Заседание № 99
О проекте федерального закона № 25018-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу об отмене возможности досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям и вне помещений для голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Диденко Алексея Николаевича. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, давайте на несколько минут отвлечёмся от обсуждения парламентской дедовщины, которая была во всех созывах, и приступим к рассмотрению очень важного вопроса. Вопрос касается отмены в нашем избирательном законодательстве факультативных процедур голосования, которые не предполагают личного, очного участия избирателя в процедуре голосования на выборах. В частности, предметом нашего проекта закона является отмена досрочного голосования, голосования на дому - вне помещения для голосования и голосования по открепительным удостоверениям, которое с недавних пор называется голосованием по месту нахождения. К сожалению, многолетняя практика показала, что данные механизмы, которые в законе называются "гарантии избирательных прав", на самом деле являются объектом применения электоральных технологий, являются как раз механизмом искажения избирательных прав, искажения волеизъявления наших избирателей. Когда большую часть голосующих составляют люди, проголосовавшие по открепительным удостоверениям, досрочно или вне помещения для голосования, вызывает большие сомнения легитимность избранных в результате таких электоральных процедур депутатов или должностных лиц. В связи с этим фракция ЛДПР предлагает отказаться от данных институтов и оставить только личное голосование, желательно с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) или комплексов электронного голосования (КЭГ). Готов ответить на ваши вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас есть ещё содоклад. Николай Гаврилович Брыкин, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемым проектом закона предлагается отменить субсидиарные виды голосования при проведении выборов депутатов Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта и представительного органа муниципального образования. Я хотел бы обратить ваше внимание в первую очередь на следующий факт. В прошлом году нами были приняты закон № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и закон № 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данными нормативными актами для избирателя установлена возможность при проведении выборов Президента Российской Федерации и выборов в органы государственной власти субъектов подать в избирательную комиссию по месту своего нахождения заявление о включении в список избирателей, то есть голосовать не по месту регистрации, этот институт заменил собой досрочное голосование и открепительные удостоверения. По данной схеме в единый день голосования 10 сентября впервые прошли выборы 16 губернаторов и депутатов шести заксобраний регионов. На федеральном уровне процедура голосования с включением граждан в списки избирателей по фактическому месту нахождения впервые будет применена на выборах Президента Российской Федерации. Таким образом, концепция, которую предлагают уважаемые коллеги из фракции ЛДПР, связанная с отменой открепительных удостоверений и досрочного голосования, уже нашла отражение в законодательстве. О распространении данной концепции на иные выборы, о чём сейчас говорил Алексей Николаевич, в том числе на выборы депутатов Государственной Думы следующего созыва, думаю, можно будет говорить позже. В любом случае инициатива о полной отмене субсидиарных видов голосования, то, что предлагают авторы законопроекта, без предоставления альтернативы не может быть принята, так как это нарушает конституционное право граждан принимать участие в голосовании и соответственно в формировании представительных органов власти. Комитет Государственной Думы с учётом изложенного предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Николай Гаврилович, ну, уже сделали единый день голосования, уже по телевидению, на радио идёт реклама, все за несколько месяцев, за несколько лет прекрасно знают, какого числа и какие выборы пройдут. Все люди взрослые, серьёзные - с 18 лет у нас можно голосовать, - могут планировать свою жизнь. На предприятиях создаются дополнительные избирательные участки, для того чтобы не