Заседание № 125
20.11.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 250168-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского союза в Республике Чад и Центральноафриканской Республике (ЕУФОР Чад/ЦАР)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2184 по 2703 из 7198
Мы переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 14, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского союза в Республике Чад и Центральноафриканской Республике...". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Александра Викторовича Грушко. Пожалуйста. ГРУШКО А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! К концу 2007 года из-за конфликта в Дарфуре в африканской стране Чад сложилась крайне тяжёлая гуманитарная обстановка: численность беженцев достигала к этому периоду примерно ста тысяч человек, внутренне перемещённых лиц - более ста девяноста тысяч. Учитывая тяжелейшую гуманитарную ситуацию, 25 сентября 2007 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1778, предполагавшую развёртывание в сопредельных с Суданом районах Чада и Центральноафриканской Республики воинского контингента Евросоюза (это около трёх-четырёх тысяч человек) сроком на двенадцать месяцев. С 15 марта 2008 года по 15 марта 2009 года Европейский союз проводил в этих странах военную операцию по поддержке многопланового присутствия ООН и урегулированию кризиса в суданской провинции Дарфур. В одиночку решить эту задачу ЕС было не под силу. В декабре 2007 года руководство Евросоюза, тогда в лице Председателя ЕС Президента Франции Николя Саркози, официально обратилось к России с просьбой о выделении транспортной вертолётной группы для участия в упомянутой операции. 30 января 2008 года это обращение получило одобрение Президента России. Участие в операции полностью соответствует нашей общей линии на возвращение России в Африку. Кроме того, такая операция позволила нам накопить опыт и улучшить взаимодействие с Евросоюзом в сфере внешней безопасности. И я хотел бы подчеркнуть, что такое сотрудничество является одним из общих обязательств, которые были взяты Россией и Евросоюзом на саммите в Санкт-Петербурге в 2007 году. Основное внимание при подготовке к нашему участию в этой операции уделялось аспектам, связанным с обеспечением безопасности личного состава. И я хочу доложить, что ни один российский военнослужащий в ходе операции не пострадал. Речь шла о весьма непродолжительной операции, осуществлявшейся в соответствии с резолюцией Совета Безопасности, рассчитанной на один год. Для обеспечения правового оформления участия России в этой операции 5 ноября 2008 года было подписано соглашение об участии России в этой операции. Что предусматривалось в самом тексте соглашения? Прежде всего речь шла о том, что российский воинский контингент обеспечивает транспортировку персонала и грузов Европейского союза, а также выполняет работы по поиску и спасанию. РВК выполнял свои задачи с соблюдением целей и мандата операции в том виде, как он был утверждён Советом Безопасности ООН. Важно иметь в виду, что РВК находился под полным командованием Российской Федерации. Командующему операцией Евросоюза было предоставлено право общей постановки задач перед РВК, которые, однако, подлежали обязательному согласованию со старшими военными представителями, назначенными российской стороной. Статус РВК определялся соглашениями о статусе сил, заключёнными Европейским союзом с Республикой Чад, Центральноафриканской Республикой и Республикой Камерун. Эти соглашения предусматривали предоставление нашему контингенту ряда иммунитетов. В целом работа наших военных получила самую высокую оценку как со стороны африканских стран, так и со стороны Евросоюза. Так, генерал-лейтенант Нэш в докладе, представленном руководству Евросоюза, особо отметил большое значение находящейся в его подчинении авиации, в частности российской вертолётной группы. Реализация соглашения не потребовала выделения дополнительных средств и осуществлялась за счёт ассигнований, предусмотренных Минобороны в федеральном бюджете для участия в миротворческой деятельности. Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Поскольку предметом соглашения являются вопросы обеспечения международного мира и безопасности, оно подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Участие в операции ЕС способствовало укреплению позиции России во внешнеполитическом диалоге с ЕС, а также отработке на практике оптимальных схем взаимодействия в области кризисного регулирования. Прошу депутатов поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Пока присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад от Комитета по международным делам сделает заместитель председателя комитета Климов Андрей Аркадьевич. