Заседание № 107
О проекте федерального закона № 250266-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части отнесения к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочий по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, возвращаемся к 22-му вопросу порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Докладывает Михаил Борисович Терентьев. На рабочем месте включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем во втором чтении законопроект, направленный на выработку механизма реализации норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов..." в части установления основных требований к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Мы обязываем Минтруд разработать такие требования, конечно, опираясь на ратифицированную Конвенцию ООН о правах инвалидов, на статью 27 "Труд и занятость", где говорится о необходимости принятия надлежащих мер, направленных на обеспечение разумного приспособления рабочего места для инвалида. Хочу особо подчеркнуть: разумного, потому что в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению у представителей РСПП, профсоюзов и общественных организаций инвалидов возникла определённая озабоченность в связи с необходимостью жёсткой регламентации требований к специальному рабочему месту - не приведёт ли это к сокращению предложений на рынке занятости? С другой стороны, в бюджете, как в федеральном так и в региональных, предусмотрены средства на создание таких рабочих мест, поэтому мы должны установить такие рамки, чтобы эти средства могли быть израсходованы на оснащение специального рабочего места. Надеюсь, к разработке ведомственного акта министерство подойдёт сбалансированно и разумно и учтёт мнения всех сторон. В комитет поступило семь поправок, которые сгруппированы в две таблицы - поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Прошу их рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Прошу проголосовать по таблице поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 10 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 245 чел. Не голосовало 205 чел.45,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Включите микрофон Михаилу Борисовичу Терентьеву. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Данный законопроект подготовлен к третьему чтению. Прошу рассмотреть его в третьем чтении и вынести на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Борисович.
22-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 10 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Во втором чтении принят. Было предложение рассмотреть в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 38 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 250266-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части отнесения к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочий по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
5-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов..." разработан в соответствии с комплексом мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, который, в свою очередь, принят в развитие указа президента № 597, то есть мы констатируем, что этот законопроект разработан в развитие одного из майских указов. Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим. В соответствии со статьёй 22 закона "О социальной защите инвалидов..." специальное рабочее место для трудоустройства инвалида - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалида. Очень хорошая норма, очень хорошая редакция, однако механизм её реализации в действующем законе пока не предусмотрен. Норма об установлении единых требований к оборудованию есть, а какие это должны быть требования, закон не содержит, таким образом, норма об оборудовании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не обеспечена механизмом её реализации. Отсутствие в законе нормы, устанавливающей полномочие федерального органа, не позволяет установить эти требования, поэтому вносимые законопроектом изменения предполагают отнесение к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочия по определению основных требований к оборудованию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и одновременно законопроектом предусматривается дополнение статьи 22 закона нормой, которая устанавливает, что указанные основные требования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Мы считаем, что предусмотренные законопроектом изменения позволят обеспечить принятие на федеральном уровне нормативно-правового акта, который будет определять как раз основные требования к оборудованию и оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, причём не просто так, а с учётом нарушения их функций и ограничения их жизнедеятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Борисовича Терентьева. Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, коллеги! Алексей Витальевич очень подробно рассказал о данном законопроекте. Комитет рассмотрел законопроект и хотел бы отметить следующее: данные изменения в закон не только не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета, но и позволят более эффективно использовать те ресурсы, которые выделяются, потому что всё-таки мы должны понимать, что же такое специальное рабочее место, и мы наделяем полномочиями федеральный орган государственной власти. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний к законопроекту не имеется. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Витальевич, как известно, в нашей практике самое страшное - это неконкретные задачи. Вот когда мы говорим о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, мне вспоминается задача, поставленная президентом Путиным: создать 25 миллионов современных рабочих мест для инвалидов, - но, учитывая, сколько денег мы выделяем и как останавливаем заводы, она не будет выполнена. Конкретно можно сказать, чтобы мы потом могли проконтролировать, сколько в этом году будет создано рабочих мест для инвалидов, сколько - в 2014-м и сколько - в 2015-м, хотя бы конкретно на три года? Иначе задача, которая вся в тумане, никогда не будет решена! ВОВЧЕНКО А. В. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос. Могу сказать абсолютно чётко: в соответствии с указом президента № 597 в этом году должно быть создано 14 тысяч 200 специальных рабочих мест для инвалидов, причём для создания этих рабочих мест предусмотрено отдельное субсидирование из федерального бюджета, именно субсидия на создание этих рабочих мест. Такая же задача стоит на 2014-2015 годы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Алексей Витальевич, даже если новый законопроект в какой-то степени поможет решить вопросы трудоустройства, проблема, связанная с перемещением инвалида к месту работы, останется: на сегодняшний день в России общественный транспорт не оборудован для людей с ограниченными возможностями, специализированных социальных такси тоже довольно мало. Как и в какой срок будут решаться эти вопросы? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. В качестве механизма обеспечения доступности для инвалидов, как известно, сейчас у нас реализуется государственная программа "Доступная среда", на которую были выделены беспрецедентные по объёму для этой тематики средства - более 180 миллиардов рублей с начала её реализации и до 2015 года. Обеспечение доступности на транспорте является составной частью этой государственной программы. В прошлом году её реализация осуществлялась в трёх пилотных субъектах, в этом году - уже в двенадцати субъектах, в следующем году более семидесяти субъектов Российской Федерации смогут участвовать в выполнении основных направлений этой программы. Доступность транспорта для инвалидов - один из ключевых показателей реализации данной программы. Там, в этих субъектах, идёт прямое финансирование в части приобретения подвижного состава, оборудования городскому транспорту, специальных автомобилей и, что самое главное, создания нормативной методической основы, как всё это должно быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Алексей Витальевич, я думаю, что вы в курсе истории с колл-центром на 3 тысячи рабочих мест для инвалидов-слепых, вокруг которого разгорелся скандал года три тому назад и на который было потрачено порядка 2,5 миллиарда рублей из федерального бюджета, насколько я понимаю, и из бюджета города Москвы. Тогда стоимость одного рабочего места варьировалась от 700 тысяч до 900 тысяч рублей. Мне даже сложно представить, на что эти деньги могли быть потрачены, но тем не менее они были потрачены, а колл-центр, проработав несколько месяцев, распался. Вот эта законодательная инициатива позволяет решать такого рода проблемы, чтобы они не повторялись в будущем? ВОВЧЕНКО А. В. Действительно, такая история имела место. К счастью, федеральный бюджет там не был задействован, потрачены были значительные средства бюджета города Москвы. Как раз таки из-за неопределённости того, какие требования должны быть к создаваемому специализированному рабочему месту, такие ситуации и могли возникать. Собственно говоря, в эту сумму, 700 тысяч, как они оценивали, непонятно что было вложено и какие-то ещё дополнительные накладные расходы. Тут же мы говорим о тех требованиях, которые будут предусмотрены исходя из функциональных возможностей инвалида по его функциональной группе. Мы считаем, что установление именно таких конкретных, чётких, ясных и прозрачных требований позволит избегать подобных ситуаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. После перерыва мы продолжим обсуждение этого вопроса.
