Заседание № 167

26.05.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 249882-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части уточнения понятия "природно-заповедный фонд", а также полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5495 по 5674 из 6485
Пункт 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об охране окружающей среды". Доклад представителя Государственного       
Собрания - Эл Курултая Республики Алтай депутата Государственной Думы Сергея    
Тимуровича Пекпеева.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕКПЕЕВ С. Т., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! В субъекте Российской            
Федерации Республике Алтай есть несколько территорий, внесённых в Список        
всемирного наследия. При определении режима использования этих территорий       
возникает ряд проблем. Для их решения региональный законодательный орган        
предлагает следующее.                                                           
                                                                                
В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей     
среды" отсутствует определение природно-заповедного фонда, хотя в части 21      
статьи 5 этого же закона одним из полномочий органов государственной власти     
является управление природно-заповедным фондом. Пункт 1 статьи 1                
предлагаемого законопроекта даёт определение природно-заповедного фонда. В      
той же части 21 статьи 5 указанного федерального закона к полномочиям органов   
государственной власти Российской Федерации отнесено образование природных      
объектов всемирного наследия. Пункты 1 и 3 статьи 11 Конвенции об охране        
всемирного культурного и природного наследия", принятой ЮНЕСКО 16 ноября 1972   
года и ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта     
1988 года "О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и           
природного наследия", полномочия государств - сторон конвенции определяются     
так: представление Комитету всемирного наследия перечня ценностей природного    
наследия для включения в Список всемирного наследия и согласование внесения     
представленных ценностей в этот список.                                         
                                                                                
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации           
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры   
Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если        
международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем      
предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта    
же норма закреплена пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995      
года "О международных договорах Российской Федерации". В постановлении          
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года "О         
применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм              
международного права и международных договоров Российской Федерации"            
разъясняется: "Международные договоры Российской Федерации наряду с             
общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной    
частью её правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской            
Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах      
Российской Федерации").                                                         
                                                                                
Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключённые СССР    
действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация    
продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве     
государства - продолжателя Союза CCР".                                          
                                                                                
В пункте 5 названного постановления указывается, что международные договоры,    
которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе             
Российской Федерации, применимы судами при разрешении гражданских дел, если     
международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем      
законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом   
судебного рассмотрения.                                                         
                                                                                
На основании указанного абзац 21 статьи 5 Федерального закона от 10 января      
2002 года "Об охране окружающей среды" противоречит нормам международного       
права. Предлагаемый законопроект приводит рассматриваемый федеральный закон в   
соответствие с нормами международного права.                                    
                                                                                
В связи с принятием настоящего федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребуется признания         
утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других    
законодательных актов. Принятие законопроекта не требует дополнительных         
материальных и финансовых расходов из бюджета.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Тимурович.                                
                                                                                
Содоклад члена Комитета по экологии Сергея Юрьевича Осадчего.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию     
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
охране окружающей среды" внесён Государственным Собранием - Эл Курултаем        
Республики Алтай и подготовлен комитетом к рассмотрению его Государственной     
Думой.                                                                          
                                                                                
Законопроектом предлагается дополнить статью 1 Федерального закона "Об охране   
окружающей среды" новым абзацем, раскрывающим понятие "природно-заповедный      
фонд", и изменить в этой связи формулировку абзаца 21 статьи 5 указанного       
закона в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти   
по образованию и управлению природно-заповедным фондом.                         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по экологии, рассмотрев указанный законопроект     
отмечает следующее. Определение понятия "природно-заповедный фонд" в            
редакции, представленной в законопроекте, включает в себя только охраняемые     
природные территории федерального, регионального и местного значения. В то же   
время в статье 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" дано более   
широкое определение понятия "природно-заповедный фонд", включающее не только    
особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного    
значения, но и природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное,      
историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное        
ценное значение, то есть те природные объекты, которые не имеют статуса особо   
охраняемых природных территорий, но находятся под особой охраной.               
                                                                                
Таким образом, в законопроекте даётся более узкое определение понятия           
"природно-заповедный фонд" по сравнению с действующей редакцией Федерального    
закона "Об охране окружающей среды", что в случае принятия законопроекта        
приведёт к внутренним противоречиям норм федерального закона и усложнит         
правоприменительную практику указанного закона в этой части.                    
                                                                                
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается изменить абзац 21 статьи 5        
Федерального закона "Об охране окружающей среды", отнеся к полномочиям          
органов государственной власти Российской Федерации полномочия по               
предоставлению перечня ценностей природного наследия для включения их в         
Список всемирного наследия. Такое изменение закона авторы обосновывают          
необходимостью приведения статьи 5 Федерального закона "Об охране окружающей    
среды" в соответствие с Конвенцией об охране всемирного культурного и           
природного наследия.                                                            
                                                                                
Однако при рассмотрении законопроекта в этой части следует учитывать            
положение Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи 15), согласно        
которому международные договоры Российской Федерации являются составной         
частью её правовой системы. Учитывая, что данная конвенция ратифицирована       
СССР в 98-м году и, следовательно, стала частью российского законодательства,   
нет необходимости вносить изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей   
среды". Кроме того, в статье 82 Федерального закона "Об охране окружающей       
среды" прямо указано, что международные договоры Российской Федерации в         
области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания            
внутригосударственных актов, применяются к таким отношениям непосредственно,    
то есть имеют прямое действие.                                                  
                                                                                
Кроме того, предлагаемые законопроектом дополнения в представленной редакции    
не соответствуют порядку представления перечня ценностей природного наследия,   
определённому пунктом 1 статьи 11 конвенции, в соответствии с которым           
государство - сторона конвенции представляет по мере возможности, хочу это      
отметить, Комитету всемирного наследия перечень ценностей природного            
наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в        
Список всемирного наследия.                                                     
                                                                                
Вместе с тем следует отметить, что предложение, содержащееся в законопроекте,   
об исключении из Федерального закона "Об охране окружающей среды" полномочий    
органов государственной власти Российской Федерации по образованию природных    
объектов всемирного значения, комитет считает оправданным, так как природные    
объекты всемирного наследия никто не образует, их создаёт матушка-природа.      
                                                                                
На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы      
также отмечается несоответствие предлагаемых изменений действующему             
законодательству.                                                               
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экологии не поддерживает   
указанный проект федерального закона в представленной редакции и предлагает     
Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении его в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть вопросы к докладчикам? Есть желающие     
выступить? Представитель президента? Представитель правительства? Докладчики,   
заключительное слово есть? Нет. Прошу определиться голосованием. Кто за то,     
чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               16 чел.3,6%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     17 чел.                                          
Не голосовало                 433 чел.96,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.