отрывать от производства, в воинских частях, на подводных лодках, в госпиталях - везде уже оборудованы избирательные участки! Ну в чём проблема?! Все условия для тех, кто хотел бы проголосовать сам за себя, созданы. Зачем мы дополнительно тратим бюджетные денежные средства на то, чтобы избирательные комиссии ещё дежурили, на то, чтобы печатать открепительные удостоверения? Не кажется ли вам, что это всё от лукавого, просто чтобы иметь лазейку для фальсификации результатов выборов? Ну почему не поступить честно и не сделать шаг нам навстречу - хотя бы один законопроект от оппозиции сегодня поддержать, чтобы каждый человек голосовал сам за себя, как и депутат должен голосовать сам за себя во время работы на пленарном заседании, об этом здесь уже не раз говорилось. БРЫКИН Н. Г. Спасибо за вопрос. Уважаемый Александр Николаевич, давайте не будем торопиться, наши руководители однажды уже поторопились, приняли поспешное решение - и у нас сейчас нет Советского Союза со всеми вытекающими последствиями. Давайте мы всё-таки посмотрим, как будут применяться нормы принятых нами 103-го и 104-го федеральных законов на выборах президента, и потом уже будем говорить: давайте то сделаем, это сделаем... Посмотрите, на выборах 10 сентября было организовано голосование по процедуре, которую мы с вами утвердили, - в частности, уважаемая фракция ЛДПР также голосовала за принятие этих двух законов, и этим правом воспользовалось 200 тысяч человек, - значит, это право востребовано. Давайте всё-таки поэтапно будем двигаться по этому пути, после чего можно вернуться к вопросу, к концепции, которую вы сегодня представили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Советский Союз не из-за спешки развалился, а из-за того, что у общества не было социальной практики, всё решала верхушка, которая, естественно, решила обрести наряду с властью ещё и собственность, поэтому такая аналогия, откровенно говоря, некорректна, мы все, здесь присутствующие, эти события застали. Вопрос в другом: если мы с вами меняем законодательство, то что мешает нам его унифицировать? Ведь на самом деле не вполне нормально, когда в рамках избирательных процессов, происходящих в стране, в одних случаях у нас применяется одна система по обеспечению участников избирательного процесса доступом к возможности проголосовать, в других - другая. И мне кажется, что предложение позже об этом подумать не очень состоятельно. Вот всё-таки не находите ли вы, что содержательно должны быть единые правила, если мы одна страна, и что надо говорить о какой-то унификации? БРЫКИН Н. Г. Спасибо большое за вопрос, я уже частично ответил на него. Давайте посмотрим, сколько в процентах досрочно проголосовало в сентябре: 3,5 процента в целом, на выборах, допустим, в Кирове - 0,2 процента, в Ярославле... О чём здесь говорить?! Вы думаете, что это концептуально, - допустим. Что касается унификации, я понимаю, о чём вы говорите, но давайте мы поэтапно будем действовать, последовательно, надо посмотреть, каким будет на практике правоприменение 103-го и 104-го законов, после чего можно будет о чём-то говорить, давайте получим какие-то практические результаты, чтобы принимать последующие решения. А голословно заявлять о необходимости унификации - это, извините, некорректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы позволили себе слово "дикари", Николай Гаврилович, так вот скажу вам, что последние выборы в Армении и Киргизии, с моей точки зрения, в плане чистоты были самыми честными на всём постсоветском пространстве. А вот Алексею Николаевичу следующий вопрос: вы вообще с КЭГами ознакомились? Вот я, к несчастью, ловил и там и там. И я знаю, как с помощью флэшки перепрограммируют КОИБы: было плюс 50 лишних бюллетеней - я лично ловил. А как использовать КЭГи, членов комиссий вообще даже не обучали, понимаете? Вот было 30 комплексов, и председатели комиссий не знали, что такое КЭГ, как работает: бюллетень на двух страницах, а высвечивается одна страница! С моей точки зрения, у нас закон нормальный, только его выполнять надо всем - понимаете? - и контролировать, а одну статью надо принять: тот, кто не пришёл на голосование, не имеет права обращаться в органы власти до следующих выборов, тогда... (Микрофон отключён.) БРЫКИН Н. Г. Позвольте не согласиться, я слово "дикари" вообще