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы с вами часто в этом зале участвуем в процессе ратификации международных соглашений, но иногда бывают соглашения, скажем, пионерные, уникальные по своему значению. И вот сегодня мы как раз имеем дело с документом такого рода. Впервые за двадцать лет взаимодействия нашей страны с Европейским союзом мы участвовали в совместной военной операции, причём без каких-то посредников, в лице, например, Североатлантического блока, и это факт, на который обратили внимание все, и это факт, который в НАТО, скажем прямо, не всем понравился. Кроме того, это действительно была наша военная операция, проведённая совместно с Европейским союзом на Африканском континенте - континенте, на который Российская Федерация возвращается, и возвращается не только как участник экономических процессов, но и в широком политическом аспекте, в том числе и в военном, о чём говорит в данном случае этот конкретный факт. Кроме того, мы с вами имеем дело, по существу, с модельным нормативным правовым актом, который усиливает позиции Российской Федерации, причём не только в отношениях с Европейским союзом. Этот документ - прообраз соглашений такого рода, когда наши войска смогут вместе с вооружёнными силами других стран, в данном случае вне контекста НАТО, участвовать в операциях как военных, так и военно-гражданского значения. И кроме того, разумеется, такие документы необходимы нам для того, чтобы расширять сотрудничество с Европейским союзом, а вы знаете, что у нас есть четыре направления сотрудничества, одно из них - внешняя безопасность. Так вот как раз в сфере внешней безопасности появляется новый правовой акт. При этом мы на данной конкретной модели, если говорить уже правовым языком, можем выработать более серьёзный, более широкий подход к такого рода документам. Однако обсуждение вынесенного на ратификацию документа и событий, которые ему предшествовали, было очень бурным в нашем комитете. Я думаю, что результаты этого обсуждения сегодня могут ещё прозвучать, но тем не менее я хотел бы обратить ваше внимание на ситуацию, которую отметил в своём заключении наш комитет. Дело в том, что к нам на ратификацию документ поступил со значительным опозданием. Российское законодательство предусматривает шестимесячный срок с момента фактического вступления в действие того или иного соглашения, которое вступает в действие, скажем, на временной основе без ратификации, вот в этот срок и должны быть внесены в парламент соответствующие документы. Я сам сторонник того, и, конечно, мои коллеги по комитету разделяют эту позицию, что закон один для всех, независимо от того, какая ситуация предшествовала тому или иному событию. Вместе с тем это не единственный, к сожалению, случай, когда у нас нарушаются временные рамки, но здесь были особые обстоятельства. Я назову сегодня эти особые обстоятельства. Прежде всего давайте не будем забывать, что решение о применении наших Вооружённых Сил было принято постановлением Совета Федерации в конце августа 2008 года. Вспомните, что было в конце 2008 года на Кавказе. 1 сентября был издан соответствующий указ президента, и Европейский союз, несмотря на то что НАТО категорически было настроено на ужесточение отношений с Российской Федерацией, пошёл на то, чтобы заключить с нами соглашение, и это соглашение было заключено осенью прошлого года, вот в той обстановке. Кроме того, мы, разумеется, шли вместе с Европейским союзом по достаточно новому для нас пути, потому что в сфере безопасности подобных нормативных актов у нас не было, вплоть до того, что ещё в мае 2009 года вносились последние изменения. А потом, как мы хорошо знаем, были уже наши летние каникулы. Документ поступил в Государственную Думу 1 сентября. И строго говоря, тем коллегам, которые спрашивают: а почему сейчас проводим его ратификацию, вроде бы события закончились?.. Но, уважаемые коллеги, разве плохо, что военная часть, предусмотренная этим соглашением, закончилась раньше, чем мы его ратифицируем? "Слава Богу" хочется сказать. А что касается того, что мы с вами принимаем нормативные акты по истечении событий, то каждый раз, когда мы отчёт по бюджету принимаем, точно такая же ситуация складывается. Поэтому мы, комитет, не видим препятствий для того, чтобы ратифицировать документ сегодня. Ещё, очень коротко, я хотел бы обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Африка действительно требует более обширного нашего участия в делах, которые там происходят, и мы готовы обсуждать этот вопрос, но не будем увязывать всё с сегодняшней темой, ибо просто невозможно будет тогда разобраться в деталях собственно документа, который мы ратифицируем. Тем не менее в результате визита Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева на Африканский континент мы получили импульс и для межпарламентских связей. 14 декабря мы проводим специальное расширенное заседание Комитета по международным делам по Африке, и все желающие могут принять в нём участие, досконально разобраться в этой ситуации. Кстати сказать, мы туда приглашаем всех послов африканских стран. Мы заинтересованы также в активизации межпарламентских отношений и с парламентской ассамблеей Африканского союза. Что касается отношений с ЕС в данном контексте, нам необходим целый ряд соглашений, начиная с соглашения о секретной информации до специальных соглашений, связанных с сотрудничеством по вопросам безопасности, в том числе и под эгидой Организации Объединённых Наций. И ещё раз хотел бы подчеркнуть, что в НАТО, особенно русофобы, были очень недовольны тем, что мы такое соглашение заключили. Я думаю, что вставать на позицию этих господ было бы не совсем правильно. Наш комитет предлагает ратифицировать внесённый документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Аркадьевич. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Шесть желающих. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Викторович, зачем нам это нужно, да ещё задним числом? Где граница Российской Федерации и где Чад? В советское время мы присутствовали на Африканском континенте, строили там гражданские объекты, участвовали в военных операциях, но мы поддерживали дружественные нашей стране режимы. Мы там что, дружественный нам, Российской Федерации, режим поддерживаем? И что, сегодня страны Евросоюза вышли из блока НАТО? Это что, рассматривать отдельно?.. Нас втягивают в какую-то очередную авантюру. Завтра потянут вслед за этим паровозом и в Ирак, и в Афганистан, ещё куда-то. Зачем это нам нужно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Россия, как глобальная страна с глобальными интересами, проявляет ответственность в решении серьёзных задач. В своём докладе я сказал, что речь шла о гуманитарной катастрофе. Двести девяносто тысяч человек оказались в чистом поле без воды, без еды, лишённые минимальных условий для безопасной жизни. Мировое сообщество в лице Совета Безопасности ООН приняло решение оказать содействие. Россия такое содействие оказала. Ещё раз подчёркиваю: это наша ответственность. Это не связано ни с наличием или отсутствием каких-то дружественных отношений, это связано с тем, что Россия, как государство - член Совета Безопасности ООН, должна нести ответственность за поддержание мира и безопасности в мире. Ещё один момент хотел бы подчеркнуть. Да, операция завершилась, завершилась успешно, но тем не менее российский контингент там остался. И сегодня наши военные - это четыре вертолёта, если говорить о технике, и порядка четырёхсот военных - продолжают выполнение этой же миссии уже в составе миротворческой операции собственно ооновской. Кроме того, планируется развернуть там дополнительно инженерно-сапёрную роту, а также полевой госпиталь. Мне трудно сказать, в каких ценностях надо измерять наше участие, но то, что российские солдаты спасли тысячи жизней, - это навсегда останется в памяти африканцев. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Любовь Константиновна. Я присоединяюсь, Александр Викторович, к предыдущему вопросу, депутата Локотя, у меня примерно в такой же тональности возникает вопрос. Хорошо, что мы помогаем африканцам в их гуманитарных катастрофах, и вы сейчас дополнительно пояснили очень ярко, что мы очень благородные и хорошие - спасаем жизни людей, однако своя граница с Афганистаном практически открыта, денежных средств на её содержание нет, расходуем денежки из военного бюджета и уничтожаем своих юношей в возрасте до тридцати лет. Вы наверняка это знаете: ежедневно умирают от передозировки двести молодых людей. Не целесообразней ли было бы перераспределить средства и возможности, направить их сюда, в нашу страну? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Во-первых, я уже говорил в своём докладе о том, что вопросы безопасности рассматривались очень тщательно при планировании операции. Я хочу отметить, выделяю этот факт, что никто из российских военнослужащих не пострадал. Что касается перераспределения средств, то это выходит за рамки моего мандата. Ещё раз отмечу, что эта операция не потребовала каких-то дополнительных ассигнований, но эта операция, о чём сегодня уже говорилось здесь в зале, дала нам бесценный опыт взаимодействия с контингентом Евросоюза. Да, действительно получилось так, что нам пришлось решать вопросы, связанные с осуществлением этого взаимодействия, в пожарном режиме, и это привело к определённым отступлениям от наших внутренних процедур, но, к сожалению, международные события развиваются порой так стремительно, что это не позволяет их вписать в жёсткие схемы наших внутренних законодательных процессов. Но тем не менее свою задачу МИД видит в том (и об этом, кстати говоря, шла речь на саммите в Стокгольме, который позавчера завершился), что мы должны разработать с Евросоюзом соглашение о сотрудничестве в сфере кризисного регулирования, которое позволит принимать решения уже в условиях наличия соответствующей законодательной базы и максимально сократить время между началом операции и принятием необходимых решений по линии всех ветвей государственной власти России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., фракция КПРФ. Спасибо. Я хотел бы уточнить всё-таки, почему же произошла эта, в том числе и гуманитарная, катастрофа в Республике Чад и в какую сумму всё-таки обходится, сколько стоит содержание нашего военного контингента там? И я интересуюсь у МИДа: а как также постоянный член Совета Безопасности ООН - великая страна Китай, участвует в этой операции? ГРУШКО А. В. Обострение произошло в 2003 году, когда впервые начались собственно вооружённые столкновения. Они сопровождались массовым притоком беженцев на чадскую территорию, и в качестве основной оппозиционной Хартуму силы выступили племена загава. В общем, это длительная история, очень болезненная, связанная и с этническими проблемами, и с межплеменными отношениями. Международное сообщество, используя все ресурсы, в том числе военные и политические, пытается стабилизировать обстановку вокруг Судана, Дарфура, в Чаде и в ЦАР, но пока мы конца этому процессу не видим, но тем не менее - и это принципиальный момент - Россия выступает прежде всего за политические методы решения конфликта и активно участвует во всех необходимых посреднических миссиях (одна такая миссия осуществляется по линии Ливии). Что касается контингентов, которые сегодня непосредственно участвуют в МИНУРКАТ-2 (это ооновская операция), то это целый ряд западноевропейских стран, стран Евросоюза - и Австрия, и некоторые другие страны, а вторая часть, собственно, это контингенты африканских стран. Что касается финансирования, то теперь, когда наш контингент будет входить в состав ооновских сил, финансирование будет осуществляться уже за счёт ООН в соответствии с существующими схемами и общим порядком использования российских вооружённых формирований в миротворческих операциях ООН. