Заседание № 158
О проекте федерального закона № 249613-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части увеличения и дифференциации размера единовременного пособия при рождении ребёнка в зависимости от очерёдности рождения детей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Доклад депутата Государственной Думы Александра Викторовича Чуева. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, вот уже достаточно долгое время здесь, в Государственной Думе, мы поднимаем один и тот же вопрос - о том, что население нашей страны уменьшается и необходимо предпринимать те или иные законодательные меры для того, чтобы эту ситуацию исправить. Поднимаем этот вопрос не только мы, в последнее время он поднимается и в правительстве, об этом говорит и Президент Российской Федерации. Тем не менее все меры, которые предлагаются на сегодняшний день, - и те, которые предлагалось реализовать путём внесения изменений в законодательные акты, и те, которые предлагает правительство, - носят сугубо инерционный характер, и даже по самым хорошим, позитивным прогнозам, предлагаемым нам министром здравоохранения и социального развития господином Зурабовым, в ближайшие три - пять лет ситуация коренным образом не изменится, население нашей страны будет продолжать уменьшаться. Происходит это, безусловно, по многим причинам - высокая смертность, низкая рождаемость, низкий уровень жизни, особенно в многодетных семьях. И тем не менее самое главное на сегодняшний день - то, что государство не проводит активной, наступательной политики в области демографии. Безусловно, одним изменением размеров пособий при рождении ребёнка или по уходу за ребёнком не исправить ситуации, необходим комплекс мер, но начинать с чего-то всё-таки нужно. Нам сегодня действительно необходимы демографический скачок, демографическая мобилизация. Мы должны изменить ситуацию в ближайшие несколько лет, и мы можем это сделать, как это ни странно, и денег для этого вполне достаточно, да и очень большие расходы на это не потребуются. Законопроект, предлагаемый сегодня мною, касается стимулирования рождаемости второго и третьего ребёнка, прежде всего идёт речь об этом. Суть законопроекта заключается в том, чтобы пособие на первого ребёнка увеличить до 10 тысяч рублей, на второго ребёнка - до 15 тысяч рублей и на третьего ребёнка - до 30 тысяч рублей. Общие расходы по этому законопроекту из бюджета Фонда социального страхования будут немногим более 9 миллиардов рублей и порядка 351 миллиона рублей - из федерального бюджета. Что касается возможностей бюджета Фонда социального страхования, то мы уже уменьшали их именно потому, что фонд имел и продолжает получать хорошую прибыль, бюджет достаточно сбалансированный. Что касается возможностей федерального бюджета, мы знаем сегодня, что то же самое Министерство здравоохранения и социального развития предлагает новые программы, в частности по родовым сертификатам. И уж если мы находим деньги для того, чтобы платить врачам, чтобы они были заинтересованы в рождении ребёнка, то, наверное, нужно заинтересовать и мать, чтобы она этого ребёнка вынашивала и рожала, потому что если не будет беременности, то соответственно родовые сертификаты некому будет выплачивать, смысла в них большого не будет. А то, что сегодня проблема стоит достаточно остро, я думаю, объяснять никому особенно не надо. Недавно в Московской области рассматривали очень интересное предложение нашего ближайшего соседа - Китая. Китайские бизнесмены предлагали на территории Московской области создать специальную китайскую экономическую зону и собирались вложить туда достаточно серьёзные деньги. Если решение такое будет принято, у нас скоро в Московской области появится не только китайская экономическая зона, но начнут, конечно же, вокруг неё развиваться и китайские поселения. Сначала, возможно, небольшие сельские населённые пункты, потом они могут превратиться и в города. То есть речь идёт не о Дальнем Востоке, не о Сибири, речь сегодня идёт о самом ближайшем к Москве регионе - Московской области. Я уж не говорю о том, что своими решениями о легализации миграции, фактически об открытии миграционных ворот, мы ещё больше осложняем социальную ситуацию, и через некоторое время, к сожалению, она может довести страну до очень серьёзного градуса межнациональных и межрелигиозных противоречий. С учётом всего этого единственный выход заключается в том, чтобы наше коренное население действительно стало рожать детей и стало расти. Конечно, невозможно преодолеть демографическую яму ни за год, ни за два и ни за три даже, но тем не менее сделать демографический скачок, добиться прибавки рождаемости на те самые необходимые полтора миллиона человек реально за три-четыре года. Сейчас потенциально 7 миллионов семей готовы родить второго, третьего и даже четвёртого ребёнка, 7 