Заседание № 137
О проекте федерального закона № 249992-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления порядка избрания главы муниципального образования в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 30 тысяч человек).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
50-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, хотим представить вашему вниманию законопроект, который возвращает прямые выборы мэра. Он выносится на пленарное заседание уже, наверное, раз десятый, и всё времени не хватило на его рассмотрение, но, видимо, что-то поменялось после вчерашней пресс-конференции главы государства, в ходе которой он поддержал идею о том, что мэров должны избирать граждане. В связи с этим я призываю вас поддержать наш законопроект, который возвращает такое право гражданам. Мы предлагаем избирать мэров в городах с населением свыше тридцати тысяч человек - это столицы субъектов Российской Федерации, а также города областного значения, и, хотя это и непринципиально, мы готовы согласиться с тем, чтобы вернуть прямые выборы во всех городах России. Уважаемые коллеги, мы предлагаем, собственно говоря, восстановить действие статьи 3 российской Конституции, которая говорит о том, что право выбирать принадлежит не депутатам, не чиновникам, а нашим гражданам. По статистике в 55 процентах российских городов нет прямых выборов мэра, то есть мэров избирают депутаты, из двухсот крупнейших городов в девяноста трёх проходят выборы мэра, а в ста семи - нет. При этом даже там, где есть выборы мэра, к сожалению, избранные главы имеют так называемый статус английской королевы, то есть вроде бы власть есть, а полномочий нет, - получается абсурдная ситуация. Например, Ройзман в тяжёлой конкурентной борьбе получил, по-моему, 38 процентов голосов, но почему-то полномочия по распределению бюджета принадлежат назначенному местным парламентом сити-менеджеру. Институт двоевластия приводит к совершенно удивительным ситуациям. Недавно мы были в Кирове, где нам говорили: да, есть злоупотребления, но если будет расследование, то мы не понимаем, кого сажать - мэра или сити-менеджера. Вот какие ситуации бывают - это размывание ответственности, поэтому вообще не должно быть никаких сити-менеджеров, должны быть избранные главы, безусловно. Уважаемые коллеги, я всегда выступал против отмены выборов мэров, губернаторов, но я мог хотя бы логику понять, почему отменили выборы губернаторов - им было сложно работать с назначенными мэрами. Ну, губернаторы хотя бы получали доверие президента, а как работать с назначенными мэрами? Выборы губернаторов вернули, и, мне кажется, совершенно логично сейчас вернуть и выборы мэров во все российские города. Причём, обратите внимание, сегодня нет прямых выборов мэров в таких городах, как Нижний Новгород (там проживает почти 1 миллион 300 тысяч человек), Челябинск (там чуть меньше, но больше миллиона) - это города-миллионники, а есть десятки субъектов Российской Федерации, где населения значительно меньше, чем в этих городах, но почему-то в Нижнем Новгороде у нас сорок два депутата избирают мэра, в Челябинске - тридцать четыре или тридцать шесть, я не помню, и получается, что мы делим людей на две категории, на первый и второй сорт. Мне кажется, это несправедливо и, безусловно, в этом нет никакой логики, это надо менять. Практически во всех городах, где отменили выборы мэра, создаются инициативные группы по проведению референдумов. Есть несколько способов вернуть выборы мэра: можно принять федеральный закон - к чему я всех в этом зале призываю - или внести изменения в уставы городов, местные депутаты могут поменять устав и вернуть прямые выборы мэров. И это, наверное, тоже было бы неплохим вариантом, но практика показывает, что депутаты не хотят возвращения выборов мэра: там проходят акции протеста, там создаются инициативные группы по возвращению выборов мэра, а депутаты все эти требования игнорируют. Ну вот в качестве примера. В Рязани пятнадцать раз отказывали инициативной группе в проведении референдума по вопросу о возврате выборов мэра, причём мы же прекрасно понимаем, что референдум провести сложно: мало того, что нужно собрать 5 процентов подписей, так ещё надо обеспечить в ходе референдума явку 50 процентов, а вы знаете, что у нас даже на выборы не приходит столько