Коллеги, мы прервались на рассмотрении 5-го пункта повестки дня. Ряд коллег записались на выступления. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, я сразу попрошу, чтобы мне, если не хватит трёх минут, продлили время, потому что я буду выступать от фракции. Скажу, что недаром я задал вопрос представителю министерства о той вопиющей ситуации, которая создалась вокруг колл-центра, потому что проблема там так и не решена - 2 миллиарда 500 миллионов рублей ушло. Я прошу с этой трибуны, чтобы те, кто услышит меня, всё-таки вернулись к разбору полётов вокруг этой ситуации, потому что те 2 миллиарда 500 миллионов рублей, которые обнадёжили три тысячи инвалидов по зрению, ушли, и ушли, как я подозреваю, в известном направлении, поэтому если необходимы какие-то дополнительные материалы, то мы их готовы предоставить. И я считаю, что необходимо вернуться к вопросу о возбуждении уголовного дела по этой ситуации, и надеюсь найти в лице своих уважаемых коллег и в лице представителей министерства и тех органов следствия, которым положено заниматься такого рода делами, понимающих партнёров-союзников в этом вопросе. Что касается законопроекта, несомненно, если он позволит избежать в будущем такого рода манипуляций с деньгами из федерального бюджета, которые выделяются на развитие, создание рабочих мест для инвалидов, то это только хорошо, и мы, фракция ЛДПР, этот законопроект поддержим. Но мне не очень понятно и в ответе я не услышал, каким образом будут вырабатываться те универсальные нормы, требования к созданию рабочих мест для инвалидов, о которых говорил заместитель министра, поэтому вот несколько дополнительных вопросов, на которые я надеюсь услышать ответы в заключительном слове заместителя министра. Готово ли министерство рассмотреть вопрос об участии общественных, хотя бы всероссийских, организаций инвалидов в разработке данного норматива по отдельным критериям инвалидности? Потому что, как известно, универсальных решений не бывает: для слепого это одни требования, для слабослышащего или глухого это другие требования, для колясочника это третьи требования, для опорника это четвёртые требования и так далее. Мы много говорим об общественном контроле и общественном участии в разработке и подготовке законопроектов и нормативных актов, поэтому надеюсь, что меня здесь услышат. Второй вопрос - это вопрос, который я лично обсуждал неоднократно, в том числе и с министром Топилиным, он касается возможности сертификации рабочих мест для инвалидов с применением системы добровольной сертификации. Такие системы добровольной сертификации на сегодняшний день существуют, они разработаны, и применение их предусмотрено законодательством - соответственно законодательством о техрегулировании. Обязательную сертификацию к работам и услугам такого рода применить нельзя, но добровольную сертификацию как квалификационное требование мы могли бы применить. Вот я задаю вопрос бывшему руководителю Департамента труда и занятости населения города Москвы, по какому принципу принимаются потом рабочие места для инвалидов, на создание которых выдаются субсидии, и получаю шикарнейший ответ - камерально. Что это означает, уважаемые коллеги? Это означает, что отчитываются количественно. А каким образом можно качественно отчитаться? Я думаю, что при создании рабочих мест для инвалидов, во-первых, должна подтверждаться квалификация тех, кто создаёт эти рабочие места, и, во-вторых, приниматься эти места должны не только по количеству, но и по качеству, - так требования будут соблюдаться, а если будет отчёт по количественному составу, то тогда, в общем-то, деньги как исчезали в неизвестном направлении, так и будут исчезать. А так законопроект, безусловно, позитивный. То, что функции разработчика требований к созданию рабочих мест для инвалидов передаются от органов местного самоуправления на федеральный уровень - это более профессиональный подход, поэтому мы и поддерживаем данный законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Борисович Терентьев, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект: данный законопроект, безусловно, является элементом системного решения вопросов занятости, трудоустройства людей с инвалидностью. И вот коллега из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" говорил: а как же доступный транспорт? Конечно же, надо решать и вопросы доступности транспорта, создавать безбарьерную инфраструктуру, но я думаю, что при внесении комплексного законопроекта, который будет касаться ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, коллеги из других фракций увидят, какая системная и большая работа проделана Правительством Российской Федерации при участии общественных объединений инвалидов. И хотел бы ещё раз отметить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и просит всех коллег также поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Законопроект выносится на "час голосования".
5-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 53 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.