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Викторович, конечно, вы профессиональный дипломат, но вы всё-таки и официальный представитель президента. Не надо нам тень на плетень наводить, вы скажите: сколько незаконно израсходовано средств Министерства обороны на неправомерную операцию Европейского союза, а не ООН? Мы же читать-то учились в советских школах и умеем читать названия законов и приложенные к ним документы. Какая сумма потрачена Министерством обороны незаконно? Потому что задним числом покрывается чьё-то преступление. Кто принял решение использовать незаконно средства в тропической стране? У нас нет тропических зон. Вы бросили на произвол судьбы Камрань - стратегически важный объект, где не надо было терять людей, и стратегически важный объект на Кубе, где мы получали по дешёвке ценнейшую информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Я хочу повторить, что никаких дополнительных ассигнований не потребовалось, финансирование осуществлялось из бюджета Министерства обороны, на основании бюджета Министерства обороны в том виде, в каком он был утверждён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Аркадьевич Климов хотел бы пояснить. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А. Спасибо большое, Любовь Константиновна. Я хотел бы уточнить для коллег. Все расходы осуществлялись на законном основании. Решение о введении, об использовании наших войск за рубежом по Конституции принимает Совет Федерации, и это решение было принято за несколько месяцев до того, как мы туда вошли. Далее на основании, с учётом этого постановления Совета Федерации был издан указ Президента Российской Федерации. Это и есть нормативная база, российское законодательство позволяет в течение шести месяцев без ратификации пользоваться всеми этими возможностями. Докладываю: в ноябре было подписано соглашение, в декабре фактически появились там наши Вооружённые Силы, в марте всё закончилось - шести месяцев не прошло, поэтому всё было законно. И что касается каких-то жертв и потерь - никто не погиб, не надо нам тень на плетень наводить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, ваш вопрос. ЗУБОВ В. М. У меня вопрос заместителю министра иностранных дел. Конечно, это очень приятно, что мы в одной компании с Австрией оказались в непонятном для меня, честно говоря, регионе, но таким же членом Совета Безопасности, как и Россия, является Китай. Какую позицию в этом конфликте занял член Совета Безопасности Китай? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я хочу сказать: мы же не в китайском парламенте находимся, а в российском, и мы обсуждаем ратификацию Российской Федерации, поэтому давайте всё-таки уважать наших докладчиков. Пожалуйста, Александр Викторович. ГРУШКО А. В. Более подробно. Сегодня там находятся Австрия, Албания, Ирландия, Финляндия, Франция, Хорватия, Гана, Малави, Намибия, Непал, Норвегия, Того, Уругвай. Что касается позиции Китая, то Китай голосовал за соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН, и в политическом смысле мы действуем в полном тандеме с нашими китайскими коллегами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Аркадьевич, присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Я записала: Коломейцев, Селезнёв, Багдасаров, Иванов. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, два докладчика пытались ввести нас в заблуждение, мягко говоря. Не шесть месяцев, а уже год прошёл и четыре месяца на самом деле со дня события - незаконной растраты средств Министерства обороны, причём в нарушение статьи 104 Конституции и нашего Регламента документ нам представлен без финансово-экономического обоснования и не должен был быть включён в повестку дня заседания Государственной Думы. Я не случайно спрашивал уважаемого официального представителя президента: какая же сумма потрачена? Мы сегодня с вами слышали политическое заявление о фактах дедовщины и вообще разрушения дисциплины в Вооружённых Силах. С моей точки зрения, вот такие законы, их внесение провоцирует эту ситуацию, потому что Министерство обороны и Министерство внутренних дел бросили, повторяюсь, два стратегически важных для России объекта, в которые вложены очень большие средства. И надо признать, получена бесценная информация благодаря объекту Лурдес на Кубе, который бросили. Копеечная стоимость по сравнению с тем, что мы тратим на бессмысленные операции нашего оппонента, который нас смешал с грязью после событий в Осетии. И в это же время, оказывается, МИД вместе с Министерством обороны, не предоставив достаточного количества вертолётов на начальном этапе в Осетию, послал их в Африку! Вы вдумайтесь: в то время когда наших солдат молодых, необстрелянных убивали из-за отсутствия воздушной поддержки в Южной Осетии, оказывается, кто-то незаконно принял решение использовать наши вертолёты в Африке, защищая интересы Европейского союза, который в это