не произносил, можно стенограмму посмотреть, вы ослышались. А с КЭГами я знаком. Вы говорите о мерах, которые, вы считаете, нужно принимать, но сегодня достаточно норм и уголовного законодательства, и в суд можно обращаться, если возникают какие-то вопросы, и всё это там обсуждать, какие проблемы-то? Проблем нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Николай Гаврилович, я думаю, вы со мной согласитесь, что всё-таки законопроект направлен на совершенствование избирательного законодательства, и, наверное, вы согласны с тем, что выборы должны быть честными, прозрачными и свободными? Вот прошу вас на этот вопрос ответить. И приведу в пример одну ситуацию, которая сложилась осенью 2016 года в городе Нефтеюганске. Мы до сих пор оспариваем результаты выборов в Госдуму и в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которые прошли в ряде участков: в одной части города за ЛДПР проголосовало 6 процентов, а в другой части - около 30 процентов, в одной школе два участка, и такая разница в количестве голосов! А самое удивительное, что запись видеонаблюдения мы так и не смогли получить, переписка длится уже практически полтора года. Выступаете ли вы за то, чтобы всё-таки выборы были честными, прозрачными, свободными и у всех политических партий, участников избирательного процесса был доступ к видеозаписям? А то, к сожалению, и выборы президента страны могут быть поставлены под угрозу, если видеозаписи также просто куда-то исчезнут. БРЫКИН Н. Г. Я абсолютно с вами согласен. Есть, наверное, какие-то случаи нарушений, но есть и законодательные нормы, которыми можно как бы эти вещи отсекать, и в сентябре 2016 года самое большое количество нарушений, в том числе и тех, о которых вы говорите, было совершено на муниципальных выборах. Сейчас с точки зрения федерального законодательства нужно просто протестировать, мне кажется, вот то, что было сделано в сентябре 2017 года, пройти процедуру выборов 18 марта и после этого к данному предложению, как к возможному варианту, вернуться. В целом говорить, допустим, об отмене того или иного вида голосования, не оставляя альтернативы гражданам, считаю неправильным, права граждан в рамках Конституции должны соблюдаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, крайне важен, тем более в преддверии самых главных выборов в Российской Федерации за последнее время, самых значимых: насколько будет доверия к результатам этих выборов, настолько мы можем рассчитывать на дальнейшую стабильность в нашей стране. Следовательно, мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы выборы состоялись и были честными, чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений в результатах выборов. Почему? Потому что слишком многие ждут этих результатов, и не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы снова можем получить всплеск не то что недовольства, а просто жёсткого возмущения, если будут какие-то предпосылки или хотя бы намёки на махинации на выборах, поэтому заинтересованы в честности выборов должны быть все фракции, и я уверена, что на самом деле так и есть. Мы с вами уже много раз проходили через выборы, и те моменты, о которых сегодня говорят авторы законопроекта, как раз заставляют сомневаться в честности результатов выборов. Кто из нас, представителей оппозиционных партий, не сталкивался с этим на своих выборах, когда половина всех зарегистрированных на избирательном участке вдруг ни с того ни с сего получает открепительные удостоверения и куда-то растворяется? Или другой вариант: на участок все приходят с открепительными удостоверениями - я сама наблюдала это, и моё педагогическое чутьё подсказывало, я просто видела, что эти люди были заранее подготовлены. Этого нельзя допускать! Теперь что касается голосования на дому. Это вообще отдельная история. Для наблюдателей от оппозиционных партий очень часто не хватает мест в машине, чтобы доехать до избирателя, есть и другие моменты. Опять же те, кто формирует эти списки... В отношении того, как формируются эти списки, очень много вопросов. Конечно, мы должны подстраховаться и всё сделать для того, чтобы выборы были честными. Я несколько раз присутствовала на выборах в качестве международного наблюдателя - и однажды уже говорила с этой трибуны об этом - и видела, как в странах СНГ защищают результаты выборов. Могу привести несколько примеров, это интересно. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить время? ГАНЗЯ В. А. Да, я же не всё сказала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАНЗЯ В. А. Дорогие коллеги, вы знаете, мы уже слышали о том, что в странах СНГ действительно проходят очень честные выборы. Почему-то там не сомневаются в результатах, там всё проходит спокойно. Например, выборы в парламент Армении. Вот у меня бюллетень - это обыкновенный листок (не думайте, что я просто взяла и самым нахальным образом утащила из Армении бюллетень, нет), этот листок никаких защитных знаков не имеет, но здесь всё четко прописано: номер партии и так далее. Человек на избирательном участке проходит несколько процедур - да, это долго, выстраивается очередь, но зато эти несколько процедур, через которые прошёл избиратель, защищают результаты выборов. Человек приходит, регистрируется - там биометрическая система, - берёт вот такой бюллетень; следующий этап: на этот бюллетень, чтобы его можно было использовать, наклеивают специальную марку; человек проходит дальше, заходит в кабинку, где отмечает ту партию, которая его устраивает больше всего, и потом бросает бюллетень с маркой в урну. Затем сравнивают количество бюллетеней и количество откреплённых марок, если не сходится - ну, тогда всё понятно, но я ни разу не видела, чтобы эти цифры не сходились. Вот такая степень защиты. Давайте посмотрим, что в Южной Осетии. Там ещё интереснее: было три кандидата на должность президента, и на каждом избирательном участке сидели три наблюдателя. Когда заходил избиратель, он брал бюллетень, потом подходил с бюллетенем к каждому из наблюдателей, и каждый наблюдатель ставил свою подпись на бюллетене. То есть если нет подписи хотя бы одного из наблюдателей, то бюллетень недействителен. Это тоже своего рода защита! После этого избиратель заходил в кабинку, ставил отметку, за кого он голосует, бросал бюллетень в урну. Затем шёл подсчёт. Мы же прекрасно понимаем: Южная Осетия - это кавказская территория, там ситуация такая, что только спичку поднеси - и вспыхнет. Ан нет, всё прошло нормально, никто не усомнился в результатах выборов, и те, кто проиграл, спокойно заявили: ребята, мы проиграли всё честно. Те, кто выиграл, сказали: мы выиграли, нам никто мешать не будет, всё честно. И всё - все спокойно разошлись, все приняли эти результаты. И таких примеров по тем странам, республикам, где я была, я могу привести много. Нам очень нужна сегодня защита, для того чтобы власть была легитимной. Кто бы ни победил на ближайших президентских выборах, мы должны, с одной стороны, доказать всему миру и, с другой стороны, доказать каждому гражданину нашей страны, что этот президент выбран законно, законным путём, что не было махинаций и что власть легитимна. Коллеги, наша фракция поддержит данный законопроект, и я убеждаю вас вот так - своей пламенной речью, что надо этот законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я предельно коротко. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно, поддерживает этот законопроект, он соответствует тем инициативам, которые мы неоднократно вносили. Более того, он соответствует позиции Центральной избирательной комиссии - я процитирую Эллу Александровну Памфилову, которая сказала, что "досрочное голосование является одним из серьёзнейших факторов злоупотреблений и нарушений на выборах", конец цитаты. Мне кажется, что лучшего аргумента в пользу принятия закона нет, поскольку именно Центральная избирательная комиссия организует избирательный процесс. Понятно, они не сами подсчитывают, но они сталкиваются с проблемами, связанными с самим порядком организации выборов, с механизмом подсчёта голосов, с тем, как определяются результаты на местах, и они видят, что "досрочка", как один из примеров, является тем окном, через которое подтасовывается воля населения. Здесь прозвучало: ну и бог с ним, 3 процента туда, 3 процента сюда - небольшая величина. Вообще-то, 3 процента - это довольно много. Я напомню, что уважаемая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в 2011 году обеспечила себе парламентское большинство, получив 52 процента голосов. А без 3 процентов было бы 49 процентов, и не было бы никакого парламентского большинства, и был бы многопартийный парламент