миллионов семей, это значит, что в ближайшие пять лет мы будем иметь демографический прирост на полтора миллиона человек, если сумеем стимулировать эту потенциальную рождаемость, что, к сожалению, не реализуется сегодня. Я предлагаю поддержать этот законопроект. Конечно, он был внесён давно, во многих вещах он уже не стыкуется с нынешней ситуацией, потому что вносился тогда, когда пособие было ещё 6 тысяч рублей. Но госпожа Лахова не захотела рассматривать его вместе со своим предложением, и поэтому мы рассматриваем его сегодня. Тем не менее это всё технологические вопросы, вопросы второго чтения. Я предлагаю принципиально принять решение о том, чтобы увеличить пособие при рождении второго и третьего ребёнка и тем самым изменить, реально изменить отношение в семьях к рождению этих детей. Я думаю, что если мы сделаем это, то даже само принятие закона в первом чтении уже приведёт к увеличению числа беременностей и к снижению числа абортов, к повышению уровня рождаемости, может быть, не на большую величину, но люди смотрят телевидение и имеют информацию, и если они будут понимать, что государство стало поворачиваться к семье лицом, а не другим местом, как было до этого времени, то, я думаю, наши женщины начнут рожать детей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, для содоклада я предоставляю слово заместителю председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Александру Александровичу Сизову. СИЗОВ А. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, депутат Чуев уже рассказал, что законопроектом, который он внёс, предлагается увеличить единовременное пособие при рождении ребёнка и выплачивать его дифференцированно в зависимости от очерёдности рождения детей. Комитет очень внимательно рассматривал этот законопроект. Мы тоже считаем, что семьям при рождении второго и третьего ребёнка нужно уделять особое внимание, это важно для улучшения демографической ситуации: чтобы обеспечить простое воспроизводство населения, в семье должно быть не меньше двоих-троих детей. Но в законопроекте есть недоработки, мы предлагали Александру Викторовичу их устранить и затем внести изменённый текст с учётом замечаний. Он, к сожалению, этим предложением не воспользовался, и сегодня комитет не может рекомендовать вам, уважаемые коллеги, принять этот законопроект, и вот почему. Александр Викторович посчитал, что на реализацию его закона дополнительно потребуется более 9 миллиардов рублей из Фонда социального страхования и примерно 316 миллионов рублей из федерального бюджета, при этом, из какого источника пополнить недостающие средства этих бюджетов, не указал, а этого требует бюджетное законодательство. Мало того, закон предлагается ввести в действие задним числом - с 1 января текущего года, а изменения в соответствующие бюджеты не вносятся. Это также нарушение требований Бюджетного кодекса. Далее. В декабре прошлого года мы с вами приняли закон, по которому пособие при рождении ребёнка было увеличено с 6 до 8 тысяч рублей, а в законопроекте изменения вносятся ещё в старую редакцию статьи 15. И ещё. Во многих отзывах, в том числе в заключениях правительства и нашего Правового управления, обращается внимание на то, что в настоящее время нет правового, обращаю внимание, именно правового определения понятий "первый ребёнок", "второй ребёнок", "третий ребёнок". В законопроекте такого определения тоже нет. К тому же из него неясно, в каком размере будут выплачиваться пособия при рождении четвёртого ребёнка и последующих детей, при рождении двух и более детей одновременно. Неясно также, какое пособие будет выплачено при рождении второго или третьего ребёнка родителям, которые были лишены родительских прав в отношении ранее рождённых детей. Нет чётких ответов и на ряд других вопросов. Уважаемые коллеги, Конституционный Суд вынес постановление, в котором указывается, что неопределённость содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, порождает противоречивую правоприменительную практику и может привести к произволу. Наша задача, как законодателей, не допустить принятия законов, содержащих такие нормы. Депутат Чуев не стал устранять недостатки, о которых мы ему говорили, и настоял на рассмотрении законопроекта в предложенной редакции. Учитывая всё это, комитет рекомендует отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Присаживайтесь, пожалуйста. Процедура первого чтения. Вопросы к докладчику и содокладчику. Пожалуйста. Шеин, Кравец, Останина, Смолин. Всё, да? Подводим черту. Пожалуйста, Шеин. ШЕИН О. В. У меня к представителю комитета будет вопрос следующего характера. Данная тема обсуждается в Думе уже не первый раз, и не так давно её выносил на пленарное заседание коллега Алкснис. Блок тем не менее регулярно отвергается комитетом, говорится примерно следующее: мол, проблема есть, но вот так решать её нельзя. Может ли в этой связи комитет сказать, как её можно решать? Когда комитет данную тему будет решать, каким образом? И можем ли мы быть осчастливлены до конца весенней сессии появлением законопроекта комитета по данному вопросу? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. По карточке Ковалёва Николая Дмитриевича Сизов будет отвечать. СИЗОВ А. А. Отвечаю. Комитет предложил и подготовил законопроекты, касающиеся увеличения этого пособия. Первый вариант - до 10 тысяч рублей, второй вариант - до 20 тысяч рублей. Это составляет соответственно 50 и 100 процентов стоимости минимального набора товаров для новорождённого ребёнка. Вилка в размере пособия, которую мы указали, связана с возможностями Фонда социального страхования. На это потребуется дополнительно порядка 17 миллиардов рублей. Эти законопроекты находятся сейчас в правительстве на заключении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кравец, пожалуйста, ваш вопрос. КРАВЕЦ А. А. У меня вопрос к Александру Александровичу. Александр Александрович, я правильно понял, что депутат Чуев, по сути дела, саботирует принятие своего собственного законопроекта, судя по его позиции в комитете и по вашей информации? И второе. С вашей точки зрения и с точки зрения комитета, вот в отношении тех замечаний, которые, наверное, справедливо высказывались в части дефиниций, это противоречит концепции закона? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по карточке Ковалёва. СИЗОВ А. А. Концепции закона не противоречит, но в действительности Александр Викторович не прислушался к предложениям комитета. Мы приглашали его на заседание комитета, но он не появился. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. У меня тоже вопросы к уважаемому представителю профильного комитета. Уважаемый Александр Александрович, вопроса два, собственно. Первый. Вообще-то, считать до трёх нас учат в раннем детстве. Скажите, какого правового определения того, что такое второй и третий ребёнок, вы ожидаете? И второй вопрос. Понимает ли комитет необходимость стимулирования рождения именно второго и третьего ребёнка? Вы вносите предложение на каждого ребёнка поднять пособие в небольших размерах. Понимает ли комитет необходимость стимулирования рождения именно второго и третьего ребёнка, поскольку вопрос о первом ребёнке практически в каждой семье решается? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Ковалёва, пожалуйста. СИЗОВ А. А. Профильный комитет не выдумал это. Это предложение высказано и правительством, и нашим Правовым управлением, что именно нет понятия правового, я обращаю внимание, правового, я об этом и говорил в своём выступлении, нет правового определения. Поэтому мы, комитет, обязаны прислушаться к предложениям Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Останина вопрос... Олег Николаевич, ну, уточните вопрос. Смолину включите ещё раз микрофон. СМОЛИН О. Н. Спасибо. Уважаемый Александр Александрович, я спрашивал, как бы вы дали определение того, что такое второй и третий ребёнок? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это что, какой-то экзамен у нас? Пожалуйста, Александр Александрович, отвечайте, если готовы. СИЗОВ А. А. Я считаю, что здесь много может быть предложений, но мы должны - и Правовое управление правильно указывает - определить чётко и ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос адресован Александру Александровичу Сизову. Александр Александрович, вот когда комитет давал заключение, конечно, он опирался на тот законодательный опыт, который есть в отдельных регионах, а отдельные территории действительно приняли самостоятельные законы о введении единовременного пособия, причём дифференцированно - при рождении второго, третьего ребёнка. Случаев, когда прокуратура опротестовала эти законы, ввиду того что там нет правового определения, что такое второй и третий ребёнок, пока не выявлено. Скажите, пожалуйста, какое толкование или какое правовое определение даётся в законах субъектов Федерации, где нормы подобного рода действуют? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Ковалёва ещё раз. СИЗОВ А. А. Ну, я вам должен сказать, что (наверное, я не сказал в своём выступлении) отзывы поступили из пятидесяти пяти субъектов, и мнения тридцати восьми субъектов не выражены. По тому вопросу, который вы задаёте, у прокуратуры, так сказать, замечаний по принятым региональным решениям нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть. Депутаты Смолин, Останина, Павлов - подводим черту. Пожалуйста... А, нет, и депутат Воронин. Пожалуйста, депутат Останина. (Шум в зале.) Ну, без вас тоже, Альберт Михайлович, не обходится. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, на самом деле закон, который мы сейчас обсуждаем, - это даже не финансовый закон, не нормы, которые надо внести в бюджет. Закон, по сути дела, нравственный, с одной стороны. А, с другой стороны, когда здесь проходил "правительственный час", который касался демографической ситуации, я что-то не припомню ни одной фракции, которая бы не высказывала позиции, что в России не просто кризис демографический, а настоящая катастрофа. И как выход из этой катастрофы предлагалось перенести решение вопросов семейной политики, в том числе в отношении рождения детей, на государственный уровень. Это и конституционные обязательства государства, которые реализовать можно только через соответствующие нормативные документы. Когда в комитете обсуждался вопрос об увеличении вот этого разового, единовременного пособия с 6 до 8 тысяч рублей, то присутствовали представители Фонда социального страхования. И вот им впрямую был задан вопрос. Для того чтобы собрать малыша и увезти его в первые дни после рождения из роддома домой, требуется как минимум 20 тысяч рублей. Осилит ли сегодня бюджет Фонда социального страхования такие деньги или нет? Ответ был дан утвердительный. Отвечал не сам высокопоставленный чиновник, но тем не менее говорилось, что не хватает депутатской инициативы. Для того чтобы Фонд социального страхования такое решение принял, мы, депутаты, должны инициировать внесение этих поправок. Без такого закона фонд самостоятельного решения принять не может, конечно. Поэтому сейчас можно выискивать там отсутствие определений... Хотя не знаю, Александр Александрович, я думаю, что вы опытный человек и посчитаете, какой ребёнок у вас родился первым, какой вторым, какой третьим, не спутаете, как мне кажется, и никто из нас такой ошибки не совершит. Поэтому вряд ли Фонду социального страхования так важно определение правовое - второй и третий ребёнок. На самом деле нужны вот эти вот нормативные документы, которые позволили бы увеличить бюджет на рождение этих детей. Поэтому я, конечно, прошу поддержать этот законопроект, чтобы хотя бы он был первым шагом на пути реализации государственной политики в сфере семьи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Мы действительно возвращаемся к одним и тем же вопросам по многу раз. И я, конечно, буду последователен и попрошу Государственную Думу поддержать этот законопроект по следующим основным аргументам. Первое. В стране продолжается демографическая катастрофа, это всем известно. Ровно с 92-го года, когда в стране начались так называемые реформы, смертность превысила рождаемость, и эта ситуация сохраняется. За последние десять лет в стране умерло на девять с половиной миллионов граждан больше, чем родилось, за предшествующий год - на семьсот тридцать пять тысяч человек, как нам говорил Михаил Зурабов. Если дальше продолжать в том же духе, экстраполировать эту тенденцию, то к 2050 году будет сто миллионов вместо ста сорока трёх миллионов без копеек, которые мы имеем сейчас. Страна без людей - это известный прогноз Владимира Набокова. Россия может разделить судьбу Древнего Рима: культура останется, а народ исчезнет. Вторая позиция. Уважаемые коллеги, здесь все говорили о нравственной стороне, я не буду об этом говорить, мне кажется, это очевидно. Я скажу об экономической стороне: несложно посчитать, что выплата в 15 тысяч рублей на второго ребёнка при средней заработной плате в 10 тысяч рублей в месяц только за счёт налога на доходы физических лиц и социального налога окупится за четверть года, выплата в 30 тысяч рублей окупится за полгода, как только дополнительно появившийся ребёнок начнёт работать. Этот законопроект сумасшедше экономически эффективен. Это сумасшедшая экономическая эффективность, вроде того, как Роман Абрамович купил "Сибнефть" за 120, что ли, миллионов долларов, а в итоге получил 13,8 миллиарда. Примерно такая же эффективность у этого закона, уважаемые коллеги. Ну и третье, что касается правовых аспектов. Я так понял, что не только автор законопроекта, но и комитет не может определить, какой ребёнок является вторым, какой является третьим с юридической точки зрения. Зато с точки зрения здравого смысла, по-моему, ещё никто никогда в этом вопросе не ошибался. Если требуется юридическое определение, ну напишите, что второй ребёнок - это тот, который родился после первого, если это совершенно необходимо с точки зрения законодательной техники. Кроме того, уважаемый мною Александр Александрович справедливо сказал, что те замечания, которые сделал комитет автору законопроекта, не имеют концептуального характера, а это значит, что они попросту могут быть исправлены ко второму чтению. Уважаемые коллеги, я считаю, что мы с вами любые законопроекты, направленные на защиту детей, на поддержание детства, должны обязательно принимать. Я напомню ещё раз уважаемым коллегам из правящей фракции и партии: Михаил Зурабов, здесь выступая, которого вряд ли можно заподозрить в том, что он является агитатором за советскую систему, признал, что с помощью подобных же мер, очень простых, в Советском Союзе в начале 80-х годов были уравновешены рождаемость и смертность, была переломлена негативная тенденция. Если бы потом мы не учинили над собой реформу, - "до основанья...", а зачем? - то, наверное, и сейчас тенденция была бы нормальной. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Павлов. ПАВЛОВ Н. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я должен некоторые азы сначала напомнить, уж извините, просто я спецкурс читал несколько лет по национальной безопасности и военным факторам. Так вот, есть понятие "позитивная демографическая политика", есть понятие "негативная демографическая политика", точнее, отрицательная. Китай долгое время проводил отрицательную демографическую политику, целью которой было "одна семья - один ребёнок", вы знаете это, там были очень жёсткие административные и финансовые меры. Есть позитивная демографическая политика, которой предусматривается стимулирование рождаемости, и есть просто социальная политика. Пособие в 8 тысяч рублей на каждого ребёнка - это элемент социальной политики, когда всем всё даётся одинаково. Позитивная демографическая политика предусматривает стимулирование рождаемости. Этот законопроект - это маленький-маленький шаг по пути к позитивной демографической политике, без которой мы всё равно не обойдёмся. В прошлый раз депутат Воронин говорил об ипотеке, наверное, сейчас опять будет говорить. Я говорю: да, конечно, вносите! Но позитивная демографическая политика включает в себя три составляющие. Первое - это, конечно, финансовая сторона. Это стимулирование рождаемости через выплату государством пособий, направленное именно на рождение второго и третьего ребёнка, что обеспечивает воспроизводство народа и замещение одного поколения другим. Второе - это, конечно, жильё. В ГДР, вы знаете, использовали опыт, когда давали беспроцентные кредиты на жильё, и при рождении второго и третьего ребёнка эти кредиты полностью погашались, то есть жильё было по сути бесплатным благодаря такой политике. И третье - это, конечно, духовная составляющая. До духовной составляющей нам пока не дойти. Почему? Потому, что наши рекламодатели, и телевизионные фирмы, и телеканалы сильнее, чем парламент, президент и правительство, вместе взятые. Но с чего-то надо начинать. Вы отвергли в прошлый раз проект о выплате 100 и 200 тысяч, отвергли - хорошо. Но сейчас-то мы говорим просто о смешных суммах. И когда уважаемый Александр Александрович, представляя позицию комитета, впадает, так сказать, в некие юридические нюансы, то это, конечно, выглядит крайне забавно. Почему? Потому что мы все знаем, что первое чтение - это одобрение концепции. Сегодня от "Единой России" зависит, от того, поддерживает она восстановление населения Российской Федерации концептуально или не поддерживает, именно так стоит вопрос, именно в политической плоскости стоит вопрос, но ни в коем случае, Александр Александрович, не в юридической. Написать про второго и третьего ребёнка в юридических терминах мы можем и во втором чтении - нет проблем! - и всё исправить, то, о чём вы говорили. Сегодня речь идёт о концептуальном подходе. Ваш концептуальный подход: всем по 20 тысяч или всем по 10 - мы поддержим, но это элемент социальной политики, общей социальной политики. Здесь же мы делаем шаг в сторону позитивной демографической политики, о которой говорил президент в первом послании Федеральному Собранию в 2000 году, после чего правительство и начало разрабатывать некую концепцию, которая, конечно, не работает. Мы должны сегодня определиться. Не обращайте внимания на то, что это внесла "Родина", - внесите сами, пусть Воронин внесёт сразу и про ипотеку, и про пособия на детей по рождению, и про увеличение пособий и так далее, и так далее. Мы поддержим. Почему? Потому, что это вопрос принципиальный, это вопрос выживания народа, это вопрос выживания нации, это вопрос выживания государства. Без народа не будет никакого государства - ни сильного, ни слабого, - будут обломки и развалины. Вот о чём идёт речь. И мы сегодня должны определиться принципиально, концептуально, если угодно, поскольку всегда говорят, что в первом чтении мы принимаем концепцию закона. Так вот, вопрос: мы поддерживаем такой подход или нет? Если поддерживаем, надо голосовать за и исправлять. И тогда придёт Чуев на заседание комитета, и я приду, и Воронин придёт, и придёт Останина и все остальные, кто сегодня заинтересован в обсуждении этой проблемы, - и все будем вместе работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Воронин, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Опасения по поводу рождаемости и смертности существуют ещё со средних веков, ещё Мальтус в своём "Опыте народонаселения" указывал на эту проблему. Хочу сказать, что в Советском Союзе она тоже не была решена. С 60-го года ею начинали заниматься, и в 80-х годах был подготовлен доклад, который говорил о том, что всё-таки не удаётся экономическими и социальными методами достичь того, чтобы семья имела столько детей, сколько нужно государству. И то, что происходит сейчас у нас, - это несоответствие интересов государства интересам семьи. Совершенно правильно сказал коллега Павлов, что, пока не будет соответствия этих двух интересов, не будет увеличения рождаемости. Я внимательно слушал докладчика и не знаю, откуда он взял, что семь миллионов семей готовы родить третьего ребёнка, откуда такие цифры. У нас тридцать пять миллионов семей, пять миллионов из них вообще не могут иметь детей по физиологическим причинам. В этом плане сейчас, я знаю, в Фонде социального страхования рассматриваются вопросы, связанные с возможностью предоставлять такую услугу... Не знаю, как по-медицински это называется, в общем, речь идёт о зачатии из пробирки за счёт средств фонда. Поэтому, естественно, эта проблема многофакторная и комплексная. Я внимательно изучал зарубежный опыт: он показывает, что в тех странах, где есть положительные сдвиги, применяется в основном система неденежной компенсации. Например, в такой стране, как Финляндия, компенсация идёт в основном через материнский набор и через предоставление талонов на питание. У нас эта проблема наиболее острая, потому что чем больше мы даём денег... К сожалению, часто возникает обратный эффект. Обычно это семьи с низким достатком, где много детей, и обычно это неполные семьи. 30 процентов браков, кстати, у нас не зарегистрированы, и эти люди имеют детей, о чём тоже нужно помнить. Поэтому, на мой взгляд, количественное увеличение именно прямой и единовременной денежной выплаты может способствовать увеличению количества детей в детских домах. Но это не значит, что не нужно выплачивать, может быть, нужно поменять схему, перечислять средства на счёт ребёнка, как в некоторых странах, делать это ежемесячно, а не разово. Что касается размеров, сейчас в комитете уже есть два законопроекта, и до конца 2006 года, я думаю, мы с вами их примем. Это касается вот этого вопроса и следующего, который будет докладывать тот же докладчик. Первый - об увеличении пособия до размера стоимости материнской корзины. Там две суммы обсуждаются - или 16, или 20 тысяч рублей, чтобы можно было купить коляску и сопутствующие вещи, например одежду для новорождённого. И второй - это увеличение ежемесячной выплаты при нахождении в отпуске по уходу за ребёнком. Там рассматриваются тоже две суммы: одна сумма - 1 тысяча рублей, другая - 1 тысяча 600 рублей. И вот как раз эти вещи в вашем законопроекте совпадают с тем, что сейчас в комитете рассматривается, только хочу сказать, что там это делается более детально, учитываются в том числе и матери-одиночки, и семьи, где будут дети усыновлённые, потому что здесь про них тоже ничего не сказано, и также учитываются семьи, у которых уже есть маленькие дети, но которые не подпадают под этот закон. Поэтому при всей его реальности, реальности тех цифр, которые в нём указаны, закон как бы не подготовлен с точки зрения его применения, и если его принять в таком виде, то матери, родившие детей, будут простаивать в очереди на получение этого пособия до тех пор, пока молоко не потеряют, и мы получим с вами обратный эффект. Поэтому призываю немножко подождать, поактивнее... Депутат Чуев, как ответственный человек, может с комитетом поработать - там все эти документы есть, - и, так сказать, не только ради самопиара, а ради результата доработать и получить хороший закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Олег Николаевич Смолин. По ведению, я так понимаю, вы берёте слово? СМОЛИН О. Н. Да-да, спасибо. Уважаемые коллеги, исключительно в интересах образования я вынужден напомнить Государственной Думе, что, выпуская на рубеже XVIII-XIX веков книгу "Опыт народонаселения", Мальтус пугал нас перенаселением. В России проблема прямо противоположная. Большая просьба к коллегам, кто получил высшее образование, не забывать о средней школе. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По-моему, Воронин не говорил о недонаселении, он говорил, что привлекалось внимание к этой теме. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. Нажмите кнопочку. ИЗ ЗАЛА. ...так вот, вам, как ведущему, спикеру, сидеть на мешке с шерстью и не комментировать, а то вы то в мой адрес, то в другой... Вам нужно было только по ведению, вести нужно заседание, а не комментировать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, я комментирую только... я комментирую текст только в тех случаях... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прекратите кричать. Я комментирую только в тех случаях, когда вижу, что нарушается Регламент или неточно высказывается депутат. Мои права защищены Регламентом. Пожалуйста, уважаемые коллеги, для заключительного выступления предоставляю слово автору законопроекта - депутату Чуеву. В той последовательности, как вы выступали. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы напомнить вам всем, что господин Зурабов, выступая здесь на "правительственном часе" - я думаю, многие это помнят, - как раз поддержал концепцию этого законопроекта, когда мною ему был задан вопрос именно об этом - о втором, о третьем ребёнке и о пособии при рождении ребёнка. Что касается позиции комитета - все нарекания я отметаю. Я хочу сказать, что комитет госпожи Лаховой, уж не знаю, в лице ли председателя, ещё кого-то, просто саботировал рассмотрение этого законопроекта, потому что он находится в комитете огромное количество времени, он ещё в 2005 году был внесён, в начале, по-моему, даже, и самое главное, что он должен был рассматриваться значительно раньше. Относительно возможности исправить его. Да, мне предлагалось отозвать и внести снова. Это значит идти на новое заключение правительства, это значит снова вносить его в Государственную Думу только после заключения правительства, и, значит, снова к моменту его рассмотрения он уже устареет морально. Это замкнутый круг. Поэтому я ещё раз хочу подчеркнуть: концепция законопроекта совершенно понятная. Технические исправления, которые там необходимы, - я с этим абсолютно согласен - легко внести ко второму чтению. Что же касается учёта второго и третьего ребёнка, их очерёдности - коллеги, ну, по дате рождения дети учитываются везде, в любых базах данных, и, если вам хочется, вы можете и здесь это записать при рассмотрении во втором чтении: либо по дате и времени рождения (время тоже ставится, между прочим, если о близнецах речь идёт), либо по очерёдности - после первого второй следует, а не третий, у нас вроде бы счёт у всех одинаковый, мы арифметику учили одну и ту же в школе. Дальше. Если говорить о деньгах, то здесь опять же лукавые цифры. Всего (всего!) Фонд социального страхования должен будет потратить 9 миллиардов, а он уже сегодня 6 миллиардов тратит, так что законопроект на самом деле стоит 3 миллиарда рублей дополнительных средств. Теперь о том, почему семь миллионов семей... Я просто из более чем тридцати четырёх миллионов семей, которые сегодня имеют детей, выделил те, которые находятся в так называемом возрасте предпочтительной фертильности, то есть, грубо говоря, это те семьи, которые по всем показателям могут родить детей, и по здоровью, и по другим факторам. Таких семей сегодня всего семь миллионов, к сожалению, в нашей стране. Что касается того, что социальные меры поддержки второго и третьего ребёнка будут, как говорится, плодить нищету или плодить детей в детских домах. Уважаемые коллеги, на сегодняшний день те женщины, которые рожают детей и потом бросают их, - они и будут продолжать рожать. И те неблагополучные семьи, о которых мы говорим, имеют достаточно много детей сегодня, несмотря ни на что. Семьи нормальные, но бедные, семьи интеллигентные, семьи преподавателей, врачей, учителей, - вот эти семьи часто не имеют детей, а могли бы их иметь, если бы у них была для этого материальная возможность. Надо внимательнее смотреть статистику, и смотреть её по показателям. Тогда вы увидите, что если мы увеличим пособие, если, конечно, в разумных пределах увеличим, на второго и на третьего ребёнка, то это не приведёт к тому, что увеличится рождаемость именно в неблагополучных семьях, она и так достаточно высокая. На мой взгляд, сегодня необходимо срочно принимать этот законопроект, потому что мы движемся к так называемой точке невозврата. Численность населения действительно падает, и хотя занижаются официальные статистические данные, они всё же свидетельствуют о падении численности населения. Я лично провел исследование по каждому субъекту Федерации и имею официальные цифры, официальные ответы от каждого субъекта на этот счёт. Примерно более миллиона людей мы теряем в год. И это реальные цифры. И я могу сказать, что через два-три года ситуация будет ещё более тяжёлой, а через десять - пятнадцать лет её уже будет невозможно исправить. Сегодня у нас есть эти семь миллионов семей. Но когда не будет этих семи миллионов семей, которые смогли бы на первом этапе помочь нам увеличить рождаемость, тогда бесполезно будет увеличивать пособия, потому что просто не хватит количества семей, готовых родить буквально за один, два, три года, что называется. Поэтому я говорю вам: нам нужен скачок, нам нужны резкие меры, меры радикальные. И не надо этого бояться! Я готов к любым правкам, и в том числе к правительственным, во втором чтении, тем более что принципиальных правок не будет. Мы говорим об одном и том же: первый, второй, третий ребёнок. Напишем по дате рождения, напишем, какая очерёдность, напишем: с 2007 