время денно и нощно уничтожал морально Россию, и не только морально, и в том же ООН! И не надо нас вводить в заблуждение! Это никакая не ооновская операция, это военная операция Евросоюза с целью получения нефтяных богатств Африки. Надо правильно говорить, в чём суть вопроса. Мы категорически возражаем против принятия таких законов, считаем, что надо провести служебное расследование по поводу того, кто принял решение о незаконном направлении наших Вооружённых Сил, кто расходовал деньги в то время, когда нашим Вооружённым Силам катастрофически не хватает финансовых ресурсов. И вообще, почему мы должны защищать интересы Евросоюза в то время, когда другие страны - члены Совета Безопасности ООН даже не посчитали возможным принять решение об использовании сил ООН своевременно. Поэтому мы не будем голосовать за этот законопроект и призываем всех вас, уважаемые коллеги, не голосовать за него, а, наоборот, поручить провести служебное расследование: почему законопроект принят к рассмотрению в нарушение статьи 104 Конституции, почему средства бюджета Министерства обороны использовались незаконно, не по назначению, и кто за это должен нести ответственность? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. С места будете выступать? С трибуны. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, ну, здесь трудно согласиться с той позицией, которая была нам докладчиком и содокладчиком высказана. Те вопросы, которые уже поднял коллега Коломейцев, они актуальны. В Африке идёт борьба за нефть, это борьба за огромный кусок нефтяного пирога. Вот я вам докладываю следующее: американцы разведали в регионе - который сейчас называется регионом гуманитарных катастроф, то есть это Судан, Южный Судан, Дарфур, - из космоса запасы нефти, которые могут превышать, по предварительной оценке, запасы нефти в Саудовской Аравии. Произошла следующая история. Американцы зашли туда для проведения геолого-разведочных работ, в силу определённых причин отчаявшись там проводить эффективную нефтяную разведывательную политику, вышли оттуда. Зашли туда китайцы следом - и получили тут же результат, который превзошёл все ожидания американцев. И тогда США встревожились, потому что китайцы, как известно (хотя нас и призывают сейчас о Китае не говорить, но мы обсуждаем международную ратификацию), зашли, не выполняя никаких социальных задач, таких как строительство больниц, общежитий для рабочих, ввалили туда огромные миллиарды - от 8 до 12 миллиардов долларов, по различным оценкам, заняли там лидирующие позиции и качают оттуда нефть, обеспечивая свои интересы, что представляет, собственно говоря, угрозу нашим проектам нефтяным, в частности ВСТО. Поэтому нельзя подходить к этому вопросу так однобоко. Да, это первая совместная военная операция с Евросоюзом. Но только когда здесь представители пытаются объяснить, что она обусловлена тем, что Президент Российской Федерации воспользовался своим правом, издал указ, который был одобрен Советом Федерации, и дальше по процедуре мы в течение шести месяцев должны ратифицировать это соглашение, когда операция уже закончилась, надо исходить из того, кто нас втянул в эту военную операцию. Я думаю, что определённым образом надо было посмотреть, насколько целесообразно проведение такого рода операции в Африке, в которой у нас нет абсолютно никаких экономических интересов. У нас были эти экономические интересы во времена Советского Союза, тогда была глубокая экономическая интеграция. Cейчас мы выступили на стороне бывших колонизаторов Африканского континента. Собственно, историческую справедливость мы пытаемся восстановить достаточно странным способом: Советский Союз активно выступал за оказание помощи Африке, братским народам Африки в части деколонизации, а Россия сейчас вместе с бывшими колонизаторами выступает на стороне этих колонизаторов против Африки. Я разговаривал с некоторыми представителями, послами африканских республик, и то мнение, которое нам здесь в зале пытаются навязать сегодня докладчики - что Африка разделяет нашу озабоченность и наши действия одобряют в Африке, - оно не может быть однозначным, потому что Африканский континент сам по себе очень разнообразен. Северная Африка очень отличается от Центральной Африки, Центральная, в свою очередь, очень сильно отличается от Южной. И интересы разные у колонизаторов - различных стран Евросоюза. Одни интересы преследуют французы, другие интересы преследуют британцы, третьи интересы - уже упомянутый Китай, четвёртые - США. Но у всех прагматичные интересы. Давайте вспомним, о чём нам говорил Президент Российской Федерации в послании. Он говорил, что наша внешняя политика должна носить самый прагматичный характер. Но где здесь прагматика? У нас нету экономических интересов. Там, где нету экономических интересов, действует принцип: свинья должна найти свою лужу грязи. Там огромная лужа грязи, и мы туда идём с пушками. Мы предлагаем, настаиваем на том, чтобы проголосовать против этой ратификации, потому что всех сидящих здесь в зале подставляют как минимум, если не брать во внимание все эти международные лирические аспекты, под жёсткое нарушение законодательства. И на обсуждении в комитете я предлагал товарищу из МИДа, говорил, что давайте тогда сначала пересмотрим национальное законодательство, закон о международных соглашениях, и уже затем, после внесения поправки в этот закон, которая дала бы нам легитимность ратифицировать сегодня, в условиях, когда на четыре месяца запоздало внесение ратификации в Госдуму, рассмотрим этот документ. Сегодня, когда нам говорят, что наши парни, которые выполняли там гуманитарную миссию в рамках военных операций, не погибли... Ну, я присутствовал на заседании комитета и спрашивал военных, представителей Минобороны, так они ни на один вопрос не могли ответить, пусть простит меня Министерство обороны, потому что я предложил на заседании комитета для обсуждения таких сложных вопросов делать закрытое заседание... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Сергеевич, хватит вам ещё одной минуты, потому что иначе я должна буду продлить заседание? У вас остаётся две. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Нет, я... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу проголосовать за продление. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Хватит одной минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. То, что было... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осталось двадцать пять секунд. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Было бы очень хорошо, если бы мы договаривались с Евросоюзом и НАТО проводить такого рода операции в Грузии в тот момент, когда принималось такое решение, вот тогда да, если бы они поддерживали гуманитарные грузы, которые шли в Южную Осетию, тогда согласны. Предлагаем голосовать против ратификации этого соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Сергеевич.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2721 по 2964 из 7198
Коллеги, мы продолжаем рассмотрение вопроса, и слово предоставляется депутату Багдасарову Семёну Аркадьевичу. Он сегодня у нас юбиляр, ему сегодня - две пятёрки. Поздравляем его, отличника круглого, с днём рождения и предоставляем ему слово. Пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Спасибо. Я даже не знаю, как теперь выступать. Ну, выступлю, как будто всё по-прежнему. Уважаемые коллеги, на самом деле мы обсуждаем соглашение, достаточно интересное для нас. Я не хочу возвращаться к тому, что, конечно, было время его ратифицировать, хотя бы тогда, когда наши подразделения находились в ЦАРе и в Чаде, но мы этого не сделали. Конечно, это неуважение к Государственной Думе, неуважение к депутатам, потому что есть принцип: когда бы мы ни принесли и что бы мы ни принесли, они всё равно проголосуют за. А отсюда вот такое положение. Поэтому даже исходя из этого, мы, конечно, должны были бы сегодня голосовать против, но понятно, что большинство проголосует за. Но это отнюдь не означает, что мы должны уходить от этих вопросов, потому что нам зачастую приносят соглашения, явно не отвечающие интересам Российской Федерации. Я сейчас остановлюсь на сути этого соглашения, но скоро нам принесут на ратификацию ещё одно очень интересное соглашение, ещё более интересное, - это так называемое соглашение по ЦАРИКЦу, это такую организацию создали, с помощью которой американцы собираются бороться с наркотрафиком в Центральной Азии. Вы представляете? То есть тогда у нас будут умирать не тридцать - сорок тысяч, а тысяч так пятьдесят - шестьдесят. И мы тоже его ратифицируем. А почему нет? Ну как в том анекдоте: со своей верёвкой приходить или дадут? Теперь по сути что там происходит. Ну, во-первых, гражданская война началась не в 2003 году. Я очень уважительно отношусь к представителю МИДа, потому что действительно человек... У нас в комитете был очень жаркий спор по этому вопросу - он отстаивает, у него задача такая. Так вот, война в Чаде идёт, дай бог мне памяти, с 1967 года, если не раньше. Я, будучи ещё молодым человеком, когда мне было ещё далеко до пятидесяти пяти, знал такие имена, как Гукуни Уэддей и так далее, и так далее. Война идёт в основном на межплеменной основе: есть север арабоязычный, есть юг, я не знаю, как... негритянский - так назовём. И почему же сейчас этот вопрос поднимается? Да очень просто: не в Судане даже, а на территории Чада обнаружено крупнейшее месторождение нефти, одно из самых крупных в Африке, сопоставимое по запасам с нигерийскими месторождениями. И как вы думаете, кто туда пошёл? Пошёл консорциум - американские и западноевропейские, Евросоюза, компании создали консорциум и взяли под жесточайший контроль это месторождение. Нефть по качеству аналогична арабской, то есть той, которая используется в Соединённых Штатах на нефтехимических предприятиях. У власти сейчас находится в Нджамене марионетка Франции - так называемый президент Деби. И понятно, что возникла необходимость всё это защищать. Почему французы к нам обратились? Да потому что Франция по своим, так сказать, возможностям в Чаде и в ЦАРе в политическом плане первая, а в экономическом - вторая после США. Вот почему возникла необходимость. Мало того, сейчас там идут огромные разработки: пробурено свыше трёхсот скважин, строится крупнейшая в Африке трубопроводная система от Чада до Камеруна, потому что Чад, он ограничен, он не имеет выхода... 