Заседание № 145
О проекте федерального закона № 249802-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства за счёт средств фонда).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я предлагаю 7-й вопрос снять. Почему предлагаю снять? В прошлом номере "Российской газеты" министр регионального развития прямо сказал, что, несмотря на то что в обороте ЖКХ находятся 3 триллиона рублей, всего 170 миллиардов в прошлом году пошло на модернизацию там очистных сооружений и всего остального, а всё остальное испарилось куда-то. Поэтому я считаю, что не надо беспокоиться об "островах фантазии", как это делают комитеты по строительству и земельным отношениям и по финансам, которые способствуют только увеличению состояний своих коллег-депутатов и других, а надо, вообще-то, вносить законопроекты, решающие проблему активизации строительной деятельности, и думать о том, почему при снижении процентной ставки на кредит у нас до сих пор нельзя получить кредит, даже имея ликвидный залог. Поэтому я предлагаю снять и не рассматривать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно ваше предложение.
Депутат Коломейцев предложил снять пункт 7 с повестки дня. Комитет по строительству и земельным отношениям. Кто представляет комитет? Шаккум был в зале - сейчас я не вижу. Пожалуйста, кто? Юсупов. Включите микрофон депутату Юсупову от комитета. По карточке Сагитова. ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл в полном объёме правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева не рассматривать сегодня пункт 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 11 сек.) Проголосовало за 66 чел.14,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 66 чел. Не голосовало 384 чел.85,3% Результат: не принято Остаётся в повестке дня пункт 7.
Переходим к 7-му вопросу. Мы договорились, что будет заменён докладчик. От комитета докладывает Юсупов Марсель Харисович. Пожалуйста. А где он? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но он действительно говорил об этом вопросе, когда мы обсуждали повестку дня. Тем не менее давайте пока отложим вопрос.
Я прошу у палаты согласия на то, чтобы предоставить возможность - на минуту опоздал депутат Юсупов, делаем ему замечание - доложить законопроект по пункту 7. Пожалуйста, Марсель Харисович. ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть: депутаты Кашин, Рохмистров и Хованская. Три выступления. Присаживайтесь, Марсель Харисович.
Пункт 7. Кашин Владимир Иванович от фракции КПРФ по мотивам. Три минуты. КАШИН В. И. Я сразу хочу сказать, что мы, наша фракция, не будем поддерживать этот закон, и вот почему. Мы считаем, что один или десять фондов, которые мы создадим дополнительно для решения этой острейшей проблемы, существующей на протяжении не только последних двадцати лет... Речь идёт о ветхом жилье, речь идёт сегодня о миллионах, сотнях миллионов квадратных метров. Я приведу цифры: 300 миллионов квадратных метров требуют сегодня капитального ремонта, около 100 миллионов требуют сегодня просто замены - это ветхое, аварийное жильё; пять миллионов человек живут сегодня в этом ветхом жилье, сорок миллионов человек живут в коммуналке в том жилье, требующем капитального ремонта. Когда мы изучаем аналитические материалы за последние десять лет, мы видим: полный провал - не решение проблемы, а, наоборот, увеличение кома острейших социальных проблем, которые всё больше и больше накапливаются. Понятно, почему это происходит. Потому, что нет строительства социального жилья, нет достойной заработной платы. Две трети населения не может исходя из своей заработной платы приобрести жильё, то есть иметь доступность к жилью. И мы видим в данном случае... Если говорить о 2009 годе, то надо сказать, что выполнение снова на 85 процентов по отношению к 2008 году, тогда это направление тоже было провалено, и тот миллиард, который выделяется для устранения ветхого жилья и переселения, по существу, уважаемые коллеги и Олег Викторович, ничего не решает. Мы не решаем главную проблему, которую обозначаем уже много-много лет. Мы конкретно говорим: нужна программа, реальная программа, которая работает сегодня во многих странах, в том числе в ряде бывших союзных республик на территории СНГ. Вы посмотрите, как решается проблема устранения ветхого жилья и демографии в той же Беларуси: взятие кредита - на двадцать лет в городе, на сорок лет в сельской местности; при рождении третьего ребёнка погашается 50 процентов этого кредита, при рождении четвёртого ребёнка - 100 процентов. Много других сегодня примеров, когда, имея среднюю заработную плату, можно приобретать квадратные метры по сложившейся цене. У нас в этом плане ничего не делается. Поэтому мы ещё раз говорим: не в фондах дело, а в ответственности, в политической воле, в необходимости понимания этой проблемы высшим руководством и взятия её под контроль. И в конце концов решением этой острейшей проблемы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров от фракции ЛДПР. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, настоящий законопроект носит достаточно декларативный характер, то есть мы говорим: фонд может, может, может, может, а вот слов "обязан", "должен", "должен развивать" что-то - этого в законопроекте крайне мало. Очень много отсылочных норм, по которым многое должно идти на откуп чиновникам, на исполнительную власть в субъектах. К сожалению, сегодня субъекты не пользуются теми правами, которые у них уже есть, и мы этим законопроектом, осознавая важность этой проблемы, даём им достаточно оснований также ничего не делать, тем более тут целая глава посвящена основаниями, по которым фонд может отказать. В принципе под эту главу, под основания, по которым фонд может отказать, можно подвести что угодно, потому что там нет конкретного перечня. Скажут: документ написан неправильно, не в соответствии с требованиями. Сейчас издадут десятки инструкций в фонде, и у них появится возможность кому-то отказывать, кому-то не отказывать. То есть законопроектом мы отдаём очень многое на откуп чиновникам, которых все здесь ругаем, говорим, что предоставили им много прав. Очень большая часть законопроекта связана именно с субъективной оценкой тех или иных возможностей. Мы считаем, что в законопроекте для решения таких важнейших проблем... В последнее время даже на телевидении уделяется много времени ветеранам, но мы видим ветеранов, которые живут в сараях, и местная власть говорит: да он нормально живёт, не нуждается он в улучшении жилищных условий. То же самое по аварийным домам. Не секрет, что коммерчески выгодные аварийные дома очень быстро признаются аварийными, жителей переселяют в любые другие условия, а в тех домах, которые особо никому не интересны, люди так и живут, эти дома не признают аварийными, говорят, что можно там людям жить. То есть на сегодняшний день этим законом декларируется опять возможность фонда: может, если хочет, дать денег. Субъект, если хочет, может подать заявку, но даже если субъект подал заявку, а фонд посчитал, что она неправильно написана, то он может и отказать. Законопроект носит достаточно декларативный характер, мы таких законов очень много напринимали: хотели как лучше, а получилось как всегда. К сожалению, судьба у этого законопроекта ожидается такая, что кардинально проблемы он не решит, если не будет жёсткого контроля за теми нормативными правовыми актами, в том числе теми актами и положениями, которые будет выпускать сам фонд... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хованская от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я вношу предложение продлить нашу работу, пока мы не проголосуем законопроекты третьего чтения, объявим "час голосования". Там осталось совсем чуть-чуть. Согласны, коллеги? Не надо ставить на голосование? Нет. Пожалуйста, депутат Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, мы сначала с оптимизмом встретили изменения в законодательство о Фонде содействия реформированию ЖКХ потому хотя бы, что для целей развития малоэтажного строительства убирались условия, которые уже себя показали крайне отрицательно в порядке правоприменения, такие как, например, создание ТСЖ - определённый процент к определённой дате. Вы прекрасно знаете, к чему это привело по всей России. Это привело к массовому созданию липовых ТСЖ, когда граждане-собственники даже не знают о том, что в их доме создано такое юридическое лицо. Идут многочисленные судебные иски. Этот момент мы восприняли как положительный момент. Второй момент мы тоже восприняли как положительный - отсутствие условия о пятипроцентном софинансировании капитального ремонта со стороны нищих собственников. У нас был единственный вопрос: почему это только для малоэтажного строительства? Ведь у нас большинство граждан живёт всё-таки в центрах, в региональных центрах, и там строить малоэтажку экономически нецелесообразно, ну, просто нет для этого земельных участков. Поэтому мы предлагали эту норму распространить и на многоэтажное строительство и не включать эти нелепые условия в основной закон. Но что