года. Что касается бюджета. Нельзя вносить поправки в бюджет до принятия такого закона. Ну это же глупость! Вы сами себя загоняете в тупик! Это совершенно очевидно. Если мы хотим изменить бюджет, а мы будем принимать его осенью, если мы говорим, скажем, о 2007 годе, то нам надо сегодня заложить потенциальные расходы на этот год, чтобы правительство, когда будет определяться, учло эти дополнительные расходы, тем более что сегодня есть откуда их получить. И Фонд социального страхования готов взять на себя эту нагрузку. Проблема только в одном: "Единая Россия" хочет это притормозить, потому что нет санкции правительства. Но фактически Зурабов поддержал этот законопроект. Я ещё раз предлагаю вам сегодня... Я уверен, что подобного законопроекта не поступит от "Единой России". Да, увеличат до 10 тысяч пособие каждому ребёнку, но это ровным счётом ничего не изменит, фактически никакой прибавки не будет, это только компенсирует инфляцию. Кстати говоря, проблема расходов на второго и третьего ребёнка совершенно иная, чем на первого. Если первому ребёнку нужны одни вещи, то второму - другие. Совершенно другие возникают у матери проблемы, когда рождается второй или третий ребёнок. Не надо думать так, что вот есть корзина определённая, есть унифицированный средний набор предметов, которые нужны при рождении ребёнка, и не важно, второй это или третий, или десятый ребёнок. Важно! От этого очень сильно зависят расходы. Может быть, от первого ребёнка что-то остаётся и переходит ко второму, но при этом у матери сокращаются возможности для получения дополнительных доходов, а при третьем ребёнке они вообще исчезают практически. Поэтому я ещё раз предлагаю вам поддержать этот законопроект. Всё, что здесь говорилось... Ни одного принципиального возражения от комитета я не услышал. Всё это чистая формальность и просто желание вообще не рассматривать эту проблему. Я абсолютно уверен, что комитет подобный законопроект сам не внесёт просто потому, что он и не собирается ничего подобного вносить. А компенсировать инфляцию простым, арифметическим увеличением пособия до 10 тысяч рублей - это не изменит ситуацию в принципе, это не проведение демографической политики. А нам сегодня нужна именно демографическая политика, об этом говорил и президент, об этом в принципе говорил и Зурабов, выступая здесь, на "правительственном часе", и он поддержал это. Я призываю вас поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость... Заключительное слово предоставляется депутату Сизову. Включите микрофон по карточке Ковалёва Николая Дмитриевича. СИЗОВ А. А. Уважаемые коллеги, хотелось бы ответить коллеге Чуеву. Комитет, конечно, никогда не саботировал принятие этого законопроекта. Вы осенью представили его нам в комитет (осенью!) - и, смотрите, весной мы уже рассматриваем, и к тому же после получения заключения правительства и так далее, после соблюдения всех необходимых процедур. Но принимать законопроект именно в таком виде, о чём я говорил, мы не рекомендуем. Но вы не хотите слышать самого главного - что комитет уже внёс в правительство... Мы говорили о 20 тысячах рублей при рождении ребёнка. И я уверен, что это будет принято и заложено в бюджете на 2007 год. А вот как вы предлагаете - этого, конечно, делать ни в коем случае нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Нет. Представитель правительства? Отсутствует, что плохо. Делаю замечание представителю правительства в связи с его отсутствием, когда обсуждаются законопроекты. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Комитет высказал отрицательное мнение по данному законопроекту. Включите, пожалуйста, режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, есть правила, как себя вести в зале заседаний Государственной Думы. Пожалуйста, если вы хотите высказаться, нажмите на кнопку, и я вам дам слово. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. А без нажатия вы не хотите дать слово? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Без нажатия нет, у нас нет такого порядка. Я прошу руководство фракции разобраться с господином Макашовым, потому что он просто мешает вести заседание. Я никакого Регламента не нарушал, Альберт Михайлович, чтобы вы знали. Нарушил Регламент депутат Смолин, потому что я его спросил: "Вы по ведению?", а он высказался не по ведению. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 34 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 157
О проекте федерального закона № 249613-4 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части увеличения и дифференциации размера единовременного пособия при рождении ребёнка в зависимости от очерёдности рождения детей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, депутат Чуев отзывает сегодня с рассмотрения пункты 16 и 17 и просит перенести их на 14 апреля. Нет возражений? Хорошо.