1500 километров строят - и там нет ни одной российской компании, которая бы или добывала нефть, или строила. Хотя бы дали кусочек трубы какой-нибудь сделать "Стройтрансгазу", чтобы мы хоть что-то заработали. Нет, нас там нет. Мало того, создан так называемый комитет по развитию, куда поступают эти деньги, жёстко контролируемые Соединёнными Штатами. И Соединённые Штаты говорят в открытую, что Чад никогда не вступит в ОПЕК и цены будут регулироваться ими. То есть мы сами против себя работаем. Это значит, цены на нефть будут ещё понижаться. Я понимаю, что нам нужны низкие цены, но не до такой же степени и не ценой жизни наших солдат, на чём я всё-таки остановлюсь, хотя нам тут сказали, что потерь нет. Тут не просто поднимается вопрос... Причём операция проводится, обратите внимание, на стыке границ Чада, Центральноафриканской Республики и Судана - вот почему ЦАР появилась. Да сто лет бы эта ЦАР никому не нужна была. Кстати, это государство где-то до 76-го года было империей, и император Бокасса ел себе подобных. Но так как там племенная система (в том числе это загава, их представитель находится у власти), мятежи происходят, значит, естественно, надо как-то постараться, чтобы, трубу-то, не дай бог, не взорвали или ещё чего-то не произошло. Причём кроме того, что мы туда направляем несколько вертолётов, если я не ошибаюсь, я не стал задавать вопрос... Кстати, я ещё как-то с пониманием отношусь к представителю МИДа, но то, что Минобороны нам прислало на заседание комитета... Я такого позорища давно не видел. Пришёл заместитель начальника какого-то главка Генштаба, который вообще ни на один вопрос ответить не мог. Ему говорят о потерях, он говорит: убитых нет. Он, видать, не знает, что потери, вообще-то, - это и раненые, и заболевшие тяжёлыми инфекционными заболеваниями. Кстати, Чад и ЦАР считаются самыми опасными даже на фоне всех африканских стран, в санитарном плане негативных. Кто был в африканской глубинке, тот знает, что это такое. Так вот ЦАР - это в тысячу раз хуже, думается, и Чад тоже. И вот туда мы посылаем солдат! Да что, мол, никто не заболел, ну через пять лет умрёт кто-то - это же не потери будут, это так, не ранили же. Так вот, если по структуре... Мне не удалось у представителя Минобороны... Пытай не пытай, я вам скажу, ничего не знает, не скажет. Так вот, в этом составе кроме вертолётной группы, если не ошибаюсь, должна быть инженерно-сапёрная рота. Инженерно-сапёрная рота! Представляете, в странах, где война идёт несколько десятилетий, какие минные поля! И нет карт минных полей. Военные понимают, о чём я говорю. И вот наши сапёры это будут разминировать. Ну а что, жалко, что ли? Далее. И ведь совпало: тогда, когда во главе Евросоюза был господин Саркози, а Франция, я ещё раз скажу, имеет большое влияние там. Но как они вели себя на фоне наших событий в Южной Осетии, как вёл себя Саркози тогда, когда мы, по сути, выполняли там задачу, направленную на решение таких же проблем! Ну и ещё более странная вещь. Вот у нас, например, нет представителя президента по Центральной Азии и Афганистану. А зачем? У нас там нет никаких интересов. Но у нас есть специальный представитель Президента Российской Федерации по Судану! Я думаю, вы его фамилию знаете. То есть для нас это очень важная страна, да? Ну а как мы себя ведём? Дело в том, что по своей структуре повстанческие движения действительно на сегодняшний день замыкаются на Судан, то есть Судан является тыловой базой, поэтому между Суданом и Чадом возникают проблемы и несколько раз уже разрывались дипломатические отношения, и их мирят такие же "друзья" чадовцев, как и суданцы, - ливийцы. Получается, у нас есть спецпредставитель, значит, у нас есть там огромные интересы, но наши действия направлены против Хартума, против режима Судана. Ну бред полный! Чтобы такое придумать, надо обладать какой-то очень непонятной логикой. Естественно, рано или поздно суданцы нам припомнят, а Судан для нас - дружественный режим, который приглашает, говорит: "Идите, у нас, правда, на юге уже китайцы всю нефть забрали, но мы где-нибудь вам найдём ещё золото". Оно у них на севере есть. Вопрос и по ливийцам возникнет, потому что периодически между Ливией и Чадом тоже возникают конфликты, доходящие до захвата отдельных населённых пунктов на территории Ливии. А у нас в Ливии есть интересы по ВТС, по обустройству скважин и так далее. А это арабы, и завтра они нам скажут: "Нет вам контракта, вы там помогаете, вот в Чаде и решайте этот вопрос". Вот о чём речь - мы против себя используем этот момент. Правильно поднимался вопрос по Китаю, я объясню почему. Люди видят, что происходит. На сегодняшний день Китай очень активно работает на Африканском континенте, работает на государственном уровне. Два транша ими определено: 10 миллиардов долларов и 5 миллиардов долларов - речь идёт о захвате полезных ископаемых. Я вам приведу конкретный пример. Вот есть у нас "Русал", они работают в Гвинее, в Конакри, они взяли бокситное месторождение - а Африка первое место здесь занимает, в том числе и Гвинея, Конакри, - и один заводик по глинозёму. Как вы думаете, кто их оттуда сейчас вытесняет? Китай. Почему? Да потому, что они работают не как отдельные компании, а за китайскими компаниями стоит государство с мощной политикой. Они пришли и говорят: мы будем строить дороги, то-сё. Запад, в том числе США, обеспокоен, начали называть это жёлтым колониализмом, а они им соответственно отвечают. Но это есть целенаправленная политика. А у нас что? Я вам приведу пример. Ангола - там воевали наши люди, погибли люди. Мало того, у власти находится до сих пор партия, которую мы поддерживаем, - это МПЛА - Партия труда, и её лидер душ Сантуш. Как вы думаете, кто на первом месте в