произошло дальше? Обращаю ваше внимание, что после нашей критики всё-таки были услышаны слова о том, что аварийными надо признавать не только дома, признанные таковыми, а, точнее, не признанные таковыми до 1 января 2007 года, потому что в тот момент ещё страна не знала и региональные, местные власти не знали того, что будут выделены деньги на снос аварийного жилья. Проблема решилась следующим образом. Согласно статье 20.2 региональная адресная программа формируется по домам, которые признаны аварийными до 1 января 2009 года, что разумно и правильно. Но посмотрите, что мы принимаем сейчас. В целях поддержки малоэтажного строительства у нас снова стоит старая дата - 1 января 2007 года. Посмотрите статью 20.6, здесь чётко стоит дата - до 1 января 2007 года. К чему это приведёт? Это что, должны будут пересматриваться региональные адресные программы? Так там нет практически домов, признанных аварийными. Товарищи дорогие, это же внутреннее противоречие двух статей. Как можно принимать в третьем чтении этот документ? К сожалению, наша фракция... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 7. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 87 чел.19,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 144
О проекте федерального закона № 249802-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства за счёт средств фонда; принят в первом чтении 13 ноября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Люциановича Шаккума. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 13 ноября 2009 года. С учётом поступивших поправок законопроект доработан ко второму чтению. Всего поступило семнадцать поправок, из них восемь комитет предлагает поддержать и девять - отклонить. Законопроект направлен на стимулирование малоэтажного жилищного строительства путём предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда. Ко второму чтению уточнены условия предоставления такой финансовой поддержки. Также предоставлено право муниципалитетам направлять экономию от размещения заказов на строительство или приобретение малоэтажного жилья на формирование земельных участков, предназначенных для строительства малоэтажных домов в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Исключены положения по существенным условиям муниципальных контрактов на строительство жилья о направлении использования денежных средств застройщиками. При этом сохраняется ограничение по стоимости 1 квадратного метра общей площади. Исключены также положения законопроекта, дублирующие нормы других федеральных законов. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, первая таблица содержит восемь поправок. Нужно ли обсуждать какую-либо из них отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 54 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принято. Вторая таблица содержит девять поправок. Есть ли необходимость в отдельном обсуждении каких-либо поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 40 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принято. Мы рассмотрели поправки. И я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона в соответствии с пунктом 4 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 18 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 123
О проекте федерального закона № 249802-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства за счёт средств фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 21 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Валерия Викторовича Панова. Пожалуйста. ПАНОВ В. В. Большое спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается также внесение изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в следующей части. Вводится новый вид региональных адресных программ по развитию малоэтажного жилищного строительства. Сокращается перечень условий предоставления финансовой поддержки по таким региональным программам: вместо двенадцати условий, как уже сегодня в докладе по предыдущему вопросу мы упоминали, сохраняется пять условий. Устанавливается обязанность органов местного самоуправления до подачи заявки в фонд обеспечить формирование земельных участков, которые могут быть предоставлены для малоэтажного жилищного строительства. Отбор застройщиков будет осуществляться органами местного самоуправления по процедурам, предусмотренным законом номер 94, на основании установленной Минрегионом России предельной стоимости строительства одного квадратного метра жилья. Также предлагается исключить срок признания домов аварийными. Так, с