впервые за долгие годы в нашей стране. Важны и 3 процента, и 2 процента, и 1 процент, и полпроцента, поэтому все махинации должны быть исключены по определению. По поводу реплики коллеги Коломейцева касательно КОИБов и КЭГов у меня есть большая просьба записать прямо в протокол: все эти совершенно замечательные электронные машины, которые применяются во всех странах мира, особенно азиатских, где раньше были диктатуры, поэтому есть сложности с честным подсчётом голосов, забрать из Ростовской области и отправить к нам в Астраханскую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Первое, с чего хочу начать: все видели, как идёт запись на выступления? Представитель фракции ЛДПР только что нажимал кнопку "По порядку ведения" и поднимал этот вопрос. Когда запись пошла, я специально не нажимал кнопку (я в "Брейн-ринг" играл, как говорится, на кошках тренировался, так что умею вовремя нажимать), я нажал, когда линейка почти исчезла, и всё равно я четвёртый, а представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пятый - ну что это за издевательство?! (Шум в зале.) Для чистоты отношений... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо было нажимать... АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Давайте с этим разберёмся! Я понимаю, что в избирательных бюллетенях партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" чаще всего первая, потому что она уже победила законы физики, математики и все остальные... ИЗ ЗАЛА. Нет, на этих выборах была четвёртая. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Я говорю про муниципальные выборы и вообще про общую статистику. ИЗ ЗАЛА. А на прошлых - шестая. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Хотелось бы сказать уже официально, для протокола: давайте этот эпизод всё-таки разберём, потому что такое происходит раз за разом. Мы понимаем, что последним выступать лучше, потому что можно контраргументировать, можно подвести итог, всегда запоминается первое и последнее. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Это тоже по существу, потому что это важный вопрос, и такое происходит не первый раз! (Шум в зале.) Выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Тише, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Официально прошу этот вопрос урегулировать, разобраться, почему так происходит. В следующий раз, мы обещаем, будем записываться всей фракцией - и готов с вами поспорить: представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" опять окажется после нас. Теперь по существу, по законопроекту. Опытный коллега из оппозиционной партии об этом в принципе уже рассказал. Прежде всего, есть чисто юридические моменты, которые нужно урегулировать в избирательном законодательстве, и данный закон позволит это сделать. Из любого учебника мы узнаем, на любых курсах нам расскажут: законодательство не может меняться так часто. У нас же выборное законодательство постоянно меняется, в своё время даже появилось голосование по почте - ну, вы помните, почему оно появилось, для чего оно появилось, напоминать не буду, - даже такое было. Всегда прикрываются конституционным правом избирателей, тем, что избирательное право надо реализовать - проголосовать, но мы же понимаем, почему всё так происходит. Вот здесь нам говорят о несущественных цифрах, но на самом деле цифры есть и другие. У меня в Находкинском городском округе были выборы, я на них присутствовал, там досрочное голосование составило почти 10 процентов. Если мы говорим про муниципальные выборы, то явка на муниципальных выборах мала, например, во Владивостоке - столице Приморского края даже 20 процентов не было на последних выборах, поэтому 3 или 6 процентов - это на самом деле, когда мы говорим о результатах выборов, очень много. И мы знаем - можно посмотреть различные видеозаписи, - как всё происходит, как проходит голосование: люди даже не приходят - их привозят, привозят алкоголиков, которые вываливаются из автобуса, одеты как попало, и что они рассказывают? Я, мол, уезжаю жить в Лондон и не смогу проголосовать в это воскресенье, поэтому прошу предоставить мне возможность проголосовать сейчас. У них не спрашивают ни документов, подтверждающих поездку, ни документов, подтверждающих то, что человек будет работать в это воскресенье, и так далее, и тому подобное. Когда