонить указанный      
законопроект как несвоевременный.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос автору законопроекта.                                   
                                                                                
Правительство в своём официальном отзыве от 29 июля прошлого года не            
поддержало законопроект, опасаясь, как сейчас сказали, что тогда треть          
субъектов Федерации не сможет привлекать кредиты и это повлечёт рост нагрузки   
на федеральный бюджет, но совсем недавно Минфин опубликовал на портале          
правовой информации законопроект, в котором предлагается дать право             
президенту отрешать от должности губернаторов за просроченные долги бюджета,    
если их объём выше 10 процентов годового дохода субъекта Федерации и не был     
снижен за последний финансовый год. Не уточняли ли вы, может быть, в            
правительстве изменилось отношение к этому законопроекту?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иван Николаевич Абрамов. Лаконичный ответ,    
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АБРАМОВ И. Н. Спасибо за вопрос, Виктор Андреевич. У нас информации о том,      
изменилось или не изменилось отношение правительства к этому законопроекту,     
нет, но, мы помним, в своём отзыве они написали, что, по мнению Минфина         
России, в случае утверждения предлагаемых законопроектом изменений для ряда     
субъектов и муниципальных образований Российской Федерации единственной         
возможностью соблюсти вводимые ограничения станет привлечение бюджетных         
кредитов. Однако вспомните, что происходило буквально в последнее время:        
недавно мы помогли дружественной нам Украине, купили их акции, также мы         
совсем недавно Венгрии пообещали 10 миллиардов долларов выделить. Так, может    
быть, нашим субъектам тоже помочь и выдать бюджетные кредиты, чтобы они не      
бегали в поисках денег? Причём они их берут по банковским ставкам, а они не     
такие уж и маленькие сегодня - порядка 12 процентов и выше.                     
                                                                                
Я считаю, что рано или поздно, но в любом случае это ограничение надо           
вводить.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Надежда Сергеевна, хорошо вы всё пояснили нам и про дефолт, и про               
невозможность выплатить зарплату и исполнить указы президента от мая 2012       
года, но вы же прекрасно понимаете, вы же всё-таки экономист, что до            
бесконечности накапливать какие-либо долги - это недопустимо. Ведь по долгам    
всё-таки платятся проценты, и когда проценты по долгам превышают уже, так       
скажем, доходную часть, надо остановить губернатора. Только что мой коллега     
Виктор Андреевич сказал, что в правительстве действительно уже                  
прорабатывается предложение о введении права президента ставить вопрос о        
соответствии губернатора должности, если долг региона превышает доходную        
часть бюджета. Вот как к этому вы относитесь?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова.                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Ну, во-первых, хочу обратить ваше внимание на обоснование,      
которое даёт автор: он предлагает вместо банковских кредитов предоставлять      
бюджетные кредиты, то есть речь не идёт о том, что снижается сам долг, просто   
меняется его структура, меняется характер заимствований, которые этот регион    
или муниципальное образование приобретает, то есть в данном случае он сам       
подтверждает, что мера, которую он предлагает, не приводит к снижению           
госдолга. Это первое.                                                           
                                                                                
Второе. Вы прекрасно знаете, что мы, рассматривая закон о бюджете, постоянно    
обращаем внимание на то, чтобы по возможности оказывать дополнительную помощь   
регионам: увеличиваем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности,         
увеличиваем дотации на сбалансированность, увеличиваем размеры бюджетных        
кредитов, принимаем меры по реструктуризации имеющихся долгов и так далее, то   
есть меры такие принимаются.                                                    
                                                                                
Что касается нормы, которую предлагает сейчас Министерство финансов (она,       
правда, пока не облечена в форму законопроекта), ну, поживём - увидим, как      
дальше будет. Но тем не менее, когда мы сейчас говорим о применении этой        
нормы, мы имеем в виду предельный уровень, который существует на сегодня в      
Бюджетном кодексе, то есть сто процентов объёма, превышение этого уровня        
приведёт вот к этой жёсткой мере в отношении губернаторов. Если мы снизим       
этот потолок в два раза, уважаемые коллеги, наверное, половина губернаторов     
подпадут под действие предлагаемой нормы, что недопустимо на самом деле.        
После дефолта, принимая на федеральном уровне решения, мы не всегда             
подкрепляли их ресурсами для субъектов Российской Федерации, поэтому в          
определённой степени мы сами привели к этой ситуации.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Очень обидно в конце рабочего дня обсуждать такой важный вопрос, я считаю,      
один из главных в сегодняшней повестке, жалко, что приходится телеграфным       
способом излагать свою позицию.                                                 
                                                                                