людей. Получается, что у нас легитимным становится мэр, которого выбрали при явке 18-20 процентов, есть такие города, а для того чтобы вернуть эти прямые выборы мэра, нужно почему-то 50 процентов, что делает практически нереальным возвращение прямых выборов на местах. Далее, хочу обратить ваше внимание на общественное мнение. Недавно по нашему заказу "Левада-Центр" провёл социологический опрос в Нижнем Новгороде, который показал, что 87 процентов жителей Нижнего Новгорода хотят самостоятельно выбирать мэра, то есть 87 процентов - за прямые выборы мэра и только 13 процентов - за то, чтобы мэра назначали депутаты. Я вас уверяю, если мы проведём такие соцопросы во всех российских городах, то цифра будет сопоставимая, потому что у нас даже за прямые выборы губернаторов выступает порядка 60-65 процентов - это тоже результаты соцопросов ФОМа, ВЦИОМа, которые обычно оппозицию не поддерживают. Я, честно говоря, не понимаю, почему во многих городах "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не хочет возвращать прямые выборы мэра. Мы знаем такие города, где мэры действительно хорошие хозяйственники, пользуются авторитетом у народа и могли бы элементарно подтвердить свою легитимность. У вас даже в этом зале есть, насколько я знаю, потенциальные кандидаты в мэры, которые могли бы на честных конкурентных выборах победить, и, мне кажется, это для вас было бы лучшим выходом из дальнейшего кризиса. Зачем вам такой мэр, как, например, Олег Сорокин в Нижнем Новгороде, который прибрал к рукам весь бизнес и имеет активы за рубежом, - я нашёл у него во Франции две виллы, которые он скрывал и не декларировал? Зачем вам нужны такие мэры, как были в Астрахани или в Челябинске? Мы знаем, какая там ситуация. Если бы были действительно честные выборы, в ходе которых ваши ставленники побеждали, то вы разделили бы с ними ответственность за возможные проблемы в будущем, а так всю ответственность будете нести вы, сидящие в этом зале, за все проблемы, которые будут возникать в разных городах. Ну и хотел бы в завершение сказать, что, например, ситуация с последними выборами в Рязани показывает, что вертикаль власти просто не работает, разбивается о шкурные интересы местных элит, которым для того, чтобы приватизировать какие-то предприятия, нужно было получить контроль над местным парламентом. Кремль, администрация президента - я уж не знаю, кто у вас даёт федеральные установки не фальсифицировать выборы, но эти установки не выполняются. Они не выполняются, потому что на местах как раз у мэров нет легитимности, они не зависят от граждан, а соответственно, будут и дальше попадать в ситуации, аналогичные астраханской. Уважаемые коллеги, я призываю поддержать этот законопроект, он на самом деле очень нужен. Прямых выборов мэра требуют у нас миллионы граждан, а самое главное, что, насколько я понимаю, и президент вчера чётко обозначил свою позицию: он выступает за прямые выборы мэров - наверное, это тот редкий случай, когда позиция главы государства совпадает с требованиями протестных движений многих оппозиционеров, гражданских активистов. Поэтому я призываю всех вернуть народу прямые выборы мэров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич. Дмитрий Геннадьевич, я вынужден исправить ошибку, допущенную вами в первых фразах вашего выступления, и напомнить, что повестка каждого заседания Государственной Думы планируется Советом Государственной Думы в строгом соответствии с Регламентом. И, как вы знаете, в Совет входят представители всех фракций, в том числе и ваши коллеги по фракции, поэтому, спекулируя на этом, вы оскорбляете Совет. Спасибо. Присаживайтесь. Виктор Алексеевич Казаков, пожалуйста. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с действующей редакцией 131-го закона глава муниципального образования может быть выбран на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, что определяется уставом муниципального образования и не ставится в зависимость от количества избирателей, проживающих на данной территории. Комитет обращает внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой данная норма 131-го закона не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Предусмотренная 131-м федеральным законом возможность выбора самими муниципальными образованиями способа избрания главы муниципального образования в полной мере соответствует природе местного самоуправления. Данная норма 131-го закона позволяет учитывать местные особенности, характерные для соответствующих регионов, и в этом отношении она полностью согласуется с нормами 184-го федерального закона, предусматривающими возможность избрания высшего должностного лица... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Алексеевич, на секунду прерву вас. Время - 17.59. Коллеги, мы завершим обсуждение этого вопроса, и у нас есть один проект поручения, хорошо? А после этого завершим заседание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, да, и два по сокращённой программе. И на этом завершим. Хорошо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, а протокольных поручений - два. Спасибо. Продолжайте, пожалуйста. КАЗАКОВ В. А. Что касается предложенной законопроектом достаточно детальной избирательной процедуры, то этот вопрос в таком виде не относится к предмету правового регулирования 131-го федерального закона, поскольку он урегулирован Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Комитет не поддерживает принятие данного законопроекта и предлагает отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Дмитрию Геннадьевичу. В своём докладе вы сделали акцент на выборах мэра, но я хотела бы обратить ваше внимание на текст законопроекта: вы предусматриваете избрание главы муниципального образования в поселениях с численностью не более 100 человек путём проведения схода граждан и избрание главы муниципального образования в поселении с численностью более 30 тысяч человек путём проведения прямых выборов. Однако в законопроекте не поясняется, каким образом будет проходить избрание главы муниципального образования с численностью более 100 человек, но менее 30 тысяч человек? У нас самое большое количество поселений именно с этой численностью. В законопроекте эта численность не предусмотрена, поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Мы просто предложили проводить прямые выборы в городах областного значения и в столицах субъектов Российской Федерации. Я отметил в своём выступлении, что мы с удовольствием поддержали бы любую поправку, которая бы эту цифру снизила. Я бы вообще вернул возможность проведения прямых выборов во всех городах. Просто это был, что называется, пробный шар - начать хотя бы вот с таких городов. Это не является концепцией, это можно спокойно поменять ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов, пожалуйста. ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к Виктору Алексеевичу, к комитету. Вы совершенно справедливо сослались на позицию Конституционного Суда. Да, закон, который может быть изменён посредством принятия данного законопроекта, соответствует Конституции, но вот этот законопроект, разве он противоречит Конституции? У нас действует правило, по которому позже принятый закон корректирует предыдущие законы. Разве принятие этого закона противоречит Конституции? Его содержание противоречит Конституции? Уважаемый Виктор Алексеевич, дайте, пожалуйста, справку. Каково ваше видение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Алексеевич Казаков, пожалуйста. КАЗАКОВ В. А. Он не противоречит Конституции, но и не привносит ничего нового в уже действующее законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. У меня тоже к Виктору Алексеевичу вопрос. Вот вчера президент, отвечая на вопросы журналистов, публично сказал о необходимости возвращения прямых выборов мэра, о том, что мэра должны избирать граждане. Получается, позиция комитета и позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" противоречат позиции президента? Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А. Если вы внимательно слушали вчера выступление президента, то обратили внимание, что он не сказал ничего, противоречащего действующему законодательству. На самом деле и сегодня прямые выборы существуют, но решение об этом принимается населением и прописывается в уставе муниципального образования, и президент говорил об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я буду краток. Понятно, что проект закона депутата Гудкова не будет принят, но в принципиальном ключе мы, Компартия, всегда отстаивали идею, что наш народ заслуживает сохранения своих вековых традиций, в том числе и в этом вопросе, я