мы вскрываем все эти вещи, мы видим одно и то же. Это совпадение? Нет, не думаю. Большая часть подобных голосов оказывается за правящую партию, партию власти, ну, мы понимаем, о ком идёт речь. Бывают даже такие муниципальные выборы, когда в принципе всё решается не на голосовании в воскресенье на избирательном участке, а где-то вне помещения, возможно заранее. Так или иначе, если человек захочет проголосовать, он сможет проголосовать. Мы все прекрасно понимаем, что вокруг того, что сейчас происходит, в основном и строятся фальсификации. При досрочном голосовании устраиваются порой целые шоу, бывают погони. Избирательное законодательство постоянно нарушается, существуют двойные стандарты. Вот только что, перед тем как я сюда вышел для выступления, коллеги мне рассказали о случае в Новом Уренгое. Вопрос уже поднимался: почему видеозапись никому не предоставили? Если всё честно, то почему бы её не предоставить? В Екатеринбурге, в Свердловской области, на выборах тоже был случай: если я не ошибаюсь, 20 КОИБов перестали работать, голоса посчитали сначала в бумажном варианте, получили одни данные, а потом, когда КОИБы всё-таки заработали, получили другие данные, и мы понимаем, в чью пользу они изменились, - сплошная магия! Коллеги, если вы так уверены в своей популярности, в своём авторитете, в своём кандидате на тех или иных выборах, давайте сделаем выборы честными, давайте математически... просто чтобы знать, кто, как, где голосует. Понятно, что есть масса возможностей: есть биометрические проверки, о чём Александр Шерин постоянно говорит, есть выборы по отпечаткам пальцев, есть QR-коды, они уже появились - возможностей масса! Давайте отойдём от тех форм, которые на самом деле способствуют фальсификациям, давайте сделаем шаг навстречу честным выборам! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, несколько слов по вопросу записи на выступления: возможно, нервы не выдерживают, возможно, сказываются долгие годы упорных тренировок... Что касается существа вопроса, хотел бы сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный законопроект, в котором предлагается исключить право на досрочное голосование и голосование по открепительным удостоверениям, а также голосование вне помещения для голосования. Наш коллега Брыкин Николай Гаврилович подробно объяснил, почему комитет рекомендует данный законопроект отклонить. Я, со своей стороны, хотел бы отметить, что такие формы голосования, как досрочное голосование, голосование вне помещений для голосования, гарантируют право граждан избирать, это право, установленное Конституцией Российской Федерации для граждан, которые не могут принять участие в голосовании в день голосования, а также не могут, не в состоянии самостоятельно прийти на избирательные участки. Необходимость гарантирования избирательного права всем гражданам Российской Федерации подкрепляется позицией Конституционного Суда, изложенной в постановлении от 15 апреля 2014 года. В части открепительных удостоверений хочется отдельно отметить, что данная поправка уже неактуальна, в связи с тем что нами были приняты изменения в действующее законодательство. Кроме того, в законопроекте не предусматривается внесение аналогичных изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", что приведёт к различиям в форме голосования на федеральных выборах. В завершение хотел бы сказать вот о чём: по-моему, коммунисты привели пример голосования в Белоруссии, было сказано, что лучшие выборы в Белоруссии, так вот для примера - 36 процентов граждан досрочно голосуют в Белоруссии. Ещё раз, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Автор, докладчик? Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Очень приятно, что эта дискуссия состоялась. Сегодня нашему выступлению по законопроекту предшествовало выступление нашей коллеги Алёны Игоревны Аршиновой, она говорила, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, - эта фраза, конечно, у классика, у Иосифа Виссарионовича была взята: действительно, не важно, как голосуют, главное - как считают. Так вот мы во фракции ЛДПР считаем, что волеизъявление избирателя должно быть неприкосновенно: как люди проголосовали, такие же цифры должны появиться и в протоколе. Николай Васильевич мне вопрос задал - ответил уважаемый коллега-содокладчик - по