Мой вопрос докладчику. Иван Николаевич, спасибо за то, что вы этот              
законопроект внесли и проблему подняли. Единственное, не могу не согласиться    
с вашими оппонентами: замечания комитета достаточно серьёзные, от них           
отмахнуться нельзя. У меня в этой связи вопрос, потому что вы не                
обосновываете, почему вы в два раза предлагаете сокращать лимиты                
заимствований, и нет ответов на ряд других вопросов, поставленных в             
заключении. Если бы Дума сегодня приняла в первом чтении ваш законопроект,      
понимаете ли вы, как бы вы ответили на вопросы оппонентов, как этот             
законопроект можно было бы доработать?                                          
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что благодарен вам за внесённый вами очень важный для     
страны законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Николаевич Абрамов.                                  
                                                                                
АБРАМОВ И. Н. Александр Георгиевич, спасибо за вопрос. Я сегодня услышал, что   
три оппозиционные фракции поддерживают необходимость решения данной проблемы,   
действительно сегодня уже поднимается на всех уровнях этот вопрос, он           
своевременен, его нужно решать. На самом деле ничего не мешает сегодня нам      
принять его в первом чтении, концептуально законопроект проходит, на этот       
счёт есть заключение Правового управления, а ко второму чтению мы могли бы в    
рамках комитета по бюджету собрать комиссию и вместе с представителями всех     
фракций доработать законопроект, учесть все замечания. Я думаю, это было бы     
своевременно.                                                                   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Семёнов Владимир Владиславович.                                                 
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Надежда Сергеевна, не считаете ли вы, что часто возникает желание взять         
перекредитоваться и быстро закрыть какие-то насущные проблемы, когда эти        
проблемы нарастают как снежный ком, и если не ограничить наши субъекты в этом   
праве, то это приведёт, наоборот, к ускоренной возможности банкротства наших    
субъектов?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Максимовой включите микрофон.                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Владимир Владиславович, я вам хочу сказать, что у нас как раз   
ограничены возможности наращивания государственного долга, - не более 100       
процентов от общего годового объёма доходов бюджета субъекта. Я уже говорила    
о том, что регионам необходимо выполнять майские указы президента, вы знаете,   
мы массу полномочий передали субъектам Российской Федерации, которые они        
обязаны выполнять в соответствии с посланием президента. И сегодня мы не        
можем ухудшать ситуацию, которая сложилась со сбалансированностью бюджетов      
субъектов, на ходу перестраивая всё это, сразу вдвое - вдвое, я подчёркиваю -   
сокращая возможный предельный объём госдолга субъекта, мы приведём к тому,      
ещё раз повторяю, что регионы окажутся в положении, когда они не в состоянии    
будут погасить уже взятые долги даже при получении дополнительных доходов.      
                                                                                
Поэтому мы считаем, что эту норму сегодня, на современном этапе вводить         
нельзя. Вот мы в своё время, в 2007 году, об этом говорили, ставили вопрос о    
том, чтобы уменьшить предельный уровень, тогда это было возможно, экономика     
была на взлёте, ежегодный прирост налога на прибыль поступал в доходы           
субъектов, темпы роста были очень высокие, но случился дефолт, и ситуация в     
экономике изменилась, а налог на прибыль, так же как и налог на доходы          
физлиц, - это два основных источника доходов региональных бюджетов.             
Поскольку, я вам ещё раз повторяю, почти на 30 процентов сократился в прошлом   
году налог на прибыль, без заимствований выполнить взятые на себя и             
закреплённые полномочия субъекты не в состоянии. Мы должны учитывать            
сложившуюся ситуацию.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
По одному от фракции. Единственное, попросим по возможности лаконично           
выступать.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну мы попросим.                                      
                                                                                
Максимова Надежда Сергеевна.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Иван Иванович, можно мне в конце?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Опять телеграфно. Крайне важный законопроект, и я бы           
проголосовал за него в первом чтении, хотя понимаю, что есть серьёзные          
замечания комитета, кто интересуется, тот их прочитал.                          
                                                                                
Говоря об актуальности темы, могу для стенограммы привести две цифры. Что       
касается внутренних заимствований, дефицит региональных бюджетов за прошлый,    
2013 год вырос в два с половиной раза и составляет 700 миллиардов рублей.       
Фактически мы близимся к тому, что большинство регионов скоро не сможет         
занимать деньги в российских банках, то есть необходимо будет идти лишь по      
пути секвестров региональных бюджетов.                                          
                                                                                
Параллельно с этим правительство принимает меры по ограничению внешних          
заимствований для региональных бюджетов, и, насколько я знаю, скоро выйдет      
постановление Правительства Российской Федерации, по которому на внешнем        
рынке занимать смогут только Москва и ещё пара нефтяных регионов, и всё. И      
то, что мы блокируем вариант, который предлагают авторы законопроекта, не       
означает, что мы не должны искать какие-то альтернативы. Вот об альтернативах   
и нужно поговорить.                                                             
                                                                                