учётом законодательно ограниченных лимитов предоставления финансовой поддержки для каждого субъекта Российской Федерации установление такого срока является нецелесообразным. Принятие законопроекта позволяет создать условия для развития малоэтажного строительства за счёт средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. По законопроекту имеются и замечания, их три. Первое. Законопроектом предусмотрена возможность использования для строительства только земельных участков, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления, а вместе с тем в административных центрах, столицах субъектов неразграниченными землями вправе распоряжаться и субъекты Российской Федерации. В связи с этим необходимо допустить, по нашему мнению, возможность использования для малоэтажного жилищного строительства также земельных участков, которыми распоряжается субъект Российской Федерации. Второе. Целесообразно скорректировать перечень видов работ, финансирование которых допускается за счёт средств фонда и средств региональных и местных бюджетов, в частности, целесообразно направлять эти средства на проведение государственной экспертизы, а также на проведение инженерных изысканий. Третье. Законопроектом определяется срок, в течение которого застройщик должен выполнить свои обязательства по муниципальному контракту, - восемнадцать месяцев. Вместе с тем процедура строительства одного малоэтажного дома и процедура комплексного освоения земельных участков для жилищного строительства, предусматривающая строительство коттеджных посёлков, по временным затратам застройщиков существенно различаются, поэтому необходимо скорректировать сроки исполнения застройщиками своих обязательств в зависимости от вида жилищного строительства. Законопроект поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. На основании изложенного, уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Три вопроса. Пожалуйста, депутат Останина Нина Александровна. Включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Валерий Викторович, я сожалею, что вы не смогли ответить всё-таки на вопрос, какие средства ушли в регионы из Фонда содействия реформированию ЖКХ на текущий момент. Задаю этот вопрос ещё раз потому, что на примере своего региона, Кемеровской области, я вижу, куда расходуются иногда эти деньги. Очень симпатичный построен малоэтажный комплекс, называется "Лесной городок". Стоимость одного коттеджа примерно 6 миллионов. Позволить себе купить такой коттедж может далеко не каждый, это понятно, совершенно очевидно. Поэтому вопрос вот такой. В 2010 году прекращается финансирование подпрограммы по жилью для молодых семей. Скажите, вписаться как-то в предлагаемую вами новую целевую программу может молодая семья или нет в соответствии с теми критериями, которые предлагаются в этом законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Пожалуйста, Валерий Викторович. ПАНОВ В. В. Уважаемая Нина Александровна, я тоже выражаю сожаление, что вы не услышали предыдущий вопрос, потому что он касался того, не сколько средств ушло в регионы из фонда, а сколько из регионов неизрасходованных средств должно вернуться обратно в фонд. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПАНОВ В. В. Тогда отвечаю на ваш вопрос, сколько средств ушло в регионы. Предвидя, может быть, ваш вопрос, я даже подготовил справку на двух листах, я вам её передам после обсуждения, потому что здесь развернутая информация. И назову вам только одну цифру. Уважаемая Нина Александровна, могу вам сказать, что из средств фонда, по данным на 26 октября, выделено на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного фонда в восемьдесят одном субъекте Федерации средств на сумму 136 миллиардов 200 миллионов рублей, что с учётом софинансирования (это одно из условий) составило 183 миллиарда 300 миллионов рублей. Это позволило отремонтировать восемьдесят с лишним тысяч домов, улучшив условия проживания более чем десяти миллионам человек, и расселить четыре тысячи сто двадцать один аварийный дом, где проживали семьдесят одна тысяча четыреста человек. Полную информацию я передам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Валерий Викторович, вопрос, который был поднят, очень интересный, действительно очень актуальный, важный. Но я хотел просто, может быть, уточнить у вас, мой вопрос как-то связан с этим законом. Поскольку здесь и строительство многоэтажного жилья, и одновременно выделение земельных участков под строительство, может ли использоваться материнский капитал в