имею в виду даже Новгородское Вече. Нет секрета - для комитета я ещё раз свою точку зрения изложу - в том, что сегодня формирование депутатского корпуса на муниципальном уровне сплошь и рядом определяется: а) деньгами; б) бюрократическими механизмами. Формально Конституционный Суд сказал: можно так и можно этак, но, отнимая у населения право на прямые выборы, мы на самом деле жёстко загоняем его под бюрократические структуры. У нас в Самаре была довольно жёсткая борьба за сохранение прямых выборов мэра, и я искренне рад, что они пока сохранились. Знаю, что многие губернаторы тяготеют к противоположному, да, видимо, и в администрации президента тяготеют, но вчерашнее выступление президента Путина, на мой взгляд, даёт толчок тому, чтобы не отбивать ту или иную инициативу, а серьёзно над ней размышлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, я тоже начну с апеллирования ко вчерашней пресс-конференции, но обращу внимание на другой момент. Когда во время пресс-конференции президент даёт поручение министру внутренних дел срочно вылететь и это срочно выполняется, это показывает, с одной стороны, силу президента, а с другой - слабость власти в целом. Если такие вопросы на местах будут решаться только после указания президента, как решать, вы сами понимаете, каковы будут оперативность и эффективность их решения. Вот на это я бы хотел обратить внимание. Безусловно, с принятием данного закона не будет решена проблема сильной муниципальной власти, здесь ещё нужны будут ресурсы, но введение прямых выборов, понятных, ясных, когда люди, выбирая, знают, что именно этот человек будет отвечать за поселение, - это распределение ответственности. Безусловно, в каждом современном обществе, где проходят демократические выборы, постоянно работает маятник: чуть больше централизации, чуть меньше централизации и больше на региональном и местных уровнях, чуть больше вправо, чуть больше влево, - это нормальная практика, которую определяет мудрость и элиты, в первую очередь руководителей, тех, кто у власти, и населения. Вот введение нормы, ясной и понятной, в соответствии с которой за выбор отвечает население, а после выборов отвечает мэр, - это только укрепление власти в стране. Второй момент. Я хотел бы сказать, что это иллюзия, что у нас в следующем году будет так, как было до сих пор. Был реальный экономический подъём - сейчас ситуация изменилась. Все мы слушали послание президента, так вот все его интервью перед этим выступлением как раз касались в основном этого вопроса. Напряжение представителей местной власти - это региональный, местный уровень - было очень сильным, и только после выступления президента накал как-то немножко спал. Все понимают, что напряжение с бюджетом выльется в то, что мэры окажутся в более сложной ситуации, им надо дать больше полномочий и ресурсов - ну это, правда, уже в другом законе. Извините, но я приведу один пример. Мы сейчас отмечаем 20-летие Конституции, но не так уж легко Конституция принималась, и, насколько я знаю, это вообще единственный случай, когда был референдум, вернее, всенародное голосование, но там был целый ряд событий до принятия Конституции - 93-й год, октябрь. И вот из своего личного опыта скажу: ассоциация "Сибирское соглашение" решала вопрос, принять ли резкую резолюцию в пользу одной из сторон, - тогда мы понимали, что то, что произошло в Москве, может перекинуться на регионы. Сибирь - достаточно значимый регион, ассоциация "Сибирское соглашение" была самой сильной из ассоциаций, по её примеру строились другие, и это был бы прецедент. Тридцать три человека принимали участие, руководитель законодательного органа и губернатор... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ЗУБОВ В. М. Спасибо большое. Я постараюсь вернуть эти четыре минуты в следующий раз. Так вот на этом совещании всего лишь одним голосом было заблокировано принятие резкой резолюции, ситуация успокоилась, и всё как-то стало назад откатываться. Этот голос принадлежал мне, потому что тогда в Сибири я один был избранным губернатором, и это дало мне легитимность поступить так в критической ситуации. Когда всё хорошо, всё спокойно, с деньгами всё в порядке, тогда можно централизовать власть, тогда можно спокойно относиться к тому, какие полномочия на местах, но когда чуть-чуть поджимает ситуация, надо быть мудрыми и заранее принимать упреждающие решения о распределении ответственности, о поиске опоры как можно ниже, в корнях. Сейчас нам предлагается правильное предложение по фундаментальному построению власти у нас в стране, хотя недостаточное - ещё потребуются ресурсы, но этот шаг нам надо сделать, и я, призывая к вашей мудрости, предлагаю проголосовать за данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Я для начала, Сергей Евгеньевич, хочу сказать, что не пытался кого-то обидеть, просто констатировал факт, что десятый раз выносится законопроект на пленарное заседание. Прошу меня извинить, если вдруг что-то некорректно прозвучало. Коллеги, я внимательно слушал аргументы другой стороны, что называется, и, честно говоря, не понимаю, что нам мешает принять этот законопроект в первом чтении: есть позиция президента, есть некоторые разногласия, которые у нас возникли в профильном комитете... ну, в частности, Вячеслав Степанович Тимченко говорил о том, что эти полномочия нужно отдать на места, пусть там и определяются, какой порядок. Я согласен с тем, что на местах должны решаться эти вопросы, но просто в вашем понимании регионы - это местные депутаты, которые там сначала один устав принимают, потом другой, а в моём понимании регионы - это люди, и вот я хочу, чтобы именно люди на местах сами решали, кто должен управлять городом. Тем более, что в выступлении представителя комитета чётко прозвучало, что законопроект не нарушает Конституцию. В законопроекте по существу мы обращаемся к 3-й статье Конституции, которая говорит о том, что власть принадлежит именно народу, а не депутатам. Понимаете, я бы не вносил этот законопроект, если бы видел, что действительно местные депутаты, местные парламенты меняют уставы и возвращают народу прямые выборы мэра, но, к сожалению, этого не происходит - происходит узурпация власти на местах. К сожалению, депутаты очень сильно зависят от местных администраций, не хотят ничего менять, а инициативным группам по проведению референдума, людям, которые хотят провести референдум, организовать его и показать, что большинство жителей городов выступает за прямые выборы мэра, отказывают, причём отказывают уже на этапе регистрации группы. Ещё не было нигде, ни в одном городе, ни в одном регионе, референдума по возвращению прямых выборов мэра, потому что на самом первом этапе инициативным группам отказывали. Я сейчас проехал по очень многим регионам и могу вам сказать, что общественное мнение на стороне прямых выборов мэра, больше 70 процентов жителей городов хотят сами выбирать мэров. Ну хорошо, если вы не принимаете этот закон, может быть, потому, что его внёс оппозиционер Гудков, о'кей, внесите в следующем году от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", от себя внесите, либо дайте команду, как это у вас там происходит, своим партийным отделениям инициировать изменение уставов городов снизу, пусть это произойдёт так. Но когда я вижу, что в Нижнем Новгороде, в Челябинске, в Кирове, в Рязани, в Тамбове и во многих других городах люди не могут вернуть прямые выборы мэра, то остаётся единственный вариант - попытаться это сделать сверху, хотя я и не против того, чтобы это сделано было снизу. Поэтому я призываю вас всё-таки проголосовать за. А если вы проголосуете против, я вас призываю хотя бы дискуссию организовать на региональном уровне и, ну, не знаю, выполнить требования тех людей, которые хотят прямых выборов мэра, - идите через изменение уставов, я не против, но всё равно выборы мэров я призываю в следующем году вернуть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич. Виктор Алексеевич Казаков, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 51 сек.) Проголосовало за 138 чел.30,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 138 чел. Не голосовало 312 чел.69,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 249992-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления порядка избрания главы муниципального образования в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 30 тысяч человек).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, авторы законопроектов просят перенести рассмотрение вопросов 27 и 32 на следующую неделю.
Предложение Михаила Васильевича Емельянова перенести вопросы 27 и 32. Соглашаемся?