экономике Анголы? Соединённые Штаты, Китай, ЮАР, страны, которые поддерживали врагов МПЛА - Партии труда, то есть УНИТА. А нас там нет. Мы говорим: "Мы идём в Африку". Да никуда мы не идём! Я скажу, что происходит в Африке: не надо им никакой поддержки, там хуже нас государства нет. В силу целого ряда причин мне часто приходится бывать в Африке и видеть, как все компании правдами и неправдами сами туда внедряются, как-то договариваются. За спиной никого нет - наши посольства, как правило, не участвуют в этом. А китайские посольства - это штаб по захвату полезных ископаемых. Я вам приведу один пример. Есть такое государство Зимбабве, бывшая Южная Родезия, богатейшая страна: по платине второе место, по хрому, по меди и так далее. Неоднократно приходилось встречаться с Робертом Мугаби - легендарная личность, партизанский руководитель, Фидель Кастро Африканского континента. Они и то говорят: а почему вы не идёте? Мы создаём условия. Поэтому, я считаю, голосовать за такое соглашение - это значит не уважать себя, не уважать Государственную Думу, не уважать страну, что называется, за державу обидно. Я предлагаю проголосовать против, категорически против. Хватит позорить страну, хватит издеваться над нашей добротой! И не надо искать оправдания, совесть надо иметь, чтобы можно было на старости лет вспомнить, что хоть что-то сделал для страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Семён Аркадьевич. Все желающие и записавшиеся выступили. Есть ли желание у докладчика выступить с заключительным словом? Александр Викторович, пожалуйста. ГРУШКО А. В. Спасибо большое. У меня очень короткие замечания. Было высказано очень много оценок, но я всё-таки хотел бы привлечь внимание уважаемых депутатов к главному. Первое. Эта миротворческая операция осуществлялась по решению Совета Безопасности ООН, который создал необходимое правовое поле для принятия всех решений. Второй момент. Суть этой операции заключалась в том, чтобы помочь примерно четырёмстам тысячам человек, которые оказались в тяжелейшей гуманитарной ситуации, речь шла о гуманитарной катастрофе. Именно так ООН и квалифицировала ситуацию на стыке трёх государств, и задача её заключалась в том, чтобы с помощью миротворцев, в состав которых вошли и российские военнослужащие, дать возможность работать гуманитарным организациям. Меня спрашивали относительно статистики. Я докладываю, что на сегодняшний день Россия участвует в одиннадцати операциях, общее количество военнослужащих - триста сорок шесть человек. Что касается китайцев, то в последнее время они всё более и более активно участвуют в операциях международного сообщества и на сегодняшний день имеют за рубежом в составе миротворческих сил разной конфигурации порядка двух тысяч человек, даже больше. И наконец, последний момент, на который я хотел бы обратить внимание. Действительно, соглашение делалось с колёс, это было новшеством в наших отношениях. Пришлось решать массу вопросов, связанных с обеспечением суверенитета, в отношении командных цепочек, в отношении действий нашего контингента, и это потребовало времени. Соглашение было подписано 8 ноября, операция была завершена 15 мая, то есть в поле мы взаимодействовали с контингентами Евросоюза и других стран в течение нескольких месяцев. Однако это был бесценный опыт, который может пригодиться при разработке рамочного соглашения, которое позволит России совместно с другими партнёрами в случае необходимости и наличия для этого объективных предпосылок участвовать в операциях по поддержанию мира в наших российских интересах. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета - Климов Андрей Аркадьевич. С места. КЛИМОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Если вывести за скобки всё то, что не относится к теме сегодняшнего нашего заседания, к данному вопросу повестки дня, и если вывести за скобки то, что не соответствует действительности попросту, то остаётся фактически два серьёзных вопроса. Первый вопрос - насчёт наличия финансово-экономического обоснования. Если внимательно посмотреть в ваших папочках, финансово-экономическое обоснование имеется, и там написано, что не требуется дополнительных ассигнований из бюджета Российской Федерации, то есть всё было в рамках оперативного реагирования в пределах компетенции Министерства обороны. Если кому-то интересны детали - пожалуйста, депутат может написать свой запрос. Что касается несвоевременного внесения документов, связанных с ратификацией, то я уже говорил, что это совпало с летними месяцами, когда мы с вами были на законных парламентских каникулах, документы поступили к нам 1 сентября, и комитет указывает на этот недочёт в своём заключении. Мы не видим препятствий для того, чтобы ратифицировать данный документ. Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, также этот вопрос выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4360 по 4377 из 7198
Переходим к голосованию по блоку ратификации. На голосование ставится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об участии Российской Федерации в военной операции Европейского союза в Республике Чад и Центральноафриканской Республике...". Кто за принятие данного законопроекта? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 36 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 100 чел.22,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принято.