этом случае для софинансирования строительства малоэтажного жилья или уже нет? ПАНОВ В. В. Как известно, материнский капитал может быть использован для приобретения жилья независимо от того, по какой программе оно идёт, - приобретается на рынке или через государственные программы, в том числе через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бурков Александр Леонидович, ваш вопрос. БУРКОВ А. Л., фракция "Справедливая Россия". Валерий Викторович, согласно вашему законопроекту строительство малоэтажного жилья будет производиться на землях муниципалитета или государства. Возникает вопрос: почему не предусматривается право строительства жилья в рамках муниципального контракта на частных землях? Мы сегодня видим, как частные застройщики пытаются продать государству, Минобороны допустим. У нас вот в городе Екатеринбурге, к примеру, есть район "Академический", где по 33 тысячи рублей за квадратный метр они продают жильё в высокоэтажках. Я думаю, с учётом той земли, которую они имеют, они готовы вести застройку в рамках вашей программы по малоэтажному жилью. Может быть, этот нюанс надо учесть, дать такую возможность, если, конечно, стоимость земли будет входить в стоимость квадратного метра? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Викторович, пожалуйста. ПАНОВ В. В. Спасибо, Александр Леонидович, вам за вопрос, за то, что вы разделяете те идеи, которые заложены в нашем законопроекте, как вы сказали. Я думаю, что он станет и вашим тоже, потому что то, что мы сейчас предлагаем, позволит использовать не только муниципальные земли, но и земли субъекта. Я думаю, что после принятия законопроекта в первом чтении вы, как депутат, можете воспользоваться своим правом законодательной инициативы и предложить использовать в том числе и частные земли для строительства жилья. А что касается района "Академический" в регионе, который вы, как депутат, представляете, действительно, сегодня это один из примеров... Кстати, это проект партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", направленный на успешное решение подобного рода проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Федоткин Владимир Николаевич, ваше выступление. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Валерий Викторович! Законопроект действительно очень важный и нужный, и поэтому я специально проработал его более основательно, поговорил со специалистами и с руководителями наших муниципальных образований. И я не случайно задал вопрос про земли. Потому что действительно материнский капитал позволяет сегодня выделять средства на приобретение жилья. (Я говорю, а Валерий Викторович не слышит, а потом скажет, что я не о том говорю. Ну ладно, отвлекают его, что сделаешь.) Так вот, я специально поинтересовался... В материалах к законопроекту говорится, что, как правило, земли должны выделяться бесплатно. Вот это "как правило" непонятно. Я с одним коммерсантом-строителем откровенно разговаривал о том, какие затраты идут на строительство, какую прибыль они получают. Он примерно так сказал (это год назад было): доход от пуска одного многоэтажного дома составляет миллион долларов. Конечно, если этот дом расположен не на окраине, не за городом, а где-то в приличном районе любого города, большого или маленького. Да, материнский капитал сегодня выделяется на жильё, а земля - уже только через аукцион, и здесь уже материнский капитал не действует ни по какому закону. И получается так: и нужно жильё, и вроде разрешили материнский капитал использовать, а жилья не будет. То же самое касается и жителей ветхих и аварийных домов. Если бы у них были большие деньги, они бы давно построили себе жильё и переехали, но это, как правило, бедные, старые люди. И когда у них возникает вопрос: на жильё столько-то, а на землю дополнительно, да ещё участвовать в аукционе... Они никогда не получат это жильё - помогаем ли мы из фонда реформирования ЖКХ или не помогаем, - они так и останутся без нового жилья: или в аварийном, или на улице. И второй момент связан с тем, что, как правило, эти земельные участки, видимо, будут выделяться не на каких-то хороших территориях населённого пункта, а именно на окраинах, там, где нет социальной инфраструктуры, там, где можно дать бесплатно. И возникает опасение, и не только у меня, что вот такая форма станет методом принуждения к переселению многодетных семей, семей бедных, семей, проживающих в аварийном фонде, из того места, где они жили, может быть, десятилетиями, где жили их родители и деды, за город, в общем, в