поводу КЭГов и КОИБов. Что касается комплексов электронного голосования, у представителей старшего поколения они действительно вызывают некоторые трудности в плане процедуры голосования, потому что там экран бывает неяркий, и действительно приходится, даже в нарушение принципа тайны голосования, просто помогать пожилым гражданам в голосовании. Что касается КОИБов, я абсолютно убеждён, что практически исключены вмешательства, и лучшее доказательство - то, что на грядущих выборах будет использовано всего 13 тысяч комплексов электронной обработки, то есть это даже не каждый десятый избирательный участок, и, как правило, в городах, там, где наиболее низкая явка на избирательные участки. Ну и в перспективе КОИБы можно сделать абсолютно защищёнными, если к протоколу будет прилагаться код программы, то есть, собственно говоря, код, по которому можно алгоритмы рассмотреть, - поверьте, тогда любой программист-второкурсник вам скажет, что здесь вторжения практически исключены. Так уже работают все мировые корпорации, сейчас авторского права как такового нет: все крупные компании работают на "open space", все выкладывают свои коды и какие-то частные программисты или программисты-любители, наоборот, подсказывают, что в каком разделе изменить, так что электронная форма, конечно, гарантия защищённости итогов голосования и волеизъявления наших граждан. Что касается открепительных удостоверений, того, что на губернаторских выборах их отменили, - это заблуждение. Голосование по месту нахождения ещё страшнее, чем голосование досрочное, потому что здесь вообще нет возможности проследить, как человек мигрирует из одного списка избирателей в другой. Особенно на последнем этапе, за два дня до дня голосования, проследить невозможно - постфактум, когда все списки избирателей будут запечатаны, опечатаны, мы никогда в жизни не найдём, откуда его, пришедшего вдруг ни с того ни с сего с какого-то участка, исключили, из какой книги: у нас их 100 тысяч по всей стране, никто ничего не будет после подведения итогов выяснять. Голосование на дому. Я не мог никак понять, почему "сушат" явку, ведь легитимность - это хорошо, нужно, чтобы люди больше ходили на выборы, чтобы легитимность победившего кандидата была больше, но потом вдруг понял: это потому, что голосование на дому составляет вообще основу результата выбора любого кандидата и партии. А зачем что-то делать? Списки у всех есть, избирательной комиссии дадут две машины из муниципалитета, муниципальные же деньги заложат на бензин, который будет потрачен, пройдутся по своим избирателям и получат нужный результат, то есть это узаконенная схема фальсификации выборов. Я считаю, что это недопустимо. В условиях падающей явки необходимо голосование на дому отменять: нам нужно стимулировать приход избирателей на избирательный участок, а не, наоборот, расхолаживать. В связи с этим представляется возможным, что коллеги из других фракций инициативу фракции ЛДПР поддержат. Спасибо за дискуссию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Да. Прежде чем дать слово коллеге Брыкину, я вношу предложение: сегодня рассмотреть законопроекты в соответствии со статьёй 118 - их не так много, пять или шесть - и этим ограничиться. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Брыкину включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Я вот, знаете, эти полтора года слушал, смотрел... У нас коллеги из фракции ЛДПР всегда говорят, что они честны и праведны и никого никогда никакими словами не обзывают, но сегодня на заседании уже неоднократно звучало, прямо по персоналиям: сейчас наш коллега Андрей Валерьевич Андрейченко вышел и начал рассказывать о том, что всё куплено, везде мафия... Ну я попросил бы как-то покорректнее относиться друг к другу! Для того чтобы так говорить, нужно иметь аргументацию, нужно иметь правовые основания и факты, чтобы в последующем такого не допускать. Что касается рассматриваемого законопроекта, я уже сказал, что это нашло отражение в федеральных законах № 103-ФЗ и 104-ФЗ, фракция ЛДПР голосовала за, эта новация была опробована в сентябре и будет применена в марте. И я думаю, что дискуссии только на публику и не принесут никому пользы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 34 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Не принимается.