На днях вышла новая статистика по внешней задолженности, и могу доложить вам,   
коллеги, - мы это периодически обсуждаем, - что если на начало года Россия      
была должна 636 миллиардов долларов, то на 1 января 2014 года она уже была      
должна 732 миллиарда долларов. Это огромные цифры! И при этом мы простили       
долг Кубе, мы простили долг Северной Корее! Всё это взаимосвязано - долги       
наших регионов и внешние долги, и эту тему парламент обязан обсуждать, это      
крайне важно для финансовой жизни нашей страны.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич, за тезисное изложение      
позиции.                                                                        
                                                                                
Коломейцев Виктор Андреевич.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые коллеги, в рассматриваемом законопроекте             
предлагается один из вариантов сдерживания критического роста долгов            
региональных бюджетов, объём которых уже превысил 1,5 триллиона рублей, в       
некоторых субъектах долг выше годового объёма их доходов - даже учитывая        
только это, законопроект необходимо поддержать. К тому же появилась             
информация, что сам Минфин предлагает отстранять губернаторов от должности за   
рост бюджетных долгов более 10 процентов годового дохода субъекта и             
необеспечение их снижения за отчётный финансовый год.                           
                                                                                
Но совершенно очевидно и другое: требуется срочное оздоровление региональных    
финансов, необходимо серьёзно пересматривать сложившиеся межбюджетные           
отношения. Как известно, общий объём трансфертов из федерального бюджета в      
региональные на 2014 год сокращён на 6 процентов - при опасном росте долгов     
субъектов Федерации это совершенно неоправданная мера.                          
                                                                                
Реализация майских указов президента 2012 года для бюджетов большинства         
субъектов Федерации ну просто нереальна. К примеру, для стопроцентного          
обеспечения к 2016 году детскими дошкольными учреждениями необходимо минимум    
600 миллиардов рублей, а в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено        
всего 10 миллиардов. При этом в соответствии с бюджетным правилом, которое      
фактически является тормозом социально-экономического развития страны, в        
Резервный фонд уйдёт 400 миллиардов рублей, и на конец 2014 года общий объём    
двух фондов составит более 6 триллионов, причём, по данным минфина США, объём   
вложений Россией финансовых средств только в ценные бумаги американского        
правительства вырос и составил в конце прошлого года около 140 миллиардов       
долларов. Такую бюджетную политику правительства нельзя назвать эффективной,    
поэтому наряду с поддержкой вот этого законопроекта необходимо по итогам        
исполнения федерального бюджета за первый квартал в рамках государственной      
программы повышения устойчивости бюджетов субъектов Федерации значительно       
увеличить дотации на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов,      
причём поручение об увеличении финансирования этого направления есть и в        
постановлении Государственной Думы, и в постановлении Совета Федерации о        
принятии бюджета 2014 года.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Когда предприятие приходит в банк брать кредит, то одним из     
обязательных документов для получения этого кредита должно быть                 
поручительство руководителя предприятия, который отвечает своим личным          
имуществом. Когда губернатор берёт кредит, он, к сожалению, такой бумаги не     
подписывает, и что получается, когда по разным причинам происходит ротация?     
Если превысят просроченные обязательства на 10 процентов или 30 процентов и     
так далее, ну освободят губернатора - а что будет делать новый губернатор,      
который придёт на его место?                                                    
                                                                                
Если мы посмотрим, в какие условия сегодня поставили губернаторов, то нам       
станет ясно, что для положительной оценки их деятельности и для того, чтобы     
они удержались, ими сегодня должен осуществляться целый комплекс мер - это и    
уровень заработной платы в соответствии с указами, и меры в сфере дошкольного   
образования, школьного и так далее. И мы с комитетом, который пишет             
заключение, абсолютно согласны, но вот только выводы он делает абсолютно        
неправильные: как раз на реализацию этих указов сейчас и будут браться          
кредиты, которые никакой отдачи не дадут! Если бы они брали кредиты под         
окупаемые программы, под строительство новых предприятий, под увеличение        
налогооблагаемой базы, да разве мы были бы против? Но вот как раз сейчас их     
надо остановить! Вы же сами себе противоречите. Бюджетный комитет чётко         
сказал, что все начинают брать кредиты на исполнение этих указов, но это надо   
остановить, потому что именно в этом случае - когда они придут за ссудами или   
бюджетными кредитами из федерального бюджета, станет понятно, что беда у нас    
началась.                                                                       
                                                                                
Или второй момент: давайте посмотрим, что у нас с селом. Вы посмотрите, мы      
практически каждый год прощаем нашим сельчанам те кредиты, которые есть, и в    
результате мы ставим их в неравное положение: одни работники сельского          
хозяйства пытаются гасить кредиты, вторым гасят, в результате мы растим         
иждивенцев - сегодня все на селе берут кредиты, понимая, что их потом всё       
равно спишут. Если мы сейчас не примем этот законопроект, который совершенно    
вовремя внесли, начнётся цепная реакция: субъекты начнут брать кредиты, для     
того чтобы губернаторы удержались у власти, - это нужно остановить! Поэтому     
данный законопроект внесён своевременно.                                        
                                                                                
Более того, если бюджетный комитет не знает, как решить проблему с теми         
шестнадцатью субъектами, которые уже перешагнули эту черту, фракция ЛДПР ему    
поможет, и очень просто: сейчас мы с правительством дискутировали по 269-й      
статье, о процентах, - каждый год мы вносим отдельные уточнения, - так вот      
давайте мы для тех субъектов, которые перешагнули эту черту, внесём отдельную   
строчку в этот закон - о том, что эта статья на них не распространяется, но     
больше они занимать не могут, и всё, тем самым мы сегодня приблизим             
реальность к федеральному центру и свяжем президента и губернаторов в одну      
цепочку - того, кто даёт команды, и тех, кто их исполняет.                      
                                                                                
Закон своевременный, надо его принимать, фракция ЛДПР поддержит!                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Николаевич, будете выступать?                                              
                                                                                
Включите депутату Абрамову микрофон.                                            
                                                                                
АБРАМОВ И. Н. Уважаемые коллеги, большое спасибо за то, что мой законопроект    
вызвал такую, скажем, бурную реакцию. Я тоже считаю, что он своевременен, как   
никогда своевременен.                                                           
                                                                                
Вот Надежда Сергеевна сказала, что некоторые субъекты, когда превысят этот      
порог, уже не смогут дальше брать кредиты, будут вынуждены срочно их            
отдавать, но мы же говорим только о первом чтении, поэтому мы можем             
предусмотреть какие-то переходные положения, то есть дать этим субъектам, к     
примеру, год, для того чтобы они могли исправить положение, подвести всё под    
эту планку.                                                                     
                                                                                
В заключение ещё раз обращаюсь ко всем коллегам с просьбой поддержать данный    
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Максимовой включите микрофон.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Сергеевна Максимова.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу обратить ваше внимание на то,   
что мы, внося этот законопроект, предложений по увеличению доходной базы        
субъектов Российской Федерации практически не даём, то есть, ужесточая          
ситуацию в этой части, мы не говорим о том, что может быть сделано, чтобы они   
могли именно заработать доход, ведь на заседании комитета и представители       
других фракций, оппозиционных, и представители Счётной палаты говорили о том,   
что сама по себе эта норма не приведёт к резкому снижению долговых              
обязательств, и это понятно, поэтому нужно искать варианты, как доходы          
субъектов Российской Федерации увеличить. Здесь правильные предложения          
вносятся, но тогда нужно их вносить параллельно с этим законопроектом и         
вносить изменения в другие законы.                                              
                                                                                
Вы знаете, вот правильно говорил Александр Георгиевич о том, что определённые   
меры сегодня правительством принимаются. Во-первых, ограничивается количество   
территорий, регионов, которые смогут производить заимствования в виде           
валютных кредитов, - да, специальные условия создаются, и действительно выйти   
на эти рынки смогут только, дай бог, три-четыре региона: Москва, Питер,         
Екатеринбург, предположим, и не более того, для остальных возможность           
заимствований будет закрыта. Во-вторых, вы знаете, есть поручение президента    
Центральному банку разработать какие-то рычаги стимулирования, для того чтобы   
процентные ставки по кредитам, которые предоставляются на покрытие дефицита     
бюджетов, тоже могли быть сокращены, какие-то рычаги Центральный банк должен    
разработать. В-третьих, мы с вами приняли постановление о поддержке за счёт     
федерального бюджета регионов с дефицитным бюджетом, то есть у нас уже есть     
определённый набор мер, которые должны привести не только к тому, чтобы не      
наращивались долги, но и к постепенному погашению уже накопленных долгов.       
                                                                                
На наш взгляд, на взгляд Комитета по бюджету и налогам, вот этот законопроект   
сегодня поддерживать не нужно, потому что он не сопровождается предложениями    
о других возможностях наполнения доходной базы субъектов Российской Федерации   
в целях сбалансированности бюджета. Давайте сначала посмотрим, как у нас        
заработают вот эти дополнительные рычаги, над которыми сегодня работают и       
Минфин, и Центральный банк, и Государственная Дума, и Совет Федерации, а        
потом будем решать вопрос о том, каким образом можно с этой точки зрения, с     
точки зрения снижения предельного уровня долгов, регулировать вот эти           
взаимоотношения.                                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект по этим       
причинам.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              146 чел.32,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    147 чел.                                          
Не голосовало                 303 чел.67,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.