деревню. Скажут: если ты хочешь, вот тебе земля бесплатная за городом, езжай, мы тебе дадим денег, там аукциона не будет, там строй, а не хочешь - здесь всё равно ты построить не сможешь, мы тебя выселим. Это будет характерно и для Москвы, и для Ленинграда, и для Челябинска, и для Рязани, и для всех других больших городов. То есть опасение какое? Что вот под этим благовидным законом может скрываться возможность принудительного выселения людей, семей в сельскую территорию или на окраину, где и школы порой нет, и детского сада порой нет, и магазин там с неизвестно какими ценами. И из хорошей идеи мы получим совершенно обратный результат. Такое опасение есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Депутат Хованская Галина Петровна, ваше выступление. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, этот законопроект целесообразно поддержать, потому что наиболее одиозные нормы базового закона здесь отсутствуют. Так, отсутствует требование о проценте создания ТСЖ к определённой дате. Насколько отрицательно повлияло это условие на ситуацию во многих городах, мне вам не нужно объяснять. То есть идут на всё, вплоть до того, что подделывают протоколы, лишь бы создать ТСЖ, лишь бы выполнить вот это условие. Но я не понимаю, чем провинились у нас жители многоквартирных домов по сравнению с жителями, которым предстоит жить в малоэтажных домах. Мне кажется, что вот это всё нужно вычистить из основного закона. Тут, по-моему, даже доказывать это не нужно. Второе. Только что я говорила о том, что вот эта норма - о пятипроцентном софинансировании, - она здесь исключена. Это тоже абсолютно правильная тенденция в законопроекте, но опять же это нужно распространить и на жителей многоквартирных домов. Несмотря на то что многие положения проекта закона положительные, тем не менее есть замечания. Вот посмотрите, как предлагается толковать... вводится определение "аварийный жилищный фонд": аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах (почему только в многоквартирных домах, говорим же о малоэтажке?), которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу с связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Задаю риторический вопрос: у нас разве аварийность возникает только в связи с физическим износом? А если рядом стройка? А фундамент? А если рядом вырыли котлован - поплыл дом? А прочие всякие рукотворные и природные явления, которые приводят к аварийности? Причём далеко не всегда дом подлежит сносу, иногда его можно и восстановить. Так что очень серьёзные претензии к этому определению - "аварийный жилищный фонд". Это первое. Второе. Опять же замечание по средней стоимости 1 квадратного метра. Вы знаете, не надо обманывать самих себя, ну нет у регионов и у муниципалитетов денег на доплату. Так что нужно очень серьёзно подумать или по крайней мере прописать хотя бы формально тут среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра. Дальше. Пункт 8, подпункт 3: обязательство застройщика подготовить проект планировки территории и проект межевания территории. Я задаю вопрос: в соответствии с законом "О введении в действие Жилищного кодекса..." (статья 16), вообще-то, формирование земельного участка - это обязанность кого? Органов государственной власти это обязанность, при чём тут частный застройщик? И как это будет толковаться - что, он будет финансировать это межевание и постановку на кадастровый учёт? Хотелось бы понять, что имели в виду разработчики, когда записывали вот эту норму. Хорошая норма об обязательстве органа местного самоуправления утвердить проект планировки территории и проект межевания, но это их функция, это их обязанность. Другое дело, что надо им помочь с финансированием этого процесса. Вот здесь, безусловно, этот момент нужно учитывать, потому что, если они не смогут выполнить эти обязательства, значит, и денег они не получат, то есть чем беднее муниципалитет, тем хуже будет для него ситуация. Ну и наконец, тоже как положительную мы отмечаем норму в статье 20-7, что, значит, снимается ограничение, что не более 30 процентов от лимита может быть выделено. Вот это ограничение снимается, но его надо снять и в случае многоквартирных домов. В остальном я предлагаю поддержать этот законопроект. Наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Полномочные представители президента, правительства не желают высказаться? Заключительное слово необходимо докладчику? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 13 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято.